Программа доп образования "Ручная роспись ткани" 2014 для детей 12-17 лет

программы доп образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ СПО  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №16

        

Обсуждена и одобрена

на заседании

Педагогического совета

ГБОУ СПО ПК №16

Протокол № __________

от «_____»   ___________ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора ГБОУ СПО

Педагогический колледж №16

Департамента образования города Москвы

по УМР

______________ Е.В. Юнак

«_____» __________ 20 ___ г.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Ручная роспись ткани»

(для детей 12-17 лет)

Срок обучения – 2 года

 

АВТОР:  

Калугина Юлия Николаевна  

К.п.н.,

Преподаватель профессиональных дисциплин по специальности 050139 – Изобразительное искусство и черчение

                                                 

Москва 2014

Пояснительная записка

       Программа кружка по ручной росписи ткани имеет художественно-эстетическую направленность. Она обусловлена тем, что занимаясь декорированием текстильных материалов, дети приобщаются к прикладному искусству, развивают творческие способности, приобретают новые и совершенствуют уже имеющиеся специальные изобразительные навыки, позволяющие выполнять разнообразные художественные работы на ткани: от простого фактурного окрашивания до сложных многоцветных орнаментов и декоративных композиций.

         Актуальность программы состоит в том, что декорирование тканей – один из интереснейших и увлекательных видов современного декоративно-прикладного искусства, который вдохновляет не только профессиональных художников и дизайнеров на создание уникальных художественных произведений, но не оставляет равнодушными обычных зрителей. Изделия, выполненные в технике ручной росписи ткани красивы, оригинальны и востребованы как объекты современного искусства, сувенирная продукция и как утилитарные изделия – предметы одежды или детали оформления интерьера. Технологии ручной росписи позволяют получать эффектные изображения на ткани даже людям, не имеющим специальной художественной подготовки. Освоив необходимые технические приемы, даже ребенок сумеет выполнять не сложные, но самобытные декоративные работы на текстильных материалах. Занятия ручной росписью ткани развивают воображение, эстетический вкус, позволяют самовыражаться в материале, прививают интерес к художественному творчеству, формируют изобразительные навыки.

Практическая значимость программы «Ручная роспись ткани» состоит в том, что ее разделы: «Холодный батик», «Горячий батик», «Свободная роспись ткани», «Экспериментальные техники росписи ткани» предполагают изучение основ художественного оформления текстильных изделий и технологии ручной росписи ткани, позволяют освоить технические приемы, необходимые для самостоятельного  творчества детей в различных видах декоративных работ: от орнаментации предметов одежды или элементов интерьера до создания картин.

Данная программа является составной частью художественно-эстетического направления дополнительного образования детей в области изобразительного искусства. Вместе с курсами по технологии ручного ткачества, вышивке относится к такому виду декоративно-прикладного искусства (ДПИ) как художественная обработка текстильных материалов. Изучение ручной росписи ткани не требует предварительного освоения других программ дополнительного художественного образования.

Программа дополнительного образования по теме: «Ручная роспись ткани» является авторской. Ее новизна состоит в том, что основные технологии росписи: «Холодный батик», «Горячий батик», «Свободная роспись ткани», «Экспериментальные техники росписи ткани», представлены в данной программе в виде отдельных разделов,  каждый из которых представляет собой самодостаточный законченный курс обучения. Любая из  представленных в данных разделах технологий может изучаться отдельно, не зависимо от других. Это предоставляет детям возможность выбора для освоения наиболее понравившейся техники росписи ткани. Кроме того, в программу включено изучение таких техник декорирования и окрашивания тканей, которые ранее не изучались с детьми школьного возраста: роспись «от пятна», «шибори», «тритик». В программе, кроме изучения технологии, большое внимание уделяется обучению основам декоративной композиции, стилизации и колористики.  

Целью данной программы является приобретение дополнительных теоретических знаний в области художественного оформления текстильных изделий и практических навыков, направленных на освоение технологий ручной росписи ткани, для самостоятельного творчества детей в области декоративно-прикладного искусства.  

Задачи программы:

Обучающие:

  • изучить специфику стилизации, декоративной композиции, орнаментации, дизайна изделий и гармонизации цвета, характерную для различных технологий ручной росписи ткани;
  • познакомить с художественными особенностями и творческими возможностями различных технологий росписи ткани;
  • научить применять полученные знания для творческой работы с конкретным материалом, соблюдая требования технологии.

Развивающие:

  • сформировать систему практических навыков и умений, необходимых для освоения технологий ручной росписи ткани;
  • развивать внимание, память, воображение, образное, абстрактное, логическое и аналитическое мышление, творческие способности в процессе художественно-поисковой и практической деятельности по созданию эскизов и воплощению их в материале;
  • формировать адекватную оценку собственной творческой деятельности;
  • развивать эстетический вкус, эмоциональное отношение к окружающему миру, интерес к декоративно-прикладному искусству.

Воспитательные:

  • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать волевые качества детей, связанные с достижением качественных результатов практических работ на ткани: усидчивость, терпение, упорство, аккуратность, желание исправлять ошибки;
  •  формировать коммуникативную культуру, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе.

 Отличительные особенности программы.

         Данная программа дополнительного образования школьников базируется на основе педагогических принципов:

  • доступности (соответствует возрастным особенностям детей 12-17 лет);
  • последовательности (учебный материал изучается от простого к сложному, от упражнений на ткани к самостоятельным творческим работам)
  • наглядности (предусматривает использование наглядно-дидактических материалов, иллюстраций, демонстраций технических приемов);
  • научности (практическое освоение технологий росписи ткани опирается на изучение теории);
  • индивидуальности (освоение программы предполагает индивидуальный подход и вариативность заданий);
  • результативности (предусмотрены различные виды учета образовательных результатов).

          Ключевые понятия, которые включает содержание данной программы по ручной росписи ткани:

         Батик – вид ручной росписи ткани с применением различных резервирующих составов, препятствующих окрашиванию ткани.

         Холодный батик - вид ручной росписи ткани с применением резервирующих составов на основе каучука или резинового клея.

         Горячий батик - вид ручной росписи ткани с применением резервирующих составов на основе расплавленного воска или парафина.

         Свободная роспись – вид ручной росписи ткани без применения резервирующих составов.

         « Бандан», «шибори», «тритик» - виды фактурного окрашивания ткани путем ее обвязывания, складывания, прошивания.

         Стилизация – условное изображение реального объекта с учетом технических возможностей его воплощения в конкретной декоративной технологии художественной обработки материалов.

          Этапы освоения программы разделены на четыре части (раздела), представляющие собой отдельные технологии росписи ткани: «Холодный батик», «Горячий батик», «Свободная роспись ткани», «Экспериментальные техники росписи ткани». Они расположены в программе по степени популярности и значимости технологии. При этом каждая технология может изучаться отдельно без обязательной взаимосвязи с другими, обеспечивая вариативность выбора для учащихся. Таким образом, если школьник в наибольшей степени увлечен ручной росписью ткани, он может получить представление обо всех, представленных в программе, технологиях росписи ткани. В то же время программа предоставляет детям возможность выбора для изучения наиболее понравившихся им технологий в любом порядке.

          Внутри каждого раздела материалы распределены от простого к сложному.  Изучение начинается с ознакомления с историей развития данной технологии росписи, с основными материалами, оборудованием и организацией рабочего места, проводится инструктаж по технике безопасности. Далее выполняются упражнения по освоению основных технических приемов и операций с использованием образцов, шаблонов, технологических карт и прямого копирования действий педагога. Затем учащихся знакомят с теоретическими основами, необходимыми для выполнения эскизов и шаблонов к самостоятельным творческим работам в технике ручной росписи ткани с учетом требований конкретной технологии. Школьники учатся выполнять эскизы, подчиняясь законам построения декоративной композиции или орнамента, грамотно стилизуя мотивы и сочетая цвета. Воплощение на ткани творческих идей, представленных в эскизах, является итогом освоения конкретной технологии росписи ткани.

          Особенности возрастной группы, которой адресована программа.

      Данная программа ориентирована на детей среднего и старшего школьного возраста, обучающихся в общеобразовательных школах. Она расчитана на обучение школьников в профильных группах. При этом состав группы может быть как постоянным, так и переменным, поскольку программой обеспечивается свобода выбора изучаемых технологий росписи ткани. В группы принимаются все желающие изучать ручную роспись ткани.

Количество детей в группах независимо от года обучения не должно превышать15 человек, так как обучение ведется в условиях мастерской по художественной обработке материалов.

                  Режим занятий.

          Программа расчитана на 288 часов, по 144 часа в год, по 72 часа на изучение каждого раздела: «Холодный батик», «Горячий батик», «Свободная роспись ткани», «Экспериментальные техники росписи ткани». Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа или 1 раз в неделю по 4 часа.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

В результате обучения дети должны уметь:

выполнять различные виды декоративных работ: орнаменты, декоративные композиции, декоративные изделия в техниках ручной росписи ткани;

выполнять основные технологические операции по художественной обработке материалов;

воплощать творческий замысел в материале с учетом его декоративных свойств;

      применять основные технологии ручной росписи ткани;

знать:

техники и технологические приемы выполнения произведений декоративно-прикладного искусства в различных технологиях росписи ткани и материалах;

специфику художественного оформления текстильных изделий;

      оборудование и технологии художественной обработки материалов.

       В процессе освоения различных технологий росписи ткани учащиеся развивают следующие качества личности:

внимание, память, воображение, образное, абстрактное, логическое и аналитическое мышление, творческие способности;

адекватную оценку собственной творческой деятельности;

эстетический вкус, эмоциональное отношение к окружающему миру, интерес к декоративно-прикладному искусству.

волевые качества, связанные с достижением качественных результатов практических работ на ткани: усидчивость, терпение, упорство, аккуратность, желание исправлять ошибки;

 коммуникативную культуру, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе.

       Контроль за освоением программы ведется путем проверки результатов выполнения практических заданий на занятиях и самостоятельных работ.

 Контроль за текущим уровнем подготовки детей осуществляется в следующих формах: наблюдение за практической деятельностью в процессе выполнения эскизов и рисунков на бумаге, упражнений и творческих заданий на ткани, обсуждение и оценка ее результатов.

При этом практические работы могут оцениваться по следующим критериям:

  1. Соблюдение технологии;
  2. Соответствие изображения используемой технике;
  3. Качество исполнения.

Для творческих работ по художественному оформлению текстильных изделий добавляются еще такие критерии, как:

  1. Соответствие выразительных средств технологии росписи ткани  художественному замыслу;
  2. Грамотность построения декоративной композиции;
  3. Соответствие художественного оформления назначению и форме изделия;
  4. Гармоничная передача цветовых сочетаний;
  5. Оригинальность замысла.  

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы

Для диагностики уровня полученных знаний предусматривается проведение тестирования, а для подведения итогов практического освоения технологий росписи – участие в творческих выставках, конкурсах, мастер-классах.

 

Учебно-тематический план.

№№ п/п

Наименование

разделов и тем

Всего

часов

В том числе

Форма

контроля

Теория

Практические занятия

1 год обучения

144

42

102

11.

Холодный батик

72

20

52

11.1.

Введение в изучаемый курс: «Холодный батик».

     2

2

-

  -

11.2.

Материалы, оборудование и инструменты для холодного батика.

    4

4

-

Проверка готовности оборудования

11.3.

Основы композиции, стилизации и гармонизации цвета для холодного батика.

12

4

             8

Проверка эскизов, упражнений на бумаге.

11.4.

Техника и приемы выполнения холодного батика.

    16

2

            14

Наблюдение за выполнением упражнений на ткани, обсуждение и оценка результатов.

11.5.

Технология росписи утилитарных изделий (платка).

    18

4

14

Проверка эскизов, руководство росписью изделия, оценка результата

11.6.

Технология выполнения росписи декоративного панно.

18

4

14

Проверка эскизов, руководство росписью панно, оценка результата

11.7.

Итоговое занятие: «Рисунки на ткани».

2

-

2

Выставка-ярмарка детских работ. Мастер-классы.

   2.

Горячий батик

72

22

50

12.1.

Введение в изучаемый курс: «Горячий батик».

2

2

-

12.2.

Материалы, оборудование и инструменты для горячего батика.

4

4

-

Проверка готовности оборудования

12.3.

Основы композиции, стилизации и гармонизации цвета для горячего батика.

14

4

10

Проверка эскизов, упражнений на бумаге.

12.4.

Техника и приемы выполнения монохромного горячего батика.

16

4

           12

Наблюдение за выполнением упражнений на ткани, обсуждение и оценка результатов.

22.5.

Техника и приемы выполнения многослойного горячего батика: «От пятна».

16

4

             12

Наблюдение за выполнением упражнений на ткани, обсуждение и оценка результатов.

22.6.

Технология выполнения декоративного панно в технике: «От пятна».

18

4

           14

Проверка эскизов, руководство росписью панно, оценка результата

22.7.

Итоговое занятие: «Знатоки батика»

2

-

             2

Тестирование. Выставка детских работ.

2 год обучения

144

40

104

33.

Свободная роспись ткани.

72

22

50

33.1.

Введение в изучаемый курс: «Свободная роспись ткани».

2

2

-

33.2.

Материалы, оборудование и инструменты для свободной росписи.

4

4

-

Проверка готовности оборудования

33.3.

Основы композиции, стилизации и гармонизации цвета для свободной росписи.

12

4

8

Проверка эскизов, упражнений на бумаге.

33.4.

Техника и приемы выполнения свободной росписи.

6

2

4

Наблюдение за выполнением упражнений на ткани, обсуждение и оценка результатов.

33.5.

Технология выполнения декоративного панно в акварельной технике.

10

2

8

Проверка эскизов, руководство росписью панно, оценка результата

33.6.

Технология выполнения мотивов и элементов в китайской технике.

10

2

8

Руководство выполнением упражнений на ткани,  оценка результата

33.7.

Технология выполнения графики в свободной росписи.

16

4

12

Проверка эскизов, руководство росписью панно, оценка результата

33.8.

Технология применения трафаретной техники в свободной росписи.

10

2

8

Руководство выполнением упражнений на ткани,  оценка результата

33.9.

Итоговое занятие: «Картины на ткани»

2

-

2

Выставка-ярмарка детских работ. Мастер-классы.

44.

Экспериментальные техники росписи ткани.

72

18

54

44.1.

Введение в изучаемый курс: «Экспериментальные техники росписи ткани».

2

2

-

44.2.

Материалы, оборудование и инструменты для экспериментальных техник росписи ткани.

4

4

-

Проверка готовности оборудования

44.3.

Основы художественного оформления, дизайна текстильных изделий, характерные для экспериментальных техник росписи ткани.

6

2

4

Проверка эскизов, упражнений на бумаге.

44.4.

Технология узелкового батика: техника: «бандан»

8

2

6

Руководство выполнением упражнений на ткани,  оценка результата

44.5.

Технология узелкового батика: техника: «шибори»

12

2

10

Руководство выполнением упражнений на ткани,  оценка результата

44.6.

Технология узелкового батика: техника: «тритик»

8

2

6

Руководство выполнением упражнений на ткани,  оценка результата

44.7.

Технология росписи утилитарных изделий в технике узелкового батика.

12

2

10

Проверка эскизов, руководство росписью изделий, оценка результата

44.8.

Технология росписи ткани при помощи штампов, трафаретов, валиков.

18

2

16

Руководство выполнением упражнений на ткани,  оценка результата

44.9.

Итоговое занятия: «Мы – художники по ткани»

2

-

2

Тестирование. Мастер-классы. Выставка детских работ.

Всего часов:

288

82

206

Содержание курса

Раздел 1. Холодный батик.

Тема 1.1. Введение в изучаемый курс: «Холодный батик».

Цель, задачи и содержание изучаемого курса. Основные требования к выполнению учебных заданий, практических аудиторных и самостоятельных работ.

 Возникновение, развитие и современное состояние техники холодного батика в ручной росписи ткани. Художественные и технические особенности технологии холодного батика. Ассортимент утилитарных изделий, сувенирной продукции и декоративно-художественных произведений, выполненных в технике холодного батика.

Тема 1.2. Материалы, оборудование и инструменты для холодного батика.

Художественные и технологические характеристики тканей, различных по составу и фактуре, применяемых для холодного батика. Разновидности красителей по ткани, их характеристика, способы применения в технике холодного батика, правила их подготовки к работе и хранения. Виды резервов и контуров, их состав, технические характеристики, правила использования и хранения. Материалы, применяемые для специальных эффектов, их разновидности, способы применения и хранения.

Инструменты и приспособления для холодного батика: подрамники, трубочки, кисти и т.д., их назначение, характеристика, способы подготовки к работе, правила применения и хранения.

Инструктаж по технике безопасности выполнения практических работ по ручной росписи ткани в технике холодного батика в мастерской художественной обработки материалов.

Тема 1.3. Основы композиции, стилизации и гармонизации цвета для холодного батика.

Принципы стилизации, ее взаимосвязь с технологией ручной росписи ткани. Специфика стилизации для технологии холодного батика, ее выразительные средства. Последовательность работы над стилизацией от реального изображения до условного.

Особенности декоративной композиции для работ на ткани. Построение композиции для холодного батика с учетом законов текстильной графики. Применение некоторых композиционных приемов для создания декоративного произведения: членение плоскости на части, трансформация, оверлеппинг и т.д. Последовательность работы над созданием эскиза декоративной композиции для холодного батика с использованием реального изображения. Правила выполнения шаблона по эскизу, его роль в технологии холодного батика.

Особенности цветовых сочетаний в технике холодного батика. Виды цветовых гармоний, используемых в холодном батике: монохромии, гармонии родственных, родственно-контрастных и дополнительных цветов. Их определение с помощью цветового круга. Применение различных гармоничных сочетаний при выполнении цветовых растяжек в холодном батике. Роль тона, светлоты и насыщенности цвета при взаимодействии элементов и декоративной среды в композиции для холодного батика. Правила выполнения эскиза композиции в цвете через ее ахроматическое решение, с приложением шкалы используемых цветов.

Тема 1.4. Техника и приемы выполнения холодного батика.

Подготовка к выполнению работ в технике холодного батика, организация рабочего места. Правила натягивания ткани на подрамник. Способы нанесения рисунка на ткань.

Технология наведения резервирующей линии: подготовка резерва, приемы заполнения трубочки, приемы наводки резервирующей линии, советы по очистке и хранению трубочки.

Технология нанесения красителей на ткань: подготовка красителей, составление колеров, приемы выполнения основных растяжек и заливок, советы по устранению и предотвращению пороков, возникающих при нанесении красителей.

Применение специальных эффектов в технике холодного батика.

Тема 1.5. Технология росписи утилитарных изделий (платка).

Основные принципы орнаментации текстильных изделий: целостность, симметрия, асимметрия, ритм и пластика. Зависимость орнаментальной композиции от формы и назначения утилитарного изделия. Ассортиментный ряд утилитарных изделий: предметов одежды или элементов оформления интерьера, в которых может быть использована ручная роспись ткани в технике холодного батика.

Основные принципы орнаментации классических и современных платков: характерные мотивы, схемы построения орнаментальной композиции, варианты цветового решения.

Основные этапы работы над росписью платка в технике холодного батика: разработка эскиза росписи в цвете, выполнение по эскизу шаблона орнамента в натуральную величину, перенесение рисунка на ткань, натягивание ткани на раму, нанесение резерва, просушивание резерва, заливка красителями, снятие работы с рамы, закрепление красителей, подшивка краев и отделка изделия. Советы по закреплению красителей в домашних условиях.

Тема 1.6. Технология выполнения росписи декоративного панно.

Разнообразие тематики композиций декоративного панно для ручной росписи ткани в технике холодного батика. Влияние выразительных возможностей технологии холодного батика на передачу творческого замысла художественно-изобразительного произведения.

Основные этапы работы над созданием декоративного панно в технике холодного батика: разработка эскиза росписи в цвете, выполнение по эскизу шаблона композиции в натуральную величину, перенесение рисунка на ткань, натягивание ткани на подрамник, нанесение резерва, просушивание резерва, заливка красителями, снятие работы с подрамника, оформление панно в раму. Советы по оформлению декоративного панно.

Тема 1.7. Итоговое занятие: «Рисунки на ткани».

Организация выставки детских работ, включая работы на ткани и эскизы. Проведение мастер-классов силами детей, обучавшихся технологии холодного батика на занятиях кружка.

Практические занятия.

Тема 1.3. Основы композиции, стилизации и гармонизации цвета для холодного батика.

  1. Выполнение упражнений по стилизации реального изображения с помощью кальки. (А4, графические материалы: тушь, фломастер, гелевая ручка) – 2 часа.
  2. Выполнение упражнений по членению, трансформации композиции и применению приема – оверлеппинг на примере готового натюрморта.( А4, графические материалы: тушь, фломастер, гелевая ручка) – 2 часа.
  3. Выполнение упражнений по цветовому решению готовых эскизов для упражнений в технике холодного батика в заданной гармонии и в соответствии с их ахроматическим вариантом композиции. (А4, акварель) – 4 часа.

Тема 1.4. Техника и приемы выполнения холодного батика.

  1. Натягивание ткани на подрамник, нанесение рисунка для упражнения: пересекающиеся линии, клетки или стилизации цветов, бабочек, рыбок и т.п. (40:60, 50:70, шелк, модеполам) – 4 часа.
  2. Прокладывание резерва. – 4 часа.
  3. Выполнение упражнений по составлению колеров, освоению различных приемов заливки красителей на ткани и созданию специальных эффектов. (40:60, 50:70, шелк, модеполам, красители для ткани, соль, мочевина, спирт) – 6 часов.

 Тема 1.5. Технология росписи утилитарных изделий (платка).

  1. Выполнение эскиза (30:30, акварель) и шаблона для платка (60:60, маркер). – 6 часов.
  2. Роспись платка. (60:60, шелк, анилиновые красители). 8 часов.

Тема 1.6. Технология выполнения росписи декоративного панно.

  1. Выполнение эскиза (А3, акварель) и шаблона для декоративного панно (60:70, маркер). – 6 часов.
  2. Роспись декоративного панно. (60:70, шелк, анилиновые красители). - 8 часов.

Тема 1.7. Итоговое занятие: «Рисунки на ткани».

  1. Организация выставки детских работ, включая работы на ткани и эскизы, выполненные в процессе обучения технологии холодного батика на занятиях кружка.
  2. Проведение мастер-классов силами детей, обучавшихся технологии холодного батика на занятиях кружка, по следующим темам: «Нанесение контура в холодном батике», «Виды заливки красителями в холодном батике», «Специальные эффекты в холодном батике».

– 2 часа.

Раздел 2. Горячий батик.

Тема 2.1. Введение в изучаемый курс: «Горячий батик».

Цель, задачи и содержание изучаемого курса. Основные требования к выполнению учебных заданий, практических аудиторных и самостоятельных работ.

 Возникновение, развитие и современное состояние техники горячего батика в ручной росписи ткани. Художественные и технические особенности технологии горячего батика. Ассортимент утилитарных изделий, сувенирной продукции и декоративно-художественных произведений, выполненных в технике горячего батика.

Тема 2.2. Материалы, оборудование и инструменты для горячего батика.

Художественные и технологические характеристики тканей, различных по составу и фактуре, применяемых для горячего батика. Разновидности красителей по ткани, их характеристика, способы применения в технике горячего батика, правила их подготовки к работе и хранения. Разновидности составов для резервирования ткани горячим способом, их технические характеристики, рецепты приготовления, правила использования и хранения. Материалы, применяемые для специальных эффектов, их разновидности, способы применения и хранения.

Инструменты и оборудование для горячего батика: подрамники, электрические плитки, приборы для плавления воска, приспособления для нанесения расплавленного резерва на ткань: штампы, лейки, воронки, кисти и т.д., их назначение, характеристика, способы подготовки к работе, правила применения и хранения.

Инструктаж по технике безопасности выполнения практических работ по ручной росписи ткани в технике горячего батика в мастерской художественной обработки материалов.

Тема 2.3. Основы композиции, стилизации и гармонизации цвета для горячего батика.

Принципы стилизации, ее взаимосвязь с технологией ручной росписи ткани. Специфика стилизации для технологии горячего батика, ее выразительные средства. Последовательность работы над стилизацией от реального изображения до условного.

Особенности декоративной композиции для работ на ткани. Построение композиции для горячего батика с учетом законов текстильной графики. Применение некоторых композиционных приемов для создания декоративного произведения: трансформация, использование плоскостного пятново-силуэтного изображения, отказ от мелких деталей и нюансов форм, замена плавного перехода от темного к светлому на ступенчатый и т.д. Последовательность работы над созданием эскиза декоративной композиции для горячего батика с использованием реального изображения. Правила выполнения шаблона по эскизу, его роль в технологии горячего батика.

Особенности цветовых сочетаний в технике горячего батика. Виды цветовых гармоний, используемых в горячем батике: монохромии, гармонии родственных, родственно-контрастных и дополнительных цветов. Их определение с помощью цветовых шкал и цветового круга. Возможности применения гармоничных сочетаний в различных технологиях горячего батика: простой прямой батик, техника «от пятна», обратный батик. Роль тона, светлоты и насыщенности цвета при взаимодействии элементов и декоративной среды в композиции для горячего батика. Применение принципов позитивного и негативного изображения в горячем батике. Значение равноступенчатых монохроматических шкал для выбора нужных цветовых оттенков в процессе создания эскиза росписи. Основные требования к эскизам росписи ткани в технике монохромного горячего батика. Правила выполнения эскиза композиции в цвете через ее ахроматическое решение, с приложением шкалы используемых цветов.

Тема 2.4. Техника и приемы выполнения монохромного горячего батика.

Сфера применения монохромного горячего батика.

Подготовка к выполнению работ в технике горячего батика, организация рабочего места. Правила натягивания ткани на подрамник. Способы нанесения рисунка на ткань.

Правила плавления резервирующих составов, приемы нанесения их на ткань с помощью различных приспособлений и инструментов, советы по устранению и предотвращению пороков. Уход за инструментами и их хранение. Подготовка колеров различной светлоты и насыщенности в соответствии с количеством слоев росписи, приемы нанесения их на ткань.

Применение специальных эффектов в технике горячего батика. Технология выполнения эффекта «кракле», набрызга, мазков.

Приемы удаления резервирующих составов с ткани в домашних условиях.

Основные этапы выполнения росписи ткани в технике прямого монохромного горячего батика: перенесение рисунка на ткань, натягивание ткани на раму, нанесение горячего резервирующего состава на ткань, просушивание резерва, подготовка первого колера, заливка красителями, просушивание красителя, последовательное повторение этапов по нанесению резервирующих составов и окрашивания ткани более насыщенными и темными оттенками красителя до завершения росписи, снятие работы с рамы, удаление резервирующего состава с поверхности работы, оформление изделия.

Тема 2.5. Техника и приемы выполнения многослойного горячего батика: «От пятна».

Сфера применения многослойного горячего батика, его разновидности: прямой, обратный.

Технология выполнения многоцветной росписи ткани с применением приемов прямого  горячего батика: «от пятна» и обратного батика. Подготовка красителей для цветного горячего батика, составление колеров, приемы выполнения поэтапной росписи ткани, советы по устранению и предотвращению пороков, возникающих при нанесении резервирующих составов и красителей.

Основные этапы выполнения росписи ткани в технике многоцветного горячего батика: «от пятна»: перенесение рисунка на ткань, натягивание ткани на раму, нанесение горячего резервирующего состава на ткань, просушивание резерва, подготовка первых самых светлых колеров, заливка ткани красителями в акварельной технике, просушивание ткани, последовательное повторение операций по нанесению резервирующих составов и окрашивания ткани более насыщенными оттенками красителей от светлого к темному до завершения росписи, снятие работы с рамы, удаление резервирующего состава с поверхности работы, оформление изделия.

Основной принцип технологии выполнения ручной росписи ткани в технике обратного многоцветного горячего батика - последовательное повторение операций по нанесению резервирующих составов и окрашивания ткани  происходит от  темного к светлому, с поэтапным вытравкой красителей при помощи отбеливателя.

Приемы выполнения специальных эффектов в техниках прямого и обратного многоцветного горячего батика: эффект «кракле» на темном фоне, цветной набрызг, импрессионизм на ткани.

Тема 2.6. Технология выполнения декоративного панно в технике «От пятна».

Разнообразие тематики композиций декоративного панно для ручной росписи ткани в технике горячего батика. Влияние выразительных возможностей технологии горячего батика на передачу творческого замысла художественно-изобразительного произведения.

Значение ахроматического цветового решения композиции и использование равноступенчатых хроматических шкал для выбора нужных цветовых оттенков в процессе создания эскиза росписи горячего батика в технике: «от пятна». Основные требования к эскизам росписи ткани в технике многослойного горячего батика. Выполнение шаблона по готовому эскизу в натуральную величину.

Основные этапы работы над созданием декоративного панно в технике горячего батика: разработка двух эскизов росписи – ахроматического и в цвете, с наличием цветовых шкал, выполнение по эскизу шаблона композиции в натуральную величину, перенесение рисунка на ткань, натягивание ткани на подрамник, поэтапное нанесение резервирующего состава в соответствии с эскизом и роспись ткани красителями в акварельной технике, просушивание ткани перед каждым этапом резервирования, снятие работы с подрамника, удаление резерва, оформление панно в раму. Советы по оформлению декоративного панно.

Тема 2.7. Итоговое занятие: «Знатоки батика». 

Проверка уровня усвоения теоретических знаний по теме: «Основы декорирования текстильных изделий» (Тестовые задания в приложении к программе.)

Организация выставки детских работ, включая работы на ткани и эскизы, выполненные в течение учебного года.

Практические занятия.

Тема 2.3. Основы композиции, стилизации и гармонизации цвета для холодного батика.

  1. Выполнение упражнений по стилизации реального изображения для технологии горячего батика. (А4, графические материалы, гуашь, темпера) – 4 часа.
  2. Выполнение упражнений по трансформации, обобщению, пятново-силуэтному решению композиции и переработки плавных переходов тона и цвета в ступенчатые на примере фотографии пейзажа.( А4, графические материалы, гуашь, тушь) – 2 часа.
  3. Выполнение упражнений по цветовому решению готовых эскизов для упражнений в техниках монохромного и цветного горячего батика с использованием равноступенчатых шкал и опираясь на ахроматическое решение изображения. (А4, гуашь, темпера) – 4 часа.

Тема 2.4. Техника и приемы выполнения монохромного горячего батика.

  1. Натягивание ткани на подрамник, выполнение упражнений в технике простого двухцветного горячего батика: набрызг, мазки, элеметы орнамента и т.п. (40:60, 50:70, шелк, модеполам, бязь, красители для ткани) – 4 часа.
  2. Упражнения на выполнение эффекта «кракле» с помощью разных резервирующих составов и на тканях разного состава и фактуры(40:60, 50:70, шелк, искусственный шелк, модеполам, бязь и т.д., красители для ткани) – 2 часа.
  3. Выполнение упражнения по росписи ткани в технике монохромного горячего батика. (40:60, 50:70, шелк, модеполам, бязь, красители для ткани) – 6 часов.

 Тема 2.5. Техника и приемы выполнения многослойного горячего батика: «От пятна».

  1. Выполнение упражнения по росписи ткани в технике прямого горячего батика: «От пятна». (40: 60, хлопок, красители для ткани). – 6 часов.
  2. Выполнение упражнений на освоение приемов обратного многоцветного горячего батика. (40:60, шелк, искусственный шелк, хлопок, красители для ткани). - 6 часов.

Тема 2.6. Технология выполнения декоративного панно в технике: «От пятна».

  1. Выполнение ахроматического и цветного эскизов. (А3, гуашь, темпера) и шаблона для декоративного панно (60:70, маркер). – 6 часов.
  2. Роспись декоративного панно. (60:70, шелк, модеполам, бязь,  красители для ткани). 8 часов.

Тема 2.7. Итоговое занятие: «Знатоки батика». 

  1. Проверка уровня усвоения теоретических знаний по теме: «Основы декорирования текстильных изделий» - 1 час.
  2. Организация выставки детских работ, включая работы на ткани и эскизы, выполненные в течение учебного года в процессе изучения технологий холодного и горячего батика.– 1 час.

Раздел 3. Свободная роспись ткани.

Тема 3.1. Введение в изучаемый курс: «Свободная роспись ткани».

Цель, задачи и содержание изучаемого курса. Основные требования к выполнению учебных заданий, практических аудиторных и самостоятельных работ.

 Возникновение, развитие и современное состояние техники свободной росписи ткани. Художественные и технические особенности технологии свободной росписи. Ассортимент утилитарных изделий, сувенирной продукции и декоративно-художественных произведений, выполненных в технике свободной росписи ткани.

Тема 3.2. Материалы, оборудование и инструменты для свободной росписи.

Художественные и технологические характеристики тканей, различных по составу и фактуре, применяемых для свободной росписи. Разновидности красителей по ткани, их характеристика, способы применения в технике свободной росписи, правила их подготовки к работе и хранения. Способы обработки тканей и подготовки краски, препятствующие растеканию красителей. Материалы, применяемые для специальных эффектов, их разновидности, способы применения и хранения.

Инструменты и приспособления для свободной росписи: подрамники,  кисти, баллончики для разбрызгивания красителей, аэрограф, трафареты и штампы и т.д., их назначение, характеристика, способы подготовки к работе, правила применения и хранения.

Инструктаж по технике безопасности выполнения практических работ по ручной росписи ткани в технике свободной росписи в мастерской художественной обработки материалов.

Тема 3.3. Основы композиции, стилизации и гармонизации цвета для свободной росписи.

Принципы стилизации, ее взаимосвязь с технологией ручной росписи ткани. Специфика стилизации для технологии свободной росписи, ее выразительные средства. Последовательность работы над стилизацией от реального изображения до условного.

Особенности декоративной композиции для работ на ткани. Построение композиции для свободной росписи с учетом законов текстильной графики. Применение некоторых композиционных приемов для создания декоративного произведения: трансформация, применение декоративных текстур и фактур, линий разного характера и толщины, штриха, точки и пятна. Последовательность работы над созданием эскиза декоративной композиции для свободной росписи с использованием реального изображения. Правила выполнения шаблона по эскизу, его роль в технологии свободной росписи.

Особенности цветовых сочетаний в свободной росписи, их зависимость от разновидности выбранной техники: акварельной, трафаретной, незамкнутой графики или графики свободной росписи. Виды цветовых гармоний, используемых в свободной росписи: монохромии, гармонии родственных, родственно-контрастных и дополнительных цветов. Их определение с помощью цветового круга. Применение различных гармоничных сочетаний при выполнении цветовых растяжек и заливок в свободной росписи. Роль графики в технике свободной росписи в достижении нужного тона, светлоты и насыщенности цвета при взаимодействии элементов и декоративной среды в композиции. Правила выполнения эскиза композиции в цвете с применением смешанной техники акварельной живописи и графики.

Тема 3.4. Техника и приемы выполнения свободной росписи.

Подготовка к выполнению работ в технике свободной росписи, организация рабочего места. Правила натягивания ткани на подрамник. Способы нанесения рисунка на ткань.

Технология нанесения красителей на ткань: подготовка красителей, составление колеров, приемы выполнения основных заливок в различных техниках свободной росписи: акварельной монгоцветной , монохромной, растяжки от светлого к темному, из одного цвета в другой. Советы по устранению и предотвращению пороков, возникающих при нанесении красителей.

Применение специальных эффектов в технике свободной росписи: солевые эффекты, присыпания сухими красителями, набрызг, аэрография, работа с загустителями, пропитывание ткани различными составами для ограничения растекания краски и для получения разводов и фактур.

Техника и приемы выполнения графического рисунка в технике свободной росписи: нанесение рисунка кистью, гелевой ручкой, фломастером, маркером, пером, контуром и резервом.

Тема 3.5. Технология выполнения декоративного панно в акварельной технике.

Разнообразие тематики композиций декоративного панно для свободной росписи ткани в акварельной технике. Влияние выразительных возможностей акварельной техники на передачу творческого замысла художественно-изобразительного произведения.

Основные этапы работы над созданием декоративного панно в акварельной технике: разработка эскиза росписи в цвете, выполнение по эскизу шаблона композиции в натуральную величину, натягивание ткани на подрамник, намачивание ткани водой, очень обобщенное перенесение рисунка на ткань с помощью акварельного карандаша, подготовка колеров, заливка влажной ткани красителями, при необходимости выполнение специальных эффектов, просушивание ткани, проработка рисунка с помощью кисти, фломастера, цветного контура.

Этапы работы над созданием панно в технике незамкнутой графики по технологии холодного батика: сначала на сухую ткань по предварительному рисунку наносится резерв, а потом осуществляется заливка красителями в акварельной технике.

  Снятие работы с подрамника, оформление панно в раму. Советы по оформлению декоративного панно.  

Тема 3.6. Технология выполнения мотивов и элементов в китайской технике.

Китайская живопись: историческая справка, символы, мотивы, сюжеты. Примеры адаптации изображения мотивов китайской живописи для техники свободной росписи ткани. Материалы и инструменты, необходимые для выполнения мотивов китайской живописи на ткани: шелк, колонковые или беличьи кисти, тушь.

Основные технические приемы для правильного положения и использования кисти. Правила освоения основных штрихов и мазков в китайской каллиграфии и живописи.

Технология выполнения наиболее популярных рисунков китайской живописи в технике свободной росписи ткани: иероглифов, листьев, цветов, бутонов (бамбука, орхидеи, ириса, пиона, и т.д.), элементов пейзажа, птиц, рыб.

Тема 3.7. Технология выполнения графики в свободной росписи.

Разнообразие тематики графических композиций для станковых панно в технике свободной росписи ткани. Специфика изображения, выразительные средства и возможности выполнения графического рисунка в процессе ручной росписи ткани.

 Основные этапы работы над созданием станкового графического панно в технике свободной росписи ткани: разработка эскиза росписи в стиле линейной или декоративной графики с помощью туши или гелевой ручки, примерное цветовое решение эскиза с помощью акварели, выполнение по эскизу шаблона с обобщенным решением композиции в натуральную величину, перенесение рисунка с шаблона на ткань, натягивание ткани на подрамник, заливка красителями увлажненной ткани, выполнение специальных эффектов, просушивание ткани, подробная проработка рисунка с применением выразительных средств графики: линии, пятна, штриха, текстур или фактур, снятие работы с подрамника, оформление панно в раму. Советы по оформлению декоративного панно.

Тема 3.8. Технология применения трафаретной техники в свободной росписи.

Применение трафаретной техники свободной росписи ткани в декоративных панно и утилитарных текстильных изделиях. Разнообразие орнаментальных композиций для свободной росписи ткани в технике трафарета. Инструменты и материалы для росписи по трафаретам: шелк( крепдешин, шифон), жидкие красители для ткани, баллончики для распыления, аэрограф, трафареты. Технология изготовления трафаретов, правила их использования, хранение.  

Основные этапы выполнения работ по свободной росписи ткани в технике трафарета: разработка эскиза росписи изделия с помощью трафаретов, перенесение рисунка на ткань, изготовление трафаретов согласно эскизу, натягивание ткани на подрамник, пропитывание ткани 20-процентным солевым раствором, раскладка трафаретов на ткани согласно эскизу, составление колеров и заправка ими баллончиков для распыления,  распыление красителей через трафареты на ткань, выполнение специальных эффектов, просушивание ткани, снятие работы с подрамника ее оформление. Советы по закреплению красителей на ткани в домашних условиях.

Тема 3.9. Итоговое занятие: «Рисунки на ткани».

Организация выставки детских работ, включая работы на ткани и эскизы. Проведение мастер-классов силами детей, обучавшихся технологии свободной росписи на занятиях кружка.

Практические занятия.

Тема 3.3. Основы композиции, стилизации и гармонизации цвета для свободной росписи.

  1. Выполнение упражнений по стилизации реального изображения с применением графических декоративных текстур или фактур. (А4, графические материалы: тушь, фломастер, гелевая ручка) – 2 часа.
  2. Выполнение упражнений на поиск вариантов цветового решения композиции для свободной  росписи в технике акварели «по-сырому». (А3, акварель) –2 часа.
  3. Выполнение графической проработки по одному из вариантов эскиза цветового решения композиции для свободной росписи.( А3, графические материалы: тушь, фломастер, гелевая ручка) – 4 часа.

Тема 3.4. Техника и приемы выполнения свободной росписи.

  1. Натягивание ткани на подрамник, нанесение рисунка для упражнения. (40:60, 50:70, шелк, модеполам) – 2 часа.
  2. Выполнение упражнений по составлению колеров, освоению различных приемов заливки красителей на ткани и созданию специальных эффектов. (40:60, 50:70, шелк, модеполам, красители для ткани, соль, мочевина, спирт) – 2 часа.

 Тема 3.5. Технология выполнения декоративного панно в акварельной технике.

  1. Выполнение шаблона по готовому эскизу росписи панно (50:70, маркер). – 2 часа.
  2. Роспись панно в акварельной технике. (50:70, шелк, анилиновые красители, тушь). 6 часов.

Тема 3.6. Технология выполнения мотивов и элементов в китайской технике.

  1. Выполнение упражнений  по освоению основных штрихов и мазков в китайской каллиграфии и живописи  при росписи на шелке. (40:60, шелк, тушь) 2 часа.
  2. Упражнения в технике свободной росписи ткани по выполнению наиболее популярных рисунков китайской живописи - иероглифов, листьев, цветов, бутонов (бамбука, орхидеи, ириса, пиона, и т.д.), элементов пейзажа, птиц, рыб. (60:70, шелк, тушь). 6 часов.

Тема 3.7. Технология выполнения графики в свободной росписи.

  1. Выполнение шаблона по готовому эскизу росписи панно (50:70, маркер). – 2 часа.
  2. Роспись панно в технике графики свободной росписи ткани. (50:70, шелк, анилиновые красители, тушь). 10 часов.

Тема 3.8. Технология применения трафаретной техники в свободной росписи.

  1. Выполнение трафаретов для упражнений по росписи ткани. (картон, пластиковая пленка) 2 часа.
  2. Упражнения в технике свободной росписи ткани по трафарету. (60:60, шелк, красители для ткани). 6 часов.

Тема 3.9. Итоговое занятие: «Картины на ткани».

  1. Организация выставки детских работ, включая работы на ткани и эскизы, выполненные в процессе обучения технологии свободной росписи на занятиях кружка.
  2. Проведение мастер-классов силами детей, обучавшихся технологии свободной росписи на занятиях кружка, по следующим темам: «Специальные эффекты на ткани», «Пейзаж на ткани в акварельной технике», «Элементы китайской живописи», «Графика на ткани», «Работа с трафаретами» – 2 часа.

Раздел 4. Экспериментальные техники росписи ткани.

Тема 4.1. Введение в изучаемый курс: «Экспериментальные техники росписи ткани».

Цель, задачи и содержание изучаемого курса. Основные требования к выполнению учебных заданий, практических аудиторных и самостоятельных работ.

 Возникновение, развитие и современное состояние экспериментальных техник в ручной росписи ткани. Их художественные и технические особенности. Ассортимент утилитарных изделий, сувенирной продукции и декоративно-художественных произведений, выполненных экспериментальных техниках.

Тема 4.2. Материалы, оборудование и инструменты для экспериментальных техник росписи ткани.

Художественные и технологические характеристики тканей, различных по составу и фактуре, применяемых для экспериментальных техник. Разновидности красителей по ткани, их характеристика, способы применения в различных экспериментальных технологиях росписи ткани, правила их подготовки к работе и хранения. Разновидности составов для резервирования ткани горячим и холодным способом, их технические характеристики, рецепты приготовления, правила использования и хранения. Материалы, применяемые для специальных эффектов, их разновидности, способы применения и хранения.

Инструменты и оборудование для экспериментальных технологий росписи ткани: подрамники, электрические плитки, приборы для плавления воска, приспособления для нанесения расплавленного резерва на ткань: штампы, лейки, воронки, кисти, валики, бруски и формы для зажимов, шпагат, аэрограф, утюг и т.д., их назначение, характеристика, способы подготовки к работе, правила применения и хранения.

Инструктаж по технике безопасности выполнения практических работ по ручной росписи ткани в экспериментальных техниках художественной обработки материалов.

Тема 4.3. Основы художественного оформления, дизайна текстильных изделий, характерные для экспериментальных техник росписи ткани.

Ассортиментный ряд утилитарных изделий: предметов одежды или элементов оформления интерьера, в которых могут быть использованы экспериментальные техники ручной росписи ткани. Актуальность геометрических, абстрактных мотивов, имитации различных текстур и фактур в современном дизайне текстильных изделий.

Основные принципы орнаментации утилитарных изделий из текстиля: характерные мотивы, схемы построения орнаментальной композиции, варианты цветового решения. Зависимость орнаментальной композиции от формы и назначения утилитарного изделия.

Особенности цветовых сочетаний при ручном крашении ткани с применением экспериментальных техник. Виды цветовых гармоний, используемых в экспериментальных технологиях росписи ткани: монохромии, гармонии родственных, родственно-контрастных и дополнительных цветов. Их определение с помощью цветовых шкал и цветового круга. Возможности применения гармоничных сочетаний в различных экспериментальных техниках росписи: узелковый батик, печать, штампование, поливка, аэрография, смешанные техники. Правила выполнения эскизного проекта росписи изделия, с приложением шкалы используемых цветов.

Тема 4.4. Технология узелкового батика: техника «бандан».

Сфера применения технологии узелкового батика. Материалы и оборудование для выполнения узелкового батика в технике «бандан»: шпагат, провощенная нить, хлопок, шелк, синтетические ткани, анилиновые и акриловые красители для ткани.

Подготовка к выполнению работ в технике «бандан», организация рабочего места. Приемы обвязывания ткани.

Подготовка колеров различной светлоты и насыщенности в соответствии с количеством слоев росписи, приемы нанесения их на ткань. Последовательность обвязывания и окрашивания ткани в технике «бандан» от светлого к темному, из одного цвета в другой.

Основные этапы выполнения росписи ткани в технике «бандан»:первое обвязывание ткани провощенной нитью или шпагатом, подготовка первого колера, заливка красителем, просушивание красителя, последовательное повторение этапов по обвязыванию и окрашиванию ткани более насыщенными и темными оттенками красителя до завершения росписи, просушка ткани, снятие шпагата, проглаживание, оформление изделия.

Приемы закрепления красителя в технике «бандан»: кипячение в красителе, проглаживание и запаривание.

Тема 4.5. Технология узелкового батика: техника «шибори».

Сфера применения техники «шибори». Материалы и оборудование для выполнения узелкового батика в технике «шибори»: шпагат, провощенная нить, хлопок, шелк, синтетические ткани, бруски и формы для зажима, трубы разного размера, прищепки, анилиновые и акриловые красители для ткани.

Подготовка к выполнению работ в технике «шибори», организация рабочего места. Основные схемы и приемы складывания ткани.  

Подготовка колеров различной светлоты и насыщенности, приемы нанесения их на ткань. Последовательность складывания, прессования и окрашивания ткани в технике «шибори».

Основные этапы выполнения росписи ткани в технике «шибори»: складывание ткани в соответствии со схемой, заглаживание складок утюгом, прессовка полученного при складывании «пакета» при помощи брусков и прищепок, намачивание ткани, составление колеров и нанесение их на грани и стороны «пакета», оставить конструкцию по окрашиванию на сутки, проглаживание ткани и запаривание красителя, оформление изделия.

Варианты складывания, прессовки и окрашивания красителя при обмотке на бруске,  при шпагатной технике на трубе, в технике сложения и сшивания.

Тема 4.6. Технология узелкового батика: техника «тритик».

Сфера применения техники «тритик». Материалы и оборудование для выполнения узелкового батика в технике « тритик»: шпагат, провощенная нить, хлопок, шелк, синтетические ткани, швейные нитки и иголки,  анилиновые и акриловые красители для ткани.

Подготовка к выполнению работ в технике «тритик», организация рабочего места. Основные схемы и приемы прошивания ткани.

Подготовка колеров различной светлоты и насыщенности в соответствии с количеством слоев росписи, приемы нанесения их на ткань. Последовательность прошивания, обвязывания и окрашивания ткани в технике «тритик» от светлого к темному, из одного цвета в другой.

Основные этапы выполнения росписи ткани в технике «тритик»:первое прошивание и обвязывание ткани провощенной нитью или шпагатом, подготовка первого колера, заливка красителем, просушивание красителя, последовательное повторение этапов по прошиванию, обвязыванию и окрашиванию ткани более насыщенными и темными оттенками красителя до завершения росписи, просушка ткани, снятие шпагата, проглаживание, оформление изделия.

Приемы закрепления красителя в технике «тритик»: кипячение в красителе, проглаживание и запаривание.

Тема 4.7. Технология росписи утилитарных изделий в технике узелкового батика.

Многообразие утилитарных изделий, окрашенных в технике узелкового батика. Варианты дизайна текстильных изделий, оформленных при помощи технологий росписи «бандан», «шибори» или «тритик».

Требования к выполнению эскизного проекта орнаментального оформления текстильных изделий.

Технология выполнения узелкового батика: разработка эскизного проекта, подготовка ткани и красителей, складывание, обвязывание, прессование или прошивание ткани, составление колеров, приемы выполнения поэтапной росписи ткани, советы по устранению и предотвращению пороков, возникающих при нанесении красителей, просушивание, проглаживание и закрепление красителей.

Тема 4.8. Технология росписи ткани при помощи штампов, трафаретов, валиков.

Применение экспериментальных техник росписи ткани при помощи штампов, трафаретов и валиков  в утилитарных текстильных изделиях. Разнообразие орнаментальных композиций для росписи ткани в экспериментальной технике при помощи трафаретов, штампов и валиков. Инструменты и материалы для росписи: шелк (крепдешин, шифон), хлопок (бязь, модеполам), жидкие красители для ткани, баллончики для распыления, аэрограф, трафареты, воск, парафин, флейцы, штампы, трафареты, поролоновые валики. Технология изготовления штампов, трафаретов, подготовки валиков к работе, правила их использования, уход и хранение.  

Основные этапы выполнения работ по свободной росписи ткани в технике трафарета: разработка эскиза росписи изделия с помощью трафаретов, штампов и валиков перенесение рисунка на ткань, изготовление трафаретов согласно эскизу, натягивание ткани на подрамник, при необходимости пропитывание ткани 20-процентным солевым раствором, раскладка трафаретов на ткани согласно эскизу, нанесение расплавленного воск или парафина через отверстия трафаретов или с помощью печатей и валиков, составление колеров и заправка ими баллончиков для распыления,  распыление красителей, выполнение специальных эффектов, просушивание ткани, снятие работы с подрамника ее оформление. Вместо расплавленного воска можно использовать красители с загустителями

 Советы по закреплению красителей на ткани в домашних условиях.

Тема 4.9. Итоговое занятие: «Мы – художники по ткани». 

       Проверка уровня усвоения теоретических знаний по теме: «Основы декорирования текстильных изделий». (Тестовые задания в приложении к программе.)

        Организация выставки детских работ, включая работы на ткани и эскизы, выполненные в течение учебного года в процессе изучения технологий свободной росписи и экспериментальных техник росписи ткани.                Проведение мастер-классов по всему курсу: «Ручная роспись ткани».

Практические занятия.

Тема 4.3. Основы художественного оформления, дизайна текстильных изделий, характерные для экспериментальных техник росписи ткани.

Выполнение эскизного дизайн-проекта комплекта утилитарных изделий (предметов одежды или элементов интерьера) для одной из экспериментальной техник росписи ткани с разными вариантами цветового решения. ( А3, акварель, тушь) – 4 часа.

Тема 4.4. Технология узелкового батика: техника «бандан».

Упражнения по обвязыванию и окрашиванию ткани в технике «бандан». (шелк, искусственный шелк, модеполам, бязь и т.д., красители для ткани) – 6 часов.

Тема 4.5. Технология узелкового батика: техника «шибори».

Упражнения по освоению основных премов складывания, прессования и окрашивания ткани в технике «шибори»: оригами, обмотки на бруске,  шпагатной техники на трубе, техники сложения и сшивания. (шелк, искусственный шелк, модеполам, бязь и т.д., красители для ткани) – 10 часов.

Тема 4.6. Технология узелкового батика: техника «тритик».

Упражнения по обвязыванию и окрашиванию ткани в технике «тририк». (шелк, искусственный шелк, модеполам, бязь и т.д., красители для ткани) – 6 часов.

Тема 4.7. Технология росписи утилитарных изделий в технике узелкового батика.

  1. Разработка эскизного проекта росписи комплекта утилитарных изделий: предметов одежды или элементов интерьера. (А3, акварель, тушь). – 4 часа.
  2. Выполнение росписи утилитарного изделия в технике «бандан», «тритик» или «шибори». ( изделия из шелка, хлопчатобумажной ткани, трикотажа, красители для ткани) – 6 часов.

 Тема 4.8. Технология росписи ткани при помощи штампов, трафаретов, валиков.

  1. Выполнение упражнений на освоение приемов росписи при помощи штампов. (40:60, хлопок, шелк, красители для ткани). – 2 часа.
  2. Выполнение упражнений на освоение приемов росписи при помощи трафаретов: горячим воском, красителем с загустителем, аэрографией. (40:60, шелк, искусственный шелк, хлопок, красители для ткани). - 6 часов.
  3. Выполнение упражнений на освоение приемов росписи при помощи валиков. (40:60, хлопок, шелк, красители для ткани). – 4 часа.
  4. Выполнение упражнений на освоение приемов смешанной техники росписи ткани. (40:60, хлопок, шелк, красители для ткани). – 4 часа.

Тема 2.9. Итоговое занятие: «Мы – художники по ткани». 

  1. Проверка уровня усвоения теоретических знаний по теме: «Основы декорирования текстильных изделий» - 1 час.
  2. Организация выставки детских работ, включая работы на ткани и эскизы, выполненные в течение учебного года в процессе изучения технологий свободной росписи и экспериментальных техник росписи ткани.
  3. Проведение мастер-классов по всему курсу «Ручная роспись ткани», силами учащихся, посещавших занятия одноименного кружка. – 1час.  

Методическое обеспечение программы.

       Учебные занятия по ручной росписи ткани включают в себя освоение теоретических материалов и выполнение практических заданий. Кроме того, предусматривается выполнение некоторых заданий в процессе самостоятельной работы. Основная форма проведения занятия – групповая, но при этом не исключен индивидуальный подход к учащимся разного возраста и разных уровней освоения программы.

         Каждый раздел программы: «Холодный батик», «Горячий батик», «Свободная роспись ткани», «Экспериментальные техники росписи ткани», изучается в единой логической последовательности, при которой одинаково чередуются различные формы организации занятий:

  • Вначале проводится беседа, знакомящая детей с историей, художественными особенностями изучаемой технологии.
  • Затем предусмотрен инструктаж для ознакомления с материалами, оборудованием и техникой безопасности по работе с ними. При этом можно использовать смешанный тип занятия, предложив детям после беседы выполнить несколько заданий, связанных с подготовкой оборудования к работе и организацией рабочего места.
  • При выполнении упражнений по освоению технических приемов росписи ткани проводятся только практические занятия.
  • Для того чтобы научить детей грамотно выполнять эскизы творческих работ на ткани, проводят занятия, включающие и объяснение теоретического материала и выполнение практических работ в виде рисунков.
  • Воплощение творческих замыслов в материале согласно разработанным эскизам или проектам происходит на практических занятиях.
  • Итоговые занятия по разделам можно проводить в форме опроса, тестирования или в игровых досуговых формах: выставки, конкурса, викторины, ярмарки.  

         

Методы преподавания 

      В процессе преподавания данного курса могут применяться обьяснительно-иллюстративные методы для изложения материала по основам теории декоративного оформления текстильных изделий и  технологии выполнения художественно-творческих работ. При этом объяснение должно сопровождаться обязательным показом декоративных изделий, инструментов, оборудования, репродукций, методических плакатов,  эскизов. При необходимости в качестве наглядных материалов также можно использовать видеофильмы и компьютерные презентации.

       На начальной стадии освоения практических умений и навыков росписи ткани необходимо применять репродуктивные методы, связанные с прямым повтором действий преподавателя и копированием образцов. При этом возможно проведение мастер-классов. По мере овладения мастерством можно предоставить большую самостоятельность детям, предложив  осваивать технические приемы с помощью технологических карт и схем.

       В процессе выполнения творческих заданий могут применяться проблемные и частично-поисковые методы, связанные с поисками содержательного, изобразительного материала, работой над построением композиции и гармонизации цвета.

       Для проведения занятий по ручной росписи ткани в рамках дополнительного образования детей необходимы наглядно-методические пособия по следующей тематике:

  • Примеры художественных изделий и станковых работ, выполненных в различных технологиях росписи ткани.
  • Примеры декоративных композиций, орнаментов, стилизаций и цветовых гармоний, характерных для различных технологий росписи ткани.
  •  Материалы, инструменты и оборудование для различных технологий росписи ткани.
  • Технологические карты по выполнению различных техник росписи ткани.
  • Примеры различных выразительных приемов и специальных эффектов, применяемых в ручной росписи ткани.

       Данные пособия могут быть представлены в виде плакатов, иллюстративных материалов, работ на ткани и компьютерных презентаций.

Кроме того, в качестве дидактических материалов могут использоваться готовые эскизы композиций, карты орнаментов и отдельных орнаментальных элементов, шаблоны изображений для ткани в натуральную величину.

        Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение  программе дополнительного образования «Ручная роспись ткани»: высшее педагогическое образование по специальности изобразительное искусство и черчение, опыт преподавательской деятельности - не менее 3-х лет.      

        Реализация программы данных курсов предполагает наличие мастерской по художественной обработке материалов.

 Оборудование мастерской:  парты, стулья, шкафы для хранения методических материалов, инструментов и оборудования,  вытяжка, плитка, фены.  

Технические средства обучения: теле- и видеоаппаратура, компьютер.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: подрамники 40:60, 50:70 и т.п.,  ткань(хлопок, шелк), красители для ткани, резерв, трубочки, парафин.

Формы подведения итогов по различным разделам  программы могут отличаться незначительно:

  По окончании изучения таких курсов как «Холодный батик» и «Свободная роспись» проводятся отчетные выставки или ярмарки, так как эти разделы завершают в середине учебного года к новогодним праздникам

В конце учебного года после изучения таких технологий как «Горячий батик» и «Экспериментальные техники росписи ткани» можно провести и выставки и тестирование. Контрольные тесты проводятся для диагностики уровня знаний по теории и технологии ручной росписи ткани. По окончании изучения каждого курса проводятся итоговые срезы для тех, кто не желает в дальнейшем знакомиться с другими технологиями росписи ткани или, данные срезы можно считать промежуточными, если слушатели хотят продолжать обучение. Таким образом, прослеживается динамика освоения учебного материала.

Тестовые задания для итоговой диагностики уровня знаний учащихся в приложении к программе.

Список литературы

литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса

Основная литература

  1. Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приемы, Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008. – 184с.: Ил.
  2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учеб. пособие  – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.
  3. Эм А. Батик – Минск: Харвест, 2009. – 320с.: ил.

Дополнительная литература

  1. Буймистру Т.А. Колористика: цвет – ключ к красоте и гармонии. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008 – 236с.: ил.
  2. Бесчастнов Н.П. Язык орнамента: Учеб. пособие – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010 – 335с.
  3. Дагдилян К.Т. Декоративная композиция: учебн. пособие – 2-е изд. – Росто н/Д : Феникс, 2010.
  4. Денисов В.С. Восприятие цвета. – часть 1.- М.: Эксмо, 2009.
  5. Ли Джуньяо, Ли Сяохун. Китайская живопись: техника, инструменты, сюжеты. – М.: Издательская группа «Контэнт», 2010. – 112 с.
  6. Моргадес Конча. Роспись по шелку для начинающих. – М.: АРТ-РОДНИК, 2008 – 175 с.

        

литература,   рекомендуемая для детей и родителей

  1. Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приемы, Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008. – 184с.: Ил.
  2. Эм А. Батик – Минск: Харвест, 2009. – 320с.: ил.
  3. Ли Джуньяо, Ли Сяохун. Китайская живопись: техника, инструменты, сюжеты. – М.: Издательская группа «Контэнт», 2010. – 112 с.
  4. Моргадес Конча. Роспись по шелку для начинающих. – М.: АРТ-РОДНИК, 2008 – 175 с.