Конспект занятия "Технология выполнения "Петельного шва""

Целью занятия является познакомить учащихся с технологией выполнения "петельного шва".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_petelnyy_shov.docx43.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования Республики Крым

«Эколого-биологический центр»

План-конспект занятия студии «Крымская вышивка»

Руководитель Егорова Анна Борисовна

Тема:  «Технология  выполнения петельного шва»

Цель: Познакомить учащихся с назначением и технологией выполнения петельных швов.

Задачи:

Обучающие: актуализировать уже имеющиеся знания с опорой на жизненный опыт, реализовать межпредметные связи с историей, русской словесностью;

Развивающие: развивать общеучебные и специальные умения и навыки, моторику мелких мышц; уметь координировать свои действия, доводить начатую работу до конечного результата; развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию

Воспитывающие: воспитывать эстетические качества, самостоятельность; воспитывать ответственность за общее дело, собранность, усидчивость, терпение; выработать точность и аккуратность в работе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: т/ безопасности (плакаты) Образцы выполнения петельных стежков,  нитки мулине, иголка, ножницы.

План занятия

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Введение в тему занятия.
  4. Изучение нового материала.
  5. Постановка задачи.
  6. Практическая работа.
  7. Подведение итогов. Анализ  работы.
  8.  Рефлексия.
  9. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка учащихся готовности к занятиям.

Сообщение темы и цели урока.

2. Актуализация опорных знаний.

Вопросы:

Что такое вышивка?

Ответ: Вышивка – это украшение изделий сюжетным изображением или орнаментальным узором иглой вручную или машинным способом при помощи ниток либо других материалов.

Когда возникла вышивка?

Ответ: Возникновение вышивки связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур, у этого искусства многовековая история.

Что является материалом для вышивки?

Ответ: В разное время материалом для вышивки служили как драгоценные камни и жемчуг, бисер и бусы, монеты, блестки, ракушки, так и жилы животных, окрашенные или натуральные нити конопли, льна, шелка, хлопка, волос и шерсти.

Для чего нужна вышивка?

Ответ: Во все времена вышивка отражала представления и художественные вкусы разных народов, показывала их мастерство и национальное своеобразие.

5. Какие виды швов вышивки вы знаете?

К простейшим швам относятся контурные — «вперёд иголку», «стебельчатый», «тамбурный», «в раскол»,  «козлик», петельки с прикрепками и «узелки»,  «полупетельки с прикрепом», а также петельный шов. Эти швы обычно выполняются во многих вышивках как вспомогательные.

 3. Введение в тему урока.

Что лежит на ваших партах? (ножницы, нитки)

Что еще понадобится на уроке, отгадайте?

Барыня – сударыня весь мир одевает, а сама нагая ходит. (иголка)

А я хранительница иголочек и булавочек. (игольница)

Шагает мастерица по шелку да по ситцу.

Как мал ее шажок! Зовется он (стежок) (написать на доске)

- Что получается из стежков? (проблема) получаются швы.

4. Изучение нового материала.

Петельные стежки и с лицевой, и с изнаночной стороны напоминают петельки, отсюда и название: петельные.

Чтобы получить петельный стежок, игла вкалывается в ткань снизу, с изнаночной стороны. Когда кончик иглы выглянет на лицевую сторону, на него накидывают петлю из нитки и вытягивают иголку, затянув петлю. Затем иголка «шагает» вправо, и стежок повторяется опять. Строчку выполняют слева направо, нитки затягивают с одинаковым усилием. Стежки должны быть ровные и располагаться на одинаковом расстоянии друг от друга и от среза.

    Кто уже догадался, для чего применяют строчки петельных стежков?  (ответы детей)

- Строчки петельных стежков применяют для обработки срезов швов от осыпания. Эти стежки используют также и для обмётывания прорезных петель, иногда называют краевым швом, т. к. им обшивают край ткани, рис. 7).

D:\ДЕТСКАЯ ШКОЛА ВЫШИВКИ\КОНСПЕКТЫ\1 класс\КОНСПЕКТ ПЕТЕЛЬНЫЙ ШОВ\1.jpg

Подогнуть ткань на изнаночную сторону на ширину 3—4 мм и приметать её ниткой в тон ткани. Стежки петельного шва выполнять в направлении слева направо, располагая их перпендикулярно краю ткани. Край ткани уложить на указательный палец левой руки и придерживать его большим пальцем. Для удобства противоположный конец ткани можно прижать к столу тяжёлым предметом. Сделав первый стежок на ткани, движением иглы к себе нитку уложить вниз, вправо и вверх от него, то есть петлей. Иглу вкалывать в ткань, отступая от первого стежка вправо, и делать стежок по изнаночной стороне в направлении сверху вниз так, чтобы петля из нитки осталась под иглой. Нитку затянуть, сделать третий стежок и так далее. Стежки шва могут быть разной длины.

D:\ДЕТСКАЯ ШКОЛА ВЫШИВКИ\КОНСПЕКТЫ\1 класс\КОНСПЕКТ ПЕТЕЛЬНЫЙ ШОВ\2.jpg                              D:\ДЕТСКАЯ ШКОЛА ВЫШИВКИ\КОНСПЕКТЫ\1 класс\КОНСПЕКТ ПЕТЕЛЬНЫЙ ШОВ\3.jpg

Если петельным швом обшивают край строчевой сетки (например, в цветной перевити), то стежки выполняют высотой 2—3 мм и оставляют между ними 2 нити ткани. В вышивках белой гладью обшивают фестоны (зубчатый край воротника), вырезы горловины и др. В этом случае стежки, плотно прилегающие друг к другу, выполняют разной высоты, располагая их по форме фестона. Петельным швом обшивают край небольших салфеток, низ передника или полотенца. В этом случае стежки выполняют толстыми цветными нитками. Высота стежка может быть от 8 до 10 мм, расстояние между ними 3—4 мм.

5. Постановка задачи.

Нарисовать  горшок для цветка на ткани, вырезать из кусочка ткани горшок  для цветка и обшить петельным швом весь горшок для цветка.

6. Практическая работа «Выполнение петельных стежков»

Прежде чем приступить к практической работе, давайте повторим правила безопасной работы в форме игры.

Условия игры такие: я начинаю правило, а вы по очереди его заканчиваете.

1.Шейте…(с напёрстком).

2.Храните…(иголки в игольнице).

3.Не берите…(иголки в рот).

4.Посчитайте…(иголки в начале и в конце работы).

5.Не пользуйтесь…(ржавой иголкой)

При работе с ножницами:

1.Кладите…(ножницы справа, сомкнутыми лезвиями, направленными от себя).

2.Передавайте…(ножницы кольцами вперед, с сомкнутыми лезвиями).

Подготовка рабочего места: материалы (нитки)расположить  слева, инструменты(ножницы, иголки)  расположить справа.

Выполнение работы учащимися. Текущий инструктаж учителя.

7. Подведение итогов. Анализ работ.

Организация выставки работ учащихся. Анализ работ, разбор ошибок и устранение их причин.

Проверяем качество работы:

стежки без наклона, одинаковые по длине.

выполнены на одинаковом расстоянии друг от друга.

Вопросы к учащимся:

Какие стежки вы выполняли сегодня? (петельные)

Как называются строчки, выполненные петельными стежками? (шов)

Где применяются строчки, выполненные петельными стежками?(для обметывания края ткани, украшения, аппликации)

Как выглядит лицевая и изнаночная сторона строчки, выполненная петельными стежками? (расположены перпендикулярно к краю ткани)

Для чего нужна линейка при выполнении петельных стежков?

Сколько видов ручных стежков вы знаете? Перечислите их.

  1. Рефлексия Оценка работы учащихся.

Что было для вас трудным? Оцените свое изделие.

Одно сердечко – над изделием надо потрудиться.

2 –сделано хорошо.

3сердечки – сделано отлично.

Выставка работ. Какой шов у вас получился? Объясните смысл пословицы.

Не игла шьет, а руки

9. Домашние задание:      Выучить название ручных швов.

Список использованной литературы.

 1. Популярное пособие для родителей и педагога «Чудеса из ткани своими руками» автор. М.И. Нагибина изд. Ярославль «академия развития» 2014г.

2. Школа рукоделия. Авт. Маргарита Максимова, Марина Кузьмина, изд. «ЭКСМО-Пресс», 2015 г.

 3. Сьюзен о Коннор. От А до Я техника «Рококо», Москва, Издательский дом «Ниола», 2004, 131с.

4.Сью Гарднер. От А до Я вышивка шерстяными нитками. Москва,  Издательский дом «Ниола», 2005, 131с.