Методическая рекомендации «Оценочные материалы, формы, периодичность и порядок контроля успеваемости учащихся по освоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»

В рамках методических рекомендаций будет рассмотрен вопрос касающейся проведения педагогического мониторинга: формах, периодичности и порядке контроля успеваемости учащихся по освоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Данные методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования.

Отслеживание результатов деятельности образовательных учреждений стало необходимым в связи с особыми требованиями к качеству образования, а также введению профессионального стандарта педагога дополнительного образования, поэтому большое значение нужно уделять педагогическому мониторингу.

Учитывая отсутствие образовательных стандартов в дополнительном образовании, и как следствие отсутствие стандартных диагностических методик, компетентности педагогов в их использовании, актуальным становится наличие в учреждении определенной системы педагогического мониторинга по освоению ДООП, основным инструментом которого становится диагностика образовательного процесса.

Без диагностической работы невозможно контролировать образовательный и воспитательный процессы, грамотно формулировать педагогические задачи; одним словом, без педагогического мониторинга невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности учащегося. Чтобы правильно направлять и корректировать свою деятельность, педагог должен регулярно проводить анализ результатов, сопоставляя полученный продукт с целью своей педагогической деятельности.

Основным критерием результата педагогической деятельности является полнота и качество реализации ДООП, при этом, отвечая современным требованиям к образованию, результат должен быть направлен,  не только на формирование знаний и определенных компетенций, но  прежде всего, на формирование личности ребёнка, его воспитание и развитие.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_po_kontrolyu.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методические рекомендации

«Оценочные материалы, формы, периодичность

и порядок контроля успеваемости учащихся по освоению

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»

Автор:

Мартынова Лариса Витальевна,

методист

Санкт-Петербург

2018


Содержание

Стр.

  1. Пояснительная записка
  2. Описание педагогического мониторинга

3

5

  1. Алгоритм проведения контроля

8

  1. Список используемых источников

9

            Приложения:

Приложение 1. «Оценочные и методические материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе творческого объединения»

Приложение 2. «Карта педагогического мониторинга» (по результатам промежуточного, итогового контроля)

Приложение 3. «Аналитическая справка по итогам контроля»

Приложение 4. «Карта учета творческих достижение учащихся»

Приложение 5. «Карта учета учащихся в мероприятиях воспитательного характера»

Приложение 6. «Карта входного контроля»

Приложение 7. «Протокол наблюдений к разделам программы»


  1. Пояснительная записка 

Данные методические рекомендации разработаны   в соответствие с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении  Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Профессиональным стандартом педагога дополнительного образования, утвержденного Приказом Минтруда России от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 № 52016);
  • Уставом Учреждения;
  • Положением о формах, периодичности и порядке контроля успеваемости учащихся по освоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга.

В рамках методических рекомендаций будет рассмотрен вопрос касающейся проведения педагогического мониторинга: формах, периодичности и порядке контроля успеваемости учащихся по освоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Данные методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования.

Цель методических рекомендаций: оказание методической помощи педагогам дополнительного образования при подготовке и проведению контроля успеваемости учащихся по освоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее -  ДООП).

Задачи методических рекомендаций:

  •  познакомить с формами, периодичностью и порядком контроля успеваемости    учащихся по освоению ДООП;
  •  рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий  

   применительно к педагогическому мониторингу;

  • помочь педагогам дополнительного образования при подготовке и проведению педагогического мониторинга.

Планируемый результат от использования методических рекомендаций:

  • овладение опытом проведения педагогического мониторинга по предложенным методикам;
  • повышение качества результатов  педагогического мониторинга;
  • повышение самооценки педагогов, их профессиональный рост и развитие.

C введением Профессионального стандарта, актуальным становится решение задачи повышения уровня компетентности педагогов  при реализации обобщенной трудовой функции: преподавание по дополнительным общеобразовательным программам общеразвивающим программам (ДООП). Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования включает в себя следующие трудовые функции:


пп

Трудовая функция

Основные трудовые действия

1.

Организация деятельности учащихся, направленной на освоение ДООП

  • набор на обучение  по ДООП;
  • организация деятельности и общения  учащихся на учебных занятиях;
  • текущий контроль, помощь учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях;
  • формирование предметно-пространственной среды, обеспечивающий освоение ДООП

2.

Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации ДООП

  • планирование подготовки досуговых мероприятий;
  • организация подготовки досуговых мероприятий;
  • проведение досуговых мероприятий

3.

Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих ДООП, при решении задач обучения и воспитания

  • планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся;
  • проведение родительских собраний, консультаций;
  • организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий;
  • обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка, а также прав и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей

4.

Педагогический контроль и оценка освоения ДООП

  • контроль и оценка освоения ДООП;
  • анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки;
  • оценка изменений в уровне подготовленности учащихся в процессе освоения ДООП

5.

Разработка программно-методического обеспечения реализации ДООП

  • разработка ДООП и учебно-методических материалов для их реализации;
  • определение педагогических целей и задач, планирование занятий, направленных на освоение избранного вида деятельности;
  • определение педагогических целей и задач, планирование досуговой деятельности;
  • разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения ДООП;
  • ведение документации, обеспечивающей реализацию ДООП

Отслеживание результатов деятельности образовательных учреждений стало необходимым в связи с особыми требованиями к качеству образования, а также введению профессионального стандарта педагога дополнительного образования, поэтому большое значение нужно уделять педагогическому мониторингу.

Учитывая отсутствие образовательных стандартов в дополнительном образовании, и как следствие отсутствие стандартных диагностических методик, компетентности педагогов в их использовании, актуальным становится наличие в учреждении определенной системы педагогического мониторинга по освоению ДООП, основным инструментом которого становится диагностика образовательного процесса.

Без диагностической работы невозможно контролировать образовательный и воспитательный процессы, грамотно формулировать педагогические задачи; одним словом, без педагогического мониторинга невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности учащегося. Чтобы правильно направлять и корректировать свою деятельность, педагог должен регулярно проводить анализ результатов, сопоставляя полученный продукт с целью своей педагогической деятельности.

Основным критерием результата педагогической деятельности является полнота и качество реализации ДООП, при этом, отвечая современным требованиям к образованию, результат должен быть направлен,  не только на формирование знаний и определенных компетенций, но  прежде всего, на формирование личности ребёнка, его воспитание и развитие.

Мониторинговая деятельность в системе дополнительного образования представляет собой сложный процесс, так как:

  •    многие результаты образовательной деятельности трудно определить, для их фиксации нужны специальные измерения, описания, характеристики, параметры;
  • дополнительное образование  само по себе не является комплексным результатом, интегрирующем результаты обучения, воспитания и развития ребёнка.

Для более эффективной организации педагогического мониторинга необходимо учитывать следующие принципы: 

  • научности;
  • учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, специфики деятельности объединения и конкретного периода обучения;
  • необходимости, обязательности проведения, цикличности;
  • открытости проведения;
  • свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов;  
  • обоснованности критериев оценки результатов.

  1. Описание педагогического мониторинга

Цель контроля заключается в сборе и анализе полученных результатов; их соответствии поставленным целям, а также в прогнозировании дальнейших перспектив развития личности ребенка.

Задачи контроля:

  • определение уровня теоретической подготовки и степени сформированности практических умений и навыков учащихся;
  • анализ полноты реализации темы, раздела или всего курса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  объединения;
  • соотнесение планируемых и реальных результатов образовательной деятельности;
  • выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
  • внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности объединения.

Виды контроля и сроки проведения:

  •   Входной контроль: проводится при наборе, на начальном этапе формирования коллектива (в сентябре) или для учащихся, которые желают обучаться по данной программе не сначала учебного года и года обучения. Данный контроль нацелен на изучение: интересов ребенка, его знаний и умений, творческих способностей.
  • Текущий контроль: проводится в течение учебного года, возможен на каждом занятии, по окончании изучения темы, раздела программы.
  • Промежуточный контроль: проводится  в конце I полугодия (в декабре-январе) и II полугодия (апрель-май) учебного года. Данный контроль нацелен на изучение динамики освоения предметного содержания учащимися, метапредметных результатов, личностного развития и  взаимоотношений в коллективе.
  • Итоговый контроль: проводится в конце обучения по дополнительной общеобразовательной программе, как правило, в апреле-мае. Данный контроль нацелен на проверку освоения программы, учет изменений качеств личности каждого учащегося.

Функции контроля учащихся:

  • учебная (создание дополнительных условий для обобщения и осмысления учащимися полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков);
  • воспитательная (стимул к расширению познавательных интересов и потребностей ребенка);
  • развивающая (возможность осознания учащимися уровня их актуального развития и определение перспектив);
  • коррекционная (возможность для педагога своевременного выявления и корректировки недостатков образовательного процесса);
  • социально-психологическая (предоставление возможности каждому ребенку оказаться в «ситуации успеха», возможность предоставления родителям (законным представителям) информации об успеваемости детей).

Формы проведения контроля учащихся определяются педагогом в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программой. В зависимости от направленности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ формами контроля могут быть:

  • выставка работ;
  • концерт;
  • открытые занятия;
  • прослушивание;
  • спектакль;
  • презентация;
  • соревнования;
  • сдача нормативов;
  • фестиваль;
  • собеседование;
  • наблюдение;
  • семинар;
  • конференция;
  • зачет;
  • тестирование; защита реферата и др.

Способы и формы выявления результатов: опрос, наблюдение, самостоятельная работа, коллективный анализ работ, итоговые занятия, выставки, конкурсы.

Способы и формы фиксации результатов: творческие работы учащихся, перечень вопросов к устному опросу, протоколы наблюдений, фото и видео процесса работы, отзывы учащихся и родителей, благодарности, грамоты, дипломы, портфолио.

Способы и формы предъявления результатов: творческие работы учащихся, анализ и оценка опросов и наблюдений, участие в выставках и конкурсах на уровне района и города, портфолио.  

Для проведения педагогического мониторинга педагог дополнительного образования разрабатывает оценочные и методические материалы. Приложение 1. «Оценочные и методические материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе творческого объединения», которые состоят из:

  • Методического обеспечения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по годам обучения и разделам программы;
  • Мониторинга результатов обучения  учащегося по дополнительной общеобразовательной программе по годам обучения. Мониторинг включает в себя  показатели (оцениваемые параметры) и критерии, в соответствии с планируемыми результатами программы. Критерии и показатели для отслеживания результативности каждый педагог определяет самостоятельно, исходя из направления деятельности и особенностей своей программы. Для отслеживания результатов обучения могут использоваться технологии на основе общенаучных методов исследования и специфических методов педагогической диагностики;
  • Списков педагогической литературы, литературы  для  учащихся и родителей, интернет-источников.

Результаты заносятся в диагностическую карту и  должны отражать уровень планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы.

Критерии оценки результативности определяются в соответствии с реализуемой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой.

Критерии оценки результативности должны отражать:

  • уровень теоретических знаний (широту кругозора; свободу восприятия теоретической информации; развитость практических навыков работы со специальной литературой; осмысленность и свободу использования специальной терминологии и др.);
  • уровень практической подготовки учащихся (соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; уровень физического развития, свобода владения специальным оборудованием, оснащением; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности и др.);
  • уровень развития и воспитанности учащихся (культура организации практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных и коммуникативных способностей и др.).

Степень выраженности оцениваемого качества: высокий, средний, низкий уровень.

Вид оценочной системы: баллы.

Организация  педагогического мониторинга в учреждении представляет собой систему педагогических методов и средств изучения состояния образовательного процесса и его результатов.

Форма фиксирования и обобщения достижений учащихся – диагностические карты.

Диагностическая карта педагогического мониторинга  качества обучения по дополнительной общеразвивающей программе включают три основных блока (по планируемым результатам):

  • Предметные результаты;
  • Метаредметные результаты;
  • Личностные результаты

Критерии связаны с целями и задачами программы и состоят из показателей, внешне проявляющихся признаков. Диагностическая карта заполняется по каждой группе обучающихся. Приложение 2. «Карта педагогического мониторинга» (по результатам промежуточного, итогового контроля).

На основании диагностических карт  педагогического мониторинга  педагог  составляет сводную аналитическую справку. Приложение 3. «Аналитическая справка по итогам контроля» по каждому объединению и сдает заведующему отделом. Заведующий отделом делает анализ и представляет его в форме справки заместителю директора по учебной работе.

Для более полного анализа педагогической деятельности целесообразно вести постоянный мониторинг результатов участия учащихся в конкурсных мероприятиях всех уровней и  заносить  в  диагностическую карту. Приложение 4. «Карта учета творческих достижение учащихся».

Для учета участия учащихся в массовых (досуговых) мероприятиях можно использовать диагностическую карту. Приложение 5. «Карта учета учащихся в мероприятиях воспитательного характера».

Для проведения входного контроля можно использовать диагностическую карту. Приложение 6. «Карта входного контроля».

Для фиксации результатов текущего контроля – вести протоколы наблюдений. Приложение 7. «Протокол наблюдений к разделам программы».

  1. Алгоритм проведения контроля:
  1. Заполнить (если необходимо) диагностическую карту входного контроля.
  2. Проведение промежуточного (итогового) контроля:
  • заполнить диагностическую карту «Карта педагогического мониторинга общеобразовательной общеразвивающей программы»;
  • заполнить аналитическую справку по итогам промежуточного (итогового) контроля.
  1. По мере необходимости заполнять карту учета творческих достижений учащихся к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
  2. Диагностические карты на каждую группу хранятся в папке работы объединения на конкретный учебный год.

Определение степени освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:  51  балл (100%):

  • 0-17 баллов (0-32%) – программы не освоена;
  • 17-25 баллов (33-49%) – низкий уровень освоения программы;
  • 26-40 баллов (50-79%) – средний уровень освоения программы;
  • 41-51 балл (80-100%) – высокий уровень освоения программы.

4.Список используемых источников

  1. Белова, С.Н., Ильина, И.В., Шамова, Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе / С.Н. Белова, И.В. Ильина, Т.И. Шамова. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 192 с.
  2. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 128 с.
  3. Журкина, А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей // Приложение к журналу «Внешкольник», Выпуск №11. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 72 с.
  4. Золотарёва, А.В. Мониторинг результатов деятельности учреждения дополнительного образования детей: монография / А.В. Золотарёва. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. – 200 с.
  5. Попова, Г.П., Размерова, Г.А., Ремчукова, И.Б. Мониторинг качества учебного процесса: Принципы, Анализ Планирование / Г.П. Попова, Г.А. Размерова, И.Б. Ремчукова. – Ростов н/Д.: Учитель, 2007. – 124 с.
  6.  Талых, А. Предмет мониторинга – качество образования // Директор школы. – 1999. – №3. – С. 13 – 17.

 


 

Комментарии

Дмитрук Лариса Евгеньевна

Добрый день! Начинающему педагогу доп образования очень полезна ваша статья. Большое спасибо.Не могли бы вы поделиться приложениями(для полной картины)...здесь я их не нашла. Заранее благодарю.
С уважением,
Лариса Евгеньевна