Конспект открытого занятия на тему: «Семейное гнездо» в образах птиц

Андреева Ирина Ларисовна

Гончарное ремесло зародилось ещё в древние времена. Многочисленные археологические находки подтверждают, что первые вылепленные вручную изделия из глины принадлежат эпохе неолита. Сохранившиеся до наших дней прочные глиняные фигурки и предметы быта в самых ярких красках рассказывают об истории развития древнего ремесла, которое со временем развилось настолько, что стало искусством.  Интерес к гончарному ремеслу не исчезает и с каждым годом приобретает новые оттенки развития. Это самовыражение, релаксация, это погружение в творчество посредством соприкосновения с материалом, ощущением его пластики, возможности  создавать неповтоимые объемные  изделия. Данная публикация конспекта открытого занятия   на тему "Семейное гнездо в образах птиц"по форме -открытое, дети совместно со своими родителями.  Занятие направлено не только  на создание готового изделия из глины - гнезда птиц, в котором есть и мама птица и папа птица и конечно же их дети - птенцы.  В основу занятия положены семейные ценности   и взаимодействия внутри семьи. Это крайне важная воспитательная задача. и она красной нитью проходит через все занятие. Дети, а так же их родители лепили свою семью в образах птиц. При этом каждая птица, каждый герой композиции был наделен настоящим образом своего прототипа - одного из членов семьи, которого лепили дети и взрослые.   Это не только внешний образ, поведение- это характер каждого члена семьи, его роль в семье. Получился очень увлекательный урок. Дети со стороны могли увидеть целостно свою семью, еще раз с любовью увидеть какую ценность и какую важную роль играет семья в жизни ребенка . Как важно быть вместе, жить дружно, любить друг друга, помогать и заботиться.  

Одновременно с семейными ценностями, решались задачи развития творческих способностей детей, возможности открытия новых идей. Смелость воплощать свои задумки,   раскрывать свой  творческий  потенциал. Так же решались задачи образовательного характера - научиться чувствовать материал, его пластику, технологию изготовления поделки, изделия из глины. Научиться сочетать разные техники изготовления, соблюдая традиции гончарного ремесла. 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Петродворцового района г. Санкт - Петербурга

Конспект открытого занятия на тему:

«Семейное гнездо»   в образах птиц  

Андреева И.Л..

педагог дополнительного образования,

объединение «Керамос»

Санкт-Петербург

2019


Информационно-технологическая карта открытого занятия

«Семейное гнездо в образах птиц»

Объединение:

«Керамос»

Педагог дополнительного образования:

Андреева Ирина Ларисовна

Дата проведения занятия:

17.05.2019 г.

Продолжительность занятия:

2 академических часа (90 мин)

Группа, год обучения:

Группа № 1а, 1 год обучения

Количество учащихся на занятии:

15 человек

Организация рабочего места:

На столах разложены:

  1.  Настольные покрытия для лепки;
  2. Материал – глина для изготовления поделок, шликер – масса для склеивания деталей из глины;
  3.  Инструменты, с помощью которых исполняется поделка:  каталки для раскатывания пласта глины, пластмассовые стеки для вырезания формы из глины, деревянные стеки и различные приспособления, формы  для нанесения декора методом тиснения на деталях поделки;
  4.  Салфетки, тканные для раскатывания на них пласта глины;
  5.   Влажные салфетки, для вытирания рук.  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа:

«Керамос» на 1 год  обучения

Уровень освоения:

базовый

Раздел программы:

«Комбинированная техника лепки из глины  »

Тема занятия:

 «семейное гнездо – в образах птиц»

Цель занятия:

Приобщение учащихся к искусству лепки из глины - древним истокам декоративно прикладного искусства .  Научиться    чувствовать материал,   технологию изготовления поделки из глины, ее особенности. Научиться   сочетать разные техники в изготовлении, соблюдая традиции.  Лепка основных частей композиции – птиц, используя скульптурную лепку из куска глины. Лепка гнезда – используя пластовую и жгутиковую технику.

 В основу занятия положены семейные ценности   и взаимодействия внутри семьи.

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить знания и  умения  комбинировать несколько техник работы с  глиной;
  • продолжать формировать навыки воплощения своей идеи в готовом изделии;
  • продолжать формировать умения и навыки работы с выразительными средствами (пластика, фактура, цвет).

Развивающие:

  • продолжать развивать  творческие способности учащихся посредством работы с  материалом - глиной;
  • развивать умение ребенка взаимодействовать с педагогом, работать  в команде, взаимодействовать с одногруп пниками;  
  • продолжать развивать умение учащегося оценивать процесс и результаты своей творческой деятельности;
  • продолжать развивать учебно-организационные умения и навыки учащихся: (организовать свое рабочее место;
  • развивать навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности


Воспитательные:

  • продолжать воспитывать интерес  к занятиям лепки из глины,  изготовлению керамических поделок, а так же    повысить интерес к декоративно-прикладному  искусству по  изготовлению керамических поделок, повысить мотивацию к созданию изделий керамики;
  • продолжать воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении творческих заданий;
  • воспитывать бережное отношение к работам других учащихся;
  • продолжать воспитывать культуру общения в коллективе учащихся

Тип занятия:

Комбинированный

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный:

  • словесный(рассказ с элементами беседы, объяснение);
  • наглядный (просмотр наглядных средств)

Практический:

  • собственная творческая работа учащихся, выполняемая по своему эскизу

Организационные формы:

Фронтальная, групповая

Необходимое оборудование, раздаточные и наглядные материалы:

Материалы и инструменты:

 1.Настольные покрытия для лепки;

 2.Материал – глина для изготовления поделок, шликер – масса для склеивания деталей из глины;

  3.Инструменты, с помощью которых исполняется поделка:  - каталки для раскатывания пласта глины,

- пластмассовые стеки для вырезания формы из глины;

- деревянные стеки и различные приспособления;

- формы  для нанесения декора методом тиснения;

  4.Салфетки, тканные для раскатывания на них пласта глины;

  5 .Салфетки, для вытирания рук.  

Наглядный материал:

  • Образец глинной поделки – птицы, гнездо;

  Оборудование:

  • столы,  стулья,  гипсовая площадка под готовое  изделие.

Планируемые результаты:

В результате работы на занятии учащиеся достигнут следующих результатов:

Предметные:

  • закрепят знания, технологию работать с глиной,     умения  работать в разных техниках и комбинировать несколько техник работы с  глиной;
  • научатся воплощать свою идею в готовом изделии;
  • совершенствуют навык   работы с выразительными средствами (пластика, фактура, цвет).

Метапредметные:

  • учащиеся разовьют творческие способности посредством работы с таким материалом как глина, научатся всем технологиям и техникам работы с ней;
  • разовьют умение взаимодействовать с педагогом, работать  с одногруппниками;
  • закрепят умение оценивать процесс и результаты своей творческой деятельности;
  • закрепят учебно-организационные умения и навыки:

-   умение организовать свое рабочее место;

  • навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности;
  • умение аккуратно выполнять работу

Личностные:

  • учащиеся с   интересом занимаются лепкой из глины,  декоративно-прикладным искусством, мотивированы к созданию поделок   из глины, продолжению традиций в этом направлении прикладного искусства;  
  • учащиеся обладают трудолюбием, аккуратностью в выполнении творческих заданий;
  • бережно относятся к работам других учащихся;
  • умеют общаться в коллективе учащихся.

План-конспект занятия

№ пп

Этапы занятия

Содержание

Хронометраж

1.

Организационный этап

Активизация внимания и интереса, сообщение цели занятия

15 минуты

2.

Информационный этап

Актуализация знаний. Повторение пройденного материала, обсуждение идеи, замысла.

15 минут

Сообщение нового материала. Обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения   материала учащимися

3.

Основной этап

 Лепка основных деталей композиции – птиц, посредством формования из куска глины;  

20 минут

Перерыв - Физкультминутка - игра

2  минуты

Лепка одной из основных деталей -  гнезда, используя комбинированный метод пластовой лепки и жгутиковой.

15 минут

4.

Декорирование поделки

Декорирование поделки при помощи стеков и других приспособлений.

10 минут

5.

Контрольно-рефлексивный этап

Формирование учащимися оценки своей деятельности и качества полученных знаний

4 минуты

6.

Заключительный этап

Уборка рабочего места

8 минут

Ход занятия

Хронометраж

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

15 минут

15 минут

20 минут

 

1 минута

 

15 минут

 

10 минут

 

 

Организационный этап

Информационный этап

Основной этап - Исполнение поделки

 

Физкультминутка

Продолжение процесса изготовления – заключительный этап –

декорирование поделки.

  •  Педагог приветствует детей и родителей.
  • Выставка/показ работ учащихся  ;
  •  Педагог предлагает всем одеть фартуки;
  • Педагог приглашает  всех за учебный стол, на котором уже выставлен реквизит – стеки, шликер  и подготовленный к лепке материал – вымешанная и скатанная в шары глина. Материал заранее распределен для каждого участника и составляет примерно 500 грамм на поделку.
  •  Педагог освещает как будет выстроено сегодняшнее открытое занятие: 1) Показ демонстрация  чему дети научились за этот учебный и творческий год. Формат процесса -  «Вопрос педагога – ответы учащихся».
  • 2) непосредственное изготовление поделки; 3) уборка учебного стола и класса в целом,  4) чаепитие и вручение дипломов.

  •  Предлагаю тему открытого занятия по лепке – «семейное гнездо», немного говорим о семейных ценностях, как у каждого в семье   тепло и уютно. Через какие образы в природе мы можем передать эту тему. Говорим о птицах, как у птиц распределены роли, кто приносит еду (червячков), кто вьет гнездо и кто высиживает птенцов.

- Педагог предлагает  перейти к исполнению поделки.

- педагог спрашивает детей,  в каких техниках будут выполняться работы – их варианты исполнения, их видение. Прошу родителей поддержать детей и включиться в процесс создания поделки семейного гнезда.  Все охотно включаются в процесс  

 - педагог предлагает отложить материал, незаконченную поделку и немного размяться под веселую песенку – наклоны вправо/влево, повороты туловища под музыку.

- Педагог направляет  все процессы изготовления поделки, подходит к каждому участнику, демонстрирует на образце, который он тут же делает,  все техники и приемы исполнения.  

- Педагог показывает как можно при помощи  простых приспособлений, палочек, стеков красиво сделал декор методом тиснения.

  • Дети охотно показывают свои работы, делятся информацией  какая у них была идея, задумка, рассказывают в какой технике   исполнялась поделка.

  • Дети отвечают на вопросы педагога, тем самым показывают свои устойчивые знания по технологии лепки из глины.

 

  • Дети охотно говорят, делятся информацией   сколько у них братьев, сестер, кто за что отвечает), как родители «вьют свое гнездо», где всем хорошо. Охотно рассказывают, как в природе среди птиц  отчетливо видно как они вьют гнездо в паре.  

- Дети с удовольствием рассказывают,  как они видят исполнение работы, показывают своим родителям, при этом с гордостью демонстрируют свои знания.

- дети с удовольствием вместе с родителями делают упражнения, пританцовывают.

- Дети с большим интересом и  вовлеченностью изготавливают поделку, при этом сами направляют процесс родителей и подсказывают им. Происходит очень увлекательный и творческий процесс, подкрепленный их навыками и умениями, которые дети получили в течение учебного года. 

- Дети очень любят этот процесс и с удовольствием , используя стеки, колпачки, палочки декорируют поделки – делают оперение птицам, кто то наряжает в платья, как людей – происходит веселый творческий процесс. Родители с удовольствием участвуют в нем.

 4 минуты

Контрольно-рефлексивный этап

- Педагог предлагает поставить все готовые поделки в центр стола,  полюбоваться своей поделкой и рассмотреть поделки других детей и их родителей и поделиться впечатлениями  .

  • Дети и особенно родители высказывают восторженные впечатления от совместного процесса  создания поделки, все очень довольны и рады .

10 минут

Заключительный этап – уборка рабочего места, фотографирование поделок.

  • Педагог предлагает убрать свои рабочие места и начать процесс фотографирования своих поделок .
  • Дети убирают свои рабочие места, убирают инвентарь, салфетки, остатки глины.
  • На чистой поверхности стола раскладываются готовые поделки и родители фотографируют.

25 минут

Чаепитие, награждение, благодарственные слова.

Формат – свободное посещение.

- Педагог предлагает отдохнуть, налить чай и отпраздновать завершение учебного творческого года. При этом объединяет  весь коллектив в теплой дружественной атмосфере.

- Педагог еще раз поздравляет всех детей с окончанием учебного творческого года, раздает дипломы и грамоты учащимся.

  • Дети и родители с радостью откликаются на предложение.

Приложение к открытому уроку по керамике – изготовление «семейного гнезда» - в образах птиц