Метапредметные результаты образовательной деятельности: технология и способы достижения

Фомкина Альвина Леонтьевна

Презентация  подготовлена к статье Фомкиной А.Л.  "Метапредметные результаты образовательной деятельности: технология и способы достижения" 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метапредметные результаты образовательной деятельности: технология и способы достижения Фомкина Альвина Леонтьевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования Центра детского творчества пгт Юрья Юрьянского района Кировской области Юрья -2017

Слайд 2

Сегодня понятия « метапредмет », « метапреметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход положен в основу новых стандартов: « надпредметные умения», « метапредметные умения », « полипредметные умения , метапредметные результаты. Метапреметы - -это цикл предметов («Знание», «Задача», «Проблема», «Знак», «Смысл», «Ситуация»), радикально отличающихся от традиционного школьного набора предметов, принципиально новая образовательная надстройка, выстраиваемая поверх обычных предметов. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости , оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Метапредметный подход предполагает, что ученик не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий и с их помощью может сам добывать информацию о мире. Это требование второго поколения образовательных стандартов.

Слайд 3

Метапредметные результаты Метапредметные результаты –это включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, ИКТ-компетентность, построение индивидуальной образовательной траектории. Метапредметные результаты обеспечивают качественную подготовку обучающихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути.

Слайд 4

4 « Прежде чем беседовать , надо договориться о значении слов…» Платон К лассифицируем результаты

Слайд 5

5 «Прежде, чем беседовать , надо договориться о значении слов…» Платон К лассифицируем результаты

Слайд 6

Метадеятельность - это универсальная деятельность, которая является " надпредметной ". К ней относится: Стратегическая деятельность (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ); Исследование (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод) Проектирование (замысел, реализация, рефлексия) Сценирование (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий) Моделирование … Конструирование … Прогнозирование …

Слайд 7

Какие методики и технологии используются в метадеятельности ? Задачный подход; Проблемное обучение; Исследовательское обучение; Проектное обучение Развивающего обучения Критического мышления Технология личностно-ориентированного обучения направлена на максимальное развитие (а не на формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Слайд 8

Цель метапредметного подхода Нужно построить образовательный процесс так, чтобы наш “отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью , способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе.

Слайд 9

Значение метапредметного подхода в образовании… состоит в том, что он позволяет сохранить и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения…

Слайд 10

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать : 1) сформированность целеполагания в учебной деятельности как умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи, преобразовывать практическую задачу в теоретическую, устанавливать целевые приоритеты; 2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; 3) умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Слайд 11

4) формирование осознанной а декватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; 5) овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, готовность и способность противостоять внешним помехам деятельности ;

Слайд 12

6 ) осознанное владение логическими действиями определения и ограничения понятий , установления причинно-следственных и родовидовых связей и обобщения на различном предметном материале; сравнения, сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; умение строить классификацию, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации; умение работать с метафорами; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства , модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексивного чтения;

Слайд 13

9 ) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы; 10) у мение работать в группе — владение навыками самопрезентации , умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

Слайд 14

11) формирование внутреннего умственного плана действий на основе умения отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной речи и внутренней речи ; 12) умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; владение устной и письменной речью; умение строить монологическое контекстное высказывание, использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; овладение основами коммуникативной рефлексии;

Слайд 15

13) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ-компетентности) как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции ; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий; 14) развитие навыков с оздания и поддержки индивидуальной информационной среды , обеспечения защиты значимой информации и личной информационной безопасности, в том числе с помощью типовых программных средств.

Слайд 16

13) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ-компетентности) как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции ; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий; 14) развитие навыков с оздания и поддержки индивидуальной информационной среды , обеспечения защиты значимой информации и личной информационной безопасности, в том числе с помощью типовых программных средств.

Слайд 17

Технология проблемного обучения Технология проблемного обучения. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению. Это выполнение воспитанниками самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства.

Слайд 18

Например, при изучении раздела «Модель лодки-плоскодонки из плотной бумаги» предлагаемая модель лодки-плоскодонки изготавливается кружковцами на начальном периоде обучения из плотной бумаги или картона. Осваивается работа с чертёжным инструментом, навыки работы ножницами и клеем, узнают о развёртках объёмных деталей на плоскость. Учащиеся работают по шаблонам деталей модели, подготовленными руководителем, а учащиеся второго и третьего годов обучения – по чертежу.

Слайд 19

Рис. 1. Модель лодки-плоскодонки: 1 – корпус лодки; 2 – носовая часть ; 3 – банка .

Слайд 20

Проектная технология Проектная технология направлена на самореализацию обучающегося как личности. Метод проекта способствует организации творческой деятельности воспитанников. Особенностью данного метода является то, что обучающийся должен не только собрать и проанализировать необходимую информацию, изготовить изделие, но и публично защитить свой проект. Эту технологию я применяю на занятиях при выполнении творческой или же выпускной работы. Ребята самостоятельно выбирают тему работы, а именно, что будут выполнять, какие материалы и инструменты им необходимы для изготовления этого изделия, читают и просматривают дополнительную литературу, а также ищут нужную информацию в интернете.

Слайд 21

Игровая технология Игровая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся. Педагогическая игра, как основной вид деятельности, направлена на усвоение общественного опыта.

Слайд 22

Метапредметными результатами освоения программы «Волшебный листок», научно-технической направленности, являются: – планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; – определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. – комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; – проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; – мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

Слайд 23

– самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; – виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов; – приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной форме результатов своей деятельности; – выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; – выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; – использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

Слайд 24

– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; – объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; – оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; – диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям. – обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; – соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; – соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Слайд 25

Контроль и оценка на уроке выступают тоже в качестве метапредметных результатов. Широко применяются приемы взаимоконтроля и взаимооценки , самоконтроля и самооценки. Учебный процесс носит рефлексивный характер ( обучающийся способен к рефлексии процесса и результата своей деятельности ).

Слайд 26

Вывод: Метапредметный урок – это урок, на котором происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире. Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам на практическую жизнедеятельность учащегося.

Слайд 27

Спасибо за внимание!