Обережные народные куклы. Славянские куклы-обереги

Деменева Татьяна Владимировна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2016_28.04_otr.urok_.oberezhnye_narodnye_kukly.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес

________________________________________________________________________________

Конспект открытого урока

по предмету

"Прикладное творчество"

«Обережные народные куклы.

Славянские куклы-обереги»  

                                                                     Деменева Татьяна Владимировна

                                                                     преподаватель художественного

                                                                                                      отделения

28.04.2016 г.

Тема: Обережные народные куклы. Славянские куклы-обереги. (Подведение итогов)

 

Цель:

Воспитывать у обучающихся интерес к историческому прошлому своего народа.

Научить грамотно, пошагово изготавливать обрядовые традиционные куклы.

Задачи:

Приобщение детей к полезной деятельности – рукоделию.

Формирование умений работать с шаблоном, ножницами и иголкой в процессе изготовления куклы.

 Ознакомление детей с  приёмами закрепления ткани нитью для получения заданной формы тряпичной куклы.

Углубление и расширение знания о некоторых видах женского рукоделия.

Формирование интереса к декоративно – прикладному искусству.

Привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.

Ход урока.

Во все времена ценились вещи, сделанные руками человека. Способных и трудолюбивых людей называли мастерами.  Вещи,  сделанные  вручную, хранили тепло женских рук, пропитывая дом живой энергией.  Всегда считалось, что хозяйка дома должна быть экономной. В деревне женщина умела делать многое – шить, вязать, ткать, вышивать. Кроме этого, воспитывала детей, готовила еду и учила многому своих детей. Дети куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Поскольку кукла – оберег изображала образ человека, она являлась как бы партнёром ребёнка в игре, заставляя его учиться понимать внутренний мир человека, его чувства.

Огромное количество пословиц было посвящено труду и умению: «Умение всегда найдёт применение», «Не будет и скуки, когда заняты руки», «мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся», «Каков мастер, такова и работа», «Без  вдохновения нет достижения»

Мы с вами уже несколько уроков мастерили обереговые куклы.

Скажите, пожалуйста, для какой цели предназначались обережные куклы, почему их изготавливали в давние времена?

Они предназначались защищать и оберегать людей.

В Древней Руси куколкой – оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой – нибудь напасти. Куколку брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром». О куклах – оберегах сочиняли сказки, в которых куклы являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству. Вот как в русской народной сказке «Василиса Прекрасная» про куклу говорится : «Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек.  А вечером, как все улягутся, она запрётся в чуланчике, где жила, и потчует её, приговаривая: «На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости. Злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?» куколка покушает, да потом и даст ей советы и утешит, а наутро всякую работу исправляет за Василису». Мы на уроке продолжим эти традиции – будем творить своими руками эти традиционные, обрядовые куклы.

Скажите, пожалуйста, на какие группы делили  куклы?

 Самодельные куклы делятся на три группы: обереговые, обрядовые и игровые.

Куклы – обереги обладали охранительным действием, обладали способностями беречь хозяйство, призывать  добрых и светлых духов, защищать от тёмных сил, разных наветов и дурного глаза. К таким куклам относятся; кукла - Берегиня, кукла- Кубышка- травница, кукла столбушка – «Мамушка», кукла – Желанница, кукла – оберег Пеленашка, кукла – Неразлучники, кукла – Колокольчик, кукла -  Подорожница, кукла – Солнечный конь

Куклы обрядовые изготавливались по особому случаю, например: обряды, связанные с богатым урожаем, домашним благополучием, благосостоянием семьи, достатком, как символ здоровья, удачи и счастья. К таким куклам относятся;  кукла –« Крупеничка», кукла – « Богач – мужичок», кукла – « На счастье»  (Долюшка), кукла – «На здоровье», кукла – «Купава», кукла – «На удачное замужество», кукла – «Спиридон – Солнцеворот», кукла – «Птица – Радость».

Куклы игровые изготавливались для игры детям и взрослым. Эти куклы могут быть участницами многих  праздников и вечерних посиделок. Болтушки и трещотки, модницы и просто красавицы, такие куколки никого не оставят равнодушным. Их делали на Пасху, на Масленицу и просто для хорошего настроения.

 А можно ли было изготовить куклу для какого – то вреда человеку, с пожеланием чего – то недоброго? 

Нет, нельзя. Кукла испокон веков предназначалась нести что –то вечное, доброе, хорошее, кукла брала на себя весь плохой негатив в доме. В процессе работы над куклой поговаривали «Несчастье на куколку придёт, а меня обойдёт». Очень важно помнить, создавать кукол нужно с хорошим настроением и хорошими мыслями. А при изготовлении кукол в подарок, мастерица должна была проникнуться образом будущего  владельца куклы.

А почему у куклы нет лица? Дабы в доме не было дополнительных глаз. Кукла без лица оберегает весь дом, а значит, сохраняет свою обережную функцию.

А вот игровых кукол расписывали

По каким принципам изготавливали, одевали и наряжали куклу?

Изготавливали по давней традиции, а одевали и наряжали по своему усмотрению, но объязателно сохраняли все  элементы и детали, которые были присуще для каждой обережной куклы.

Смотрим снимки обережных кукол. Дети определяют виды кукол, предназначение и как называют ту или иную куклу.

Переходим к моделям кукол и так же определяем название и назначение.

Куклы; «Берегиня», «На счастье», «Желанница», «Птица – радость», «Травница», «Подорожница», «На здоровье»,  «Крупеничка», «Зернушка», «Мужичок –Богач», «Солнечный конь»

Знакомимся с новыми видами кукол:

Кукла «на выхвалку» шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Очень важно, чтобы кукла получилась аккуратная, нарядная, красивая. Когда кукла была готова, шли с ней гулять по деревне, хвастались и слушали, что люди скажут об их рукоделии. А молодухи если похвалят, то обязательно спросят годков сколько. Если мало ещё – угостят сладостями, приласкают. Если возраст подошёл, то обещают пригласить на посиделки со своим рукоделием – показать себя. Первую куклу, которую выполняли девочки,  была «простоволосая», вторая – «кукла с косой». Третья – «молодуха». Четвёртая – «кукла нарядная», она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.

Кукла – оберег «Красота» - куклу перед свадьбой делала невеста. По одежде этой куклы судили о мастерстве  хозяйки. Кукла красота выставлялась на подносе со свадебным караваем, который пекла мать невесты. На подносе  создавалась целая композиция. Кроме куклы и каравая на поднос клали пшеничные колосья и предметы рукоделия, изготовленные невестой. Отведав пышного каравая и оценив умение мастерицы, гости оставляли  на подносе деньги и подарки для молодых. После свадьбы кукла бережно хранилась в семье.

 Кукла «Перевёртыш» - «девка – баба», «девушка – женщина». Кукла содержит в себе два образа, две куклы. У неё две головы, 4 руки и две юбки. Прежде дети знали, чем отличается девичья одежда от женской. Для девушки подходят яркие ткани, коса, ленты, а для замужней женщины – более тёмные тона, две косы, закрученные в причёску и закрытые платком.

Кукла «Мокредина» - это кукла – шестиручница, изображавшая женщину – крестьянку, работающую во время дождя, когда особо тяжело работать и не хватает рук. Это обрядовая кукла. Женщины носиди её по деревне – считали, что это избавит от ненастья. Если дожди не прекращались, куклу делали ещё раз, большего размера.

Кукла – «Сударушка» - очень добрая, красивая кукла с «Кичкой» на голове.

Кукла – «Ангел».  Издавна люди использовали ангелочков как обереги от негативного влияния для себя и своих домов. Это волшебные создания, в которых верят не только дети, но и многие взрослые. Их фигурками украшали дом, дарили в подарок, потому что они наполняли окружающее пространство теплом, волшебством и уютом, приносили счастье, удачу и  охраняли от невзгод.

Кукла – «Благополучница» - была небольшово размера, предполагалось, что её нужно всё время держать при себе. Размер куколки – крошки позволяет её вложить даже в кошелёк, чтоб всегда иметь при себе такую помощницу. Внутри куклы спрятана монетка. Монетка внутри куклы должна быть с цифрой «5». Магия числа пять; Земля, Огонь, Вода, Металл, Дерево. Это вид куклы, которую можно и нужно дарить. В дом она приносит благополучие и удачу.

Практическая часть: изготовление самой маленькой куклы – оберега «Благополучница». Последовательное изготовление куклы.

Голова куклы изготавливается так же, как и у предыдущих кукол. Туловище выкраивается по шаблону, перевязываем нитками и получаем 2 шарика – голова и туловище. Из прямоугольного лоскутка ткани скатываем тоненький рулончик, завязываем узелок на  середине. Соединяем голову и туловище куклы с помощью ниток. Прикрепляем руки по бокам с помощью клея. Выкраиваем и завязываем платок на голову. Кукла готова.

Практическая работа выполняется на фоне русских народных песен.

 

Итог урока.

Прошли годы, куколок стали изготавливать и одевать совершенно по – другому. Многим куклам придали современный вид, но это не так уж плохо. Главное – сохранить накопленный опыт мастеров.Некоторые куклы стали авторские – их в мире существует немного. Самодельных тряпичных кукол изготавливают тоже мало – в основном те, кто знает и любит народные традиции. Мы с вами тоже чуть – чуть приобщились к народной культуре. Любой народ должен хранить традиции своих предков, ведь без этого, как известно, не может быть будущего

Изготавливая  самодельные куклы, создавая их образы, мы как будто, на много  десятилетий  вернулись назад.  Очень  важно, чтобы кукла получилась аккуратная, красивая, тогда и настроение будет радостное и появится желание творить ещё что – то новое.

В конце урока проводится выставка детских работ и каждый ученик рассказывает  о своей кукле.

Самоанализ открытого урока

На уроке присутствовали все 5 учеников из 3 а класса. Все были хорошо подготовлены к уроку, имели модели  кукол – оберегов, выполненных  на предыдущих уроках.

Среди педагогов присутствовали 3 учителя художественного отделения и завуч по  учебно – методической работе.

Содержание урока  строится на итоговом завершении раздела «Тряпичные куклы – обереги». На уроке детям были представлены большое количество образцов – моделей кукол – оберегов изготовленных руками педагога. Были использованы снимки на экране разных видов кукол, где дети определяли название, предназначение, магический смысл  и их разновидность.  На основе этих моделей дети обобщали, закрепляли, подытоживали  пройденный материал об обычаях, верованиях, обрядах и традициях русского народа в далёкой древности. Во второй части урока дети познакомились с новыми образами обрядовых кукол, которые являлись волшебными  помощницами наших предков, которые охраняли, спасали, давали своим хозяевам мудрые советы. Дети узнали, что олицетворяли и символизировали собой самодельные куклы ?  Какие были традиции и история русского народа?  Дети активно участвовали в диалоге с учителем, правильно отвечали на вопросы, заданные педагогом. После практической работы проводилась мини – выставка в классе, где  анализировалось красочное оформление, аккуратность, значение и сохранение отдельных элементов при выполнении традиционной куклы – оберега. Дети с удовольствием приобщились к народному наследию  и творчески,  с удовольствием  осваивали способы и технологию изготовления тряпичных кукол.

.