Фелтинг. «Башкирский ковер»

Ахмерова Динара Рустамовна

Методическая разработка «Фелтинг. Башкирский ковер» содержит методические и практические рекомендации по освоению техники сухого  войлоковаляния – фелтинга.

Войлоковаляние - новаторский процесс, благодаря чему существует множество методик по валянию того или иного изделия. В данной методической разработке рассматривается всего лишь один из методов валяния войлока сухим способом, который является показательным процессом валяния именно конкретного мастера.

Данная методическая разработка предполагает обучение валянию из шерсти с целью дальнейшей трансляции на детское творчество и технологическое образование в образовательных учреждениях, в рамках не только учебного процесса и детского творческого объединения, но и вариативного образования с учетом запросов родителей на образовательные услуги.

Занятие в форме мастер-класса помогают педагогу поддерживать высокую мотивацию к учению у обучающихся, наглядно демонстрировать связь предмета с жизнью и грядущей профессиональной деятельностью обучающихся, помогает решить проблему утраты у подрастающего поколения интереса и любви к родной культуре, своим традициям.

Методическая разработка предназначена для использования в работе педагогами дополнительного образования, руководителями детских коллективов, занимающихся декоративно-прикладным творчеством.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республиканский центр культуры учащейся молодежи

                

Фелтинг. «Башкирский ковер»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Автор :

Ахмерова Динара Рустамовна

педагог дополнительного образования.

Краткая аннотация

Методическая разработка «Фелтинг. Башкирский ковер» содержит методические и практические рекомендации по освоению техники сухого  войлоковаляния – фелтинга.

Войлоковаляние - новаторский процесс, благодаря чему существует множество методик по валянию того или иного изделия. В данной методической разработке рассматривается всего лишь один из методов валяния войлока сухим способом, который является показательным процессом валяния именно конкретного мастера.

Данная методическая разработка предполагает обучение валянию из шерсти с целью дальнейшей трансляции на детское творчество и технологическое образование в образовательных учреждениях, в рамках не только учебного процесса и детского творческого объединения, но и вариативного образования с учетом запросов родителей на образовательные услуги.

Занятие в форме мастер-класса помогают педагогу поддерживать высокую мотивацию к учению у обучающихся, наглядно демонстрировать связь предмета с жизнью и грядущей профессиональной деятельностью обучающихся, помогает решить проблему утраты у подрастающего поколения интереса и любви к родной культуре, своим традициям.

Методическая разработка предназначена для использования в работе педагогами дополнительного образования, руководителями детских коллективов, занимающихся декоративно-прикладным творчеством.

Содержание

  1. Введение

4

  1. План - конспект мастер - класса

9

  1. Заключение

12

  1. Список литературы

13

  1. Приложения

14

Введение

В настоящее время со стороны любителей рукоделия проявляется интерес к валянию войлока. Валяние войлока - древнейший вид рукоделия. Он прост и на основе технологии войлоковаляния в домашних условиях можно создавать самые разнообразные вещи: тонкие шерстинки складываются в узоры и картины, скульптуру, красивейшие сумки, шарфы, кофты, платья, украшения, обувь. Как и любому другому материалу, податливой шерсти можно придать множество разных обличий. Изысканность и красота изделий в равной степени сочетаются с легкостью изготовления. Войлок – податливый, мягкий материал, с которым интересно работать. Для того чтобы создать вещь из войлока очень часто требуется лишь шерсть и иголки для фелтинга.

Актуальность и педагогическая целесообразность данной разработки. Особенностью войлоковаляния является некоторая непредсказуемость результата, что очень привлекает к этому виду рукоделия творческих людей.

Вопрос о возможности обучения творчеству и его развития – один из актуальных в педагогике вообще и в условиях дополнительного образования в частности. В процессе творческой деятельности формируются важные качества личности: выдержка, терпимость, усидчивость, аккуратность, а также вырабатываются универсальные учебные действия: умение планировать, представить результат, осуществлять контроль, доводить начатое дело до конца, вести совместную деятельность, диалог с педагогом и обучающимися разных возрастов.

Данная методическая разработка позволяет не только получить профессиональные умения по валянию из шерсти, но и активизировать творческую и познавательную деятельность участников образовательного процесса: дети становятся начинающими мастерами по изготовлению изделий из шерсти – башкирского ковра. Помогает объединить усилия обучающихся и учреждения дополнительного образования в достижение единой цели – творческого развития и воспитания детей, укрепления культурных и моральных норм, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного процесса с учетом индивидуальных способностей и потребностей обучающихся. Способствует  сохранению традиций и развитию технологии войлоковаляния в современных условиях.

Практическая значимость методической разработки обусловлена возможностью широкого применения полученных знаний:

- изготовление одежды, обуви и аксессуаров;

- участие обучающихся в конкурсах декоративно-прикладного творчества.

Любая авторская работа – это идея и творческий потенциал её создателя.

Методическая разработка учебного занятия по теме «Фелтинг. Башкирский ковер» создана с целью обеспечения учебно-методической документацией образовательного процесса по реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы  художественной студии «Колорит» и оказанию методической помощи педагогам дополнительного образования при организации и проведении занятий с детьми 7-12 лет по декоративно-прикладному творчеству.

Воспитательная направленность учебного занятия содействует формированию взаимоуважения, самоконтроля. Учебное занятие предусматривает продуктивную работу обучающихся с хоть каким типом мышления. Стоит отметить, что учебное занятие выстроено с учетом здоровьесберегающих технологий.

Планируемым результатом использования данной метод разработки является создание творческих работ обучающимися, рост мотивации участников образовательного процесса к формированию собственного стиля творческой деятельности.

Методическая разработка включает:

- исторический аспект данного вида творчества;

- сведения по материаловедению;

- методику работы по изготовлению ковра.

Тема занятия: «Фелтинг Башкирский ковер».

Вид учебного занятия: мастер-класс

Мастер класс проводится при изучении темы «Фелтинг. Башкирский ковер»  дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

Возраст детей: 7 – 12 лет.

Техника: фелтинг – сухое валяние

Цель мастер-класса: формирование и развитие познавательного интереса к войлоковалянию, через приобщение к традициям народной культуры, создание изделий из шерсти в современной интерпретации материала.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитание любви и уважения к традициям народной культуры;
  • формирование толерантного отношения друг к другу;
  • пробуждение любознательности обучающихся, их активности и готовности к самостоятельному решению задач практического характера.
  • развитие у обучающихся коммуникативных и нравственных компетенций.

Познавательные:

  • получение информации о народном промысле – изготовление башкирского ковра;
  • получение базовых знаний по созданию войлочных изделий из шерсти и освоению техники сухого валяния;
  • изучение художественных возможностей и практического назначения создаваемых изделий из шерсти.

Развивающие:

  • развитие профессионально-значимых качеств, зрительной памяти, мелкой моторики рук, эстетического вкуса;
  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • развитие наблюдательности, инициативности;
  • развитие заинтересованности и потребности в получении знаний поданной теме.

Форма учебной работы: практическое занятие, на которым полученные знания закрепляются выполнением конкретного задания.

В ходе мастер-класса участникам предстоит освоить технику валяния из шерсти, изготовить башкирский ковер, сделать самостоятельно его художественное декорирование.

Характерные особенности мастер-класса:

  • передача педагогического опыта;
  • сочетание теории и практики;
  • наглядность;
  • тесное взаимодействие с участниками мастер-класса;
  • доступность;
  • формирование индивидуального стиля творческой деятельности в процессе проведения мастер-класса;
  • творчество.

Преобладающие виды деятельности на мастер-классе: практическая, художественно-эстетическая, коммуникативная (общение).

Форма взаимодействия на мастер-классе – сотрудничество, совместный поиск способов, методов выполнения задания.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование и материалы:

Технические средства: компьютер, экран, музыкальное оформление.

Дидактические материалы: технологическая карта «Поэтапная работа с иглами по сухому валянию (фелтингу)».

Инструменты и принадлежности для работы: шерсть для валяния, иглы для сухого валяния (фелтинга), цветной фетр, ножницы, клей, линейка, материалы для декорирования.

Методы обучения:

- сочетания словесного, наглядного и практического методов (информационного, репродуктивного, частично поискового);

- метод индивидуально-личностного и дифференцированного подхода;

- самостоятельная работа, рефлексия.

Словесно – иллюстрационный рассказ:

- Войлок – от тюркского ajlyk – «покров, покрывало», в английском языке – Felt, в немецком -  Filtz. Но все эти названия образовались в ходе истории валяния. Началось же все, согласно легенде, во времена Ноя. Первый валянный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, содержались в очень тесных стойлах. Шерсть, с их боков, падая на пол, намокала, утаптывалась и сбивалась под копытами. Когда овцы покинули ковчег – на полу остался лежать красивый шерстяной ковер.

- Валяние шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц, набивание) – это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаются рисунки на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары.

- Сухое валяние (фильцевание) – это уплотнение, сбивание и спутывание шерстяных волокон при помощи специальных игл: шерсть многократно протыкается иглой, пока на основе, не получится однородный плотный материал. Таким образом, создаются игрушки, бижутерию, декоративные объемные фигурки. Иглой можно нанести рисунок на фойлок или фетр, вместо красок используя шерстяные волокна.

В Россию техника валяния пришла вместе с монголо-татарским игом и прижилась благодаря суровым зимам. Самое распространенное русское валяное изделие, конечно же, валенки, хотя помимо них на Руси изготавливалось сукно и войлоки для хозяйственных нужд, валяные шапки, кисеты для хранения табака. Белорусы также использовали войлок в изготовлении валенок, верхней одежды, например, юбок, утеплении домов.

Сегодня в России войлок один из самых старых, традиционных материалов вновь обретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитья одежды, а не только как утеплитель. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой «изюминкой» в одежде и интерьере.

Мастер-класс сочетает два вида деятельности:

- репродуктивный - на этапе изготовления башкирского ковра (работа по технологической карте - поэтапная обработка сувенирного башкирского ковра);

- творческий - на этапе декорирования ковра (у каждого участника мастер-класса свое решение по выбору предметов декора и дизайнерскому оформлению).

Принципы организации учебного процесса:

- интеграция;

- деятельностный подход;

- индивидуализация.

Методические приемы.

Наибольшую эффективность работы по данной теме дает совместная деятельность педагога и детей, направленная на решение творческой задачи. Педагог должен пробудить у детей творческую активность, интерес к процессу работы и получаемому результату. Очень важны стимулирующие работу детей действия педагога, включающие похвалу, подбадривание, оказание помощи, которые повышают эмоционально – познавательное значение труда, вложенного в создание художественного образа. Необходимо выделять индивидуальность каждого ребенка, учитывая это в процессе валяния башкирского ковра.

Критериями анализа процесса деятельности является: проявление творческой направленности в оформлении изделия, степень оригинальности, аккуратность исполнения, уровень самостоятельности при выполнении изделий.

Основные этапы работы.

Организационный момент:

  • сбор участников мастер-класса;
  • проверка готовности к мастер-классу;
  • наличие инструментов, материалов и приспособлений;
  • мотивация участников мастер-класса с целью их восприятия и понимания новых знаний и опыта.

В программе мастер-класса по изготовление башкирского ковра из шерсти для его участников подобраны несложные упражнения, которые направлены на формирование новых знаний и умений:

  • демонстрация участникам мастер-класса техники войлоковаляния;
  • демонстрация основных приемов и пошаговой технологии изготовления башкирского ковра;
  • анализ выполненной работы участниками мастер-класса.

Подготовительная работа:

-информационная подборка тематического Интернет-слайд-шоу;

-мини-выставка разных видов ковров, дополнительный материал по истории происхождения ковра;

-презентация «История создания ковра из натуральной шерсти» (Приложение 1);

-технологическая карта поэтапной обработки «Изготовление сувенирного ковра из натуральной шерсти» (Приложение 2);

-декоративные украшения для оформления ковра (в ассортименте);

- подготовка рабочего места:

стол;

стул;

План проведения мастер-класса

  1. Организационный этап.
  2. Подготовительный этап
  3. Динамическая пауза
  4. Основной этап
  5. Динамическая пауза
  6. Заключительный этап
  7. Итоговый этап. Рефлексия.

План - конспект мастер – класса

Организационный этап

Дидактическая задача

Деятельность педагога

Деятельность детей

Подготовить детей к работе на занятии. Формирование положительного психологического климата в детском творческом коллективе.

Приветствие, вступительное слово педагога.

Проверка готовности к мастер-классу.

Знакомит с материалами и инструментами, необходимыми для работы.

Техника безопасности.

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая педагогу в организации занятия.

Ознакомление с инструментами и материалами.

Подготовительный этап

Дидактическая задача

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация познавательной деятельности обучающихся, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Привлечение внимания детей к теме:

Сегодня мы попробуем сотворить маленькое чудо. Теплое, мягкое, полезное. Его умели делать наши предки. Попробуйте догадаться, о чем идет речь?

Загадки про ковер.

  1. Лежу у вас я под ногами,

Топчите меня вы сапогами

А завтра во двор унесите меня,

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли повалятся на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер)

  1. В сказке может он летать

Дома украшеньем стать.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Отгадывают загадки.

Делают вывод и объ- являют тему мастер-класса «Валяние башкирского ковра»

Рассматривание иллюстраций башкирского ковра.

Динамическая пауза

Дидактическая задача

Деятельность педагога

Деятельность детей

Профилактическая работа по здоровьесбереждению детей.

Предлагаю физкультурную минутку

Выполнение физкультурной минутки

Основной этап

Дидактическая задача

Деятельность педагога

Деятельность детей

Активизация и актуализация опорных знаний и умений, формирование мотивов обучения.

Выполнение творческой практической работы Привитие навыков самостоятельной работы.

Освоить обволакивание шерсти по трафарету.

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих «изюминок» (приемов) с комментариями

- раскладываем выкройку узоров или орнамента на фетр;

- раскладываем и вытягиваем шерстяные волокна в виде широких прядей.

- берем в руки иглы для фелтинга и прокалываем шерстяные волокна в основу.

- забиваем шерсть до тех пор пока шерсть на поверхности не станет равномерной.

- работаем аккуратно, соблюдая технику безопасности и не мешая друг другу.

На экране демонстрация слайда с этапами работы.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. 

Осмысление содержания направлено на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.

Выполнение работы обучающимися под руководством педагога:

а) подготовка рабочего места;

б) раскладка шерсти на фетр;

в) работа с иглами для фелтинга;(иглы имеют специальные насечки, благодаря которым они подцепляют и смешивают (спутывая)волокна шерсти; все насечки на игле расположены в одном направлении, противоположном направлению втыкания, благодаря  этому иглу легко вынуть из фетра)

Динамическая пауза

Дидактическая задача

Деятельность педагога

Деятельность детей

Профилактическая работа по здоровьесбереждению детей.

Предлагаю станцевать под башкирскую народную песню на башкирском ковре

Выполняют упражнения.

Дети танцуют под башкирскую народную песню.

Заключительный этап

Дидактическая задача

Деятельность педагога

Деятельность детей

Закрепление знаний и умений, необходимых для самостоятельной работы

Подведение итогов выполненных работ.

Наблюдает за работой обучающихся, отвечает на вопросы обучающихся. На экране демонстрация слайда с этапами работы.

В игровой форме педагог закрепляет знания детей о производстве ковра, его назначении, обычаях, связанных с его изготовлением

 (Приложение 3).

Предлагает оформить выставку творческих работ.

Самостоятельная работа обучающихся «Изготовление  сувенирного ковра» проходит под музыкальное сопровождение.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Оформляют выставку готовых работ участников мастер- класса.

Итоговый этап. Рефлексия

Дидактическая задача

Деятельность педагога

Деятельность детей

Обсуждение мастер-класса участниками.

Анализ успешности учебной деятельности детей на занятии. Оценка индивидуальной работы каждого обучающегося, оценка презентаций.

Подводит итоги выполненной работы.

Организация обратной связи.

- О чем вы узнали на занятии?

- Что для вас нового мы создавали?

- Для кого вы создали свои коврики? (Выслушать ответы всех детей).

- Какие действия с объектами мы повторили?

Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.

Предлагает каждому обучающемуся оценить свою работу на занятии.

Задает рефлексивные вопросы.  

Демонстрирует отлично выполненные обучающимися работы.

Педагог благодарит детей за работу

Обсуждают выполненные работы. Отвечают на вопросы.

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.

Говорят о своем настроении и впечатлении.

Дети дают оценку своей работе, используя цветные сигнальные карточки. Желтый - высокая оценка, зеленый - небольшие замечания. Красный - своей работой не доволен. Желающие могут выйти перед группой и аргументировать свою оценку. Приводят в порядок рабочие места.

Заключение

Методическая разработка была направлена на решение одной из важнейших задач современности — проблему социализации подростков через взаимодействие поколений. Работа велась через те аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между педагогом и подростками, между самими сверстниками в совместной деятельности разнопланового характера, на формирование уровня самооценки, мотивации, на восприятие общечеловеческих ценностей.

В ходе мастер-класса были изучены исторические аспекты такого вида народно-художественного творчества, как валяние ковра из шерсти.

Основой любого народного промысла является ручной труд. Получив базовые знания по созданию войлочных изделий из шерсти и освоению техники сухого валяния, через самостоятельное творчество, обучающиеся смогли почувствовать себя мастерами, почувствовать непрерывность традиций, связь времен и поколений, потому что на занятии применяются материалы, инструменты и приемы, которыми пользовались мастера в далеком прошлом.

В процессе проведенных мероприятий можно сказать, что поставленная цель и задачи были достигнуты. Каждый обучающийся побуждается к активной деятельности, у него вырабатываются навыки самостоятельных решений, воспитывается понимание того, насколько важно уметь применять полученные знания на практике.

В ходе реализации мастер – класса получилось раскрыть потенциал не только творческих, но и душевных качеств обучающихся.

Список литературы

Анцупова О.Б., Делий И.Н. «Маленький ремесленник», образовательная программа дополнительного образования детей, Методическое пособие для ОУ, Приложение № 5, 2012, ж. «Дополнительное образование и воспитание», ООО «Витязь-М», С.4. 2012.

Березина В.А. Дополнительное образование детей в России [Текст] / В.А. Березина. — М.: Диалог культур, С.512. 2007.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).

Морева, Е Ковры - коврики.// Маруся. - 2009 .- №1.- стр. 8-9 3. Орлова, Н, Боровик, К. Я. познаю мир: История вещей: Энциклопедия. М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»,1998.-512 с. 4. Осипов, Д. Башкирский ковер.

Селевко Г. Компетентности и их классификация. //Народное образование.№4. С.138. 2004.

Наука и жизнь.-2007.-№12.-С.157-159 5. Чаликова, Д. Ковры народов мира//Наука и жизнь.-2005.-№12.-С.110-113

Интернет ресурсы:

1. livemaster.ru (одежда из войлока)

2. livemaster.ru (ярмарка мастеров)

3. images.yandex.ru (валяние)