«Одоевское чудо. Филимоновская игрушка»

Зацепина Зинаида Дмитриевна

Тема: «Одоевское чудо. Филимоновская игрушка».

Цель: воспитание любви к народному искусству и эмоциональной отзывчивости на произведения мастеров филимоновской игрушки.

 

Задачи

- расширить и углубить знаний о народной игрушке (способ изготовления и росписи, разные функции филимоновской игрушки, история промысла);

-учить выявлять особенности традиций филимоновской игрушки в росписи, используя символику солярных знаков, учить правильно использовать традиционные цвета промысла;

- развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в игрушках;                                                                                               

- развивать творческие способности и художественный вкус учащихся через восприятие народной игрушки разными органами чувств (видит, слышит, трогает, свистит, играет и т. д.);                                                                                                               

- воспитывать бережное отношение к традициям народа.

- воспитывать коммуникабельность, взаимопомощь и поддержку в работе на занятии;

формировать у учащихся положительные черты характера: трудолюбие, бережливость;

 

Оборудование:

Для педагога: ноутбук, проектор, экран, филимоновские расписанные игрушки.

 

Для учащихся: филимоновская игрушка, краски, кисти, салфетки, палитры,баночки для воды.

 

 

 

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа и сообщение темы занятия.
  3. Объяснение нового материала, просмотр презентации.
  4. Практическая работа.
  5. Итог занятия, рефлексия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zanyat_tema_fil_igrushka.docx35.55 КБ
Office presentation icon odoevskoe_chudo_1.ppt1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Одоевское чудо. Филимоновская игрушка».

Цель: воспитание любви к народному искусству и эмоциональной отзывчивости на произведения мастеров филимоновской игрушки.

Задачи

- расширить и углубить знаний о народной игрушке (способ изготовления и росписи, разные функции филимоновской игрушки, история промысла);

-учить выявлять особенности традиций филимоновской игрушки в росписи, используя символику солярных знаков, учить правильно использовать традиционные цвета промысла;

- развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в игрушках;                                                                                                

- развивать творческие способности и художественный вкус учащихся через восприятие народной игрушки разными органами чувств (видит, слышит, трогает, свистит, играет и т. д.);                                                                                                                    

 воспитывать бережное отношение к традициям народа.

- воспитывать коммуникабельность, взаимопомощь и поддержку в работе на занятии;

формировать у учащихся положительные черты характера: трудолюбие, бережливость;

Оборудование:

Для педагога: ноутбук, проектор, экран, филимоновские расписанные игрушки.

Для учащихся: филимоновская игрушка, краски, кисти, салфетки, палитры,баночки для воды.

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа и сообщение темы занятия.
  3. Объяснение нового материала, просмотр презентации.
  4. Практическая работа.
  5. Итог занятия, рефлексия.

Ход занятия.

1. Орг. момент. (Подготовка детей к занятию).

2. Вступительная беседа и сообщение темы занятия.

- Сегодняшнее занятие мы посвящаем традиционной игрушке.

а) работа с выставкой традиционных игрушек.

- Посмотрите на нашу выставку народных глиняных игрушек. С каких народных промыслов они? (дымковская, романовская, кожлянская, каргопольская, филимоновская игрушка).

- Как вы определили? (по форме, по росписи).                                                                                                  - Сегодняшнее занятие мы посвящаем филимоновской игрушке, будем ее расписывать. Но прежде чем мы сделаем это, давайте немного поговорим об истории промысла, традициях.

б) беседа с актуализацией знаний учащихся о промысле и технологии лепки филимоновской игрушки.

Откуда филимоновская игрушка? (слайд 2) (В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново).

Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

 

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

 

Для тебя не страшны расстоянья.                                                      

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

- Почему игрушка называется филимоновской?

- С какого времени она известна?

- Из какой глины ее лепят?

- Каковы особенности лепки филимоновской игрушки? Какие еще исторические факты вы знаете?

В Филимоново из местной глины делали гончарку и игрушки – свистульки. В разных местах ее еще называют сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. В далеком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца (Ярилу) пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и свистом отгоняли злые силы… (слайд 3)

- А было ли распределение обязанностей в семьях мастеров? (слайд 4) гончарку тянули мужчины, а женщины и дети лепили игрушки.

- Скажите, ребята, а какие сюжеты встречаются в филимоновской игрушке? (слайд 5)

в) беседа об обереговой символике игрушек (слайды 6, 7, 8, 9, 10).

Все свистульки - это обереги. Каждый образ в жизни древних славян имел свою символику.

- Вспомните, опираясь на знания о романовской игрушке, что значили те или иные образы? (ответы детей)

Женская фигура олицетворяет великую богиню «Природу». Женское начало несло знак добрых сил: Мать-кормилица, Весна, Купава, Берегиня… Этот образ – хранительницы домашнего очага, продолжение рода всего живого.

  • Медведь – предвещал пробуждение природы, был символом могущества.
  • Конь в искусстве древней Руси имел охранительный смысл. Он символизировал свет, время, богатырскую силу. Конь считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосклону бога-солнце и приносил людям его благодать.
  • Птицы – знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи.
  • Олень изображал удачный брак, тепло, плодородие.
  • Корова символизировала добрую силу, плодородие.
  • Поросенок символизировал достаток

В древней Руси от сил природы зависело благополучие человека, его счастье и достаток. Поэтому для человека было характерным поэтическое одушевление сил природы, наивная вера в добро и зло. При создании игрушке мастер старался передать именно смысл того или иного образа, а не его точное изображение.

3. Объяснение нового материала.

а) элементы росписи филимоновской игрушки (слайд 11).

Узоры на игрушках напоминают нам о связях человека и природы.

- что они означают?

на доске рисую мелом солярные знаки: солнце – разные варианты, хляби небесные и земные – вода, вспаханное поле.

- ребята, это древние солярные знаки. - Посмотрите внимательно на роспись филимоновской игрушки. Вы увидели на ней  солярные знаки? (учащиеся показывают на игрушках нарисованные солнышки, воду, растения.)

 (Круг – солнце, прямоугольник, ромб – земля, елочки – символ растительности, плодородия, замкнутая круговая линия – доброе начало).

- По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили «на полном яйце», и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.
Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – жёлтых, лиловых, зелёных, реже  синих и фиолетовых цветов. (слайд 12)

Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века, но оставалось несколько мастериц, не бросавших своего ремесла. В 1960-х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен                                                   Я бы хотела, чтобы вы познакомились с некоторыми мастерами прошлых лет, благодаря которым сохранилась замечательная филимоновская игрушка. (слайд 13)

Мастера прошлых лет: Князева Анна Ивановна, Марченкова Мария Николаевна, Евдокимова Елена Кузминчна, Лукьянова В.Н, Зайцева Анна Гавриловна, Денисов Николай Васильевич др. А стихотворение , которое вы слышали сегодня, написал Денисов Н.В. он как и все мастера, был влюблен в игрушку, и не только лепил ее, но и писал о ней стихи.

- давайте и мы сегодня постараемся быть мастерами.

б) этапы росписи филимоновского петушка (слайды 14, 15, 16, 17)

первый этап.

Игрушку «желтят». По белому фону обожжёной игрушки наносят первый цвет  – жёлтый. Это основа для дальнейшей росписи. Расписывают широкой кисточкой. Основные элементы – линии, кружки, полосы. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению.

На втором этапе  используют красный цвет (иногда говорят «фуксированный» или «малиновый») Традиционно называют малинка. Расписывают тонкой кистью. Линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого.  Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.                               На третьем этапе  накладывается зелёный цвет (бирюзовый). Традиционно  называется «зелёнка». Линии тонкие. Расписывают тонкой кистью. Роспись ведётся между красными линиями. 
У людей и части животных, как правило, стоящих на двух лапах, кофточки расписывают красным. Лица людей оставляют белыми. Зелёным выделяют глаза, красным – рот.

в) Этапы росписи лошадки. (слайды 18, 19, 20)

цветовая последовательность аналогична росписи петушка, начинается с желтых круговых полоспо туловищу, затем расписываются ноги и шея, часть свистка. На втором этапе расписывают игрушку красным, малиновым цветом по желтому. Завершается роспись зелеными тонкими линиями, которые накладывают между красными полосками.

4. Практическая работа.

 (Учащиеся расписывают ранее слепленные и обожженые игрушки).

Работа ведется поэтапно тремя цветами («лимонка», «малинка», «зеленка).

5. Итог занятия, рефлексия.

Чему учились на занятии? Какие трудности были?

                                                                                                                                         

 Литература:

И.А  Лыкова  "Филимоновская игрушка"

И.Я Богуславская "Русская глиняная игрушка"

статья С.В. Калинкиной "Филимоновская игрушка: образы, сюжеты и рроспись"

фото с сайта  Филимоновская игрушка. ру (


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одоевское чудо. Филимоновская игрушка Студия «Глиняная фантазия» Педагог: Зацепина З. Д.

Слайд 2

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново.

Слайд 3

В Филимоново из местной глины делали гончарку и игрушки – свистульки. В разных местах ее еще называют сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. В далеком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца (Ярилу)пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и свистом отгоняли злые силы…

Слайд 4

Игрушки стоили на базаре гроши, поэтому нужно было их слепить много. Вот и работали женщины не покладая рук, и с детьми, и хозяйство… А как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Женщинам помогали девочки. Начиная с 7-8 лет их учили ремеслу. Длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен .

Слайд 5

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны – это люди: барыни, солдаты, танцующие пары, наездники… Из животных: лошадки, коровы, бараны, медведи… Из птиц: курочки, петушки, павлины т.д.

Слайд 6

Все свистульки- это обереги. Каждый образ в жизни древних славян имел свою символику .

Слайд 7

Женская фигура олицетворяет великую богиню «Природу». Женское начало несло знак добрых сил: Мать-кормилица, Весна, Купава, Берегиня…Этот образ – хранительницы домашнего очага, продолжение рода всего живого.

Слайд 8

Медведь – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Конь в искусстве древней Руси имел охранительный смысл. Он символизировал свет, время, богатырскую силу. Конь считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосклону бога-солнце и приносил людям его благодать.

Слайд 9

Птицы – знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи.

Слайд 10

Олень изображал удачный брак, тепло, плодородие. Корова символизировала добрую силу, плодородие. Поросенок символизировал достаток

Слайд 11

Элементы росписи. Узоры на игрушках напоминают нам о связях человека и природы. Круг – солнце, прямоугольник, ромб – земля, елочки – символ растительности, плодородия. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

Слайд 12

Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили «на полном яйце», и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми. Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – жёлтых, лиловых, зелёных, реже синих и фиолетовых цветов.

Слайд 13

Мастера прошлых лет: Князева Анна Ивановна, Марченкова Мария Николаевна, Евдокимова Елена Кузминчна М.И, Лукьянова В.Н, Зайцева Анна Гавриловна, Денисов Николай Васильевичи др.

Слайд 17

Роспись может варьироваться

Слайд 18

Этапы росписи лошадки

Слайд 19

Этапы росписи лошадки

Слайд 21

Все игрушки очень веселые, и когда их много – то это праздник. Пройдя долгий, сложный путь филимоновская игрушка живет и поныне и радует нас своими солнечными красками.

Слайд 22

Желаем успеха!