Написание основных элементов мезенской росписи
Цель занятия: расписать деревянную тарелочку основными элементами мезенской росписи акриловыми красками.
Задачи занятия:
Обучающие:
- Познакомить с историей возникновения мезенской росписи;
- Обучить написанию основных элементов мезенской росписи;
- Обогатить словарный запас детей терминологией: промысел,символ, орнамент, мазок, тычок.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру;
- Развивать фантазию и композиционное мышление;
- Развивать моторику рук.
Воспитательные:
- Формировать чувство прекрасного, эстетического идеала;
- Способствовать развитию национального самосознания, гордости.
Ожидаемый результат: учащиеся распишут небольшое панно мезенской росписью, познакомятся с новой терминологией, узнают и научатся писать основные элементы мезенской росписи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezenskaya_rospis.docx | 315.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района
Конспект занятия
«Основные элементы мезенской росписи»
возраст учащихся: 10-12 лет
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа:
«Художественная роспись по дереву»
Иванникова Светлана Александровна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
Содержание
- План-конспект …………………………………………………………………………………... 3
- Ход проведения занятия (описание) …………………………………………………………... 4
- Методическое и техническое оснащение занятия ……………………………………………. 8
- Литература ………………………………………………………………………………………. 8
- План-конспект
Цель занятия: расписать деревянную тарелочку основными элементами мезенской росписи акриловыми красками.
Задачи занятия:
Обучающие:
- Познакомить с историей возникновения мезенской росписи;
- Обучить написанию основных элементов мезенской росписи;
- Обогатить словарный запас детей терминологией: промысел,символ, орнамент, мазок, тычок.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру;
- Развивать фантазию и композиционное мышление;
- Развивать моторику рук.
Воспитательные:
- Формировать чувство прекрасного, эстетического идеала;
- Способствовать развитию национального самосознания, гордости.
Ожидаемый результат: учащиеся распишут небольшое панно мезенской росписью, познакомятся с новой терминологией, узнают и научатся писать основные элементы мезенской росписи.
Этап занятия | Хронометраж времени | Содержание занятия (деятельность педагога) | Содержание занятия (деятельность учащихся) | |
I. | Организационный | 10 мин. | Приветствие учащихся. Формулировка цели и задачи каждого задания по теме занятия. Краткий рассказ о истории происхождения мезенской росписи. | Настраиваются на занятие, рассаживаются на места. |
II. | Основной (с описанием практической деятельности) | 70 мин. | Обучение написания основных элементов мезенской росписи. Использование технологии критического мышления "Мозговой штурм". | Повторяют действия/работают в соответствии с рекомендациями педагога. |
Обучение декорированию мезенской росписью в круговой композиции. | Демонстрируют индивидуальные умения в выполнении основных элементов мезенской росписи. | |||
III. | Заключительный | 10 мин. | Позитивная оценка работы каждого учащегося на занятии. Итоги в целом. | Обмениваются впечатлениями о занятии. |
- Ход проведения занятия
Организационный этап
Дети входят в кабинет, рассаживаются на места. Педагог приветствует детей:
- Здравствуйте, ребята! Вы догадались, чем мы сегодня будем заниматься?
Ответы детей
- Правильно, будем рисовать. Мы познакомимся с удивительным миром мезенской росписи, приобщимся к народному искусству.
Звучит музыка
- Роспись волшебную эту
Будем как книгу читать,
В стройных её силуэтах
Матушку-Русь познавать
Мезенской роспись зовется,
В каждом рисунке добро.
В сердце твоём отзовётся
Нежною сказкой оно.
В строчках её можно встретить
Птиц и Коней, мчащих в даль.
Лебедя, если приметить,
Будет большой урожай.
Музыка останавливается
- Сегодня мы распишем деревянную тарелочку основными элементами мезенской росписи. Перед вами лежат кисти, давайте договоримся, что мы их будем использовать только по назначению и по моему сигналу.
Педагог показывает расписанную в мезенской росписи деревянную тарелочку ученикам.
- Кто-нибудь видел изделия с мезенской росписью?
Ответы детей
Педагог показывает расписанные изделия в мезенской росписи.
- А что же изображалось на этих изделиях?
Ответы детей
Педагог показывает символы, написанные на бумаге, и рассказывает о них.
- Это очень символичная роспись, которая зародилась аж в XVIII веке в Архангельской области на реке Мезень, отсюда и название «мезенская роспись». В мезенской росписи использовались древние славянские символы.
Солярные знаки – это символы солнца, если мы напишем солярный знак красным цветом, то это день; а если черным – ночь.
Знаки земли – земля изображалась в виде квадрата, а если мастер хотел показать, что земля вспахана, в квадрате проводились диагональные линии, а если земля вспахана, значит она плодородна, на ней может что-то вырасти, знак земли – символ плодородия.
Знаки воды писались волнообразной линией, тоже являлись символами плодородия.
Кони являлись символами достатка, т.к. на них можно было привезти сено, дрова, вспахать землю, конь был кормильцем в крестьянской семье.
Уточка – хранительница солнца, считалось, что солнце на ночь закатывалось в воду, а уточка в это время его охраняла.
- Что можно сказать о цвете, который используют мастера для своих изделий?
Ответы детей
- Правильно. Мы выявили основные черты росписи, это – символичность, использование всего двух цветов: черного и красного. Конечно, без понимания основ мастерства мы не сможем качественно выполнить нашу работу и достичь цели занятия, поэтому отправляемся сейчас в мастерскую художника по мезенской росписи. Мы заглянем через плечо мастера и переймем секреты выполнения росписи.
Основной этап
Внимание на меня, наблюдаем за каждым движением, подмечаем особенности положения руки и кисти при работе с красками.
А теперь попробуем написать основные элементы на бумаге в мезенской росписи. Основные элементы будем писать красной краской. Возьмите кисть, окуните в баночку с водой и наберите на кисть красную краску, посмотрите, чтобы на кисти не было много воды или краски, если такое произошло, снимите излишки о край баночки.
Начнем с самого часто используемого элемента – линия. Кончиком кисти напишем длинные и короткие горизонтальные, вертикальные, волнообразные и дугообразные линии. Попробуйте.
Пока ученики пробуют писать линии, педагог объясняет, в каких символах они используются.
- Горизонтальные и вертикальные линии могут использоваться в знаке «земля», волнообразные линии используются в знаке «вода», гриве и хвосте коня, дугообразные линии можно встретить в изгибе шеи и спины коня, крыльях и голове птицы.
Хорошо. Теперь будем писать элемент «капелька» - кончиком кисти коснитесь бумаги и плавно протяните, прижимая кисть к бумаге, также плавно поднимите кисть, получится мазок, который будет напоминать форму капельки. «Капельку» используют в написании головы и ног коня, тела, хвоста и перышек птицы. Пробуйте.
Есть очень интересный элемент называется «тычок», его пишут обратной стороной кисти, окунают в краску и тыкают в необходимом месте. Этот элемент используется в изображение звезд. Попробуйте.
- Молодцы, ребята! Вы были внимательны и отлично справились! А теперь мы закрепим наши элементы в материале, то есть на деревянной тарелочке, на которой будет изображен конь – основной символ мезенской росписи, а на небе напишем звезды
Положите перед собой деревянную тарелочку. На ней вы уже видите первый элемент – тело коня. Что необходимо добавить?
Ответы детей
- Правильно, необходимо добавить голову, ноги, гриву, хвост. Начнем с головы. Мы пробовали писать элемент «капелька», он нам и понадобится. Возьмите кисть, окуните в баночку с водой, наберите красную краску, лишнее снимите, поставьте кончик кисти чуть выше основания шеи и плавно протяните, прижимая кисть к заготовке.
Дети выполняют. Педагог подходит и помогает по необходимости.
- Теперь моем кисть и набираем черную краску. Будем писать ноги коня. Нам необходимо три элемента, чтобы изобразить ноги – «тычок», «дугообразная линия» и «капелька». Элементом «тычок» изобразим основание четырех ног, два тычка под телом коня в передней части и два – в задней. Чтобы показать движение, передние ноги будут направлены вперед, а задние назад. От тычков проводим дугообразные линии. Завершить ноги нам помогут капельки. Если нужно, снова окуните кисть в воду и наберите еще раз черный цвет.
Осталось написать гриву и хвост. Проведите волнообразные линии от шеи вверх, посмотрите на образец. Обычно грива состоит из четырех-пяти линий. Хвост также пишется волнообразными линиями. Кончик кисти поставьте у основания задней ноги и проведите три-четыре волнообразные линии.
Теперь наш конь готов. Давайте дополним сюжет звездами. С помощью какого элемента мастера изображали звезды?
Ответы детей
- Правильно, это элемент «тычок». Изобразите несколько звезд над конем.
Заключительный этап
- Молодцы, ребята, у вас отлично получилось!
Педагог просит учеников положить работы на стол для общего просмотра, чтобы все смогли увидеть каждую работу.
- На сегодняшнем занятии мы познакомились с одним из старинных русских народных промыслов.
- Как он называется?
- Какая особенность этой росписи?
- Какие основные элементы использовали мастера?
- Надеюсь, вам понравилось?
- Спасибо, ребята, за работу. Вы выполнили творческое задание и приобщились к вековым традициям русского народа. Вы были активны и заинтересованы. Приглашаю во Дворец творчества Кировского района на мои занятия. Вы сможете научиться мастерству росписи по дереву и не только.
- Методическое и техническое оснащение занятия
Материалы и инструменты: кисть круглая № 3, деревянная заготовка диаметром 5 сантиметров, акриловая краска красного и черного цвета, баночка с водой, бумажная салфетка.
Демонстрационный материал:
- Образец готового изделия
- Изделия, выполненные в мезенской росписи
- Изделия, выполненные детьми на занятиях
Раздаточный материал:
- Бумага формата А3
- Кисти № 3 (синтетика или белка)
- Акриловая краска черного и красного цвета
- Деревянная заготовка диаметром 5 сантиметров
- Бумажные салфетки
- Баночка с водой
- Тряпочка
Оборудование:
- Стол, посадочные места.
- Литература
- Величко Н. К. «Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
- Гиновар. М., «Роспись по дереву для начинающих», 2008.
- Коменский Я.А «Развитие творческого и критического мышления»,
- Красавцева А. «Роспись по дереву». – МПС, 2007.