Программа доп образования "Ручная роспись ткани" 2011 для школьников
Программа доп. образования
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 207 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГБОУ СПО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №16
УТВЕРЖДАЮ | |
Директор ГБОУ СПО | |
Педагогический колледж №16 | |
Департамента образования города Москвы | |
______________ С.А. Завальская | |
«_____» __________ 20 ___ г. |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
«Ручная роспись ткани»
Курсы: «Холодный батик» (72 часа), «Горячий батик» (72 часа), «Свободная роспись ткани» (72 часа), «Экспериментальные техники росписи ткани» (72 часа)
(288 часов)
Москва 2011
Обсуждена и одобрена
на заседании
Методического совета
ГБОУ СПО ПК №16
Протокол № __________
от «_____» ___________ 20___ г.
АВТОРЫ:
Калугина Юлия Николаевна
К.п.н.,
Преподаватель профессиональных дисциплин по специальности 050139 – Изобразительное искусство и черчение
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Фамилия, имя, отчество,
ученая степень, ученое звание,
занимаемая должность
Примечание: для курсов профессиональной переподготовки (свыше 500 часов) необходимо внутреннее и внешнее рецензирование
«Холодный батик», «Горячий батик», «Свободная роспись ткани», «Экспериментальные техники росписи ткани»
Организационно-методический раздел
Актуальность темы
Декорирование тканей – один из интереснейших и увлекательных видов современного декоративно-прикладного искусства, который вдохновляет не только профессиональных художников и дизайнеров на создание уникальных художественных произведений, но не оставляет равнодушными обычных зрителей. Изделия, выполненные в технике ручной росписи ткани красивы, оригинальны и востребованы как объекты современного искусства, сувенирная продукция и как утилитарные изделия – предметы одежды или детали оформления интерьера. Технологии ручной росписи позволяют получать эффектные изображения на ткани даже людям, не имеющим специальной художественной подготовки. Освоив необходимые технические приемы, даже ребенок сумеет выполнять не сложные, но самобытные декоративные работы на текстильных материалах. Занятия ручной росписью ткани развивают воображение, эстетический вкус, позволяют самовыражаться в материале, прививают интерес к художественному творчеству, формируют изобразительные навыки.
Курсы: «Холодный батик», «Горячий батик», «Свободная роспись ткани», «Экспериментальные техники росписи ткани» предполагают изучение основ декоративного оформления текстильных изделий и технологии ручной росписи ткани, позволяют освоить технические приемы, необходимые для самостоятельного творчества и достаточные для обучения детей художественной обработке материалов в рамках дополнительного образования.
Категория слушателей
Категория слушателей курса: «Холодный батик», «Горячий батик», «Свободная роспись ткани», «Экспериментальные техники росписи ткани» - воспитатели дошкольных образовательных учреждений, учителя общеобразовательных школ, педагоги дополнительного образования, педагогический состав образовательных учреждений среднего профессионального образования, мастера производственного обучения и взрослое население.
Цель курса
Приобретение дополнительных теоретических знаний в области художественного оформления текстильных изделий и практических навыков, направленных на освоение технологий ручной росписи ткани, для осуществления педагогической деятельности в рамках дополнительного художественного образования детей и для самостоятельного творчества в области декоративно-прикладного искусства.
Учебные задачи курса:
- изучить специфику стилизации, декоративной композиции, орнаментации, дизайна изделий и гармонизации цвета, характерную для различных технологий ручной росписи ткани;
- познакомить с художественными особенностями и творческими возможностями различных технологий росписи ткани;
- сформировать систему практических навыков и умений, необходимых для освоения технологий ручной росписи ткани;
- научить применять полученные знания для творческой работы с конкретным материалом, соблюдая требования технологии;
- ознакомить с методикой обучения детей ручной росписи ткани в рамках дополнительного художественного образования.
Место курса в конкретной лицензированной дополнительной профессиональной образовательной программе
Данный учебный курс является составной частью дополнительной подготовки в области изобразительного искусства и методики его преподавания, вместе с курсами по технологии ручного ткачества входит в раздел художественной обработки текстильных материалов. Изучение ручной росписи ткани не требует предварительного освоения других модулей, разделов, дисциплин основной лицензированной дополнительной профессиональной образовательной программы.
Методы преподавания курса
В процессе преподавания данного курса могут применяться обьяснительно-иллюстративные методы для изложения материала по основам теории декоративного оформления текстильных изделий и технологии выполнения художественно-творческих работ. При этом объяснение должно сопровождаться обязательным показом декоративных изделий, инструментов, оборудования, репродукций, методических плакатов, эскизов. При необходимости в качестве наглядных материалов также можно использовать видеофильмы и компьютерные презентации.
На начальной стадии освоения практических умений и навыков росписи ткани необходимо применять репродуктивные методы, связанные с прямым повтором действий преподавателя и копированием образцов. При этом возможно проведение мастер-классов. По мере овладения мастерством можно предоставить большую самостоятельность слушателям, предложив осваивать технические приемы с помощью технологических карт и схем.
В процессе выполнения творческих заданий могут применяться проблемные и частично-поисковые методы, связанные с поисками содержательного, изобразительного материала, работой над построением композиции и гармонизации цвета.
Эвристические и исследовательские методы могут использоваться при выполнении заданий по методике дополнительного образования детей и при подготовке к итоговой аттестации.
Учебные занятия по ручной росписи ткани включают в себя освоение теоретических материалов и выполнение практических заданий. Кроме того, предусматривается выполнение некоторых заданий в процессе самостоятельной работы. Контроль за освоением программы ведется путем проверки результатов выполнения практических заданий на занятиях и самостоятельных работ.
Реализация программы данных курсов предполагает наличие мастерской по художественной обработке материалов.
Оборудование мастерской: парты, стулья, шкафы для хранения методических материалов, инструментов и оборудования, вытяжка, плитка, фены.
Технические средства обучения: теле- и видеоаппаратура, компьютер.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: подрамники 40:60, 50:70 и т.п., ткань(хлопок, шелк), красители для ткани, резерв, трубочки, парафин.
Требования к уровню освоения курса
В результате изучения курсов слушатели должны уметь:
выполнять различные виды декоративных работ: орнаменты, декоративные композиции, декоративные изделия в техниках ручной росписи ткани;
выполнять основные технологические операции по художественной обработке материалов;
воплощать творческий замысел в материале с учетом его декоративных свойств;
применять основные технологии ручной росписи ткани;
определять цели, задачи, содержание, методы и средства обучения детей ручной росписи ткани в рамках дополнительного художественного образования;
планировать занятия по ручной росписи тканей;
знать:
техники и технологические приемы выполнения произведений декоративно-прикладного искусства в различных технологиях росписи ткани и материалах;
специфику художественного оформления текстильных изделий;
оборудование и технологии художественной обработки материалов;
методику преподавания различных технологий ручной росписи ткани детям в рамках дополнительного художественного образования.
В процессе освоения данного курса слушатель приобретает (развивает) следующие компетенции:
1. ПК 3.4. Выполнять работы по декоративно-прикладному, оформительскому искусству, дизайну и народным ремеслам в различных материалах, художественно-творческие композиции.
2. ПК 4.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательном учреждении.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Для закрепления полученных знаний предусматривается проведение практических занятий, контрольных опросов, тестирования и т.д.
Содержание курса
Раздел 1. Холодный батик.
Тема 1.1. Диагностика уровня профессиональных компетенций слушателей по теме: «Основы декорирования текстильных изделий».
Определение базового уровня знаний слушателей курса по теме: «Основы декорирования текстильных изделий» путем тестирования.
(Тестовые задания для стартовой и итоговой диагностики уровня профессиональных компетенций слушателей в приложении к программе.)
Тема 1.2. Введение в изучаемый курс: «Холодный батик».
Цель, задачи и содержание изучаемого курса. Основные требования к выполнению учебных заданий, практических аудиторных и самостоятельных работ.
Возникновение, развитие и современное состояние техники холодного батика в ручной росписи ткани. Художественные и технические особенности технологии холодного батика. Ассортимент утилитарных изделий, сувенирной продукции и декоративно-художественных произведений, выполненных в технике холодного батика.
Возможности обучения детей технологии холодного батика в рамках дополнительного художественного образования.
Тема 1.3. Материалы, оборудование и инструменты для холодного батика.
Художественные и технологические характеристики тканей, различных по составу и фактуре, применяемых для холодного батика. Разновидности красителей по ткани, их характеристика, способы применения в технике холодного батика, правила их подготовки к работе и хранения. Виды резервов и контуров, их состав, технические характеристики, правила использования и хранения. Материалы, применяемые для специальных эффектов, их разновидности, способы применения и хранения.
Инструменты и приспособления для холодного батика: подрамники, трубочки, кисти и т.д., их назначение, характеристика, способы подготовки к работе, правила применения и хранения.
Инструктаж по технике безопасности выполнения практических работ по ручной росписи ткани в технике холодного батика в мастерской художественной обработки материалов.
Тема 1.4. Основы композиции, стилизации и гармонизации цвета для холодного батика.
Принципы стилизации, ее взаимосвязь с технологией ручной росписи ткани. Специфика стилизации для технологии холодного батика, ее выразительные средства. Последовательность работы над стилизацией от реального изображения до условного.
Особенности декоративной композиции для работ на ткани. Построение композиции для холодного батика с учетом законов текстильной графики. Применение некоторых композиционных приемов для создания декоративного произведения: членение плоскости на части, трансформация, оверлеппинг и т.д. Последовательность работы над созданием эскиза декоративной композиции для холодного батика с использованием реального изображения. Правила выполнения шаблона по эскизу, его роль в технологии холодного батика.
Особенности цветовых сочетаний в технике холодного батика. Виды цветовых гармоний, используемых в холодном батике: монохромии, гармонии родственных, родственно-контрастных и дополнительных цветов. Их определение с помощью цветового круга. Применение различных гармоничных сочетаний при выполнении цветовых растяжек в холодном батике. Роль тона, светлоты и насыщенности цвета при взаимодействии элементов и декоративной среды в композиции для холодного батика. Правила выполнения эскиза композиции в цвете через ее ахроматическое решение, с приложением шкалы используемых цветов.
Тема 1.5. Техника и приемы выполнения холодного батика.
Подготовка к выполнению работ в технике холодного батика, организация рабочего места. Правила натягивания ткани на подрамник. Способы нанесения рисунка на ткань.
Технология наведения резервирующей линии: подготовка резерва, приемы заполнения трубочки, приемы наводки резервирующей линии, советы по очистке и хранению трубочки.
Технология нанесения красителей на ткань: подготовка красителей, составление колеров, приемы выполнения основных растяжек и заливок, советы по устранению и предотвращению пороков, возникающих при нанесении красителей.
Применение специальных эффектов в технике холодного батика.
Тема 1.6. Технология росписи утилитарных изделий (платка).
Основные принципы орнаментации текстильных изделий: целостность, симметрия, асимметрия, ритм и пластика. Зависимость орнаментальной композиции от формы и назначения утилитарного изделия. Ассортиментный ряд утилитарных изделий: предметов одежды или элементов оформления интерьера, в которых может быть использована ручная роспись ткани в технике холодного батика.
Основные принципы орнаментации классических и современных платков: характерные мотивы, схемы построения орнаментальной композиции, варианты цветового решения.
Основные этапы работы над росписью платка в технике холодного батика: разработка эскиза росписи в цвете, выполнение по эскизу шаблона орнамента в натуральную величину, перенесение рисунка на ткань, натягивание ткани на раму, нанесение резерва, просушивание резерва, заливка красителями, снятие работы с рамы, закрепление красителей, подшивка краев и отделка изделия. Советы по закреплению красителей в домашних условиях.
Тема 1.7. Технология выполнения росписи декоративного панно.
Разнообразие тематики композиций декоративного панно для ручной росписи ткани в технике холодного батика. Влияние выразительных возможностей технологии холодного батика на передачу творческого замысла художественно-изобразительного произведения.
Основные этапы работы над созданием декоративного панно в технике холодного батика: разработка эскиза росписи в цвете, выполнение по эскизу шаблона композиции в натуральную величину, перенесение рисунка на ткань, натягивание ткани на подрамник, нанесение резерва, просушивание резерва, заливка красителями, снятие работы с подрамника, оформление панно в раму. Советы по оформлению декоративного панно.
Тема 1.8. Методика обучения технике холодного батика в системе дополнительного образования детей.
Планирование занятий по освоению технологии холодного батика для детей разных возрастных групп. Рекомендации по выбору материалов, инструментов и оборудования для занятий холодным батиком, отвечающим технике безопасности, соответствующим санитарным требованиям и возрасту детей. Методика организации и проведения занятий по изучению технологии холодного батика в разных возрастных группах детей: методы и приемы преподавания, требования к наглядно-методическим материалам, примеры упражнений и творческих заданий. Формы контроля уровня освоения детьми программы дополнительного образования по теме: «Холодный батик».
Тема 1.9. Промежуточная диагностика уровня профессиональных компетенций слушателей по теме: «Основы декорирования текстильных изделий».
Промежуточная диагностика знаний слушателей курса: «Холодный батик», желающих продолжить обучение другим технологиям ручной росписи ткани, по теме: «Основы декорирования текстильных изделий» путем тестирования. Если слушатели хотят закончить свое обучение данным курсом, то для них диагностика будет считаться итоговой.
(Тестовые задания для стартовой и итоговой диагностики уровня профессиональных компетенций слушателей в приложении к программе.)
Практические занятия.
Тема 1.1. Диагностика уровня профессиональных компетенций слушателей по теме: «Основы декорирования текстильных изделий».
Тестирование по теме: «Основы декорирования текстильных изделий». – 1 час.
Тема 1.4. Основы композиции, стилизации и гармонизации цвета для холодного батика.
- Выполнение упражнений по стилизации реального изображения с помощью кальки. (А4, графические материалы: тушь, фломастер, гелевая ручка) – 2 часа.
- Выполнение упражнений по членению, трансформации композиции и применению приема – оверлеппинг на примере готового натюрморта.( А4, графические материалы: тушь, фломастер, гелевая ручка) – 2 часа.
- Выполнение упражнений по цветовому решению готовых эскизов для упражнений в технике холодного батика в заданной гармонии и в соответствии с их ахроматическим вариантом композиции. (А4, акварель) – 4 часа.
Тема 1.5. Техника и приемы выполнения холодного батика.
- Натягивание ткани на подрамник, нанесение рисунка для упражнения: пересекающиеся линии, клетки или стилизации цветов, бабочек, рыбок и т.п. (40:60, 50:70, шелк, модеполам) – 1 час.
- Прокладывание резерва. – 3 часа.
- Выполнение упражнений по составлению колеров, освоению различных приемов заливки красителей на ткани и созданию специальных эффектов. (40:60, 50:70, шелк, модеполам, красители для ткани, соль, мочевина, спирт) – 6 часов.
Тема 1.6. Технология росписи утилитарных изделий (платка).
- Выполнение эскиза (30:30, акварель) и шаблона для платка (60:60, маркер). – 6 часов.
- Роспись платка. (60:60, шелк, анилиновые красители). 9 часов.
Тема 1.7. Технология выполнения росписи декоративного панно.
- Выполнение эскиза (А3, акварель) и шаблона для декоративного панно (60:70, маркер). – 6 часов.
- Роспись декоративного панно. (60:70, шелк, анилиновые красители). 9 часов.
Тема 1.8. Методика обучения технике холодного батика в системе дополнительного образования детей.
Тематическое планирование занятий по холодному батику для детей разных возрастных групп. – 3 часа.
Тема 1.9. Промежуточная диагностика уровня профессиональных компетенций слушателей по теме: «Основы декорирования текстильных изделий».
Тестирование по теме: «Основы декорирования текстильных изделий». – 1 час.
Раздел 2. Горячий батик.
Тема 2.1. Диагностика уровня профессиональных компетенций слушателей по теме: «Основы декорирования текстильных изделий».
Определение базового уровня знаний слушателей курса по теме: «Основы декорирования текстильных изделий» путем тестирования (для начинающих).
(Тестовые задания для стартовой и итоговой диагностики уровня профессиональных компетенций слушателей в приложении к программе.)
Тема 2.2. Введение в изучаемый курс: «Горячий батик».
Цель, задачи и содержание изучаемого курса. Основные требования к выполнению учебных заданий, практических аудиторных и самостоятельных работ.
Возникновение, развитие и современное состояние техники горячего батика в ручной росписи ткани. Художественные и технические особенности технологии горячего батика. Ассортимент утилитарных изделий, сувенирной продукции и декоративно-художественных произведений, выполненных в технике горячего батика.
Возможности обучения детей технологии горячего батика в рамках дополнительного художественного образования.
Тема 2.3. Материалы, оборудование и инструменты для горячего батика.
Художественные и технологические характеристики тканей, различных по составу и фактуре, применяемых для горячего батика. Разновидности красителей по ткани, их характеристика, способы применения в технике горячего батика, правила их подготовки к работе и хранения. Разновидности составов для резервирования ткани горячим способом, их технические характеристики, рецепты приготовления, правила использования и хранения. Материалы, применяемые для специальных эффектов, их разновидности, способы применения и хранения.
Инструменты и оборудование для горячего батика: подрамники, электрические плитки, приборы для плавления воска, приспособления для нанесения расплавленного резерва на ткань: штампы, лейки, воронки, кисти и т.д., их назначение, характеристика, способы подготовки к работе, правила применения и хранения.
Инструктаж по технике безопасности выполнения практических работ по ручной росписи ткани в технике горячего батика в мастерской художественной обработки материалов.
Тема 2.4. Основы композиции, стилизации и гармонизации цвета для горячего батика.
Принципы стилизации, ее взаимосвязь с технологией ручной росписи ткани. Специфика стилизации для технологии горячего батика, ее выразительные средства. Последовательность работы над стилизацией от реального изображения до условного.
Особенности декоративной композиции для работ на ткани. Построение композиции для горячего батика с учетом законов текстильной графики. Применение некоторых композиционных приемов для создания декоративного произведения: трансформация, использование плоскостного пятново-силуэтного изображения, отказ от мелких деталей и нюансов форм, замена плавного перехода от темного к светлому на ступенчатый и т.д. Последовательность работы над созданием эскиза декоративной композиции для горячего батика с использованием реального изображения. Правила выполнения шаблона по эскизу, его роль в технологии горячего батика.
Особенности цветовых сочетаний в технике горячего батика. Виды цветовых гармоний, используемых в горячем батике: монохромии, гармонии родственных, родственно-контрастных и дополнительных цветов. Их определение с помощью цветовых шкал и цветового круга. Возможности применения гармоничных сочетаний в различных технологиях горячего батика: простой прямой батик, техника «от пятна», обратный батик. Роль тона, светлоты и насыщенности цвета при взаимодействии элементов и декоративной среды в композиции для горячего батика. Применение принципов позитивного и негативного изображения в горячем батике. Значение равноступенчатых монохроматических шкал для выбора нужных цветовых оттенков в процессе создания эскиза росписи. Основные требования к эскизам росписи ткани в технике монохромного горячего батика. Правила выполнения эскиза композиции в цвете через ее ахроматическое решение, с приложением шкалы используемых цветов.
Тема 2.5. Техника и приемы выполнения монохромного горячего батика.
Сфера применения монохромного горячего батика.
Подготовка к выполнению работ в технике горячего батика, организация рабочего места. Правила натягивания ткани на подрамник. Способы нанесения рисунка на ткань.
Правила плавления резервирующих составов, приемы нанесения их на ткань с помощью различных приспособлений и инструментов, советы по устранению и предотвращению пороков. Уход за инструментами и их хранение. Подготовка колеров различной светлоты и насыщенности в соответствии с количеством слоев росписи, приемы нанесения их на ткань.
Применение специальных эффектов в технике горячего батика. Технология выполнения эффекта «кракле», набрызга, мазков.
Приемы удаления резервирующих составов с ткани в домашних условиях.
Основные этапы выполнения росписи ткани в технике прямого монохромного горячего батика: перенесение рисунка на ткань, натягивание ткани на раму, нанесение горячего резервирующего состава на ткань, просушивание резерва, подготовка первого колера, заливка красителями, просушивание красителя, последовательное повторение этапов по нанесению резервирующих составов и окрашивания ткани более насыщенными и темными оттенками красителя до завершения росписи, снятие работы с рамы, удаление резервирующего состава с поверхности работы, оформление изделия.
Тема 2.6. Техника и приемы выполнения многослойного горячего батика: «От пятна».
Сфера применения многослойного горячего батика, его разновидности: прямой, обратный.
Технология выполнения многоцветной росписи ткани с применением приемов прямого горячего батика: «от пятна» и обратного батика. Подготовка красителей для цветного горячего батика, составление колеров, приемы выполнения поэтапной росписи ткани, советы по устранению и предотвращению пороков, возникающих при нанесении резервирующих составов и красителей.
Основные этапы выполнения росписи ткани в технике многоцветного горячего батика: «от пятна»: перенесение рисунка на ткань, натягивание ткани на раму, нанесение горячего резервирующего состава на ткань, просушивание резерва, подготовка первых самых светлых колеров, заливка ткани красителями в акварельной технике, просушивание ткани, последовательное повторение операций по нанесению резервирующих составов и окрашивания ткани более насыщенными оттенками красителей от светлого к темному до завершения росписи, снятие работы с рамы, удаление резервирующего состава с поверхности работы, оформление изделия.
Основной принцип технологии выполнения ручной росписи ткани в технике обратного многоцветного горячего батика - последовательное повторение операций по нанесению резервирующих составов и окрашивания ткани происходит от темного к светлому, с поэтапным вытравкой красителей при помощи отбеливателя.
Приемы выполнения специальных эффектов в техниках прямого и обратного многоцветного горячего батика: эффект «кракле» на темном фоне, цветной набрызг, импрессионизм на ткани.
Тема 2.7. Технология выполнения декоративного панно в технике «От пятна».
Разнообразие тематики композиций декоративного панно для ручной росписи ткани в технике горячего батика. Влияние выразительных возможностей технологии горячего батика на передачу творческого замысла художественно-изобразительного произведения.
Значение ахроматического цветового решения композиции и использование равноступенчатых хроматических шкал для выбора нужных цветовых оттенков в процессе создания эскиза росписи горячего батика в технике: «от пятна». Основные требования к эскизам росписи ткани в технике многослойного горячего батика. Выполнение шаблона по готовому эскизу в натуральную величину.
Основные этапы работы над созданием декоративного панно в технике горячего батика: разработка двух эскизов росписи – ахроматического и в цвете, с наличием цветовых шкал, выполнение по эскизу шаблона композиции в натуральную величину, перенесение рисунка на ткань, натягивание ткани на подрамник, поэтапное нанесение резервирующего состава в соответствии с эскизом и роспись ткани красителями в акварельной технике, просушивание ткани перед каждым этапом резервирования, снятие работы с подрамника, удаление резерва, оформление панно в раму. Советы по оформлению декоративного панно.
Тема 2.8. Методика обучения технике горячего батика в системе дополнительного образования детей.
Планирование занятий по освоению технологии горячего батика для детей разных возрастных групп. Рекомендации по выбору материалов, инструментов и оборудования для занятий горячим батиком, отвечающим технике безопасности, соответствующим санитарным требованиям и возрасту детей. Методика организации и проведения занятий по изучению технологии горячего батика в разных возрастных группах детей: методы и приемы преподавания, требования к наглядно-методическим материалам, примеры упражнений и творческих заданий. Формы контроля уровня освоения детьми программы дополнительного образования по теме: «Горячий батик».
Тема 2.9. Промежуточная диагностика уровня профессиональных компетенций слушателей по теме: «Основы декорирования текстильных изделий».
Промежуточная диагностика знаний слушателей курса: «Горячий батик», желающих продолжить обучение другим технологиям ручной росписи ткани, по теме: «Основы декорирования текстильных изделий» путем тестирования. Если слушатели хотят закончить свое обучение данным курсом, то для них диагностика будет считаться итоговой.
(Тестовые задания для стартовой и итоговой диагностики уровня профессиональных компетенций слушателей в приложении к программе.)
Практические занятия.
Тема 2.1. Диагностика уровня профессиональных компетенций слушателей по теме: «Основы декорирования текстильных изделий».
Тестирование по теме: «Основы декорирования текстильных изделий». – 1 час.
Тема 2.4. Основы композиции, стилизации и гармонизации цвета для холодного батика.
- Выполнение упражнений по стилизации реального изображения для технологии горячего батика. (А4, графические материалы, гуашь, темпера) – 2 часа.
- Выполнение упражнений по трансформации, обобщению, пятново-силуэтному решению композиции и переработки плавных переходов тона и цвета в ступенчатые на примере фотографии пейзажа.( А4, графические материалы, гуашь, тушь) – 2 часа.
- Выполнение упражнений по цветовому решению готовых эскизов для упражнений в техниках монохромного и цветного горячего батика с использованием равноступенчатых шкал и опираясь на ахроматическое решение изображения. (А4, гуашь, темпера) – 4 часа.
Тема 2.5. Техника и приемы выполнения монохромного горячего батика.
- Натягивание ткани на подрамник, выполнение упражнений в технике простого двухцветного горячего батика: набрызг, мазки, элеметы орнамента и т.п. (40:60, 50:70, шелк, модеполам, бязь, красители для ткани) – 3 часа.
- Упражнения на выполнение эффекта «кракле» с помощью разных резервирующих составов и на тканях разного состава и фактуры(40:60, 50:70, шелк, искусственный шелк, модеполам, бязь и т.д., красители для ткани) – 3 часа.
- Выполнение упражнения по росписи ткани в технике монохромного горячего батика. (40:60, 50:70, шелк, модеполам, бязь, красители для ткани) – 6 часов.
Тема 2.6. Техника и приемы выполнения многослойного горячего батика: «От пятна».
- Выполнение упражнения по росписи ткани в технике прямого горячего батика: «От пятна». (40: 60, хлопок, красители для ткани). – 6 часов.
- Выполнение упражнений на освоение приемов обратного многоцветного горячего батика. (40:60, шелк, искусственный шелк, хлопок, красители для ткани). - 6 часов.
Тема 2.7. Технология выполнения декоративного панно в технике: «От пятна».
- Выполнение ахроматического и цветного эскизов. (А3, гуашь, темпера) и шаблона для декоративного панно (60:70, маркер). – 6 часов.
- Роспись декоративного панно. (60:70, шелк, модеполам, бязь, красители для ткани). 9 часов.
Тема 2.8. Методика обучения технике горячего батика в системе дополнительного образования детей.
Тематическое планирование занятий по горячему батику для детей разных возрастных групп. – 3 часа.
Тема 2.9. Промежуточная диагностика уровня профессиональных компетенций слушателей по теме: «Основы декорирования текстильных изделий».
Тестирование по теме: «Основы декорирования текстильных изделий». – 1 час.
Раздел 3. Свободная роспись ткани.
Тема 3.1. Диагностика уровня профессиональных компетенций слушателей по теме: «Основы декорирования текстильных изделий».
Определение базового уровня знаний слушателей курса по теме: «Основы декорирования текстильных изделий» путем тестирования (для начинающих).
(Тестовые задания для стартовой и итоговой диагностики уровня профессиональных компетенций слушателей в приложении к программе.)
Тема 3.2. Введение в изучаемый курс: «Свободная роспись ткани».
Цель, задачи и содержание изучаемого курса. Основные требования к выполнению учебных заданий, практических аудиторных и самостоятельных работ.
Возникновение, развитие и современное состояние техники свободной росписи ткани. Художественные и технические особенности технологии свободной росписи. Ассортимент утилитарных изделий, сувенирной продукции и декоративно-художественных произведений, выполненных в технике свободной росписи ткани.
Возможности обучения детей технологии свободной росписи в рамках дополнительного художественного образования.
Тема 3.3. Материалы, оборудование и инструменты для свободной росписи.
Художественные и технологические характеристики тканей, различных по составу и фактуре, применяемых для свободной росписи. Разновидности красителей по ткани, их характеристика, способы применения в технике свободной росписи, правила их подготовки к работе и хранения. Способы обработки тканей и подготовки краски, препятствующие растеканию красителей. Материалы, применяемые для специальных эффектов, их разновидности, способы применения и хранения.
Инструменты и приспособления для свободной росписи: подрамники, кисти, баллончики для разбрызгивания красителей, аэрограф, трафареты и штампы и т.д., их назначение, характеристика, способы подготовки к работе, правила применения и хранения.
Инструктаж по технике безопасности выполнения практических работ по ручной росписи ткани в технике свободной росписи в мастерской художественной обработки материалов.
Тема 3.4. Основы композиции, стилизации и гармонизации цвета для свободной росписи.
Принципы стилизации, ее взаимосвязь с технологией ручной росписи ткани. Специфика стилизации для технологии свободной росписи, ее выразительные средства. Последовательность работы над стилизацией от реального изображения до условного.
Особенности декоративной композиции для работ на ткани. Построение композиции для свободной росписи с учетом законов текстильной графики. Применение некоторых композиционных приемов для создания декоративного произведения: трансформация, применение декоративных текстур и фактур, линий разного характера и толщины, штриха, точки и пятна. Последовательность работы над созданием эскиза декоративной композиции для свободной росписи с использованием реального изображения. Правила выполнения шаблона по эскизу, его роль в технологии свободной росписи.
Особенности цветовых сочетаний в свободной росписи, их зависимость от разновидности выбранной техники: акварельной, трафаретной, незамкнутой графики или графики свободной росписи. Виды цветовых гармоний, используемых в свободной росписи: монохромии, гармонии родственных, родственно-контрастных и дополнительных цветов. Их определение с помощью цветового круга. Применение различных гармоничных сочетаний при выполнении цветовых растяжек и заливок в свободной росписи. Роль графики в технике свободной росписи в достижении нужного тона, светлоты и насыщенности цвета при взаимодействии элементов и декоративной среды в композиции. Правила выполнения эскиза композиции в цвете с применением смешанной техники акварельной живописи и графики.
Тема 3.5. Техника и приемы выполнения свободной росписи.
Подготовка к выполнению работ в технике свободной росписи, организация рабочего места. Правила натягивания ткани на подрамник. Способы нанесения рисунка на ткань.
Технология нанесения красителей на ткань: подготовка красителей, составление колеров, приемы выполнения основных заливок в различных техниках свободной росписи: акварельной монгоцветной , монохромной, растяжки от светлого к темному, из одного цвета в другой. Советы по устранению и предотвращению пороков, возникающих при нанесении красителей.
Применение специальных эффектов в технике свободной росписи: солевые эффекты, присыпания сухими красителями, набрызг, аэрография, работа с загустителями, пропитывание ткани различными составами для ограничения растекания краски и для получения разводов и фактур.
Техника и приемы выполнения графического рисунка в технике свободной росписи: нанесение рисунка кистью, гелевой ручкой, фломастером, маркером, пером, контуром и резервом.
Тема 3.6. Технология выполнения декоративного панно в акварельной технике.
Разнообразие тематики композиций декоративного панно для свободной росписи ткани в акварельной технике. Влияние выразительных возможностей акварельной техники на передачу творческого замысла художественно-изобразительного произведения.
Основные этапы работы над созданием декоративного панно в акварельной технике: разработка эскиза росписи в цвете, выполнение по эскизу шаблона композиции в натуральную величину, натягивание ткани на подрамник, намачивание ткани водой, очень обобщенное перенесение рисунка на ткань с помощью акварельного карандаша, подготовка колеров, заливка влажной ткани красителями, при необходимости выполнение специальных эффектов, просушивание ткани, проработка рисунка с помощью кисти, фломастера, цветного контура.
Этапы работы над созданием панно в технике незамкнутой графики по технологии холодного батика: сначала на сухую ткань по предварительному рисунку наносится резерв, а потом осуществляется заливка красителями в акварельной технике.
Снятие работы с подрамника, оформление панно в раму. Советы по оформлению декоративного панно.
Тема 3.7. Технология выполнения мотивов и элементов в китайской технике.
Китайская живопись: историческая справка, символы, мотивы, сюжеты. Примеры адаптации изображения мотивов китайской живописи для техники свободной росписи ткани. Материалы и инструменты, необходимые для выполнения мотивов китайской живописи на ткани: шелк, колонковые или беличьи кисти, тушь.
Основные технические приемы для правильного положения и использования кисти. Правила освоения основных штрихов и мазков в китайской каллиграфии и живописи.
Технология выполнения наиболее популярных рисунков китайской живописи в технике свободной росписи ткани: иероглифов, листьев, цветов, бутонов (бамбука, орхидеи, ириса, пиона, и т.д.), элементов пейзажа, птиц, рыб.
Тема 3.8. Технология выполнения графики в свободной росписи.
Разнообразие тематики графических композиций для станковых панно в технике свободной росписи ткани. Специфика изображения, выразительные средства и возможности выполнения графического рисунка в процессе ручной росписи ткани.
Основные этапы работы над созданием станкового графического панно в технике свободной росписи ткани: разработка эскиза росписи в стиле линейной или декоративной графики с помощью туши или гелевой ручки, примерное цветовое решение эскиза с помощью акварели, выполнение по эскизу шаблона с обобщенным решением композиции в натуральную величину, перенесение рисунка с шаблона на ткань, натягивание ткани на подрамник, заливка красителями увлажненной ткани, выполнение специальных эффектов, просушивание ткани, подробная проработка рисунка с применением выразительных средств графики: линии, пятна, штриха, текстур или фактур, снятие работы с подрамника, оформление панно в раму. Советы по оформлению декоративного панно.
Тема 3.9. Технология применения трафаретной техники в свободной росписи.
Применение трафаретной техники свободной росписи ткани в декоративных панно и утилитарных текстильных изделиях. Разнообразие орнаментальных композиций для свободной росписи ткани в технике трафарета. Инструменты и материалы для росписи по трафаретам: шелк( крепдешин, шифон), жидкие красители для ткани, баллончики для распыления, аэрограф, трафареты. Технология изготовления трафаретов, правила их использования, хранение.
Основные этапы выполнения работ по свободной росписи ткани в технике трафарета: разработка эскиза росписи изделия с помощью трафаретов, перенесение рисунка на ткань, изготовление трафаретов согласно эскизу, натягивание ткани на подрамник, пропитывание ткани 20-процентным солевым раствором, раскладка трафаретов на ткани согласно эскизу, составление колеров и заправка ими баллончиков для распыления, распыление красителей через трафареты на ткань, выполнение специальных эффектов, просушивание ткани, снятие работы с подрамника ее оформление. Советы по закреплению красителей на ткани в домашних условиях.
Тема 3.10. Методика обучения технике свободной росписи ткани в системе дополнительного образования детей.
Планирование занятий по освоению технологии свободной росписи ткани для детей разных возрастных групп. Рекомендации по выбору материалов, инструментов и оборудования для занятий свободной росписью, отвечающим технике безопасности, соответствующим санитарным требованиям и возрасту детей. Методика организации и проведения занятий по изучению технологии свободной росписи в разных возрастных группах детей: методы и приемы преподавания, требования к наглядно-методическим материалам, примеры упражнений и творческих заданий. Формы контроля уровня освоения детьми программы дополнительного образования по теме: «Свободная роспись ткани».
Тема 3.11. Промежуточная диагностика уровня профессиональных компетенций слушателей по теме: «Основы декорирования текстильных изделий».
Промежуточная диагностика знаний слушателей курса: «Свободная роспись ткани», желающих продолжить обучение другим технологиям ручной росписи ткани, по теме: «Основы декорирования текстильных изделий» путем тестирования. Если слушатели хотят закончить свое обучение данным курсом, то для них диагностика будет считаться итоговой.
(Тестовые задания для стартовой и итоговой диагностики уровня профессиональных компетенций слушателей в приложении к программе.)
Практические занятия.
Тема 3.1. Диагностика уровня профессиональных компетенций слушателей по теме: «Основы декорирования текстильных изделий».
Тестирование по теме: «Основы декорирования текстильных изделий». – 1 час.
Тема 3.4. Основы композиции, стилизации и гармонизации цвета для свободной росписи.
- Выполнение упражнений по стилизации реального изображения с применением графических декоративных текстур или фактур. (А4, графические материалы: тушь, фломастер, гелевая ручка) – 3 часа.
- Выполнение упражнений на поиск вариантов цветового решения композиции для свободной росписи в технике акварели «по-сырому». (А3, акварель) –3 часа.
- Выполнение графической проработки по одному из вариантов эскиза цветового решения композиции для свободной росписи.( А3, графические материалы: тушь, фломастер, гелевая ручка) – 3 часа.
Тема 3.5. Техника и приемы выполнения свободной росписи.
- Натягивание ткани на подрамник, нанесение рисунка для упражнения. (40:60, 50:70, шелк, модеполам) – 1 час.
- Выполнение упражнений по составлению колеров, освоению различных приемов заливки красителей на ткани и созданию специальных эффектов. (40:60, 50:70, шелк, модеполам, красители для ткани, соль, мочевина, спирт) – 3 часа.
Тема 3.6. Технология выполнения декоративного панно в акварельной технике.
- Выполнение шаблона по готовому эскизу росписи панно (50:70, маркер). – 1 час
- Роспись панно в акварельной технике. (50:70, шелк, анилиновые красители, тушь). 6 часов.
Тема 3.7. Технология выполнения мотивов и элементов в китайской технике.
- Выполнение упражнений по освоению основных штрихов и мазков в китайской каллиграфии и живописи при росписи на шелке. (40:60, шелк, тушь) 1 час.
- Упражнения в технике свободной росписи ткани по выполнению наиболее популярных рисунков китайской живописи - иероглифов, листьев, цветов, бутонов (бамбука, орхидеи, ириса, пиона, и т.д.), элементов пейзажа, птиц, рыб. (60:70, шелк, тушь). 6 часов.
Тема 3.8. Технология выполнения графики в свободной росписи.
- Выполнение шаблона по готовому эскизу росписи панно (50:70, маркер). – 1 час
- Роспись панно в технике графики свободной росписи ткани. (50:70, шелк, анилиновые красители, тушь). 9 часов.
Тема 3.9. Технология применения трафаретной техники в свободной росписи.
- Выполнение трафаретов для упражнений по росписи ткани. (картон, пластиковая пленка) 2 часа.
- Упражнения в технике свободной росписи ткани по трафарету. (60:60, шелк, красители для ткани). 5 часов.
Тема 3.10. Методика обучения технике свободной росписи ткани в системе дополнительного образования детей.
Тематическое планирование занятий по свободной росписи для детей разных возрастных групп. – 3 часа.
Тема 1.9. Промежуточная диагностика уровня профессиональных компетенций слушателей по теме: «Основы декорирования текстильных изделий».
Тестирование по теме: «Основы декорирования текстильных изделий». – 1 час.
Раздел 4. Экспериментальные техники росписи ткани.
Тема 4.1. Диагностика уровня профессиональных компетенций слушателей по теме: «Основы декорирования текстильных изделий».
Определение базового уровня знаний слушателей курса по теме: «Основы декорирования текстильных изделий» путем тестирования.
(Тестовые задания для стартовой и итоговой диагностики уровня профессиональных компетенций слушателей в приложении к программе.)
Тема 4.2. Введение в изучаемый курс: «Экспериментальные техники росписи ткани».
Цель, задачи и содержание изучаемого курса. Основные требования к выполнению учебных заданий, практических аудиторных и самостоятельных работ.
Возникновение, развитие и современное состояние экспериментальных техник в ручной росписи ткани. Их художественные и технические особенности. Ассортимент утилитарных изделий, сувенирной продукции и декоративно-художественных произведений, выполненных экспериментальных техниках.
Возможности обучения детей экспериментальным техникам росписи ткани в рамках дополнительного художественного образования.
Тема 4.3. Материалы, оборудование и инструменты для экспериментальных техник росписи ткани.
Художественные и технологические характеристики тканей, различных по составу и фактуре, применяемых для экспериментальных техник. Разновидности красителей по ткани, их характеристика, способы применения в различных экспериментальных технологиях росписи ткани, правила их подготовки к работе и хранения. Разновидности составов для резервирования ткани горячим и холодным способом, их технические характеристики, рецепты приготовления, правила использования и хранения. Материалы, применяемые для специальных эффектов, их разновидности, способы применения и хранения.
Инструменты и оборудование для экспериментальных технологий росписи ткани: подрамники, электрические плитки, приборы для плавления воска, приспособления для нанесения расплавленного резерва на ткань: штампы, лейки, воронки, кисти, валики, бруски и формы для зажимов, шпагат, аэрограф, утюг и т.д., их назначение, характеристика, способы подготовки к работе, правила применения и хранения.
Инструктаж по технике безопасности выполнения практических работ по ручной росписи ткани в экспериментальных техниках художественной обработки материалов.
Тема 4.4. Основы художественного оформления, дизайна текстильных изделий, характерные для экспериментальных техник росписи ткани.
Ассортиментный ряд утилитарных изделий: предметов одежды или элементов оформления интерьера, в которых могут быть использованы экспериментальные техники ручной росписи ткани. Актуальность геометрических, абстрактных мотивов, имитации различных текстур и фактур в современном дизайне текстильных изделий.
Основные принципы орнаментации утилитарных изделий из текстиля: характерные мотивы, схемы построения орнаментальной композиции, варианты цветового решения. Зависимость орнаментальной композиции от формы и назначения утилитарного изделия.
Особенности цветовых сочетаний при ручном крашении ткани с применением экспериментальных техник. Виды цветовых гармоний, используемых в экспериментальных технологиях росписи ткани: монохромии, гармонии родственных, родственно-контрастных и дополнительных цветов. Их определение с помощью цветовых шкал и цветового круга. Возможности применения гармоничных сочетаний в различных экспериментальных техниках росписи: узелковый батик, печать, штампование, поливка, аэрография, смешанные техники. Правила выполнения эскизного проекта росписи изделия, с приложением шкалы используемых цветов.
Тема 4.5. Технология узелкового батика: техника «бандан».
Сфера применения технологии узелкового батика. Материалы и оборудование для выполнения узелкового батика в технике «бандан»: шпагат, провощенная нить, хлопок, шелк, синтетические ткани, анилиновые и акриловые красители для ткани.
Подготовка к выполнению работ в технике «бандан», организация рабочего места. Приемы обвязывания ткани.
Подготовка колеров различной светлоты и насыщенности в соответствии с количеством слоев росписи, приемы нанесения их на ткань. Последовательность обвязывания и окрашивания ткани в технике «бандан» от светлого к темному, из одного цвета в другой.
Основные этапы выполнения росписи ткани в технике «бандан»:первое обвязывание ткани провощенной нитью или шпагатом, подготовка первого колера, заливка красителем, просушивание красителя, последовательное повторение этапов по обвязыванию и окрашиванию ткани более насыщенными и темными оттенками красителя до завершения росписи, просушка ткани, снятие шпагата, проглаживание, оформление изделия.
Приемы закрепления красителя в технике «бандан»: кипячение в красителе, проглаживание и запаривание.
Тема 4.6. Технология узелкового батика: техника «шибори».
Сфера применения техники «шибори». Материалы и оборудование для выполнения узелкового батика в технике «шибори»: шпагат, провощенная нить, хлопок, шелк, синтетические ткани, бруски и формы для зажима, трубы разного размера, прищепки, анилиновые и акриловые красители для ткани.
Подготовка к выполнению работ в технике «шибори», организация рабочего места. Основные схемы и приемы складывания ткани.
Подготовка колеров различной светлоты и насыщенности, приемы нанесения их на ткань. Последовательность складывания, прессования и окрашивания ткани в технике «шибори».
Основные этапы выполнения росписи ткани в технике «шибори»: складывание ткани в соответствии со схемой, заглаживание складок утюгом, прессовка полученного при складывании «пакета» при помощи брусков и прищепок, намачивание ткани, составление колеров и нанесение их на грани и стороны «пакета», оставить конструкцию по окрашиванию на сутки, проглаживание ткани и запаривание красителя, оформление изделия.
Варианты складывания, прессовки и окрашивания красителя при обмотке на бруске, при шпагатной технике на трубе, в технике сложения и сшивания.
Тема 4.7. Технология узелкового батика: техника «тритик».
Сфера применения техники «тритик». Материалы и оборудование для выполнения узелкового батика в технике « тритик»: шпагат, провощенная нить, хлопок, шелк, синтетические ткани, швейные нитки и иголки, анилиновые и акриловые красители для ткани.
Подготовка к выполнению работ в технике «тритик», организация рабочего места. Основные схемы и приемы прошивания ткани.
Подготовка колеров различной светлоты и насыщенности в соответствии с количеством слоев росписи, приемы нанесения их на ткань. Последовательность прошивания, обвязывания и окрашивания ткани в технике «тритик» от светлого к темному, из одного цвета в другой.
Основные этапы выполнения росписи ткани в технике «тритик»:первое прошивание и обвязывание ткани провощенной нитью или шпагатом, подготовка первого колера, заливка красителем, просушивание красителя, последовательное повторение этапов по прошиванию, обвязыванию и окрашиванию ткани более насыщенными и темными оттенками красителя до завершения росписи, просушка ткани, снятие шпагата, проглаживание, оформление изделия.
Приемы закрепления красителя в технике «тритик»: кипячение в красителе, проглаживание и запаривание.
Тема 4.8. Технология росписи утилитарных изделий в технике узелкового батика.
Многообразие утилитарных изделий, окрашенных в технике узелкового батика. Варианты дизайна текстильных изделий, оформленных при помощи технологий росписи «бандан», «шибори» или «тритик».
Требования к выполнению эскизного проекта орнаментального оформления текстильных изделий.
Технология выполнения узелкового батика: разработка эскизного проекта, подготовка ткани и красителей, складывание, обвязывание, прессование или прошивание ткани, составление колеров, приемы выполнения поэтапной росписи ткани, советы по устранению и предотвращению пороков, возникающих при нанесении красителей, просушивание, проглаживание и закрепление красителей.
Тема 4.9. Технология росписи ткани при помощи штампов, трафаретов, валиков.
Применение экспериментальных техник росписи ткани при помощи штампов, трафаретов и валиков в утилитарных текстильных изделиях. Разнообразие орнаментальных композиций для росписи ткани в экспериментальной технике при помощи трафаретов, штампов и валиков. Инструменты и материалы для росписи: шелк (крепдешин, шифон), хлопок (бязь, модеполам), жидкие красители для ткани, баллончики для распыления, аэрограф, трафареты, воск, парафин, флейцы, штампы, трафареты, поролоновые валики. Технология изготовления штампов, трафаретов, подготовки валиков к работе, правила их использования, уход и хранение.
Основные этапы выполнения работ по свободной росписи ткани в технике трафарета: разработка эскиза росписи изделия с помощью трафаретов, штампов и валиков перенесение рисунка на ткань, изготовление трафаретов согласно эскизу, натягивание ткани на подрамник, при необходимости пропитывание ткани 20-процентным солевым раствором, раскладка трафаретов на ткани согласно эскизу, нанесение расплавленного воск или парафина через отверстия трафаретов или с помощью печатей и валиков, составление колеров и заправка ими баллончиков для распыления, распыление красителей, выполнение специальных эффектов, просушивание ткани, снятие работы с подрамника ее оформление. Вместо расплавленного воска можно использовать красители с загустителями
Советы по закреплению красителей на ткани в домашних условиях.
Тема 4.10. Методика обучения экспериментальным техникам росписи ткани в системе дополнительного образования детей.
Планирование занятий по освоению экспериментальных техник росписи ткани для детей разных возрастных групп. Рекомендации по выбору материалов, инструментов и оборудования для занятий росписью ткани, отвечающим технике безопасности, соответствующим санитарным требованиям и возрасту детей. Методика организации и проведения занятий по изучению экспериментальных технологий в разных возрастных группах детей: методы и приемы преподавания, требования к наглядно-методическим материалам, примеры упражнений и творческих заданий. Формы контроля уровня освоения детьми программы дополнительного образования по теме: «Экспериментальные техники росписи ткани».
Тема 4.11. Итоговая диагностика уровня профессиональных компетенций слушателей по теме: «Основы декорирования текстильных изделий».
Итоговая диагностика знаний слушателей курса: «Ручная роспись ткани» в форме тестирования. (Тестовые задания для стартовой и итоговой диагностики уровня профессиональных компетенций слушателей в приложении к программе.)
Практические занятия.
Тема 4.1. Диагностика уровня профессиональных компетенций слушателей по теме: «Основы декорирования текстильных изделий».
Тестирование по теме: «Основы декорирования текстильных изделий». – 1 час.
Тема 4.4. Основы художественного оформления, дизайна текстильных изделий, характерные для экспериментальных техник росписи ткани.
Выполнение эскизного дизайн-проекта комплекта утилитарных изделий (предметов одежды или элементов интерьера) для одной из экспериментальной техник росписи ткани с разными вариантами цветового решения. ( А3, акварель, тушь) – 4 часа.
Тема 4.5. Технология узелкового батика: техника «бандан».
Упражнения по обвязыванию и окрашиванию ткани в технике «бандан». (шелк, искусственный шелк, модеполам, бязь и т.д., красители для ткани) – 5 часов.
Тема 4.6. Технология узелкового батика: техника «шибори».
Упражнения по освоению основных премов складывания, прессования и окрашивания ткани в технике «шибори»: оригами, обмотки на бруске, шпагатной техники на трубе, техники сложения и сшивания. (шелк, искусственный шелк, модеполам, бязь и т.д., красители для ткани) – 10 часов.
Тема 4.7. Технология узелкового батика: техника «тритик».
Упражнения по обвязыванию и окрашиванию ткани в технике «тририк». (шелк, искусственный шелк, модеполам, бязь и т.д., красители для ткани) – 5 часов.
Тема 4.8. Технология росписи утилитарных изделий в технике узелкового батика.
- Разработка эскизного проекта росписи комплекта утилитарных изделий: предметов одежды или элементов интерьера. (А3, акварель, тушь). – 3 часа.
- Выполнение росписи утилитарного изделия в технике «бандан», «тритик» или «шибори». ( изделия из шелка, хлопчатобумажной ткани, трикотажа, красители для ткани) – 6 часов.
Тема 4.9. Технология росписи ткани при помощи штампов, трафаретов, валиков.
- Выполнение упражнений на освоение приемов росписи при помощи штампов. (40:60, хлопок, шелк, красители для ткани). – 3 часа.
- Выполнение упражнений на освоение приемов росписи при помощи трафаретов: горячим воском, красителем с загустителем, аэрографией. (40:60, шелк, искусственный шелк, хлопок, красители для ткани). - 6 часов.
- Выполнение упражнений на освоение приемов росписи при помощи валиков. (40:60, хлопок, шелк, красители для ткани). – 3 часа.
- Выполнение упражнений на освоение приемов смешанной техники росписи ткани. (40:60, хлопок, шелк, красители для ткани). – 3 часа.
Тема 4.10. Методика обучения экспериментальным техникам росписи ткани в системе дополнительного образования детей.
Тематическое планирование занятий по обучению экспериментальным техникам росписи ткани для детей разных возрастных групп. – 3 часа.
Тема 2.9. Итоговая диагностика уровня профессиональных компетенций слушателей по теме: «Основы декорирования текстильных изделий».
Тестирование по теме: «Основы декорирования текстильных изделий». – 1 час.
(Тестовые задания для стартовой и итоговой диагностики уровня профессиональных компетенций слушателей в приложении к программе.)
Рекомендуемая тематика рефератов
- Проведение мастер-класса по одной из технологий ручной росписи ткани для детей в рамках дополнительного художественного образования.
- Организация занятий по изучению технологий ручной росписи ткани в процессе дополнительного художественного образования для детей школьного возраста.
- Руководство творческой деятельностью детей на занятиях по ручной росписи ткани.
- Изучение основ колористики при освоении технологий ручной росписи ткани на внешкольных занятиях с детьми.
- Изучение основ стилизации и декоративной композиции в процессе выполнения творческих заданий по ручной росписи ткани на внеурочных занятиях.
- Развитие изобразительных навыков у детей в процессе выполнения практических упражнений по освоению технологий ручной росписи ткани.
- Планирование занятий по ручной росписи ткани для разных возрастных групп в рамках дополнительного образования.
- Использование технологических карт в процессе обучения детей новым технологиям ручной росписи ткани.
- Дидактические игры и упражнения для детей младшего школьного возраста по теме: «Роспись ткани».
Контрольные тесты.
Контрольные тесты проводятся для диагностики уровня знаний по теории и технологии ручной росписи ткани. Они проводятся перед началом изучения курса технологии для определения начальных представлений, знаний и имеют прогностический характер. По окончании изучения каждого курса проводятся итоговые срезы для тех, кто не желает в дальнейшем знакомиться с другими технологиями росписи ткани или, данные срезы можно считать промежуточными, если слушатели хотят продолжать обучение. Таким образом, прослеживается динамика освоения учебного материала.
Тестовые задания для стартовой и итоговой диагностики уровня профессиональных компетенций слушателей в приложении к программе.
Методы и средства оценки уровня подготовки
Текущая аттестация слушателей в течение курса производится преподавателем в следующих формах:
- тестирование;
- выполнение практических работ в виде эскизов, упражнений и творческих заданий по росписи ткани;
- письменных заданий по планированию занятий по росписи ткани для детей в рамках дополнительного художественного образования.
Итоговая (государственная) аттестация по учебной программе проходит в форме защиты реферата и творческого проекта по технологии ручной росписи ткани.
Контроль за текущим уровнем подготовки слушателей курсов осуществляется в следующих формах: проверка письменного задания по планированию, наблюдение за практической деятельностью в процессе выполнения эскизов и рисунков на бумаге, упражнений и творческих заданий на ткани, осуждение и оценка ее результатов.
При этом практические работы могут оцениваться по следующим критериям:
- Соблюдение технологии;
- Соответствие изображения используемой технике;
- Качество исполнения.
Для творческих работ по художественному оформлению текстильных изделий добавляются еще такие критерии, как:
- Соответствие выразительных средств технологии росписи ткани художественному замыслу;
- Грамотность построения декоративной композиции;
- Соответствие художественного оформления назначению и форме изделия;
- Гармоничная передача цветовых сочетаний;
- Оригинальность замысла.
Данные критерии могут применяться и для оценки итоговых творческих проектов.При защите итогового реферата могут использоваться следующие критерии:
- Знание технологии ручной росписи;
- Умение адаптировать учебный материал по ручной росписи ткани для обучения детей конкретной возрастной группы;
- Оригинальность представленной методики;
- Логичность и последовательность изложения материала;
- Грамотность;
- Качество оформления письменной работы.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература
- Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приемы, Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008. – 184с.: Ил.
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учеб. пособие – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.
- Эм А. Батик – Минск: Харвест, 2009. – 320с.: ил.
Дополнительная литература
- Буймистру Т.А. Колористика: цвет – ключ к красоте и гармонии. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008 – 236с.: ил.
- Бесчастнов Н.П. Язык орнамента: Учеб. пособие – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010 – 335с.
- Дагдилян К.Т. Декоративная композиция: учебн. пособие – 2-е изд. – Росто н/Д : Феникс, 2010.
- Денисов В.С. Восприятие цвета. – часть 1.- М.: Эксмо, 2009.
- Ли Джуньяо, Ли Сяохун. Китайская живопись: техника, инструменты, сюжеты. – М.: Издательская группа «Контэнт», 2010. – 112 с.
- Моргадес Конча. Роспись по шелку для начинающих. – М.: АРТ-РОДНИК, 2008 – 175 с.
Согласовано:
Зам. директора (соответствующего
направления деятельности) _______________________ ______________
Подпись Ф. И. О.