Конспект итогового занятия "Знаем, умеем, покажем"

Савина Надежда Александровна

Материал можно использовать для реализации программы в объединениях "Кройки и шитья".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ДО Станция детского юношеского технического  творчества «ЮНОСТЬ»

        

План-конспект итогового урока

« Знаем, умеем, покажем»

Дата проведения: 20.04.2019г.                

Педагог объединения «Лоскутная фантазия и шитье»

Савина Надежда Александровна


Цель: Определение уровня знаний, умений и навыков, полученных на занятиях по изготовлению сумки лакомки.

  • Обобщить и систематизировать полученные теоретические и практические знания;
  • Способствовать формированию и развитию творческих и познавательных способностей
  • Воспитывать уверенность в себе, чувство ответственности и умение договариваться при работе в команде.

Методы: Словесный, наглядный, игровой, практический.

Форма: Групповая.

Условия проведения:

1.Методическое обеспечение: презентация, задания командам, карточки.

2. Оборудование: мультимедийная аппаратура

3.Музыкальное оформление

4.Инструменты и материалы: ручки, фломастеры, секретный ящик, пуговицы, нитки, иглы в игольницах, ножницы, утюг и  швейные машинки.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Уважаемые гости и учащиеся объединений «Лоскутная фантазия и шитье»! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. В течение года мы с вами постигали секреты шитья и вот, наконец, настало время, показать чему же мы научились.

Сегодня вы получите возможность блеснуть своими знаниями, продемонстрировать умения, которые вы получили на наших занятиях, а также проявить находчивость сообразительность.

Тема нашего занятия - «Знаем, умеем, покажем» и пройдет оно в форме игры-конкурса.

Используя имеющиеся у вас цветные фигурки, предлагаю вам разделиться на две команды и выбрать капитанов, а команды мы назовем «Рукодельницы» и «Мастерицы».

И чем дружнее, и сплоченней, будет ваша команда, тем  лучших результатов вы добьетесь.

А теперь прослушайте внимательно правила игры.

  • Игра проводится между командами (в команде по 10 человек).
  • Играют одновременно обе команды.
  • Игра состоит из  различных заданий, которые вы видите на зкране  (кружочки, содержащие задания).
  • За каждое выполненное задание команда получает 10 баллов.
  • Ответы обычно пишутся на листках с напечатанными заданиями
  • На выполнение каждого задания даётся 3-5минут. По истечении этого срока ответы должны быть сданы.
  • После окончания игры баллы, полученные командой за всю игру, суммируются.
  • Победитель определяются в соответствии с набранным количеством баллов.
  • Право выбора задания предоставляется капитану одной из команд. Посовещавшись с командой, капитан выбирает кружок любого цвета.
  • Капитаны по очереди выбирают задания.

В конце игры мы посмотрим, какая команда оказалась самой активной, самой умной, самой дружной, самой умелой.

Команды готовы?

Давайте необычным способом пожелаем друг другу успеха. Скажем все вместе слова – ЖЕЛАЕМ, ВСЕМ, УСПЕХА!

Начинаем игру!

Слайд «Путаница»

Задание 1. «Путаница»

На карточках написаны предложения с неправильно расставленными словами. Командам необходимо правильно расставить слова. И самим встать по порядку расставленных слов и показать без слов «правило», которое вы распутали.

Кольцами ножницы, сомкнув вперед, их лезвия передавай.

Должны, игольницах, иголки, быть, в.

Слайд «Швея»

Задание 2. «Швея»

По имеющимся образцам определить виды швов, их название.

Во время выполнения задания тихо звучит музыка.

Слайд «Алгоритм пошива лакомки»

Задание 3. «Алгоритм пошива лакомки»

Последовательность выполнения «сумки-лакомки».

Задание: расположить по порядку карточки.

Последовательность.

  1. Создание эскиза для изготовления.
  2. Изготовление лекал (выкройки).
  3. Подбор ткани.
  4. Перенесение выкройки  на ткань.
  5. Раскрой деталей.
  6. Сшивание деталей сумочки-лакомки.
  7. Пришивание ручки.
  8. Оформление рамки для сумочки.
  9. Декорирование изделия.
  10. Тепловая обработка.

Слайд «Секретный ящик»

Задание 4. «Секретный ящик» В этом конкурсе надо проявить эрудицию (начитанность) смекалку. Задание для всех участников команд. Нужно отгадать, что лежит в ящике.

 Вопрос для команды 1: В секретном ящике находится предмет, с помощью которого можно изготовить самые замечательные вещи, а можно даже уничтожить одного страшного злого персонажа русских народных сказок. (Игла.)

Вопрос для команды 2: В секретном ящике есть то, что указало путь-дорожку не только Ивану-царевичу, что это? (Клубок ниток.)

Слайд «Эрудит»

Задание 5. «Эрудит»

Каждой команде необходимо найти в буквенном лабиринте как можно больше слов за три минуты.

(нитка, хлопок, стежок, строчка, основа, лен, шерсть, игла, кромка, шов, овал)

Н

И

Т

К

А

Ш

Ь

У

Т

О

К

Е

Х

Л

О

П

Ш

Л

С

Т

Е

Ж

О

К

Ш

Р

Ш

О

В

Р

Е

О

С

Н

О

О

Р

Ч

К

А

В

М

С

Л

Е

Н

А

К

Т

Ь

И

Г

Л

А

Задание 6. Практическое.

Капитанам команд дается практическое задание:  закончить пошив сумочки-лакомки (оформить  рамочки).

В это же время остальные участники команд так же выполняют практическое задание: показать образцы швов (вперед игла, назад игла, тамбурный шов).

Задание 7. «Кроссворд»

Участникам конкурса необходимо разгадать кроссворд.

1

2

4

3

5

По вертикали: 1.Инструмент бывалый, не большой, не малый. У него полно забот: он и режет и стрижёт.

4. Он разгладит все морщинки. Только ты его не тронь, он горячий, как огонь.

По горизонтали: 2.Маленького роста я, тонкая и острая. Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу.

3.На пальце одном ведерко вверх дном. 5.И иголки, и булавки, здесь сидят, словно на травке. В швейной сказочной стране им удобно быть на мне. Коль мне в спинку их втыкать. Будет их удобно брать.

Команда, разгадавшая первой, получает10 баллов, другая соответственно -5.

Во время проведения конкурса звучит музыка.

Подведение итогов.

- Вот и закончилась наша игра.

Давайте посчитаем количество баллов и определим, какая команда оказалась самой активной, самой эрудированной, самой дружной, какая команда показала лучшие знания и умения.

Подсчёт и объявление результатов.

Поздравление команд:

- Самой эрудированной команде мы дарим на память сердечки – игольницы!

- А самой активной команде мы дарим…- тоже сердечки – игольницы!

Пусть эти сердечки – игольницы напоминают вам о нашем объединении, о вашей дружбе.

III. Итог занятия.

Тема нашего занятия «Знаем, умеем, покажем».

- Над каким заданием вам пришлось хорошенько подумать, прежде чем ответить?

- Какое задание было самое интересное?

- Какие задания показались вам простыми, неинтересными? Ваше отношение к проведению подобных занятий.

Я надеюсь, что сегодняшнее занятие вам понравилась, хочу вас поблагодарить за проявленное творчество и отличное настроение.

Всего вам хорошего!

(звучит музыка)



Предварительный просмотр:

МБОУ ДО «ЮНОСТЬ» объединение «Лоскутная фантазия и шитье»

Педагог дополнительного образования Савина Надежда Александровна

Г. Троицк Челябинская обл.

Игра -  соревнование «Искусство кройки и шитья».

Цели: Повторение пройденного материала, проверка знаний учащихся.

Способствовать  воспитанию ответственности,  внимательности.

Прививать навыки культуры общения.

Тип урока: нетрадиционная форма.

Основные формы работы: групповая, индивидуальная

Методы обучения: словесные, наглядные.

…Сулит мне новые удачи

Искусство кройки и шитья.

                                                                                                                             Булат Окуджава

Подготовка к мероприятию. Учитель готовит  «черный ящик», фишки, задания для команд, 2  швейные машины. В качестве эюри можно пригласить учащихся старших классов или коллег.

Ход урока

1. Организационная часть

- приветствие;

- проверка присутствующих учащихся;

- проверка готовности к уроку.

2. Повторение пройденного материала (игра – соревнование)

Подготовительный момент:

Для повторения пройденного материала нам необходимо разделиться на две команды, придумать название  команды, которое должно содержать технологический термин (иголочка, булавочка, ниточка, наперсток…). Итак: начинаем игру.

        

Блицтурнир:

Учитель: я буду  по очереди задавать командам вопросы, на которые они должны быстро ответить. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу, что соответствует одной фишке.  Если команда отвечает неверно, право ответа переходит соперникам.

Вопросы блицтурнира для команды «Иголочка»

В какой последовательности заправляется верхняя нитка в швейной машине?

(Ответ: установить машину на рабочий ход и поднять иглу в верхнее положение; поставить катушку с нитками на катушечный стержень и пропустить нитку через прорезь нитенаправителя; завести нитку между шайбами натяжения верхней нити, потянув ее за оба конца вверх, а затем вставить ее в петлю компенсационной пружины; вдеть нитку в ушко рычага нитепритягивателя и завести ее за крючок нитенаправителя на игловодителе; вставить нитку в ушко иглы со стороны нитенаправителя, оставив свободный конец нитки длиной 10 – 15 см.).

С какой стороны машинной иглы вдевают нитку?

(Со стороны нитенаправителя и длинного желобка; в разных швейных машинах длинный желобок иглы и нитенаправитель находятся по одну сторону).

В каких случаях используется настрочной шов?

(Настрочной шов используется для соединения и закрепления припусков шва и складок, направленных в одну сторону).

Как называют нитки, идущие вдоль кромки?

(Нитями основы или долевыми нитями).

На каком ходу должна стоять швейная машина при заправке нитки?

(На рабочем ходу).

Какое значение имеют копировальные строчки?

(Они служат для переноса линий с одной детали на другую).

Вопросы блицтурнира для команды «Ниточка»

Почему при работе на швейной машине необходимо менять длину стежка?

(Длину стежка меняют, потому что тонкие ткани сшивают мелкими, короткими стежками, а толстые и плотные – более длинными).

Как называют нити идущие поперек кромки?

(Нити утка).

С какой стороны должен падать свет при работе на швейной машине?

(С левой стороны или спереди).

        4. В каком положении должна находиться лапка после окончания работы на швейной машине?

(По окончании работы лапка должна находиться в нижнем положении).

Как определить долевую нить ткани?

(По кромке – долевая нить расположена вдоль  нее;

      по степени растяжения – растягивается меньше чем уточная;

     по звуку – при растяжении звук звонкий (хлопок);

    по виду нити – тонкая, гладкая).

Для чего применяют обратный ход швейной машины?

(Для выполнения машинной закрепки).

        Жюри подсчитывает количество правильных ответов и, соответственно, набранных каждой командой баллов.

Конкурс «Что это?»

В этом конкурсе по словесному описанию нужно угадать вид одежды. Я выдаю учащимся карточки-задания, вы их внимательно читаете. Отвечает представитель команды.

Карточка-задание команде «Иголочка» ……….

        Изделие относится к плечевой группе. Шьется в основном из хлопчатобумажной ткани и трикотажа. При пошиве используются в основном самые простые соединительные швы. Эта вещь делает наш отдых более приятным.

(Ночная сорочка).

Карточка-задание команде «Ниточка»

        Изделие относится к поясной группе. Шьется из всех видов ткани. Оно может быть частью костюма или самостоятельным изделием. Носят как мужчины, так и женщины. (Брюки).

Конкурс «Четвертый лишний»

Девочки! Следующий конкурс заключается в том, что я зачитываю слова, одно из которых стоит вне логического ряда. Задание – найти лишнее слово. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу.

Простыня, наволочка, скатерть, пододеяльник. (Скатерть).

Ножной привод, ручной привод, электрический привод, гидравлический привод. (Гидравлический привод).

Сантиметр, угольник, ножницы, линейка. (Ножницы).

Стачной, настрочной, накладной, сметочный. (Сметочный)

Прямая, клиньевая, коническая, длинная (Длинная)

Стачать, разутюжить,  приутюжить, декатировать. (Стачать)

Конкурс «Что за этим кроется?»

А сейчас вы должны назвать изделия, предметы, составляющие предложенные мной  в устной форме обобщающие понятия (обобщающие слова). За каждый правильный и возможно более полный ответ начисляется по 3 балла.

Верхняя одежда… (платья, сарафаны, халаты, блузки, пальто,….)

Фурнитура… (пуговицы, кнопки, пряжки, застежки…….)

Инструменты для шитья… (игла, наперсток, ножницы, сантиметровая лента….)

Столовое белье…(скатерти, салфетки, полотенца….)

Конкурс «Черный ящик»

У меня на столе стоит черный ящик. Послушайте  описание того, что в нем спрятано: «В черном ящике находится деталь верхней одежды, название которой совпадает с названием одной из деталей швейной машины» (Рукав, муфта).

Команда, первой угадавшая предмет получает 5 фишек.

Конкурс «Закончи пословицу»

Задание -  отвечать, поднимая руку.

- Сделал дело….(гуляй смело).

- Дело мастера…..(боится).

- Что посеешь, ..(то пожнешь).

- Делу время… (потехе час).

- Терпенье и труд … (все перетрут).

- Поспешишь – людей…(насмешишь).

- Семь раз отмерь…(один раз отрежь).

- Лес рубят …(щепки летят).

Команды получают по одной фишке за каждую правильно продолженную пословицу.

Конкурс «Слова, спрятанные в слове»

Из букв одного слова составить как можно больше других слов (в именительном падеже единственного числа). Одной команде предлагается слово «моделирование», другой – «конструирование». На выполнение задания отводится 3 – 5 минут. Слова пишут на бумаге,  (пишет один из членов команды, но находят и называют слова все). Выигрывает команда, составившая большее количество слов. Она получает 3 фишки.

        Моделирование – мода, модерн, море, мера, мед, мел, мир, дело, дерево, дрова, диван, ров, вор, лира, лимон….

        Конструирование – остров, струна, острие, варение, тур, нос, товар, рука, ……

 

Как мы знаем правила безопасного труда. (3 мин.)

На предложенные учащимся вопросы они отвечают, поднимая руку, да или нет:

При аварийной ситуации немедленно отключают швейную машину.

Да.                 Нет.

Платформа швейной машины должна быть свободной от посторонних предметов.

Да.                 Нет.

Утюг включают и выключают сухими руками, держась за корпус вилки.

Да.                 Нет.

Нитку для вдевания в иглу можно отмерять любой длины.

Да.                 Нет.

Нить не откусывают зубами.

Да.                 Нет.

Булавки и иглы необходимо хранить в подушечке.

Да.                 Нет.

Горячая подошва утюга может касаться электрического шнура.

Да.                 Нет.

В процессе работы можно повредить пальцы иглой или булавкой.

Да.                 Нет.

Перед началом работы инструменты и приспособления необходимо положить в отведенное для них место.

Да.                 Нет.

Ножницы класть справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

Да.                 Нет.

Конкурс «Заправляем швейную машину» (в случае достаточного количества времени)

        Каждая команда представляет одного участника, который должен заправить верхнюю и нижнюю нитки в швейной машине. Кто из учащихся справится раньше, получает 3 фишки.

3. Подведение итогов урока.

(Подсчитываем количество фишек)

Учитель: Все принимали активное участие в предложенной игре, что способствовало закреплению полученных знаний.

Основой жизни на Земле

Можно труд назвать вполне.

Человек трудом гордится,

Другой же может лишь его стыдиться.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока «Лоскутное шитье»

Автор-составитель:               Педагог дополнительного образования объединение «Кройка и шитье»

Савина Надежда Александровна

                             


Тип урока: Комбинированный

Цель урока: формировать умения изготавливать изделия из лоскутков ткани.

Образовательные задачи:

  • способствовать формированию умений изготавливать изделия из лоскутков ткани, методом складывания, группирования и подбора цветовых сочетаний;
  • учить работать с шаблонами, выкраивать детали изделий из ткани,
  • научить изготавливать и пользоваться шаблонами для раскроя элементов орнамента;

Воспитательные задачи урока:

  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
  • прививать учащимся навыки работы в группах;
  • воспитывать инициативу, самостоятельность и творческого начала у учащихся.

Развивающие задачи урока:

  • развивать творческое мышление, умения учащихся сравнивать и анализировать, видеть красоту;
  • расширять кругозор учащихся.

Здоровье сберегающая цель:

  • Приучать учащихся к строгому соблюдению правил безопасности и санитарно-гигиенических требований при выполнении практической работы.

Методы обучения:

словесный (устное изложение, анализ задания);

наглядный (показ образцов, рассмотрение, наблюдение, работа по образцу);

практический (работа с шаблонами, вырезание, сшивание, декорирование)

Оборудование:

тетрадь

- ножницы

- карандаш простой

- швейная игла и нитки

- английские булавки

- технологические карты

- ткани

Тип занятия: комбинированный.

Оборудование урока: компьютер, проекционная система

Ход урока

1.Организационный момент – (мотивация на позитив)

а) - Добрый день, девочки! Я очень рада всех вас сегодня видеть на нашем уроке.

Нарисуйте на полях тетради символ вашего настроения на данный момент, с каким настроением вы пришли на урок?

Сегодня мы продолжим изучать тему, которую можно считать традиционной, уходящей корнями в прошлое и в то же время яркую, находящуюся на пике современной моды.

Какие виды декоративно – прикладного творчества вы знаете? (Бисероплетение,макраме, плетение кружев, батик, витраж, мозаика, нитяная графика, роспись (жестов, хохлома, городецкая), вышивка, вязание (на вилке, крючком, на спицах), выпиливание , резьба по дереву, выжигание, декупаж, коллаж, лепка (пластилин, тесто, глина), чеканка.

Ребята, перед Вами - кроссворд, вы должны его разгадать, чтобы определить ключевое слово. Оно подскажет нам тему сегодняшнего урока.

1.Шаблон для раскроя деталей изделий.

2.Обработанные по длине края ткани, снятой с ткацкого станка.

3. Нить, проходящая вдоль ткани.

4. Рисунок материала, созданный природой.

5. Нить, проходящая поперёк ткани.

6. Как называют хроматические цвета, ассоциирующиеся с солнцем и огнём.

7. Внешнее строение поверхности материала.

8. Название операции соединения на швейной машине двух деталей, уравненных по краю, и сложенных лицевыми сторонами внутрь.

hello_html_m73985fdb.gif

Какое ключевое слово было зашифровано в кроссворде?

Правильно - “лоскуток”. И как вы, наверное, уже догадались, речь сегодня пойдет о лоскутном шитье.

  • Итак, тема сегодняшнего урока “Лоскутное шитьё ”. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться, что такое лоскутное шитьё, как оно появилось, актуальность этого вида рукоделия на сегодняшнем этапе жизни человека. Узнаем, какие виды лоскутного шитья бывают, и попробуем сами придумать узор и изготовить несложное изделие в этой технике.

Лоскутное шитьё, что это за вид рукоделия? Почему люди его так любят, и в настоящее время он стал снова актуален? Послушайте притчу о лоскутном шитье и ответе на этот вопрос? Слайд 4

Притча о лоскутном шитье. 
Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: "Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом - полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!" Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица - и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез - ещё один. Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной.

Вот такая притча о лоскутном шитье существует. Так почему сейчас и раньше люди так любили лоскутные одеяла, пледы, покрывала, сшитые или вязаные. Эти изделия были во многих семьях?

Варианты ответов (Приносят ощущение домашнего тепла. уюта и добра в наши дома….)

Итак Лоскутное шитье -Это искусство соединения небольших разноцветных лоскутков ткани в единое целое, путём сшивания

2. Изучение нового материала.

В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в готовом изделии.

Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, композицию подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.

Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Как художественная работа, шитьё из лоскутов по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики.

Чтобы познакомиться с истоками лоскутного шиться девочкам было дано опережающее задание: Подготовить сообщение об истории лоскутного шитья. ().

Сейчас внимательно послушайте рассказ и постарайтесь ответить на вопросы, представленные на доске:

  • Что способствовало возникновению лоскутного шитья?
  • В какой среде (городской или крестьянской) лоскутное шитье появилось раньше и почему?
  • Когда в России начали складываться традиции лоскутного шитья?

 Рассказ учениц.

1 ученица:

Слайд Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Слайд Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.

2 ученица:

Слайд Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы. Лоскутные одеяла (Слайд ), коврики-кругляши (Слайд ), дорожки (Слайд ), сотканные из полосок ткани, так же как расписные прялки, резные туеса, вышивка, наполняли быт и радовали глаз.

Слайд Традиции лоскутного шитья в России начали складываться в XIX в., когда фабричные ткани стали предметом повседневного обихода. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой срок одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется. В крестьянском быту у лоскутного одеяла преобладала утилитарная функция, оно служило главным образом защитой от холода. В то же время в некоторых областях России традиционно изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом: оно было частью приданого. Лоскутное одеяло принято было дарить на рождение ребенка. Такие одеяла сочетали в себе практичность и декоративность.

Важным элементом в доме были куклы – обереги. Куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы,  в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви.

Учитель:

- Спасибо, девочки.

- Кто ответит на заданные вопросы?

(Ответы учащихся).

Учитель:

Лоскутное шитье - древний вид декоративно-прикладного творчества. Лоскутная техника – удивительное рукоделие, пришло к нам из глубокой древности. В 70-е годы XX века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. С тех пор этот интерес неуклонно растет. В нашей стране и зарубежном проводятся фестивали, конкурсы, мастер - классы, создаются творческие объединения.

Сейчас лоскутное шитье переживает новое рождение, оно стало для многих любимым занятием. Из разноцветных лоскутов можно получить оригинальные вещи: жилеты(СЛАЙД,,,), юбки (СЛАЙД,,,) ,сумки (СЛАЙД,,,) одеяла, подушки, покрывала и сделать подарок своими руками.

В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства, которое неуклонно растёт.

Создавать изделия в лоскутной технике может любой человек, кто этого желает. В работу может пойти не только ткани, но и пряжа, тесьма, ленты, кружева – все, что найдется под рукой и, конечно, ваша фантазия.

Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками.

К наиболее распространённым относятся: печворк, квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика.(СЛАЙД )

Печворк .«Пэчворк» в переводе на русский язык означает «лоскутная работа» (от англ. patch – заплатка (кусочек ткани) и work - работа), и в его истоках лежит штопка, лоскуты для которой брали из старой одежды.

Квилт. «Квилт» («quilt» переводится как стегать, простёгивать; подбивать ватой ) сшивать; зашивать (что-либо внутрь чего-либо)». Поскольку таким образом шили чаще всего одеяла, то этим словом стали именовать стеганое или сшитое из отдельных лоскутов одеяло. В настоящее время «квилтом» называют любую стеганую вещь, будь то одеяло, панно или жилет.

.

Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок.

Текстильная мозаика – орнамент, выполненный из отдельных ,пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва “зигзаг”.

Учитель:

  • Какие необходимы инструменты и оборудование для изготовления изделий из лоскутков? 

Для работы необходимо иметь: иглы, ножницы, нитки, сантиметровую ленту, линейку, портновские булавки, картон, мел портновский, карандаш, утюг, швейную машину.

  • Как вы думаете, какие ткани нужно использовать для работы в лоскутном шитье?

Для работы лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лён и т. п. Прокладочные материалы: синтепон, ватин. Пригодятся: тесьма, лента, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы. Не используйте ветхие ткани, так как в изделии они быстро протрутся!

Как подготовить материал к работе? 

Подготовка материалов к работе включает следующие этапы:

1. Определение прочности окраски (уголок ткани проутюживают через мокрую ткань). Если на ней останется след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки.

2.Стирка и накрахмаливание тканей. Изделия из лоскутов хорошо выглядят и меньше пачкаются, если ткань, из которой оно выполнено, накрахмалить.

3. Декатировка – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки. Под действием горячей воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. Лоскутные вещи состоят из многих различных тканей, и эта деформация может испортить всю работу.

3. Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку

На слайдах выходят вопросы и рисунки, на которые следует ответить.

РИС1 Спектр ахроматических цветов. РИС2 Спектр хроматических цветов

РИС3 Спектр тёплых цветов РИС4 спектр холодных цветов

РИС5 контрастность цвета (цветовой круг)

Как правильно изготовить шаблоны!

Изготовление шаблона

Изготовление лоскутного изделия начинают с подготовки шаблонов, по которым кроят. Они могут быть самых различных форм и размеров: квадратные, треугольные, в виде ромбов. Так как одними и теми же шаблонами приходится пользоваться не один раз, их делают из прочных материалов: толстого картона, пластика, оргстекла.

(Показ трудового приёма)

Шаблон делают так: вычерчивают на картоне нужный контур без припуска на шов, затем со всех сторон добавляют на припуск 5-10 мм, и проводят второй контур (внешний). Теперь подкладывают под картон что-нибудь плотное, чтобы не прорезать стол, и острым ножом сначала режут по внутреннему контуру, а затем по внешнему. Получают шаблоны с “окошком”. Благодаря этому шаблону достигается большая аккуратность работы, так как он позволяет обозначить на ткани и линию, по которой сшивают лоскутики, и прибавки на швы. Точно рассчитан шаблон – изделие красивое и аккуратное!

2) Изготовление шаблонов из картона (квадрат).

(Учащиеся, пользуясь своим рисунком, изготавливают шаблоны из картона)

Стуктура Тимбилдинг ("командообразование")

У вас на столах есть листочки с нарисованным треугольником. Напишите то, что вы любите, если вы это любите все, напишите это слово в треугольнике, если 1 человек - под цифрой 1 и т. д. Теперь посмотрите какие слова у вас написаны в треугольнике и исходя из этого придумайте название команды и Тим Чир т. е. девиз. Условие: когда вы будете проговаривать Тим Чир, вы должны все коснуться руками т. е. показать, что вы команда. На это вам 2 мин.

ХайФайв.

Пожалуйста, познакомьте нас со своими командами, начинает стол №1.

(Дети проговаривают названия команд и Тим Чиры)

Теперь, когда команды у нас сформированы, вы можете приступить к практической работе.

Повторим технику безопасности.

Прежде, чем приступить к работе с ножницами, давайте вспомним, как нужно

обращаться с ними? Конечно же, необходимо выполнять следующие правила:

- на столе ножницы должны лежать в сомкнутом виде;

- передавать ножницы нужно кольцами вперед;

- нельзя ронять ножницы на пол;

Работа со швейной иглой:

- иглу при работе нельзя бросать на столе;

- вкалывать только в игольницу;

- быть внимательным.

4. Физминутка.

Перед работой давайте разомнёмся.

Структура Микс - Фриз - Груп.

Сейчас вы будете смешиваться под музыку и замрёте, когда музыка прекратится. Я задам вам вопрос, ответ на который должен быть в цифрах, вы объединитесь в группы, количество участников в которых зависит от ответа на вопрос. ( хай-файв, когда музыка остановится)

Вопросы на знание сказок:

1. Сколько стоил билет в театре Карабаса Барабаса? (4 сольда)

2. Сколько героев тянут репку? (6)

3. Сколько желаний исполняет золотая рыбка? (3)

4. Сколько весёлых гусей жили у бабуси? (2)

5. Сколько волшебных стран прошла Элли? (5)

6. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля?

(2)

5.Самостоятельная работа

И так начнем нашу практическую работу.

: На ваших столах находятся инструкционные карты и памятки последовательности выполнения практической работы. (Приложение №2)

Внимательно прочтите их. Что вам непонятно? (Учащиеся читают инструкционные карты и памятки)

Предупреждение о возможных ошибках.

Учитель: Чтобы ваше изделие получилось красивым, и вы не допустили ошибки в выполнении практической работы, запомните следующее:

умело подобрать цвет ткани, (помните цветовое сочетание) структуру ткани, рисунок;

перед шитьём лоскутки хорошо проутюжить;

вырезая детали по шаблонам, обратите внимание на направление нитей основы в ткани, на симметричность парных деталей;

приступая к работе, не спеши начинать с больших, трудоёмких изделий, попробуй свои силы и наберись опыта на изготовлении небольших, несложных изделий;

обратите особое внимание на технические условия выполнения работы.

Структура Рафт (организация проектной работы)

Каждая команда выполняет свой небольшой проект. Столы №1 делаем шаблоны квадратной формы, стол 2 – прямоугольной, всё, что вам необходимо, лежит у вас на столах. Пожалуйста, приступайте к работе.

Придумайте название вашего проекта.

6.Закрепление

Какие приёмы работы с лоскутами вы знаете?

Какие изделия изготавливают из лоскутов?

7.Домашнее задание:

На листе А 4 выполнить эскиз геометрического орнамента для изготовления прихватки в технике лоскутного шитья.

8. Итог урока. Рефлексия.

Оценивание работы на уроке.

-Что вам понравилась сегодня на уроке?

-Что вы запомнили важного и главного для себя?

-Что вам могло бы пригодиться в жизни

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.

Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы. Лоскутные одеяла коврики-кругляши дорожки сотканные из полосок ткани, так же как расписные прялки, резные туеса, вышивка, наполняли быт и радовали глаз.

Традиции лоскутного шитья в России начали складываться в XIX в., когда фабричные ткани стали предметом повседневного обихода. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой срок одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется. В крестьянском быту у лоскутного одеяла преобладала утилитарная функция, оно служило главным образом защитой от холода. В то же время в некоторых областях России традиционно изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом: оно было частью приданого. Лоскутное одеяло принято было дарить на рождение ребенка. Такие одеяла сочетали в себе практичность и декоративность.

Важным элементом в доме были куклы – обереги. Куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы,  в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви



Предварительный просмотр:

МБОУ ДО «ЮНОСТЬ» объединение «Лоскутная фантазия и шитье»

Педагог дополнительного образования Савина Надежда Александровна

Г. Троицк  Челябинская обл.

Открытое занятие

 «Введение в программу «Искусство дефиле»

Цель: познакомить обучающихся с одним из видов модельного искусства – искусством дефиле.

Задачи:

  • Способствовать развитию интереса обучающихся к решению проблем, связанных с модой, развитием вкуса, красотой;
  • Познакомить с технологией моделизма  и демонстрации  готового сценического продукта;
  • Способствовать ценностному отношению к сценической культуре.

Форма занятия: Игровая, организационно-деятельная.

Ведущие методы: Беседа, эвристический, проблемный, игровой, практический, КТД, создание ситуации выбора и ситуации успеха, метод сравнительного анализа, рефлексия.

Оборудование и материалы: Ноутбук, колонки, видеопроектор, экран для видеопроектора, музыкальное сопровождение, реквизиты.

Ход занятия.

Организационный момент.

  1. Приглашение детей в зал (раздача резинок, которые участники должны надеть на правую руку).
  2. Приветствие и знакомство с участниками занятия.

Здравствуйте девочки! Меня зовут Надежда Александровна Савина.  Я работаю с такими же детьми, как и вы, педагогом, в Станции детского технического творчества «Юность».

Сообщение цели занятия.

Сегодня  я познакомлю  вас с   искусством  дефиле. Вы узнаете, что очень часто не одежда красит человека, а человек, своим уникальным образом красит одежду.

Введение в тему.

Слайд № 1-3 Красота в жизни женщины во все времена играла большую роль. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас творения великих художников, поэтов, писателей. На протяжении веков менялось представление о женской красоте. Бледная кожа или огромный парик, глубокие декольте или закрытое лицо. Глядя на эти картины, мы можем проследить взаимосвязь моды и культурного развития.  Но главное, что  всегда ценилась в женщине - это ее индивидуальность.  Ив Сен Лоран французский модельер 70-х годов прошлого века, говорил: - Самая важная деталь в платье - женщина, которая его носит!

Итак,  речь пойдет о моде, а точнее о том, кто доносит моду в массы. Кто же это? Конечно, это модели.

 Слайд № 4-5. В наше время эталона женской красоты не существует, ведь вкусы у всех людей разные. Главное, чтобы модель обладала уникальным образом и искусством дефиле.

Дефиле (франц. defile — теснина) — это ущелье, узкий проход между возвышенностями, или водными преградами, образуемый непроходимой или трудно проходимой по сторонам местностью.

Первые дефиле, ставшие позже отдельным видом бизнеса, появились в конце XIX века в Париже. Их появление совпало с появлением  первых модных домов. Это были уже не ателье, а настоящие творческие мастерские, в которых автор создавал собственные модели.

Слайд №6.  В наше время существует огромное количество модельных агентств. Многие из них готовят моделей, начиная с трехлетнего возраста. В Челябинске  работает имидж-клуб «Светлана», который готовит малышей к карьере настоящей модели в нескольких направлениях: хореографии, актерского искусства, искусства дефиле и т.д.

А кто такая модель? Какими качествами она должна обладать? Что должна уметь?

Правильно.

Основная часть:

  1. Релаксация.
  2. Объяснение этапов выполнения задания.
  3. Диалог с детьми.
  4. Разминка хореографическая.
  5. Игра на сценическое мастерство. Тренинг модельной походки.
  6. Развод участников занятия по командам.
  7. Объяснение задания.
  8. Подготовка к показу.

Релаксация.

А теперь закройте глаза и представьте, что вы идете по подиуму. Свет софит отражается в ваших глазах, вы одеты в платье неописуемой красоты, тысячи глаз устремлены только в вашу сторону. Вам аплодирует весь зал, фотографы суетятся вокруг вашей персоны, в надежде сделать, как можно больше фотографий.  Среди гостей показа вы наблюдаете знаменитых людей, артистов, музыкантов, художников и их восхищение обращено к вам. Вы настоящая модель. Сейчас я хлопну в ладоши, и ваши мысли станут реальностью.

Открыли глаза.

 Мы с вами находимся в молодежном модельном агентстве, я являюсь директором этого модельного агентства.

Сюрпризный момент: звонок из известного модельного агентства.

Нам пришел заказ от очень известной фирмы одежды. Необходимо:

- подготовить дефиле;

- сделать фотосессию для журналов.

Вопрос: С чего же нам начать?

Конечно, главное для модели это походка.

В мире моды различают две походки. Первая это повседневная, то есть походка на каждый день. Вторая - модельный шаг, красивейшая походка подходящая лишь для работы манекенщиц.

Правильность походки напрямую зависит  от умения красиво и грациозно двигаться, а эти умения помогают развивать, конечно же, танец. Давайте сделаем небольшую хореографическую разминку.

Идет хореографическая разминка ( элементы танца « румба») .

Вы отлично справились!

Но нам нужно научиться находить неповторимый образ в процессе дефиле. Для этого  давайте расслабимся и погрузимся в мир сценического мастерства.

Игровой момент (сплочение и раскрепощение коллектива)

Отлично, итак, мы с вами выполнили небольшую хореографическую разминку, отработали навыки сценического движения. А теперь приступаем к самому важному - тренировке модельной походки.

Правила позирования перед камерой. Классические упражнения позирования перед камерой.

Тренинг модельной походки.

Вы отлично справились. А  теперь нам необходимо подготовить дефиле. Нам пришли посылки от заказчика с коллекцией аксессуаров к школьной форме. У вас на руках цветные резинки. Разобьемся на три команды - красные, синие, зеленые.

Задача: в течение  10 минут придумать интересное решение для демонстрации вашей детали одежды. Необходимо создать  такой   образ, чтобы привлечь  внимание зрителей именно к вашему  аксессуару.

Пока две команды работают над дефиле, третья команда – работает с фотографом.

Работа в командах. Работа с фотографом.

Теперь соединим  единую  сценическую композицию.

Сценическая композиция – это сопоставление отдельных форм, при котором они связываются в новое целое высшего порядка.

Работа по созданию сценической композиции.

Слайд №7.  Мы  готовы представить  дефиле, на суд  аудитории. Для этого нам необходим подиум. Подиум – это возвышение для натуры, для демонстрации моделей.

Заключительная часть:

  1. Демонстрация дефиле.
  2. Просмотр фотографий.
  3. Рефлексия.

Демонстрация дефиле.

Итак, показ коллекции закончен. Аккуратно снимаем аксессуары и складываем их обратно в пакеты.

Слайды № 8-15. Просмотр  фотосессии. Оценивание и выявление команды-победителя

Награждение победителей.

Анализ выполнения заказа.

Звонок с благодарностью от администратора известного модельного агентства.

Заказ выполнен на высоком уровне,  и вы получаете приглашения в модельное агентство.  Мы  сегодня не только удачно выполнили заказ,  мы создали великолепную команду моделей, а у каждой модели есть свое портфолио. Мы дарим вам  диск  вашей фотосессией. Возможно, вы и дальше захотите заниматься этим интересным делом.  

А теперь, дорогие модели, финальная походка…



Предварительный просмотр:

МБОУ ДО Станция детского юношеского технического  творчества «ЮНОСТЬ»

        

План-конспект урока

«Изготовление сувенира «оберег - веничек»

Дата проведения: 20.05.2018г.                

Педагог объединения «Лоскутная фантазия и шитье»

Савина Надежда Александровна


Изготовление сувенира «Оберег-веничек».

Тема: Оберег-веничек.

Цель:  Изготовить оберег – веник, показать важную роль женских рукоделий в создании уюта и душевного тепла в семье.

Задачи:

Обучающие: познакомить с традицией изготовления и использования различных видов оберегов в русских домах, их предназначение;

освоить технологию изготовления оберега - веничка;  

расширить представление о возможностях применения природных материалов в декоративном искусстве.

Воспитательные: уважение семейных традиций, гордость за свою фамилию, свой род;

формирование практических умений для изготовления оберегов, чувства взаимопомощи, аккуратности, бережного отношения к материалу.

Развивающие: развивать умение анализировать, самостоятельно мыслить.

  Материалы и оборудование:

 веник, сухоцветы, семена тыквы, подсолнечника, сухие ягоды рябины, готовые поделки из соленого теста, бесцветный лак, клей ПВА, тесьма,  проволока, инструменты (стеки, ножницы, ножички, кисти №2,3, палочки деревянные), супер-клей, атласная лента, рабочие доски, ткань на каждого ребенка, монетки.

 Методический фонд и средства обучения:

  -таблица «символика оберегов»;

  -авторские и детские работы, иллюстрации с различными видами оберегов;

  -литература по теме.

Ход занятия.

I. Организационный момент

1. Подготовка рабочих мест для выполнения практической работы.

2. Сообщение темы и цели занятия.

Тема нашего сегодняшнего занятий «Оберег-веник».

Сегодня мы изготовим веничек;

Познакомимся с традициями изготовления веничка в русских домах и их предназначении;

Узнаем о роли женского рукоделия в создании  уюта и душевного тепла в семье.

 3. Создание благоприятной атмосферы, способствующей творческой работе.

4. Повторение пройденного материала.

Ребята, что такое оберег? (ответы детей)

Из толкового словаря С. И. Ожегова: «Оберег – предмет – оберегающий, охраняющий от чего-нибудь».

Ребята, давайте вспомним, какие обереги мы уже изготовили на наших занятиях?

Какие вы ещё знаете обереги?

 Мешочки, подкову, лапти ,сделали изо льна гнёзда.

II. Изложение нового материала

Раньше наши предки изготавливали веник из различных материалов: из растений, тряпочек, ленточек  и считали, что такой веник - оберег от всякой нечисти.  

 Их оставляли на деревьях и чердаках от молний, клали под первый сноп для увеличения следующего урожая, подкладывали в гнездо наседки, в колыбель новорожденного, вешали в полях и огородах. (Как вы думаете для чего?) 

Для изготовления оберега на любовь, деторождение, богатство и счастье в веник вплетали чеснок, лук, ленты, хлебные колосья, сладости, кольца, особые магические травы.

Издревле на Руси было принято украшать веник – оберег. Чем красивее и аккуратнее он был, тем большей силой обладал.

III. Практическая работа

  1. Анализ изделия

Давайте рассмотрим данный оберег. Какую форму он имеет? (Форму треугольника).

Из чего он сделан? ().

Что еще находится на изделии? (Полотняный мешочек, монетки, различные крупы и т.д.). У каждого из вас есть таблица «символика оберегов» смотрите, что означает каждый символ.

  1. Техника безопасности

Мы не можем выполнять практическую работу, не повторив правила по технике безопасности при работе ножницами и с клеем.

  1. Последовательность технической операции.

1. Изготавливаем цветов подсолнуха и закрепляем его на веничке. (Сначала крепят крупные детали.)

2. Приклеиваем ленту, под лентой пожелание.

3. Потом украсьте ваш оберег по своему усмотрению. По традиции на нем должно находиться 12 предметов-символов, не больше и не меньше.

Не перегружайте композицию. Незачем на этот маленький веник лепить ВСЕ! Продумайте заранее, расположите на веничке просто так всё, что вы будете потом укреплять. Посмотрите, как выглядит. "Поиграйте" с этим, пока не поймете, что вы хотите получить в результате.

 Самостоятельная работа.

   4. Текущий инструктаж

Инструктор следит за соблюдением правил по технике безопасности, помогает выполнить практическую работу.

IV. Итог занятия

1. Анализ занятия

- Чем мы занимались на сегодняшнем занятии?

- Что нового вы узнали?

Веник  - «оберег» можно повесить в любое место квартиры

Веник можно вешать ручкой вниз только на входной двери со стороны улицы. Считалось, что в этом положении он обладает способностью останавливать нечистую силу на пороге дома. Такой веник выметал из дома болезни, горе, напасти, нечистую силу.

Внутри дома веник вешали только ручкой вверх.

- Расскажите, кому вы подарите свой веничек, и с какими пожеланиями.

2. Уборка рабочего места

Приложение

Таблица «СИМВОЛИКА ОБЕРЕГОВ»

Солнце, цветок подсолнуха

— символ гостеприимства, главный славянский оберег

Лавровый лист

- символизирует славу, успех.

Лапти

— символизируют домашний уют, семейное счастье.

Злаки, бобовые

— символ достатка, сытой жизни, благополучной в материальном аспекте.

Кукуруза

— символ здоровья у детей, продолжение рода, сплоченность семьи, взаимопонимание.

Крупа

— мир, лад в доме

Колосья, ягоды, дары природы

— урожай в хозяйстве.

Хлеб

— согласие в доме.

Горох

— мир и дружбу.

Мешок

— символ богатства.

Гнездо

— продолжение рода.

Бублик

— непрерывное кольцо, символ крепкой семьи.

Пуговица

—к обновкам.

Мешковина

— символ изобилия.

Рябина и шиповник

- женская красота и молодость.

Веник, направленный ручкой вверх - вешают внутри дома,

а ручкой вниз - на входной двери со стороны улицы