Проектная деятельность

Иванькова Ольга Юрьевна

Программа "Этно-микс" направлена на развитие мелкой и общей моторики с детьми с ОВЗ, популяризирует искусство народов Дальнего Востока посредством влияния регионального компонента в урочную и внеурочную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_etno-_miks.docx63.58 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №9»

 

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения

____________ А.В. Зора

от «__» ______ 2018 г.

Протокол № ___

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

__________   В.А. Савочка

«____» __________ 2018 г.

«Утверждаю»

Директор КГКОУ ШИ 9                      _________Т.К. Волкова

Приказ № ___

от «___»_______2018 г.

 

Программа дополнительного образования

детей с ограниченными возможностями здоровья

(умственной отсталостью)

художественной направленности

с элементами декоративно-прикладного искусства

« ЭТНО-микс»

возраст обучающихся 9-15 лет

срок реализации 3 года

Разработчик программы:

Иванькова Ольга Юрьевна,

учитель начальных классов

р.п. Переяславка

2018

Содержание

1. Аннотация                                                                                                                3

2. Пояснительная записка                                                                                           4

3. Список литературы                                                                                                11

4. Приложение                                                                                                            12

Аннотация

Образованность детей в вопросах жизни наших предков очень мала. Процесс обучения тесно связан с изучением народного творчества и художественных промыслов коренных народов Дальнего Востока, культурой и традициями  народов-аборигенов. Систематическое освоение художественного наследия помогает обучающимся осознать то, что искусство – это летопись человечества. Поэтому сочетание практических занятий с познанием прекрасного мира народного искусства является наиболее эффективной формой воспитания эстетического начала у детей, их трудовой активности и создания условий для самостоятельного творчества и социализации детей в обществе.

Особенность программы: объединение урочной и внеурочной деятельности в приобщении младших школьников от класса к классу  к истокам национальной культуры, литературы, искусства, природы. Реализация программы дает возможность развивать личностные качества обучающихся, формировать базовые учебные действия через приобщение к культуре. Пользоваться результатами программы могут учителя истории, литературы и географии не только школы-интерната, но и школ района им. Лазо, работники краеведческого музея и библиотеки.

Пояснительная записка

          Бисероплетение, вышивка бисером, орнаментирование   как вид декоративно-прикладного искусства тесно связано с жизнью человека. Любой человек, украшая себя, рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой у него характер, привычки. У каждого человека украшения и их цветовая гамма будут разными, это зависит от настроения и характера.  

             Актуальность программы «ЭТНО-микс»: любая вещь, изготовленная своими руками,  считается особенной, дорогой, приятной и роскошной. Можно украшать как традиционными, так и современными узорами одежду, преобразовывать свой дом, расшивать предметы быта или создавать множество великолепных сувениров. 

Главный смысл программы – это связь декоративно-прикладного искусства с жизнью человека.  Программа строится так, чтобы дать учащимся представления о значении бисерного рукоделия и орнаментирования в различных техниках. 

Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) художественно-эстетической направленности  с элементами декоративно-прикладного искусства «Окно к людям» (далее – Программа) составлена на основе:
1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.12г., № 273-ФЗ);

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599;

3. Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р);

4. Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 №30468);

5. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010г. №986,зарегестрированы в Минюсте России 3 февраля 2010г., регистрационный номер 19682;

6. Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ";

7. Приказа Росстата от 13.09.2016 N 501 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием и спортивной подготовкой детей";

8. СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»;

9. СанПиНа 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

10. СанПиНа 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»;

11. Примерных программ  дополнительного образования детей. – М.: «Просвещение», 2010.

12. Адаптированной основной общеобразовательной программы КГКОУ ШИ 9 (вариант 1);

13. Устава КГКОУ ШИ 9 р. п. Переяславка;

14. Положения о рабочей программе педагога в КГКОУ ШИ 9;

15. Годового плана КГКОУ ШИ 9 на 2018/2019 учебный год;

16. Годового календарного графика КГКОУ ШИ 9 на 2018/2019 учебный год.           Цель: создание новых условий и направлений развития детей с ограниченными возможностями здоровья для дальнейшей их социализации посредством освоения программы по направлению декоративно-прикладного искусства, а так же сохранение и популяризацию декоративно-прикладного творчества коренных народов Дальнего Востока.

         Реализация цели будет проходить через создание коллекции сувениров из бисера, ткани и дерева, а также пошива коллекции современной одежды с этническими элементами. Для расширения кругозора обучающихся будут использоваться следующие технологии: работа на ноутбуках (поиск материала), изучение и изготовление национальных блюд, сувениров из дерева, бисера, работа с бисером на спиннере, орнаментирование костюмов, вышивка гладью, крестиком, вязание на спицах, создание оберегов.  Здоровьесберегающие технологии осуществляются через обучение традиционным играм народов Дальнего Востока учителем физкультуры, а развитие общей моторики - на занятиях музыкального кружка под национальную музыку.

         В процессе создания коллекций, дети получают знания по народным ремеслам, прочитают сказки дальневосточных писателей, изучат особенности национального костюма, который несет в себе информацию о том или ином народе, приготовят блюда дальневосточной кухни. Благодаря данной программе, ребята смогут не только поучаствовать в творческом процессе создания маленьких «шедевров», но и показать их широкой публике поселка, района, края. Научатся общению, умению выступить на публике с мастер-классами по рукоделию, с показом современной одежды с этническими элементами. Данная программа по декоративно-прикладному творчеству будет способствовать дальнейшей социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

- изучить жизнь и быт, обычаи, культуру, значение орнамента народов Дальнего Востока посредством встреч, бесед с представителями библиотек и музеев;

- развить навыки  и умения в области декоративно-прикладного искусства: бисероплетения, вышивке бисером, вышивке крестиком,  вязания спицами, работе на ручном спиннере, резьбе по дереву;

- развивать у ребят навыки общения в совместной деятельности в разновозрастной группе;

-  развивать терпение, фантазию, а также аккуратность в выполнении своих работ;

- развить умения и навыки ручного труда посредством создания коллекций национальных костюмов, аксессуаров и бижутерии, сувениров из ткани, дерева;

- изготовить шумовые инструменты из дерева в технике выжигания, обучить игре на них;

- популяризовать  декоративно-прикладное творчество и традиционные музыкальные номера посредством выступления на публике;

- формировать представление о том, что от работы каждого зависит общий результат;

- развивать чувство ответственности и поддержки старших и опытных  ребят вновь прибывшим  в объединение учащимся;

- вызывать у ребят чувство радости за удачно сделанную свою работу и работу своих товарищей;

- вызвать желание сделать приятное своим родным и близким;

- способствование формированию чувства национального достоинства, патриотизма, культуры межнационального общения.

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- расширение опыта самостоятельного приобретения знаний и их практического применения;

 - предоставление детям широких возможностей для самореализации через проектную деятельность.

Данная программа рассчитана на обучающихся с умственной отсталостью (ителлектуальными нарушениями). Возраст обучающихся – 9-15 лет.

Нормативный срок реализации программы– 3 года, занятия рассчитаны на 2 группы по 3 часа в неделю (102 часа за учебный год);

Численный состав учебных групп - 7 человек.

Данная образовательная программа способна приобщить обучающихся к культуре своего народа. Программа  позволяет рассматривать воспитание через мотивацию к творческой деятельности и самореализацию, через практическую, творческую деятельность и социальную адаптацию, реализующуюся параллельно с изобразительным искусством, с народным фольклором, с хореографией. Тесно связана с такими предметами, как история, литература, география, уроки технологии.

Ориентация на национальную и мировую культуру позволяет насыщать программу региональным компонентом.  

Так как  в учебных группах занимаются дети разного возраста, в программе предусматривается подача одного и того же материала, но с разной степенью сложности. При составлении программы учитывается стремление постоянно поддерживать интерес к рукоделию посредством смены вида ручного труда: вязание крючком и на спицах, бисероплетение, вышивка бисером, вышивка гладью и крестиком, работа с мехом, изготовление и вырезание трафаретов.

Обучение  идет по следующим  направлениям: изучение отдельных фрагментов орнамента в зависимости от костюма, его значения, подбор ткани, расшивка орнамента бисером, украшение костюма и его демонстрация.

Таким образом, программа носит практико-ориентированный характер. Все полученные знания  навыки пригодятся обучающимся в жизни, независимо от выбранной профессии, а творческий подход к любому делу поможет добиться успеха в любом виде деятельности.

Педагогические принципы:

-личностно-ориентированный подход;

-природосообразности (учет возраста, природных наклонностей и способностей, уровня подготовленности к данному виду деятельности);

-культуросообразности (приобщение к истокам народного творчества, ориентация на культурные общечеловеческие ценности);

-систематичности и последовательности;

-научности;

-интеграции;

-наглядности;

-связи теории с практикой;

-сотрудничество и ответственность (изготовление коллективных работ);

-творчество (приветствуется фантазия и образное мышление);

-достижения успеха.

Основными формами организации занятий  по данному курсу являются занятия-практикумы.

На занятиях коллективные формы работы органично сочетаются с индивидуальными и групповыми. На занятиях широко используются наглядные пособия, образцы изделий, дополнительная литература, музыкальное сопровождение, элементы театрализации, физминутки.

Виды контроля:

- диагностика на начало года и на конец года

- опрос во время занятий;

- конкурсы на заданную тему;

- наблюдение, общение с детьми, анализ их работы;

- результат участия в выставках;

- открытые занятия, мастер-классы.

Предполагаемые результаты программы:

- изучили орнаментологию народов Приамурья;

- овладели навыками ручного труда;

- овладели навыками демонстрации собственных изделий на сцене;

- научились творчески подходить к созданию любого изделия, начиная от поделки до костюма;

- участвовали в выставках, конкурсах, концертах;

- развили потребность к самопознанию и саморазвитию.

-   пользоваться материалами и инструментами для бисероплетения;

- подбирать гармоничные сочетания цветов для бисерных работ;

- оформлять вышитое изделие.

- самостоятельно или с помощью педагога  творчески применять умения и навыки, полученные на       предыдущих  занятиях;

- доводить работу до конца;        

- работать и общаться в коллективе;

- радоваться не только своей выполненной работе, но и работам других ребят.

Условия реализации образовательной программы:

      Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, хорошее освещение, наличие необходимых инструментов и материалов.

     Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике  безопасности по всем видам рукоделия, предусмотренным в программе.  Занятия декоративно - прикладным искусством требует отдельного рабочего места для каждого ребенка.

Материально-техническое оснащение.

- помещение (кабинет) не менее 30 кв. м. и подсобное помещение для склада не менее 10 кв. м.;

- качественное электроосвещение;

- столы и стулья; шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий;

- инструменты и материалы для бисероплетения и работы с тканями (занятия проходят в кабинете трудового обучения) - бисерные иглы, нити, леска,  бисер, бусы, стеклярус, ножницы, пайетки, проволока, цветные нитки, тканевые салфетки, клей ПВА, калька, воск, фурнитура для украшений, ткань;

- инструменты и материалы для работы с деревом (занятия проходят в столярной мастерской) – древесина, выжигательный аппарат, лобзик, рубанок, нождачная бумага, лак по дереву.

- канцелярские принадлежности.

- инструменты и материалы для музыкального сопровождения – шумовые национальные музыкальные инструменты, плакаты, орг.техника

Список  литературы.

1. Андреева Н. А., 2007г. «РУКОДЕЛИЕ»;

2. Артамонова Е.  , Москва ЭКСМО 2009 г. «Украшения из бисера»;

3. Бельды Г., РИО ТИП 2006 г. «От крепкого корня предков»;

4. Борисов И. Б. Обработка дерева / И. Б. Борисов.-Москва: ИЛ, 2003;

5. Виноградова Е. Г., Санкт-Петербург. Кристалл 2000г. «Оплетение бисером и шнуром»;

6. Гейкер В., Хабаровск 2006г. «Сказы Халбинской земли»;

7. Калашникова Н.М., Плужникова Г.А.г. Москва 1990г., «ПЛАНЕТА» «Одежда народов СССР»;

8. Кочешков Н. В., РАН 1995г. «Декоративное искусство Нижнего Амура и Сахалина»;

9. Кялундзюга В. Т., Хабаровск 1996г. «Букварь удэгейского языка»;

10. Ланина Е. К., Сахалинское книжное издательство 2007г. «Нивхские старинные традиции»;

11. Матвеева (Дуван) Т.Б., Гонтмахер П.Я. «Орнаментальное искусство ульчей: мастера и традиции»., Хабаровск, 2000г.;

12. Чиотти Д. «Королевские украшения своими руками»., «Мир книги» 2007 г . Москва;

13. Шевченко В. С., Хабаровск 1982г. «Краски Земли Дерсу»;

14. Издательство НИОЛА- ПРЕСС, 2006, «Вышитые сумочки»

15. ООО « Издательство Астрель», г. Москва, 2002г. «Волшебный клубок»

Приложение

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

Цель: развить навыки  и умения в области декоративно-прикладного искусства: бисероплетения.

п/п

Темы

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

часов

1. Материаловедение

1.

Вводные занятия

(материаловедение)

2

2

4

2.

Все о бисере и бусинах.

2

2

4

3.

Основы композиции и цветоведения.

5

4

9

2. Низание на проволоку

4.

Низание

петельками

2

15

17

5.

Параллельное

низание

2

13

15

6.

Низание дугами

2

24

26

3. Плетение на леске, проволоки

7.

Круговое низание или петельная техника

2

10

12

8.

Изготовление цветов в технике кругового плетения

2

10

12

4. Внеклассные мероприятия

9.

Оформление выставок, внеклассные мероприятия

1

2

4

Итого

20

82

102

Раздел 1. Вводные занятия.

1. 1.  Материаловедение (4 часа).

Вводные занятия рассчитаны на знакомство с детьми. На этих занятиях необходимо вызвать интерес у ребят к этому ремеслу, заинтересовать их уже готовыми изделиями из бисера и этим вызвать желание посещать дополнительные занятия по бисероплетению.

        Прежде чем приступить к работе с бисером, необходимо запастись терпением, а также всеми необходимыми инструментами и материалами, которые будут необходимы для работы на занятиях.

Провести беседу по технике безопасности при работе с ножницами, проволокой, иглой и другими инструментами и материалами, которые буду задействованы во время занятий.

Ознакомить с темами занятий, с правилами поведения не только в учреждении, но и в кабинете, в котором будут проходить занятия и бережном обращении с окружающими предметами этого кабинета.

Постараться создать дружелюбную атмосферу внутри рождающего коллектива.

1. 2.Все о бисере и бусина (4 часа). Рассказать о родословной бусинки, о видах бисера, его качестве, цвете, а также о восстановлении и окрашивании бисера.

     Декоративно-прикладное искусство и его виды. Понятие «декор».

Беседа «Зачем людям украшения?». История бисероплетения. Бисер в народном костюме. История костюма малочисленных народов Дальнего Востока.

1. 3. Основы композиции и цветоведения (9 часов.)

             Понятия: «цветоведение» и «композиция». Композиция декоративного произведения. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст.

             Роль выразительных средств  построения декоративного произведения (форма, цвет, фактура…).

      Понятие: «Орнамент».

             Основные законы композиции декоративно-прикладного изделия – композиция украшений.

             Зарисовка цветового круга. Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Раздел 2.  Низание на проволоку.

Низание на проволоку чаще всего используют для изготовления различных сувениров в виде растений, животных, насекомых и человечков. Проволока очень податливый материал, и изделиям из нее можно придать любую форму и изогнуть отдельные детали. Важно, чтобы фигурки хорошо сохраняли форму, не мялись.

Существует несколько методов низания на проволоку, обеспечивающих достаточную жесткость изделий

        Проволока для плетения из бисера в применении легка и удобна. Для работы рекомендуется специальная медная проволока различных цветов диаметром 0,28 – 0,34 мм.

2. 1. Низание петельками (17 часов).

Низание петелькой используется для изготовления цветов, веточек и деревьев. Изделия из петелек просты в исполнении.

2. 2. Параллельное низание (15 часов).

        Методом параллельного низания, используя тонкую проволоку, делают цветы и листья самых разнообразных форм. Очертания, размеры лепестков и листьев определяются количеством рядов в схемах и их длиной. Несмотря на кажущуюся простоту, метод параллельного низания позволяет создавать плоские детали или фрагменты, а затем из них собирают объемные изделия, такие как цветы, ягоды, животные, насекомые и забавные игрушки. Цветы и листочки можно поместить в рамку, повесить на стену, а можно собрать букетик и поставить в вазочку.

2. 3. Низание дугами (26 часов).

Этот метод лучше всего подходит для изготовления как цветков всевозможных форм и расцветок, так и для целых декоративных цветочных композиций, не затрачивая при этом особых усилий. Особенно этот метод низание дугами позволяет очень быстро изготовлять одноцветные листочки и лепестки.

Раздел 3. Плетение на леске, проволоке.

Низание  на нить – самый древний вид рукоделия с использованием бусин. В бисерных украшениях наблюдается разнообразие способов изготовления. Осваивать технику низания лучше всего, выполняя образцы из мелких бусин или крупного бисера, нанизывая их на хлопчатобумажные или льняные нити. По количеству иголок и ниток, необходимых для работы, различают низание в одну нить или одной иголкой, то есть ниткой или иголкой; в две нити или двумя иголками – низание ниткой с иголками с двух сторон.

3. 1. Круговое низание  или петельная техника(12 часов).

Петельная техника – это полуобъемное плетении. Оно применяется для изготовления воротников, гривен, колье, салфеток и других изделий, а также как дополнение к другим видам плетения. Работа выполняется на капроновой нити однорядными и многорядными петлями. Изделия могут быть одноцветными, двухцветными и многоцветными. Петли можно делать одинаковой или разной длины. Их размеры зависят от вида изделия.

3. 2. Изготовление цветов в технике кругового плетения (12 часов).

Круговое плетение на проволоке представляет собой французскую технологию изготовления цветов из бисера. Данная технология также используется при изготовлении небольших брошей. Тем самым дети могут производить небольшие сувениры в подарок.

Раздел 4. Оформление выставок. Внеклассные мероприятия(4 часа).

Совместная работа в коллективе. Оформление стенда, правильная расстановка сувениров.

Возможные результаты к концу 1-го года обучения:

- что такое «декоративно-прикладное искусство»;

 - предысторию бисера, где он применялся раньше и используется сейчас;

- правильно организовать свое рабочее место;

- правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами;

- доводить начатую работу до конца;

- работать в коллективе;

- основные свойства материалов для бисерного рукоделия;

- о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в построении декоративного произведения;

- особенности техники плетения на проволоке;

- комплекс упражнений по оздоровительной гимнастике для снятия усталости и  самостоятельно применять их.

- обсуждать и договариваться о сюжете и композиции при коллективной работе;

отличать теплые и холодные цвета;

находить цветовой контраст;

читать схемы украшений;

- радоваться не только своей выполненной работой, но и работой других ребят.

Приложение

Второй год обучения

Учебно-тематический план

Цель: развитие умений и навыков ручного труда посредством создания коллекции современных костюмов с этническими элементами, аксессуаров и  сувениров из ткани.

п/п

Темы

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

часов

1. Материаловедение

1.

Вводные занятия (материаловедение)

2

2

4

2.

Основы композиции и цветоведения.

2

3

5

2. История лоскутного шитья

3.

История лоскутного шитьяИнструменты и материалы. Правила безопасности.

2

2

4

4.

Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны. Раскрой лоскутков.

2

4

6

5.

Цветовые сочетания. Техника «квадрат».     Изготовление изделия в технике «квадрат»

2

3

5

6.

Техника «Полоска». Изготовление изделия в технике «полоска».

1

3

4

7.

Выполнение стёжки. Ручная стёжка.

1

4

5

8.

Выполнение стёжки. Машинная стёжка. Приёмы получения разных фактур.

1

4

5

9.

Изготовление творческого изделия. Выбор рисунка и материалов. Сборка изделия.

1

3

4

3. Орнаментирование

10.

Орнамент. Виды орнаментов.

5

2

7

11.

Изготовление трафаретов орнаментов из бумаги и ткани

3

14

17

12.

Наклеивание трафарета на основу

1

3

4

13.

Вышивка по контуру орнамента бисером

2

15

17

14.

Изготовление традиционного узора, орнамента

2

10

12

15.

Оформление выставок, внеклассные мероприятия

1

2

3

ИТОГО

28

74

102

Раздел 1. Вводные занятия.

1. 1.  Материаловедение (4часа).

Вводные занятия рассчитаны на повторение пройденного материала. Вспомнить инструменты и материалы, которые будут необходимы для работы на занятиях.

Провести беседу по технике безопасности при работе с ножницами, проволокой, иглой и другими инструментами и материалами, которые буду задействованы во время занятий.

1. 2.  Основы композиции и цветоведения (5 часов.)

             Понятия: «цветоведение» и «композиция». Композиция декоративного произведения.       Понятия: «орнамент».     Основные законы композиции декоративно-прикладного изделия – композиция украшений.

Раздел 2.  Лоскутное шитьё

2.1 История лоскутного шитья (4 часа)

История лоскутного шитья. Пэчворк. Объекты труда: лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода. Инструменты и материалы.  Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья.  Материалы: подбор и подготовка. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования.  Объекты труда: Шаблоны и трафареты.

2.2 Цвет. Цветовые сочетания. (6 часов)

          Цветовой круг. Основные, дополнительные.  Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов.  Объекты труда: лоскутные изделия, ткани разных цветов. Шаблоны. Раскрой лоскутковИзготовление шаблона. Раскрой лоскутных деталей. Объекты труда: шаблоны, ткани.

 2.3 Техника «квадрат». Изготовление изделия в технике «квадрат» (5 часов).

           Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий. Объекты труда: Лоскутная прихватка.

2.4 Техника «полоска». Изготовление изделия в технике «полоска». (4 часа)

Раскрой полосок. Технология пошива. Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.  Объекты труда: коллективное панно.

 2.5 Выполнение стёжки. Ручная стёжка. Машинная стёжка. (10 часов)

          Ручная стёжка. Технология выполнения. Машинная стёжка. Выполнение ручной и машинной стёжек на одном из сшитых изделий.  Объекты труда: панно, лоскутная картина. Приёмы получения разных фактур. Получение фактуры при помощи стёжки, создание рельефа, использование накладных элементов.   Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.

2.6 Изготовление творческого изделия (4 часа)

Выбор рисунка и материалов. Изготовление блоков лоскутных узоров. Сборка изделия.   Окончательная отделка. Объекты труда: панно, лоскутная картина.

Раздел 3. Орнаментирование.

3.1 Орнамент. Виды орнамента (7 часов)

Формы и принципы его построения, самобытные национальные черты, местные особенности, эстетические вкусы. Назначение орнамента.

3.2 Изготовление трафаретов орнаментов из бумаги и ткани (17 часов)

Готовый трафарет надо обвести карандашом сначала на бумаге. Вырезать его правильно по внутренней линии карандашного следа. Потом тренироваться вырезать на ткани.

3.3 Наклеивание трафарета на основу (4 часа)

Готовые образцы из ткани необходимо наклеить на основу клеем «Мастер», используя при этом зубочистку для аккуратного приклеивания.

3.4 Вышивка по контуру орнамента бисером (17 часов)

Приклеенные орнаменты по контуру надо вышить бисером. Бисерные иглы очень тонкие. Работать осторожно. Можно вышивать мононитью или нитками. По одной бисеринке на расстоянии 0,3 см.

3.5 Изготовление традиционного узора, орнамента (12 часов)

Выбор рисунка и материалов, приклеивание орнамента, вышивка по контуру бисером. Сборка изделия воедино.

3.6 Оформление выставок, внеклассные мероприятия (3 часа)

Совместная работа в коллективе. Оформление стенда, школьной выставки.

Возможные результаты к концу 2 года обучения:

- инструкцию по  технике безопасности;

- гармонию цвета, гармоничные сочетания цветов;

- понятие «орнамент»;

- о народных обычаях и традициях;

- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- об истории и культуре народного костюма;

- комплекс здоровьесберегающих упражнений для снятия усталости и самостоятельно применять их. 

- изготовили игольницы, сумочки, панно с этническими элементами

Приложение

Третий год обучения

Учебно-тематический план

Цель: популяризовать  декоративно-прикладное творчество через создание сценических костюмов с этническими элементами и традиционные музыкальные номера посредством выступления на публике.

п/п

Темы

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

часов

1. Материаловедение.

1.

Вводные занятия (материаловедение)

1

1

2

2. Информационный раздел

2.

Поиск информации в интернете по темам. Изучение материалов музея и библиотек о жизни малочисленных народов Дальнего Востока

2

2

4

3.

Изучение традиционной кухни малочисленных народов Дальнего Востока. Участие в гастрономическом шоу «Юкола»

3

4

7

4.

Изучение литературного наследия коренных народов Дальнего Востока.

2

4

6

3. Практическое применение знаний

5.

Изготовление шумовых национальных инструментов из дерева, орнаментирование палок путем выжигания

2

6

8

6.

Развитие общей моторики. Игра на национальных шумовых инструментах (погремушки из рыбьей кожи)

3

15

18

7.

Пошив коллекции сценической одежды с этническими элементами

2

20

22

8.

Создание коллекции сувениров из бисера

1

7

8

9.

Мастер-классы по декоративно-прикладному искусству: создание оберегов

2

2

4

10.

Экскурсии

1

2

3

11.

Участие в конкурсах и концертах с показом коллекции, выставки изделий и музыкальных номеров

1

4

5

12.

Подготовка к участию в краевом конкурсе «Абилимпикс» в компетенции бисероплетение

3

12

15

Итого:

24

78

102

Раздел 1. Материаловедение.

1. 1Вводные занятия (2 часа)

Вводные занятия рассчитаны на повторение пройденного материала. Вспомнить инструменты и материалы, которые будут необходимы для работы на занятиях.

Провести беседу по технике безопасности при работе с ножницами, проволокой, иглой и другими инструментами и материалами, которые буду задействованы во время занятий.

2. Информационный раздел

2.1 Информационная деятельность.  Поиск информации по темам в интернете. Изучение материалов музея и библиотек о жизни малочисленных народов Дальнего Востока (4 часа)

Поиск информации о культуре, быте и жизни коренных народов Дальнего Востока. Познакомиться с обрядами и праздниками этносов.

2.2 Изучение традиционной кухни малочисленных народов Дальнего Востока. Участие в гастрономическом шоу «Юкола» (7 часов)

Изучить рецепты Дальневосточной кухни, выбрать наиболее интересные для приготовления на конкурс «Юкола», который будет проходить в 2 этапа: на уровне учреждения и детских домов района им. Лазо.

2.3 Изучение литературного наследия коренных народов Дальнего Востока. (6 часов)

Прочтение сказок, рассказов, стихов коренных народов Дальнего Востока. Постановка небольших инсценировок. Посещение районной библиотеки и краеведческого музея.

Раздел 3. Практическое применение знаний

3.1 Изготовление шумовых национальных инструментов из дерева, орнаментирование палок путем выжигания (8 часов)

Изготовление палок из ясеня или березы длинной 60 см., диаметром 3 см. и их орнаментирование путем выжигания.

3.2 Развитие общей моторики. Игра на национальных шумовых инструментах (погремушки из рыбьей кожи) (18 часов)

Изучение ритма через звуковое восприятие шумовых инструментов (погремушки, палки, бубен, свистульки). Связь звукового ритма с движением тела.

3.3 Пошив коллекции сценической одежды с этническими элементами (22 часа)

Раскрой (построение выкроек, снятие мерок, расчет ткани).  Орнаментирование (вырезание орнаментов из ткани с использованием бумажных трафаретов, приклеивание тканевых орнаментов на основу, обстрачивание контура на швейной машинке, расшивка орнамента бисером). Пошив (наметка, примерка, работа на швейной машинке) сценических костюмов.

3.4 Создание коллекции сувениров из бисера (8 часов)

Используя техники «Петельки», «Параллельное низание», «Дуги», Крестик» изготовить сувениры из бисера: «Вазы с цветами», «Дерево», «Бижутерия».

3.5 Мастер-классы по декоративно-прикладному искусству: создание оберегов (4 часа)

Для создания оберега необходимо: вырезать орнамент, 2 круга из фетра диаметром 6 см., бахрому из фетра длинной 25 см., шириной 1.5 см., кожаный шнурок длинной 60 см., клей «Мастер», зубочистка.

3.6 Экскурсии (3 часа)

Экскурсии в библиотеки и краеведческий музей г. Хабаровска. Посещение музейного комплекса с. Сикачи-Алян.

3.7 Участие в конкурсах и концертах с показом коллекции, выставки изделий и музыкальных номеров (5 часов)

Выступление на публике социализирует детей, приучает их к общению и расслаблению.

3.8 Подготовка к участию в краевом конкурсе «Абилимпикс» в компетенции бисероплетение (15 часов)

Ознакомление участника с положением конкурса, подробное изучение технологической карты, отработка практических навыков, психологическая подготовка.

Возможные результаты к концу 3-го года обучения:

- инструкцию по  технике безопасности;

- гармонию цвета, гармоничные сочетания цветов;

- особенности техники бисероплетения;

- понятие «оберег»;

- оформление готового изделия

- о народных обычаях и традициях;

- об истории и культуре народного костюма;

- особенности традиционной кухни;

- особенности традиционных шумовых музыкальных инструментов;