Дидактическое пособие "Волшебный мир бересты"

Пустынцева Елена Викторовна

Материал подготовлен в помощь обучающимся,которые изучают народные промыслы, ремесла и тп. Пособие содержит такие разделы как свойства бересты, способы ее заготовки, хранение, обработка, техники работы с берестой, краткий словарь терминов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_didakticheskoe_posobie_volshebnyy_mir_beresty.doc911 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие

«Волшебный мир бересты»

Составитель:            

   педагог дополнительного образования

 Пустынцева Е.В.

2018


ВОЛШЕБНЫЙ МИР БЕРЕСТЫ

Уникальный, очень долговечный и один из самых востребованных в народном творчестве материал — береста. Наши деды и прадеды использовали ее исключительно в утилитарных целях, однако и они ценили самобытную красоту созданных из нее предметов.

 Флористы просто не могли оставить бересту незамеченной — это декоративный, экологически чистый, удобный в работе, практически не требующий дополнительной обработки и обладающий особой энергетикой материал. Кора березы нежная, красивая, мягкая и бархатистая. Она очень органично сочетается с живыми цветами — флористические композиции приобретают яркую образность русской природы.

Свойства бересты

С незапамятных времен в обиход человека вошли берестяные изделия. В средней полосе России березы растут практически повсеместно, поэтому одно из главных достоинств бересты — ее доступность и распространенность.

 В Древней Руси бересту применяли для изготовления предметов быта — в каждой избе обязательно красовались туески, короба, шкатулки и кузовки. В большом почете была берестяная обувь — она долго носилась и не промокала. В зависимости от местности эти изделия украшались различными узорами, выполнялись в разных техниках, и каждая такая «посудина» являла собой произведение народного творчества.

Эти разнообразные способы обработки и украшения бересты сохранились до сих пор, и во многих уголках нашей страны имеются центры, в которых производятся оригинальные художественные изделия из бересты. И если все это еще можно встретить в русских селах или сувенирных лавках, то письменность на бересте давным-давно канула в Лету и теперь в век компьютерных технологий не имеет никакой практической ценностью она представляет собой огромный интерес с точки зрения изучения истории Древней Руси, ведь археологи находят эти письмена в культурных слоях, которым более двух тысяч лет! Удивительная долговечность берестяных грамот, донесших до наших дней информацию многовековой давности, говорит о высокой устойчивости бересты к гниению.

Бересту также использовали в строительстве деревянных изб, прокладывая ее под нижним венцом и между бревнами. Благодаря пластичности береста — прекрасный материал для плетения. Тонкие не пересушенные берестяные ленточки можно изгибать под любым углом — они не сломаются.

 Гидроскопичность и бактерицидные свойства бересты не дают скиснуть налитому в плетеный туесок молоку, свежая рыба очень долго может храниться в коробе или закрытом кузовке. Теплоизоляционные свойства бересты позволяют ключевой воде в туеске даже в жаркий день оставаться прохладной (вот вам и прообраз термоса). Береста столь легка, что даже крупные изделия из нее практически невесомы, это по достоинству было оценено еще нашими прапрабабушками, ходившими с берестяными коробами в лес по грибы и ягоды.

Береста — это наружная часть березовой коры. Она состоит из нескольких очень тонких, гладких и легко отделяющихся друг от друга слоев. Верхний, наружный слой — белый, а остальные, не подверженные воздействию солнечного света и ветра, могут быть окрашены в оттенки желтого, красного, коричневого цветов, причем лицевая сторона, хоть немного, но будет отличаться по цвету от изнаночной. 

 Эта разноцветность используется при изготовлении плетеных вещей, ведь из одной пластины бересты можно получить лычки двух цветов, просто перевернув половину из них. Это же свойство бересты дает возможность художникам, занимающимся коллажами раскрашивать свои работы, используя только один вид материала.

Игра оттенками, направление тонких продольных штрихов на бересте позволяют мастерам создавать неповторимые работы. Только следует учесть, что по тонкой лычке трудно определить каким будет ее оттенок в поделке или картине, поэтому подбирать цвет следует по целому пласту бересты. Тонкая, правильно выделанная береста по своей упругости, гибкости, прочности не уступает коже. Эти качества взяли на вооружение модельеры и на свет появились уникальные коллекции одежды из бересты.

Инструменты для работы

Несмотря на то, что береста очень легко поддается обработке, без простых инструментов все же не обойтись. В арсенале любого флориста найдется все необходимое для работы с берестой. Прежде всего, это ножи: острый — для надрезов при заготовке, с тупым овальным конном (можно взять столовый) — для расслаивания пластов, резак, чтобы бересту легко было кроить для панно. Наряду с ножами для нарезания узких ленточек удобно пользоваться ножницами. Тонкая береста в случае необходимости легко сшивается скобами обычным степлером, а если место соединения должно оставаться незаметным, то склеивается расплавленным полиэтиленом или обычным ПВА. Даже такой, казалось бы, офисно-канцелярский «инструмент», как дырокол, с успехом используется во флористике при работе с берестой, когда нужно пробить в ней ровные дырочки.

Заготовка бересты

Собираясь в лес, строго следуйте правилу: снимать бересту можно только с сухих или поваленных деревьев, но ни в коем случае не с живых берез! Самым подходящим временем года для заготовки бересты является конец весны — начало лета, так как именно в эту пору бересту очень легко отделить от древесины.

Отбор ровной, гладкой бересты, без наплывов и утолщений (если только это не требуется для воплощения авторской идеи), поможет в дальнейшем сэкономить время на подготовке к работе. Лучше всего береста снимается с берез со сгнившей древесиной или с сухостоя. Для отделения коры достаточно сделать вертикальный надрез на стволе (около 40 см), подцепить один из его краев и аккуратно снять весь пласт коры. Делать горизонтальные надрезы совсем не обязательно. Собранную бересту немного подсушивают в тени и, как только она начнет закручиваться, скатывают светлой стороной наружу в рулоны, затем перевязывают шпагатом и заворачивают в бумагу. Если бересты нужно совсем немного, можно обойтись большим полиэтиленовым пакетом.

Подготовка бересты к работе

Любой природный материал, как правило, покрыт слоем пыли, поэтому бересту следует предварительно вымыть в теплой воде. Однако такой способ очистки хорош, когда есть время на дополнительную сушку и количество бересты небольшое, в противном случае можно обойтись и сухой чисткой мягкой тряпкой. Затем береста раскладывается на столе светлой стороной вверх, и все утолщения и наплывы срезаются острым ножом или ножницами.

Следующий этап обработки — расслаивание. На торцевом надрезе подцепляется тонкий слой бересты и очень осторожно снимается тупой стороной ножа. Не старайтесь делать слой как можно тоньше — это лишняя трата времени и сил, а береста будет рваться от малейшего прикосновения.

Промысловики, плетущие берестяные изделия, чтобы придать бересте дополнительную эластичность, протирают пласты смоченной в растительном масле тряпкой, но для флористических работ подобная обработка не обязательна. Гораздо большую ценность для флористов имеет свойство бересты сворачиваться в спираль под воздействием высоких температур. Для «завивки» бересту достаточно поместить в кипяток. Подобная трансформация выглядит очень естественно, к тому же береста не требует никакого дополнительного крепления, так как развернуть этот свиток уже практически не возможно. Выпрямляют же бересту, края которой при естественном подсыхании заворачиваются, положив ее под доску с тяжелым гнетом. Еще одной особенностью бересты является то, что она очень легко рвется вдоль пласта, но если полосочки должны быть идеально ровными, то лучше произвести разметку и воспользоваться ножницами или специальным резаком. Не следует нарезать большое количество лент сразу, поскольку лишние очень быстро пересохнут и станут непригодными для работы.

Хранение бересты

Отправляясь в лес за берестой, можно невольно увлечься (трудно пройти мимо идеально белого или обладающего необычными разводами березового бревна!) и набрать материала заведомо больше, чем нужно для воплощения идеи. Ничего страшного — при правильной обработке береста может храниться на протяжении многих лет, а запасы этого уникального сырья никогда не помешают. В центрах народных ремесел используется большое количество бересты, поэтому правила ее хранения, проверенные временем, могут быть полезны и флористам.

Сложенные вместе несколько слоев бересты, края которых во избежание скручивания при высыхании совмещают внахлест, скатывают в тугие рулоны, которые перевязывают шпагатом. Этот «рулет» заворачивают в бумагу и указывают дату обработки. Если позволяет место, то бересту можно хранить и в расправленном виде. Для этого пласты кладут друг на друга темной стороной вниз, укрывают бумагой, придавливают доской и сверху устанавливают груз. Лучшие условия для хранения бересты — сухое темное помещение с комнатной температурой.

Техники работы с берестой

Так как береста использовалась для изготовления коробочек, ваз, туесков и подобных  им изделий  повсеместно, то естественно, что на такой большой территории, как наша страна, возникли самые разнообразные способы ее обработки и украшения. Самые распространенные техники работы с берестой: плетение и резьба. Остальные (тиснение, выжигание и аппликация) являются в большей степени декоративными, чем функциональными.

Тиснение — один из самых древних способов украшения бересты. Даже малейшее надавливание, например, ногтем, способно оставить след на нежном материале, именно это свойство и лежало в основе письма на бересте. Тиснение производится на плотном кусочке при помощи специальных инструментов, так называемых чеканов и креней. Изготавливают их из твердых пород древесины (береза, дуб, лиственница) или металла. Эти своеобразные штампики представляют собой стержень, на одном конце которого изображен элемент орнамента, а по другому наносят несильный удар молотком.

Резьба — не менее популярный прием для украшения берестяных изделий, выполненных из широких пластин. Рисунок наносится на расправленный пласт бересты карандашом, самые сложные фигуры выполняются острым ножом, а все одинаковые, часто повторяющиеся элементы — пробойниками. Точки и короткие штрихи делаются шилом. Для того чтобы подчеркнуть красоту вырезанного орнамента, под него подклеивают столярным клеем кусочки бересты другого цвета, а порой фольгу или цветную бумагу. Чтобы избежать деформации после подкладывания фона, бересту кладут под пресс до полного высыхания клея.

Что касается плетения, то здесь навыков и умения требуется не меньше, и, чтобы стать мастером, нужно достаточно много терпения и сил. Как утверждают опытные ремесленники, правильность формы, устойчивость, плотность и конечный внешний вид напрямую зависят от точности нарезки лент для плетения (если каждая десятая ленточка будет шире или уже остальных, то плетенка получится скособоченной. В плетении из бересты используют, как правило, один вид узора – клетчатый, похожий на шахматную доску. Плотность плетения полотна определяется в месте соприкосновения двух вертикальных и двух горизонтальных полосок, где всегда получаются маленькие дырочки, которые должны быть одинаковыми.

Элементы декора из бересты могут быть выполнены в технике аппликации. «Лоскуточки» для работы подбираются по  цвету, направлению штрихов и приклеиваются любым флористическим клеем встык или  внахлест в зависимости от идеи автора. Наиболее часто берестяная аппликация встречается во флористических  панно и коллаж.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

АСИММЕТРИЯ — понятие, противоположное симметрии: нарушение равновесия и соразмерности в композиции.

ДЕКОРАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ — любые виды материала, которые привносят в композицию дополнительные эффекты и оттенки.

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ — правило, при соблюдении которого создаются гармоничные композиции. Этот теоретический термин был принят в эпоху Возрождения и обозначает строго определенное математическое соотношение пропорций: одна из двух составных частей во столько же раз больше другой, во сколько сама меньше целого.

КЛЕЕВОЙ ПИСТОЛЕТ— инструмент, который позволяет прочно соединять чистые и сухие поверхности расплавленным полиэтиленом, при этом склейка будет точечной, аккуратной, практически незаметной.

КОЛЛАЖ — прием в изобразительном искусстве, предполагающий наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

КРАКЕЛЮР — трещина красочного слоя в произведениях живописи, появляющаяся в невысохшем произведении от неравномерной или быстрой усадки связующего материала или испарения разбавителей, в высохшем произведении — от повторных набуханий, усушек и механических воздействий. Кракелюрный эффект позволяет быстро «состарить» вещь, и часто используется дизайнерами для достижения большей выразительности.

ОАЗИС — искусственный пористый материал с капиллярными свойствами, хорошо впитывающий и долго удерживающий влагу. В обиходе известен как флористическая губка, пена, пиафлор. Существует оазис, как для живых цветов, так и для сухоцветов.

ОРНАМЕНТ — узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы.

ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА— цвета, которые нельзя получить посредством смешения других цветов, — желтый, красный, синий.

РИТМ — повторяемость явлений, элементов или форм, определенная закономерность.

РУСТИКАЛЬНОСТЬ — простота, отчасти грубость, незамысловатость, естественность. Работы в рустикальном стиле выполняются из природных необработанных материалов.

СВЯЗКА — технический или декоративный элемент, фиксирующий материал в композиции.

СИММЕТРИЯ — принцип построения композиции: однородные части аранжировки располагаются на одинаковом расстоянии от центральной оси. Симметрия предполагает соразмерность, пропорциональность частей аранжировки.

СКЕЛЕТИЗИРОВАННЫЕ ЛИСТЬЯ — опавшие осенние (зрелые) листья, обработанные специальным составом, под действием которого разрушается эпидермис и мягкие ткани листа, а жилки (сосуды и капилляры) остаются целыми.

СТИЛЬ — общность образной системы, средств художественной выразительности, приемов, характеризующих произведение искусства.

СУХОЦВЕТЫ — растения, цветки или соцветия которых после срезки долго, иногда в течение нескольких лет, сохраняют свою форму и цвет.

ТЕХНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ — все аксессуары, предназначенные для жизнеобеспечения, крепления, фиксации компонентов композиции.