ЭССЕ «ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «ФОРМУЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УСПЕХА» ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИТЕКЛИ ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ»

Титекли Елена Николаевна

Рассказ о личном опыте работы в системе дополнительного образования в декоративно-прикладном направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

E:\Документы с диска С\образцы образовательных программ ОДОД\2017-07-01\media\image1.jpeg

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 549

с углубленным изучением английского языка

Красносельского района Санкт-Петербурга

                                        ЭССЕ

«ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

«ФОРМУЛА   ПЕДАГОГИЧЕСКОГО   УСПЕХА»

ПЕДАГОГА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ

ТИТЕКЛИ ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ»

Санкт-Петербург

2017 год

О СЕБЕ

Приветствую Вас, коллеги и хочу рассказать о своей работе в системе дополнительного образования детей. Работаю педагогом дополнительного образования в течение 5 лет в ГБОУ СОШ № 549 Красносельского района Санкт-Петербурга. Первая категория. Высшее образование. Двое детей.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Любовь к детям, творчество и сотворчество - это  слагаемые  педагогического мастерства.

Педагогические идеи в преподавании –

  • «от простого к сложному» и «все новое – это хорошо забытое старое».
  •  добровольность занятий для детей,
  •  доступность материала  
  • доступность по уровню сложности заданий, их персонификация.

Любой педагог может завоевать уважение учеников, их родителей, коллег только благодаря глубоким знаниям, серьёзному отношению к работе и вниманию к подопечным.  Учащиеся ценят не официально педагогическое, а чисто человеческое отношение к ним - подлинный интерес к их быту, увлечениям. Для поддержания высокого авторитета необходима высокая культура преподавателя — интеллигентность, отзывчивость, доброжелательность, умение не только пошутить, но и понять шутку в свой адрес и правильно реагировать на неё, уметь прощать, иногда не замечать некоторые промашки учащихся.

Именно учащиеся  заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась  сама.

         Ценю в работе моменты свершения, успеха, радости, которые  вдохновляют. Когда мои ученики начинают говорить всё уверенней, начинают спорить и задавать вопросы,  начинают побеждать на  конкурсах, я понимаю – точка успеха достигнута. Они поняли, к чему ведут их увлечённость и трудолюбие.

Своими  принципами педагогической этики я считаю:

  • Требовательность педагога. В этом проявляется уважение к человеку, вера в нераскрывшиеся и еще неясные самому учащемуся способности и возможности. Выдвигаемые требования должны быть посильны для учеников. Требовательность педагога к учащимся приводит к успеху только тогда, когда сочетается с требовательностью к себе. Педагог не имеет права быть не готовым к занятию, проявлять небрежность к выполнению своих обязанностей.
  • Умение логически, литературно правильно и образно излагать свой предмет.
  • Умение заинтересованно, внимательно и доброжелательно выслушивать ответы, сомнения, вопросы и даже явно нелепые предложения учащихся. Педагог не должен требовать стандарта, добиваться именно той формулировки мысли, которую он ожидает услышать, наоборот, надо поощрять как оригинальную форму выражения истинной мысли, так и сами нешаблонные, оригинальные высказывания, методы решения задач и т.д.
  • Избегание раздражающе действующего на учащихся поведения: робости, неуверенности, беспомощности, постоянных нравоучений, кокетства, демонстрации своего умственного превосходства, эрудиции, любования самим собой.
  • Справедливая оценка знания, поведения, человеческих качеств учащихся. Педагогу, как и всякому человеку, трудно относиться ко всем своим учащимся одинаково, с точно выверенной мерой симпатии. Однако следует стремиться к равной доброжелательности, заинтересованности в их судьбе.
  • Умение признавать свои ошибки, оговорки, неправильные поступки. Педагог должен уметь извиняться за проступки перед учащимися. Это не роняет его достоинства, а, наоборот, убеждает учащихся в высоких нравственных качествах наставника.

О ПРОГРАММЕ «ХОББИ-КЛУБ»,

КОТОРУЮ Я ИСПОЛЬЗУЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Понимание процессов, происходящих в образовании, педагогической науке и в социальной сфере нашло свое отражение в моей двухгодичной программе дополнительного образования детей «Хобби-клуб».

В основе концепции программы лежит

  •  уважение к личности ученика,
  •  стремление сберечь и развить его индивидуальность, его веру в собственные творческие силы,
  • поднятие самооценки учащихся.

Данная программа имеет художественную направленность.

Новизна программы состоит в использовании такого нового для ДПИ материала как фольга пищевая.

Фольгапластика – новый вида искусства, поэтому в программе органично чередуются занятия по рисунку, живописи, композиции, скульптуре и фольгапластике. Все выполняемые работы – станковые. Все занятия опробованы на практике. Собраны традиционные и современные техники и сюжеты, даются основные понятия изобразительного искусства, небольшой экскурс в историю искусства, понятный и интересный для начальных классов. Темы выполняемых работ соотносятся с праздниками и временем года.

Актуальность данной программы - в органическом сочетании таких видов работы с детьми, как беседа, диалог, восприятие искусства. В разнообразной практической деятельности, в которой применяются самые современные художественные материалы и техники рисунка, а также отработанные в процессе длительной педагогической практики.

Целью данной программы является создание условий для творческого развития способностей и вкуса обучающихся, что достигается благодаря конкретным, соответствующим ей методам преподавания, стилю общения с детьми, средствами обучения различным техникам творческой деятельности.

Задачи:

Воспитательные задачи:

-содействовать проявлению целостного оптимистического        мироощущения,

-формировать представление об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой национальной культуре,

-эстетически воспитывать учащихся, формировать потребность в изобразительном искусстве, воспитывать уважительное отношение к труду художников,

-воспитывать сознание того, что вклад России в мировую культуру – наследие, достойное уважения и сохранения в веках,

-знакомство с традиционной культурой и искусством России для активации познавательного процесса отечественного и мирового искусства.

Обучающие задачи:

-обучать основам живописной грамоты, формировать навыки передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению, умение пользоваться художественно-выразительными средствами живописи,

-познакомить с разнообразными техниками и приемами изобразительного   искусства, графическими и живописными материалами, на примерах выдающихся работ мастеров прошлого и настоящего,

-обучать основам рисования с натуры, по памяти и воображению, обращая особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции,

-обучать основам теории и практики живописи акварельными и гуашевыми красками,

-формировать пространственные представления, художественно-образное восприятие действительности.

Развивающие задачи:

-развивать творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память. Эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности,

-развивать эстетическое восприятие предметов и явлений окружающей действительности, формировать понимание ее красоты и гармонии цветового пространства,

-развивать цветоощущение, художественно-творческую активность, умение строить сюжет, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами,

-развивать ассоциативное восприятие путем постановки задачи передать средствами изобразительного искусства впечатления, полученные при прослушивании музыкальных произведений,

-углублять развитие творческого воображения на основе соотношения индивидуального и коллективного творчества.

Отличительной особенностью данной образовательной программы является курс фольгапластики – нового вида искусства, сочетающего принципы плетения из лозы, народного и ювелирного искусства, флористики.  Программа разработана с учетом доступности и дешевизны используемых материалов.  Это позволяет судить о программе, как о универсальной и интересной в практике дополнительного образования.

Возраст  обучающихся по программе от семи лет, реализуется она за два года в групповой форме обучения.

Формы и методы организации занятий: это игра, конкурс, праздник, экскурсия, выставка, обсуждение работ. Каждое занятие начинается с беседы. После беседа-диалог учителя с учащимися.

 Ожидаемые результаты:

1 год обучения:

Дети будут уметь:

- рисовать с натуры, по памяти и воображению,

- практически работать акварельными и гуашевыми красками,

- строить сюжет, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.

Владеть:

- навыками передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению, умениями пользоваться художественно-выразительными средствами живописи, рисунка, скульптуры.

Знать:

- что вклад каждого народа в мировую культуру – наследие, достойное уважения и сохранения в веках,

- традиционную культуру и искусство России,

- основы живописной грамоты,

- разнообразие техник и приемов изобразительного искусства, графические и живописные материалы, на примерах выдающихся работ мастеров прошлого и настоящего.

Иметь:

- представление об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой национальной культуре,

- уважительное отношение к труду художников,

- эстетическое восприятие предметов и явлений окружающей действительности,

- развитое цветоощущение, художественно-творческую активность.

2 год обучения:

Дети будут уметь:

- работать с фольгой,

- стилизовать изображаемые предметы,

- строить сюжет, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.

-вводить в композицию природные и промышленные материалы.

Владеть:

- навыками передачи на плоскости формы предметов с натуры, по памяти, по представлению, умениями пользоваться художественно-выразительными средствами фольгапластики.

Знать:

- что вклад каждого народа в мировую культуру – наследие, достойное уважения и сохранения в веках,

- традиционную культуру и народное искусство России,

- основы ювелирного дела,

- разнообразие техник и приемов пластики, на примерах выдающихся работ мастеров прошлого и настоящего.

Итоги реализации программы:

  • Выставки творческих работ (сменная экспозиция в школе) – 1 раз в месяц, участие в районных и городских выставках – 4 раза в год.
  • По каждой теме обсуждение и анализ работ. Анализ творческих работ - 1 раз в год (итоговый).
  • Анализ мотивов прихода детей в кружок и уход из нее – в конце года.
  •  Беседы с родителями – в течение года.
  • Непрерывное наблюдение за детьми – в течение года.

Обучение рисованию.

Аппликация и объемные поделки из бумаги, картона и ткани.

Лепка из пластилина барельефов и скульптур, изготовление поделок в технике «папье-маше».

Бескаркасные поделки в технике «фольгапластика».

Каркасные поделки в технике «фольгапластика», применение флористических материалов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Анализируя и обобщая свой педагогический опыт в течение пяти лет, пришла к необходимости постоянной эмоциональной мотивации учеников различными средствами:

- целеполагание в начале занятия: эмоциональная вовлеченность, воображение, разработка эскиза;

- логичное обсуждение средств достижения цели: возможные материалы, разные способы решения задачи;

- сосредоточенная работа: спокойная и доброжелательная атмосфера, личностный подход;

- рефлексия в конце занятия: мини-выставка работ, взаимоанализ - озвучивание положительных моментов в работе каждого ученика, корректные замечания;

- помощь в получении общественного признания. На уровне группы – проведение бесед и игр для выработки доброжелательного отношения у учащихся друг к другу.  На уровне школы – сменные экспозиции работ учеников и вручение дипломов на «линейках» за победы в выставках декоративно-прикладного искусства районного, городского и всероссийского уровня.

ОБМЕН МОИМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОПЫТОМ

Делюсь педагогическим опытом на школьных, районных мастер-классах, провожу мастер-классы на городских выставках-конкурсах, выступаю на городских семинарах.

Мастер-класс в ГБОУ СОШ №549 «Изготовление матрешки в технике аппликации из ткани и бумаги»

Мастер-класс в ГБОУ СОШ №549 «Изготовление яблока в технике оригами из бумаги

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Победы в районных конкурсах:

- конкурс детских рисунков «Крым и мы»

(2014 г.),

- конкурс детских рисунков «Природа в творчестве поэта» (2014 г.),

-выставка декоративно-прикладного творчества, посвященная 70-летию со Дня Победы, в номинации «Фольгапластика» (2015 г.),

-выставка декоративно-прикладного творчества, посвященная 75-летию высадки морского десанта на берегах Финского залива (смешанная техника)

 (2016 г.),

-выставка декоративно-прикладного творчества, посвященная 75-летию высадки морского десанта на берегах Финского залива (фольгапластика) (2016 г.).

- фестиваль художественного творчества «Красносельское созвездие -2017»;            декоративно-прикладное творчество, смешанная техника (2017 г.).

Победы в городских конкурсах:

- конкурс детского художественного творчества «Рождество в Петербурге»; коллекция елочных игрушек, фольгапластика (2016 г.),

-выставка детского творчества «Мозаика талантов» (2016 г.),

- выставка детского творчества «Мозаика талантов» (2017 г.).

Лауреаты городских конкурсов:

- конкурс детского художественного творчества «Рождество в Петербурге»;  4 человека, фольгапластика (2016 г.),

- конкурс детского творчества «Шире круг 2016»; 2 человека, фольгапластика (2016 г.),

     - конкурс детского творчества «Шире круг 2017»; 1 человек, фольгапластика (2017 г.),

- выставка детского творчества «Мозаика талантов»; 2 человека (2017 г.).

Лауреаты всероссийского конкурса:

-лауреаты Всероссийского  героико-патриотического фестиваля детского и юношеского творчества  «Звезда спасения», в номинации «Художественное творчество»; 5 человек, (2017 г.).

Я являюсь лауреатом:

- городской выставки творческих работ педагогов дополнительного образования «Мастерство и творчество» (2013-2014 г.г.),

- городской выставки творческих работ педагогов дополнительного образования «Мастерство и творчество» (2015-2016 г.г.),

-городской выставки детского творчества «Мозаика талантов» в номинации «Мастерство» (2016 г.),

- городской выставки творческих работ педагогов дополнительного образования «Мастерство и творчество» (2017-2018 г.г.).