План-конспект интегрированного открытого занятия по ИЗО "Дымковская игрушка"

Тюрина Наталья Юрьевна

На уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения дымковской игрушки, учатся навыкам кистевого письма: тычком, мазком, линией. Данный урок развивает чувство цвета и пропорции, воспитывает любовь, интерес к родному народу через творчество народных умельцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskaya_igrushka.docx130 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского и юношеского творчества

«Дымковская игрушка»
 ((план-конспект интегрированного открытого занятия по ИЗО в объединении «Юный художник» в группах 3 года обучения)

Составитель:

Педагог дополнительного образования

Тюрина Наталья Юрьевна

г. Армавир
2017 год

Открытый урок по теме

«Дымковская игрушка»

Педагог: Тюрина Наталья Юрьевна

Дата проведения: 15.11.2017 год.

Контингент: воспитанники 12-13 лет.

Цель: познакомить учащихся с росписью народной глиняной игрушки; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах

Задачи:

  • Закрепить знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
  • Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
  • Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Тип занятия: комбинированный.

Форма проведения: фронтальная, групповая.

Оборудование:
Оборудование для учащихся:

  • модель для раскрашивания "Дымковская игрушка"
  • гуашь
  • кисти
  • баночка для воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • тычок (ватные палочки 1 шт.)
  • простой карандаш

Оборудование для учителя:

  • дымковские игрушки
  • плакаты «Дымковская игрушка»
  • презентации «Дымковская игрушка»
  • мелодии народной музыки

Применяемые технологии: личностно-ориентированная технология, технология интегрированного урока.

 План урока:

  • Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
  • Физкультминутка в стихотворной форме.
  • Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
  • Заключительная часть. Подведение итогов. Домашнее задание. 5 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент

(Проверка готовности к занятию)

Слайд 1

Здравствуйте! Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках.  Совершим с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое  к мастерам дымковской игрушки, узнаем её особенности, научимся её расписывать.  Издавна славится наша Родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров,  умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Сегодня мы познакомимся с одним из них.

Слайд 2

Дымковская слобода, что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.

Слайд 3

         Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

   (В.Фофанов)

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка.

Слайд 4

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо - сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки непростые

А волшебно – расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

Глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке, под названием «Свистунья», где народные мастера продавали свои игрушки

Слайд 5

Почему «Свистунья»? А вот послушайте, что об этом рассказывает легенда.

Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И так сильно засвистели! Заметались испуганные враги , показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в  страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой ярмаркой «Свистуньей».

Слайд 6

Лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносов и всадников, коней и медведей, важных  индюков, задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами.

Слайд 7

Дымковская барыня очень нарядна. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Посмотри, как хороша

Эта девица-краса,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

(Народное творчество)

Слайд 8

Дымковские кавалеры с чувством собственного достоинства чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

(П. Синявский)

Слайд 9

         Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.  

(Народное творчество)

Слайд 10

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Слайд 11

Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг - символ солнца.

Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы!

(Народное творчество)

 Слайд 12 (современное искусство)

И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью.

Слайд 13

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

(П. Синявский)

Учитель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки.

  1. Объяснение задачи урока.
  • Слепить и расписать дымковскую игрушку.
  • Учить планировать работу и зафиксировать результаты исследования
  • Формировать умения и навыки работы с глиной (пластилином)
  • Учить составлять орнаменты, украшающие фигурку и расписывать.
  • Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни.
  • Развивать творческую активность учащихся.

  1. Практическая работа

Ребята! Предлагаю вам стать настоящими мастерами и расписать модели дымковской игрушки. (Учитель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки. Обращает внимание на основные этапы росписи (от крупных деталей к мелким). Лепка из пластилина дымковской игрушки (коня). Задание выполняется под народную музыку).

hello_html_m6ac1ec77.jpg


hello_html_2462d40c.jpghello_html_m5bbe4a87.jpghello_html_m737845cb.jpghello_html_m3249e587.jpg

1. Подготовим рабочее место.

2. Возьмём белый пластилин и разделим на три неравные части.

3. Вылепим туловище игрушки приёмом вытягивания.

4. Возьмём пластилин для головы и скатаем шар. Вытянем мордочку и шею.



hello_html_m27605cdd.jpghello_html_m606c9ec6.jpghello_html_m77b3803f.jpghello_html_6104e5f1.jpg

5. Приёмом примазывания соединим две детали.

6. Изготовим уши. Прикрепим их к голове с помощью стеки.

7. Сделаем хвост.

8. Сделаем гриву.hello_html_m33ea1b71.jpg


9. Оформим изделие деталями, вылепив их из пластилина разных цветов.

  1. Просмотр работ учащихся

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

В обсуждение работ можно включить и самих уч-ся.

Выводы урока:

Вопрос: что общего у всех этих игрушек?

Ответ: Веселые, праздничные, нарядные.

Вопрос: как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?

Ответ: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.

Вопрос: Какие цвета любят мастера Дымково?

Ответ: Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Горячева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 2003 год.
  2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. 2003 год
  3. Ивашина Г. «Перспектива», С.Пб., «Государственная художественно- промышленная академия», 2005

Интернет ресурсы:

  1. http://nnm.ru/blogs/bear12345/dymkovskaya_igrushka_istoriya_fotografii/
  2. http://www.kremlin-izmailovo.com/dymka
  3. http://www.dimkovo.ru/about.htm
  4. http://www.rukukla.ru/article/gigr/vid/d...
  5. http://www.vpodvorye.ru/99.html?SECTION=0