«Применение технологии развития экоцентрического экологического сознания на занятиях декоративно-прикладным творчеством с дошкольниками»

Корнилова Елена Юрьевна

Конспект занятия

В рамках мастер-класса «Применение технологии развития экоцентрического экологического сознания на занятиях декоративно-прикладным творчеством с дошкольниками»

 

Тема: «Эти загадочные иголки»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Применение технологии развития экоцентрического экологического сознания на занятиях декоративно-прикладным творчеством с дошкольниками» Корнилова Елена Юрьевна, педагог высшей квалификационной категории Департамент образования администрации города Дзержинска Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования «Эколого-биологический центр» Дзержинск, 2019

Слайд 2

Общение обогащает эмоциональную сферу. Поэтому, очень важно развитие эмоций. Часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения.

Слайд 3

Задача взрослого удовлетворить интерес ребенка, познакомив с миром природы и раскрыв его тайны и загадки, объяснив при этом ребенку последствия его поступков. Показать, что по отношению к миру животных и растений он занимает позицию более сильной стороны, и поэтому должен этот мир беречь и заботиться о нем.

Слайд 4

Организация творческой деятельности детей с природным материалом предоставляет огромные возможности для формирования у воспитанников: экологической культуры, целостных представлений о природе, как живом организме и создания условий для развития личности ребенка.

Слайд 5

Использование методов критического мышления, особенности природы в литературных произведениях

Слайд 6

Природный материал — это то, что мы находим в природе, окружающей нас: мох, кора, листья, цветы, орехи, шишки, каштаны, грибы, соломка, желуди, тополиный пух и многое другое.

Слайд 7

https://masterclassy.ru/podelki/prirodnye-podelki http://vashesamodelkino.ru http://www.maam.ru http://planetadetstva.net http://stranamasterov.ru/

Слайд 8

занятие «Эти загадочные иголки»

Слайд 9

Необычные привычки поведения животных

Слайд 11

Особенности внешнего вида животных

Слайд 12

« Не хочу носить колючки »

Слайд 13

Крылышко у клена с одной стороны тонкое, а с другой — с уплотнением. Такое строение позволяет ему крутиться в воздухе, как пропеллер. Эта разновидность семян называется крылатка.

Слайд 15

Вам для работы понадобится: клей, карандаш, картон, шаблон ежа, заготовки из цветной бумаги, семена клёна.

Слайд 16

После выполнения работы каждый ребенок отвечает на вопросы: Какое у него настроение у ежа? Есть ли у ежа друзья?

Слайд 17

«Цветок настроения» Оранжевый - материалы занятия интересны. Буду использовать в работе Желтый – понравились отдельные элементы занятия Фиолетовый – материалы занятия показались не интересными

Слайд 18

«Творческих успехов!»



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

В рамках мастер-класса ««Применение технологии развития экоцентрического экологического сознания на занятиях декоративно-прикладным творчеством с дошкольниками»

Тема: «Эти загадочные иголки»

Цель: 

Развитие эмоционально-личностного отношения к природе у детей дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с особенностями внешнего вида и привычек некоторых животных;

учить детей работать с шаблоном;

научить детей самостоятельно выполнять поделку из семян ясеня и клёна.

Развивающие:

развивать мелкую моторику кистей рук при наклеивании семян;

развивать творческие способности и фантазию;

развивать интерес к изучению природы.      

Воспитательные:

воспитывать чувство прекрасного, экологическую культуру;

воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, трудолюбие и терпение;

воспитывать бережное и внимательное отношение к природе.

Материалы и оборудование:

- для обучающихся: клей ПВА, карандаш, картон, шаблон ежа, заготовки из цветной бумаги, семена клена;

- для педагога: мультимедийная установка для показа слайдов презентации, аудио-сказка «Не хочу носить иголки», видеоролик «Почему страусы закапывают голову в песок», плакат для рефлексии «Ромашка настроения».

Методы, используемые на занятии: репродуктивный, критического мышления словесный (объяснение), метод практической работ.

Ход занятия

Ребята вы замечали что, общаясь с удивительным миром природы, мы по-разному относимся к тем или иным животным. Одних мы считаем симпатичными, других неприятными. Привычки одних нам кажутся необычными и странными, а других интересными и нужными.

Вот, например, посмотрите на слайд (бегемоты, страус, цапля). Почему страус прячет голову в песок? Почему свиньи бегемотики купаются в грязи? Почему цапля стоит на одной ноге? (ответы детей).

Страус: (Ролик про страуса) А дело в том, что эти птицы часто наклоняют свою голову к земле, чтобы хорошенько прислушаться, не грозит ли им какая-нибудь опасность. Более того, страусы обожают кататься по раскаленному песку, опуская на него свою голову. Так они избавляются от различных паразитов, обитающих в их перьях и на коже.
Цапля: Цапля питается головастиками, небольшими лягушками, рыбой и всевозможными мальками. Проплывая мимо ноги птицы, добыча не способна отличить ее от стволов некоторых растений, например, от камыша. Жертва ничего не подозревает, и спокойно плавают рядом. Это своеобразная маскировка позволяет птице без особых проблем добывать себе корм. Вот почему цапля стоит на одной ноге в воде. А ещё пока одна лапка находится в воде, вторая – обсыхает и согревается.

Бегемоты: Бегемоты или носороги, подобно свиньям, любят поваляться в иле или грязи: для них грязь - нечто вроде воды для человека. Купание в грязи или воде, а затем обсыхание и охлаждение на воздухе - жизненно необходимая функция, Когда свиньи, носороги, бегемоты купаются в грязи – они охлаждают своё тело. Если животное будет пренебрегать данной процедурой, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем.

А теперь давайте посмотрим  на некоторые особенности внешнего вида животных, которые не всегда нам могут быть понятны (крот, муравьед, еж).

Крот: Все привыкли считать, что кроты слепые, потому что глаз у него действительно не видно. На самом же деле кроты вовсе не являются слепыми, глаза у них есть, и они ими успешно пользуются.

Однако действительно, зрение у кротов очень слабое. Они могут:

Различать основные цвета; различать свет и тьму; видеть движение; видеть крупные выделяющиеся объекты (например, большую кучу земли на фоне зеленой травы).

В то же время, отличить, например, затаившегося хищника (к примеру, хорька) от камня крот не способен.

Муравьед: С помощью своего длинного носа-хобота и языка они питаются муравьями очень интересным образом. Всовывают свой "хобот" прямо в муравейник или под кору дерева, где обитают муравьи и втягивают их по принципу пылесоса.

Паук: Пауки приносят у очень большую пользу, за сутки один паук может поймать в свою паутину до 400 вредных насекомых, поэтому не нужно избавляться от паутин, если они находятся на деревьях, заборах и т.д.

Роль пауков очень высока повсеместно: в садах, огородах, на полях и виноградниках, где они поедают вредных насекомых.

У меня есть ещё одно животное, которое тоже не совсем довольно своим внешним видом. И сейчас мы узнаем почему (звучит аудио-сказка про ежа( «Не хочу носить колючки»)). Есть два варианта обсуждения. Первый - можно приостановить  сказку на 2 мин. 20 сек.и предложить ребятам  продолжить её; второй ответить на вопросы (Так для чего же нужны ежику колючки? С помощью, каких ещё внешних особенностей защищаются другие животные?.

Можно также вспомнить и другие сказки, героем, которых является еж

Ёжик встречается в следующих сказках: "Палочка - выручалочка", "Хвосты", "Лиса и виноград", "Ёжик в тумане", "Яблоко", «Еж и заяц», «О ежике и медвежонке».

А какие природные материалы напоминают нам колючки ежа? (шишки, хвоинки, репей)

Сегодня я хочу предложить вам сделать аппликацию ежа, где материалом для колючек будут семена клена. Давайте рассмотрим наши семена. Посмотрите на семечко (педагог подбрасывает семечко и он кружится, опускаясь на пол). На что оно похоже? Такая разновидность семян называется крылатки. Крылышко у клена с одной стороны тонкое, а с другой —  с уплотнением. Такое строение позволяет ему крутиться в воздухе, как пропеллер.

Комментарий педагога: Клен и ясень – привычные не только для сельского, но и городского жителя деревья. А их семена, которых бывает в изобилии каждый год, являются отличным материалом для детских поделок. При необходимости раздобыть семена-крылатки можно даже зимой. Их достаточно высушить и использовать на занятиях с детьми разного возраста.

Для малышей лучше выбирать несложные сюжеты. Например, попробуйте сделать стрекоз, летающих над яркими цветами.

Прежде чем приступать к работе, проговорите, что будет изображено на картине. Таким образом, ребенок узнает замысел поделки, и на основе полученных представлений ему легче и интереснее будет выполнять работу.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

Изготовление поделки.
Приступаем к работе. Вам для работы понадобится: клей, карандаш, картон, шаблон ежа, заготовки из цветной бумаги, семена клена.

Берем лист картона, обводим шаблон, отделяем карандашом мордочку и начинаем клеить семена клена. После приклеиваем на спинку ежа яблоко, а на мордочку глаз и нос.

Наши работы готовы, давайте устроим выставку.

Вывод: в природе всё очень грамотно  устроено и для чего-то нужно.  

Уборка рабочих мест.

После выполнения работы каждый ребенок отвечает на вопросы: Какое у него настроение у ежа; Есть ли у ежа друзья?

Список литературы:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Игрушки и подарки из природного материала. – М.: Дом, XXI век, 2008
  2. Кряжева Н.П. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996
  3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2005.
  4. Бочарова Н.Б. Учимся конструировать. Конструирование из бумаги, разного бросового и природного материалов: Практические советы педагога. – М.: Школьная пресса, 2009
  5. Гаврильченко Т.В. Поделки из природных материалов. – М.: ООО ТД «Издательство мир книги», 2010
  6. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мы: Асар, 1996
  7. Проснякова Т.Н. Бабочки. Энциклопедия технологий прикладного творчества. — Издательство «Учебная литература», 2004
  8. Подарки из природных материалов. – Смоленск: Русич, 2001