Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Дарования»

Ольга Леонидовна П.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

 «Дарования» имеет художественную направленность,  обладает целым рядом  возможностей углубления общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира учащихся, развитию творческой активности. В основу программы положена идея углубленного развития познавательной и креативной сфер личности, способность образно и нестандартно мыслить и практически воплощать свои замыслы через декоративно-прикладное творчество. Содержание программы направлено на:

- создание условий для развития имеющихся умений и навыков,

- развитие мотивации к познанию и творчеству,

- творческой самореализации сформировавшейся личности,

- расширения круга общения,

- желание перенять и поделиться имеющимся профессиональным и жизненным опытом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет администрации Третьяковского района по образованию

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                 дополнительного образования

       «Центр развития творчества детей и юношества»

               Третьяковского района  Алтайского края

               

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

художественной направленности

 «Дарования»

срок реализации —1 год

возраст учащихся от 18 лет.

                                                                      Автор-составитель:

                                                 Просветова Ольга Леонидовна

                                    педагог дополнительного образования.

                                                                             

                                                                       

                                                         

                                             

                                                                                                       

с. Староалейское — 2018г.

 

Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая )программа «Дарования» художественной направленности (далее программа) разработана на основе следующих документов:

- Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы»;

- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726 — р);

- Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19 ноября 2013 года № 191- 01- 39/ 06 — ГИ);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 04.07.2014. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 — 14 «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», зарегистрировано в Министерстве РФ 20.08.2014 № 33660;

- закон Алтайского края от 04.09.2013. №  56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;

- Постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 № 617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012-2017 годы»;

- Приказ Комитета администрации Третьяковского района от 13.10.2014г. № 206-а «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Третьяковского района».

 Изучив потребности населения, в соответствии с современными образовательными технологиями развитии и обучении, с учетом сохранения заинтересованности в данном виде деятельности (вязание крючком) была разработана дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа  «Дарования».

     

               

Направленность.

               

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

 «Дарования» имеет художественную направленность,  обладает целым рядом  возможностей углубления общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира учащихся, развитию творческой активности. В основу программы положена идея углубленного развития познавательной и креативной сфер личности, способность образно и нестандартно мыслить и практически воплощать свои замыслы через декоративно-прикладное творчество. Содержание программы направлено на:

- создание условий для развития имеющихся умений и навыков,

- развитие мотивации к познанию и творчеству,

- творческой самореализации сформировавшейся личности,

- расширения круга общения,

- желание перенять и поделиться имеющимся профессиональным и жизненным опытом.

   Актуальность

 дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей ) программы - «Дарования» обусловлена тем, что взрослые люди находят время и проявляют желание развиваться в творческом и эстетическом плане, познать новое, расширить кругозор и круг общения.                        

  Педагогическая целесообразность.

    При составлении программы  «Дарования» учитывались правила дидактики: логичность, доступность, научность, наглядность, простота в изложении. В процессе освоения программы учащиеся повышают уровень мастерства в выполнении изделий, изучают новые, современные приемы вязания крючком, шире проявляют свои творческие способности, фантазию, изобретательность, художественный вкус.        

   По уровню освоения -  

 программа  является развивающей, так как углубленно учит мастерству вязания и  творческой самореализации учащихся.

     На занятиях используется педагогика сотрудничества и установка на успех. Значимой составляющей при этом является развитие творческих способностей учащихся как основной формы самопознания.

       Занятия в объединении не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению изделий крючком, но и открывают прекрасный мир  искусства, способствуют осмыслению себя в связях не только с настоящим, но и прошлым, художественные представления,  воображение, развитие творческих способностей.

        Программа ориентирована на приобретение знаний, умений, навыков при работе обычным и длинным крючком, вязанию на шаблоне, на «вилке», на «бурдоне», в технике «фриформ».                                                         

Цели и задачи программы.

Цель:

 Поддержка и раскрытие творческого потенциала.

Задачи:

- научить новым приемам и видам вязания крючком;

- развить творческий потенциал.

-

В организации учебного процесса применяются как традиционные, так и  не традиционные формы организации участников учебного процесса: учебное занятие, групповая работа, индивидуальные консультации, презентации изделий, интегрированные занятия.                                 

                                

 Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности  «Дарования»

ориентирована на учащихся от 18 лет (взрослое население).

 В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора, с различными умениями и навыками, при зачислении в объединение предоставляется заявление.

        Программа рассчитана на 1 год обучения для взрослого населения. Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 3 часа ( 40 мин. занятие, 5 мин. отдых) 216 часов в год.                

По окончании курса программы «Дарования»

учащиеся должны знать:

- основы материаловедения,

- овладеть новыми, современными приемами вязания крючком,

- уметь «читать» и выполнять схемы.

         

           Формы  проведения занятий.

Форма обучения: очная.

В процессе реализации дополнительной программы «Дарования» предусмотрены следующие формы проведения занятий:

Традиционные:

- учебное занятие;

- групповая работа;

- индивидуальная работа.

Нетрадиционные:

- презентация (демонстрация) изделия;

- интегрированные занятия,

- обмен опытом.

    Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:

В процессе учебной, творческой деятельности происходит изучение, усвоение нового материала с помощью словесных методов:

- объяснение;

- рассказ;

- беседа.

Процесс закрепления и совершенствования ЗУН, осуществляется посредством наглядных практических методов:

- повторение и показ;

- демонстрация образцов и изделий;

- работа со схемами;

- изготовление изделий по схемам, шаблонам, выкройкам.

 В реализации личностно-ориентированного подхода применяются как групповые, так и индивидуальные формы работы с учащимися.

Планируемые результаты и формы их оценки.

Личностные результаты:

В результате освоения  программы «Дарования» учащиеся будут:

-  воспринимать новые знания и умения в освоении современных приемов вязания  крючком;

-  использовать полученные знания на практике;

-  проводить  самооценку своей деятельности.

Мета предметные результаты.

В результате освоения программы «Дарования» учащиеся будут способны:

- при поддержке педагога, извлекать, анализировать, синтезировать информацию из различных источников;

-   определять перечень необходимого оборудования (источников, материалов, приемов) для выполнения поставленной задачи;

-  представлять свои изделия перед аудиторией (демонстрация изделий);

- владеть техникой безопасности на занятиях.

Предметные результаты.

В результате освоения  программы  «Дарования» учащиеся будут

 знать:

- историю возникновения вязания крючком;

- современные виды вязания крючком;

- современные виды пряжи;

- последние тенденции в вязании крючком;

- новые способы вязания крючком;

- знать правила ухода за вязаными  изделиями.

 Уметь:

- уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

- вязать крючком всеми известными (современными) способами;

- свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов по вязанию;

- использовать полученные знания и умения на практике (вязать различные изделия крючком).

Формы оценки планируемых результатов реализации программы.

        На протяжении освоения программы «Дарования»  используются следующие  виды контроля:

Входной (осуществляется при приеме учащихся в объединение):

 - собеседование;

 - наблюдение;

- проверка практических навыков.

Текущий  (действует на протяжении всего учебного года):

- выполнение заданных образцов по схеме и описанию;

- контрольные задания по выполнению отдельных приемов;

- владение терминами;

- наблюдение.

Промежуточный

  (осуществляется при переходе от одного раздела к другому):

- владение изученными приемами вязания;

- знание правил техники безопасности;

- выполнение изделий без схемы;

- выставки работ по темам.

Итоговый.

 организуется по окончании учебного года ):

- выставки работ (коллективные и персональные);

- итоговое занятие (с целью выявления уровня полученных знаний, умений, навыков).

Для определения уровня освоения программы «Дарования» используются следующие диагностические методы:

1. Наблюдение.

   Наблюдение — это организованное восприятие исследуемого учащегося, явления или процесса в естественных условиях, что позволяет педагогу оценить творческую деятельность учащегося, его мотивированность на выполнение определенного вида деятельности.

2. Анкетирование.

Анкетирование в начале учебного года, проводится с целью выяснения потребностей учащихся в  овладении искусством вязания крючком.

В конце учебного года , с целью удовлетворенности учащимся полученными знаниями, умениями, навыками.

3. Тестирование.

Важным звеном процесса обучения является контроль знаний и умений учащегося.

 Тестирование выполняет три основные функции:

диагностическую и обучающую.

- диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося.

- обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению предложенного материала.

Критерии оценки уровня освоения программы.

- владение теоретическими знаниями и практическими умениями, навыками, способами и приемами по предмету обучения (вязание крючком);

-  применять полученные знания на практике.

Формы подведения итогов реализации программы.

- демонстрация вязаных изделий;

- персональные выставки;

- итоговое занятие.

Показателем эффективной реализации программы является стремление взрослых учащихся раскрыть и приумножить свой творческий потенциал, желание перейти на более высокий уровень мастерства в выполнении изделий крючком.

Методическое обеспечение.

- образцы изделий;

- специальная литература;

- книги, журналы по вязанию;

- уголок  по технике безопасности - «Узелок на память»;

- интернет-ресурсы.

Учебно — методический комплекс и его компоненты.

наименование

материалы

Дата разработки

1.

Дополнительная

общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Дарования».

Программа

 «Дарования»

Приведена

в соответствие в 2016г.

2.

Учебно-методические пособия для педагога и учащихся

Наглядные пособия:

- образцы изделий;

- сменная выставка работ в кабинете;

- книги и журналы по вязанию;

- уголок техники безопасности.

Диагностические материалы:

- анкеты удовлетворенности учащимися образовательного процесса;

- мониторинг образовательных результатов;

- анкеты контроля ЗУН.

В течение года

3.

Материалы по индивидуальному сопровождению учащихся.

Индивидуальные задания (выполнение образцов изученными техниками вязания крючком).

В течение года

4.

Информационные ресурсы.

- интернет-ресурсы;

- периодические журналы;

- специальная литература.

В течение года

Техническое оснащение занятий.

Для успешной реализации  программы  «Дарования», необходимо иметь:

- кабинет, удобные места для вязания;

- инструменты и материалы (крючки, пряжа);

- книги и периодические журналы по вязанию крючком.

Учебный план .

Тема

Кол-во часов теоретических

практических

общих

1.

Вводное занятие.

3ч.

-

3ч.

2.

Вязание в технике «фриформ».

1ч.

29ч.

30ч.

3.

Вязание на шаблоне, «брумстик».

1ч.

20ч.

21ч.

4.

Вязание на «вилке».

1ч.

17ч.

18ч.

5.

Тунисское вязание (длинным крючком).

1ч.

20ч.

21ч.

6.

Ирландское кружево.

1ч.

32ч.

33ч.

7.

Вязание на «бурдоне».

1ч.

17ч.

18ч.

8.

Вязание шнура, тесьмы, каймы.

1ч.

8ч.

9ч.

9.

Вязание изделий изученными способами.

3ч.

57ч.

60ч.

10.

Итоговое занятие.

3ч.

-

3ч.

                                                                                  Итого 216часов.

Содержание тем.

1. Вводное занятие.

Теория:

Ознакомление с программой обучения на учебный год, организационные вопросы, правила техники безопасности.

2. Вязание в технике «фриформ».

Теория: знакомство с техникой вязания «фриформ», показ образцов выполненных в технике «фриформ».

Практика:

- вязание «почтовых» столбиков;

- вязание блок столбиков;

- вязание обвитых столбиков;

- вязание выпуклых, вогнутых столбиков;

- «кукурузка», трилистник, цветочек;

- вязание «скрамбля».

3. Вязание на шаблоне.

Теория: объяснение понятия шаблон, показ образцов вязания на шаблоне.

Практика:

- основные приемы вязания на шаблоне: выполнение розетки цветка, закрепление середины (3 способа);

- обвязывание цветочных мотивов и соединение их между собой;

- выполнение отдельных цветочных мотивов;

- вязание изделий изученными техниками.

4. Вязание на «вилке».

Теория: история вязания на «вилке», показ образцов вязания на «вилке».

Практика:

- основные приемы вязания на «вилке», соединение полос;

- выполнение тесьмы, снежинки;

- вязание шарфа, палантина, шали.

5. «Тунисское» вязание.

Теория: история появления «тунисского вязания», показ образцов в технике «тунисского вязания».

Практика:

- основные пели и приемы;

- прибавление и убавление петель в тунисском вязании;

- вертикальные и горизонтальные разрезы;

- круговое тунисское вязание;

- выполнение образцов.

6. Ирландское кружево.

Теория: история появления ирландского кружева, показ образцов в технике ирландского кружева.

Практика:

- демонстрация образцов, выполнение простых элементов;

- соединение различных мотивов;

- вязание изделий в технике ирландского кружева.

7. Вязание на «бурдоне».

Теория: дать понятие «бурдон», демонстрация образцов.

Практика:

- выполнение основных приемов вязания на «бурдоне»;

- прямое и круговое вязание на «бурдоне»;

- выполнение образцов;

- вязание изделий на «бурдоне».

8. Вязание шнура, тесьмы, каймы.

Теория: показ образцов.

Практика:

- вязание шнура разными способами;

- вязание тесьмы, каймы.

9. Вязание изделий изученными способами.

Теория:  работа с журналами, подбор модели изделия, выбор пряжи, крючка.

Практика:

-  выполнение образцов, расчет петель.

-  вязание изделий.

10. Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов работы за год, анкетирование, тестирование,

 выставка работ.

   

Список литературы.

  1. Журналы (периодика) «Внешкольник», «Народное творчество», «Дополнительное образование», «Ксюша», «Лена», «Креативное рукоделие», «Сделай сам».
  2. И.С.Якиманская «Личностно-ориентированное обучение в современной школе» М.:1996г.
  3. Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии»М.:»Народное образование» 1998г

   4.   Интернет ресурсы.