Рабочая программа по дпи

Яковлева Елена Ольгердовна

3 рабочих программы по дпи для художественной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятия с тканью2.32 МБ
Файл работа с шерстью538.01 КБ
Файл горячий витраж216.38 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕСНОГОРСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

216400, Смоленская область, город Десногорск, 4 микрорайон

Тел/факс (48153) 7-46-11/3-16-65

E-mail: ddhs@mail.ru //Сайт:www.desdhsh.ru

УТВЕРЖДАЮ:        

Директор школы                        

_______Р.И.Широкова                

«___» ______ 2017г

СОГЛАСОВАНО:                

Зам. директора по УР          

_______Е.Д.Шулакова

«___» ______ 2017г              

РАССМОТРЕНО:

На заседании

педсовета №

 «___» ______ 2017г              

Рабочая программа

по предмету

 «Декоративно-Прикладное Искусство»

Раздел «Работа с шерстью».

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»

Составлена преподавателем высшей категории

 Яковлевой Еленой Ольгердовной


Структура программы учебного предмета «Декоративно-прикладное творчество» по разделу «Работа с шерстью».

 

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

 - Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного    учреждения на реализацию учебного предмета;

 - Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

 - Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

 - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

  -Учебно-тематический план;

- Годовые требования. Содержание разделов и тем;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы и средств обучения     

 - Список методической литературы;

- Список учебной литературы;

- Средства обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана

на основании и с учетом федеральных государственных требований к

дополнительным предпрофессиональным программам в области

изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное

творчество».  

Учебный предмет «Прикладное творчество» занимает важное место в

комплексе предметов программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное

творчество». Он является базовой составляющей для последующего изучения

предметов в области изобразительного искусства.  

Программа учебного предмета «Прикладное творчество» направлена на

создание условий для познания учащимися приемов работы в различных

материалах, техниках, на выявление и  развитие потенциальных творческих

способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного

восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к

национальной культуре.

Программа включает в себя раздел «Работа с шерстью», содержанием которого являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение.  

Учитывая возраст детей, программа предполагает использование

разных форм проведения занятий:

просмотр тематических фильмов,

прослушивание музыки,

применение игровых приемов обучения,  

выполнение коллективных работ.

 По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества.

Срок реализации учебного предмета

Программа рассчитана на 1четверть обучения.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Прикладное творчество»  при

1-летнем сроке обучения составляет 47,5 часов. Из них: 33 часа –

аудиторные занятия,  16,5 часов - самостоятельная работа.  

Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации

        

Виды учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации

полугодия

1

год

Аудиторные занятия

17

17

Самостоятельная работа

8, 5

8,5

Максимальная учебная нагрузка

25,5

25,5

Вид промежуточной аттестации

Зачёт по итогам каждого задания

Отчётная выставка

Форма проведения учебных занятий

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями  и

учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме,

численность группы – от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой

работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференциации и

индивидуализации на различных этапах обучения.  

Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий, а

также 1 час самостоятельной работы.

 

Цели и задачи учебного предмета

Цели:

- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в

раннем детском возрасте;

- формирование у детей младшего школьного возраста комплекса

начальных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного

творчества;

- формирование понимания художественной культуры, как

неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи:

обучающие:

  • научить основам художественной грамоты;
  • сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;  
  • овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчества

и основами художественного мастерства;

  • научить практическим навыкам создания объектов в  разных видах

декоративно-прикладного творчества;

  • научить приемам составления и использования композиции в

различных материалах и техниках;

  • научить творчески использовать полученные умения и практические

навыки;  

  • научить планировать последовательность выполнения действий и

осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;

воспитательно-развивающие:

  • пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному

творчеству;

  • раскрыть и развить потенциальные  творческие способности каждого

ребенка;

  • формировать творческое отношение к художественной деятельности;
  • развивать художественный вкус, фантазию, пространственное

воображение;

  • приобщить к народным традициям;
  • воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное

отношение друг к другу, сотворчество.

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все

аспекты работы преподавателя с учеником.  

Программа содержит  следующие разделы:

 • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

• распределение учебного материала по годам обучения;

• описание дидактических единиц учебного предмета;

 • требования к уровню подготовки обучающихся;

 • формы и методы контроля, система оценок;

• методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в

учебном процессе применяются следующие основные методы:

1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических

пособий, иллюстраций);  

2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);  

3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);  

4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также

возможностей других материалов).

Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий

носит рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески

подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им

методики. Применение различных методов и форм (теоретических и

практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного

материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения

работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий:

1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.

2. Освоение приемов работы в материале.

3. Выполнение учебного задания.

Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в

материале.  

Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным

фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время

самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом  для

сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремесел,

техник работы с материалами, а также информацию  о мастерах и народных

умельцах.

Библиотечный фонд  укомплектовывается печатными и электронными

изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической

литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а

также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован  удобной

мебелью, наглядными пособиями.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Прикладное творчество» построено с

учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей

развития их пространственного мышления; включает теоретическую и

практическую части.

Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и

способами  работы с различными текстильными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом

процессе.

Содержание  программы направлено на освоение различных способов

работы с текстильными материалами, ознакомление с традиционными народными ремеслами.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН .

п/п

Наименование тем и содержание занятий

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Беседа об особенностях ДПИ. Работа с шерстью в народном творчестве.

урок

1,5

0,5

1

2

Живопись шерстью.

урок

4,5

1,5

3

3

Мокрое валяние. Фильцевание. Упражнения.

урок

6

2

4

4

Авторская композиция.

урок

13,5

4,5

9

Итого за год

25,5

8,5

17

Годовые требования. Содержание.

Тема 1. Беседа об особенностях ДПИ -1 час.

Традиционное народное, самодеятельное и профессиональное ДПИ. Его возникновение, развитие и значение. Знакомство с примерами произведений ДПИ.

 Особенности композиции: плоскостность изображения, лаконичность, выразительность силуэта, локальные цветовые отношения, симметрия, ритм. Использование стилизации и зависимость её вида и степени от материала произведения ДПИ.Валяние из шерсти сухое: необходимые инструменты

Виды шерсти. Краткая характеристика видов шерсти, разновидность и применение.

Инструменты и принадлежности.

Материалы: Тетрадь, пряжа для валяния, цветная тканевая подложка (драп, толстая ткань, цветная или однотонная), иглы для валяния, поролоновая подложка, ножницы, крючок для вязания.

Самостоятельная работа: подготовка шерсти и подложки из фетра к следующему упражнению, эскиз пейзажа.

Тема 2. Живопись шерстью. Декоративные панно в живописной манере из шерсти. 3 часа.

Особенности шерстяной палитры. Рельефные и плоские мотивы в картинах и панно. Отличие панно от картины. Техника и приёмы выполнение плоских изделий (картин, панно)

Практическое занятие : выполнение панно «Пейзаж» в материале-

  1. выбор эскиза пейзажа, стилизация http://decormania-spb.ru/webroot/upload/%D1%81ollage67.jpg
  2. Подборка шерсти, инструмента и приспособлен ий
  3. Выкладывание на подстилку шерсти. Изготовление деталей картины, расположение их на основе (возможно приваливание некоторых деталей методом фильцевания).

Материалы: Зарисовки пейзажей, альбом, краски.

Тетрадь, пряжа для валяния, цветная тканевая подложка (драп, толстая ткань, цветная или однотонная), иглы для валяния, поролоновая подложка, ножницы, крючок для вязания.

Рама со стеклом по размеру изделия.

  Самостоятельная работа: отделка некоторых фрагментов изделия.

 Тема 3. Мокрое валяние. Фильцевание. Упражнения.        4 часа.

Ознакомление с техникой мокрого валяния на примере изготовления тонкого шарфа.http://ds04.infourok.ru/uploads/ex/02d2/0000ed31-c4e13fb4/img12.jpg

Мокрое валяние – разновидность валяния. Легенда о происхождении мокрого валяния. Рассмотрение образцов шерсти для понятия фактуры и возможностей шерсти различных пород овец. Возможность совмещения различных видов шерсти.

Инструменты и материалы для мокрого валяния.

Ознакомление с приспособлениями и инструментами для валяния, их применение в зависимости от изготавливаемого изделия (шарфы, шляпы, тапки, нунофелтинг). Классификация игл для сухого валяния. Использование новых, современных материалов и приспособлений для создания композиций.

Значение цвета при использовании техники сырого валяния. Цветовой круг.

Применение различных видов волокон и декора.

Выполнение упражнения: изготовление бус в технике мокрого валяния.

 Колье из войлока

Материалы: тетрадь для записей, альбом для рисования, пряжа для валяния, иглы для валяния, поролоновая и полиэтиленовая подложка, ножницы, крючок для вязания, мыло, вода.

Домашнее задание: выполнение цветового эскиза бус.

Нанизание на шнурок уже готовых бусин.

Тема 4. Авторская композиция.

Композиция в изделиях сырого валяния. Композиция как законченное произведение искусства.  Законы композиции: целостность, контраст, подчинённость всех элементов единому замыслу, ритм, композиционный центр, статика и динамика, формат

Применение различных видов волокон и декора. 

Создание декоративной композиции на аксессуаре одежды. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/776003/e898a5a1-a560-41a9-92d6-e164bb534e8a/s1200?webp=false

Ознакомление с техникой мокрого валяния на примере изготовления тонкого шарфа.

Правильная раскладка шерсти. Создание фактурных элементов

Формирование ровного края изделия

Раскладка различных вариантов концов шарфа (жгуты-бахрома, фигурный край)

Декорирование шарфа с применением всевозможных материалов.

Валяние шарфа с распознаванием готовности сваленного изделия.

Практическая работа №1: выкладывание на подложке основного полотна шарфа – 4 часа:

  • раскладка шерсти.

Материалы :Зарисовки растений, альбом, краски.

Шерсть для валяния, цветная тканевая подложка (драп, толстая ткань, цветная или однотонная).

Практическая работа №2: валяние изделия – 2 часа

  • Приготовление мыльного раствора.  
  • Определение границ изделия с помощью скотча.
  • Смачивание шерсти тёплой водой из пульверизатора. Нанесение мыльного раствора на мокрую шерсть.
  • Валяние войлока ручным способом.
  • Отделение от сетки войлока и валяние с обратной стороны.

Промывание войлока тёплым раствором. Просушка

Материалы:•        Пупырчатая клеёнка, рифлёные резиновые коврики, мыло, скалки;

•         Ёмкость для промывания изделий;

•        Электрочайник для нагрева воды;

Москитная сетка, скотч, махровое полотенце.

Практическая работа №3:оформление изделия рельефными мотивами на готовом войлоке- 3 часа.

Художественное оформление войлока

Рельефные мотивы (цель – ознакомить и научить выполнять изделия с рельефными мотивами в технике мокрого валяния)

Приёмы создания рельефных узоров. Приваливание узоров с помощью скалки и мыльного раствора. Прифильцевание узоров иглой.

Материалы:Иглы для фильцевания (№№ 32-90), ножницы, непрядёная шерсть, мохер, гребневая лента), поролон толщиной 10 см, швейные иглы, нитки, бусины, фурнитура

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 

1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративно

прикладного искусства и художественных промыслов.  

2.Знание основных видов и техник лоскутного шитья.

3.Знание основных признаков декоративной композиции

(плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет,

симметрия-асимметрия и др.).

4. Умение решать художественно – творческие задачи, пользуясь

эскизом.

5.Умение использовать техники прикладного творчества для

воплощения художественного замысла.

6. Умение работать с тканью

7. Навыки конструирования и моделирования

8. Наличие творческой инициативы, понимание выразительности

цветового и композиционного решения.  

9. Умение анализировать и оценивать результаты собственной

творческой деятельности.

4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК 

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает

оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,

проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом

практически на всех занятиях.  

В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся

программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и

теоретическую грамотность.  

 Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий

контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения

тематических кроссвордов, тестирования.

2. Критерии оценок

Оценивание работ осуществляется по двум направлениям:

практическая работа и теоретическая грамотность

. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.

“5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме

с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию,

учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.  

“4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в

композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть

небрежность.

“3” (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под

неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося

практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.

 

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Для развития навыков творческой работы учащихся программой

предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных

этапах обучения, что  позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные

возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких

результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего  

школьного возраста.

Применяются следующие средства дифференциации:

а) разработка заданий различной трудности и объема;

б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении

учебных заданий;

в) вариативность темпа освоения учебного материала;

г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основной задачей дифференциации и индивидуализации при

объяснении материала является формирование умения у учеников применять

полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала

учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией.  

Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может

оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.  

Основное время на уроке отводится практической деятельности,

поэтому создание творческой атмосферы способствует  ее продуктивности.  В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий: 

- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с

иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью

довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;

- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать

тот или иной известный им способ изображения предметов;

- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую

ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между

неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения

заданного.  

Рекомендации по организации самостоятельной  работы

Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение

самостоятельной работы. На самостоятельную работу отводится 50%

времени от аудиторных занятий, которые выполняются  в форме домашних

заданий (упражнений к изученным темам, завершения работ, рисования с

применением шаблонов, сбора информации по теме), а также возможны

экскурсии, участие обучающихся в творческих мероприятиях города и

образовательного заведения. Для эффективного выполнения домашней

работы все задания выполняются в специальном «Альбоме домашних

заданий».

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

 

Список методической литературы

Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989

Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010

Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность,

Северный паломник, - 2008  

Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005

Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево, М.:

«Изобразительное искусство»,1984

Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994

Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий Аванта+,

Астрель, 2010  

Неменский Б.М. Программы. «Изобразительное искусство и

художественный труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 2009

Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985

 

Список учебной литературы

Клиентов А. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2010

Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. – М.: Белый город, 2010

Межуева Ю.А. Сказочная Гжель: Рабочая тетрадь по основам

народного искусства. М., Мозаика-Синтез, 2003

Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел.- М.. Изд-во Эксмо, 2003

Средства обучения

Типы пособий: •  натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого

предмета, его развертка или выкройка, материалы и инструменты,

применяемые на уроках. Для показа сложных приемов обработки материала

используются детали увеличенного размера. Использование

предметно-технологической карт.

•  образцы изделий

; •  электронные образовательные ресурсы - мультимедийные

учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые

образовательные ресурсы;

•  аудиовизуальные - слайд-фильмы, видеофильмы, учебные

кинофильмы, аудио записи;

•  материальные - для полноценного усвоения заданий каждого

раздела программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны

всеми необходимыми материалами: красками (акварель, гуашь, краски для

батика), бумагой разных видов, гелиевыми ручками, лоскутом).



Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:        

Директор школы                        

_______Р.И.Широкова                

«___» ______ 2017г

СОГЛАСОВАНО:                

Зам. директора по УР          

_______Е.Д.Шулакова

«___» ______ 2017г              

РАССМОТРЕНО:

На заседании

педсовета №

 «___» ______ 2017г              

Рабочая программа

по предмету

 «Декоративно-Прикладное Искусство»

Раздел «Витраж - фьюзинг».

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»

Составлена преподавателем высшей категории

 Яковлевой Еленой Ольгердовной


Структура программы учебного предмета «Декоративно-прикладное творчество» по разделу «Витраж - фьюзинг».

 

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

 - Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного    учреждения на реализацию учебного предмета;

 - Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

 - Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

 - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

  -Учебно-тематический план;

- Годовые требования. Содержание разделов и тем;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы и средств обучения     

 - Список методической литературы;

- Список учебной литературы;

- Средства обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана

на основании и с учетом федеральных государственных требований к

дополнительным предпрофессиональным программам в области

изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное

творчество».  

Учебный предмет «Прикладное творчество» занимает важное место в

комплексе предметов программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное

творчество». Он является базовой составляющей для последующего изучения

предметов в области изобразительного искусства.  

Программа учебного предмета «Прикладное творчество» направлена на

создание условий для познания учащимися приемов работы в различных

материалах, техниках, на выявление и  развитие потенциальных творческих

способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного

восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к

национальной культуре.

Программа включает в себя раздел «Фьюзинг», содержанием которого являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета.

Учитывая возраст детей, программа предполагает использование

разных форм проведения занятий:

просмотр тематических фильмов,

прослушивание музыки,

применение игровых приемов обучения,  

выполнение коллективных работ.

 По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества.

Срок реализации учебного предмета

Программа рассчитана на 1полугодие обучения.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Прикладное творчество»  

составляет 24 часа. Из них: 16 часов– аудиторные занятия,  8 часов - самостоятельная работа.  Программа может быть реализована в течении одной четверти.

Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации

        

Виды учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации

год

Аудиторные занятия

16

16

Самостоятельная работа

8

8

Максимальная учебная нагрузка

24

24

Вид промежуточной аттестации

Зачёт по итогам каждого задания

Отчётная выставка

Форма проведения учебных занятий

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями  и

учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме,

численность группы – от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой

работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференциации и

индивидуализации на различных этапах обучения.  

Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий, а

также 1 час самостоятельной работы.

 

Цели и задачи учебного предмета

Цели:

- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в

раннем детском возрасте;

- формирование у детей младшего школьного возраста комплекса

начальных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного

творчества;

- формирование понимания художественной культуры, как

неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи:

обучающие:

  • научить основам художественной грамоты;
  • сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;  
  • овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчества

и основами художественного мастерства;

  • научить практическим навыкам создания объектов в  разных видах

декоративно-прикладного творчества;

  • научить приемам составления и использования композиции в

витраже;

  • научить творчески использовать полученные умения и практические

навыки;  

  • научить планировать последовательность выполнения действий и

осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;

воспитательно-развивающие:

  • пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному

творчеству;

  • раскрыть и развить потенциальные  творческие способности каждого

ребенка;

  • формировать творческое отношение к художественной деятельности;
  • развивать художественный вкус, фантазию, пространственное

воображение;

  • приобщить к народным традициям;
  • воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное

отношение друг к другу, сотворчество.

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все

аспекты работы преподавателя с учеником.  

Программа содержит  следующие разделы:

 • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

• распределение учебного материала по годам обучения;

• описание дидактических единиц учебного предмета;

 • требования к уровню подготовки обучающихся;

 • формы и методы контроля, система оценок;

• методическое обеспечение учебного процесса.

Методы обучения

Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в

учебном процессе применяются следующие основные методы:

1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических

пособий, иллюстраций);  

2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);  

3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);  

4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также

возможностей других материалов).

Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий

носит рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески

подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им

методики. Применение различных методов и форм (теоретических и

практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного

материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения

работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий:

1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.

2. Освоение приемов работы в материале.

3. Выполнение учебного задания.

Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в

материале.  

Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным

фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время

самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом  для

сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремесел,

техник работы с материалами, а также информацию  о мастерах и народных

умельцах.

Библиотечный фонд  укомплектовывается печатными и электронными

изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической

литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а

также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован  удобной

мебелью, наглядными пособиями.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Прикладное творчество» построено с

учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей

развития их пространственного мышления; включает теоретическую и

практическую части.

Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и

способами  работы с различными текстильными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом

процессе.

Содержание  программы направлено на освоение различных способов

работы с текстильными материалами, ознакомление с традиционными народными ремеслами.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН .

п/п

Наименование тем и содержание занятий

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Беседа об особенностях ДПИ. Беседа о витраже как виде ДПИ.

урок

6

2

4

2

Копирование. Упражнения.

урок

6

2

4

3

Авторская композиция.

урок

12

4

8

Итого за год

24

8

16

Годовые требования. Содержание.

Тема 1. Беседа об особенностях ДПИ и  витраже как виде ДПИ. 4 уч. часа

Беседа о витраже как виде ДПИ.

Знакомство с историей возникновения и видами витражей. Витражи  М. Шагала.

Стилизация витражных композиций. Условность и открытость цвета. Трансформация формы.

 Знакомство с техникой «Фьюзинг», его историей 

*Формирование целостного представления о технике «фьюзинг», как о виде декоративно - прикладного искусства и технике витража.

Практическая работа: выполнение композиции в технике  рваной бумаги на тему «На лугу» или «Аквариум» (формат А4).

Материалы: тетрадь для записей, альбом для рисования, простые карандаши, маркеры, пленэрные зарисовки растений, обрывки цветной бумаги, клей.

Домашнее задание: завершение композиции – наклеивание на формат.

Тема 2. Копирование. Упражнения. 4 часа.https://cs1.livemaster.ru/storage/bc/9c/d58a63384d1a362172997fc201is--dlya-doma-interera-rybka-steklyannaya-plitka.jpg

Повторение законов цветообразования и оптического смешения цветов. Эмоциональное воздействие цвета.

Практическая работа:  На кусочках стекла размером около 7\7см скопировать фрагменты композиций в технике фьюзинг (использовать осколки стекла и фритту).

Материалы: тетрадь для записей, альбом для рисования, простые карандаши, маркеры, пленэрные зарисовки растений, акварель, стекло 7\7 см, фритта, пинцет, витражные краски, защитные перчатки.

Домашнее задание: завершение композиции .

Тема 3. Авторская композиция. 8 часов.

1 этап.  Цветовой эскиз витража на тему «На лугу» - 2 часа.

Нужно выполнить несколько вариантов композиции. Выбрать наиболее удачный. Этот рисунок наносится на бумагу, соответствующую размеру подложки, простым карандашом. Затем раскрашивается красками согласно замыслу будущего изделия. 

Материалы: тетрадь для записей, альбом для рисования, простые карандаши, маркеры, пленэрные зарисовки растений, акварель, стекло для подложки. Наглядные пособия в виде картинок, открыток, фотографий (рыбки, птички, бабочки). клей (силикатный), молоток, пинцет, стеклярус, тряпочка 30х30 см, цветное стекло.

Домашнее задание: завершение эскиза композиции .

2 этап. Выполнение витража в материале– 4 часа.

1.        Организация рабочих мест учащихся. Техника безопасности при работе со стеклом.

2.        информационная беседа о технике «фьюзинг» и о стадиях работы в этой технике:

а) На уголки эскиза точечным методом наносится клей (ПВА) и приклеивается с обратной стороны стекла (подложки).

б) Далее подбирается цветовая гамма стекла. Стекло подготавливается к работе методом резки (при помощи стеклореза), или разбиванием стекла на мелкие кусочки (с помощью молотка и тряпки). Подобранные кусочки стекла по цвету и по размеру подгоняются по форме, соответствующей рисунку с помощью плоскогубцев и стеклореза (это работа учителя).http://delaempodarok.ru/wp-content/uploads/2017/11/fjuzing-master.jpg

в) Затем стекло накладываются на подложку пинцетом. Для фиксации, каждое стёклышко приклеивается на клей. Возможно использование трафаретов для засыпания стекла с помощью ложки. https://i.ytimg.com/vi/LhaxTqq7Fwo/maxresdefault.jpg

После завершения работы, эскиз с обратной стороны убирается, и изделие отправляется на отжиг.

Материалы: тетрадь для записей, альбом для рисования, простые карандаши, маркеры, пленэрные зарисовки растений, акварель, стекло для подложки, фритта, пинцет, витражные краски, защитные перчатки, клей (силикатный), молоток, пинцет, стеклярус, тряпочка 30х30 см, цветное стекло.

.

Домашнее задание: коррекция эскиза композиции  после отжига.

3 этап. Окончательное завершение работы. 2 часа

Дополнение при необходимости рисунка витражной композиции красками. Оформление в раму. http://worlds-interior.ru/wp-content/uploads/2015/04/rospis-po-steklu-8.jpg

Материалы: витражные краски, кисти, зубочистки, рама по формату работы.

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

 По результатам обучения учащиеся должны научиться:

  • следовать правилам: организации рабочего места, безопасной работы при выполнении изделия; бережного отношения к инструментам, экономного расходования материалов, технологической дисциплины;
  • иметь представление: о видах народного костюма Смоленской губернии; о своеобразии орнамента (семантике цвета и орнаментальных мотивов), об особенностях использования орнамента в национальной одежде, культовых и бытовых предметах.
  • о видах витража, технике изготовления витража фьюзинг и валяния из шерсти.
  • различать: приёмы создания и декора предметов декоративно-прикладного искусства;
  • разрабатывать: эскизы и варианты композиции изготовляемых изделий;

4. Формы и методы контроля, система оценок

Программа предусматривает текущий контроль на занятиях и промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация проводится во 2-й и 4-й четверти в виде: во второй – в виде просмотра, в четвертой в виде просмотра и отчётной выставки. На просмотрах ученикам выставляется оценка за полугодие.

5. Методическое обеспечение учебного процесса.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития детей.

Для воспитания и развития навыков творческой работы учеников программой применяются такие методы:

- объяснительно-иллюстративные: демонстрация методических пособий, иллюстраций.

- частично-поисковые: выполнение вариативных заданий.

- творческие: участие в конкурсах

- исследовательские: изучение свойств различных материалов и работы приспособлений и инструментов.

- игровые: занятие – сказка, путешествие, проведение праздников.

  Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится после объяснения теоретического материала. С целью создания творческой атмосферы на занятии дети знакомятся с работами мастеров, народных умельцев. Коллективные задания позволят объединить детский коллектив.

  Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено веление самостоятельной работы. Она проходит в виде закрепления изученного в классе материала, упражнений различного рода, выполнения эскизов, подготовка иллюстративного материала завершения некоторых этапов творческого задания.

6. Средства обучения.

-материальные: учебные аудитории должны быть оборудованы мебелью, швейными машинками, утюгом

- наглядные: методические наглядные пособия, фонд работ учеников, магнитные доски, компьютер.

- демонстрационные: достаточный фонд наглядных пособий.

- аудиовизуальные: учебные видеофильмы, аудиозаписи.

7. Списки рекомендуемой учебной иметодической литературы.

  1. Технологии росписи Л. Алферов Ростов – на - Дону “Феникс” 2000г.
  2. Основы художественного ремесла В.А. Барабулина и О.В. Танкус Москва “Просвещение” 1978г
  3. Основы художественного оформления текстильных изделий В. Н. Козлов Москва “Лёгкая и пищевая промышленность” 1981г.
  4. Клемешева Н.Т., Шпикалова Т.Я. “Русское народное искусство XVIII – XX в.в.”
  5. Мерцалова М.Н. “Поэзия народного костюма”.
  6. Пармон Ф.М. “Русский народный костюм”.
  7. Родина А.К. “Традиционный русский костюм. История русской национальной одежды”.
  8. Рыбаков Б.А. “Мифология древних славян”.
  9. Смирнова Э.С. “Древнерусское и народное искусство”.