Работа с природным материалом

Деменева Татьяна Владимировна

Открытый урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МБУДО «Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес

 преподаватель художественного отделения

Деменева Татьяна Владимировна

23.09.2017г                                                        

 ОТКРЫТЫЙ УРОК « РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ»

Изучаемая дисциплина -  Прикладная композиция

Возраст обучающихся   - 11-17 лет

Тип занятия                     - Комплексного применения знаний, умений и

                                            навыков

Цель урока:

  Способствовать развитию художественно - творческих способностей учащихся, формирование устойчивого интереса к прикладной композиции.

Задачи:

обучающая:

  • получить знания в последовательности выполнения панно.
  • отработать практические навыки и умения при решении творческих задач на вариации и импровизации, используя природный материал.
  • дать учащимся первоначальные сведения об искусстве дизайна.

развивающая:

  • продолжить развитие эстетического и художественного вкуса.
  • научить интересно и полезно общаться с природой, воспитать любовь к родной природе и бережного к ней отношения.
  • Развитие навыков композиционного мышления

воспитательная:

  • способствовать развитию творческой фантазии, познавательной активности, чувства прекрасного.
  • воспитывать  способности чувствовать гармонию в природе, жизни, душе и творчестве.
  • развивать наблюдательность и трудолюбие.

Оборудование и материалы:

1.Иллюстрации и фотографии с изображением флористических разработок.

2.Собранный детьми природный материал.

3.Образцы работ с композициями из природного материала.

Для учеников:

1.Тонированный картон.

2.Изготовленые цветы из бересты.

3Ножницы, клей.

         Работа с природным материалом состоит из нескольких этапов:

1.Экскурсия на природу и  сбор природного материала. Заготовка и хранение природных материалов. Технология засушки  растений. (лучшее время для заготовки природного материала- лето и начало осени). Летом на каникулах, дети, путешествуя со своими родителями по России , не забывают привезти необходимые для творчества заготовки. Такое задание дети получают от учителя перед летними каникулами.

На этих занятиях дети не только собирают природный материал, но и  учатся любоваться и насладиться великолепными картинами природы.

2. Изготовление берестяных цветов.

Подготовка к предстоящей работе.

Последовательное изготовление берестяных цветов- основу для композиции панно из природных материалов. Изготовление элементов для цветов- розы, ромашки, каллы и т. д. Скрепление лепестков в единые бутоны. Вырезание листьев к цветкам. Формирование пластичности листьев и лепестков.

        На этих занятиях дети развивают умения и навыки в трудовой деятельности. Учатся творчески мыслить, знакомятся с азбукой конструирования.

3. Составление композиций из природного материала в виде панно и коллажей.

План урока.

1.Правила работы  с инструментами. Организация рабочего места.

2.Настрой детей в творческую работу. Вспоминаем, как  собирали природный материал?

3.Беседа о красоте природы, бережного к ней отношения. Говорим о возможностях природы.

4.Какое  значение придают изоискусству в Японии.

5.Мои наблюдения из жизненной практики.

6.Дизайнер- флорист- создатель стильных украшений для оформления современного интерьера.

7.Последовательность составления композиций для панно. Композиционное решение сюжета.

8.Цветовое решение композиции.

9.Практическая работа. Составление композиции из природного материала в виде панно и коллажей.

10.Итог. Анализ работ. Выставка.

Перед уроком подобрала, подготовила зрительный ряд к занятию. Наглядность должна работать на раскрытие темы урока, привлекать внимание, вызывать любопытство, интерес. Я считаю, это важным моментом в обучении, если они заинтересовались, значит, будут   с нетерпением ждать продолжения. На этом уроке на начало занятия выставляю  не весь наглядный материал, часть оставляю  на потом и в нужный момент показываю. Таким образом, дети получают  новый эмоциональный заряд и нетерпимое желание приступить к работе. На столе выставляю вазы с засушенными растениями, собранными детьми. В каждой вазе разные растения, имеют свою форму, строение, свой образ. Эта выставка уже даёт настрой детям, вызывают какие- то чувства, воспоминания. В ходе  беседы упор делаю на воспитательные моменты. Привожу примеры из своих жизненных наблюдений, своё отношение к природе и как уберечь растения от исчезновения. Разные люди воспринимают природу по - разному. Одни видят её внешнюю красоту, наблюдая как бы со стороны, другие могут часами наблюдать за жизнью леса или луга. Замысел занятия заключается в том, чтобы дети перенесли кусочек природы в повседневную жизнь в виде украшения интерьера.

Ход урока.

Ребята, посмотрите, перед вами букеты засушенных растений. Осенью мы с вами ходили на природу собирать природный материал. Каждый из вас старался найти подходящие растения, листья, шишки. Все вы очень трепетно и ответственно к этому отнеслись. Много интересного мы увидели и собрали на природе.

( вспоминаем вместе с детьми осеннюю прогулку в лес, сбор природного материала.)

Ставлю перед собой воспитательные задачи.

         Что вам больше всего запомнилось на этой прогулке?

        Что необычного вы увидели, когда мы углубились в лес?

В глубине леса нам открылась необычная для осени картина. На небольшой поляне, на фоне редких лиственных деревьев с яркими красно- жёлтыми листьями, стояли три деревца уже без листьев. Но не это нас удивило, а удивило то, что эти деревья были совершенно белыми, как- будто мимо проходил Дед Мороз и решил эти деревья раньше времени покрыть инеем ради забавы. Мы завороженные этим видом остановились в оцепенении. Когда легкий шок прошел, вы побежали к этим деревьям, чтоб рассмотреть поближе это чудное явление. Но не тут- то было, вокруг этих деревьев была вода, близко не подойдёшь. К счастью вода была неглубокая, и кто был в сапогах, смогли разгадать тайну этого удивительного явления. На этой поляне росли цветы иван-чая. Осенью, после цветения, появляются тоненькие стручки. Когда стручки лопаются, появляется белый пух. Ветер их потом разносит по лесу. Но почему этот пух облепил полностью именно эти три дерева, и оставил без внимания остальные?- остаётся загадкой. (Скорей всего эти деревья были мокрыми, вот пух и прилип к ним). (Об этом таинственном  месте дети вспомнили сразу, и дополняя друг друга восторженно рассказывали.) Попозже мы сделали зарисовки этого таинственного места.

 На прогулке каждый из вас старался найти необычный материал, причудливой формы растения, шишки деревьев, стручки, коробочки с семенами. Затем мы распределили их  по группам  и  положили сушиться. Вот они перед вами стоят в вазах и украшают нашу мастерскую.

        Как приятно сохранить на долгие зимние месяцы воспоминание о жарком солнечном лете, о золотых красках осени, запечатлев в памяти многообразие форм, строений, ярких оттенков с помощью засушенных цветов, листьев, плодов различных  растений.

        Каждый из нас имел счастье однажды в детстве замереть от нечаянно увиденного чуда в природе. Это может быть весной, когда  солнце уверенно шлёт своё тепло остывшей земле. Ты идёшь не спеша, и вдруг ты видишь на небольшой проталине земли  нежный и хрупкий цветок- первый подснежник, фиалку или яркие, как солнышко цветы мать и мачехи. Они нас очень радуют.  Встретившись с таким чудом, рука так и тянется, чтоб сорвать их и перенести  домой, чтобы оно было рядом.

        Следует ли это делать?

Правильно, не следует. А почему?

Потому, что сорванные цветы быстро теряют свою красоту, они долго не живут, погибают. Вот представьте себе, вам захотелось сорвать один- два цветка, другие тоже после вас захотели собрать себе букет и красивая полянка исчезла. А не лучше ли присесть на корточки и полюбоваться красотой этих цветов. Мы должны научиться рассматривать удивительное в природе, восхититься прелестными цветами, причудливыми растениями, научиться любоваться всем тем, что создала матушка природа.

        Собирать растения можно с ранней весны до поздней осени.  Но следует всем запомнить; нельзя превращать заготовку растений в истребление зелёных насаждений. Здесь тоже надо осторожно брать то ,что дала природа.

        В любое время года  природа даёт нам разные возможности и она открывает свои прелести по- разному, надо только приглядеться и увидеть сказочный мир растений. Природа всегда вызывала у человека добрые и нежные чувства, душевные переживания.

Далее перехожу на образовательные задачи и расширение кругозора детей.

В Японии, в школах изучают особый предмет и называется он  так-«искусство любования».

Кто из вас знает,  чему этот предмет  учит?

 Ещё в далёкой древности возникло это искусство-  умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка природы, его драгоценность и неповторимость. И теперь этому учат всех японских детей. Этот необычный предмет учит любоваться природой . Человек должен обладать зоркостью видеть  невидимое. Японцы  могут часами любоваться одним цветком, веткой, растением, переживать единение с природой, ощущать в себе её движения. Представлять себя как бы бабочкой, порхающей от цветка к цветку, как бы веткой, которая гнётся от ветра или  травинкой, которая бережно удерживает каплю росы. Живописная природа, красочно меняющаяся в различные времена года, способствовала появлению в Японии одному искусству- искусству составления букетов.

Как называется это искусство?

Правильно, икебана.

(показываю картинки с изображением составленных букетов)

Мастер икебаны создаёт такие букеты, что их относят к настоящим произведениям искусства. Эти букеты очень выразительны, эмоциональны, отражают мысли, чувства, настроение. Они могут выглядеть празднично и радостно, печально и умиротворённо. В композицию икебаны входят не только благородные  цветы, в дело идёт любой растительный материал, имеющийся под рукой. Используются самые простые, невзрачные цветы, даже сорняки. Пригодными оказываются и ветки с плодами, семенные коробочки, колосья, сухие ветки, замшелые сучья. Мастера икебаны в своих цветочных композициях  также стараются выразить течение времени. Например, о прошлом рассказывают полностью распустившиеся цветы, сухие листья или плоды. Настоящее выражают полураспустившиеся цветки деревьев и кустарников. Будущее символизируют бутоны, распустившиеся почки, напоминающие об извечном течении жизни. В композиции икебаны соблюдают определённую уравновешенность. Крупные цветы располагают ближе к основанию оранжировки, а мелкие, на тонких ножках размещают в верхней части композиции или по переферии , вокруг этих цветов. Обилие мелких цветов, веток с красивым ажурным рисунком создают плавный переход от цветов к фону. Каждый всенародный праздник в Японии предлагают свою икебану. В День девочек (март месяц) цветочные композиции отличаются особой нежностью и свежестью. В них обязательны ветки распустившегося персика, который сравниваются с красотой девочки. Если к персику добавляют цветы белой лилии-  это символ совершенства женщины. Композиция с включением веток дуба- это олицетворение стойкости  характера, а так же цветов и листьев ириса- знак мужественности, достоинства и чести юноши. Свадебные композиции включают кроме цветов, сосну, бамбук, олицетворяющий жизнестойкость и молодость. «как на голом дереве вырастают цветы и плоды, так из своей  фантазии художник создаёт произведение искусства». Эти слова в полной мере относятся к мастерам икебана.

-Знакомство с современным и популярным  видом искусства флористика и дизайн.

Разнообразные композиции из трав и цветов и у нас в стране едва ли не самый популярный вариант оформления современного интерьера.

        Как называют это искусство?

        Флористика.

Флористическое искусство ещё называют цветочным дизайном.

Природа замечательная мастерская, кладовая для фантазии. Разнообразные композиции из природного материала приобрела большую популярность в оформлении современного интерьера в виде панно, коллажей, скульптурных разработок. Сегодня во многих городах проводятся выставки работ из природного материала и на этих выставках собираются истинные мастера, которые открывают людям красоту и изысканность живой природы. Это искусство называется флористикой. И вся прелесть этих выставок в том, что эти шедевры искусства сделаны своими руками, а не промышленным способом. Дизайнерские разработки из сухоцветов и природного материала можно увидеть и в специализированных цветочных магазинах.

( демонстрация иллюстраций и своих разработок из засушенных растений и природного материала.)

-Гармония шара в энергетическом пространстве интерьера.

Рассказ о своих ощущениях.

Однажды, в Санкт- Петербурге, меня привели в один магазин с названием «Красный куб». в этом магазине предлагались много разных предметов, разработок для оформления интерьеров. Всё, что там предлагалось художниками дизайнерами выглядело очень эксклюзивно, необычно, современно. Но больше всего меня привлекли внимание шары разной величины из тонких прутьев. Они были подвешены на потолок на длинных нитях на разном уровне, но так, чтобы никто не задевал их головой, и не на середине потолка, а ближе к краю. Когда я их увидела,  остановилась,  как завороженная и долго на них смотрела. От этих шаров шла какая то невидимая положительная энергия. Когда я посмотрела всю эту роскошную выставку, меня опять потянуло к этим щарам и я снова стояла и смотрела на них. Я там ничего не могла понять, почему так манят меня эти шары? Приехала домой и решила такие же шары сделать себе из тонких полос  бересты, только не подвесила их , а закрепила на длинных ветках, сделала своего рода композицию из шаров. Мне стало очень комфортно. Я на этом не остановилась, сделала шары из шишек, из ракушек и берестяных цветов и поставила их в вазу. Через какое- то время я получила очередной журнал «Крестьянки» и там я прочитала статью «гармония сферы»- советы древних мудрецов.

Оказывается в квартире должно быть как можно меньше углов, они нарушают энергетическое пространство жилища. Шар- это всегда хорошо, самая полезная геометрическая форма в доме. Это символ гармонии, согласия в семье, оберег от конфликтных ситуаций. Поэтому введение в интерьер предметов круглой формы может положительно отразиться на общей гармонии нашего дома. Круглые предметы сгладят острые углы, снимут ощущение напряжения. Особенно благотворно влияют на гармонию пространства шары, сделанные из природного материала, путьев, камня, дерева.

( демонстрация таких шаров)

Работа с природным материалом труд кропотливый, увлекательный и очень интересный. Всё, что мы делаем своими руками, для нас становиться намного дороже, потому что в каждую работу мы вкладываем частичку своей души. Но эта работа требует большой осторожности, так как засушенные растения становятся очень хрупкими и ломкими.

Как выполняются такие композиции?

Работа ведётся в определённой последовательности. При подборе фона для основы, нужно обратить особое  внимание на то, чтобы его цвет и фактура гармонировали с природным материалом. Художественный образ панно не достигнет желаемого результата без композиционного решения.

 На конкретных образцах картин выясняем:

Где может быть композиционный центр?

Как достигается равновесие сюжета?

 Начинать надо с составления композиции, определения композиционного центра. Каждая работа должна быть индивидуальной, особенной. Композиционный центр можно взять в центре панно, в нижней его части, в правом или нижнем углу. От композиционного центра раскладываем сначала  крупные цветы выразительной формы из бересты и сухоцветов. Цветы можно включать отдельными группами или в россыпь, чередуя где- то цветок, где-то листик. Листья и растения в центре композиции берём более плотные, массивные. Дополняем композицию листьями меньших размеров, высокими или короткими причудливо изогнутыми веточками, растениями, травами, размещая их так, чтобы они переплетались, создавая четкий ритм, естественный характер и образ композиции. К «замшелым» веткам в произвольном порядке крепятся часть мелких цветов, остальные распределяются между крупными цветами.  Мелкие цветы должны быть легки и изяшны. Подбираем и включаем  непривлекательные на вид семена, коробочки растений. Осталось дело за малым, включаем  в композицию воздушные,  ажурные растения. Капля воображения,  немного вдохновения, и прежде всего это смелые решения, и вы сможете выразить своё представление о флористике.  Закреплять или заклеивать растения сразу не рекомендуется. Надо внимательно посмотреть, может  что- то вам захочется  изменить, переставить, добавить. И если работа получилась удачная, можно приступить  к заклеиванию.

Эффект цвета тоже имеет большое значение в композиции панно. Для достижения задуманного колорита  могут использоваться три основные схемы эффекта цвета.

Работа со схемами

1.Монохромная схема. По этой схеме используют лишь один цвет, причём любой, а для его оживления обычно вводят вариации его оттенков различной насыщенности и тональности. Эффект всегда будет успокаивающим.

2.Однотонная схема. Она сочетает цвета близкие по спектру и « родственные». Такая схема будет излучать больше  энергии.

3.Контрасная схема. Эта схема самая смелая. Сочетает контрастные или противоположные цвета, такие как жёлтый и синий или красный и зелёный. Такая схема создаёт хорошее настроение.

Практикуясь, таким образом,  дети развивают навыки композиционного мышления. Эти  знания учащиеся осваивают на протяжении всего обучения, так же как цветовое решение композиции, ритм пятен, контраст.

Практическая работа детей.

Анализ выполненных работ. Выставка.

В конце занятия рассматривая друг у друга работы,  даю возможность детям порассуждать о понравившихся работах. Для себя пытаюсь выяснить, что на уроке больше всего заинтересовало ребят. Анализируя ответы детей, в дальнейшем стараюсь улучшить или исключить то, что не заинтересовало детей, остальное совершенствую по найденной методике и на новой основе.

Урок учит детей видеть, понимать и эмоционально откликаться на увиденное.

Практикуясь таким образом , дети развивают навыки композиционного мышления. Эти  знания учащиеся осваивают на протяжении всего обучения, так же как цветовое решение композиции.

Самоанализ:

В 4а классе на уроке присутствовали 8 учеников из 10. Возраст детей 10- 11 лет. Ученики с увлечением занимаются на уроках, проявляют большой интерес к каждому занятию, трудолюбивые, ответственные не только к качеству своих работ, но и к подготовке всевозможных материалов для конкретных работ. Успешно выполняют творческие задания разной сложности. Умеют слушать, осознавать и делать выводы от проводимых занятий.

Немного попрактиковавшись, дети научаться создавать замысловатые, флористические композиции, которые станут настоящим украшением дома.

Список литературы:

1. Флористика. Креативные идеи.    Е.Смирнова.  Москва.  Изд. «Ниола- Пресс»  2008 г.

2. Цветочные композиции для интерьера.  Т. Ларина.  Москва  Изд. «Ниола- Пресс»  2008 г

3. Поделки из природного материала.  И.Черныш.  Москва.  Изд. «Аст- Пресс» 1999 г.

4. Забавные поделки.   И. Черныш.  Москва. Изд. «Айрис- пресс»  2004 г.

5. публикации из журналов «Крестьянка» под рубрикой  «Мода в доме»- фитостудия.