Анималистический жанр в декоративно прикладном искусстве

Деменева Татьяна Владимировна

Методическое сообщение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес

________________________________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

«Анималистический жанр в декоративно прикладном искусстве»

                                                                     Деменева Татьяна Владимировна

                                                                     преподаватель художественного

                                                                                                      отделения

08.11.2017 г.

Анималистический жанр в декоративно прикладном искусстве.

Для большинства выпускаемых в советское время скульптур (малая декоративная пластика «подарочного плана») характерны иллюстративность и  стремление к предельной конкретизации деталей. Подобное исполнение скульптур оказалось довольно устойчивой. Недостаток декоративности своих произведений художники стремились восполнить тем, что придавали им нарядный, «дорогой» вид с помощью яркой раскраски и обильной позолоты. Однако с такой манерой лепки, броскость росписи ещё больше подчёркивала невыразительность формы. Хотя в те годы некоторые художники заметно отличались своеобразием замысла, пластического языка, но это всё- же было исключением. Возрождается интерес к современной декоративной скульптуре с началом перестройки. Многие художники шаг за шагом, порой трудно и мучительно преодолевают ограниченные стороны своего творчества. Художники начали создавать декоративные скульптуры, основной идеей которой раскрывается всем её пластическим и цветовым эффектом.

Совсем недавно появился новый вид в скульптуре - это мелкая пластика. То есть она всегда была, только, как вид в изобразительном искусстве её не признавали, почему?

Давайте мы вместе с вами постараемся разобраться.

 Сейчас современная станковая скульптура расширила свои видовые границы, она начала сближаться с живописью, декоративно – прикладным искусством, архитектурой и мелкой пластикой. Еще мелкую пластику называют скульптурой малых форм.

        Скульптура малых форм развивается по двум направлениям: как искусство массовых скульптур и как искусство неповторимых единичных произведений.

        Современные скульпторы мелкой пластики призывают преодолеть однообразие массовых скульптур для оформления интерьера и придать им индивидуальность. Вот такой пример я приведу вам, чтобы вы поняли значимость мелкой пластики. В советское время в каждой квартире можно было увидеть на комоде одинаковых слоников разных размеров или резных орлов, выполненных из дерева, или другое животное в виде статуэтки. Всё было однообразно в оформлении интерьера, так как изготавливали всё это на предприятиях в многочисленных количествах, массово, А почему, сейчас я объясню. Раньше в советское время в 30-х, 60-х годах скульптуру малых форм вообще не признавали как искусство. В книгах о скульптуре малых форм не отводилось места, она не интересовала исследователей, потому что считалась неинтересным фактом в искусстве.

        Круг скульпторов, продолжал складываться, в основном, работающих в области народных промыслов и фарфорового производства. А самих художников – скульпторов малая пластика притягивала широкими возможностями. Они могли импровизировать и экспериментировать.

        Жанры и направления малой пластики чрезвычайно многоплановы и затрагивают все области искусства. Это и портрет, жанровые композиции, натюрморты, пейзажи, ландшафтный дизайн (скверы, газоны, мостики, фонтаны,) и анималистический жанр..

        Жанровые композиции в малой пластике – это могут быть герои сюжетов книг, сказок, этнические мотивы, бытовые сценки.

        Большинство скульптур современной пластики, созданной скульпторами – эксклюзивны, т.е. единственны в своем роде. Авторские работы в основном уникальны и на свет появляются уникальные произведения.

        Скульптура малых форм очень тесно примыкает к декоративно-прикладному искусству и художники находят в них родственность (близкие по исполнению).

         В заключении хочу сказать, что в профессии скульптора огромное значение имеет ответственность художника за авторскую проработку вещи. Сейчас интерес и внимание зрителей к малой пластике все больше возрастает.

 Поэтому мы должны вспомнить о художниках – анималистах: А.Н.Комаров, И.Ефимов, Е. и Н.Чарушины (отец и сын), В.А. Полякова, Д. Горлов, В.А. Горячева, В.А.Ватагин.

(рассматриваем иллюстрации с изображением животных и птиц и скульптур в малой пластике в исполнении художников)

  Истории развития анималистического жанра такова: Дмитрий Горлов написал в редакцию журнала «Юный художник» (27 лет назад) возмутительное письмо. Его бывшая ученица Суриковского института, которая была на хорошем счету как ученица, работала на «4» и  «5». И вдруг за наброски получает «3». «Как же так?!», - возмущается художник. Оказывается, даже преподаватели были удивлены высоким качеством, но, поскольку наброски изображали животных, решено было не принимать их во внимание. Этот факт показателен и говорит о несерьезном отношении к жанру анималистики. О выставках художников- анималистов и речи не могло быть. Первая выставка была организована только в 1985 году, благодаря настойчивости художника- анималиста Д.Горлова. Хотя этот жанр существовал давно. Это доказывают рисунки животных на скалах и пещерах , выполненных первобытными людьми.

        И действительно, к этому жанру многие художники относились легкомысленно.

        Родоначальником этого жанра был Василий Алексеевич Ватагин и он высказал свое отношение к животным своими рисунками и скульптурами.

        «С глубоким чувством изумления, уважения и любви смотрю я на мир животных… Как прекрасны переливы цвета на мехе зверей, на оперении птиц, на чешуе рыб и змей, на крыльях насекомых. Какая смелость и гармония сочетаний цвета, какая роспись и узоры! Как художник, я преклоняюсь перед живым миром – мощным проявлением красоты».

(показ работ В.А. Ватагина в рисунке и скульптуре)

        Рисовать животных очень трудно, потому что они не могут позироват. Как же рисовали художники зверей, птиц? Они же не стоят на месте, их можно рисовать только тогда, когда сидят или лежат.

        Многие художники рассказывают, что интерес к животным у них возник в детстве. Потому что в доме у них жили домашние животные и птицы: кошки, собаки, куры, гуси. Уход за ними вырабатывал внимание, наблюдательность. А потом их тянуло в лес, хотели увидеть, как птицы, звери, насекомые ведут себя на воле. Ездили в деревню, кто был городским жителем, наблюдали, как пасутся коровы, кони, делали многочисленные зарисовки, а потом использовали эти зарисовки в своих работах. Многочисленные наброски рисовали в зоопарках, ездили в лесоферму, заповедники, знакомились с животными в их естественной среде.

        А вот скульптор Паоло Трубецкой поступал иначе. Он жил в Париже. Его отец был родом из России, а мать из Америки. В России он работал с конца 19 начало 20 веков. В его исполнении было сделано около 40 скульптурных монументов. В скульптуре изображал и животных. Он с детства любил приручать животных. Считал, что если хищнику с младенчества не давать мяса, то в нем угасает кровожадные инстинкты и зверь становится добрым, ласковым.

Дочь Л.Н. Толстого рассказывала, как однажды она посетила его мастерскую в Петербурге, где она работал над скульптурой царя Александра III на коне. Войдя в огромное помещение она, к своему ужасу, увидела, как в мастерской свободно разгуливает лошадь, служащая Трубецкому моделью, два больших пса – дога, волк и медведь.

        А в воспоминаниях художника Коровина есть строки о том, как в петербуржской мастерской Трубецкого он увидел волка, которого принял вначале за собаку. «Добрый волк», - сказал ему Трубецкой, - «ты знаешь, он добрее собаки. Он мяса не ест, как и я». С волком в мастерской Трубецкого уживались баран, олень, заяц.

(показ скульптурных работ П. Трубецкого.)

        Вам, конечно, необязательно устраивать у себя такой зверинец, хорошо, если у вас дома живут кошка или собака, попугай или хомячок. Их можно рисовать, когда они будут находиться в спокойном состоянии, а потом постоянно усложнять себе задачу: запоминать движение животных. Таким образом, рука у вас будет тверже, глаз вернее.

        Дмитрий Воронин рассказывал, как создавал серию насекомых. Причем изображал в многократном увеличении. Он часами охотился за каждым экземпляром. Поймав очередного насекомого, он тихонечко накрывал стаканом и зарисовывал подробности очередного вида насекомых. Причем рисовал малохудожественных насекомых, иногда и вовсе неприятных: лесной навозник, паук – охотник, хищная муха и т.д. Сейчас некоторые виды насекомых или совсем исчезли или вошли в «Красную книгу» то есть находятся на грани исчезновения. То же самое происходит и с животными. Художники- анималисты всегда призывали к доброму бережному отношению к животному миру.

(показ фотографий с изображением садово- парковых скульптур из животного мира в ландшафтном дизайне.)

Декоративность в изображениях животных передавали в своих рисунках и художники – иллюстраторы сказок. Можно найти много иллюстраций, где животные показаны в стилизованной форме, что становятся более понятным детям. Зверей и животных художники рисуют не только плоскими и упрощёнными, но и стараются  показать их смешными, забавными, а иногда даже украшали их красочным орнаментом. Декоративность животным придавали и многие мастера народных промыслов; дымковские, филимоновские, каргопольские, абашевские  и др. игрушки о животных. (показать иллюстрации). Они тоже умели делать упрощённые, сказочные фигурки зверей, птиц, животных. Их лепили из глины и украшали ярким цветным орнаментом.

 Чем же отличается скульптуры малых форм от остальных видов?

- не только размерами (они могут быть и крупными).

- в скульптуре присутствует упрощение, то есть стилизация, декоративность..

А стилизация означает упрощение и подчёркивание тех особенностей формы, которые прежде бросаются в глаза.

Но, иногда маленькие скульптурные произведения выполняют в цветовом исполнении, продумывают узор, орнамент, тогда эти скульптурки называют сувениром. Вот поэтому скульптура малых форм тесно примыкает к декоративно- прикладному искусству.

 (демонстрация стилизованных фигур животных и птиц, выполненных в глине)

 

Список литературы:

  1. Публикации из журнала «Юный художник».
  2. Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. «Сказки и краски. Рассказы о художниках» - Издательство «Русский язык», 1989 – 165с.