Программа доп образования "Горячий батик"2016
Программа доп. образования
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт дополнительного образования
СОГЛАСОВАНО Председатель экспертного совета по дополнительному образованию ГБОУ ВО МГПУ ____________________/ / Протокол №_____ от _________________ | УТВЕРЖДАЮ Первый проректор ГБОУ ВО МГПУ _________________Е.Н. Геворкян «_____»______________2016 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Горячий батик»
(72часа)
Автор курса:
Калугина Юлия Николаевна к.п.н.,
преподаватель
Москва, 2016
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Актуальность программы
Актуальность программы состоит в том, что декорирование тканей – один из интереснейших и увлекательных видов современного декоративно-прикладного искусства, который вдохновляет не только профессиональных художников и дизайнеров на создание уникальных художественных произведений, но не оставляет равнодушными обычных зрителей. Изделия, выполненные в технике ручной росписи ткани красивы, оригинальны и востребованы как объекты современного искусства, сувенирная продукция и как утилитарные изделия – предметы одежды или детали оформления интерьера. Технологии ручной росписи позволяют получать эффектные изображения на ткани даже людям, не имеющим специальной художественной подготовки. Освоив необходимые технические приемы, даже ребенок сумеет выполнять не сложные, но самобытные декоративные работы на текстильных материалах. Занятия ручной росписью ткани развивают воображение, эстетический вкус, позволяют самовыражаться в материале, прививают интерес к художественному творчеству, формируют изобразительные навыки.
Занимаясь декорированием текстильных материалов, учащиеся приобщаются к прикладному искусству, развивают творческие способности, приобретают новые и совершенствуют уже имеющиеся специальные изобразительные навыки, позволяющие выполнять разнообразные художественные работы на ткани: от простого фактурного окрашивания до сложных многоцветных орнаментов и декоративных композиций.
Программа «Горячий батик» предполагает изучение основ художественного оформления текстильных изделий и технологии ручной росписи ткани, позволяет освоить технические приемы, необходимые для самостоятельного творчества в различных видах декоративных работ: от орнаментации предметов одежды или элементов интерьера до создания картин.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Цель реализации программы: приобретение дополнительных теоретических знаний в области художественного оформления текстильных изделий и формирование практических навыков, направленных на освоение технологии ручной росписи ткани, для самостоятельного творчества в области декоративно-прикладного искусства.
Задачи реализации программы:
• изучить специфику стилизации, декоративной композиции, орнаментации, дизайна изделий и гармонизации цвета, характерную для ручной росписи ткани в технике горячего батика;
• познакомить с художественными особенностями и творческими возможностями росписи ткани в технике горячего батика;
• научить применять полученные знания для творческой работы с конкретным материалом, соблюдая требования технологии.
• сформировать систему практических навыков и умений, необходимых для освоения ручной росписи ткани в технике горячего батика;
• развивать внимание, память, воображение, образное, абстрактное, логическое и аналитическое мышление, творческие способности в процессе художественно-поисковой и практической деятельности по созданию эскизов и воплощению их в материале;
• формировать адекватную оценку собственной творческой деятельности;
• развивать эстетический вкус, эмоциональное отношение к окружающему миру, интерес к декоративно-прикладному искусству.
Планируемые результаты обучения:
В результате обучения учащиеся будут
знать: техники и технологические приемы выполнения произведений декоративно-прикладного искусства в технике горячего батика; специфику художественного оформления текстильных изделий; оборудование и технологии художественной обработки материалов.
уметь: выполнять различные виды декоративных работ: орнаменты, декоративные композиции, декоративные изделия в технике холодного батика; выполнять основные технологические операции по художественной обработке материалов; воплощать творческий замысел в материале с учетом его декоративных свойств; применять технику горячего батика для ручной росписи ткани.
Категория учащихся: школьники, студенты, преподаватели и все желающие.
Форма обучения: очно-заочная.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 4 часа.
Срок освоения программы: 18 недель
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебный (тематический) план
№ п/п | Наименование разделов (модулей) и тем | Всего часов | В том числе: | Формы промежуточного контроля | |
Количество часов | |||||
Теор. занятия | Интерактивые занятия | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Модуль 1. Горячий батик | 72 | 18 | 54 | |
1.1 | Введение в изучаемый курс: «Горячий батик». | 2 | 2 | - | - |
1.2 | Материалы, оборудование и инструменты для горячего батика. | 2 | 2 | - | Проверка готовности оборудования |
1.3 | Основы композиции, стилизации и гармонизации цвета для горячего батика. | 12 | 4 | 12 | Проверка эскизов, упражнений на бумаге. |
1.4 | Техника и приемы выполнения горячего батика. | 16 | 4 | 12 | Наблюдение за выполнением упражнений на ткани, обсуждение и оценка результатов. |
1.5 | Техника и приемы выполнения многослойного горячего батика: «От пятна». | 16 | 4 | 12 | Проверка эскизов, руководство росписью изделия, оценка результата |
1.6 | Технология выполнения декоративного панно в технике: «От пятна». | 16 | 2 | 14 | Проверка эскизов, руководство росписью панно, оценка результата |
1.7 | Итоговое занятие: «Знатоки батика» | 4 | - | 4 | Выставка работ. Тест. |
2.2. Рабочая программа
№ п/п | Виды учебных занятий, учебных работ | Содержание |
Модуль 1. Горячий батик | ||
Тема | Вид учебного занятия, учебных работ | Содержание |
Тема 1.1. Введение в изучаемый курс: «Горячий батик». | Лекция | Цель, задачи и содержание изучаемого курса. Основные требования к выполнению учебных заданий, практических аудиторных и самостоятельных работ. Возникновение, развитие и современное состояние техники горячего батика в ручной росписи ткани. Художественные и технические особенности технологии горячего батика. Ассортимент утилитарных изделий, сувенирной продукции и декоративно-художественных произведений, выполненных в технике горячего батика. |
Тема 1.2. Материалы, оборудование и инструменты для горячего батика. | Лекция | Художественные и технологические характеристики тканей, различных по составу и фактуре, применяемых для горячего батика. Разновидности красителей по ткани, их характеристика, способы применения в технике горячего батика, правила их подготовки к работе и хранения. Разновидности составов для резервирования ткани горячим способом, их технические характеристики, рецепты приготовления, правила использования и хранения. Материалы, применяемые для специальных эффектов, их разновидности, способы применения и хранения. Инструменты и оборудование для горячего батика: подрамники, электрические плитки, приборы для плавления воска, приспособления для нанесения расплавленного резерва на ткань: штампы, лейки, воронки, кисти и т.д., их назначение, характеристика, способы подготовки к работе, правила применения и хранения. Инструктаж по технике безопасности выполнения практических работ по ручной росписи ткани в технике горячего батика в мастерской художественной обработки материалов. |
Тема 1.3. Основы композиции, стилизации и гармонизации цвета для горячего батика. | Лекция | Принципы стилизации, ее взаимосвязь с технологией ручной росписи ткани. Специфика стилизации для технологии горячего батика, ее выразительные средства. Последовательность работы над стилизацией от реального изображения до условного. Особенности декоративной композиции для работ на ткани. Построение композиции для горячего батика с учетом законов текстильной графики. Применение некоторых композиционных приемов для создания декоративного произведения: трансформация, использование плоскостного пятново-силуэтного изображения, отказ от мелких деталей и нюансов форм, замена плавного перехода от темного к светлому на ступенчатый и т.д. Последовательность работы над созданием эскиза декоративной композиции для горячего батика с использованием реального изображения. Правила выполнения шаблона по эскизу, его роль в технологии горячего батика. Особенности цветовых сочетаний в технике горячего батика. Виды цветовых гармоний, используемых в горячем батике: монохромии, гармонии родственных, родственно-контрастных и дополнительных цветов. Их определение с помощью цветовых шкал и цветового круга. Возможности применения гармоничных сочетаний в различных технологиях горячего батика: простой прямой батик, техника «от пятна», обратный батик. Роль тона, светлоты и насыщенности цвета при взаимодействии элементов и декоративной среды в композиции для горячего батика. Применение принципов позитивного и негативного изображения в горячем батике. Значение равноступенчатых монохроматических шкал для выбора нужных цветовых оттенков в процессе создания эскиза росписи. Основные требования к эскизам росписи ткани в технике монохромного горячего батика. Правила выполнения эскиза композиции в цвете через ее ахроматическое решение, с приложением шкалы используемых цветов. |
Практические занятия | 1. Выполнение упражнений по стилизации реального изображения для технологии горячего батика. (А4, графические материалы, гуашь, темпера) – 4 часа. 2. Выполнение упражнений по трансформации, обобщению, пятново-силуэтному решению композиции и переработки плавных переходов тона и цвета в ступенчатые на примере фотографии пейзажа.( А4, графические материалы, гуашь, тушь) – 4 часа. 3. Выполнение упражнений по цветовому решению готовых эскизов для упражнений в техниках монохромного и цветного горячего батика с использованием равноступенчатых шкал и опираясь на ахроматическое решение изображения. (А4, гуашь, темпера) – 4 часа. | |
Тема 1.4. Техника и приемы выполнения горячего батика. | Лекция | Сфера применения монохромного горячего батика. Подготовка к выполнению работ в технике горячего батика, организация рабочего места. Правила натягивания ткани на подрамник. Способы нанесения рисунка на ткань. Правила плавления резервирующих составов, приемы нанесения их на ткань с помощью различных приспособлений и инструментов, советы по устранению и предотвращению пороков. Уход за инструментами и их хранение. Подготовка колеров различной светлоты и насыщенности в соответствии с количеством слоев росписи, приемы нанесения их на ткань. Применение специальных эффектов в технике горячего батика. Технология выполнения эффекта «кракле», набрызга, мазков. Приемы удаления резервирующих составов с ткани в домашних условиях. Основные этапы выполнения росписи ткани в технике прямого монохромного горячего батика: перенесение рисунка на ткань, натягивание ткани на раму, нанесение горячего резервирующего состава на ткань, просушивание резерва, подготовка первого колера, заливка красителями, просушивание красителя, последовательное повторение этапов по нанесению резервирующих составов и окрашивания ткани более насыщенными и темными оттенками красителя до завершения росписи, снятие работы с рамы, удаление резервирующего состава с поверхности работы, оформление |
Практические занятия | 1. Натягивание ткани на подрамник, выполнение упражнений в технике простого двухцветного горячего батика: набрызг, мазки, элеметы орнамента и т.п. (40:60, 50:70, шелк, модеполам, бязь, красители для ткани) – 4 часа. 2. Упражнения на выполнение эффекта «кракле» с помощью разных резервирующих составов и на тканях разного состава и фактуры(40:60, 50:70, шелк, искусственный шелк, модеполам, бязь и т.д., красители для ткани) – 2 часа. 3. Выполнение упражнения по росписи ткани в технике монохромного горячего батика. (40:60, 50:70, шелк, модеполам, бязь, красители для ткани) – 6 часов. | |
Тема 1.5. Техника и приемы выполнения многослойного горячего батика: «От пятна». | Лекция | Сфера применения многослойного горячего батика, его разновидности: прямой, обратный. Технология выполнения многоцветной росписи ткани с применением приемов прямого горячего батика: «от пятна» и обратного батика. Подготовка красителей для цветного горячего батика, составление колеров, приемы выполнения поэтапной росписи ткани, советы по устранению и предотвращению пороков, возникающих при нанесении резервирующих составов и красителей. Основные этапы выполнения росписи ткани в технике многоцветного горячего батика: «от пятна»: перенесение рисунка на ткань, натягивание ткани на раму, нанесение горячего резервирующего состава на ткань, просушивание резерва, подготовка первых самых светлых колеров, заливка ткани красителями в акварельной технике, просушивание ткани, последовательное повторение операций по нанесению резервирующих составов и окрашивания ткани более насыщенными оттенками красителей от светлого к темному до завершения росписи, снятие работы с рамы, удаление резервирующего состава с поверхности работы, оформление изделия. Основной принцип технологии выполнения ручной росписи ткани в технике обратного многоцветного горячего батика - последовательное повторение операций по нанесению резервирующих составов и окрашивания ткани происходит от темного к светлому, с поэтапным вытравкой красителей при помощи отбеливателя. Приемы выполнения специальных эффектов в техниках прямого и обратного многоцветного горячего батика: эффект «кракле» на темном фоне, цветной набрызг, импрессионизм на ткани. |
Практические занятия | 1. Выполнение упражнения по росписи ткани в технике прямого горячего батика: «От пятна». (40: 60, хлопок, красители для ткани). – 6 часов. 2. Выполнение упражнений на освоение приемов обратного многоцветного горячего батика. (40:60, шелк, искусственный шелк, хлопок, красители для ткани). - 6 часов. | |
Тема 1.6. Технология выполнения декоративного панно в технике: «От пятна». | Лекция | Разнообразие тематики композиций декоративного панно для ручной росписи ткани в технике горячего батика. Влияние выразительных возможностей технологии горячего батика на передачу творческого замысла художественно-изобразительного произведения. Значение ахроматического цветового решения композиции и использование равноступенчатых хроматических шкал для выбора нужных цветовых оттенков в процессе создания эскиза росписи горячего батика в технике: «от пятна». Основные требования к эскизам росписи ткани в технике многослойного горячего батика. Выполнение шаблона по готовому эскизу в натуральную величину. Основные этапы работы над созданием декоративного панно в технике горячего батика: разработка двух эскизов росписи – ахроматического и в цвете, с наличием цветовых шкал, выполнение по эскизу шаблона композиции в натуральную величину, перенесение рисунка на ткань, натягивание ткани на подрамник, поэтапное нанесение резервирующего состава в соответствии с эскизом и роспись ткани красителями в акварельной технике, просушивание ткани перед каждым этапом резервирования, снятие работы с подрамника, удаление резерва, оформление панно в раму. Советы по оформлению декоративного панно. |
Практические занятия | 1. Выполнение ахроматического и цветного эскизов. (А3, гуашь, темпера) и шаблона для декоративного панно (60:70, маркер). – 6 часов. 2. Роспись декоративного панно. (60:70, шелк, модеполам, бязь, красители для ткани). 8 часов. | |
Тема 1.7. Итоговое занятие: «Рисунки на ткани». | Практическое занятие | 1. Проверка уровня усвоения теоретических знаний по теме: «Основы декорирования текстильных изделий» 2. Организация выставки работ слушателей, включая работы на ткани и эскизы, выполненные в течение учебного года в процессе изучения технологий горячего батика |
2.3. Календарный учебный график (Приложение 4)
Раздел 3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
По окончании изучения курса проводится отчетная выставка учебно-творческих работ, которые наглядно демонстрируют уровень освоения практических приемов, характерных для горячего батика.
По окончании изучения курса может проводиться срез знаний по теории в виде теста. Тестовые задания для итоговой диагностики уровня знаний учащихся в приложении к программе.
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Литература
Основная:
1. Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приемы, Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 184с.: Ил.
2. Дагдилян К.Т. Декоративная композиция: учебн. пособие – 2-е изд. – Росто н/Д : Феникс, 2010.
3. Иолтуховская Е. Батик для начинающих. Мастер-классы по ручной росписи шелка. – С.П-б.: Питер, 2013. – 128с.
4. Красюкова А.Ю. Роспись одежды. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2015. – 96с.: Ил.
5. Терешина Г. Роспись по шелку. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. – 80с.: Ил.
6. Эм А. Батик – Минск: Харвест, 2011. – 320с.: ил.
7. Эм А. Батик. Самоучитель. 100 уникальных примеров. – Минск: Харвест, 2010. – 256с.: ил.
8. Шилкова Е. Волшебный батик: Школа рукоделия. – М: Рипол Классик, 2012. – 260 с.: ил.
Дополнительная:
- Буймистру Т.А. Колористика: цвет – ключ к красоте и гармонии. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008 – 236с.: ил.
- Бесчастнов Н.П. Язык орнамента: Учеб. пособие – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010 – 335с.
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учеб. пособие – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.
- Денисов В.С. Восприятие цвета. – часть 1.- М.: Эксмо, 2009.
- Моргадес Конча. Роспись по шелку для начинающих. – М.: АРТ-РОДНИК, 2008 – 175 с.
Электронные ресурсы:
- bi-hand.ru Своими руками. Клуб мастеров и мастериц: Мастер-классы, каталоги работ …
- blogbatik.ru О батике, технологии, материалы, художники.
- crown6.org Горячий, холодный, узелковый батик.
- livemaster.ru Ярмарка мастеров. Мастер-классы: роспись ткани, ткачество, гобелен …
- ru.wikipedia.org>Батик
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Наличие мастерской по художественной обработке материалов.
Оборудование мастерской: парты, стулья, шкафы для хранения методических материалов, инструментов и оборудования, вытяжка, плитка, фены.
Технические средства обучения: теле- и видеоаппаратура, компьютер.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: подрамники 40:60, 50:70 и т.п., ткань (хлопок, шелк), красители для ткани, резерв, трубочки, парафин.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета колледжа «Медведково» института СПО им. К.Д. Ушинского.
Протокол №____ от « » 2016 г.
Заместитель директора колледжа «Медведково»__________/ С.Г. Харламова