Программа МДК "Технология ткацкого производства"

Программа МДК по специальности "Ткач"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт среднего профессионального образования имени К.Д.Ушинского

СОГЛАСОВАНО

Представитель работодателя

___________________________________

____________________/                         /

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

ГАОУ ВО МГПУ

_________________/...................../

«_____»______________20____ г.

Программа профессионального обучения

(программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих)

Ткач

название программы

(1170 часов)

объем в часах (в скобках)

Автор программы:

Калугина Ю.Н. к.п.н. преподаватель ИСПО им. К.Д.Ушинского

Фамилия И.О., звание, должность

        

Москва, 2017


Раздел 1. Пояснительная записка

Примерная программа профессионального модуля (ПМ) профессиональной подготовки лиц с выраженными психофизическими нарушениями, в том числе с умеренной умственной отсталостью и со сложной структурой дефекта (далее примерная программа) – составлена на основе  ФГОС по специальности НПО по профессии 023210 Ткач для профессиональной подготовки специалистов в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): ручное ткачество, и соответствующих профессиональных компетенций (ПК).

Срок обучения в объеме 1170 часов ( месяцев):  часа (теоретические занятия – 30 часов, практические занятия1150 –  часов, производственная практика – 144 часов). На квалификационный экзамен отводится 6 часов.

Учащимся, прошедшим профессиональную подготовку и успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о профессии рабочего, служащего.

1.1. Нормативно-правовые основы разработки профессиональной подготовки по профессии «Ткач»:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по  основным  программам  профессионального  обучения (утв.  приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 292);
  3. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513);
  4. Приказ Минобрнауки России (Министерства образования и науки РФ) от 29 октября 2013 г. №1199 "Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования";
  5. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 № 832 «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования».
  6. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих ( утв. Министерством труда РФ от 21 августа 1998 г. N 37, с изменениями от 12 февраля 2014 г.)

1.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы – 18 месяцев.

1.3. Цель программы

Профессиональная подготовка молодых людей с умеренной степенью умственной отсталости по профессии 19143 «Ткач» (ручное ткачество) в соответствии с требованиями 2-го разряда.

1.4. Задачи программы:

- воспитание интереса к будущей профессиональной деятельности, определение назначения профессии ткача, ее роли в современном обществе;

- изучение правил охраны труда и техники безопасности в мастерской;

- ознакомление с устройством, назначением, принципом работы, правилами обслуживания и ремонта оборудования для ручного ткачества;

- приобретение теоретических знаний о технологии выработки тканого полотна с одноцветным перебором, а также технике изготовления простых узоров на ручных ткацких станках;

- изучение технологических требований к качеству пряжи, тканого полотна и отделочных материалов для изделий ручного ткачества;

- определение факторов, воздействующих на ход технологического процесса и качества выпускаемого ассортимента изделий ручного ткачества;

- развитие эстетических представлений, расширение кругозора для понимания особенностей традиционного народного и современного декоративно-прикладного искусства.

1.5. Требования к результатам освоения программы

В результате освоения программы обучающийся должен:

знать:

1)  основные виды материалов, применяемые в ручном ткачестве;

2)  технологические процессы ручного ткачества;

3)  правила безопасности труда.

уметь:

1) выполнять правила безопасности труда;

2) подбирать материалы ткачества в зависимости от ассортимента изделий;

3) осуществлять подготовку и наладку оборудования для ручного ткачества;

4) выполнять простейшие работы на ручных ткацких станках по выработке тканых полотен для декоративных изделий с использованием техники прямого ткачества с одноцветным перебором, цветовой гаммой не менее 6 цветов;

5) выполнять простейшие работы по художественному оформлению продукции в мастерской ткачества.

иметь практический опыт: 

1) выполнения правил безопасности труда;

2) подготовки и наладки оборудования для ручного ткачества;

3) ухода за оборудованием и рабочим местом;

4) определения техники изготовления и выявления пороков тканого полотна и способы его устранения или предупреждения;

5) выработки тканого полотна с одноцветным перебором на ручных ткацких станках;

6) исправления дефектов в изделии, очистки изделий от концов нитей;

7) снятия наработанных изделий

1.6. Овладеть следующими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Планировать и организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем и с его помощью.

ОК 3. Выполнять трудовое действие в привычных условиях деятельности и  при изменении условий (уметь переносить навык)

ОК 4. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности под контролем и  с помощью руководителя, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 5. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 6. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

  1. Творческая и исполнительская деятельность. 

Обслуживание  и  обеспечение  работы ткацкого оборудования

ПК 1.1. Выполнять основные рабочие приемы и выбирать рациональные методы обслуживания оборудования для ручного ткачества.

ПК 1.2. Осуществлять уход за оборудованием и рабочим местом.

ПК 1.3. Выявлять и предупреждать причины возникновения пороков в процессе ткачества полотна и ликвидировать их.

ПК 1.4. Выявлять и устранять мелкие неполадки технологической оснастки ткацкого оборудования.

Ведение технологического процесса ткачества

ПК 2.1. Обеспечивать процесс образования тканого полотна на ручном ткацком станке.

Контроль качества сырья, тканого полотна

ПК 3.1. Контролировать качество выпускаемой продукции.

Компетенции в области обучения по рабочей профессии

Для успешного овладения учащимися  с выраженными  психофизическими нарушениями, в том числе с умеренной умственной отсталостью и со сложной структурой дефекта, общими и профессиональными  компетенциями необходимо обладать определенным уровнем психофизического развития и личными качествами,  которые определяются характеристикой  профессиональной деятельности ткача 2 разряда.  

Для ткача необходим определенный уровень развития:

   -  произвольного внимания, который  позволит  наблюдать  за динамикой изменений технологического процесса,  а так же  высокий уровень сосредоточенности и концентрации внимания, так как при монотонной работе требуется четкое и безошибочное выполнение задания.    

   - наглядно-образного   (предметного) вида  памяти – запоминание составляющих изделия, их свойств, цветового решения, пространственного соотношения частей и т.д.;

  -  координации движений,  мелкой моторики, тактильной  и мышечно-суставной  чувствительность для того, чтобы воспринимать на ощупь качество обрабатываемого материала.

   В целом качества личности, обеспечивающие успех в работе  ткача, следующие: невосприимчивость к помехам, физическая выносливость, устойчивость к монотонным операциям, терпение, усидчивость,  уравновешенность, аккуратность и тщательность.

Допустимые нарушения основных функций организма человека для работы по специальности  «Ткач» 2 разряда:

  1. Нарушения психических функций:
  • восприятия, внимания, памяти, мышления – легкие или умеренные нарушения легкие или умеренные нарушения
  • речи  - нарушения любой сложности
  • эмоций – легкие или умеренные нарушения
  • воли  -  легкие или умеренные нарушения
  1.    Нарушения сенсорных функций:
  • зрения -  легкие или умеренные нарушения
  • слуха  -  легкие или умеренные нарушения
  • обоняния –  легкие или умеренные нарушения

     -  осязания  - легкие или умеренные нарушения

  1.    Нарушения статико-динамических функций:
  • незначительные нарушения функций верхних конечностей,

     -   незначительные или выраженные нарушения нижних конечностей

   Исходя из своих  индивидуальных психофизических возможностей учащиеся  с психофизическими нарушениями, в том числе с умеренной умственной отсталостью могут овладеть общими и профессиональными компетенциями на разных уровнях:

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

ПК 1.1. Выполнять основные рабочие приемы и выбирать рациональные методы обслуживания ткацкого оборудования

1 уровень

Имеет фрагментарные /общие представления о технологических процессах ткачества, выполняет операции подготовки оборудования и подбора необходимых материалов при постоянном сопровождении.

2 уровень

Владеет знаниями  о технологических процессах ткачества, умеет применять их в практической деятельности,  может самостоятельно выполнять простые операции по подготовке оборудования и необходимых материалов, может использовать технологическую карту при помощи руководителя.

3 уровень

Владеет знаниями  о технологических процессах ткачества, умеет применять их в практической деятельности,  самостоятельно выполняет  операции по подготовке оборудования и необходимых материалов, используя технологическую карту под контролем руководителя.  Имеет возможность использования творческого поиска в самостоятельной практической деятельности.

ПК 1.2. Осуществлять уход за оборудованием и рабочим местом

ПК 1.3. Выявлять и предупреждать причины возникновения пороков тканого полотна и ликвидировать их

ПК 1.4 Выявлять и устранять мелкие неполадки технологической оснастки ткацкого оборудования

ПК 2.1. Обеспечивать процесс образования тканого полотна на ручном ткацком станке

ПК 3.1. Контролировать качество выпускаемой продукции.

Раздел 2. Содержание программы

2.1. Учебный (тематический) план

Индекс

Наименование дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик

Формы аттестации

Максимальное количество часов освоения профессии

Максимальное количество часов для самостоятельной работы  слушателя

Максимальное количество аудиторных занятий слушателей

В том числе

лекций

Лабораторных/ практических

1

2

3

4

5

6

7

8

П.00

Профессиональный цикл

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

зачет

ОП.01

Основы изобразительной деятельности

65

ОП.02

Физическая культура

130

ОП.03

Безопасность жизнедеятельности

40

ОП.04

Развитие музыкально-ритмических движений

65

ПМ.00

Профессиональные модули

    ПМ.01

Ткач

1170

1170

8

1162

ПП.00

Производственная практика

  420

 

КЭ

Квалификационный экзамен

Вид профессиональной деятельности:

освоен/не освоен

Всего

1940

2.2. Рабочая программа

Тема

Виды учебных занятий, учебных работ

Содержание

Базовая часть

ПМ.01. Ткач

Тема 1. Введение в предмет

Лекция, 4 часа.

Значение профессии ткача. Работа по профессии «Ткач ручного ткачества» на предприятиях, в специализированных мастерских и в процессе индивидуальной трудовой деятельности.  Разнообразие ассортимента ткацкой продукции.

Тема 2 Охрана труда и техника безопасности на производстве и в мастерской

Лекция, 4 часа.

Гигиена труда. Производственная санитария и профилактика травматизма. Причины травматизма и профзаболеваний. Охрана труда, электробезопасность и пожарная безопасность на предприятии и в мастерской.

Тема 3. Подготовка оборудования и организация рабочего места.

Практические занятия, 46 часов.

(3 н)

 Виды ткацких станков для ручного ткачества: вертикальный ковровый или гобеленовый станок, горизонтальный напольный полумеханический станок, рама для ткачества (настольный станок с бердом). Их внешний вид, устройство и назначение. Дополнительные инструменты ткачества: ковровая колотушка, челноки, ткацкие ножницы, гобеленовые иглы, нож-крючок и гребни. Материалы для ткачества: нити и волокна для основы и утка, их классификация по составу, техническим характеристикам, внешнему виду, художественным особенностям. Хранение материалов в мастерской. Организация рабочего места.

Устройство настольного ручного ткацкого станка и ремизной рамы. Устройство ткацкой рамы с бердом, название и назначение ее частей. Последовательность подготовки рамы к работе. Устройство ткацких рам с ремизками, их разновидности. Различные способы подготовки их к работе. Техника безопасности по работе на ручном ткацком станке и ремизной раме. Подготовка их к работе.

Тема 4. Технология изготовления тканого полотна с одноцветным перебором.

Практические занятия,198 часов.

(11н)

 Разнообразие изделий, выполненных в технике гладкого ткачества. Применение ручного гладкого ткачества в народном костюме. Виды гладких ковров ручной работы: безворсовые ковры народов Северного Кавказа, славянских народов, ковры-паласы Западной Европы, их отличительные особенности. Последовательность изготовления тканого полотна в гладком прямом ткачестве. Линейная плотность нити.

Последовательность выполнения технических операций по изготовлению тканого полотна с одноцветным перебором. Назначение и техника выполнения разравнительной плетенки. Навивание утка на челнок, закрепление конца уточной нити. Прокидка уточных рядов путем поднятия четных или нечетных нитей основы с помощью берда, ремизок или разделительной палки. Правила прокладки и прибивки уточной нити. Завершение работы, снятие изделий со станка, закрепление нитей основы.

Тема 5 Пороки тканого полотна с одноцветным перебором

Практические занятия, 54 часа.

(3н)

 Пороки тканого полотна, возникающие в процессе ткачества, их виды, характеристика и способы устранения: стягивание краев, пропуск основы, узлы и петли на полотне, петли и узлы по краям, видны нити основы, слабое рыхлое полотно и т.д.

Способы устранения пороков ткачества: срезание или маскировка узлов и концов нити, роспуск полотен.

Тема 6. Мини-гобелен

Практические занятия, 270 часов.

(15н)

Гобелен, его отличительные особенности, специфика художественного оформления. Стили: классический, народный, авангардный, примитивный, брутальный… Смешение фактур и различных материалов в гобелене. Сочетание техник ткачества, вышивки, аппликации. Цвет в гобелене. Технические возможности оптического смешения цветов в гладком ткачестве.

Особенности выполнения гобелена по эскизу или шаблону. Правила обозначения цветов и их переходов на шаблонах. Трудности при ткачестве по многоцветному эскизу и возможности их преодоления.

Технология и последовательность выполнения гобелена. Подготовка эскиза. Подбор пряжи по колориту. Заправка нити в челноки. Прямое ткачество основного фона для гобелена в соответствии с эскизом, в виде полос разной толщины, «столбиков», оптического смешения двух цветов с использование нитей разной толщины и качества, вплетая по необходимости тесьму, полоски ткани, сизаль или джут. Снятие изделия с рамы, обработка краев. Завершение гобелена вышивкой или аппликацией из кожи, природных материалов, бисера, бусин, шнура, тесьмы, деревянных аксессуаров. Оформление мини-гобелена в раму, с помощью канта, бахромы или конструкции подвешивания к стене.

Тема 7. Пороки в ткачестве гобелена и их устранение

Практические занятия, 36 часов.

(2н)

Пороки, возникающие в процессе ткачества гобелена, их виды, характеристика и способы устранения: стягивание краев, неровные волнообразные уточные ряды, пропуск основы, дыры на границах цветных утков, деформация смещения рисунка относительно шаблона, узлы и петли на полотне и по краям, видна основа.

Тема 8. Изготовление отделки для гобеленов

Практические занятия, 108 часов.

(6н)

Особенности художественного оформления и декоративной отделки гобеленов с помощью вышивки, аппликации, накладных фактур. Материалы, используемые для отделки гобеленов: пряжа, нитки, фетр, кожа, дермантин, фурнитура, природные материалы, акриловые контуры.

Изготовление накладных фактур (помпонов, шнуров) с помощью специальных приспособлений.

Тема 9. Простые узоры в гладком ткачестве.

Практические занятия,  162 часа.

(9н)

Технология выполнения «столбиков», полос, клеток. Использование данных приемов в орнаментации народного костюма, предметов интерьера, галантерейных изделий.

Последовательность выполнения узора «столбики» с помощью двух челноков на ткацкой раме. Правила чередования челноков и переплетения цветных нитей для образования правильной кромки: Подбор пряжи по цвету. Заправка челноков нитями разного цвета. Выполнение упражнений по освоению приемов ткачества «столбиков», полос и клеток по отдельности и в сочетании.

Особенности использования технического рисунка орнаментальных мотивов в процессе ручного ткачества. Использование технического рисунка на канве для ткачества простых узоров. Виды несложных геометрических орнаментов в народном ткачестве.

 Выполнение штучных декоративных изделий с использованием простых узоров: салфетки, подставки, кошельки, очечники, пояса, кармашки, ручки для сумок и т.д.

Тема 10. Пороки в ткачестве простых узоров по схеме и их устранение

Практические занятия, 36 часов.

(2н)

Пороки тканого полотна, возникающие в процессе ткачества, их виды, характеристика и способы устранения: искажения рисунка в ширину, в высоту, деформация отдельных цветовых элементов, искажения пропорций орнаментальных элементов разного цвета относительно друг друга.

Определение плотности как характеристики качества тканого полотна, ее зависимость от толщины и качества пряжи, от силы прибоя уточных нитей. Определение плотности уточных рядов на 1 см, 1 дм.

Тема 11. Отделка штучных декоративных изделий с простыми узорами.

Практические занятия, 108 часов.

(6н)

Примеры художественного оформления штучных текстильных изделий с простыми узорами: салфеток, сумок, ковриков, ковров. Составляющие части дизайна штучных изделий: скобы, подвески, борта, бахрома.

Техника и разновидности обметки бортов и выполнения бахромы.

Тема 12. Выполнение декоративных работ по ручному художественному ткачеству

Практические занятия, 144 часов.

(8н)

Разнообразие декоративных работ по ручному художественному ткачеству. Последовательность выполнения работы: выбор вида изделия, разработка эскиза. Выбор цветовой гаммы. Выполнение технического рисунка или шаблона. Подбор материалов: пряжей, нитей, фурнитуры, отделки. Подготовка ручного настольного ткацкого станка или ремизной рамы к работе. Ткачество основного полотна, снятие изделия с рамы, его оформление. Смешение стилей, материалов, технологий ткачества в современном гобелене.

Раздел 3.         Формы аттестации и оценочные материалы

Практическая часть.

Выполнение творческой работы по темам:

1. Ткачество полотен для декоративных изделий

Цвет и фактура пряжи, техника, формат, рисунок полотен – в соответствии с техническим заданием.

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. а) основная литература:

1. Гудина Л.Б., Калугина Ю.Н., Сапелкина Н.А., Жукова А.В. Выполнение работ в технике ручного ткачества: практические советы, технологические карты: Сборник методических пособий. М.: ПолиграфКвик, 2012

2. Калугина Ю.Н. Художественная обработка материалов (Текстиль): методические рекомендации для преподавателей и студентов педагогических колледжей и училищ. – М.: Министерство общего и профессионального образования РФ; Научно-методический центр СПО, 1999. – 65 с.

3. Уталишвили Н.А. Эксклюзивный гобелен: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. – 80 с.: ил.

б) дополнительная литература:

1.        Грановский Т.С. Удивительная специальность – ткачество: пособие для школьников – М.: Легпромбытиздат, 1989. – 78 с.

2.        Дворкина И.А. Гобелен за десять вечеров. – М.: Культура и традиции, 1998. – 184 с.: ил.

3.        Журавлева И.Д. Ткани, обработка, уход, окраска, аппликация, батик. – М.: Издательство ЭКСМО, 2003. – 176 с.: ил.

4.        Зариф М. Ковры: [справочник]/Мехди Зариф; пер. с ит. И. Замойской – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.; ил.

5.        Неелов В.И. Ткачество: от плетельных рам до многозевных машин. – М.: Легпромбытиздат, 1986. – 176 с.

6.        О’Рейли Сюзи. Плетение: уроки детского творчества. – СПб.: Полигон, 1998. – 31 с.

7.        Основы художественного ремесла в 2 ч. – ч. 1 – Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись ткани. Композиция и колорирование художественных текстильных изделий/под ред. В.А. Барадулина, О.В. Танкус. – М.: Просвещение, 1986. – 254 с.: ил.

8.        Савицкая В.И. Превращение шпалеры. – М.: Галарт, 1995. – 198 с.: ил.

9. Фрейтаг И.П., Аникина Л.Л. Что умеют мастера. Детям о традиционной культуре Русского Севера. – Выпуск 5. – Ткачество: учебное пособие по трудовому обучению для учащихся начальной школы. – СПб.: Издательство «СМИО Пресс», 2007. – 40 с.: ил.

10.        Художественные промыслы РСФСР: справочник/сост. В.Т. Смолицкий, З.С. Скваронская – М.: Легкая индустрия, 1973. – 303 с.

4.3. Электронные ресурсы

1. Технология ткацкого и прядильного производства http://dptf.drezna.ru

2. Персидские ковры/ технология изготовления ковров http://www.persancarpets.ru

3. Восточные ковры – дизайн ковров, структура, инструменты, оборудование, технология изготовления. – Электрон. статья – Режим доступа: http://www.heriz.ru/sostav.html - загл. с экрана.

 

4.4. Материально-технические условия реализации программы

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов общей технологии мозаики; мастерская

1. Наименование учебного кабинета: кабинет № 102  ;

2. Расположение учебного кабинета: 127282 г. Москва, ст. метро Медведково, ул. Грекова д.3 к.1, этаж 4..

Кабинет общепрофессиональных дисциплин, должен быть оснащен в соответствии с требованиями ФГОС СПО:

- мебель для организации рабочего места учителя и организации рабочих мест обучающихся;

- ткацкие рамы с бердом по количеству учащихся;

- секционные шкафы для размещения и хранения средств обучения:

- доска;        

- персональный компьютер, принтер;

- технические средства обучения, наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации.

 

  1. Кадровое обеспечение программы

Реализация программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.

Утверждено на заседании кафедры

указывается название кафедры/совета

Протокол №___ от  «__»______________20__ г.

Зав. кафедрой ___________________/______________________/