Урок "Орнамент в русском народном костюме"

Шишигина Любовь Анатольевна

Презентация урока по декоративно-прикладному искусству для детей 8-9 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация урока по ДПИ.919.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шишигина Любовь Анатольевна преподаватель МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Югорск

Слайд 2

Занятие по декоративно-прикладному искусству с группой учащихся ДШИ (8-9 лет) «Орнамент в русском народном костюме»

Слайд 3

Цель: декорирование ленты (пояса) по мотивам русского народного костюма. Образовательные задачи: познакомить со знаками-символами в орнаменте русского костюма, определить цветовую гамму; учить воспроизводить орнамент на полосе; Развивающая задача: развивать чувство ритма при создании композиции в полосе; Воспитательная задача: воспитывать интерес к этнографии и истории русского народного костюма;

Слайд 4

Методы обучения: словесный (беседа), наглядный (слайдовая презентация, демонстрационный материал), частично-поисковый, практический. Тип урока: комбинированный. Направление: художественно – эстетическое.

Слайд 5

Оборудование для преподавателя: проектор для слайдовой презентации; - образцы орнаментов на полосе и символов, выполненные в цвете; - материалы: бумага для черчения А-4, гуашь, кисть щетина №6, баночка для воды, магниты; скотч двусторонний, стиплер; - записи мелодий русских народных песен. Оборудование для учащихся: - бумага для рисования (круг, полоса); - гуашь; - кисти щетина и белка №2, №3, №5; ватные палочки; клеенка.

Слайд 6

ЗАНЯТИЕ: «Орнамент в русском народном костюме» (40 минут) 1. Организационный момент (1 мин.) Дидактическая задача: привлечь внимание, вызвать интерес учащихся к занятию. Форма организации: фронтальная. Метод: словесный. Музыкальное оформление фоном : мелодии русских народных песен

Слайд 7

2. Сообщение темы занятия (1 мин.) Дидактическая задача: заинтересовать учащихся, обеспечить принятие учащимися цели урока. Форма организации: фронтальная. Метод: словесный.

Слайд 8

3. Слайдовая презентация с беседой (5 мин.) Дидактическая задача: актуализировать имеющиеся знания. Форма организации: фронтальная.

Слайд 9

Вопросы преподавателя при просмотре презентации: - какие виды орнамента представлены на костюмах? - в каких деталях костюма применен ленточный орнамент? - какие элементы использованы в орнаменте? Ответы детей: - виды орнамента: растительный и геометрический - детали: рукава, подол юбки, передник, головной убор - элементы: цветы, линии, птицы и т.д.

Слайд 10

Обсуждение вопросов: - цветовое решение в народном костюме - применение орнамента в современном дизайне одежды

Слайд 11

Цвет в орнаменте: Белый – цвет невинности, чистоты; Синий – это небо, вода ,символ плодородия; Красный – огонь, радость, красота; Зеленый –природный мир, жизнь, покой; Золотой – солнце, богатство, радость, счастье;

Слайд 12

4. Сообщение нового материала. ( 5 мин.) Дидактическая задача: обеспечить мотивацию к новому творческому опыту. Форма организации: фронтальная. Методы: словесный (беседа), демонстрационный (образцы знаков-символов), частично-поисковый.

Слайд 13

- Еще в глубокой древности люди начали создавать несложные узоры, условные знаки-символы, которыми они выражали свое отношение к непонятным явлениям природы, свое восприятие окружающего мира (к природе, животным, птицам, предметам быта и т.д.). Смысл каждого знака, линии были понятны ему и служили как средство общения и передачи информации. Многие знаки-символы не только украшали одежду, жилище и предметы обихода, но и должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому их называли оберегами и наносили на видные места. Например, в одежде располагали по краям и швам или большим пятном в центре. - Давайте рассмотрим некоторые знаки-символы и попробуем дать ответ на вопрос: «Что означает данный знак?» Примерные ответы обучающихся : (круг, с отходящими от него линиями это солнце, знак, напоминающий женскую фигуру человека это девушка, знак птицы, знак дерева, геометрическая фигура ромб)

Слайд 14

- Молодцы! Давайте рассмотрим знаки подробнее. - Изображение знака солнца может выглядеть по разному, но это один из самых почитаемых символов - знак жизни, тепла, знак непрерывного вращения всего живого на земле. Знак Берегиня – это женский образ, защитница людей от всякого зла, добрая, оберегающая домашний очаг, детей, благополучие семьи. Знак Дерево – оно и кормилец в эпоху собирания плодов, оно и жилище, оно и тепло в холодную зиму, без него нет очага, на котором готовят пищу, оно же древо жизни. Мы часто в жизни говорим такие слова – корни памяти, корни истории, родословное дерево. Знаки птиц – одни олицетворяют счастье, удачу, радость, другие печаль и скорбь, что тоже присутствует в жизни человека. Самый распространенный знак русской вышивки гребенчатый ромб – символ душевного спокойствия и равновесия, символ счастья. Иногда имеет значение – где располагается знак на костюме. Например, ромб на подоле, может обозначать, как вход в потусторонний мир. Знаков-символов в орнаменте русского костюма очень много, мы разобрали только некоторые из них. Имеют свои обозначения также многие линии и геометрические фигуры .

Слайд 15

5. Первичное закрепление знаний (выполнение упражнения знаков «Солнце», « Берегиня », «Ромб») (6 мин) Дидактическая задача : актуализировать умения, создать комфортную психологическую среду.

Слайд 16

Показ преподавателя. Выполнение упражнения учащимися.

Слайд 17

6. Физминутка (2 мин) - А теперь мы с вами будем выполнять движения из русского народного танца, они пригодятся нам в конце занятия, когда мы встанем в хоровод. Первое движение, назовем его «Уговоры» – руки на поясе, повороты головы вправо, влево. Второе движение, назовем его « Топатушки » – руки на поясе притопы ногами. Выполнение танцевальных движений под народную музыку

Слайд 18

7. Первичное закрепление знаний (выполнение упражнения «Орнамент на полосе») (15 мин) Дидактическая задача: Выявление правильности и осознанности представлений учащихся об орнаменте на полосе. Форма организации: индивидуальная, фронтальная. Метод: практический

Слайд 19

- Мы сейчас с вами ритмично выполняли движения русского танца. Как вы уже знаете, существует чувство ритма и в орнаменте. Давайте вспомним, как располагают элементы в композиции орнамента? Примерные ответы обучающихся : (элементы орнамента располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга, элементы должны быть одинакового размера, в орнаменте может быть определенное число элементов, необходимо чередование цветов).

Слайд 20

Давайте посмотрим на эти орнаменты растительный и геометрический и обобщим сказанное. Чувство ритма это чередование форм, цвета, размера в композиции. - Орнаменты бывают растительные и геометрические. - Орнамент на полосе есть во многих росписях, которые вы уже знаете, «Городецкая», «Мезенская», «Уральская» и другие. - Каждый из вас сейчас задекорирует свою ленту теми элементами, которые вам нравятся, не забывая о чувстве ритма в орнаменте и о цветовом решении. Орнамент на полосе делаем справа и слева от выделенного центра. Не забывайте о симметрии. - Пока звучит музыка, вы работаете, как только я уменьшу звук, это значит, что у вас остается 2 минуты на завершение работы.

Слайд 21

Выполнение работы учащимися .

Слайд 22

Преподаватель во время практической работы делает целевые обходы: - контроль организации рабочего места; - контроль правильности выполнения приемов работы; - оказание индивидуальной дифференцированной помощи учащимся, испытывающим затруднения; - контроль объема и качества выполненной работы).

Слайд 23

Следующий этап работы: примерка лент и поясов .

Слайд 24

7. Итог урока. Хоровод с выполнением движений. Рефлексия.(5 мин.) Дидактическая задача: Закрепить у учащихся положительное эмоциональное отношение к русскому народному костюму. Формы организации: г рупповая. Методы: словесный.

Слайд 25

1. Просмотр работ, анализ. 2. Оценка работ учащихся по критериям: - композиция на полосе; - цветовое решение в композиции; - проявление фантазии в использовании линии и цвета; - качество выполненной работы. 3. Выставление оценок. Уборка рабочего места

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!