Изобразительный язык кружева

Деменева Татьяна Владимировна

Методическое сообщение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес

________________________________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

«Изобразительный язык кружева»

                                                                     Деменева Татьяна Владимировна

                                                                     преподаватель художественного

                                                                                                      отделения

18.01. 2017 г.

Методическое сообщение «История кружевоплетения».

Вологодское кружево.

   В 19 – 20 веках в Вологодской губернии развивались резьба, роспись по бересте и дереву, узорное ткачество, вышивка, гончарство. Но наибольшую известность получило кружево. Вологодское кружево было широко известно не только в России, но и за границей. Кружева экспортировались во многие страны мира: Англия, Франция, Япония и даже в Южную Америку. Французы говорят: «Кружево – дитя моды». Но в России кружево никогда не было только порождением моды; оно имело глубокие корни, уходящие в народную жизнь. Кружево украшало костюм крестьянок и горожанок, входило важной составной частью в девичье приданое. Кружево не только предназначалось  для употребления в той социальной среде, где производилось, но, выходя на широкий рынок, приобретало всенародный характер. Кружевной промысел развивался вокруг Вологды, в самом городе, а также в четырёх районах.

Орнамент вологодского кружева отличается особым характером. Линии его плавны, текучи, мягко изгибаются. Даже геометрические узоры в нём часто приобретают скругленные очертания. Рисунок обобщённый, условный, подчас в нём есть лишь намёк на реальный прототип. Главное качество кружева – ажурность. Вологодские кружевницы создали множество прозрачных решёток, заполняющих фон между фигурами узора, делающих кружево похожим то на морозные рисунки на стекле, то на цветущий сад. В то же время его не назовёшь лёгким, как паутинка: вологодскому кружеву, сплетённому из прочных льняных или хлопчатобумажных нитей, присущи плотность и весомость.

    Излюбленный материал вологодских кружевниц – лён, то неотбеленный, «суровый», то белоснежный. Лён – «северный шёлк» - действительно обладает блеском и упругостью настоящего шёлка. Кружево из льна долговечно и красиво.

   В России любят ажурное рукоделие. Ажурные изделия вяжут крючком и на спицах, шьют иглой. Но именно плетённое на коклюшках кружево наиболее развито в художественном отношении и обладает широким арсеналом приёмов исполнения.

   Для плетения кружев прежде всего необходима подушка – туго набитый валик, стоящий перед мастерицей на деревянной подставке – пяльцах. Процесс создания кружева начинается с изготовления «сколка» - рисунка на бумаге, который затем прикалывают на подушку. кроме линий будущего узора, на сколке видно множество точек, куда втыкают булавки. От булавок веером тянутся нити, навитые на деревянные палочки – коклюшки – главный рабочий инструмент кружевницы. Она быстро , почти незаметными движениями, перекладывает их из одной руки в другую, переплетая нити пара нитей, перебегая от булавки к булавке, строит элементы кружева: ровную « полотнянку», ажурную «сетку», «насновку», похожую по форме на зерно, шнурочек «плетёшка». Именно из них складывается структура кружева.

   Исстари по сколкам плели кружево сцепное и многопарное. Многопарное кружево создаётся при помощи большого количества пар коклюшек. Этот способ более трудоёмкий и сложный. Им исполнялись самые старинные, чисто русские узоры. В сцепном кружеве узор выкладывался «вилюшкой» - плотной полосой, изгибы которой заполнялись ажурными решётками.

   Уже в конце 18 века вологжанки стали плести кружево из льняных нитей. Белоснежные края и прошвы пришивали к подзорам – краям свадебной простыни. Такие подзоры были непременной частью девичьего приданого на Севере России. Кружево в них часто сочетается с ажурной вышивкой, сюжеты которой также связаны со свадебной символикой. В свадебных вологодских подзорах кружево может быть с замысловатым геометрическим узором, или с вьющейся тесьмой, изгибы которой складываются в обобщённые цветочные узоры, розетки, условно изображённые фигуры птиц или животных.

   С 1880 – х годов в моде был светлый или чёрный шёлк, из которого плели летние пальто, накидки, шарфы, косынки, зонтики. Благодаря энергичным скупщикам кружево расходилось по всей стране. Кружево считалось ремеслом почтенным и доходным. Даже обеспеченные люди учили своих детей плести кружево. Круглый год работали вдовы и семейства отставных чиновников. А прежде всего плело «всё население чердаков и подвалов». В крестьянских семьях девушки зарабатывали кружевоплетением на модные наряды, и даже самым бедным это ремесло обеспечивало скромное существование. В это же время на рубеже 19 и 20 веков – жительницы вологодских уездов носили старинную крестьянскую одежду – рубахи  «подольницы», юбки, сшитые из широких полос узорной ткани и необычайного кружева. В этом многопарном кружеве белоснежные узоры дополнены яркими цветными нитями – «сканью» перекликающимися со звучными красками бранной ткани. В кружевах встречаются редкие мотивы птицы - павы с поднятыми крыльями, могучего раскидистого дерева, мотив двуглавого орла. В 20 веке вологодское кружево получило дальнейшее развитие. С 1918 года кружевницы начали объединятся в артели. В артели многое исполнялось по дореволюционным образцам, но уже в 1920- е годы профессиональные художники стали создавать  новый ассортимент вологодского кружева: множество новых образцов покрывал, накидок, скатертей, и других изделий. Выпускница Мариинской практической школы кружевниц в Петербурге стала организатором и руководителем Вологодской кружевной профтехшколы, которая открылась в 1928 году и сыграла огромную роль в подготовке мастеров кружевоплетения. В 1930 годы главной задачей кружевниц Вологды стало создание новых орнаментов и форм кружевных изделий, отвечающих духу времени. Выпускницы Вологодской кружевной школы конца 30 -х годов впервые в искусстве кружевоплетения создали изображения трактора, самолёта, парашюта и выпускались они в виде салфеток. Они отличались миниатюрностью узоров, условностью и обобщённостью рисунка, тонкостью плетения. В 1940 году художницы участвовали в оформлении Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. На этой выставке было представлено панно «Достижения земледелия и животноводства». Это панно утрачено, остались лишь отдельные образцы в русском музее. Опыт этой работы очень важен: впервые в кружеве появились образы конкретных животных. Панно «Олени» с изображением грациозных животных, словно застывших среди заснеженных ёлочек. Все вологодские художницы много работают над кружевными дополнениями костюма – кружевные накидки, болеро, косынки, пелерины, воротники. Эти изделия и сейчас не утратили своей современности. В 70 -е годы начинается новый этап работы в области растительного орнамента, образы природы. Такие мотивы мы видим в панно «Вологжанка», где создан строгий орнамент, напоминающий скорее мощные узоры кованого железа. В 90 -е годы художники по – новому показывают состояние природы, художественный язык усложняется. Скатерть «Снежинка» - её узор складывается из мотивов снежинок разных размеров и форм. Этой скатерти нет равных. Но наиболее ярко изменения в кружеве тех лет проявляются в панно «Поющее дерево». В нём фантастические птицы заключены в овал кроны дерева, объединены гибкими ветвями. Поющее дерево – это символ весны, цветения природы, пения птиц. 1994 год – темы народных праздников нашла отражение в кружевной скатерти «Качели». Скатерть «Весенние перезвоны» - это рассказ о красоте северной природы, о весеннем цветении. В сюжете скатерти изображены густое переплетение сказочных птиц с пышными хвостами с растительным орнаментом. Несмотря на все тяготы современной жизни, экономические проблемы, художницы сохранили творческое лицо и неповторимость. Вологодское кружево приобрело множество новых тем, сюжетов и образов, что и делает его замечательным явлением искусства 21 века.