Написание основных элементов мезенской росписи

Цель занятия: расписать деревянную тарелочку основными элементами мезенской росписи акриловыми красками.

Задачи занятия:

Обучающие:

  • Познакомить с историей возникновения мезенской росписи;
  • Обучить написанию основных элементов мезенской росписи;
  • Обогатить словарный запас детей терминологией: промысел,символ, орнамент, мазок, тычок.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру;
  • Развивать фантазию и композиционное мышление;
  • Развивать моторику рук.

Воспитательные:

  • Формировать чувство прекрасного, эстетического идеала;
  • Способствовать развитию национального самосознания, гордости.

Ожидаемый результат: учащиеся распишут небольшое панно мезенской росписью, познакомятся с новой терминологией, узнают и научатся писать основные элементы мезенской росписи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezenskaya_rospis.docx315.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района

Конспект занятия

«Основные элементы мезенской росписи»

возраст учащихся: 10-12 лет

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа:

«Художественная роспись по дереву»

Иванникова Светлана Александровна

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

Содержание

  1. План-конспект …………………………………………………………………………………... 3
  2. Ход проведения занятия (описание) …………………………………………………………... 4
  3. Методическое и техническое оснащение занятия ……………………………………………. 8
  4. Литература ………………………………………………………………………………………. 8

  1. План-конспект

Цель занятия: расписать деревянную тарелочку основными элементами мезенской росписи акриловыми красками.

Задачи занятия:

Обучающие:

  • Познакомить с историей возникновения мезенской росписи;
  • Обучить написанию основных элементов мезенской росписи;
  • Обогатить словарный запас детей терминологией: промысел,символ, орнамент, мазок, тычок.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру;
  • Развивать фантазию и композиционное мышление;
  • Развивать моторику рук.

Воспитательные:

  • Формировать чувство прекрасного, эстетического идеала;
  • Способствовать развитию национального самосознания, гордости.

Ожидаемый результат: учащиеся распишут небольшое панно мезенской росписью, познакомятся с новой терминологией, узнают и научатся писать основные элементы мезенской росписи.

Этап занятия

Хронометраж времени

Содержание занятия (деятельность педагога)

Содержание занятия (деятельность учащихся)

I.

Организационный

10 мин.

Приветствие учащихся. Формулировка цели и задачи каждого задания по теме занятия. Краткий рассказ о истории происхождения мезенской росписи.

Настраиваются на занятие, рассаживаются на места.

II.

Основной (с описанием практической деятельности)

70 мин.

Обучение написания основных элементов мезенской росписи.

Использование технологии критического мышления "Мозговой штурм".

Повторяют действия/работают в соответствии с рекомендациями педагога.

Обучение декорированию мезенской росписью в круговой композиции.

Демонстрируют индивидуальные умения в выполнении основных элементов мезенской росписи.

III.

Заключительный

10 мин.

Позитивная оценка работы каждого учащегося на занятии. Итоги в целом.

Обмениваются впечатлениями о занятии.

  1. Ход проведения занятия

Организационный этап

Дети входят в кабинет, рассаживаются на места. Педагог приветствует детей:

- Здравствуйте, ребята! Вы догадались, чем мы сегодня будем заниматься?

Ответы детей

- Правильно, будем рисовать. Мы познакомимся с удивительным миром мезенской росписи, приобщимся к народному искусству.

Звучит музыка

- Роспись волшебную эту

Будем как книгу читать,

В стройных её силуэтах

Матушку-Русь познавать

Мезенской роспись зовется,

В каждом рисунке добро.

В сердце твоём отзовётся

Нежною сказкой оно.

В строчках её можно встретить

Птиц и Коней, мчащих в даль.

Лебедя, если приметить,

Будет большой урожай.

Музыка останавливается

- Сегодня мы распишем деревянную тарелочку основными элементами мезенской росписи. Перед вами лежат кисти, давайте договоримся, что мы их будем использовать только по назначению и по моему сигналу.

Педагог показывает расписанную в мезенской росписи деревянную тарелочку ученикам.

- Кто-нибудь видел изделия с мезенской росписью?

Ответы детей

Педагог показывает расписанные изделия в мезенской росписи.

C:\Users\311-2\Documents\Иванникова\ЗАЯВКИ\ТВОРИМ.ВЫДУМЫВАЕМ.ПРОБУЕМ\24.11.2016\24112016.jpg

- А что же изображалось на этих изделиях?

Ответы детей 

Педагог показывает символы, написанные на бумаге, и рассказывает о них.

C:\Users\311-2\Documents\Иванникова\ЗАЯВКИ\ТВОРИМ.ВЫДУМЫВАЕМ.ПРОБУЕМ\24.11.2016\24 ноября 16.jpg

- Это очень символичная роспись, которая зародилась аж в XVIII веке в Архангельской области на реке Мезень, отсюда и название «мезенская роспись». В мезенской росписи использовались древние славянские символы.

Солярные знаки – это символы солнца, если мы напишем солярный знак красным цветом, то это день; а если черным – ночь.

Знаки земли – земля изображалась в виде квадрата, а если мастер хотел показать, что земля вспахана, в квадрате проводились диагональные линии, а если земля вспахана, значит она плодородна, на ней может что-то вырасти, знак земли – символ плодородия.

Знаки воды писались волнообразной линией, тоже являлись символами плодородия.

Кони являлись символами достатка, т.к. на них можно было привезти сено, дрова, вспахать землю, конь был кормильцем в крестьянской семье.

Уточка – хранительница солнца, считалось, что солнце на ночь закатывалось в воду, а уточка в это время его охраняла.

- Что можно сказать о цвете, который используют мастера для своих изделий?

Ответы детей 

- Правильно. Мы выявили основные черты росписи, это – символичность, использование всего двух цветов: черного и красного. Конечно, без понимания основ мастерства мы не сможем качественно выполнить нашу работу и достичь цели занятия, поэтому отправляемся сейчас в мастерскую художника по мезенской росписи. Мы заглянем через плечо мастера и переймем секреты выполнения росписи.

Основной этап

Внимание на меня, наблюдаем за каждым движением, подмечаем особенности положения руки и кисти при работе с красками.

А теперь попробуем написать основные элементы на бумаге в мезенской росписи. Основные элементы будем писать красной краской. Возьмите кисть, окуните в баночку с водой и наберите на кисть красную краску, посмотрите, чтобы на кисти не было много воды или краски, если такое произошло, снимите излишки о край баночки.

Начнем с самого часто используемого элемента – линия. Кончиком кисти напишем длинные и короткие горизонтальные, вертикальные, волнообразные и дугообразные линии. Попробуйте.

Пока ученики пробуют писать линии, педагог объясняет, в каких символах они используются.

- Горизонтальные и вертикальные линии могут использоваться в знаке «земля», волнообразные линии используются в знаке «вода», гриве и хвосте коня, дугообразные линии можно встретить в изгибе шеи и спины коня, крыльях и голове птицы.

Хорошо. Теперь будем писать элемент «капелька» - кончиком кисти коснитесь бумаги и плавно протяните, прижимая кисть к бумаге, также плавно поднимите кисть, получится мазок, который будет напоминать форму капельки. «Капельку» используют в написании головы и ног коня, тела, хвоста и перышек птицы. Пробуйте.

Есть очень интересный элемент называется «тычок», его пишут обратной стороной кисти, окунают в краску и тыкают в необходимом месте. Этот элемент используется в изображение звезд. Попробуйте.

- Молодцы, ребята! Вы были внимательны и отлично справились! А теперь мы закрепим наши элементы в материале, то есть на деревянной тарелочке, на которой будет изображен конь – основной символ мезенской росписи, а на небе напишем звезды

Положите перед собой деревянную тарелочку. На ней вы уже видите первый элемент – тело коня. Что необходимо добавить?

Ответы детей

- Правильно, необходимо добавить голову, ноги, гриву, хвост. Начнем с головы. Мы пробовали писать элемент «капелька», он нам и понадобится. Возьмите кисть, окуните в баночку с водой, наберите красную краску, лишнее снимите, поставьте кончик кисти чуть выше основания шеи и плавно протяните, прижимая кисть к заготовке.

Дети выполняют. Педагог подходит и помогает по необходимости.

C:\Users\311-2\Documents\Иванникова\ЗАЯВКИ\ТВОРИМ.ВЫДУМЫВАЕМ.ПРОБУЕМ\24.11.2016\24ноября2016.jpg

- Теперь моем кисть и набираем черную краску. Будем писать ноги коня. Нам необходимо три элемента, чтобы изобразить ноги – «тычок», «дугообразная линия» и «капелька». Элементом «тычок» изобразим основание четырех ног, два тычка под телом коня в передней части и два – в задней. Чтобы показать движение, передние ноги будут направлены вперед, а задние назад. От тычков проводим дугообразные линии. Завершить ноги нам помогут капельки. Если нужно, снова окуните кисть в воду и наберите еще раз черный цвет.

C:\Users\311-2\Documents\Иванникова\ЗАЯВКИ\ТВОРИМ.ВЫДУМЫВАЕМ.ПРОБУЕМ\24.11.2016\24ноября.jpg

Осталось написать гриву и хвост. Проведите волнообразные линии от шеи вверх, посмотрите на образец. Обычно грива состоит из четырех-пяти линий. Хвост также пишется волнообразными линиями. Кончик кисти поставьте у основания задней ноги и проведите три-четыре волнообразные линии.  

Теперь наш конь готов. Давайте дополним сюжет звездами. С помощью какого элемента мастера изображали звезды?

Ответы детей 

- Правильно, это элемент «тычок». Изобразите несколько звезд над конем.

Заключительный этап

- Молодцы, ребята, у вас отлично получилось!

Педагог просит учеников положить работы на стол для общего просмотра, чтобы все смогли увидеть каждую работу.

- На сегодняшнем занятии мы познакомились с одним из старинных русских народных промыслов.

- Как он называется?

- Какая особенность этой росписи?

- Какие основные элементы использовали мастера?

- Надеюсь, вам понравилось?

- Спасибо, ребята, за работу. Вы выполнили творческое задание и приобщились к вековым традициям русского народа. Вы были активны и заинтересованы. Приглашаю во Дворец творчества Кировского района на мои занятия. Вы сможете научиться мастерству росписи по дереву и не только.

  1. Методическое и техническое оснащение занятия

Материалы и инструменты: кисть круглая № 3, деревянная заготовка диаметром 5 сантиметров, акриловая краска красного и черного цвета, баночка с водой, бумажная салфетка.

Демонстрационный материал:

  • Образец готового изделия
  • Изделия, выполненные в мезенской росписи
  • Изделия, выполненные детьми на занятиях

Раздаточный материал:

  • Бумага формата А3
  • Кисти № 3 (синтетика или белка)
  • Акриловая краска черного и красного цвета
  • Деревянная заготовка диаметром 5 сантиметров
  • Бумажные салфетки
  • Баночка с водой
  • Тряпочка

Оборудование:

  • Стол, посадочные места.

  1. Литература

  1. Величко Н. К. «Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
  2. Гиновар. М., «Роспись по дереву для начинающих», 2008.
  3. Коменский Я.А «Развитие творческого и критического мышления»,
  4. Красавцева А. «Роспись по дереву». – МПС, 2007.