План-конспект интегрированного открытого занятия по ИЗО "Дымковская игрушка"
На уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения дымковской игрушки, учатся навыкам кистевого письма: тычком, мазком, линией. Данный урок развивает чувство цвета и пропорции, воспитывает любовь, интерес к родному народу через творчество народных умельцев.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского и юношеского творчества
«Дымковская игрушка»
((план-конспект интегрированного открытого занятия по ИЗО в объединении «Юный художник» в группах 3 года обучения)
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Тюрина Наталья Юрьевна
г. Армавир
2017 год
Открытый урок по теме
«Дымковская игрушка»
Педагог: Тюрина Наталья Юрьевна
Дата проведения: 15.11.2017 год.
Контингент: воспитанники 12-13 лет.
Цель: познакомить учащихся с росписью народной глиняной игрушки; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах
Задачи:
- Закрепить знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
- Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Тип занятия: комбинированный.
Форма проведения: фронтальная, групповая.
Оборудование:
Оборудование для учащихся:
- модель для раскрашивания "Дымковская игрушка"
- гуашь
- кисти
- баночка для воды
- лист бумаги
- салфетка
- тычок (ватные палочки 1 шт.)
- простой карандаш
Оборудование для учителя:
- дымковские игрушки
- плакаты «Дымковская игрушка»
- презентации «Дымковская игрушка»
- мелодии народной музыки
Применяемые технологии: личностно-ориентированная технология, технология интегрированного урока.
План урока:
- Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
- Физкультминутка в стихотворной форме.
- Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
- Заключительная часть. Подведение итогов. Домашнее задание. 5 мин.
Ход урока
- Организационный момент
(Проверка готовности к занятию)
Слайд 1
Здравствуйте! Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Совершим с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки, узнаем её особенности, научимся её расписывать. Издавна славится наша Родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Сегодня мы познакомимся с одним из них.
Слайд 2
Дымковская слобода, что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.
Слайд 3
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Фофанов)
Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка.
Слайд 4
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки непростые
А волшебно – расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
Глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке, под названием «Свистунья», где народные мастера продавали свои игрушки
Слайд 5
Почему «Свистунья»? А вот послушайте, что об этом рассказывает легенда.
Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И так сильно засвистели! Заметались испуганные враги , показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой ярмаркой «Свистуньей».
Слайд 6
Лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносов и всадников, коней и медведей, важных индюков, задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами.
Слайд 7
Дымковская барыня очень нарядна. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.
Посмотри, как хороша
Эта девица-краса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
(Народное творчество)
Слайд 8
Дымковские кавалеры с чувством собственного достоинства чаще изображаются верхом или в паре с барыней.
С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
(П. Синявский)
Слайд 9
Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
(Народное творчество)
Слайд 10
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Слайд 11
Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг - символ солнца.
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
(Народное творчество)
Слайд 12 (современное искусство)
И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью.
Слайд 13
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
(П. Синявский)
Учитель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки.
- Объяснение задачи урока.
- Слепить и расписать дымковскую игрушку.
- Учить планировать работу и зафиксировать результаты исследования
- Формировать умения и навыки работы с глиной (пластилином)
- Учить составлять орнаменты, украшающие фигурку и расписывать.
- Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни.
- Развивать творческую активность учащихся.
- Практическая работа
Ребята! Предлагаю вам стать настоящими мастерами и расписать модели дымковской игрушки. (Учитель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки. Обращает внимание на основные этапы росписи (от крупных деталей к мелким). Лепка из пластилина дымковской игрушки (коня). Задание выполняется под народную музыку).
1. Подготовим рабочее место.
2. Возьмём белый пластилин и разделим на три неравные части.
3. Вылепим туловище игрушки приёмом вытягивания.
4. Возьмём пластилин для головы и скатаем шар. Вытянем мордочку и шею.
5. Приёмом примазывания соединим две детали.
6. Изготовим уши. Прикрепим их к голове с помощью стеки.
7. Сделаем хвост.
8. Сделаем гриву.
9. Оформим изделие деталями, вылепив их из пластилина разных цветов.
- Просмотр работ учащихся
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.
В обсуждение работ можно включить и самих уч-ся.
Выводы урока:
Вопрос: что общего у всех этих игрушек?
Ответ: Веселые, праздничные, нарядные.
Вопрос: как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?
Ответ: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.
Вопрос: Какие цвета любят мастера Дымково?
Ответ: Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Горячева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 2003 год.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. 2003 год
- Ивашина Г. «Перспектива», С.Пб., «Государственная художественно- промышленная академия», 2005
Интернет ресурсы:
- http://nnm.ru/blogs/bear12345/dymkovskaya_igrushka_istoriya_fotografii/
- http://www.kremlin-izmailovo.com/dymka
- http://www.dimkovo.ru/about.htm
- http://www.rukukla.ru/article/gigr/vid/d...
- http://www.vpodvorye.ru/99.html?SECTION=0
