План – конспект музейного урока «Нанайские мотивы»

Скрипник Виктория Валерьевна
Цель музейного урока заключается в ознакомлении с историей и особенностями нанайского национального орнамента через взаимодействие с городским краеведческим музеем. В проведении занятии принимают участие научные сотрудники городского краеведческого музея. Они проводят беседу по теме «Особенности древней нанайской орнаментики и сохранение типичных характерных черт в современном искусстве» с просмотром слайдовой презентации и игровое занятие по нанайской этнографии «Загадки старой шаманки». Практическая работа детей заключается в лепке и декорировании лепных изделий способом «тычка» при использовании понравившихся мотивов нанайского орнамента музейных экспонатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение № 34-А

План – конспект  музейного урока «Нанайские мотивы»

Тема: «Нанайские мотивы»

Цель: ознакомление с историей и особенностями нанайского национального орнамента  через взаимодействие с городским краеведческим музеем

Задачи:

  • обучающие 

- способствовать успешному  усвоению обучающимися знаний истории и особенностей нанайского национального орнамента через знакомство с историческими материалами и элементами культуры, осуществляемое в условиях городского краеведческого музея;  

- расширять представления о своеобразии видов народного творчества.

  • развивающие 

- способствовать развитию психологических процессов и творческих способностей с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности;

- стимулировать познавательные интересы;

- содействовать раскрытию творческого потенциала, мотивации к поисковой деятельности;

  • воспитательные 

- способствовать формированию духовно-нравственных,  эстетических и национальных  ценностей; 

- воспитывать аккуратность, самостоятельность;

- формировать потребности применять полученные знания на практике.

Тип занятия - занятие усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Форма организации учебного процесса: коллективная, индивидуальная

Форма проведения занятия – нетрадиционная, музейный урок

 

Методы обучения - объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, частично-поисковый метод, частично-исследовательский метод.

Оборудование и материалы:

- соленое тесто;

- шпажки, салфетки;

- мультимедиапрезентация.

Предполагаемый результат

  • усвоение детьми знаний истории и особенностей нанайского национального орнамента, видов нанайских орнаментов;
  • получение детьми первичного опыта применения характерных нанайских изобразительных мотивов в продуктивной деятельности;
  • освоение  умений в технике декорирования лепного изделия из соленого теста способом «тычка»;
  • развитие мелкой моторики рук, основных психических процессов;
  • приумножение духовно-нравственного и эстетического опыта ребенка;
  • приобретение стремления к самостоятельному поиску информации, к аккуратности и самостоятельности в работе.

Методические рекомендации для педагогов:

- Обучающиеся самостоятельно озвучивают, описывают, показывают виды и мотивы нанайского орнамента, выбранного для декорирования своего изделия. По желанию описывают свои впечатления о проделанной работе.

- Педагог по мере необходимости проводит опрос и разъяснение по теме детей, столкнувшихся с трудностями усвоения нового материала.

 

Целевая группа: 8 – 10 лет (первый год обучения).

План проведения музейного урока:

1. Организационный этап занятия. Приветствие учащихся. Концентрация внимания детей и настрой их на работу. Актуализация темы занятия.

- Ребята, вы уже знакомы с народными промыслами Хохломской и Городецкой росписи и знаете, что в этом народном творчестве отчетливо прослеживаются русские народные традиции, зародившиеся много веков назад. На занятии, которое пройдет сегодня в Амурском городском краеведческом музее, вы познакомитесь  с народными орнаментами малых народов Приамурья.

- Вы знаете, какие малые народности проживают в Хабаровском крае?

-В нашем крае проживает множество малых народов. В Хабаровском крае издревле живут восемь коренных малочисленных    народов Севера: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены. Более многочисленными являются нанайцы (старое название «гольды»), они проживают в пяти районах края: 
Амурском, Комсомольском, Нанайском, Солнечном и Хабаровском. 

 - Все предметы, необходимые для жизни: одежда, обувь, лодки и нарты, оружия, жилища, обязательно украшались орнаментом, причём мотивы узоров, орнаментов никогда не повторялись на этих предметах.

- Нанайцы в своих орнаментах передавали пожелание иметь большую и крепкую семью, удачу на промысле, приплода в стадах, привлечение удачи, отвод злых духов. Нанайский орнамент – самый сложный среди восточных орнаментов. 

- Тема нашего занятия «Нанайские мотивы». Занятие я буду проводить не одна. С характерными чертами и происхождением нанайской орнаментики вас познакомит научный сотрудник, экскурсовод городского краеведческого музея  Ольга Петровна Киршова.

- На практическом занятии вы сможете  сами изготовить маленький брелок-сувенир с изображением особенно понравившегося вам мотива нанайского орнаментально-прикладного искусства.

2. Основной этап занятия. Знакомство с новым материалом. Беседа по теме «Особенности древней нанайской орнаментики и сохранение типичных характерных черт в современном искусстве» с просмотром слайдовой презентации. Игровое занятие по нанайской этнографии «Загадки старой шаманки».

Вместе со мной в проведении нашего  занятия  участвуют научные сотрудники городского краеведческого музея.

Практическая работа. Первичное усвоение материала. 

Правила техники безопасности. Показ с объяснением последовательности и способа лепки изделия.

Технология работы с соленым тестом:

- разогреть комочек теста в ладошках, скатав шарик;

- сформировать лепешку и проделать отверстие для веревочки;

- способом «тычка» (легкие частые последовательные отпечатки тупого конца шпажки) нанести на поверхность лепешки, выбранный мотив орнамента.

Практическая работа – лепка и декорирование  лепных изделий способом «тычка», используя  понравившиеся мотивы нанайского орнамента  музейных экспонатов.

Педагог проводит индивидуальный инструктаж.

3. Итоговый этап занятия. Рефлексия.

Подведение итогов занятия. Анализ выполненных  работ. Анализ деятельности детей.  

- Посмотрите, какие интересные и разные работы получились. Каждый из вас увидел и почувствовал в нанайском орнаменте что-то свое. Кто желает рассказать, почему он выбрал именно такой мотив для своей работы, чем он его привлек?

-  Из какого вида орнамента твой выбранный фрагмент?

- Вы сегодня молодцы, ребята! Вы многое узнали и отлично справились со всеми заданиями.

Рефлексия.

- Ребята, где вы сможете применить полученные сегодня знания характерных черт нанайского орнамента? (В школе – на уроках технологии, изодеятельности. В жизни – связать, сшить или вышить бисером какую-нибудь вещь; расписать или украсить предметы  быта).

- Правильно! Но орнамент для нанайцев служил не только декоративным средством, но и древней знаковой системой. Орнамент можно было «прочитать». Еще много загадочного таит он в себе. Кто желает разгадать эти загадки, может изучить его еще глубже и создать собственный творческий проект. А я помогу желающим.

 

4. Информационный этап. Сведения о предстоящем занятии.

- К следующему занятию выполните, пожалуйста, брелки-сувениры в той цветовой гамме, которая вам запомнилась. А самые лучшие работы мы подарим музею в знак нашей благодарности за интересно проведенное время.

Директор учреждения                                                    А.А.Огарь