Дополнительная общеразвивающая программа "Мыльные фантазии"

Черткова Полина Владимировна

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Мыльные фантазии" разработана для учащихся 11-15 лет и рассчитана на один год обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Итатский детско-юношеский центр»

Тяжинского муниципального района Кемеровской области

Дополнительная общеразвивающая программа

технической направленности  

«Мыльные фантазии»

(стартовый уровень)

 

Итатский

2019

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Итатский детско-юношеский центр»

Тяжинского муниципального района Кемеровской области

                                                                           

                                                                          Утверждена приказом № 6 от 11 января 2019г.

с учётом мнения педагогического совета

                                                                                  (протокол № 1 от 10 января 2019 года)

Директор центра ________________ Н.Е. Воронов

 

Дополнительная общеразвивающая программа

технической направленности  

«Мыльные фантазии»

(стартовый уровень)

 

Педагог дополнительного образования

           Черткова Полина Владимировна

Возраст учащихся: 11-15 лет

Срок реализации: 1 год

Итатский

2019

 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка
  2. Задачи
  3. Формируемые предметные знания, учебные умения и универсальные учебные действия
  4. Ожидаемые результаты
  5. Учебный план
  6. Содержание учебного плана
  7. Календарный учебный график
  8. Методическое обеспечение
  9. Материально-техническое оснащение
  10. Литература
  11. Приложения

Приложение № 1. Оценка результатов освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

  1. Дополнительная общеразвивающая программа «Мыльные фантазии» (далее – программа) составлена в соответствии с
  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
  • СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
  • приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
  • уставом учреждения;
  • Положением о порядке разработки, принятия, утверждения и единых требованиях к содержанию и оформлению документации, обязательной для ведения педагогами дополнительного образования.
  1. Программа является дополнительной общеразвивающей программой технической направленности.
  2. Программа относится к стартовому уровню сложности освоения образовательных результатов. Она предусматривает освоение учащимися общих сведений об интересующем их виде деятельности, оказание им помощи в составлении представления о выбранной деятельности и оценке своих возможностей в её освоении.
  3. Актуальность программы заключается в востребованности услуг по развитию умений и навыков в изготовлении разных сортов мыла, развитию технической и эстетической восприимчивости и закреплению их в творческом опыте.
  4. Назначение программы:
  1. дать учащимся общие сведения об интересующем их виде деятельности, помочь им составить представление о выбранной деятельности и оценить свои возможности в её освоении;
  2. сформировать у учащихся следующие обобщённые умения уровня элементарной грамотности:
  • рассказать о конкретном виде деятельности;
  • выполнять основные действия;
  • объяснить причины выбора данного вида деятельности.
  1. Цель  развитие технических и интеллектуальных способностей учащихся посредством освоения ими теоретических и практических основ технических видов деятельности.
  2. Программа является модифицированной. В её основу заложены основные положения программы «Мыльная фабрика» Лялиной А. В., адаптированные к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.
  3. По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.
  4. По содержанию деятельности программа является познавательной и содержит элементы деятельности, развивающей творческие способности учащихся.
  5. По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – нацеленной на коррекцию полученных знаний по этому виду деятельности и формирование предметных учебных умений и универсальных учебных действий в этом виде деятельности.
  6. Исходной теоретической основой программы являются положения о
  • предоставлении учащимся возможности выбора сферы деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и диапазоном интересов и потребностей;
  • значимости развития у учащихся творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений некоторых физических закономерностей, познания свойств различных материалов, овладения разнообразными способами практических действий, приобретения ручной умелости и появления созидательного отношения к окружающему.
  1. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить формирование знаний, умений и навыков изготовления мыла к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого учащегося, способствовать развитию у учащихся творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.
  2. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого учащегося.
  3. Срок освоения программы:
  • программа рассчитана на 1 учебный год;
  • общая продолжительность обучения составляет 36 учебных часов.
  1. Режим занятий:
  • занятия проводятся 1 раз в неделю по одному учебному часу продолжительностью 45 минут.
  1. Возраст учащихся: 11-15 лет.
  2. На освоение программы принимаются все желающие без предъявления требований к уровню их образования и без вступительных испытаний (процедур отбора). Оценка готовности к освоению программы осуществляется на вводном занятии в форме беседы, позволяющей выявить уровень полученных учащимися знаний в рамках общего образования и осуществлять корректировку и индивидуализацию процесса её освоения.
  3. Основная организационная форма обучения – аудиторные учебные занятия Группа имеет постоянно-переменный состав: учащиеся могут включаться в её работу по мере возникновения запросов без включения их в основной состав.
  4. Количество учащихся в группе: минимальное – 12, максимальное - 15.
  5. Формы проведения занятий: аудиторные практические учебные занятия с изучением основ теоретических знаний.
  6. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости.
  7. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставки, фотографии, презентации.
  8. Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.
  9. Формы подведения итогов реализации программы:
  • текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на формирование и закрепление учебных умений;
  • оценка результатов освоения программы проводится педагогом в конце учебного года без специально отведённого времени по методике, изложенной в приложении № 1. Оценка личностных и метапредметных результатов самостоятельным объектом оценки результатов образовательной деятельности не является. Они учитываются в контексте оценки предметных результатов.

  1. Задачи программы

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. личностные:
  • формировать у учащихся собственной системы мотивов и направленности деятельности;
  • формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
  • формировать у учащихся стремление к самореализации;
  • обеспечить получение учащимися теоретических знаний и практических умений, необходимых для развития активной жизненной позиции личности;
  • способствовать обогащению гуманитарного и социального опыта учащихся.
  1. метапредметные – формировать у учащихся умения:
  • самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
  • самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
  • использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
  • самостоятельно находить методы решения научно-практических задач;
  • продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • работать с информацией и использовать информационные технологии в своей деятельности. 
  1. образовательные (предметные):
  • расширить и углубить знания учащихся о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • расширить и углубить знания учащихся об общих правилах создания предметов рукотворного мира: соответствии изделия обстановке, удобстве (функциональности), прочности, эстетической выразительности;
  • продолжить формирование умения планировать и выполнять практическое задание (практическую работу), при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  • продолжить формирование умения выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с технической документацией (чертежи, эскизы, схемы, рисунки);
  • помочь учащимся в их самоопределении в профессиональном выборе;
  • способствовать воспитанию уважения к культурно-историческим традициям, отражённым в предметном мире, в том числе традициям трудовых династий как своего региона, так и страны;
  • ознакомить учащихся с основами знаний в области мыловарения;
  • развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение; ознакомить с основами проектировочной деятельности;
  • сформировать умения и навыки в практической творческой деятельности;
  • развить индивидуальную творческо-поисковую деятельность, умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов;
  • организовать творческое общение в процессе обучения, способствовать воспитанию умения работать в коллективе.

  1. Формируемые предметные знаний, учебные умения

и универсальные учебные действия

Содержание программы обеспечивает возможность продолжить формирование у учащихся

инвариантных предметных знаний:

  • о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • о технических видах деятельности;
  • об особенностях проектной деятельности;
  • об общих правилах создания предметов рукотворного мира: соответствии изделия обстановке, удобстве (функциональности), прочности, эстетической выразительности;
  • о наиболее распространённых в Кемеровской области и Тяжинском муниципальном районе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях.

инвариантных учебных умений:

  • в разработке замысла, поиске путей его реализации, воплощении его в продукте, демонстрации готового продукта (изделия, комплексной работы);
  • в работе с инструкционной картой, внесении в неё при необходимости корректив;
  • в следовании инструкциям и правилам техники безопасности при изготовлении продукта;
  • в выполнении приёмов оказания доврачебной помощи при травмах;
  • в использовании дополнительных источников информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете).

специальных предметных знаний:

  • о материалах, инструментах, правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке компонентов мыловарения;
  • об основных видах мыла;
  • об основных видах мыльной основы;
  • о свойствах базовых и эфирных масел;
  • о лекарственных растениях своего родного края;
  • о натуральных и искусственных красителях, добавках;
  • о полезных свойствах мыла ручной работы.

специальных учебных умений:

  • пользоваться необходимыми инструментами и оборудованием;
  • анализировать содержание рецептов;
  • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
  • изготавливать мыло простых и сложных форм из мыльной основы;
  • правильно подбирать состав мыла для различных типов кожи;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в самостоятельной творческой деятельности.

универсальных учебных действий:

  1. личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих ценностносмысловую ориентацию учащихся:
  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
  • знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
  • умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
  1. регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся организацию своей учебной деятельности:
  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено ими, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны´х характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим учащимся, педагогом, товарищами;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
  1. познавательных универсальных учебных действий, включающих:
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • извлечение необходимой информации из текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
  1. коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих социальную компетентность:
  • учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:
  • планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
  1. Ожидаемые результаты

Предметными результатами освоения программы являются:

инвариантными:

  1. учащиеся расширят и углубят знания:
  • о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • о технических видах деятельности;
  • об особенностях проектной деятельности;
  • об общих правилах создания предметов рукотворного мира: соответствии изделия обстановке, удобстве (функциональности), прочности, эстетической выразительности;
  • о наиболее распространённых в Кемеровской области и Тяжинском муниципальном районе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях;
  • о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни;
  • о доступных в обработке материалах для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
  • об оптимальных и доступных технологических приёмах обработки материалов (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия).
  1. у учащихся продолжится формирование умений:
  • в разработке замысла, поиске путей его реализации, воплощении его в продукте, демонстрации готового продукта (изделия, комплексной работы);
  • в работе с инструкционной картой, внесении в неё при необходимости корректив;
  • в следовании инструкциям и правилам техники безопасности при изготовлении продукта;
  • в выполнении приёмов оказания доврачебной помощи при травмах;
  • в использовании дополнительных источников информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете);
  • в работе с технической документацией (чертежи, эскизы, схемы, рисунки);
  • в отборе и выстраивании оптимальной технологической последовательности реализации собственного или предложенного педагогом замысла;
  • в самостоятельном комбинировании художественных технологий в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • в прогнозировании конечного практического результата.
  1. у учащихся будет осуществляться воспитание таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

специальными:

  1. учащиеся расширят и углубят знания:
  • о материалах, инструментах, правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке компонентов мыловарения;
  • об основных видах мыла;
  • об основных видах мыльной основы;
  • о свойствах базовых и эфирных масел;
  • о лекарственных растениях своего родного края;
  • о натуральных и искусственных красителях, добавках;
  • о полезных свойствах мыла ручной работы.
  1. у учащихся продолжится формирование умений:

специальных учебных умений:

  • пользоваться необходимыми инструментами и оборудованием;
  • анализировать содержание рецептов;
  • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
  • изготавливать мыло простых и сложных форм из мыльной основы;
  • правильно подбирать состав мыла для различных типов кожи;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в самостоятельной творческой деятельности.

  1. Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

 Количество часов

Формы аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

устный опрос

2.

Простые формы

7

1

6

готовое изделие

3.

Фигурное мыло

7

1

6

готовое изделие

4.

Мыло с добавками

7

1

6

готовое изделие

5.

Сложные элементы

7

1

6

готовое изделие

6.

Мыльные камни

6

1

5

готовое изделие

7.

Итоговое занятие

1

1

-

устный опрос

Итого

36

7

29

  1. Содержание учебного плана

Вводное занятие (1ч) Знакомство с планом работы объединения. Беседа по оценке готовности учащихся к освоению программы.

Простые формы (7ч) Изготовление мыла из мыльной основы. Геометрическое мыло. Сердечки. Мыло с блёстками. Мыло-цветочки. Мыло с картинками.

Фигурное мыло (7ч) Мыло с украшениями. Многослойное мыло. Тематические изделия (День матери, Новый год).

Мыло с добавками (7ч) Мыло-скраб. Мыло с сухоцветами. Мыло-мочалка. Тематические изделия (23 февраля, 8 марта).

Сложные элементы (7 ч) Свирлы. Мыло-«винегрет». Мыло под нарезку. Мыло-кекс. Мыло-шоколадка.

Мыльные камни (6ч) Мыло в виде различных драгоценных камней. Мыло под нарезку. «Морское дно».

Итоговое занятие (1ч) Выставка работ.

 

  1. Календарный учебный график

1.

Период освоения программы

15 сентября – 31 мая

2.

Продолжительность учебного года

36 недель

3.

Нерабочие праздничные дни

1-8 января – новогодние каникулы

7 января – Рождество Христово

23 февраля – День Защитника Отечества

8 марта – Международный женский день

1 мая – Праздник весны и труда

9 мая – День Победы

12 июня – День России

4 ноября – День народного единства

4.

Продолжительность освоения программы

1 год

5.

Общая продолжительность обучения

36 учебных часов

6.

Время проведения учебных занятий

ежедневно, включая выходные дни, с 8.00 до 20.00 по расписанию, утвержденному директором Центра

7.

Режим занятий

занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 занятию продолжительностью 45 минут

8.

Основная организационная форма обучения

групповые аудиторные учебные занятия

9.

Формы проведения

аудиторные практические учебные занятия с изучением основ теоретических знаний

10.

Система и форма обучения

безоценочная система, очная форма обучения

11.

Формы подведения итогов реализации программы

  • текущий контроль, осуществляемый в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление материала по изучаемой теме и на формирование учебных умений;
  • оценка результатов освоения программы в конце учебного года без специально отведённого времени по методике, изложенной в приложении № 1.

Оценка личностных и метапредметных результатов самостоятельным объектом оценки результатов образовательной деятельности не является. Они учитываются в контексте оценки предметных результатов.

  1. Методическое обеспечение

Программа учебного курса строится в соответствии со следующими основными методами:

  • обучения – словесными, наглядными, практическими, объяснительно-иллюстративными, репродуктивными;
  • воспитания – убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Формами организации образовательного процесса являются групповые аудиторные учебные занятия с индивидуальным подходом и созданием творческой атмосферы, стимулирующей повышенную работоспособность учащихся и возможность активизации их индивидуального участия.

Формы занятий: аудиторные практические учебные занятия с изучением основ теоретических знаний.

В процессе реализации программы используются технологии индивидуализации обучения, дифференцированного и развивающего обучения, направленные на развитие у учащихся:

  • самостоятельности и креативности мышления;
  • исследовательских умений в теоретической и научно-практической деятельности;
  • коммуникативной культуры (умения участвовать в коллективном поиске, аргументировать свою позицию, публично представлять результаты творческих работ);
  • умения рефлексии и саморефлексии, волевых качеств;
  • потребности в непрерывном образовании.

Основная учебная единица, в которой реализуется программа, – учебное занятие, являющееся:

  • моделью деятельности педагога и ученического коллектива;
  • ограниченной временными рамками формой организации учебного процесса, предполагающей не только передачу предметных знаний, учебных умений и универсальных учебных действий учащимся по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но и, прежде всего, развитие;
  • временем, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.

Его цель – формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании в ходе реализации программы.

Задачей учебного занятия является формирование предметных знаний и учебных умений и универсальных учебных действий, предусмотренных программой.

Содержание учебных занятий определяется программой.

Учебное занятие должно:

  • быть динамичным, соответствовать современным научным достижениям, возрасту и уровню развития учащихся, новым педагогическим и информационным технологиям;
  • обеспечивать учащимся условия для развития познавательных возможностей и творческих способностей их личности и информационную безопасность в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
  • предоставлять учащимся право на свободу выбора и добровольность в творческой деятельности.

Для повышения эффективности учебного занятия педагог должен:

  • создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и активности учащихся;
  • целесообразно расходовать время занятия;
  • применять разнообразные педагогические средства обучения;
  • осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие с учащимися;
  • чётко продумывать практическую значимость полученных предметных знаний и учебных умений.

Учебное занятие должно представлять собой последовательность организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного этапов.

В ходе учебного занятия неукоснительно соблюдаются требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии, гигиены, пожарной охраны, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями.

  1. Материально-техническое обеспечение
  1.  Мыльная основа
  2. Красители
  3. Масла, отдушки
  4. Доски для нарезки мыльной основы
  5. Ножи
  6. Формы для отливки мыла
  7. Клеенки, стаканчики, деревянные палочки
  8. Микроволновая печь
  9. Холодильник
  10. Ноутбук
  11. Музыкальный проигрыватель для звукового сопровождения занятий (по желанию)
  12. Наглядные пособия (рецепты, фотографии готовых изделий, презентации)

  1. Литература

  1. Браунинг М. 300 мыл ручной работы [Электронный ресурс] / текстовые данные (18 Мб). – М.: Алькор Паблишерс, 2012.
  2. Гэмблин Л. Мыло ручной работы [Электронный ресурс] / текстовые данные (11 Мб). – М.: Аст-пресс, 2013.
  3. Зайцева А. Красивое мыло своими руками [Электронный ресурс] / текстовые данные (12 Мб). – М.: Эксмо, 2008г.
  4. Заричная А. Каменное мыло [Электронный ресурс] / текстовые данные (20 Мб). – М.: Алькор Паблишерс, 2013.
  5. Корнилова В.В. Декоративное мыло: энциклопедия [Электронный ресурс] / текстовые данные (47,4 Мб). – М.: Аст-пресс, 2010. 
  6. Корнилова В. В. Подарочное мыло [Электронный ресурс] / текстовые данные (35 Мб). – М.: Аст-пресс, 2013.
  7. Лесовская С. Мыло ручной работы [Электронный ресурс] / текстовые данные (15,35 Мб) – М.: Эксмо, 2012
  8.  Максименко В. Домашнее мыловарение [Электронный ресурс] / текстовые данные (7,35 Мб). – www. mylovarenie.ru, 2011.
  9. Шилкова Е. Мыло своими руками [Электронный ресурс] / текстовые данные (11,4 Мб). – М.: Рипол классик, 2011.

Приложение 1

Оценка результатов освоения учащимися

дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности у учащегося оцениваемого качества

Количество баллов

Методы диагностик

I. Теоретическая подготовка:

1. Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы)

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • минимальный уровень (овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);
  • средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • минимальный уровень (как правило, избегает употреблять специальные термины);
  • средний уровень (сочетает специальную терминологию с бытовой);
  • максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

II. Практическая подготовка:

1.Учебные умения, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы)

Соответствие учебных умений программным требованиям

  • минимальный уровень (овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);
  • средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

2.Владение специальным оборудованием и оснащением

Уровень использования  специального оборудования и оснащения

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
  • средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
  • максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

3.Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • начальный (элементарный) уровень развития креативности (в состоянии выполнять лишь простейшие задания педагога);
  • репродуктивный уровень (выполняет задания в основном на основе образца);
  • творческий уровень (выполняет задания с элементами творчества)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

III. Общеучебные умения:

1. Учебно-интеллектуальные умения:

1.1 Умение использовать дополнительную литературу

Самостоятельность в использовании дополнительной литературы

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при работе с дополнительной литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с дополнительной литературой с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (работает с дополнительной литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 

1

2-5

6-10

Наблю-дение

1.2. Умение давать доказательные ответы на вопросы основных разделов учебного плана программы

Самостоятельность в подготовке доказательных ответов на вопросы основных разделов учебного плана программы

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения в самостоятельной подготовке доказательных ответов на вопросы основных разделов учебного плана программы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (подготовку доказательных ответов на вопросы основных разделов учебного плана программы выполняет в основном самостоятельно с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (подготовку доказательных ответов на вопросы основных разделов учебного плана программы выполняет самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6–10

Наблю-дение

2. Учебно-коммуникативные умения:

2.1.Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при восприятии идущей от педагога информации, нуждается в постоянной помощи педагога);
  • средний уровень (воспринимает идущую от педагога информацию с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (адекватно воспринимает идущую от педагога информацию, не испытывает особых трудностей) 

1

2-5

6–10

Наблю-дение

2.2.Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи учащимся подготовленной информации

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при подаче учащимся информации, нуждается в постоянной помощи педагога);
  • средний уровень (подачу учащимся информации осуществляет с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (подачу учащимся информации осуществляет самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6–10

Наблю-дение

3. Учебно-организационные умения:

3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

  • минимальный уровень умений (готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой при постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой с помощью педагога)
  • максимальный уровень (самостоятельно готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой)

1

2-5

6–10

Наблю-дение

3.2. Умение соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • минимальный уровень умений (учащийся овладел менее чем ½ объема умений, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (реальные умения соблюдения правил безопасности в основном соответствуют программным требованиям);
  • максимальный уровень (реальные умения соблюдения правил безопасности соответствуют программным требованиям)

1

2-5

6–10

Наблю-дение

3.3. Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

  • минимальный уровень (учащийся овладел менее чем ½ объема умений);
  • средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (учащийся освоил практически весь объем умений, предусмотренных программой)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

Документальное оформление результатов на каждого учащегося осуществляется в Карточке учета результатов образовательной деятельности учащихся:

Список учащихся

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Соответствие учебных умений программным требованиям

Владение специальным оборудованием и оснащением

Креативность в выполнении практических заданий

Список учащихся

Общеучебные умения

Самостоятельность в использовании дополнительной литературы

Самостоятельность в подготовке доказательных ответов на вопросы основных разделов учебно-тематического плана программы

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода  подачи подготовленной информации

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его за собой

Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требования

Аккурат-ность и ответственность в работе

Общие результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы подводятся по следующим показателям:

Всего учащихся, осваивающих дополнительную общеразвивающую программу –

из них достигли:

  • максимальный уровень – 61 – 120 баллов
  • средний уровень – 24 – 60 баллов
  • минимальный уровень – до 23 баллов включительно.