Учебная программа "Ручное ткачество", курс "Гладкое ткачество" 2013

программы доп образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ СПО  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №16

        

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СПО

Педагогический колледж №16

Департамента образования города Москвы

______________ С.А. Завальская

«_____» __________ 20 ___ г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«Ручное ткачество»

Курс: «Гладкое ткачество»

(72часа)

 

                                                 

Москва 2013

Обсуждена и одобрена

на заседании

Методического совета

ГБОУ СПО ПК №16

Протокол № __________

от «_____»   ___________ 20___ г.

АВТОРЫ:  

Калугина Юлия Николаевна  

К.п.н.,

Преподаватель профессиональных дисциплин по специальности 050139 – Изобразительное искусство и черчение

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Фамилия, имя, отчество,  

ученая степень, ученое звание,

занимаемая должность

Примечание: для курсов профессиональной переподготовки (свыше 500 часов) необходимо внутреннее и внешнее рецензирование

«Гладкое ткачество».

Организационно-методический раздел

Актуальность темы

          Ручное ткачество – древнейший способ обработки волокнистых материалов и один из самых интересных видов декоративно-прикладного искусства, который вдохновляет не только умелых мастеров, профессиональных художников и дизайнеров на создание уникальных художественных произведений, но не оставляет равнодушными обычных зрителей. Изделия, выполненные в технике ручного ткачества - красивы, оригинальны, востребованы и как объекты современного искусства, сувенирная продукция, и как утилитарные изделия: предметы быта, одежды или детали оформления интерьера. Технологии ручного ткачества доступны для освоения, позволяют выполнять неповторимые тканые полотна даже людям, не имеющим специальной художественной подготовки. Освоив необходимые технические приемы, даже ребенок сумеет выполнять не сложные, но самобытные декоративные работы в различных техниках ручного ткачества. Занятия ткачеством позволяют овладеть основами художественного ремесла, приобрести новые технические умения, воспитывают усидчивость и аккуратность, развивают эстетический вкус, позволяют и самовыражаться в материале, и работать по образцу, прививают интерес к художественному творчеству, формируют изобразительные навыки.

Курс: «Гладкое ткачество» предполагает изучение основ декоративного оформления тканых изделий и технологии ручного ткачества, позволяет освоить технические приемы, необходимые для самостоятельного  творчества и достаточные для обучения детей художественной обработке материалов в рамках дополнительного образования.

Категория слушателей

           Категория слушателей курса: «Гладкое ткачество» - воспитатели дошкольных образовательных учреждений, учителя общеобразовательных школ, педагоги дополнительного образования, педагогический состав образовательных учреждений среднего профессионального образования, мастера производственного обучения и взрослое население.

 

Цель курса

          Приобретение дополнительных теоретических знаний в области художественного оформления тканых изделий и практических навыков, направленных на освоение технологий ручного ткачества, для осуществления педагогической деятельности в рамках дополнительного художественного образования детей и для самостоятельного творчества в области декоративно-прикладного искусства.  

         

Учебные задачи курса:

  • изучить специфику художественного оформления, орнаментации, дизайна и цветовых сочетаний в декоративных изделиях, характерных для гладкого ткачества;
  • познакомить с художественными особенностями и творческими возможностями технологии гладкого ткачества;
  • сформировать систему практических навыков и умений, необходимых для выполнения работ в технике ручного ткачества;
  • научить применять полученные знания для творческой работы с конкретным материалом, соблюдая требования технологии;
  • ознакомить с методикой обучения детей ручному ткачеству в рамках дополнительного художественного образования.

Место курса в конкретной лицензированной дополнительной профессиональной образовательной программе

          Данный учебный курс является составной частью дополнительной подготовки в области изобразительного искусства и методики его преподавания, вместе с курсами по технологии ручного росписи ткани входит в раздел художественной обработки текстильных материалов. Изучение ручного ткачества не требует предварительного освоения других модулей, разделов, дисциплин основной лицензированной дополнительной профессиональной образовательной программы.

Методы преподавания курса

      В процессе преподавания данного курса могут применяться обьяснительно-иллюстративные методы для изложения материала по основам теории декоративного оформления тканых изделий и  технологии выполнения художественно-творческих работ. При этом объяснение должно сопровождаться обязательным показом декоративных изделий, инструментов, оборудования, репродукций, методических плакатов,  эскизов. При необходимости в качестве наглядных материалов также можно использовать видеофильмы и компьютерные презентации.

       На начальной стадии освоения практических умений и навыков ткачества необходимо применять репродуктивные методы, связанные с прямым повтором действий преподавателя и копированием образцов. При этом возможно проведение мастер-классов. По мере овладения мастерством можно предоставить большую самостоятельность слушателям, предложив  осваивать технические приемы с помощью технологических карт и схем.

       В процессе выполнения творческих заданий могут применяться проблемные и частично-поисковые методы, связанные с поисками содержательного, изобразительного материала, связанных с работой над проектированием декоративных изделий.

       Эвристические и исследовательские методы могут использоваться при выполнении заданий по методике дополнительного образования детей и при подготовке к итоговой аттестации.

Учебные занятия по ручному ткачеству включают в себя освоение теоретических материалов и выполнение практических заданий. Кроме того, предусматривается выполнение некоторых заданий в процессе самостоятельной работы. Контроль за освоением программы ведется путем проверки результатов выполнения практических заданий на занятиях и самостоятельных работ.

Реализация программы данных курсов предполагает наличие мастерской по художественной обработке материалов.

 Оборудование мастерской:  парты, стулья, шкафы для хранения методических материалов, инструментов и оборудования.  

Технические средства обучения: теле- и видеоаппаратура, компьютер.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: ремизные рамы: 40:60, 50:70 и т.п., ткацкие рамы с бердом (20:40, 30:60, 50:90), челноки, основа(лен, хлопок), пряжа, деревянные расчески, ножницы..

Требования к уровню освоения курса

В результате изучения курса слушатели должны уметь:

выполнять различные виды декоративных работ: орнаменты, декоративные композиции, декоративные изделия в техниках ручного ткачества;

выполнять основные технологические операции по художественной обработке материалов;

воплощать творческий замысел в материале с учетом его декоративных свойств;

применять основные технологии ручного ткачества;

определять цели, задачи, содержание, методы и средства обучения детей ручному ткачеству в рамках дополнительного художественного образования;

планировать занятия по ручному ткачеству;

знать:

техники и технологические приемы выполнения произведений декоративно-прикладного искусства в различных технологиях и материалах ручного ткачества;

специфику художественного оформления теканых изделий;

оборудование и технологии художественной обработки материалов;

методику преподавания различных технологий ручного ткачества детям в рамках дополнительного художественного образования.

В процессе освоения данного курса слушатель приобретает (развивает) следующие компетенции:

1. ПК 3.4. Выполнять работы по декоративно-прикладному, оформительскому искусству, дизайну и народным ремеслам в различных материалах, художественно-творческие композиции.

2. ПК 4.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательном учреждении.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Для закрепления полученных знаний предусматривается проведение практических занятий, контрольных опросов, тестирования и т.д.

Содержание курса

Раздел 1.Гладкое ткачество.

Тема 1.1. Диагностика уровня профессиональных компетенций слушателей по теме: «Ткачество».

Определение базового уровня знаний слушателей курса по теме: «Ткачество» путем тестирования.

(Тестовые задания для стартовой и итоговой диагностики уровня профессиональных компетенций слушателей в приложении к программе.)

Тема 1.2. Введение в изучаемый курс: «Гладкое ткачество».

Цель, задачи и содержание изучаемого курса. Основные требования к выполнению учебных заданий, практических аудиторных и самостоятельных работ.

 Возникновение, развитие и современное состояние техники гладкого ткачества. Художественные и технические особенности технологии гладкого ткачества с одноцветным перебором. Ассортимент утилитарных изделий, сувенирной продукции и декоративно-художественных произведений, выполненных в технике гладкого ткачества.

Возможности обучения детей технологии гладкого ткачества в рамках дополнительного художественного образования.

Тема 1.3. Материалы, оборудование и инструменты для гладкого ткачества.

Художественные и технологические характеристики пряжи, различного состава и фактуры, применяемой в технике гладкого ткачества. Разновидности нитей основы, их назначение, состав и техническая характеристика. Советы по хранению нитей и пряжи.

Виды ткацких рам и станков, их назначение, характеристика с точки зрения домашнего творчества и доступности для обучения детей. Советы по изготовлению ремизной рамы.

Инструменты и приспособления для гладкого ткачества: челноки, деревянные расчески, ножницы, гобеленовые иглы и др., их описание, способы подготовки к работе, правила применения.

Инструктаж по технике безопасности выполнения практических работ в технике гладкого ткачества в мастерской художественной обработки материалов.

Тема 1.4. Подготовка к ткачеству

Классификация ткацких станков. Краткая история их развития от ручного ткачества до механического. Устройство ручного горизонтального полумеханического станка. Механизм и детали, связанные с пуском ткацкого станка в работу, осуществляющие движение основы и подачу утка на примере крестьянского стана. Изучение названий и назначение его основных деталей и механизмов таких как: сволок, притужальник, ниченки, ремизки, бердо, набилки, челнок, подножки, поднебник и т.д.

Устройство ткацкой рамы с бердом, название и назначение ее частей. Последовательность подготовки рамы к работе. Устройство ткацких рам с ремизками, их разновидности. Различные способы подготовки их к работе.

Способы натягивания основы, их преимущества и недостатки для различных видов декоративных работ.

Подготовка к выполнению работ в технике гладкого ткачества, организация рабочего места. Технология подготовки ремизной рамы к работе: сновка основы, прокладывание полоски картона и проборной планки, привязывание ремизок, выполнение уравнительной плетенки.

Тема 1.5. Технология ткачества гладкого полотна.

Понятие о строении тканого полотна. Переплетение нитей основы с нитями утка в различных ткацких переплетениях. Виды переплетений в гладком ткачестве: полотняное, саржевое, атласное, рогожка. Репсовое переплетение и его значение для гладкого ткачества.

Последовательность выполнения технических операций по изготовлению тканого полотна с одноцветным перебором. Навивание утка на челнок, закрепление конца уточной нити. Прокидка уточных рядов путем поднятия четных или нечетных нитей основы с помощью берда, ремизок или разделительной палки. Правила прокладки и прибивки уточной нити. Приемы формирования боковых кромок. Завершение работы, снятие изделий со станка, закрепление нитей основы.

Пороки тканого полотна, возникающие в процессе ткачества, их виды, характеристика и способы устранения: стягивание краев, пропуск основы, узлы и петли на полотне, петли и узлы по краям, видны нити основы, слабое рыхлое полотно и т.д.

Техника выполнения цветных полос в гладком ткачестве с одноцветным перебором.

Приемы ткачества двумя челноками. Последовательность выполнения узора «столбики» с помощью двух челноков на ткацкой раме. Правила чередования челноков и переплетения цветных нитей для образования правильной кромки. Выполнение узоров «змейки», «узелки» с помощью фактурно-скрученной нити.

Тема 1.6. Техника и приемы ткачества саржевого полотна.

Особенности саржевого плетения и сфера его применения в гладком ткачестве. Чередование нитей основы с помощью проборной планки в саржевом переплетении.

Приемы ткачества двумя челноками с использованием саржевого переплетения. Последовательность выполнения узора «диагональные столбики» с помощью двух челноков на ткацкой раме. Правила чередования челноков и переплетения цветных нитей для образования правильной кромки.

Приемы создания рельефной поверхности полотна с помощью беспорядочных широких петель в саржевом переплетении.

Тема 1.7. Техника и приемы бранного ткачества.

Роль и место бранного ткачества в русском народном костюме. Примеры орнаментов русского бранного ткачества.

Применение технических рисунков, и орнаментальных схем для выполнения практических работ в технике бранного ткачества.

Приемы ткачества двумя челноками в бранном ткачестве. Последовательность выполнения двухцветных узоров с помощью двух челноков на ткацкой раме. Чередование нитей основы с помощью проборной планки  или дощечки-бральницы в бранном ткачестве.

Тема 1.8. Основы проектирования художественных изделий в технике гладкого ткачества.

Примеры простых орнаментов, включающих полосы, столбики, клетки, характерных для ручного гладкого ткачества с одноцветным перебором у разных народов. Правила построения технического рисунка для ткачества по канве с учетом плотности полотна.

Требования к эскизу и шаблону. Технология ткачества по техническому рисунку, эскизу, шаблону.

Ассортиментный ряд текстильных изделий, в которых используются тканые полотна, выполненные в технике гладкого ткачества. Особенности их внешнего вида, цветовой гаммы и декоративного оформления.

Алгоритм работы над созданием модели текстильного изделия от набросков до дизайн-проекта и разработки технологической карты.

Тема 1.9. Техника и приемы изготовления элементов отделки тканых изделий.

Роль накладных элементов в декоративной отделке тканых полотен, выполненных в технике гладкого ткачества с одноцветным перебором.

Многообразие элементов отделки, выполненных из текстильных материалов, в том числе и из нитей и пряжи: кисти, помпоны, шнуры, цепочки. Их художественные характеристики. Материалы и инструменты для изготовления элементов отделки. Техника и приемы их выполнения.

Технические приемы вышивки тканого полотна гобеленовыми иглами и пряжей. Примеры применения для отделки тканого полотна аппликации, пришивания бусин и фурнитуры в изделиях ручного ткачества.

Тема 1.10. Технология выполнения гобелена в технике гладкого ткачества с одноцветным перебором.

Требования к эскизу гобелена. Особенности тематики его изображения, цветового и фактурного решения в технике гладкого ткачества с одноцветным перебором с использованием накладных элементов отделки. Выбор в эскизе вариантов оформления гобеленов: в раме, на подвеске, с бахромой.

Роль шаблона в ткачестве гобелена. Требования к его изготовлению. Расчет размера шаблона, технология его использования в процессе ткачества.

Подготовка рамы к работе. Подбор пряжи, подготовка челноков. Прикрепление шаблона. Ткачество полотна. Снятие полотна с рамы, завязывание концов основы. Изготовление элементов отделки гобелена и пришивание их к полотну согласно намеченному рисунку.

Техническое приемы оформления гобеленов.

Тема 1.11. Техника и приемы ткачества на картоне.

Примеры изделий: сувениров, игрушек, салфеток, элементов одежды вазочек и т.д., которые можно выполнить путем ткачества на картоне. Особенности внешнего вида, варианты отделки и технологические карты для их изготовления.

Материалы и инструменты для ткачества на картоне. Специфика натягивания основы на прямоугольную, круглую и цилиндрическую форму.

Технология ткачества на прямоугольной и цилиндрической форме. Приемы лучевого ткачества.

Тема 1.12.Технология ткачества фенечек.

Примеры ткачества фенечек, ремешков, шнуров, поясов и различных тканых полос на различных ручных приспособлениях: берде, бердечке и т.п.Инструменты и оборудование для ткачества подобных изделий.

Техника и приемы ткачества и плетения при изготовлении фенечек различными способами: с применением ремизок, приспособлений для плетения или просто ручным перебором. Правила использования орнаментальных схем и технических рисунков для выполнения рисунков в процессе плетения фенечек.     

 Тема 1.13. Методика обучения технике гладкого ткачества в системе дополнительного образования детей.

Планирование занятий по освоению технологии гладкого ткачества для детей разных возрастных групп. Рекомендации по выбору материалов, инструментов и оборудования для занятий гладким ткачеством, отвечающим технике безопасности, соответствующим санитарным требованиям и возрасту детей. Методика организации и проведения занятий  по изучению технологии гладкого ткачества в разных возрастных группах детей: методы и приемы преподавания, требования к наглядно-методическим материалам, примеры упражнений и творческих заданий. Формы контроля  уровня освоения детьми программы дополнительного образования по теме: «Гладкое ткачество».

Тема 1.14. Итоговая диагностика уровня профессиональных компетенций слушателей по теме: «Ткачество»

Итоговая диагностика знаний слушателей курса: «Гладкое ткачество» путем тестирования.

(Тестовые задания для стартовой и итоговой диагностики уровня профессиональных компетенций слушателей в приложении к программе.)

Практические занятия.

Тема 1.1. Диагностика уровня профессиональных компетенций слушателей по теме: «Ткачество».

Тестирование по теме: «Ткачество». – 1 час.

Тема 1.4. Подготовка к ткачеству.

  1. Подготовка к работе ремизной рамы: разметка, набивание гвоздиков, натягивание основы, подвязывание ремизок, прокладывание уравнительной плетенки. – 2 часа.
  2. Упражнение по натягиванию основы вкруговую – 1 час.
  3. Подготовка к работе рамы с бердом. – 1 час.

Тема 1.5. Технология ткачества гладкого полотна.

  1. Ткачество гладкого одноцветного полотна. – 2 часа.
  2. Упражнения по выполнению цветных полос. – 2 часа.
  3. Упражнения по ткачеству двумя челноками узора: «столбики». – 2 часа.
  4. Выполнение узоров «змейки», «узелки» с помощью фактурно-скрученной нити. – 2 часа.

   Тема 1.6. Техника и приемы ткачества саржевого полотна.

  1. Ткачество одноцветного саржевого полотна с узором: «диагональные столбики» - 2 часа.
  2. Упражнения по ткачеству двумя челноками узора: « диагональные столбики». – 2 часа.
  3. Выполнение приемов ткачества фактурного саржевого полотна. – 1 час.

Тема 1.7. Техника и приемы бранного ткачества.

  1. Выполнение простых элементов бранного ткачества. – 2 часа.
  2. Ткачество геометрического орнамента с использованием схемы. -3 часа.

        Тема 1.8. Основы проектирования художественных изделий в технике гладкого ткачества.

  1. Выполнение технического рисунка по канве для ткачества орнаментального полотна с использованием узоров из цветных полос и «столбиков». (А4, цветные маркеры) – 2 часа.
  2. Выполнение эскиза гобелена с учетом накладных элементов. (А3, акварель, цветные фломастеры) – 2 часа.

Тема 1.9. Техника и приемы изготовления элементов отделки тканых изделий.

  1. Упражнения по выполнению из пряжи шнуров и цепочек. – 1 час.
  2. Упражнения по выполнению из пряжи помпонов и кистей. – 2 часа.
  3. Упражнения по вышивке  тканого полотна гобеленовой иглой. – 2 часа.

         Тема 1.10. Технология выполнения гобелена в технике гладкого ткачества с одноцветным перебором

  1. Выполнение эскиза и шаблона гобелена. (А3, акварель, цветные фломастеры) – 2 часа.
  2. Ткачество гобелена. – 3 часа.
  3. Отделка гобелена. – 2 часа.

        Тема  1.11. Техника и приемы ткачества на картоне.

  1. Упражнения по натягиванию основы на картон. – 1 час.
  2. Освоение приемов ткачества на прямом картоне. – 2 часа.
  3. Освоение приемов лучевого ткачества. – 2 часа.

         Тема 1.12. Технология ткачества фенечек.

  1. Упражнения по выполнению из пряжи цветных шнуров на специальных приспособлениях для плетения – 1 час..
  2. Плетение фенечек по схеме. – 2 часа.
  3. Упражнения по ткачеству на берде. – 2 часа.

Тема 1.13. Методика обучения технике гладкого ткачества в системе дополнительного образования детей.

Тематическое планирование занятий по  гладкому ткачеству для детей разных возрастных групп. – 3 часа.

Тема 1.9. Итоговая диагностика уровня профессиональных компетенций слушателей по теме: «Ткачество».

Тестирование по теме: «Ткачество». – 1 час.

Рекомендуемая тематика рефератов

  1. Проведение мастер-класса по одной из технологий ручного ткачества для детей в рамках дополнительного художественного образования.
  2. Организация занятий по изучению технологий ткачества в процессе дополнительного художественного образования для детей школьного возраста.
  3. Руководство творческой деятельностью детей на занятиях по ручному ткачеству.
  4. Изучение традиционных орнаментов при освоении технологий ручного ткачества на внешкольных занятиях с детьми.
  5. Изучение основ декоративного оформления текстильных изделий в процессе выполнения творческих заданий по ручному ткачеству на внеурочных занятиях.
  6. Развитие практических навыков у детей в процессе выполнения упражнений по освоению технологий ручного ткачества.
  7. Планирование занятий по ручному ткачеству для разных возрастных групп в рамках дополнительного образования.
  8. Использование технологических карт в процессе обучения детей технологиям ручного ткачества.
  9. Дидактические игры и упражнения для детей младшего школьного возраста по теме: «Ткачество».  

Контрольные тесты.

Контрольные тесты проводятся для диагностики уровня знаний по теории и технологии ручного ткачества. Они проводятся перед началом изучения курса технологии для определения начальных представлений, знаний и имеют прогностический характер. По окончании изучения каждого курса проводятся итоговые срезы для тех, кто не желает в дальнейшем знакомиться с другими технологиями ткачества или, данные срезы можно считать промежуточными, если слушатели хотят продолжать обучение. Таким образом, прослеживается динамика освоения учебного материала.

Тестовые задания для стартовой и итоговой диагностики уровня профессиональных компетенций слушателей в приложении к программе.

Методы и средства оценки уровня подготовки

Текущая аттестация слушателей в течение курса производится преподавателем в следующих формах:

  • тестирование;
  • выполнение практических работ в виде эскизов, упражнений и творческих заданий по ткачеству;
  • письменных заданий по планированию занятий  по ткачеству для детей в рамках дополнительного художественного образования.

Итоговая (государственная) аттестация по учебной программе проходит в форме защиты реферата и творческого проекта по технологии ручного ткачества.

Контроль за текущим уровнем подготовки слушателей курсов осуществляется в следующих формах: проверка письменного задания по планированию, наблюдение за практической деятельностью в процессе выполнения эскизов и рисунков на бумаге, упражнений и творческих заданий по ткачеству, осуждение и оценка ее результатов.

При этом практические работы могут оцениваться по следующим критериям:

  1. Соблюдение технологии;
  2. Соответствие изображения используемой технике;
  3. Качество исполнения.

Для творческих работ по художественному оформлению текстильных изделий или выполнению гобеленов добавляются еще такие критерии, как:

  1. Соответствие выразительных средств технологии ткачества  художественному замыслу;
  2. Грамотность построения орнаментов или декоративной композиции;
  3. Соответствие художественного оформления назначению и форме изделия;
  4. Гармоничная передача цветовых сочетаний;
  5. Оригинальность замысла.

Данные критерии могут применяться и для оценки итоговых творческих проектов.При защите итогового реферата могут использоваться следующие критерии:

  1. Знание технологии ручного ткачества;
  2. Умение адаптировать учебный материал по ручному ткачеству для обучения детей конкретной возрастной группы;
  3. Оригинальность представленной методики;
  4. Логичность и последовательность изложения материала;
  5. Грамотность;
  6. Качество оформления письменной работы.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Бохан М.В. Необычный гобелен: сумки, пояса, игрушки. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 144с.: ил.

  1. Уталишвили Н.А. Эксклюзивный гобелен: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. – 80 с.: ил.
  2. Фрейтаг И.П., Аникина Л.Л. Что умеют мастера. Детям о традиционной культуре Русского Севера. – Выпуск 5. – Ткачество: учебное пособие по трудовому обучению для учащихся начальной школы. – СПб.: Издательство «СМИО Пресс», 2007. – 40 с.: ил.

Дополнительная литература

  1. Зариф М. Ковры: [справочник]/Мехди Зариф; пер. с ит. И. Замойской – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.; ил.
  2. Хлопцева Е.В. Гобелен: это модно: сумки, пояса, панно. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 155с.
  3. Хромова С.А. Гобелены. – М.: Профиздат, 2008. – 112с.

        

Согласовано:

Зам. директора (соответствующего                    

направления деятельности)                _______________________   ______________

                                                            Подпись                                         Ф.  И.  О.