Методическая разработка учебного занятия "Изготовление подвесной вертушки "Фонарик"

Шмелева Полина Александровна

Информация по изготовлению подвесной вертушки из бумаги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

«Изготовление подвесной вертушки «Фонарик»

педагог дополнительного образования объединения

Шмелева Полина Александровна

Санкт-Петербург

2018

Аннотация

Бумажная пластика – один из современных видов искусства. Она является синтезом различных направлений, таких как лепка, аппликация, рисование, коллаж, конструирование из бумаги. Она является объемным видом искусства. Бумаге, которая по природе является плоской, придается более сложная, объемная форма. Изделия, создаваемые в этой технике, развивают мелкую моторику, фантазию и творческое мышление.

Вертушка из бумаги, сделанная своими руками станет не только полезным, но и веселым и увлекательным занятием для детей.

Содержание

Введение 

В разделе программы «Бумажная пластика» данная тема актуальна с точки зрения получения у учащихся знаний по технике изготовления объемных изделий различного назначения. Вертушка - это не просто забава, но и познавательный физический опыт, позволяющий наглядно продемонстрировать, то как энергия ветра преобразуется в механическую энергию. Можно купить ее в магазине, но гораздо приятнее сделать ее своими руками.

Цель данного учебного занятия познакомить учащихся с различными видами вертушек, понять принцип их работы и научить правилам изготовления объемной подвижной детали.

Основная часть

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к занятию.

2. Сообщение темы занятия

             Тема нашего сегодняшнего занятия «Изготовление подвесной вертушки «Фонарик».

Но перед тем как мы начнем мастерить, немного окунемся в историю.

Мощь ветра издавна впечатляла человека. Видя, какие разрушения могут приносить бури и ураганы, он задумался как использовать во благо силу воздушного потока. Одним из первых изобретений стал парус. Наполняемый ветром, он значительно увеличил скорость морских судов, сделав возможным длительные путешествия. Затем появились первые аэродинамические механизмы- ветряные мельницы. Они мололи зерно при помощи энергии ветра, который приводил в движения крылья.

Человек понял, насколько велика энергия ветра, теперь ветер стал его верным помощником. Люди научились преобразовывать энергию ветра в электрическую энергию с помощью ветрогенераторов - специальных устройств с пропеллером. В отличие от ископаемого топлива энергия ветра неиссякаема, доступна и безвредна для окружающей среды.

Игрушки - вертушки также являются аэродинамическими механизмами и работают по тому же принципу. Условно вертушки делятся на два вида: лопастные и дисковые. Лопастные вертушки, классические, состоят из нескольких лопастей (лучиков), загнутых к центру. Дисковые изготавливают из круглой детали их огромное множество.

Сделать вертушку своими руками не сложно, но есть свои секреты давайте узнаем их.

Для работы нам потребуются следующие материалы и инструменты: цветная бумага, карандаш, ножницы, клей, деревянная шпажка, скотч, бусины.

3. Повторение техники безопасности

Ребята, давайте повторим с Вами технику безопасности при работе с режущими предметами. 

Учащиеся озвучивают как правильно работать с инструментами.

4. Практическая работа учащихся

Последовательность работы будет следующая:

  1. Выбираем цветовую гамму вертушки
  2.  Переносим шаблон вертушки на цветную бумагу разного цвета в двух экземплярах.
  3. Вырезаем деталей вертушки по контуру.
  4. Переводим и вырезаем деталь середины вертушки и наклеиваем в центр детали изделия.
  5. Про резание отверстия в деталях вертушки.
  6. Склеивание концов вертушки между собой под прямым углом, в на хлест в одном направлении.
  7. Готовую объемную форму насаживаем на деревянную шпажку.
  8. Сверху укрепляем форму бусиной.
  9. Фиксируем нижнюю часть прозрачным скотчем
  10. Вырезаем и приклеиваем листик.

Ребята, обратите внимания, что две детали вертушки должны быть максимально одинаковыми. Так как в последствие Вам нужно будет соединять две детали вертушки в объемную модель.

Приступаем к работе.

Самостоятельная работа обучающихся. Помощь педагога в случае необходимости.

5. Рефлексия и подведение итогов занятия

Давайте подведем итоги и устроим небольшую выставку изделий, которые у нас получились.

В конце занятия педагог с учащимися выставляет все изделия, отмечая положительными отзывами наиболее удачные и интересные варианты исполнения. Сравнивая разный подход обучающихся при выполнении задания. Педагог комментирует каждое изделие учащихся, оценивает самостоятельность и качество получившихся работ.

Методическая разработка занятия

Название программы: «Мастерская умельцев»

Направленность: социально-педагогическая

Тема занятия: «Изготовление подвесной вертушки «Фонарик»

Место проведения занятия: ГБУ ЦДЮТТ, каб. 227

Возраст учащихся: 8-10 лет

Год обучения: 1 год обучения

Продолжительность занятия: 1 академический час (45 мин)

Тип занятия: объяснение нового материала 

Вид занятия: комбинированнный

Формы организации деятельности детей на занятии: практическая работа

Цель: Научить учащихся изготовлению объемной модели вертушки «Фонарик»

Задачи:

Обучающие:

  • усовершенствовать навыки учащихся по работе с цветной бумагой;
  • ознакомить с видами вертушек, принципом их действия;
  • научить правильному соединению деталей изделия в объемную композицию;
  • научит изготовлению объемной модели вертушки;
  • научить экономному использованию расходных материалов.

Развивающие:

  • способствовать развитию интереса к бумажной пластике;
  • способствовать развитию художественно-эстетического вкуса;
  • способствовать развитию творческих способностей, фантазии, воображения.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия;
  • способствовать воспитанию чувства коллективизма и взаимопомощи.

Методы обучения: 

Используемые технологии: практическая работа, мультимедиа технология, технология усвоения, здоровьесберегающая технология.

Методическое обеспечение занятия: 

Дидактические пособия: план - конспект занятия, образец изделия, фотоматериал, шаблоны для изготовления вертушки, схема изготовления.

Планируемые результаты

Личностные:

  • воспитают чувство коллективизма и взаимопомощи;
  • воспитают такие качества как ответственность, исполнительность, усидчивость, трудолюбие;
  • воспитают упорство и нацеленность на результат.

Метапредметные:

  • разовьют интерес к декоративно-прикладному творчеству;
  • разовьют творческие способности;
  • разовьют фантазию, воображение, образное мышление;
  • разовьют коммуникативные навыки.

Предметные:

  • научатся безопасным приемам работы с инструментами;
  • научатся работе с шаблоом для изготовления изделия;
  • научатся приемам, способам и технологии изготовления изделий из картона;
  • научатся экономному использованию расходных материалов.

Материально-техническое обеспечение занятия

  • Цветная бумага
  • Ножницы
  • Клей-карандаш
  • Деревянная шпажка
  • Бусины
  • Скотч

План занятия:

  1. Организационный момент (1-2 мин.)
  2. Тема учебного занятия (5 мин.)
  • Объяснение нового материала. Изготовление подвесной вертушки «Фонарик».
  • Демонстрация образца изделия.
  1. Повторение техники безопасности. (3 мин.)
  2. Практическая работа обучающихся – выполнение задания. (30 минут)
  • составление технологического плана предстоящей работы.
  1. Рефлексия и подведение итогов занятия. (5 мин.)

Ход занятия:

Этапы занятия и задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Организационный момент

Готовность учащихся к занятию.

Учащиеся знакомятся с материалами для практической работы.

  1. Тема учебного занятия

Демонстрация образца изделия;

Перечисление различных материалов, используемых для изготовления. 

Вертушка – аэродинамический механизм. Виды вертушек. Принцип работы.

Способ изготовления изделия.

Учащиеся слушают и задают вопросы по материалам учебного занятия.

  1. Повторение техники безопасности

Опрос обучающихся по безопасному использованию инструментов и материалов.

Обучающиеся отвечают на заданные вопросы.

  1. Практическая работа обучающихся

Составление технологического плана работы с обучающимися.

Выбор цветовой гаммы изделия. Объяснение правильного соединения двух деталей изделия в объемную композицию.

Педагог обращает внимание на правильность последовательности действий обучающихся, поправляет, поощряет, смотрит за техникой безопасности.

Учащиеся выполняют работу.

Помогают отстающим.

  1. Рефлексия и подведение итогов занятия.

Оценка работ обучающихся. Разбор наиболее частых ошибок при выполнении практической работы. Оценивается творческий подход к выполнению задания (способ заполнения детали, цветовая гамма). Степень самостоятельности обучающихся.

Уборка рабочих мест, сдача инструментов, материалов.

Учащиеся участвуют в обсуждении итогов занятия.

Обучающиеся наводят порядок на рабочем месте.

Список литературы

  1. Лыкова И.А, Максимова Е.В. Коллаж из бумаги. Детский дизайн. Учебно-методическое пособие для воспитателей, учителей нач. школы. - ИД Цветной мир, 2014. -144 с.
  2. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М.: Просвещение, 2005. -  156 с.

  1. Подгоргая В.А.Вертушки.14 улетных моделей. - М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2015. - 48 с.