Гончарное дело

Иванова Расина Александровна

Признавая принцип равных возможностей в области образования для детей и молодёжи с ограниченными возможностями, данная программа обеспечивает непрерывность продолжения образования данной группы учащихся в технике работы с глиной.

Занятия глиной имеют коррекционную направленность, поскольку обеспечивают развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивают внимание, воображение, сенсорику (чувство цвета, формы).

Работа с природным материалом – глиной заключает в себе большие возможности сближения детей с родной природой, воспитания бережного, заботливого к ней отношения и формирования трудовых навыков. Опыт работы с детьми с ОВЗ показывает, что на занятиях должна быть особенно доверительная спокойная обстановка.

Программа является модифицированной, имеет художественную направленность. Общекультурный уровень программы направлен на удовлетворение познавательного интереса ребенка, углубления знаний, умений и навыков в данной образовательной области, обогащение навыков общения и участия в совместной деятельности. Программой предусмотрены совместные занятия детей с ОВЗ с детьми с нормой в развитии, а также включение их в совместные воспитательные мероприятия объединения.

Программа охватывает основные направления и приёмы работы: изготовление игрушек, декоративных панно, посуды, украшений, сувениров и т.д.

Для будущих творческих работ учащимся предлагаются темы, раскрывающие красоту родного края, города, России, русских народных сказок, изделий народных промыслов.

При выполнении практических работ учащиеся, кроме освоения технологических приемов, включаются в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Изготовление своими руками красивых и нужных изделий вызывает у учащихся повышенный интерес к работе, приносит удовлетворение результатами труда, стимулирует последующую деятельность.

Программа разработана с учётом личностно-ориентированного подхода к данной категории учащихся и направлена на развитие творческих способностей. Программа направлена на отработку, закрепление и совершенствование ранее приобретённых навыков и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma-rjabinkina-volshebnaja_glina_ovz-2014-20.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА»

(для учащихся с ОВЗ)


Структура программы

  1. Пояснительная записка
  2. Цель программы
  3. Задачи
  4. Актуальность
  5. Продолжительность образовательного процесса
  6. Формы и методы
  7. Ожидаемые результаты
  8. Учебно-тематический план и содержание программы 1 года обучения.
  9. Учебно-тематический план и содержание программы 2 года обучения.
  10. Методическое обеспечение учебной программы
  11. Списки литературы
  12. Диагностический инструментарий для оценки образовательной программы
  13. Приложения

Пояснительная записка

Признавая принцип равных возможностей в области образования для детей и молодёжи с ограниченными возможностями, данная программа обеспечивает непрерывность продолжения образования данной группы учащихся в технике работы с глиной.

Занятия глиной имеют коррекционную направленность, поскольку обеспечивают развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивают внимание, воображение, сенсорику (чувство цвета, формы).

Работа с природным материалом – глиной заключает в себе большие возможности сближения детей с родной природой, воспитания бережного, заботливого к ней отношения и формирования трудовых навыков. Опыт работы с детьми с ОВЗ показывает, что на занятиях должна быть особенно доверительная спокойная обстановка.

Программа является модифицированной, имеет художественную направленность. Общекультурный уровень программы направлен на удовлетворение познавательного интереса ребенка, углубления знаний, умений и навыков в данной образовательной области, обогащение навыков общения и участия в совместной деятельности. Программой предусмотрены совместные занятия детей с ОВЗ с детьми с нормой в развитии, а также включение их в совместные воспитательные мероприятия объединения.

Программа охватывает основные направления и приёмы работы: изготовление игрушек, декоративных панно, посуды, украшений, сувениров и т.д.

Для будущих творческих работ учащимся предлагаются темы, раскрывающие красоту родного края, города, России, русских народных сказок, изделий народных промыслов.

При выполнении практических работ учащиеся, кроме освоения технологических приемов, включаются в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Изготовление своими руками красивых и нужных изделий вызывает у учащихся повышенный интерес к работе, приносит удовлетворение результатами труда, стимулирует последующую деятельность.

Программа разработана с учётом личностно-ориентированного подхода к данной категории учащихся и направлена на развитие творческих способностей. Программа направлена на отработку, закрепление и совершенствование ранее приобретённых навыков и умений.

Цель программы: создание условий для социальной адаптации и творческого развития учащихся через достижение ими личного успеха в совершенствовании навыков и приемов лепки изделий из глины.

Задачи:

- совершенствование технологии работы с глиной и соответствующими инструментами;

- развитие умственных и творческих способностей детей;

- развитие моторики рук, глазомера;

- развитие сенсорики;

- развитие познавательных процессов учащихся (восприятие, внимание, абстрактное мышление);

- воспитание морально-нравственных качеств (ответственность, порядочность, социальная толерантность);

- воспитание эстетических качеств, чувства прекрасного;

- воспитание культуры труда.

Программа предназначена для детей в возрасте от 10 до 18 лет и рассчитана на 2 года обучения (по 144 часа в год). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Данная программа может быть реализована в разновозрастной группе, сформированной по интересу к данному виду творчества и начальным умениям. Комплектование групп от 6 до 8 человек.

Форма проведения занятий - групповая.

Формы контроля

Контроль освоения программы осуществляется в ходе проверки теоретических знаний и выполнения учащимися практических заданий.

Ожидаемые результаты

По окончании 1-го года обучения учащиеся должны

знать:

- состав разных видов глины, ее свойства;

- применяемые инструменты (молоточки для отбивания глиняной массы), приспособления (раскатывающее устройство, ситечки, гончарная проволока) и оборудование (станки с поворотным кругом);

- способы и приемы лепки;

- различные способы соединения деталей;

- способы и приемы лепки различных фигур: человека с поворотом головы, рук; животного и птицы с поворотом хвоста;

- способы и приемы лепки более сложных настенных и объёмных композиций;

- тёплые и холодные цвета красок;

уметь:

- применять различные способы и приемы лепки;

- применять способы и приёмы лепки фигуры человека и животного в движении;

- оформлять (дополнять) изделие мелкими деталями: налепы, процарапывание различными инструментами и т.п.;

- создавать более сложные настенные и объёмные  композиции;

- грунтовать, раскрашивать изделия, равномерно покрывая поверхность, чётко соблюдая их границы;

- отличать светлые  и тёмные тона красок.

По окончании 2-го года обучения учащиеся должны

знать:

- использование глины в различных областях народного хозяйства;

- способы и приемы лепки различных фигур: человека в движении с поворотом головы, рук; животного и птицы в движении, в полете, с поворотом хвоста;

- способы и приемы лепки сложных настенных и объёмных композиций с видом спереди, на заднем и переднем плане;

- приёмы использования дополнительных материалов;

уметь:

- соблюдать технологию подготовки глиняной массы к работе;

- применять способы и приёмы лепки фигуры человека и животного в движении, с изменением различных поз;

- передавать размеры предметов на ближнем и дальнем плане;

- применять способы и приёмы работы с дополнительными материалами;

- рисовать способом «по сырому»;

- смешивать клей ПВА с красками.


Учебно-тематический план 1-года обучения

п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

-

1.

История возникновения и создания глиняных изделий (повторение)

1

1

-

2.

Общая характеристика глины (повторение)

1

1

-

3.

Материалы, инструменты, оборудование, используемые  при работе с глиной (повторение)

1

1

-

4.

Технология обработки глины (повторение)

1

1

-

Раздел I. Лепка с натуры (по образцу)

1.

Мир природы

22

1

21

2.

В мире животных

20

1

19

3.

Лепка плоских изделий

21

1

20

4.

Лепка посуды

12

1

11

Заключительное занятие

2

-

2

Раздел II. Творческие работы

1.

Лепка композиций

20

1

19

2.

Изготовление сувениров

40

2

38

Заключительное занятие

2

-

2

Итого:

144

12

132


Содержание программы 1 года обучения

Вводное занятие – 1 час

Цели и задачи объединения. План работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Организационные вопросы.

Тема 1. История возникновения и создания глиняных изделий –

                                                                                                                  1 час

Глина – древнейший материал. Глина - современный материал, используемый в различных областях народного хозяйства.

Тема 2. Общая характеристика глины – 1 час

Состав разных видов глины и ее свойства. Хранение глины.

Тема 3. Материалы, инструменты и оборудование, используемые при работе с глиной – 1 час

Раскатывающее устройство. Молоточки для отбивания глиняной массы, гончарная проволока, ситечки, станки с поворотным кругом.

Тема 4. Технология обработки глины – 1 час

Оформление изделий (дополнение) мелкими деталями: налепами, процарапыванием различными инструментами. Сушка изделий. Обжиг изделий в муфельной печи. Способы и приемы росписи изделий.

Раздел I. Лепка с натуры

Тема 1. Мир природы – 22 часа

Беседа по теме: «Мир природы»: осень - золотая пора, осень в стихах и литературных произведениях, дары осени; красавица-зима, поэты и писатели о зиме, история возникновения праздника «Новый год», атрибуты новогоднего праздника. Беседа «Весна – обновление природы», поэты и писатели о весне. Природа северного края.

Целостное восприятие объекта изображения (характер формы предмета: монолитный, тяжёлый, лёгкий, мягкий, острый, плавный, угловатый и т.п.). Строение предметов, основные части, их соотношение. Анализ формы натуры. Сравнение их друг с другом. Навыки создания коллективной работы. Технология работы с глиной.

Практическая работа – 21 час

Лепка форм деревьев, кустарников. Лепка овощей и фруктов с усложнёнными элементами (листья, веточка, стебель, цветы (в тарелке, в вазе, в корзинке и т.п.): морковь, лук, свёкла, огурец, картофель, тыква; дыня, яблоко, груша, слива, вишня, апельсин, лимон и т.д. Лепка грибов, лесных ягод. Лепка ёлок (с изображением шишек, бус, игрушек и т.п.), снеговиков (с изображением деталей «одежды»). Лепка на свободную тему. Роспись изделий.

Тема 2. В мире животных – 20 часов

Беседа о домашних и диких животных, и животных нашего края. Анализ строения фигуры животных. Передача общего строения – основа изображения животных. Изображение фигуры животного с поворотом головы. Технология работы с глиной.

Практическая работа – 19 часов

Лепка фигур различных животных, птиц, имеющих более сложные формы, приближённые к естественному внешнему виду животных и птиц: кот, собака, лиса, волк, медведь, заяц, курица, олень, сова и т.д. Лепка на свободную тему. Роспись изделий.

Тема 3. Лепка плоских изделий – 21 час

Передача характерных особенностей предметов, фигуры человека, животного, птицы в плоском изображении. Технология работы с глиной. Способы соединения деталей и декоративных налепов.

Практическая работа – 20 часов

Лепка: осень в лесу, фрукты на блюде, грибы в корзине, семейка медведей, кошечка с котятами, уточки на озере, первые весенние цветы, птицы прилетели. Лепка на свободную тему. Роспись изделий.

Тема 4. Лепка посуды –12 часов

Беседа об изделиях  мастеров города Скопино. Особенности лепки посуды. Закрепление приёмов лепки: ленточный; жгутиками; вдавливанием.

Практическая работа – 11 часов

Лепка посуды: горшочек; чайная пара; блюдо; чайничек. Лепка посуды на свободную тему. Роспись изделий.

Заключительное занятие – 2 часа

Выставка детских работ.

Практическая работа – 2 часа

Раздел II. Творческие работы

Тема 1. Лепка композиций – 20 часов

Понятие о композиции. Настенные, объёмные композиции. Технология работы с глиной.

Практическая работа – 19 часов

Лепка более сложных настенных и объёмных композиций: лист: с ягодами, с берёзовыми серёжками, орехами, желудями; бабочка на листочке; грибы (мухоморы) на поляне; собака на коврике; свинья на травке; «Королева осень»; «Зимняя сказка»; «Солнечный день»; «В лесу» «Герои из сказок».  Роспись изделий.

Тема 2. Изготовление сувениров – 40 часов

Изготовление красивых и нужных изделий. Лепка малых форм, создание коллективных работ. Использование дополнительных материалов. Функциональные качества изделий. Технология работы с глиной.

Практическая работа - 38 часов

Керамические панно: «Лесная красавица»; «Ангел»; «Весна»; «Символ года».

Лепка объёмных и рельефных работ по выбору. Роспись изделий.

Заключительное занятие – 2 часа

Выставка работ учащихся.

Практическая работа - 2 часа

Учебно-тематический план 2-го года обучения

п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

-

1.

История возникновения и создания глиняных изделий (повторение)

1

1

-

2.

Общая характеристика глины (повторение)

1

1

-

3.

Материалы, инструменты, оборудование, используемые  при работе с глиной (повторение)

1

1

-

4.

Технология обработки глины (повторение)

1

1

-

Раздел I. Лепка с натуры (по образцу)

1.

Чудеса в природе

22

1

21

2.

Мои любимые животные

20

1

19

3.

Лепка плоских изделий

21

1

20

4.

Обитатели морей

12

1

11

Заключительное занятие

2

-

2

Раздел II. Творческие работы

1.

В мире фантазий

20

1

19

2.

Изготовление сувениров

40

2

38

Заключительное занятие

2

-

2

Итого:

144

12

132

Содержание программы 2-го года обучения

Вводное занятие – 1 час

Цели и задачи объединения. План работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Организационные вопросы.

Тема 1. История возникновения и создания глиняных изделий –

                                                                                                                          1 час

Глина – древнейший материал. Глина - современный материал, используемый в различных областях народного хозяйства.

Тема 2. Общая характеристика глины – 1 час

Состав разных видов глины и ее свойства. Хранение глины.

Тема 3. Материалы, инструменты и оборудование, используемые при работе с глиной – 1 час

Раскатывающее устройство. Молоточки для отбивания глиняной массы, гончарная проволока, ситечки, станки с поворотным кругом.

Тема 4. Технология обработки глины – 1 час

Оформление изделий (дополнение) мелкими деталями: налепами, процарапыванием различными инструментами. Сушка изделий. Обжиг изделий в муфельной печи. Способы и приемы росписи изделий.

Раздел I. Лепка с натуры

Тема 1. Чудеса в природе – 22 часа

Беседа по теме: травянистые растения леса, водоемов, хвойные деревья и кустарники, лиственные деревья и кустарники. «Времена года»: осень - золотая пора, осень в стихах и литературных произведениях, дары осени; красавица-зима, поэты и писатели о зиме, история возникновения праздника «Новый год», атрибуты новогоднего праздника. Беседа «Весна – обновление природы», поэты и писатели о весне.

Целостное восприятие объекта изображения (характер формы предмета: монолитный, тяжёлый, лёгкий, мягкий, острый, плавный, угловатый и т.п.). Строение предметов, основные части, их соотношение. Анализ формы натуры. Сравнение их друг с другом. Технология работы с глиной.

Практическая работа – 21 час

Лепка форм деревьев, кустарников.

Лепка овощей и фруктов с усложнёнными элементами (листья, веточка, стебель, цветы (в тарелке, в вазе, в корзинке и т.п.): морковь, лук, свёкла, огурец, картофель, тыква; дыня, яблоко, груша, слива, вишня, апельсин, лимон и т.д. Лепка грибов, лесных ягод. Лепка ёлок (с изображением шишек, бус, игрушек и т.п.), снеговиков (с изображением деталей «одежды»). Лепка на свободную тему. Роспись изделий.

Тема 2. Лепка фигур животных – 20 часов

Беседа о животных. Анализ строения фигуры животных. Передача общего строения – основа изображения животных. Изображение фигуры животного с поворотом головы. Технология работы с глиной.

Практическая работа – 19 часов

Лепка фигур различных животных, птиц, имеющих более сложные формы, приближенные к естественному внешнему виду животных и птиц: кот, собака, лиса, волк, медведь, заяц, курица, пчёлы, бабочки, жуки, муравьи и т.д. Лепка на свободную тему. Роспись изделий.

Тема 3. Лепка плоских изделий – 21 час

Передача характерных особенностей предметов, фигуры человека, животного, птицы в плоском изображении. Технология работы с глиной. Способы соединения деталей и декоративных налепов.

Практическая работа – 20 часов

Лепка: цветочный мотив, северный пейзаж, веселые пчёлки, паучок, осень в лесу, фрукты на блюде, грибы в корзине, семейка медведей, кошечка с котятами, уточки на озере, первые весенние цветы, птицы прилетели. Лепка на свободную тему. Роспись изделий.

Тема 4. Обитатели морей – 12 часов

Особенности строения фигур животных. Пропорции фигур. Беседа о литературных произведениях, мультфильмах. Технология работы с глиной.

Практическая работа – 11 часов

Лепка фигур животных, героев из мультфильмов.

Заключительное занятие – 2 часа

Выставка детских работ.

Практическая работа – 2 часа

Раздел II. Творческие работы

Тема 1. В мире фантазий – 20 часов

Понятие о композиции. Настенные, объёмные композиции. История народной игрушки. В мире сказок. Изготовление посуды. Технология работы с глиной.

Практическая работа – 19 часов

Лепка более сложных настенных и объёмных композиций: лист: с ягодами, с берёзовыми серёжками, орехами, желудями; бабочка на листочке; грибы (мухоморы) на поляне; собака на коврике; свинья на травке; «Королева осень»; «Зимняя сказка»; «Солнечный день»; «В лесу». Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка. «Снегурочка», «Кот и лиса». Роспись изделий.

Тема 2. Изготовление сувениров – 40 часов

Изготовление красивых и нужных изделий. Функциональные качества изделий. Технология работы с глиной.

Практическая работа - 38 часов

Лепка объёмных и рельефных работ по выбору. Роспись изделий.

Заключительное занятие – 2 часа

Выставка работ учащихся.

Практическая работа - 2 часа

Методическое обеспечение программы

Курс программы по декоративно-прикладному творчеству выстроен по принципу от простого к сложному: с использованием методов повтора, вариации и импровизации; от приобретения первоначальных умений и навыков - к моделированию и конструированию.

Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий. Теоретические занятия проводятся в следующих формах:

- групповое обучение;

- индивидуальное обучение:

- беседа с элементами лекции;

- сообщение;

- диалог;

- дискуссия;

- обсуждение;

- практическая работа.

Умения и навыки отрабатываются учащимися в ходе выполнения практических работ (изготовление зачетных изделий по темам программы), участию в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества.

В ходе обучения по данной программе применяются следующие методы:

- объяснительно-иллюстрированный;

- игровая деятельность;

- проблемное обучение;

- личностно-ориентированный.

Для реализации программы используется следующее методическое обеспечение:

- специальная и методическая литература;

- методическое пособие «Начальное обучение художественной лепке из глины»;

- наглядно-дидактические материалы: образцы глиняных изделий, образцы изделий из различных материалов, различные игрушки, иллюстрации, фотографии, открытки, схемы последовательности выполнения учебных заданий, раздаточный материал (рисунки, трафареты).

Материально-техническое обеспечение

- учебный кабинет;

- стенды;

- материалы и инструменты, используемые для лепки;

- муфельная печь;

- станки с поворотным кругом.

Применяемые инструменты, материалы.

Инструменты:

- муфельная печь;

- станки с поворотным кругом;

- кисти (№ 1 - 10) художественные и клеевые;

- доски для лепки;

- молоток для разбивки глины;

- скалки для раскатывания глины;

- формы для оттиска;

- наждачная бумага;

- термопистолет;

- стеки;

- ножички;

- ножницы;

- карандаши (простые, цветные);

- ручки;

- линейки;

- фломастеры;

- циркуль.

Материалы:

- природный материал – глина;

- краски (грунтовочная, гуашь, акварель, акриловые)

- клей (ПВА, «Момент», термоклей);

- бумага (А4, бархатная, для акварели, цветная, гофрированная);

- картон (цветной, визиточный);

- рамки (деревянные, пластиковые);

- ткань (холст, мешковина, шёлк, бархат);

- бусинки, лента, тесьма, мех;

- лак (мебельный, акриловый).


Список литературы для педагога

  1. Программа для внешкольных учреждений и образовательных школ.

Кружок скульптуры. – М.: Просвещение, 1988.

  1. Иванова Е.Н. Дополнительная образовательная программа объединения лепки «Чудесный кувшинчик» МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи». – Саратов, 2009.http://pedsovet.su/load/254-1-0-5176.
  2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1984. -160 с.
  3. Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы. Волгоград: Учитель, 2009. – 140 с.
  4. Гурбина Е.А. Занятия по прикладному искусству. 5 – 7 классы. Волгоград: Учитель, 2010. – 127 с.
  5. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985. – 80 с.
  6. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 1981. -144 с.
  7. Крылова О.Н; Самсонова Л.Ю. Поурочные разработки по трудовому

обучению. 1 класс. – М.: Экзамен, 2006. – 223 с.

  1. Крылова О.Н; Самсонова Л.Ю. Поурочные разработки по трудовому

обучению. 2 класс. – М.: Экзамен, 2006. – 254 с.

  1. Лобанова В.А. Керамическая скульптура и пластика. 5 – 7 классы. Волгоград: Учитель, 2014. – 149 с.
  2. Травинка В.М. Голубая целительница глина. – СПб.: Питер, 1998. – 177 с.
  3. Федотов Г.Я. Послушная глина. – М.: Аст-пресс, 1997. – 144 с.
  4. Феоктистова В.Ф. Сценарии игровых и конкурсных программ для

младших школьников. - Волгоград: Учитель, 2008.- 126 с.

  1. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
  2. Журналы «Внешкольник», «Дополнительное образование», «Народное творчество».

Приложение

Диагностический инструментарий для оценки результативности программы.

Диагностика уровня освоения программы состоит из двух этапов: теоретического и практического.

для учащихся 1-го года обучения

Теоретическая часть

Контрольные вопросы

  1. Какие способы и приёмы лепки вы знаете?
  2. Как изменять положение частей изделия?
  3. Какими способами можно вылепить посуду?
  4. Как можно красиво оформить изделия?
  5. Что такое светлый и тёмный фон?

Практическая часть

1. Раскатывание тонких колбасок (жгутиков).

2. Расплющивание жгутиков.

3. Умение лепить мелкие детали.

4. Умение процарапывать рисунок на изделии.

5. Смешивание белой краски с другими красками.

для учащихся 2-го года обучения

Теоретическая часть

Проверочные тесты

1. Чтобы определить пригодность глины, её нужно:

а) смять;

б) погладить;

в) скатать жгут и согнуть пополам.

2. Глина – это материал:

а) твёрдый;

б) пластичный;

в) упругий.

3. Какие изделия создают из глины:

а) мебель;

б) посуду;

в) обувь.

4. Чтобы игрушка была прочной, её:

а) обжигают;

б) кладут в холодильник;

в) хранят в темноте.

5. Чтобы слепить собачью мордочку, глину нужно:

а) вдавить внутрь;

б) вытягиваем вперёд;

в) расплющить.

6. Каким способом можно слепить вазочку?

а) ленточным;

б) бантичным;

в) верёвочным.

7. Лепка глиняной игрушки развивает:

а) скорость бега;

б) музыкальный слух;

в) мелкую моторику пальцев.

8. Для обжига игрушек существует специальная печь:

а) микроволновая;

б) муфельная;

в) духовой шкаф.

Практическая часть

Лепка композиции «Чайный сервиз». Изготовление изделий на плоскости.

1. Раскатывание глины плавными движениями.

2. Умение располагать в пространстве различные изделия.

3. Равномерное перемешивание красок при добавлении клея.

По результатам диагностики определяются следующие уровни:

В – высокий: ребёнок самостоятельно выполняет работу, владеет полученными знаниями, умениями, навыками.

С – средний: ребёнок выполняет работу с помощью педагога, частично владеет полученными знаниями, умениями, навыками.

Н – низкий: ребёнок частично владеет приёмами работы, знаниями, умениями, навыками. Трудовые навыки находятся на низком уровне (постоянно нуждается в помощи и консультации педагога).


Протокол результатов итоговой аттестации.

Группа № __, __ год обучения.

Теория:_______________________________________________________

Практика:_____________________________________________________

п/п

Фамилия, имя

учащегося

Дата проведения аттестации

Теория

Практика

Средний

балл

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

Низкий уровень – от 1 до 3 баллов;

Средний уровень – от 4 до 7 баллов;

Высокий уровень – от 8 до 10 баллов.