Конспект мастер-класса по патриотическому воспитанию (декоративно-прикладное искусство).: По теме: создание народной тряпичной куклы «Домовушка».

Тихонова Светлана Владимировна

Цель: вовлечение родителей в образовательную деятельность.
Задачи:
1. знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой;
2. воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа;
3. обучение приемам работы с тканью как поделочным материалом для создания народной тряпичной куклы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса по патриотическому воспитанию (декоративно-прикладное искусство).

Тема: создание народной тряпичной куклы «Домовушка».

Цель: вовлечение родителей в образовательную деятельность.
Задачи:
1. знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой;
2. воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа;
3. обучение приемам работы с тканью как поделочным материалом для создания народной тряпичной куклы.

 Наглядность, материально – техническое обеспечение:

  • оформление групповой комнаты предметами и иллюстрациями народно-прикладного творчества;
  • слайды о народной игрушке, слайды поэтапного изготовления куклы;
  • мешковина, шпагат, клей ножницы, вязаные носочки, самоклеящаяся цветная бумага;

Участники:

воспитатели, дети, родители.

                                                          Ход занятия:
 Вводная часть.

Звучит русская народная музыка.  

Воспитатель:
-Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

- Добрый вечер, уважаемые родители!
Я очень рада видеть всех вас здесь. Благодарю, за то, что вы согласились посетить наш мастер-класс. Надеюсь, вы сегодня узнаете много нового, интересного, необычного.  
- Наша встреча посвящена народной кукле, игрушке, которой играли наши предки. Впереди нас ждет практическая часть, мы будем своими руками создавать куклу. А пока я расскажу, что нас подтолкнуло провести это мероприятие.

  Теоретическая часть.

 - Ведущей деятельностью детей дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается.
Во что играют современные дети? (
Слайд 1).

 - Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор детских игрушек, однако, покупая их, мы очень редко задумываемся над вопросом, сколько пользы они могут принести нашим детям, а сколько вреда.
Многие современные игрушки есть анти игрушки.
 (Слайд 2). Они насаждают стремление к злу, ненависти, насилию, распущенности, стяжательству. Детей чаще привлекают игры агрессивного характера. Заигрываясь, они перевоплощаются в героев компьютерных игр, боевиков, мультиков, забывая о реальном мире. Результаты такого воспитательного действия:

 - повышенная агрессия

 - раздражительность

 - несдержанность

 - высокая тревожность

 - нарушение межличностных отношений

 - появление страхов, фобий.

Особое место среди детских игрушек занимает кукла. (Слайд 3).
Главный посыл современной куклы – быть модной, гламурной, демонстрировать всем свою красоту. Такие женские качества как доброта, нежность, хозяйственность, уходят из игры современных девочек.

Современные куклы для мальчиков всё дальше отходят от образа человека, всё больше приобретая черты животных или технических устройств.

(Слайд 4).  

Герои обладают нечеловеческими способностями – силой, ловкостью, жестокостью и полным отсутствием внутреннего мира.
Эти качества становятся синонимом мужественности у мальчиков.

Но, в первую очередь, игрушка должна быть безопасной как для физического, так и для психоэмоционального развития ребенка.
Игрушка для ребенка – помощник в исследовании мира, источник радости, мотив для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Игрушка закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. Бывает, что детская игрушка выглядит так, что определить кто это – не может даже взрослый. (
Слайд 1). 

Ребенок должен сначала получить достаточное представление об окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип адекватного восприятия действительности.
Куклу можно изготовить своими руками из остатков натуральных материалов. Рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает правдивую информацию о мире. Кора дерева - шершавая, камень - гладкий, песок – сыпучий. Играя же с пластмассовыми игрушками, рука ребенка чувствует только их гладкую, холодную поверхность. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга.
Фантазия и образное мышление «достроят» из любой «примитивной» куклы все что угодно. «Подробные» игрушки не развивают образного мышления.
Где же нам взять такую куклу, которая бы соответствовала всем тем требованиям, указанным выше? Обратимся к нашей народной культуре.
Вот уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему. Пока дети были маленькими, кукол им делали матери, бабушки, старшие сёстры.
 С 4-5 лет такую куклу уже могла делать любая девочка. Куклу делали с большим старанием. Так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. (Слайд 5). Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве.
Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит информацию любви, защиты, доброжелательности.
Куклы сопровождали наших предков от рождения до самой смерти. Они принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Кукла Кувадка (или Куватка) – одна из самых простых обережных куколок. (Слайд 6).  Ее делали накануне рождения ребенка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.
Кукла «младенчик-пеленашка». (Слайд 7). Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т. п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. Крупеничка самая главная кукла в доме (Слайд8).  Еще ее называют ласково Зерновушкой, потому что наполнена она зерном, обычно гречихой. Делали ее после уборочной страды. Наряжали и бережно хранили на видном месте до следующего сева, а весной первые горсти гречихи брали из Крупенички, с тем чтобы осенью заполнить ее новым урожаем.  
Кубышка - травница несет в дом здоровье. (Слайд 9).
Наполняется она душистыми травами: зверобоем, тысячелистником, мятой, лавандой, душицей. Ее ставят у колыбели ребенка и дают играть детям. Также ее ставят у кровати больного. Куколку разминают в руках - шевелят, и по всей избе разносится травяной дух. Меняют траву через два года.
Подорожница - верный ангел-хранитель в дорогу и дарится тому, кто уезжает путешествовать. (Слайд 10).  Это хороший подарок для путешественников. В своем мешочке она несет или горсть земли, или немного золы и еще добавляют туда маленькое зернышко, чтобы путник был сыт. Эта кукла - маленький оберег в пути.

Веснянка - это задорная и веселая кукла, которую делали девушки на приход весны. (Слайд 11).  Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу с пожеланием "быть не только красавицей, но и умницей".
Колокольчик - куколка добрых вестей. (Слайд 12).
У нее три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек счастлив. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Кукла Колокольчик - оберег хорошего настроения. Даря ее, человек желает своему другу получать только хорошие известия.
Ведучка - это образ матери, ведущей малыша, поэтому название говорит само за себя: ведущая в жизнь. (Слайд 13).  Ребенок, только начинающий делать свои первые шаги, тесно связан с матерью, она его ведет, крепко держа за ручки.
Когда уходили на работу родители оставляли своему ребенку
Зайчика на пальчик. (Слайд 14).  Это был первый друг и собеседник, с которым можно поиграть, пообщаться, поведать все свои секреты.
Десятиручка (Слайд 15) изготавливалась нашими предками как помощница в делах. Эта кукла относится к куклам-помощницам. На каждую ручку нужно загадать желание - дело, в котором кукла должна помочь.
Неразлучники (Слайд 16).
Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Именно для этого дарилась эта кукла. В русской свадебной традиции под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невестку и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя.

Практическая часть.

-А это - Домовушка - оберег дома от нужды, она помогает хранить лад и порядок в доме, уравновешивает отношения и избавляет от суеты, помогает во всех хозяйственных делах. (Слайд 17). Ставят ее на кухню, там, где чаще всего трудится хозяйка дома. Перед Домовушкой клали столбик монет, горку соли (которая так же символизировала достаток, чистоту и крепость) иногда зажигали свечу.

-Наша Домовушка - Домовому подружка.
В мешочек все хорошее собирает, а все плохое – из дома изгоняет.

-Вот такую куклу мы и будем делать с вами.

Показ слайдов 18-22 с обсуждением этапов работы.

Звучит русская народная музыка. Родители вместе с детьми делают Домовушку.

Заключительная часть.

Воспитатель подводит итоги:

благодарит всех родителей и детей, принявших участие в мастер-классе; фотографирует изготовленных кукол; выражает надежду на то, что родители и в дальнейшем будут принимать активное участие во всех проводимых мастер-классах нашей группы.