Конспект занятия "Технология выполнения "Петельного шва""
Целью занятия является познакомить учащихся с технологией выполнения "петельного шва".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_petelnyy_shov.docx | 43.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования Республики Крым
«Эколого-биологический центр»
План-конспект занятия студии «Крымская вышивка»
Руководитель Егорова Анна Борисовна
Тема: «Технология выполнения петельного шва»
Цель: Познакомить учащихся с назначением и технологией выполнения петельных швов.
Задачи:
Обучающие: актуализировать уже имеющиеся знания с опорой на жизненный опыт, реализовать межпредметные связи с историей, русской словесностью;
Развивающие: развивать общеучебные и специальные умения и навыки, моторику мелких мышц; уметь координировать свои действия, доводить начатую работу до конечного результата; развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию
Воспитывающие: воспитывать эстетические качества, самостоятельность; воспитывать ответственность за общее дело, собранность, усидчивость, терпение; выработать точность и аккуратность в работе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: т/ безопасности (плакаты) Образцы выполнения петельных стежков, нитки мулине, иголка, ножницы.
План занятия
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Введение в тему занятия.
- Изучение нового материала.
- Постановка задачи.
- Практическая работа.
- Подведение итогов. Анализ работы.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие. Проверка учащихся готовности к занятиям.
Сообщение темы и цели урока.
2. Актуализация опорных знаний.
Вопросы:
Что такое вышивка?
Ответ: Вышивка – это украшение изделий сюжетным изображением или орнаментальным узором иглой вручную или машинным способом при помощи ниток либо других материалов.
Когда возникла вышивка?
Ответ: Возникновение вышивки связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур, у этого искусства многовековая история.
Что является материалом для вышивки?
Ответ: В разное время материалом для вышивки служили как драгоценные камни и жемчуг, бисер и бусы, монеты, блестки, ракушки, так и жилы животных, окрашенные или натуральные нити конопли, льна, шелка, хлопка, волос и шерсти.
Для чего нужна вышивка?
Ответ: Во все времена вышивка отражала представления и художественные вкусы разных народов, показывала их мастерство и национальное своеобразие.
5. Какие виды швов вышивки вы знаете?
К простейшим швам относятся контурные — «вперёд иголку», «стебельчатый», «тамбурный», «в раскол», «козлик», петельки с прикрепками и «узелки», «полупетельки с прикрепом», а также петельный шов. Эти швы обычно выполняются во многих вышивках как вспомогательные.
3. Введение в тему урока.
Что лежит на ваших партах? (ножницы, нитки)
Что еще понадобится на уроке, отгадайте?
Барыня – сударыня весь мир одевает, а сама нагая ходит. (иголка)
А я хранительница иголочек и булавочек. (игольница)
Шагает мастерица по шелку да по ситцу.
Как мал ее шажок! Зовется он (стежок) (написать на доске)
- Что получается из стежков? (проблема) получаются швы.
4. Изучение нового материала.
Петельные стежки и с лицевой, и с изнаночной стороны напоминают петельки, отсюда и название: петельные.
Чтобы получить петельный стежок, игла вкалывается в ткань снизу, с изнаночной стороны. Когда кончик иглы выглянет на лицевую сторону, на него накидывают петлю из нитки и вытягивают иголку, затянув петлю. Затем иголка «шагает» вправо, и стежок повторяется опять. Строчку выполняют слева направо, нитки затягивают с одинаковым усилием. Стежки должны быть ровные и располагаться на одинаковом расстоянии друг от друга и от среза.
Кто уже догадался, для чего применяют строчки петельных стежков? (ответы детей)
- Строчки петельных стежков применяют для обработки срезов швов от осыпания. Эти стежки используют также и для обмётывания прорезных петель, иногда называют краевым швом, т. к. им обшивают край ткани, рис. 7).
Подогнуть ткань на изнаночную сторону на ширину 3—4 мм и приметать её ниткой в тон ткани. Стежки петельного шва выполнять в направлении слева направо, располагая их перпендикулярно краю ткани. Край ткани уложить на указательный палец левой руки и придерживать его большим пальцем. Для удобства противоположный конец ткани можно прижать к столу тяжёлым предметом. Сделав первый стежок на ткани, движением иглы к себе нитку уложить вниз, вправо и вверх от него, то есть петлей. Иглу вкалывать в ткань, отступая от первого стежка вправо, и делать стежок по изнаночной стороне в направлении сверху вниз так, чтобы петля из нитки осталась под иглой. Нитку затянуть, сделать третий стежок и так далее. Стежки шва могут быть разной длины.
Если петельным швом обшивают край строчевой сетки (например, в цветной перевити), то стежки выполняют высотой 2—3 мм и оставляют между ними 2 нити ткани. В вышивках белой гладью обшивают фестоны (зубчатый край воротника), вырезы горловины и др. В этом случае стежки, плотно прилегающие друг к другу, выполняют разной высоты, располагая их по форме фестона. Петельным швом обшивают край небольших салфеток, низ передника или полотенца. В этом случае стежки выполняют толстыми цветными нитками. Высота стежка может быть от 8 до 10 мм, расстояние между ними 3—4 мм.
5. Постановка задачи.
Нарисовать горшок для цветка на ткани, вырезать из кусочка ткани горшок для цветка и обшить петельным швом весь горшок для цветка.
6. Практическая работа «Выполнение петельных стежков»
Прежде чем приступить к практической работе, давайте повторим правила безопасной работы в форме игры.
Условия игры такие: я начинаю правило, а вы по очереди его заканчиваете.
1.Шейте…(с напёрстком).
2.Храните…(иголки в игольнице).
3.Не берите…(иголки в рот).
4.Посчитайте…(иголки в начале и в конце работы).
5.Не пользуйтесь…(ржавой иголкой)
При работе с ножницами:
1.Кладите…(ножницы справа, сомкнутыми лезвиями, направленными от себя).
2.Передавайте…(ножницы кольцами вперед, с сомкнутыми лезвиями).
Подготовка рабочего места: материалы (нитки)расположить слева, инструменты(ножницы, иголки) расположить справа.
Выполнение работы учащимися. Текущий инструктаж учителя.
7. Подведение итогов. Анализ работ.
Организация выставки работ учащихся. Анализ работ, разбор ошибок и устранение их причин.
Проверяем качество работы:
стежки без наклона, одинаковые по длине.
выполнены на одинаковом расстоянии друг от друга.
Вопросы к учащимся:
Какие стежки вы выполняли сегодня? (петельные)
Как называются строчки, выполненные петельными стежками? (шов)
Где применяются строчки, выполненные петельными стежками?(для обметывания края ткани, украшения, аппликации)
Как выглядит лицевая и изнаночная сторона строчки, выполненная петельными стежками? (расположены перпендикулярно к краю ткани)
Для чего нужна линейка при выполнении петельных стежков?
Сколько видов ручных стежков вы знаете? Перечислите их.
- Рефлексия Оценка работы учащихся.
Что было для вас трудным? Оцените свое изделие.
Одно сердечко – над изделием надо потрудиться.
2 –сделано хорошо.
3сердечки – сделано отлично.
Выставка работ. Какой шов у вас получился? Объясните смысл пословицы.
Не игла шьет, а руки
9. Домашние задание: Выучить название ручных швов.
Список использованной литературы.
1. Популярное пособие для родителей и педагога «Чудеса из ткани своими руками» автор. М.И. Нагибина изд. Ярославль «академия развития» 2014г.
2. Школа рукоделия. Авт. Маргарита Максимова, Марина Кузьмина, изд. «ЭКСМО-Пресс», 2015 г.
3. Сьюзен о Коннор. От А до Я техника «Рококо», Москва, Издательский дом «Ниола», 2004, 131с.
4.Сью Гарднер. От А до Я вышивка шерстяными нитками. Москва, Издательский дом «Ниола», 2005, 131с.