рабочая программа кружка декоративно-прикладное искусство

Волгина Светлана Александровна

Программа расчитана для студентов от 15-21 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_rukodeliya_programma.docx50.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Троицкий технологический техникум»

                                                                                                   Утверждаю:

                                                            Директор ГБПОУ  «ТТТ»

                                                 ______________ Ю.Н. Пророченко                                                  

                                             «____» _______________2018 г.                                                                    

Программа

декоративно - прикладного искусства

«Волшебный сундучок»

1 год обучения

2018-2019 уч. год

Разработала: ВолгинаС.А.

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности учащегося, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке «Прикладное искусство» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления студента.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия студента, т.е. развитие творческой культуры  (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у студентов художественного вкуса и творческих способностей.

Программа кружка «Волшебный сундучок» рассчитана для студентов с  15 лет. Группа работает 2 раза в неделю по 1 часу, всего 79 занятий за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.

Рекомендуемый минимальный состав группы – 10 человек

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности студента через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы

Обучающие:

  • обучение умению планирования своей работы;
  • обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
  • обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

  • развитие у студентов художественного вкуса и творческого потенциала;
  • развитие образного мышления и воображения;
  • создание условий к саморазвитию учащихся;
  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к труду и людям труда;
  • формирование чувства коллективизма;
  • воспитание аккуратности;
  • экологическое воспитание обучающихся;
  • развитие любви к природе.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого студента и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, студент применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения студентами содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным студентам будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие студентов в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий мастер направляет творчество студентов не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом,  освоят новую технику – декупаж, скрапбукинг.

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся:

– в группе
– в техникуме

• Участие в районной выставке  творческих работ, конкурсах.

•Защита проектов.

• Творческий отчет руководителя кружка .

•Проведение мастер-классов;

•Участие в  тематических выставках (День знаний, поздравления на новый год, 23 февраля,8 марта, День влюбленных, День победы, Пасха, День матери итоговая выставка, и т.д.);

•Участие в  конкурсах .

Содержание программы.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 1 год.

Программа

Изделия из бумаги гофрированной и фоамирана.

82ч.

Поделки из бумаги – чудесный способ совместного времяпровождения для студентов. Работать с аппликациями не сложнее, чем складывать из бумаги оригами: достаточно наметить контуры будущей фигурки и вырезать ее, если речь идет о плоских вариантах. А объемные изделия позволяют составлять при помощи них целые картины, которые интересны именно своим рельефом. И, конечно же, с ними можно сделать немало привлекательных аксессуаров для дома.  

Композиция из конфет на свадьбу или юбилей станет прекрасным подарком, который запомнится надолго. Сувенир из конфет, собранный в потрясающий букет из конфет, придаст оригинальность и неповторимость подарку. Композиция из конфет выполняется вручную, что говорит о неповторимости букета. Сладкий букет сможет описать все Ваши чувства, так как букет из конфет является индивидуальным и удивительным подарком по любому случаю. В создании букетов из конфет, как и в любом виде ручной работы, есть свои секреты, технологии и навыки, которыми необходимо овладеть, чтобы создавать такие прекрасные композиции. Необходимо  научиться этому искусству.


                                 Учебно–тематический план внеурочной деятельности «Волшебный сундучок»

№п/п

тема

Кол.час

1

Обьемные  апликации из гофрированной бумаги.

69 ч.

2

 Обьемные  апликации из фоамирана

 13 ч.

82 ч.


№ п/п

Дата поведения

урок

Тема

Кол-во часов

Виды и формы занятий

Форма подведения итогов

Тема:  Объёмные  аппликации из гофрированной бумаги.

ч.

1

03.09.2018

1/1

Вводное занятие .Ознакомление с темами кружка и с техникой безопасности.

1

Теория, беседа

(сообщение нового материала)

2

05.09.201

½

Применяемые инструменты. Техника безопасности.

1

Теория, беседа

(сообщение нового материала)

3

10.09.2018

1/3

Приемы изготовления больших  цветов из гофрированной бумаги комбинированных композиций.

1

Теория и практика

(лабораторные работы)

4

12.09.2018

1/4

Приемы изготовления    шаблонов  коробочки.

1

Теория и практика

(лабораторные работы)

5

17.09.2018

1/5

Сборка  коробочки.

1

Практика (индивидуальная работа и самостоятельная)

6

19.09.2018

1/6

Приемы изготовления    шаблонов (листья папоротника)

1

Практика (индивидуальная работа)

7

24.09.2018

1/7

Изготовление из заготовок  шаблонов  (листья папоротника).

1

Практика (индивидуальная работа)

8

26.09.2018

1/8

Приемы изготовления    шаблонов (осенние листья )

1

Теория и практика

(лабораторные работы)

9

01.10.2018

1/9

Изготовление из заготовок шаблонов  (осенние листья)

 1

Практика

(индивидуальная работа)

10

03.10.2018

1/10

  Приемы изготовления  шаблонов (травка)

1

Теория и практика

(лабораторные работы)

11

08.10.2018

1/11

Изготовление из заготовок шаблонов  (травка)

1

Практика

(индивидуальня работа)

12

10.10.2018

1/12

Приемы изготовления   шаблонов (круглые листья )

1

Теория и практика

(лабораторные работы)

13

15.10.2018

1/13

Изготовление из заготовок шаблонов ( круглые листья)

1

Практика

(индивидуальная работа)

14

17.10.2018

1/14

Приемы изготовления  шаблонов (листья  сосны)

1

Теория и практика

(лабораторные работы)

15

22.10.2018

1/15

Изготовление из заготовок шаблонов ( листья сосны)

1

Практика

(индивидуальная работа)

16

24.10.2018

1/16

Приемы изготовления    шаблонов ( колосок )

1

Теория и практика

(лабораторные работы)

17

29.10.2018

1/17

Изготовление из заготовок шаблонов ( колосок)

1

Практика

(индивидуальная работа)

18

31.10.2018

18

Приемы изготовления    шаблонов   (лаванды )

1

Теория и практика

(лабораторные работы)

19

05.11.2018

19

Изготовление из заготовок шаблонов ( лаванды)

1

Практика

(индивидуальная работа)

20

07.11.2018

20

Приемы изготовления   шаблонов (мелкие цветочки)

1

Теория и практика

(лабораторные работы)

21

12.11.2018

21

Изготовление из заготовок шаблона  (мелкие цветочки)

1

Практика

(индивидуальная работа)

22

14.11.2018

22

Приемы изготовления    шаблонов (малинка)

1

Теория и практика

(лабораторные работы)

23

19.11.2018

23

Изготовление из заготовок шаблона ( малинка)

1

Практика

(индивидуальная работа)

24

21.11.2018

24

Приемы изготовления новогодних подарков из конфет.

1

Теория и практика

(лабораторные работы)

25

26.11.2018

25

Изготовление  шаблонов для    новогодних подарков из конфет

Практика

(индивидуальная работа)

26

28.11.2018

26

Изготовление   шаблонов для    новогодних подарков из конфет

1

Практика

(индивидуальная работа)

27

03.12.2018

27

Изготовление  заготовок шаблона для    новогодних подарков из конфет

Практика

(индивидуальная работа)

28

10.12.2018

28

Изготовление из заготовок шаблона (подарки из конфет)

1

Практика

(индивидуальная работа)

29

12.12.2018

29

Приемы изготовления новогодних игрушек (ёлочка)

1

Теория и практика

(лабораторные работы)

30

17.12.2018

30

Изготовление  шаблонов для   новогодних игрушек

1

Практика

(индивидуальная работа)

31

19.12.2018

31

Изготовление  шаблонов для   новогодних игрушек.

1

Практика

(индивидуальная работа)

32

24.12.2018

32

Изготовление из заготовок шаблона новогодней игрушки в виде ёлочки

1

Практика

(индивидуальная работа)

33

26.12.2018

33

Изготовление из заготовок шаблона новогодней игрушки в виде ёлочки

1

Практика

(индивидуальная работа)

34

07.01.2019

34

Приемы изготовления   шаблонов (мини букеты)

1

Теория и практика

(лабораторные работы)

35

09.01.2019

35

Изготовление   шаблонов (мини букеты)

1

Практика

(индивидуальная работа)

36

14.01.2019

36

Изготовление из заготовок шаблона  (мини букеты)

1

Практика

(индивидуальная работа)

37

16.01.2019

37

Изготовление из заготовок шаблонов  (мини букеты)

1

Практика

(индивидуальная работа)

38

21.01.2019

38

Приемы изготовления   шаблонов для цветка ромашки  

1

Теория и практика

(лабораторные работы)

39

23.01.2019

39

Изготовление  шаблонов для цветка  ромашки

1

Практика

(индивидуальная работа)

40

28.01.2019

40

Изготовление из заготовок шаблона  ромашки

1

Практика

(индивидуальная работа)

41

30.01.2019

41

Изготовление из заготовок шаблона  ромашки

1

Практика

(индивидуальная работа)

42

04.02.2019

42

Приемы изготовления  шаблонов цветка хризантемы.

1

Теория и практика

(лабораторные работы)

43

06.02.2019

43

Изготовление шаблонов цветка   хризантемы

1

Практика

(индивидуальная работа)

44

11.02.2019

44

Изготовление из заготовок  хризантема

1

Практика

(индивидуальная работа)

45

13.02.2019

45

Приемы изготовления    заготовок  букета композиция весны.

1

Теория и практика

(лабораторные работы)

46

18.02.2019

46

Изготовление шаблонов для букета композиция весны (травки- 5 шт.)

1

Практика

(индивидуальная работа)

47

20.02.2019

47

Изготовление из заготовок шаблона композиция весны (травки- 5 шт.)

1

Практика

(индивидуальная работа)

48

25.02.2019

48

Изготовление шаблонов  букета композиция весны (мелкие цветочки- 5шт)

1

Практика

(индивидуальная работа)

49

27.02.2019

49

Изготовление из заготовок шаблона для букета   (мелкие цветочки- 5шт)

1

Практика

(индивидуальная работа)

50

04.03.2019

50

Изготовление шаблонов для  букета композиция весны (листья с цветочками-4 шт)

1

Практика

(индивидуальная работа)

51

06.02.2019

51

Изготовление  из заготовок шаблона для  букета композиция весны (листья с цветочками-4 шт)

1

Практика

(индивидуальная работа)

52

11.03.2019

52

Приемы изготовления композиции букета настроение.

1

Теория и практика

(лабораторные работы)

53

13.03.2019

53

Изготовление шаблонов   травки

1

Практика

(индивидуальная работа)

54

18.03.2019

54

Изготовление из заготовок шаблона   травки-5 шт.

Практика

(индивидуальная работа)

55

20.03.2019

55

Изготовление из заготовок  мелкие цветочки

1

Практика

(индивидуальная работа)

56

25.03.2019

56

Изготовление шаблонов -  листья с цветочками.

1

Практика

(индивидуальная работа)

57

27.03.2019

57

Изготовление из заготовок шаблона  листья с цветочками-5 шт.

1

Практика

(индивидуальная работа)

58

01.04.2019

58

Изготовление шаблонов  букета композиция роз- 5 шт.

1

Практика

(индивидуальная работа)

59

03.04.2019

59

Изготовление из заготовок шаблона  букета композиция роз- 5 шт.

1

Практика

(индивидуальная работа)

60

08.04.2019

60

Изготовление шаблонов для   букета композиция  (мини букеты)-5шт.

1

Практика

(индивидуальная работа)

61

10.04.2019

61

Изготовление из заготовок шаблона для   букета композиция весны (мини букеты)

1

Практика

(индивидуальная работа)

62

15.04.2019

62

Сборка из заготовок цветов в букет.

1

Практика

(индивидуальная работа)

63

17.04.2019

63

Приемы изготовления большого букета

1

Теория и практика

(лабораторные работы)

64

22.04.2019

64

Изготовление шаблонов для  букета  ( хризантем -9 шт)

1

Практика

(индивидуальная работа)

65

24.04.2019

65

Изготовление из  заготовок шаблона      (хризантем-5 шт.)

1

Практика

(индивидуальная работа)

66

29.04.2019

66

Изготовление из  заготовок шаблона      (хризантем-4 шт.)

1

Практика

(индивидуальная работа)

67

06.05.2019

67

Изготовление шаблонов   травки

1

Практика

(индивидуальная работа)

68

08.05.2019

68

Изготовление из заготовок шаблона   травки-5 шт.

1

Практика

(индивидуальная работа)

69

13.05.2019

69

Сбор букета из заготовок травы и хризантем.   

1

Практика

(индивидуальная работа)

Тема: Обьемные  апликации из фоамирана

13 ч.

70

15.05.2019

70

Приемы изготовления  цветов из фоамирана комбинированных композиций.

1

Теория, беседа

(сообщение нового материала)

71

20.05.2019

71

Приемы изготовления аппликации  виде сердца.

1

Теория и практика

(лабораторные работы)

72

22.05.2019

72

Изготовление шаблонов   формы сердца

1

Практика

(индивидуальная работа)

73

27.05.2019

73

Изготовление шаблонов  розы-2 шт.

1

Практика

(индивидуальная работа)

74

29.05.2019

74

Изготовление шаблонов  розы-2 шт.

1

Практика

(индивидуальная работа)

75

03.06.2019

75

Изготовление шаблонов  розы-3 шт.

1

Практика

(индивидуальная работа)

76

05.06.2019

76

Изготовление из заготовок шаблона  розы-3 шт.

1

Практика

(индивидуальная работа)

77

10.06.2019

77

Изготовление из заготовок шаблона  розы-4 шт.

1

Практика

(индивидуальная работа)

78

12.06.2019

78

Изготовление шаблонов  листья-5 шт.

1

Практика

(индивидуальная работа)

79

17.06.2019

79

Изготовление из заготовок шаблона  листья-5 шт.

1

Практика

(индивидуальная работа)

80

19.06.2019

80

Сборка аппликации в виде сердца

1

Практика

(индивидуальная работа)

81

24.06.2019

81

Подготовка к выставке.

1

Практика

Оформление выставки

82

26.06.2019

82

Показ-представление новой коллекции. Итоговая Выставка работ по пройденным материалам.

1

Практика

Оформление выставки

Итоговая тематическая выставка. Показ.

Итого:

82 ч.

Организационно - методическое обеспечение программы.

1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.

2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.

3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.

5. Материалы и инструменты: краски акриловые, гуашь, кисти, клей акриловый, клей ПВА, открытки, распечатки, шнуры, бисер, бусины, атласные ленты, стразы, горячий клей, пластмассовые бутылки, различны лоскутки ткани, сушеные листья, свечи восковые ;

различные объекты декорирования: рамки и другие предметы интерьера.

инструменты: ножницы, карандаши, кисти, высечки и прочее.

6. Помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.

7. Компьютер для показа презентаций.

8.Рабочие места : парты- 12 шт. , стулья- 24 шт.

Список литературы.

  1. Шорохов Е.В. Основы композиции. – М.: Просвещение, 2014.

    2. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей – М. Владос, 2015

Соколов М.В., Соколова М.С., Саляева Т.В. Декоративно-прикладное искусство – М.,

      Владос, 2015

3.«Декоративно-прикладное искусство : понятия; этапы развития» : учебное пособие; Кошаев В. Б.

Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2014 г.  112 страниц


4. «История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства»: учебно-методический комплекс

КемГУКИ  2014 год  56 страниц
«История и теория дизайна»: учебное пособие

Смирнова Л. Э.
Сибирский федеральный университет  2014 год  224 страницы

5. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 2012г.

6. Черутти Патриция Наве. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров. Практическое руководство.- 2014 г.