Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса из гипса"

Жирова Ольга Владимировна

Игрушки-сувениры, сделанные из гипса – очень интересное занятие. И в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Гипс в последние годы стал очень популярным материалом для поделок и украшения интерьеров: его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с гипсом доставляет удовольствие и радость. Декоративно - прикладное творчество призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Приобретённые знания  и навыки работы с гипсом помогут учащимся в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность и красоту, выполненную самостоятельно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_iz_gipsa.docx67.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей областной детский оздоровительно-образовательный центр

«Юность»

Принята на заседании методического (педагогического) совета от

«____»__________20___г.

Протокол №____________

Утверждаю:

Директор ГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность»

_____________/Т.В.Кондикова/

«____»_______________________20___г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Чудеса из гипса»

Возраст детей – 7-14 лет.

Всего 12 ч.

Автор-составитель:

Жирова Ольга Владимировна,

педагог  дополнительного

образования,  высшей

квалификационной категории.

Димитровград, 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка.

Направленность.

Актуальность.

Отличительные особенности.

Адресат.

Объём программы.

Срок реализации программы

Режим занятий

Формы обучения.

Особенности  организации образовательного процесса.

3

3

3

4

5

5

5

5

5

2. Цель и задачи программы.

5

3. Содержание программы:

    Учебный план для смены продолжительностью 3–4 дня.

    Учебный план для смены продолжительностью 5-7    дней.

    Учебный план для смены продолжительностью 21 день.

    Содержание учебно-тематического плана. 

7

7

8

9

4. Планируемые результаты.

11

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

12

Календарный учебный график.

Условия реализации программы.

Формы контроля  (аттестации).

Оценочные материалы.

Методические материалы.

12

13

13

13

16

III.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

20


  1.  КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка.

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа

«Чудеса из гипса»  - является  программой  художественной  направленности.  Программа  реализуется с  2011 года.

Программа разработана в соответствии со статьями 2, 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» №1008 от 29.08.2013 г., Положения «О дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах», утвержденного Т.В. Кондиковой, директором ГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность», приказ № …   от 1.09.2016г.

Актуальность   программы обусловлена тем, что в настоящее время  искусство декоративного оформления является одним из самых массовых видов художественного творчества.

Игрушки-сувениры, сделанные из гипса – очень интересное занятие. И в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Гипс в последние годы стал очень популярным материалом для поделок и украшения интерьеров: его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с гипсом доставляет удовольствие и радость. Декоративно - прикладное творчество призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Приобретённые знания  и навыки работы с гипсом помогут учащимся в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность и красоту, выполненную самостоятельно. Данная  программа  способствует  формированию  основ  общечеловеческой культуры,  приобретению  общих  умений  в  практической  деятельности,  а также опыта продуктивно-творческой деятельности.

Программа способствует развитию индивидуального творческого воображения, возможностей и дарований обучающихся к рукодельным работам посредством расширения общекультурного кругозора.

Достоинством программы является то, что гипс доступен ребятам всех возрастов, в выполнении изделий используются экологически чистые материалы, не требующих больших материальных затрат для исполнения. Занятия в детском объединении дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, наконец, дают определённые навыки в работе с гипсом.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она разработана для реализации в ДООЦ «Юность».

Специфика предполагаемой деятельности учащихся обусловлена особенностями образовательного процесса, приспособленного к особым условиям центра: краткосрочность пребывания учащихся в центре, переменность контингента, разновозрастный состав учащихся. В содержании программы учебный план составлен отдельно для смен от 3-х до 4-х дней, от 5-и до 7-и дней и 21- день в период летних каникул.

Адресат.

Программа предназначена для участников профильных смен в ДООЦ «Юность», в возрасте от 7 до 17 лет.  В детское объединение принимаются дети с разной степенью подготовленности  и склонностью к творчеству.  Численный состав детей в группе от 10 до 15 человек.

Для зачисления в творческое объединение «Чудеса из гипса», не нужны специальные знания и подготовка. В объединении могут заниматься учащиеся как одного возраста, так и разновозрастного состава (7-13 лет, 14-17 лет). Комплектование в группу учащихся одного возраста позволяет строить занятия соответственно с их возрастными особенностями, определять организацию коллективных работ, правильно запланировать время для теоретических и практических работ.

По наблюдениям, беседам выявляются склонности детей и, учитываются педагогические требования. Предлагаются те темы работ, которые больше нравятся детям. Работы для ребят подбираются с учётом возраста, сначала простые, постепенно переходя к более сложным.

Объём программы.

Максимальное количество часов, отведённых для реализации программы:

  • при продолжительности смены  21 день - 12ч.;
  • при продолжительности смены  5-7 дней - 4ч.;
  • при продолжительности смены  3-4 дня - 2ч.

Срок реализации программы - одна лагерная смена.

Режим занятий - каждая группа занимается 2 раза по 2 академических часа с перерывом 10 минут,  для смен продолжительностью от 5 дней.

Формы обучения.

Реализации  краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – очная.

Особенности  организации образовательного процесса.

В основе обучения лежат групповые и индивидуальные занятия.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части.  Большее количество времени занимает практическая  часть. Форму занятий можно определить как  творческую, самостоятельную  деятельность детей. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы для  коллективного творчества.

 2. Цель и задачи программы.

Цель программы

Формирование устойчивого практического интереса обучающихся к виду декоративно-прикладного искусства «скульптурное изображение из гипса». Создание условий для творческого самовыражения детей.

 Задачи программы        

Образовательные:

  • познакомить с происхождением, свойствами и промыслами гипса;
  • научить  простейшим технологическим операциям при работе с гипсом, понимать значение терминов: взять в пропорции, залить, высушить, вдавить;
  • научиться основным приёмам изготовления  поделок из гипса, уметь работать с дополнительным материалом (красителями);

Развивающие:

  • развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение, мышление, память, познавательный интерес к выполнению поделок;
  • развивать и совершенствовать творческие навыки детей, в работе с технологическими картами, выполнять изделие по технологическим картам, рисункам, пользоваться простыми схемами и  описаниями работы;;

Воспитывающие:

  • формировать культуру  поведения, настойчивость, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость;
  • уметь организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • в процессе работы ориентироваться на качество изделий.
  • уметь экономно и рационально расходовать материалы;
  • соблюдать правила безопасной работы и   личной гигиены с инструментами, гипсом, красками, лаком;
  • воспитывать стремление к самостоятельной деятельности, к доведению начатого дела до конца;
  •  формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

3. Содержание программы:

Учебный план для смены продолжительностью 21 день.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Правила безопасной работы с гипсом, красками.

Знакомство со свойствами гипса и его применение.

1

1

Беседа, рассказ.  Демонстрация  готовых поделок.

Соблюдение правил ТБ.

Опрос.

2.

Основа замешивания гипса. Заливка форм гипсом.

1

1

Рассказ, демонстрация,

практическая работа

Соблюдение правил ТБ.

Готовые изделия

3.

Забавные поделки.

2

2

Демонстрация,

практическая работа

Соблюдение правил ТБ.

Готовые изделия.

4.

Фото-рамки.

Заливка рамочки.

Раскрашивание

2

2

Беседа Демонстрация,

практическая работа, технологические карты.

Соблюдение правил ТБ.

Готовые изделия.

5.

Игрушка-сувенир.

2

2

Беседа Демонстрация,

практическая работа,

Соблюдение правил ТБ.

Готовые изделия.

6.

Коллективные композиции.

3

1

2

Беседа Демонстрация,

практическая работа,

Соблюдение правил ТБ.

Готовые изделия.

8.

Итоговое занятие. Оформление стенда-выставки.

1

1

Соблюдение правил ТБ.

Готовые изделия.

Всего по программе

12

2

10

 Содержание учебно-тематического плана.  

1. Вводное занятие. 

Правила безопасной работы с гипсом, красками.

Знакомство со свойствами гипса и его применение.

Теория: Игра «Давайте знакомиться». Знакомство с программой обучения, Знакомство со свойствами гипса и его применение.

Правила техники безопасности Материалы и инструменты. Демонстрация изделий из гипса. Беседа «История возникновения гипса», «Декоративно-прикладное творчество».

2. Основа замешивания гипса. Заливка форм гипсом. 

Теория: Продолжать закрепление ТБ. Показать технологию заливки гипсового раствора в формы, подготовку форм и уход за ними. Понимать значение терминов: взять в пропорции, залить, высушить, вдавить. Виды работ из гипса. Дать начальные сведения о материалах и инструментах для работы.

Практика: выполнение простейших изделий из гипса: заливка форм из набора барельеф. Закрепление навыков замешивания.

3. Забавные поделки.

1. Заливка: «Птичка», «Машина», «Снегири», «Поросёнок», «Слон»,                        «Мишка», «Петух», «Ангел», «Дед Мороз».

2. Раскраска  поделок.

Теория: Продолжать закрепление ТБ. Продолжить обучение и закрепление основных приемов заливки из гипса, последовательное выполнение работ по раскрашиванию  и оформлению  поделок.

Практика: Закрепление полученных знаний и навыков по заливке гипса. Правильность сушки изделий, удаление неровностей, шлифовка. Подготовка изделий к покраске. Закрепление полученных знаний и навыков работе с гипсом, изготовление поделок, раскрашивание и оформление поделок.

4. Фото – рамки.

1. Заливка рамочек.

2. Раскраска  рамочек.

Теория: Продолжать закрепление ТБ. Продолжить обучение и закрепление основных приемов заливки из гипса. Беседа о возможности изготовления фоторамки своими руками, в короткий срок из гипса. Знакомство с основами художественной росписи.

Практика: Закрепление полученных знаний и навыков по заливке гипса. Подготовить формы для заливки фотографий, приготовить гипсовый раствор. Залить формы. Высушить готовые изделия. Раскрасить.

5. Игрушка-сувенир.

 Изготовление панно «Маска», «Цветы».

1.Заливка.

2. Раскрашивание.

Теория: Продолжать закрепление ТБ. Продолжить обучение и закрепление основных приемов заливки из гипса. Беседа о возможности изготовления сувенира своими руками, в короткий срок. Знакомство с основами художественной росписи.

Практика: Последовательное выполнение и оформление сувениров на память. Закрепление полученных знаний и навыков по заливке гипса. Проверить правильность сушки изделий, удаление неровностей, шлифовка. Подготовка изделий к покраске. Подбор краски, последовательное раскрашивание  и оформление сувениров.

6. Коллективные композиции.

Как пример – объёмная композиция «Зоопарк», «Шахматы», «Гороскоп».

Теория: Продолжать закрепление ТБ. Продолжить обучение и закрепление основных приемов заливки из гипса. Беседа «Последовательное выполнение и оформление коллективной композиции».

 Практика: Закрепление полученных знаний и навыков замешивания гипса, изготовление композиции, раскрашивание, лакировка и оформление объемной композиции

7. Итоговое занятие. Оформление стенда-выставки.

1Подготовка изделий, лакировка.

2. Оформление выставки.

Теория: Продолжать закрепление ТБ. Обучение декоративному оформлению различных поделок, коллективных работ к выставке.        

Практика: Высушить изделие и покрыть лаком. Познакомить учащихся с правилами  покрытия  лаком готовых, раскрашенных изделий из гипса. Оформление работ в рамочки.  Формировать у учащихся практические навыки оформительской деятельности.

Организация выставки.

Достижения детей важно демонстрировать окружающим. С этой целью устраиваются выставки. Каждый выставочный экспонат сопровождается этикеткой с указанием имени и фамилии автора, сколько лет, район или город. Выставка – это место обмена опытом.

4. Планируемые результаты.

В рамках реализации цели  и содержания дополнительной общеразвивающей программы успешно реализуются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы, а также определяются основные знания, умения и навыки.

  • Предметные результаты:
  •  знать название материала и его свойства;
  • знать правильные названия и назначение инструментов, материалов;
  • свободно пользоваться инструментами;
  • научиться основным приёмам изготовления  поделок из гипса, уметь работать с дополнительным материалом (красителями); знать способы обработки поделок из гипса;

Метапредметные результаты:

  • уметь выбирать необходимые материалы, инструменты, прослеживать операции по изготовлению изделий, контролировать правильность своих действий;
  • уметь организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • уметь читать технологические карты; выполнять изделие по технологическим картам, рисункам, пользоваться простыми схемами и  описаниями работы;

Личностные результаты: 

  • проявлять устойчивый познавательный интерес к выполнению поделок;
  • проявлять дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оценивать результат своего труда;
  • в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива;
  • участвовать  в выставках.

II.  КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ:

Календарный учебный график

Календарный учебный график является обязательным приложением к образовательной программе и составляется для каждой учебной группы (прилагается в конце программы).

Срок обучения

месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

Всего часов по плану

Всего часов отработанных  по  факту

Профильные смены

05.09.- 08.09.

08.09.- 12.09.

12.09.- 16.09.

16.09.- 20.09.

21.09.- 24.09.

26.09.- 16.10.

17.10.- 20.10.

20.10.- 24.10.

24.10.- 27.10.

28.10.- 30.10.

30.10.- 07.11.

07.11.- 12.11.

13.11.- 18.11.

18.11.- 23.11.

24.11.- 28.11.

29.11.- 02.12.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Количество часов по программе

практика

теория теория

всего Всего

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы «Чудеса из гипса» используются:

  •  Методическое обеспечение  включающее дидактический материал и методические разработки:

- учебно-наглядные пособия - фото, образцы изделий,

- литература, тематические папки, авторские работы;

- раздаточный материал: индивидуальные комплекты дидактического материала - трафареты, шаблоны, таблицы-памятки, технологические карты, рекламный буклет объединения «Чудеса из гипса».

  • Материально-техническое обеспечение:

- учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими  нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий, образцов изделий, оформленные стенды;

- формы для заливки, ёмкость для замешивания, мерные ложки;

- гипс;

- бесцветный быстросохнущий лак;

- инструменты: кисти №2, №3, канцелярские ножи, рамки разных размеров, клей ПВА, простые карандаши, акварельные краски, гуашь, баночки для воды;

  • Информационное обеспечение:

-  презентация;

- компьютер

- магнитофон

- цифровой фотоаппарат

Формы контроля (аттестации)

Для определения результативности усвоения программы используются различные формы контроля: опрос, анкетирование, тест, проверочные задания, наблюдение. Формой итоговой аттестации является выставка детских работ в конце смены.

Оценочные материалы.

Для выявления уровня развития творческих и коммуникативных способностей разработаны индивидуальные диагностические карты, анализ которых позволяет отследить результативность образовательной программы.      

  1. На занятиях детского объединения «Чудеса из гипса» проводится:
  •   входная диагностика (приложение 1).
  •  текущая диагностика (приложение 2).
  •  итоговая  диагностика (итоговая анкета), (приложение 3).

  1. Диагностика достижений воспитанников.

Отслеживание результатов реализации программы проходит в процессе анализа и оценки выполненных  работ. Для каждого учащегося конкретными  показателями его успехов являются:

  •  Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый визуально, и педагогом и детьми.
  •  Скорость выполнения заданий и четкость ориентировки при выборе способов их успешного выполнения.
  •  Активное участие в коллективных работах и коллективных мероприятиях.

        

Оценка производится в соответствии с уровнями развития:

  • высокий уровень (качество ярко выражено);
  • средний уровень;
  • низкий уровень.
  • нулевой уровень (качество не проявляется).

  1. Проводимый в конце смены на итоговом занятии  тест, даёт возможность  оценить теоретические знания  обучающихся.

Контрольные вопросы:

  1.   С какими материалами работает скульптор?

        2.   Какие средства выразительности ты знаешь?

        3.   В каких пропорциях необходимо замешивать гипсовый раствор?

        4.   Назови известные тебе виды росписи игрушек.

        5.  Какие инструменты и материалы используются при работе с гипсом?

        6.   Какие способы обработки  поделок из гипса ты знаешь?

Методические материалы.

Программа творческого объединения «Чудеса из гипса» основана на общечеловеческих ценностях, культуре общения, воспитании желания  сделать, что-либо своими руками. Для зачисления в творческое объединение не нужны специальные знания и подготовка, зачисляются все желающие. В объединении могут заниматься учащиеся разновозрастного состава.

Первые 2 занятия основные – дают теоретические знания (техника безопасности работы, основы замешивания гипса, пропорции, технические приёмы оформления и т.д.), на основе которых проводятся все остальные – практические занятия, не зависимо от их количества.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

Теоретическая часть дается в начале занятия в форме беседы. Это может быть повтор пройденного материала, объяснение нового с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим  освоением темы. Использование наглядных пособий повышает интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются различные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

Практическое занятие проводиться в коллективной или индивидуальной форме, главной решаемой задачей является развитие технических навыков и художественных способностей детей. Практические работы включают изготовление, оформление поделок самостоятельно или с использованием технологических карточек, соблюдение правил гигиены, санитарии и техники безопасности.

        В процессе занятий используются различные формы:

Беседа, как метод обучения представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом.

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Наблюдение. В процессе наблюдения за детьми не только фиксируются факты, навыки и умения, но и намечаются пути педагогического воздействия на каждого отдельно взятого ребенка.

Итоговое занятие создаёт условия для развития специальных творческих способностей детей. В подготовке такого занятия необходим творческий подход, типовой структуры здесь не предполагается.

Занятия лучше проводить в специальном помещении. Помещение должно хорошо проветриваться и иметь хорошее освещение. В нём должны быть столы  и стулья, стенды. Шкафы для хранения инструментов, материалов, для размещения образцов, наглядного методического материала  и готовых изделий. Обязательно должны быть полки для материалов (кистей, красок, мелков и т.д.) и для готовых работ. Работы нужно на каждом занятии подписывать, чтобы не было путаницы, где чьи. Это поможет при оформлении выставки.

Чтобы процесс обучения не был для них в тягость, необходимо разнообразие методов и форм проведения занятий.

Основные ведущие методы  и принципы.

В ходе реализации программы используются следующие методы:

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно–демонстративный;
  • репродуктивный;
  •  частично-поисковый;
  • исследовательский

При определении содержания деятельности учитываются следующие

принципы:

  • воспитывающего характера труда;
  • доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • наглядности;
  • научности.

В данной программе заложен большой воспитательный потенциал. Во время обучения дети получают заряд положительной энергии,  возможность попробовать и испытать себя путём развития творческой активности, осознают значимость коллективной деятельности. Что в дальнейшем  скажется на формировании их активности жизненной позиции. В конечном итоге – воспитание и развитие творчески активной личности.

  1.  Список использованной литературы

Список литературы для педагога:

  1.  «Большая энциклопедия развивающих игр и поделок» К.Чернер. Мн.:ООО «Попурри»2005
  2. Возвращение  к истокам: Народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. Пособие/Под Ред. Т.Я. Шпикаловой. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.-272с.-(Воспитание и дополнительное образование школьников).
  3. Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2009.
  4. Горичева В.С, Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 2008. – 192 с., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
  5. Детям о традициях народного  мастерства. Осень: Учеб.- метод. Пособие: В 2ч./Под  Ред. Т.Я. Шпикаловой.- М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2011.-ч.2.- 272с.- (Воспитание и дополнительное образование школьников).

Список литературы для учащихся

  1. Ариарский С., Сто удивительных поделок. Художественное выпиливание. – М.: Детская литература, 2011
  2. «Библиотечка юного художника».- М., Юный художник,2010.
  3. Журналы «Коллекция идей»
  4. Журналы «Юный художник», «Ручное творчество»
  5. Поделки и сувениры    «Украшаем дом»- Москва - изд. «Мой мир»- 2008г.
  6. Савицкий С.Л. Работа с глиной, гипсом и папье-маше / С.Л. Савицкий. – М.: «Просвещение», 2015.

Электронные ресурсы:

  1. Газета «1 сентября»: www.1september.ru
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
  3. Сеть творческих учителей: http://it-n.ru
  4. Электронная библиотека учебников и методических материалов: http://window.edu.ru/
  5. Эл. Сайты-http.   «Википедия», «Страна Мастеров», - «Мир дизайнеров», «Делаем сами, своими руками», «Мой мир- рукоделие» http://stranamasterov.ru 
  6. "Энциклопедия Технологий и Методик" http://www.patlah.ru
  7. http://snegurka.khv.ru/atree/toys