Главные вкладки
Дополнительная общеразвивающая программа "Мыльные фантазии"
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Мыльные фантазии" разработана для учащихся 11-15 лет и рассчитана на один год обучения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 275 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Тяжинского муниципального округа
Кемеровской области – Кузбасса
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Итатский детско-юношеский центр»
Утверждена приказом № от с учетом мнения педагогического совета (протокол № от)
Директор центра ________________ И.Р. Литвинова
Дополнительная общеобразовательная программа
технической направленности
«Мыльные фантазии»
(стартовый уровень)
Разработчик: Черткова Полина Владимировна,
педагог дополнительного образования
Возраст учащихся: 11-15 лет
Срок реализации: 1 год
Итатский
2022
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
- Цель и задачи
- Содержание изучаемого курса
- Планируемые результаты
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарный учебный график
- Условия реализации программы
- Формы аттестации
- Оценочные материалы
- Методическое обеспечение программы
- Литература
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Мыльные фантазии» (далее – программа) является дополнительной общеразвивающей программой технической направленности.
Программа относится к стартовому уровню сложности освоения образовательных результатов. Она предназначена для учащихся, имеющих выраженный интерес к её содержанию, и предполагает освоение ими общих сведений об интересующем их виде деятельности, помощь им в составлении представления о выбранной деятель-ности и оценке своих возможностей в её освоении.
Программа разработана в соответствии с
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от № 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022 г. № 678-р
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от #1075;. № 196 (в редакции приказов от #1075;. №470 и от #1075;. № 533) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от #1075;. № 09-3242 «Методические рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от № 28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от #1075;. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от #1075;. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности в сетевой форме реализации образовательных программ»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от #1075;. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от #1075;. № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»;
- постановлением главы Тяжинского муниципального района от #1075;. № 49-п «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории Тяжинского муниципального района»;
- уставом Центра;
- Положением о порядке разработки, принятия, утверждения и единых требованиях к содержанию и оформлению документации, обязательной для ведения педагогами дополнительного образования.
Актуальность программы заключается в востребованности учащимися услуг по творческому и эстетическому развитию человека. Занимаясь изготовлением разных сортов мыла, у учащихся развивается техническая и эстетическая восприимчивость, которые закрепляются в творческом опыте. Также в современных условиях технократической цивилизации социум, как правило, направлен на потребление готового продукта во всех сферах, и на потребительство, как черту личности, поэтому многократно повышается важность, существенность всего созданного своими руками в союзе с полётом собственного воображения, тем более, если продукт «полёта фантазии» выполнен хорошо и добротно.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что основной педагогический подход, на который она ориентируется, соответствует ценностям дополнительного образования и современному пониманию воспитания как деятельности, базирующейся на саморазвитии учащегося и его педагогической поддержке. Такой подход может быть реализован наиболее полно именно в системе дополнительного образования детей и взрослых, потому что эта система изначально ориентирована на собственный выбор учащимся видов и форм деятельности, на формирование его собственных представлений о мире его личности. Исходя из этого, программа предусматривает такие цели и способы её реализации, которые способствуют созданию условий наибольшего благоприятствования для развития личности каждого учащегося, создают ему социальную ситуацию развития, среду общения, поле деятельности.
Отличительными особенностями программы является не только её нацеленность на расширение и углубление предметных знаний учащихся и формирование у них определённых учебных умений в выбранной сфере деятельности, но и на воспитание потребностей в творческой деятельности. Это учитывается при отборе содержания образования, форм подачи материала и методики проведения занятия. Также в программе упор сделан на решение важнейшей для современного общества проблемы развития и творческого саморазвития личности, понимаемого как особый вид творческой деятельности, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности. Такой подход находится в полном соответствии с принципом свободы и необходимости в любом виде человеческой деятельности, в том числе и учебной, организованной в целях обучения, воспитания и саморазвития.
Практическая и социальная значимость программы заключается в том, что она позволяет:
- дать учащимся общие сведения об интересующем их виде деятельности, помочь составить представление о выбранной деятельности и оценить свои возможности в её освоении;
- приобщать учащихся к техническому творчеству, включать их в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей;
- учитывать интересы учащихся, их потребности и возможности через организацию личностно-ориентированного обучения, индивидуализацию и уровневую дифференциацию;
- предоставлять свободу самостоятельной деятельности, в которой учащийся является непосредственным субъектом, осуществляющим все её этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создаёт наилучшие условия для развития нравственно – волевых качеств;
- создать предметную среду, обеспечивающую учащемуся выбор деятельности, которая соответствует его интересам и имеет развивающий характер;
- решать вопрос интересной и полезной занятости их свободного времени.
Программа является модифицированной. В ее основу заложены основные положения программы «Мыльная фабрика» Лялиной А. В. При этом взятые из неё разделы адаптированы к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.
По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся и их количеством в группе, по содержанию деятельности – познавательной, способствующей расширению и углублению предметных знаний учащихся, по уровню формирования и развития личности – развивающей личность – информирующей о виде деятельности и области знаний, нацеленных на получение сведений по интересующей дисциплине, формирующей предметные умения в этой области знаний, и создающей условия для совместной и самостоятельной деятельности в сфере досуга.
Программа построена в соответствии с принципами:
- гуманистической направленности обучения, означающей отношение к учащемуся как к ответственному субъекту собственного развития, и ориентирующей на человека как наивысшую ценность жизни;
- «здесь и сейчас», обеспечивающим активную деятельность самого учащегося как единственно возможный путь формирования личности;
- свободы выбора («ненасилия»), как права учащегося проводить ежемоментный выбор;
- соответствия содержания организации обучения возрастным особенностям учащихся и индивидуальным особенностям их здоровья;
- приоритета позитивных воздействий;
- приоритета активных методов обучения.
Исходной теоретической основой программы являются положения
- о предоставлении учащимся возможности выбора сферы деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и диапазоном интересов и потребностей;
- об особой роли технического творчества в системе творческого развития личности человека.
Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить формирование предметных знаний и учебных умений в области технического творчества к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого учащегося.
Ведущей педагогической технологией является технология творческой деятель-ности, позволяющая выявлять, учитывать, развивать творческие способности учащихся и пробуждать их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт. В период действия карантина/ограничительного режима обучение осуществляется по технологии дистанционного обучения.
В основу предусмотренного программой образовательного процесса заложена традиционная («знаниевая») модель. Она основывается на субъект – объектном взаимодействии педагога с учащимися и воспроизведении образцов знаний, деятельности, правил и алгоритмов. Эта модель позволяет преимущественно решать задачу расширения и углубления имеющихся у учащихся предметных знаний и учебных умений, позволяющих им перейти к самостоятельному усвоению знаний и умений более высокого ранга по сравнению с освоенными.
Программа рассчитана на детей в возрасте 11 – 15 лет. На её освоение принимаются все желающие в соответствии с принципами добровольности и свободы выбора без предъявления требований к уровню их образования и отборочных процедур. Зачисление учащихся осуществляется в течение учебного периода, отчисление – в связи с окончанием периода освоения программы, либо по мере возникновения предусмотренных законодательством оснований. Численный состав группы – от 12 до 15 человек.
Программа реализуется по безотметочной системе в очной форме обучения. В период действия карантина/ограничительного режима – в дистанционной или очно-дистанционной форме. Она рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 36 учебных часов.
Основной формой организации обучения является учебное занятие. Организационной формой учебных занятий в очной форме обучения являются аудиторные групповые занятия, формой организации познавательной деятельности на учебном занятии – групповая работа с индивидуальным подходом, стимулирующим повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия. В дистанционной форме обучения с учащимися, имеющими выход в интернет, формами организации учебного занятия являются веб-занятия, разработка проекта, участие в конкурсных мероприятиях и т.п. как с синхронным, так и асинхронным взаимодействием учащихся и педагога, с учащимися, не имеющими доступа к сети интернет – индивидуальные задания на бумажном или электронном носителях по согласованной форме связи. В очно-дистанционной форме обучения организационной формой является сочетание очных учебных занятий и веб-занятий, или индивидуальных заданий на бумажном или электронном носителях.
В очной форме обучения учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу продолжительностью 45 минут. В дистанционной форме веб-занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут. Учащиеся, не имеющие доступа к сети интернет, получают индивидуальные задания на бумажном или электронном носителях в установленные педагогом сроки по согласованной форме связи.
- Цель и задачи программы
Целью программы является развитие технических и интеллектуальных способностей учащихся посредством освоения ими теоретических и практических основ технических видов деятельности.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
обучающие: расширить и углубить знания учащихся:
- о материалах, инструментах, правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке компонентов мыловарения;
- об основных видах мыла;
- об основных видах мыльной основы;
- о свойствах базовых и эфирных масел;
- о лекарственных растениях своего родного края;
- о натуральных и искусственных красителях, добавках;
- о полезных свойствах мыла ручной работы.
развивающие: продолжить формирование у учащихся умения:
- пользоваться необходимыми инструментами и оборудованием;
- анализировать содержание рецептов;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
- изготавливать мыло простых и сложных форм из мыльной основы;
- правильно подбирать состав мыла для различных типов кожи;
- использовать приобретенные знания и навыки в практической деятельности и повседневной жизни, в самостоятельной творческой деятельности;
- оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов;
- организовать творческое общение в процессе обучения
воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся:
- ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни;
- общей культуры, целеустремленности, усидчивости, аккуратности в работе.
- Содержание изучаемого курса
- Учебный план
Наименование темы | Количество часов | Формы контроля | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | наблюдение, собеседование | |
2 | Простые формы | 7 | 7 | наблюдение, собеседование | |
3 | Фигурное мыло | 7 | 7 | наблюдение, собеседование | |
4 | Мыло с добавками | 7 | 7 | наблюдение, собеседование | |
5 | Сложные элементы | 7 | 7 | наблюдение, собеседование | |
6 | Мыльные камни | 6 | 6 | наблюдение, собеседование | |
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | выставка работ | |
Итого | 36 | - | 36 | ||
- Содержание учебного плана
Вводное занятие (1 час) Оценка готовности учащихся к освоению программы стартового уровня (определение способности и уровня имеющихся у конкретного учащегося знаний и необходимости индивидуальной работы для успешного ее освоения).
Простые формы (7 часов)
Практика с элементами теории: Изготовление мыла из мыльной основы. Геометрическое мыло. Сердечки. Мыло с блестками. Мыло-цветочки. Мыло с картинками.
Фигурное мыло (7 часов)
Практика с элементами теории: Мыло с украшениями. Многослойное мыло. Тематические изделия (День матери, Новый год).
Мыло с добавками (7 часов)
Практика с элементами теории: Мыло-скраб. Мыло с сухоцветами. Мыло-мочалка. Тематические изделия (23 февраля, 8 марта).
Сложные элементы (7 часов)
Практика с элементами теории: Свирлы. Мыло-«винегрет». Мыло под нарезку. Мыло-кекс. Мыло-шоколадка.
Мыльные камни (6 часов)
Практика с элементами теории: Мыло в виде кристаллов и драгоценных камней: «Изумруд», «Яшма», «Лазурит». Мыло под нарезку «Аметист».
Итоговое занятие (1ч) Выставка изделий на отчётном выступлении перед учащимися и их законными представителями.
- Планируемые результаты
В ходе освоения программы:
- у учащихся расширятся и углубятся знания:
- о материалах, инструментах, правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке компонентов мыловарения;
- об основных видах мыла;
- об основных видах мыльной основы;
- о свойствах базовых и эфирных масел;
- о лекарственных растениях своего родного края;
- о натуральных и искусственных красителях, добавках;
- о полезных свойствах мыла ручной работы.
- у учащихся продолжится формирование умений:
- пользоваться необходимыми инструментами и оборудованием;
- анализировать содержание рецептов;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
- изготавливать мыло простых и сложных форм из мыльной основы;
- правильно подбирать состав мыла для различных типов кожи;
- использовать приобретенные знания и навыки в практической деятельности и повседневной жизни, в самостоятельной творческой деятельности.
- у учащихся продолжится воспитание:
- ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни;
- общей культуры, целеустремленности, усидчивости, аккуратности в работе.
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарный учебный график
№ | Число месяц | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | Вводное занятие | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
Простые формы | ||||||
2. | Виды мыльной основы. Правила подготовки мыльной основы | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
3. | Техника изготовления мыла из мыльной основы | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
4. | Техника изготовления геометрического мыла | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
5. | Техника изготовления мыла-сердечка | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
6. | Техника изготовления мыла с блестками | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
7. | Техника изготовления мыла-цветочка | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
8. | Техника изготовления мыла с картинками | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
Фигурное мыло | ||||||
9. | Техника изготовления мыла с украшениями | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
10. | Изготовление мыла с украшениями по собственному замыслу | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
11. | Техника изготовления многослойного мыла | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
12. | Изготовление многослойного мыла с украшениями по собственному замыслу | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
13. | Изготовление фигурного мыла по собственному замыслу | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
14. | Изготовление мыла по собственному замыслу ко Дню матери | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
15. | Изготовление мыла по собственному замыслу к Новому году | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
Мыло с добавками | ||||||
16. | Добавки. Техника изготовления мыла с добавками | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
17. | Техника изготовления мыла-скраба | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
18. | Техника изготовления мыла с сухоцветами | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
19. | Техника изготовления мыла-мочалки | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
20. | Изготовление мыла с добавками по собственному замыслу | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
21. | Изготовление мыла с добавками по собственному замыслу к 23 февраля | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
22. | Изготовление мыла с добавками по собственному замыслу к 8 марта | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
Сложные элементы | ||||||
23. | Техника изготовления мыла сложных элементов | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
24. | Техника изготовления свирлов | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
25. | Техника изготовления мыла-«винегрета» | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
26. | Техника изготовления мыла-кекса | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
27. | Техника изготовления мыла-торта | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
28. | Техника изготовления мыла-шоколадки | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
29. | Изготовление мыла из сложных элементов по собственному замыслу | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
Мыльные камни | ||||||
30. | Техника изготовления мыльных кристаллов | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
31. | Техника изготовления мыла в виде различных драгоценных камней | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
32. | Заготовка для мыла под нарезку «Аметист» | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
33. | Техника изготовления мыла под нарезку «Аметист» | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
34. | Изготовление мыльных камней по собственному замыслу | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
35. | Изготовление мыльных камней по собственному замыслу | 1 | аудиторная групповая | учебный кабинет | наблюдение | |
36. | Итоговое занятие | 1 | аудиторная групповая | актовый зал | выставка изделий | |
- Условия реализации программы
Для соблюдения условий реализации программы и достижения заявленных ре-
зультатов её освоения необходимы:
материально-техническое обеспечение:
- столы для теоретических и практических занятий;
- мыльная основа;
- красители;
- масла, отдушки;
- доски для нарезки мыльной основы;
- ножи;
- формы для отливки мыла;
- клеенки, стаканчики, деревянные палочки;
- микроволновая печь;
- ноутбук;
- музыкальный проигрыватель для звукового сопровождения занятий (по желанию)
дидактическое обеспечение:
- дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы готовых изделий и др.);
- презентационные и видеоматериалы по тематике программы;
- доступ к фондам районной и поселковой библиотек;
- доступ к информационно-коммуникационным сетям.
кадровое обеспечение:
- педагог дополнительного образования, обладающий уровнем образования и квалификации, предусмотренными кодом А, обозначенным в таблице п.2 (описание трудовых функций) Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Формы аттестации
Аттестация учащихся осуществляется в виде:
- стартовой диагностики, проводимой на вводном занятии в форме беседы. Она позволяет определить способности конкретного учащегося к усвоению программы, выявить уровень имеющихся у него знаний, необходимых для успешного усвоения программы, и при необходимости разработать план организации индивидуальной работы с ним для успешного освоения им программы с учётом его возрастных, психологических и физиологических особенностей.
- текущей оценки, которая представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения учащегося в освоении им программы. Она является формирующей, т.е. поддерживающей и направляющей усилия учащегося, и диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогом и учащимся существующих проблем в обучении. Объектом текущей оценки являются результаты освоения учащимися изученного учебного материала и сформированности учебных умений по нему. В очной форме обучения текущая оценка проводится в процессе каждого учебного занятия в форме собеседования, анализа деятельности, наблюдения и других. В дистанционной форме обучения – по предъявлении учащимися результатов их самостоятельной работы (изделия, проекта, участия и результатов участия в он-лайн конкурсных мероприятиях и т.п.) в установленные педагогом сроки. В очно-дистанционной форме обучения текущая оценка проводится в сочетании оценки результатов освоения учащимися изученного учебного материала и сформированности учебных умений по нему в процессе каждого учебного занятия с оценкой результатов самостоятельной работы в установленные сроки. Текущая оценка позволяет актуализировать у учащихся полученные ранее знания, оценить уровень освоения ими изученного учебного материала и сформированности предметных учебных умений и при необходимости провести корректировку методик проведения учебных занятий и организовать индивидуальную работу с ними для полного освоения ими программного материала.
итоговой оценки, проводимой педагогом в конце учебного года без специально отведённого времени по методике Кленовой Н.В. и Буйловой Л.Н., изложенной ими в работе «Методика определения результатов образовательной деятельности детей» и адаптированной к условиям Центра. Полученные результаты свидетельствуют об успешности/неуспешности освоения данным учащимся программы. При этом неудовлетворительные результаты освоения учащимся программы не влекут по отношению к нему каких-либо ограничительных действий.
- Оценочные материалы
Методика
определения результатов образовательной деятельности учащихся
Данная методика позволяет определить уровень соответствия усвоенного материала и сформированности предметных учебных умений предъявляемым программой требованиям.
Параметрами итоговой оценки результатов реализации программы являются показатели (оцениваемые параметры), критерии к показателям, уровни выраженности у учащегося оцениваемого качества.
Показатели (оцениваемые параметры) фиксируют критерии оценки – те требования, которые предъявляются к учащемуся в процессе освоения им программы. Содержание показателей составляет заложенные в программу ожидаемые результаты, являющиеся неким «стандартом» в выявлении реальных достижений учащихся по итогам учебного года. Совокупность измеряемых показателей разделена на группы: теоретическая подготовка учащегося, практическая подготовка учащегося, творческая активность учащегося, общеучебные умения учащегося.
Критерии содержат совокупность признаков, на основании которых даётся оценка искомых показателей и устанавливается степень соответствия реальных предметных знаний и учебных умений учащегося тем требованиям, которые заданы программой.
Степень выраженности оцениваемого качества включает перечень возможных уровней освоения учащимся программного материала и общеучебных умений — от минимального до максимального с кратким описанием каждого уровня в содержательном аспекте. Выделенные уровни обозначены соответствующими тестовыми баллами.
Для каждого из оцениваемых показателей определён тот способ, с помощью которого педагог определяет соответствие результатов обучения учащегося программным требованиям.
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности у учащегося оцениваемого качества | Количе-ство баллов | Методы диагностик |
I. Теоретическая подготовка: | ||||
1. Теоретические знания (по темам учебного плана программы) | Соответствие теоретических знаний программным требованиям |
| 1 2-5 6-10 | наблюдение |
2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
| 1 2-5 6-10 | наблюдение |
II. Практическая подготовка: | ||||
#1059;чебные умения, предусмотренные программой (по темам учебного плана) | Соответствие учебных умений программным требованиям |
| 1 2-5 6-10 | наблюдение |
#1042;ладение специальным оборудованием и оснащением | Уровень использования специального оборудования и оснащения |
| 1 2-5 6-10 | наблюдение |
#1058;ворческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий |
| 1 2-5 6-10 | наблюдение |
III. Общеучебные умения: | ||||
1. Учебно-интеллектуальные умения: | ||||
Умение использовать дополнительную литературу | Самостоятель-ность в использовании дополнительной литературы |
| 1 2-5 6-10 | наблюдение |
Умение давать доказательные ответы на вопросы тем учебного | Самостоятельность в подготовке доказательных ответов на вопросы тем учебного плана |
| 1 2-5 6–10 | наблюдение |
2. Учебно-коммуникативные умения: | ||||
#1059;мение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога |
| 1 2-5 6–10 | наблюдение |
#1059;мение выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи учащимся подготовленной информации |
| 1 2-5 6–10 | наблюдение |
3. Учебно-организационные умения: | ||||
Умение организовать свое рабочее (учебное) место | Способность самостоятельно готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой |
| 1 2-5 6–10 | наблюдение |
Умение соблюдать в процессе деятельности правила безопасности | Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требованиям |
| 1 2-5 6–10 | наблюдение |
Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе |
| 1 2-5 6-10 | наблюдение |
Документальное оформление результатов на каждого учащегося осуществляется в
Карточке учета результатов образовательной деятельности учащихся:
Список учащихся | Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | |||
Соответствие теоретических знаний программным требованиям | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Соответствие учебных умений программным требованиям | Владение специальным оборудованием и оснащением | Креативность в выполнении практических заданий | |
Список учащихся | Общеучебные умения | ||||||
Самостоятельность в использовании дополнительной литературы | Самостоятельность в подготовке доказательных ответов на вопросы разделов учебного плана | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | Свобода подачи подготовленной информации | Способ- ность самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его за собой | Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требованиям | Аккурат-ность и ответственность в работе | |
Общие результаты освоения программы подводятся по следующим показателям:
Всего учащихся, осваивающих программу –, из них достигли:
- максимальный уровень – 61 – 120 баллов
- средний уровень – 24 – 60 баллов
- минимальный уровень – до 23 баллов включительно.
- Методическое обеспечение программы
Организация деятельности учащихся по реализации программы в первую очередь требует работы по созданию у них мотивации работать. Для её формирования необходимо правильно подбирать сложность и темп работы, так как при слишком сложных заданиях и высоком темпе их выполнения учащиеся отказываются работать, при слишком лёгких и низком темпе – им не интересно. Также необходимо согласовывать активную работу с отдыхом, своевременно переходить от одного к другому виду деятельности. Важную роль в создании мотивации играет поощрение учащихся: если они активны, изобретательны, что-то сделали лучше, то это необходимо отметить, похвалить их. При этом ни в коем случае нельзя сравнивать их успехи.
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности являются:
- перцептивные, (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
- словесные (рассказ, беседа, объяснение, пример, ситуации общения и др.);
- наглядные (демонстрация, показ видеоматериалов, иллюстраций, приёмов исполнения, наблюдение и т.д.);
- практические (выполнение заданий);
- гностические (репродуктивные);
- самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с инструментами и материалами для рисования и пр.);
Методами стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности являются методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание воспитывающих ситуаций и др.) и методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение и порицание).
Средствами реализации программы являются различные виды деятельности, вещи и предметы, произведения и явления духовной и материальной культуры, природа, конкретные мероприятия и формы работы.
Инструментами успешной реализации программы являются средовое простран-
ство (комфортная среда, обеспечивающая потребности в безопасности и развитии, педагогически целесообразная и эмоционально привлекательная занятость свободного времени), содержание учебного плана программы, учебные пособия и другие источники информации и научного знания.
Формами учебного занятия, в течение которого у учащихся формируются предметные знания и учебные умения, предусмотренные программой, в очной форме обучения являются беседа, практическое занятие, мастер-класс, просмотр с последующим обсуждением виртуальных экспозиций выставок, выставка, конкурс и другие. Формами веб-занятия являются учебные занятия, просмотр с последующим обсуждением виртуальных экспозиций выставок, мастер-классы, развивающие занятия, тематические часы и другие, как с синхронным, так и асинхронным взаимодействием учащихся и педагога, а также в системе он-лайн разработка проекта, участие в конкурсных мероприятиях и т.п. Формами индивидуальных заданий являются выполнение творческой работы, подготовка проекта, отзыв о виртуальных посещениях экспозиций выставок и другие. В очно-дистанционной форме обучения сочетаются формы учебного занятия, предусмотренные очной и дистанционной формами обучения.
Для повышения эффективности учебного занятия, особенно с учётом возрастных особенностей учащихся, педагог должен создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и активности учащихся, целесообразно расходовать время занятия, применять разнообразные педагогические средства обучения, осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие с учащимися, чётко продумывать практическую значимость полученных предметных знаний и учебных умений.
Учебное занятие должно представлять собой последовательность организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного этапов.
Так как положительную роль в активизации творческих устремлений учащихся играют подготовка и участие в конкурсах, необходимо всячески поощрять их активность и желание в них участвовать.
- Литература
для педагога и учащихся:
- Браунинг М. 300 мыл ручной работы [Электронный ресурс] / текстовые данные (18 Мб). – М.: Алькор Паблишерс, 2012.
- Гэмблин Л. Мыло ручной работы [Электронный ресурс] / текстовые данные (11 Мб). – М.: Аст-пресс, 2013.
- Зайцева А. Красивое мыло своими руками [Электронный ресурс] / текстовые данные (12 Мб). – М.: Эксмо, 2008г.
- Заричная А. Каменное мыло [Электронный ресурс] / текстовые данные (20 Мб). – М.: Алькор Паблишерс, 2013.
- Корнилова В.В. Декоративное мыло: энциклопедия [Электронный ресурс] / текстовые данные (47,4 Мб). – М.: Аст-пресс, 2010.
- Корнилова В. В. Подарочное мыло [Электронный ресурс] / текстовые данные (35 Мб). – М.: Аст-пресс, 2013.
- Лесовская С. Мыло ручной работы [Электронный ресурс] / текстовые данные (15,35 Мб) – М.: Эксмо, 2012
- Максименко В. Домашнее мыловарение [Электронный ресурс] / текстовые данные (7,35 Мб). – www. , 2011.
- Шилкова Е. Мыло своими руками [Электронный ресурс] / текстовые данные (11,4 Мб). – М.: Рипол классик, 2011.
