Метапредметные результаты образовательной деятельности: технология и способы достижения

Фомкина Альвина Леонтьевна

В статье "Метапредметные результаты образовательной деятельности: технология и способы достижения"  автор дает определение и характеристику метапредметного подхода в образовании, выделяет метапредметные результаты, рассказывает, какие методики и технологии используются в метапредметной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метапредметные результаты образовательной деятельности: технология и способы достижения

Фомкина Альвина Леонтьевна,педагог дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения  дополнительного образования Центра детского творчества

пгт Юрья Юрьянского района Кировской области

e-mail: сdtyuria@rambler.ru

Сегодня понятия «метапредмет», «метапреметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход  положен в основу новых стандартов: «надпредметные умения», «метапредиетные умения», «полипредметные умения, метапредметные результаты.

Метапреметы - -это цикл предметов («Знание», «Задача», «Проблема», «Знак», «Смысл», «Ситуация»),  радикально отличающихся от традиционного школьного набора предметов, принципиально новая образовательная надстройка, выстраиваемая поверх обычных предметов.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов.

Метапредметный подход предполагает, что ученик не только овладевает системой знаний, но и осваивает  универсальные способы действий и с их помощью может сам добывать информацию о мире.  Это требование второго поколения образовательных стандартов.

Метапредметные результаты –это  включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, ИКТ-компетентность, построение индивидуальной образовательной траектории.

Метапредметные результаты обеспечивают качественную подготовку обучающихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути.

В соответствии с ФГОС ООО к метапредметным результатам относятся освоенные обучающимися так называемые универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и способность их использования в учебной (познавательной), социально ориентированной (трудовой) деятельности и общении, которые проявляются в самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности, в организации учебного сотрудничества с участниками образовательного процесса, в проектировании и реализации индивидуальной образовательной траектории.[1]

Метадеятельность-  то универсальная деятельность, которая является "надпредметной".

К ней относится:

Стратегическая деятельность (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);

Исследование (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод)

Проектирование (замысел, реализация, рефлексия)

Сценирование (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий)

Моделирование …

Конструирование …

Прогнозирование …

Какие методики и технологии используются  в метадеятельности?

  • Задачный подход;
  • Проблемное обучение;
  • Исследовательское обучение;
  • Проектное обучение
  • Развивающего обучения
  • Критического мышления
  • Технология личностно-ориентированного обучения направлена на максимальное развитие (а не на формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Вывод:

Метапредметный урок – это урок, на котором происходит интеграция

различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.

Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам на практическую жизнедятельность учащегося

Цель метапредметного подхода

Нужно построить образовательный процесс так, чтобы наш “отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью , способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе.

Значение метапредметного подхода в образовании…

состоит в том, что он позволяет сохранить и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения…

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Мною была разработана образовательная программа научно-технической направленности «Волшебный листок». На занятиях в объединении воспитанники познают секреты мастерства и творчества, свойства материалов, овладевают такими техниками, как: оригами, работают  с природным материалом, сбумагой и т. д. Ежегодно воспитанники творческого объединения принимают участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня, являются победителями и призерами.

В соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов пересмотрела свою образовательную программу дополнительного образования. В соответствии с современными требованиями произвела корректировку ожидаемых результатов: теперь, кроме предметных результатов обучения, появились ещё метапредметные  и личностные.

 Использую следующие методы обучения:

Частично-поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Результат: вывод, схема, таблица, сформулированное правило, памятка-алгоритм.

  • Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

В   ДОП «Волшебный листок» выделила  3 уровня  метапредметных результатов:

Метапредметные результаты первого уровня – получение социальных знаний. Воспитанники учатся ставить учебную цель и определять задачи занятия, осуществляют учебные действия в соответствии с поставленной задачей, составляют план действий, определяют их последовательность, при необходимости вносят дополнения в план (в случае расхождения эталона, реального действия и его результата), осуществляют итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности.

Метапредметные результаты второго уровня: формирование позитивных отношений воспитанников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: воспитанники учатся эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, учатся обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Метапредметные результаты третьего уровня: приобретение воспитанниками опыта самостоятельного социального действия, например, способность брать на себя инициативу в организации совместного действия и нести за это ответственность.

Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога. В соответствии с данной технологией комплектую группу однородного состава, где учитывают возраст детей, их возрастные и психологические особенности. На занятиях стараюсь похвалить и поддержать каждого воспитанника за его фантазию, выдумку, воображение и творчество. Осуществляя индивидуально-личностный подход в воспитании, всегда готова выслушать ребенка, поощрить его, дать нужный совет.

На своих занятиях я использую групповые технологии, которые предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Например, на занятии по теме

ребята делятся на группы по 3-4 человека, и каждая группа выполняет задание, ребята в группах обсуждают ответы на вопросы: «Для кого? Как выполнить? Кто и что делает? Кто выступает с презентацией проекта?» Заслушиваются варианты ответов каждого участника группы, и осуществляется совместный выбор лучшего варианта, затем группа выполняет работу и представляет её всему творческому объединению, все вместе обсуждаем, выявляем «+» и «-» каждого проекта.

Технология коллективной творческой деятельности предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Технология проблемного обучения ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению. Это выполнение воспитанниками самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства.

Например, при изучении раздела Модель лодки-плоскодонки из плотной бумаги

Предлагаемая модель лодки-плоскодонки изготавливается кружковцами на начальном периоде обучения из плотной бумаги или картона. Осваивается работа с чертёжным инструментом, навыки работы ножницами и клеем, узнают о развёртках объёмных деталей на плоскость. Учащиеся работают по шаблонам деталей модели, подготовленными руководителем, а учащиеся второго и третьего годов обучения – по чертежу.

http://www.pandia.ru/wp-content/uploads/2010/12/wpid-image00127.jpg

 

Рис. 1. Модель лодки-плоскодонки: 1 – корпус лодки; 2 – носовая часть3 – банка.

 

  Технология  программного обучения предполагает усвоение учебного материала с помощью алгоритма. Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями. Такая технология применяется в основном на занятиях первого года обучения, воспитанникам показываю готовое изделие, последовательность его выполнения, а затем ребята поэтапно выполняют это изделие.

Проектная технология направлена на самореализацию обучающегося как личности. Метод проекта способствует организации творческой деятельности воспитанников. Особенностью данного метода является то, что обучающийся должен не только собрать и проанализировать необходимую информацию, изготовить изделие, но и публично защитить свой проект. Эту технологию я применяю на занятиях при выполнении творческой или же выпускной работы. Ребята самостоятельно выбирают тему работы, а именно, что будут выполнять, какие материалы и инструменты им необходимы для изготовления этого изделия, читают и просматривают дополнительную литературу, а также ищут нужную информацию в интернете.

Игровая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся. Педагогическая игра, как основной вид деятельности, направлена на усвоение общественного опыта.

Игра «Трудовой поход». На пути у ребят встречаются различные препятствия, чтобы преодолеть их, необходимо выполнить определенные задания.

Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ребенку необходимо действовать.

Обычно группу разбиваю на подгруппы, пары или каждый работает индивидуально. Воспитанники самостоятельно работают над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные наработки.

Игровая технология помогает воспитанникам ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

 В настоящее время современные технологии, предполагающие метапредметные результаты деятельности, позволяют более успешно решать проблемы, связанные с развитием у воспитанников умений и навыков самостоятельности и саморазвития, а это предполагает поиск новых форм, методов и технологий обучения, обновление содержания образования. Прав был, когда утверждал, что к настоящему уроку педагог готовится всю жизнь.

Метапредметными результатами освоения программы «Волшебный листок», научно-технической направленности, являются:

– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

– определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

– комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

– проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

– мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

– самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

– виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;

– приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной форме результатов своей деятельности;

– выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

– использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

– объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

– диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

– обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

– соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Контроль и оценка на уроке выступают тоже в качестве метапредметных результатоы

  • Широко применяются приемы взаимоконтроля и взаимооценки, самоконтроля и самооценки
  • Учебный процесс носит рефлексивный характер (обучащийся способен к рефлексии процесса и результата своей деятельности)

Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для достижения метапредметных результатов, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием. Однако, организация образовательного процесса, основанная на анализе данных мониторинга, является важным условием для их достижения. Результаты мониторинга метапредметных результатов, полученные в конце учебного года, подтвердили, что используя данные стартовой диагностики, позволившей выявить проблемы – с одной стороны, и используя технологии системно-деятельностного подхода – с другой стороны, возможно решение проблемы по достижения метапредметных результатов в сложившихся условиях.

ГЛОССАРИЙ

  • Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной".
  • Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмах и методах познания (когнитивных умениях).
  • Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
  • Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
  • Метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени.
  • Мета –между, после. через (греч); о себе.

Литература

 

  • Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.
  • Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов. / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М.: Пушкинский институт, 2001.
  • Громыко Н. В. Метапредмет «Знание». / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 2001.
  • Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004.
  • Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.