Рабочая программа по ВУД 5 класса

Тимоничева Лада Васильевна

Рабочая программа для учащихся 5 класса по декоративно-прикладному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vud.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение города Мценска

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

Тимоничевой Лады Васильевны

(высшая квалификационная категория)

по внеурочной деятельности «Рукодельница»

5-6 классы

 

Рассмотрена

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от ___ августа 20__г.

Утверждена

приказом директора школы

от ______________г. №_____

 

  2017 - 2018 учебный год

Пояснительная записка

         Данная программа по внеурочной деятельности предназначена для обучения декоративно-прикладному искусству учащихся 5-6 классов. Программа составлена на основе:

  • Федеральных государственных стандартов основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 №1897)
  • Закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации №273 - ФЗ от 29.12.2012"
  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 5марта2004 №1089)

           ВУД осуществляется в форме "Творческой мастерской", организовывается  на базе 5-6 классов  Методика и организация этой работы позволяют привлечь многих учащихся всех возрастов к самым различным видам самостоятельной творческой деятельности. В творческую мастерскую может прийти ученик любого класса в любое время учебного года и включиться в работу по любой из предложенных тем, если какая-то тема не заинтересовала детей, предлагается другая.

        На занятиях, создавая красоту своими руками из недорогих и бросовых материалов, обучающиеся смогут освоить необходимые технологические и дизайнерские способы деятельности, приобрести трудовые умения и навыки.

        Цель программы – формирование у обучающихся основ художественной культуры средствами народного и современного искусства.

        Задачи:

        Обучающие:

  1. Познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
  2. Научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
  3. Обучить технологиям разных видов мастерства.
  4. Способствовать созданию оригинальных произведений декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива.

        Воспитательные:

  1. Приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.
  2. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности).
  3. Способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
  4. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Развивающие:

  1. Развивать природные задатки, творческий потенциал ребёнка.
  2. Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, наблюдательность, воображение, память, глазомер, совершенствовать моторику рук.
  3. Развивать положительные эмоции и волевые качества.
  4. Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели.
  5. Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

        1. Личностные универсальные учебные действия: 

        развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании .

        2. Метапредметные результаты:

        2.1. Регулятивные универсальные учебные действия: 

        способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры .

        2.2. Познавательные универсальные учебные действия:

формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества; владение различными техниками работы с материалами; приобретение практических навыков различного вида мастерства.

        2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия: 

        умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

        3. Предметные результаты: 

        овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; обеспечение сохранности продуктов труда; освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и его выдающимися деятелями; расширение кругозора; испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

        Конкурсы и выставки способствуют формированию и поддержке ситуации успеха для каждого обучающегося, а также и процессу обучения. Результативность освоения программы внеурочной деятельности можно отследить путём архивирования творческих работ после каждого изучаемого раздела.

        Подобная же организация учёта знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности используется и в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. На начальном этапе обучения планируется входное анкетирование, тестирование. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется путём анализа и отбора творческих работ для выставок.

Содержание программы. 5 класс.

Раздел 1. Введение. 

Тема 1.Вводное занятие.

Знакомство с содержанием и задачами курса "Рукодельница". Мотивирование на участие в выставках, конкурсах.  

Раздел 2. Работа с природным материалом

Тема 2. Работа с природным материалом. Флористика.

Беседа о природе, как источнике вдохновения для творческих людей. Представление о разнообразии и доступности природного материала, удобство использования в ДПИ.

Тема 3. Разработка эскиза.

Подготовка основы для панно. Подбор природных материалов для изготовления флористического панно. Разработка эскиза.

Тема 4. Изготовление панно.

Технология изготовления панно. Практическая работа «Изготовление панно».

Тема 5. Окончательная обработка панно.

Практическая работа « Изготовление панно. Использование дополнительных материалов».

Раздел 3. Работа с бумагой.

Тема 6. . Топиарий. Общие  сведения. Разнообразие материалов для изготовления изделий

Деревце счастья, которое можно сделать своими руками. Топиарий – это деревце с круглой кроной. И выбор шара не случаен. С давних времен круг символизирует бесконечность, движение, жизнь. А это люди и считали счастьем. Поэтому деревце считалось символом счастья, сувениром, который может материализовать заветное желание. Детали можно изготовить из бумаги, ткани, лент, природных материалов и т.д.

Тема 7. Технология изготовления модулей из трехслойных салфеток

Инструктаж "последовательность изготовления модулей из трехслойных салфеток". Практическая работа учащихся.

Тема 8. Подготовка основы для топиарий.

Сообщение о материалах необходимых для изготовления основы топиарий, о вариантах и способах изготовления. Практическая работа учащихся.

Тема 9. Изготовление дополнительных деталей

Рассказ о разнообразии способов украшения дерева счастья. Демонстрация слайдов на ПК вариантов оформления топиарий, выбор дополнительных деталей. Практическая работа учащихся.

Тема 10. Монтаж топиарий

Инструктаж по монтажу изделия из модулей, обратить внимание на аккуратность и эстетичность готового изделия. Практическая работа учащихся.

Тема 11. Декорирование топиарий

Обсуждение учащимися вариантов украшения дерева счастья, выбор подходящих элементов из принесенных материалов, помощь друг другу советами и материалами.

Тема 12. Окончательная доработка топиарий. Мини-выставка.

Оценка изделий, устранение недостатков. Мини-выставка

Раздел 4. Бисер. Основы низания.

Тема 13. Исторические сведения о бисере, знакомство с различными техниками работы с бисером. 

Беседа по технике безопасности. Знакомство с материалами и приспособлениями. Организация рабочего места. Исследование свойств бисера и стекляруса. Знакомство с упражнениями для глазных мышц.

Тема 14. Изготовление игрушки на проволочной основе. 

Инструктаж о способах закрепления первой бусинки. Обучение пользования схемой. Закрепление последней бусины. Практическая работа  "Нанизывание бусин на нить с опорой на одну из предложенных схем"  

Тема 15. Сувениры из бисера на проволочной основе.

Способ параллельного низания. Закрепление пользования схемой. Практическая работа «Нанизывание бисера на проволоку с опорой на одну из предложенных схем»

Тема 16. Объемные сувениры на леске.

Рассказ об особенностях работы параллельного  низания на леске. Пользование схемой. Практическая работа  "Изготовление сувенира на леске"  

Тема 17. Объемные изделия на смешанной основе.

Понятие о возможности работы с бисером на смешанной основе (проволока, леска) для изготовления объемного реалистичного животного. Практическая работа "Изготовление лисы, лягушки, павлина (по выбору)"

Тема 18. Итоговая творческая работа.

Разработка и изготовление авторской творческой работы с использованием пройденных способов низания бисером.

Раздел 5. Керамическое тесто

Тема 19. Керамическое тесто.

Исторические сведения о соленом (керамическом) тесте. Разнообразие рецептов керамического (соленого) теста. Просмотр поделок учащихся прошлых лет.

Тема 20. Разработка эскиза для фото рамки.

Практическая работа "Разработка эскизов фото рамки из керамического теста".

Тема 21. Изготовление фото рамки.

 Инструктаж по замешиванию цветного керамического теста,  работа в группах. Практическая работа "Изготовление фото рамки по эскиз".

Тема 22. Использование в работе дополнительных материалов.

Выявление недостатков. Практическая работа -  исправление деформации после сушки. Использование дополнительного декорирования изделия по желанию.

Тема 23. Окончательная обработка рамки.

Правильное хранение и использование фото рамки из керамического теста. Практическая работа "Покрытие поверхности рамки лаком, соблюдая технику безопасной работы".

Раздел 6. Художественная обработка бросового материала

Тема 24. Экологическая культура человека. Использование бросового материала в современном прикладном искусстве.

Экологическая обстановка  в мировом масштабе, а также города. Понимание необходимости ответственного отношения к окружающей среде и о возможности использования бросового материала как артобъекта. Наглядные примеры использования вторсырья для ДПИ.

Тема 25 Экскурсия по району школы "Актуальность экологических проблем"

Формировать понятие об экологической культуре:  бережное, ответственное отношение к природе;   воспитывать эстетическое и нравственное отношение к родной природе;

Тема 26. Игрушки из полиэтиленовых  пакетов.

Просмотр  слайдов с изделиями из полиэтиленовых пактов. Инструктаж по изготовлению изделий. подготовка  к выполнению творческого проекта "Изготовление изделий из вторсырья" Разработка вариантов.

Тема 27.  Изготовление игрушки. Декорирование  игрушек

Практическая работа учащихся

Тема 28. Изготовление изделий коктейльных трубочек и пластиковых бутылок

Демонстрация вариантов изделий из трубочек и пластиковых бутылок. Предложение изготовить коллективную работу

Тема 30. Изготовление деталей изделия

Практическая работа учащихся по инструкционным картам и шаблонам

Тема 31 Монтаж панно или букета. Декорирование изделий

Коллективная работа по сборке деталей изделия, доработка мелких деталей, украшение дополнительными материалами

Раздел 7. Выставки, конкурсы, экскурсии

Тема 30. Выставки, конкурсы, экскурсии

Участие в школьных, городских выставках и конкурсах детского творчества, посещение Мценской художественной галереи. Коллективный выбор лучших работ для участия в школьных и городских выставках и конкурсах детского творчества. Возможность проявить свои творческие способности и возможности.

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

Иванникова И.В.

_______________________

Протокол № ___ от

«____»____________2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР Юдина Л.П.

__________________________  

«____»____________2017 г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ г. Мценска  «Средняя школа № 9» Полякова В.В.

___________________  

 «___»_____________2017 г.

Календарно-тематическое планирование

5класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

1

Вводное занятие.

1

Работа с природным материалом 7ч.

1

Работа с природным материалом. Флористика

1

2

Разработка эскиза. Подготовка основы для панно, букета

2

3

Сбор материала. Изготовление панно, букета

2

4

Окончательная обработка панно, букета, композиции

2

Работа с бумагой 16ч.

5

Топиарий. Общие  сведения. Разнообразие материалов для изготовления изделий

2

6,7

Технология изготовления модулей из трехслойных салфеток

4

8

Подготовка основы для топиарий

2

9

Изготовление дополнительных деталей

2

10

Монтаж топиарий

2

11

Декорирование топиарий

2

12

Окончательная доработка топиарий. Мини-выставка

2

Бисер. Основы низания 14ч.

13

Исторические сведения о бисере. знакомство с различными техниками работы с бисером.

2

14

Изготовление игрушки на проволочной основе

2

15

Сувениры из бисера на проволочной основе

2

16

Объемные сувениры на леске

2

17

Объемные изделия на смешанной основе

2

18

Итоговая творческая работа

2

19

Выставка работ учащихся

2

Керамическое тесто 10ч.

20

 Разработка эскиза для фото рамки

2

21

Материалы и приспособления для работы с тестом. Замес цветного теста

2

22

Изготовление фото  рамки

2

23

Использование в работе дополнительных материалов

2

24

Окончательная обработка рамки

2

 Художественная обработка бросового материала 18ч.

25

Экологическая культура человека. Использование бросового материала в современном прикладном искусстве

2

26

Экскурсия по району школы

"Актуальность экологических проблем"

2

27,28

Игрушки из полиэтиленовых  пакетов. Разработка вариантов игрушки

4

29

Изготовление игрушки. Декорирование  игрушек

2

30

Изготовление изделий коктейльных трубочек и пластиковых бутылок

2

31

Изготовление деталей изделия

2

32,33

Монтаж изделия. Декорирование изделий

4

Выставки, конкурсы, экскурсии 1ч.

34

 Итоговые выставки, конкурсы, экскурсии

2