Комплексное занятие «Новогодние игрушки» для детей 8-10 лет

Конспект открытого занятия "Новогодние игрушки". Изложен  материал по выполнению новогодних игрушек из фетра с детми 8-10лет. В начале занятия учащиеся знакомятся с иторией празднования Нового года и историей  создания новогодней игрушки. Разгадывая кросворд  учащиеся показывают свои знания полученные по  ранее изученным темам, а дальше идет процесс выполнения игрушек из фетра и несыпучих тканей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

центр детского творчества г. Курганинска

Комплексное занятие

«Новогодние игрушки»

для детей 8-10 лет

                             Разработала:

                                                                                                            Кузнецова Галина Ильинична        

                                                                                                            педагог

                                                                                                            дополнительного образования

                      МАУ ДО ЦДТ г. Курганинска

        2017г.

Цель:

научить учащихся выполнению новогодних игрушек из ткани, фетра

Задачи:

обучающие:

  • познакомить с историей празднования нового года, с историей создания новогодней игрушки;
  • формировать знания и навыки в  выполнении новогодней игрушки.

развивающие:

  • развивать у детей внимание, мышление, мелкую моторику, художественный вкус, аккуратность, само- и взаимоконтроль;
  • совершенствовать знания, умения и навыки по выполнению строчек, швов, игрушек; 

воспитывающие:

  • воспитать бережное отношение к народным традициям, обычаям;
  • поддерживать добродушное отношение друг к другу.

Материал и оборудование:

  • образцы готовых работ;
  • инструкции по выполнению игрушек;
  • лекала игрушек;
  • сшитая из ткани плоская елочка;
  • ручные иглы;
  • нитки;
  • ножницы;
  • карандаши;
  • трафареты;
  • кусочки разных тканей;  
  • магнитофон.

                                              

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Проверить наличие учащихся.

Сообщение темы и цели занятия.

  1. Основная часть занятия.

Педагог:

Сегодня тема занятия: «Новогодние игрушки», а какому празднику будет посвящено наше занятие мы узнаем, разгадав кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

  1. Это внутренняя часть помещения, архитектурно и художественно оформленная. Оно служит для организации и повышения  эмоциональной  активности человека, для целенаправленного воздействия на его душевное состояние, настроение. Это убранство формируется из произведений декоративно-прикладного искусства.                                                  

                                                                                                                                (Интерьер)

      2) Ряд повторяющихся стежков, с помощью которых образуется…              

                                                                                                                                              (Строчка)

      3) Нить, идущая вдоль ткани называется …                                                              (Долевая)

      4) Как называется временный стежок, используемый для соединения двух и  

     более деталей.                                                                                                          (Сметочный)

      5) Машинный шов, используемый для соединения двух и более деталей.

                                                                                                                                             (Стачной)

      6) Всех на свете обшивает, Что сошьет – не надевает.

                                                                                                                                                   (Игла)

          Тонконогая Ненила 
         Всех одела-нарядила. 
         На самой бедняжке 
         Даже нет рубашки
.                                                                                                       (Игла )

 

      7) В полотняной стране

          По реке простыне 
         Плывёт пароход, 
         То назад, то вперёд, 
         А за ним такая гладь, 
         Ни морщинки не видать
.                                                                                             (Утюг)

          Гладит платья и рубашки,
         Отутюжит нам кармашки.
         Он в хозяйстве верный друг –
         Имя у него ...                                                                                                                
(Утюг)

      8) Место соединения двух и более кусков ткани.                                                          (Шов)

      9) Согласно восточному календарю наступающий 2014год…                                (Лошадь)

Кроссворд  

                    4

с

5

8

       2

3

м

с

6

7

е

т

д

т

а

и

9

 

с

о

о

ч

г

у

т

л

ч

н

л

т

м

1

р

е

н

о

а

ю

ш

о

Н

О

В

Ы

Й

Г

О

Д

о

ч

а

й

                             

в

а

 ж

к

я

         

н

а

и

ц

ы

Педагог:

Итак, наше занятие будет посвящено  самому замечательному празднику, любимому и детьми и взрослыми - это  Новый год.

Традиция встречать Новый год имеет глубокие корни.     

А вы знаете, что русскому Новому году уже перевалило за триста лет.

В России Новый год стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года. До этого отмечали начало нового года 1 сентября.

В указе Петра I говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям, скудным, каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить». В 30-е годы XIX века елки ставились на праздник только в домах петербургских немцев. Впервые публично новогодняя елка была установлена в Петербурге  только в 1852 году. К концу XIX века елки стали главным украшением и городских, и деревенских домов, и в XX веке стали неотделимы от зимних праздников. Но, в 1916 году рождественские елки на русской земле оказались в опале, потому что они пришли к нам из немецких традиций. 
      Елка оставалась запрещенной вплоть до 1935 года, когда появилась идея: праздновать не Рождество, а Новый год. Вифлеемская звезда стала красной пятиконечной, и под нарядными елками страна по указу Сталина вместе с Дедом Морозом встретила 1935 год от 
Рождества Христова. 1 января стал праздничным днем только в 1949 году.
           Вообще традиция украшать елку очень древняя, свыше 2000 лет. Раньше люди считали, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. Люди старались задобрить этих духов, развешивая на деревьях угощения и подарки. Вечнозеленая ель занимала среди всех деревьев особое место: она была священным центром, «мировым древом», символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака.

           Раньше вместо игрушек вешали на деревья плоды разных деревьев, например: яблоки — символ плодородия, орехи — непостижимость божественного промысла, яйца — символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия.

            Для украшения можно использовать  не только купленные украшения, но их  можно смастерить самим. Это могут быть звезды, снеговички, елочки из тюля, любые милые вещицы, сделанные своими руками с любовью и теплом. Они создадут, не только неповторимый интерьер  вашей комнаты, но могут быть самым лучшим подарком для близких, к Новому году или Рождеству.

            Первый стеклянный елочный шар был выдут в Тюрингии (Саксония) в 16 веке. Промышленное производство елочных игрушек началось только в середине прошлого века — здесь же, в Саксонии. Искусные мастера выдували игрушки из стекла, вырезали из картона колокольчики, сердечки, фигурки птиц и зверей, шары, шишки, орехи, которые потом раскрашивали яркими красками.

           Новогодние игрушки выполняют из самых разнообразных материалов – стекла, пластика, бумаги, ваты, ткани, фетра и т.д.

Педагог:

Сейчас мы выполним новогоднюю игрушку из плотной ткани или фетра. Эта технология не вызовет у вас затруднения.

(Педагог предлагает детям разнообразные новогодние игрушки, одинаковые по сложности выполнения).  

Вы можете выполнить любую работу, которая вам больше понравилась или предложить полностью свой вариант новогодней игрушки, можно изменить отделку, оформление. Творческая инициатива только приветствуется.

Педагог:

Давайте вспомним:

 последовательность выполнения игрушки.

(Ребята называют этапы работы):

  1. Выполнение эскиза.
  2. Зарисовка лекал.
  3. Раскладка лекал на ткани. Обмеловка.
  4. Раскрой или вырезание деталей.
  5. Сметывание деталей.
  6. Выполнение вышивки или нашивание декоративных элементов на основные детали игрушки
  7. Соединение деталей петельным швом
  8. Наполнение форм ватой.
  9.  Окончательное художественное оформление игрушки.

Виды декоративных ручных швов. (Ребята называют швы):

петельный, стебельчатый, тамбурный и др.

Практическая работа.

         

  1. Выполнение эскиза. Ребята выполняют эскиз.

  1. Зарисовка лекал. Зарисовывают лекала.

               Целевой обход. Педагог проверяет  качество выполняемого эскиза. Точность обведения лекал.

  1. Раскладка лекал на ткани. Обмеловка.

               Целевой обход. Педагог, по ходу выполнения детьми раскладки лекал и обмеловки, задаёт вопросы детям, у которых находит технологические ошибки.

        Варианты вопросов:

  • Что обозначает стрелка на ткани?
  • Как определить направление долевой нити на ткани?
  • Как разместить лекала на ткани?
  • Какой толщины должна быть линия обводки лекал?
  • Нужно ли оставлять припуск на швы, при выполнении петельного шва на несыпучих тканях (фетр), если, да, то назовите его величину, если нет, то почему?

        Целевой обход. Педагог проверяет качество выполняемых операций, и оказывает помощь учащимся. 

        4. Раскрой и вырезание деталей.

               Что означает термин «надсечка»? Нужно ли ее здесь применять?

         Целевой обход. Проверить ТБ, правильность  выполнения приемов: вырезания деталей из фетра

  1. Выполнение отделочных элементов на основных деталях.

Вышивание снежинок, пришивание пуговиц, пайеток, бисера и других элементов согласно эскиза. 

Целевой обход. Педагог, по ходу выполнения детьми задания, корректирует их действия с помощью вопросов, и оказывая помощь в выполнении приемов вышивки и т.д.

  1.  Сметывание деталей.

Целевой обход. Педагог, по ходу выполнения детьми задания, корректирует их действия с помощью вопросов.

  • Какова величина сметочных стежков при сметывании деталей?
  • Какие правила по ТБ при выполнении ручных работ вы должны помнить.

         Целевой обход. Проверить качество выполняемой работы, оказание помощи нуждающимся в ней.

          5. Обшивание  деталей по контуру петельным швом.

             

Целевой обход. Проверить правильность выполнения операций, соблюдение правил по ТБ при выполнении ручных работ .

           

           8. Наполнение форм ватой. Зашивание отверстия петельным швом

          Как называется приспособление  для наполнения форм ватой? (Колышек)

.

          Целевой обход. Проверить правильность: наполнения форм и выполнения петельного шва.

  1. Художественное  оформление игрушки.

   Педагог обращает внимание детей на то, чтобы выбранный эскиз    

   соответствовал тому образу, который был задуман изначально.

 

           Ребята оформляют поделки и мини выставку – вешают готовые игрушки на сшитую из    

           ткани елочку.

  1. Заключительная часть.

            Совместное обсуждение работ. Разбор работ и типичных ошибок и недостатков.

            Чему научились?  Что нового узнали? Подведение итогов занятия.