Рабочая тетрадь "По мотивам Хохломской росписи"

Скрипник Виктория Валерьевна

Данное издание предназначено для групповых и индивидуальных занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста и может быть с успехом использована педагогами, учителями и родителями в домашних занятиях с детьми. В данной тетради представлены разнообразные приемы выполнения основных элементов и мотивов хохломской росписи в нетрадиционных художественных техниках. В приложении показана последовательность выполнения хохломской росписи с применением нетрадиционных техник изображения. Представленные идеи применения нетрадиционных техник в обучении детей Хохломской росписи могут быть использованы как, с целью изучения нового материала, так и с целью закрепления изученного. Педагогическая сообразность используемых средств заключается в том, чтобы дети не только применяли усвоенные знания и умения, но и могли искать новые решения и творческие подходы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcS0M_7pfNTdgPTzSPDrJBAcZ4XFTxWR5eujWlYdc-B-lUtqdT7W2Qhttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/85/382/85382293_applika3.jpgC:\ВАЖНОЕ\Pictures\детские работы\2009 НОЯБРЬ\сувенир2\SL734078.JPG

http://s42.radikal.ru/i095/0909/b1/5a05a4cd4e5bt.jpg

Рабочая тетрадь

«ПО МОТИВАМ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ»

Рекомендуется для занятий с детьми 7 – 12 лет

     Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

   Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько, ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/images/khokhloma1.jpg

   

      Технология «золотой  хохломы»  

                                   

Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем снимает резцом излишек древесины, и постепенно придают заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) резные ковши и ложки, поставцы и чашки. Посуду точат из сырого дерева, поэтому, сначала ее сушат. Затем изделия грунтуют, обмазывают глиной (вапой). После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). В течение дня изделие покрывают олифой 3-4 раза.      Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски.   Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светло-зеленый, желтый, белый. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета.  

Хохломская роспись отличается тонкостью орнаментального узора, преимущественно растительного. Цветовая гамма включает в основном красный, черный и золотой цвета.

         МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Данное издание предназначено для групповых и индивидуальных занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста и может быть с успехом использовано педагогами, учителями и родителями в домашних занятиях с детьми.

В рабочей тетради представлены разнообразные приемы выполнения основных элементов и мотивов хохломской росписи в нетрадиционных художественных техниках.

В приложении показана последовательность выполнения хохломской росписи с применением нетрадиционных техник изображения.

Представленные идеи применения нетрадиционных техник в обучении детей Хохломской росписи могут быть использованы как, с целью изучения нового материала, так и с целью закрепления изученного. Педагогическая сообразность используемых средств  заключается в том, чтобы   дети не только применяли усвоенные знания и умения, но и могли искать новые решения и творческие подходы.

Для развития  устойчивого интереса к тому виду деятельности, которое заинтересовало ребенка,  необходимо сделать его труд посильным, полным творческой свободы и эмоциональной наполненностью.

Применение нетрадиционных техник

Материалы, инструменты и техники:

  1. Аналогия « золота» -
  • акриловые, перламутровые краски и карандаши, гель-блеск и т. п.;
  • самоклеющаяся золотая бумага для выполнения в технике аппликации хохломских мотивов;
  1. Авторская технология (бронзовый порошок втирается в непросохшую залакированную  поверхность  будущего изделия).
  2. Резерв или контур – нанесение «травки» в хохломском узоре.
  3. Нить, пряжа – выполнение в технике «рисование веревочкой» основных ведущих линий орнаментального построения хохломской росписи (спираль, ветвь) и контурных изображений хохломских элементов росписи.
  4. Печатки из разнообразных материалов различной конфигурации, тычки – выполнение основных и дополнительных хохломских элементов.
  5. Пластилин – выполнение хохломских элементов и узоров.
  6. Макаронные изделия – построение хохломских элементов и орнаментальных полос.
  7. Роллы для квилинга, рыбьи кости - построение хохломских элементов и орнаментальных композиций.
  8. Техника «Кракле» - смешанная техника выполнения творческих работ по мотивам хохломской росписи.
  9. Заготовки под роспись – тестопластика, глина, пластилинопластика.

«Растительные элементы хохломской росписи»

Занятие 1 - 2.

Растительный орнамент состоит из небольшого числа мотивов: называемых «травкой», «ягодкой», «листком», и элементов: «осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз; «травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением; «капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге; «усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль; «завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента; «кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».

Хохломская роспись.

Идеи применения

Элемент «ягодка»

http://www.rusedu.info/galery/3_003.jpg

Элемент «листочки»

http://www.rusedu.info/galery/3_002.jpg

http://www.rusedu.info/galery/3.jpg

1. Элемент «ягодка» - техника оттиска и пальцеграфии.

C:\ВАЖНОЕ\Pictures\детские работы\уроки темп 2013-14\2014-01-30 16.40.17.jpg

2. Элемент «листок» - техника оттиска и пальцеграфии.

C:\ВАЖНОЕ\Pictures\детские работы\уроки темп 2013-14\2014-01-30 16.51.26.jpg

Применение на занятиях техники пальцеграфии помогает на первом этапе освоения кистевого письма изображать ровные, круглые гроздья ягод, тычинки цветов, лепестки растений, стебли, цветы (Хохломская роспись). Средство выразительности:    пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки  с гуашью, кисть, бумага любого цвета или стекло, салфетки, крем для рук. 

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь  (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге или стекле. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой с кремом, затем гуашь легко смывается.

Отпечаток и оттиск. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков различные композиции. Печатки несложно изготовить самим из множества разнообразных материалов:

а) взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное;

б)  разрезать пополам картофелину или морковку, сделать прорези по контуру необходимой фигуры и срезать по контуру лишнее.

в) можно использовать различные баночки из-под  краски, пробки, песочницы и т.п.

Средство выразительности:    пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочки  с гуашью, кисть, печатки, бумага любого цвета или стекло, салфетки, крем для рук. 

Способ получения изображения: ребенок окунает печатку в мисочку с краской или  прижимает к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу или стекло. Для получения другого цвета меняются и мисочка и оттиск. 

Рисование способом «тычка». Эта техника удобна применительно художественной росписи, а также может использоваться в тотечной росписи, где особенно эффективно развивается фантазия и чувство цвета. Тычки могут быть готовые (Грифельный карандаш с резинкой на конце, зубочистка, соска, пипетка и т.д.). Тычки несложно изготовить самим: старая обрезанная кисть на 1-3 мм, трубочка от фломастера с вставленным поролоном (разнообразие изображения зависит от выбранного материала для тычка).

Средство выразительности:    пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочки  с гуашью, кисть, тычки, бумага любого цвета или стекло

Способ получения изображения: ребёнок окунает тычок в мисочку с краской и наносит изображение на бумагу или стекло. Для получения другого цвета меняется мисочка с краской.

3.Травный орнамент - нанесение способом резерва

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\DSC03543.JPG

Занятие 3 - 4.

Цветок. Вначале рисуют внутренний элементы цветка - его сердцевинка, а к ней пририсовываются лепестки и другие элементы, дополняется разживкой.

Хохломская роспись.

Идеи применения

http://detsad114.ucoz.ru/_pu/4/73017678.jpg

Построение:

  (а)   -  в технике квилинг

http://stranamasterov.ru/files/imagecache/orig_with_logo4/i2010/11/04/img_3173.jpg

(б)  - стилизация цветка в технике «рисование веревочкой» с использованием пальцеграфии.

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\SL734101.JPG

Рисование при помощи веревочки.

Средство выразительности:    рельеф.

Материалы:  простой карандаш, клей пва, веревочка, краски, кисть

Способ получения изображения: ребенок наносит клей по контуру карандашного наброска изображения и накладывает поверх него веревочку, слегка прижимая пальцами. Затем заполняет внутреннее и внешнее пространство  цветом.

«Композиционные построения в Хохломской росписи»

Занятие 5 - 10.

Хохломская роспись.

Идеи применения

Ведущий стебель «криуль»

http://900igr.net/datai/izo/KHokhlomskaja-rospis/0011-013-Travnyj-ornament.jpg

http://www.rusedu.info/galery/3_001.jpg

Рисование при помощи веревочки.

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\SL734065.JPG

Средство выразительности:    рельеф.

Материалы:  простой карандаш, клей пва, веревочка, краски, кисть

Способ получения изображения: ребенок наносит клей по контуру карандашного наброска изображения и накладывает поверх него веревочку, слегка прижимая пальцами.

Композиция круговых орнаментов: композиция по схеме «Ветвь», композиция по схеме «Спираль»

http://www.metodkabinet.yppk.ru/jpg/HG/20121204_001.JPG

Рисование при помощи веревочки. 

C:\ВАЖНОЕ\Pictures\детские работы\2009 НОЯБРЬ\сувенир2\SL734078.JPG

Работы детей 2-го года обучения в технике рисования при помощи веревочки возможно создавать в произвольной форме без карандашного наброска.

Орнаментальные полосы

Приложение 9

Приложение 9

Изучение основ построения  орнаментальных полос с использованием макаронных изделий.

Применение знаний композиционного решения в конструировании, в технике аппликации макаронными изделиями.

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\031011-1514.jpg

Виньетка - хохлома

Отпечаток и оттиск. 

E:\DCIM\Camera\2014-01-31 15.53.39.jpg

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков различные композиции. Печатки несложно изготовить самим из множества разнообразных материалов:

а) взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное;

б)  разрезать пополам картофелину или морковку, сделать прорези по контуру необходимой фигуры и срезать по контуру лишнее.

в) можно использовать различные баночки из-под  краски, пробки, песочницы и т.п.

Средство выразительности:    пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочки  с гуашью, кисть, печатки, бумага любого цвета или стекло, салфетки, крем для рук. 

Способ получения изображения: ребенок окунает печатку в мисочку с краской или  прижимает к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу или стекло. Для получения другого цвета меняются и мисочка и оттиск.

 

 Рисование пластилином.

C:\ВАЖНОЕ\Pictures\детские работы\2011-2012ГОД\школа 3 урок\170412-1141(001).jpg

   Средство выразительности:   пятно, цвет, силуэт, фактура.

Материалы:  пластилин, стеки, картон

Способ получения изображения: ребенок рисует пластилином по поверхности картона, украшая изображение мазками, лепешками, колобками, жгутиками.

«Виды хохломской росписи»

Занятие 11 – 13

Верховое письмо называет так, потому что золочёная поверхность не закрашивается, а по ней, по верху, сочными мазками наносится рисунок. И называются варианты такой росписи - «под листок», «под ягодку». Эти поэтичные названия объясняют технологию рисунка: нарисовал художник листья или ягодные гроздья, сделав их главными, а потом соединил между собой веточками и травками. Верховое письмо наиболее живописное, допускает большое количество цветов.

Хохломская роспись.

Идеи применения

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSsrbsioLVltTZR3yc2t_4-qhQy0Jl0pNnKIP_oVOn799eY9LUa5A

Изделие в смешанной технике:

  1. С  отработкой мотивов «верховой» росписи.

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\241011-1716.jpg

2. Применение техники  «Кракле» для выполнения крупных элементов росписи с добавлением травки в проработке кистевого письма.

.

Роспись «под фон» или «фоновое письмо». На полуду (серебряный фон) наносятся контуры будущих листьев, цветов, ягод, птичек и других элементов росписи. Пространство по наружной стороне контурных линей закрашивается чёрной или красной краской - происходит «заливка» фона. После сушки и покрытия лаком в результате чего «серебро» превратится в «золото», художник начинает расцвечивать ягоды, другие элементы рисунка, оживки. А на свободном пространстве фона, где требуется, рисует травку.

В фоновой росписи выделяются собственно роспись «под фон» и «Кудрина». Принцип нанесения рисунка и тут, и там одинаков. Разнится росписи по структуре рисунка, который и определяет внешний вид.

Роспись «под фон» более напоминает «картинку» с красными ягодками, белыми ромашками, зеленой травкой. Изображения хотя стилизованы, но близки к реальным, узнаваемы. Фон в этой росписи заливается черным.

Хохломская роспись.

Идеи применения

Приложение 3

Изделие в технике аппликации тканью с применением самоклеющейся бумаги, резерва для создания хохломской «травки» в стиле росписи «под фон».

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\DSC03543.JPG

«Кудрина» же более абстрактна, фантазийна, затейлива. Из птичьих хвостов тут вырастают диковинные растения, листья напоминают перья, а из крупного сказочного цветка высыпаются каскадом ягоды. Любая поверхность под «Кудриной», особенно на чёрном фоне, напоминает гравированную или покрытая сканью - так графичен рисунок, так плотно ложится завиток к завитку. По-царски нарядно выглядит роспись и на красном фоне. Выполнение «Кудрины» более трудоемко, ответственно - кисточка «работает» подобно резцу или штихелю, неверное движение опасно, так как можно «разрезать» рисунок, изломать линию, нарушать композицию.

Хохломская роспись.

Идеи применения

Рисунок. Элемент *Кудрины* - хохломская роспись

Отработка орнамента «кудрина" в технике «боди арт».

140212-1544(001).jpg

«Построение композиционного узора в круг»

Занятие 14 – 15

Хохломская роспись.

Идеи применения

Виньетка - хохлома

Стилизация хохломских мотивов в нестандартном материале (рыбьи кости) с  построением узора в круг

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\IMG_1040.JPG

http://www.1-kvazar.ru/Img/hohloma1.jpg

Изучение основ композиционного построения с использованием макаронных изделий

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\2013-02-26 13.15.59.jpg

Рисование пластилином.

Средство выразительности:   пятно, цвет, силуэт, фактура.

Материалы:  пластилин, стеки, картон

Способ получения изображения: ребенок рисует пластилином по поверхности картона, украшая изображение мазками, лепешками, колобками, жгутиками.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/83/985/83985499_large_hohl002_l.png

Элементы верхового письма выполнены золотой акриловой краской

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\IMG_0856.JPG

«Орнамент, как основа Хохломской росписи»

Занятие 16 – 19

Хохломская роспись.

Идеи применения

1. Повторение – придает ценность малозначительному элементу, создает покой, уверенную силу.

2. Чередование – мотив располагается то в вертикальном, то в горизонтальном направлении.

3. Инверсия или обратное расположение узора. Один и тот же мотив располагается в противоположном направлении и дает возможность избежать однообразия при использовании одинаковых и неустойчивых форм.

4. Симметрия – расположение двух сходных мотивов по обе стороны от оси. Она может быть полная (зеркальная), относительная (достигается равновесие масс, цветов, пятен), частичная (детали мотива могут быть разными).

Изучение основ орнаментального построения

Составление орнамента в полосе на изделиях, выполненных в технике тестопластика, отрабатывалось изначально в бисере, затем в кистевом письме с применением пальцеграфии.

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\2013-12-20 18.11.26.jpg

Составление орнамента  на изделиях, выполненных в технике тестопластика с применением печатки и тычка.

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\2013-12-20 17.23.47.jpg

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\1356541449991.jpg

Составление орнамента  с использованием макаронных изделий.

C:\ВАЖНОЕ\Pictures\детские работы\2013-14 звезды нового века\звезды 2014 январь\2014-01-30 17.13.04.jpg

        Закрепление знаний и навыков законов орнаментального построения и его цветового решения с использованием растительных элементов в технике аппликации с применением резерва.

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\DSC03542.JPG

Приложение.

Последовательность выполнения хохломской росписи с применением нетрадиционных техник изображения

Техника оттиска, пальцеграфии и «веревочки»

Пример № 1.

Шаг 1. E:\DCIM\Camera\2014-01-31 14.10.05.jpg

Шаг 2. E:\DCIM\Camera\2014-01-31 14.29.05.jpg

Шаг 3. E:\DCIM\Camera\2014-01-31 14.39.41.jpg

Шаг 4. E:\DCIM\Camera\2014-01-31 15.23.21.jpg

Шаг 5. E:\DCIM\Camera\2014-01-31 15.53.02.jpg

Пример № 2.

     E:\DCIM\Camera\2014-01-31 14.29.21.jpgE:\DCIM\Camera\2014-01-31 15.03.41.jpg

E:\DCIM\Camera\2014-01-31 15.53.39.jpg