Развитие экологического сознания подростков через занятия фитодизайном.

Курышева Ирина Евгеньевна

Экологическое сознание  - это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней. Кроме того, экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obob._opyta.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

 «Центр внешкольной работы»

Судогодского района Владимирской области

«Развитие экологического сознания подростков

через занятия фитодизайном»

обобщение педагогического опыта

педагога дополнительного образования

МОУ ДОД ЦВР Судогодского района Владимирской области

Курышевой Ирины Евгеньевны

2011 – 2014 гг.

Содержание

         

  1. Условия возникновения и становления опыта …………………………  3
  2. Актуальность и перспективность опыта………………………………… 5
  3. Ведущая педагогическая идея……………………………………………  7
  4. Теоретическая база опыта……………………………………………….   8
  5. Новизна опыта…………………………………………………………… 11
  6. Технология опыта…………………………………………………………11
  7. Результативность …………………………………………………………19
  8. Адресная направленность ……………………………………………… 21

     Используемая литература ……………………………………………… 21

Приложения

  1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА

    В «Государственной стратегии развития России» важнейшими целями реструктуризации образовательной системы признаются: приобретение знаний; развитие аналитических способностей и критического мышления; развитие самоанализа и осознание собственных возможностей; постоянное пробуждение творческих способностей, инициативы; развитие чувства ответственности за свои действия; формирование глобального видения мира; формирование способности оперативно и эффективно решать возникающие проблемы. Таким образом, одной из актуальных задач современной школы является экологизация сознания учащихся.

Экологическое сознание  - это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней. Кроме того, экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле.

  Считаю, что основная задача формирования экологического сознания - это выработать у человека творческие принципы мышления, которые позволяли бы ему самому ставить цели, отражающие реальное взаимоотношение человека и природы в динамике их развития, и реализовывать эти цели, используя весь объем имеющихся знаний и богатство своего духовного мира. Если сказать более лаконично, то главная задача в том, чтобы природоохранное поведение, базирующееся на экологическом сознании, стало стилем жизни.

   Экологическое сознание характеризуется следующими особенностями:

1.      Одинаковую ценность представляют все живые существа (в том числе и человек) и экосистемы.

2.      Целью взаимодействия с природой является удовлетворение, как минимальных потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества.

3.      Правильно и разрешено то, что полезно и природе, и человеку и не нарушает   экологическое равновесие.

4.      Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей между собой, так и на их взаимодействие с миром природы.

5.      Дальнейшее развитие природы и человека видится как процесс коэволюции (мирного, равноправного развития).

6.      Природа охраняется человеком в первую очередь ради неё самой.

Методические основы формирования экологической культуры школьников разработана в трудах академика Н.Н. Моисеева. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в формировании экологического сознания начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

Психологи (А.Н. Леонтьев) отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, деловую готовность возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); интеллектуальную готовность определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры. Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания-отношения-поведения».

При этом более актуальными для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.

Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др.

Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия формирования экологического сознания.

Характеристику средств, форм и методов экологического воспитания находим в работах А.Н. Захлебного, Н.А. Городецкой, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова.

Психолого-педагогическое обоснование нашей проблемы отражено в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.П. Сидельковского, П.М. Якобсона и других.

О значении краеведческого материала в воспитательной работе писали в своих трудах Т.А. Бабакова, Л.П. Салеева и другие.

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

        Однако, несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем формирования экологического сознания учащихся начальных классов, использование возможностей кружковой работы являются недостаточно разработанной.

ЦЕЛЬ нашего исследования :разработать программу работы экологического кружка для младших школьников, которая способствовала бы формированию экологического сознания младших школьников, и выяснить педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников в ходе работы этого кружка.

Нами была выдвинута ГИПОТЕЗА: систематическая работа с младшими школьниками по формированию экологического сознания в рамках кружка «Юннат» способствует:

-формированию экологической и общей культуры учащихся начальных классов;

-повышению уровня знаний младших школьников;

-углублению мотивации и активизации деятельности учащихся в природе.

Нами были определены следующие ЗАДАЧИ исследования:

1.Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме.

2.Провести педагогический эксперимент.

3.Разработать программу работы кружка «Юннат» для младших школьников.

4.Разработать пакет методического обеспечения для реализации плана работы кружка.

В ходе работы были использованы следующие МЕТОДЫ:

-- анализ научной, методической и популярной литературы;

-- обобщение и анализ опыта работы учителей;

-- анкетирование;

-- статистическая обработка данных.

Исследование проводилось в Петровской средней школе Славянского района.

  1. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Считаю, что формирование экологического сознания школьников более всего возможно через обучение на уроках биологии и внеурочную деятельность.

Формирование экологического сознания на уроках биологии.

Главную роль в формировании экологического сознания играют естественнонаучные дисциплины: биология, физика, география.

Я считаю, что экологически ориентированные уроки биологии более всего способствуют формированию экологического сознания. Такая возможность есть практически на каждом уроке и ее необходимо использовать.

        Требования к экологически ориентированному уроку.

Экологически ориентированный урок должен отвечать следующему ряду требований: экологические аспекты должны пронизывать все педагогические цели, стоящие перед системой уроков:

         выступать как элемент содержания усваиваемых экологических знаний (образовательная цель);

         как совокупность умений, образующих готовность учащихся использовать приобретаемые знания для решения экологических задач (развивающая цель);

         как совокупность убеждений и потребностей, побуждающих учащихся к природоохранной активности (воспитательная цель);

Экологически ориентированные уроки должны строиться с учетом следующих принципов:

         комплементарности, те есть, каждый последующий урок должен дополнять предыдущий и обеспечивать прирост убежденности, самостоятельности, инициативы в природоохранном поведении;

         междисциплинарности;

         непрерывности;

         сочетания глобального и краеведческого подходов;

         сочетания восприятия среды с практикой ее охраны.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Формирование экологического сознания проходит длительный путь, который можно разделить на ступени или уровни экологического сознания:

1-й уровень - уровень эмпирических представлений, сформированных путем опыта и житейски усвоенных природоохранных умений;

2-й уровень - это когда человек владеет комплексом знаний и практических природоохранных умений, то есть, стройной системой научно - экологических взглядов, нравственного отношения к природе и соответствующим поведением;

3-й уровень - это высшее достижение экологического сознания, когда экологическое самосознание превращается в мировоззрение личности и определяет не только природоохранную деятельность, а и всякую трудовую деятельность.

  1. НОВИЗНА ОПЫТА

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Таким образом, считаю, что, меняя содержание уроков в сторону экологизации, расширяя информацию краеведческого, природоохранного направления, вопросов экологии человека, сохранения здоровья, я способствую формированию экологического сознания моих учеников.

Однако практика показывает, что только знания не могут стать основой устойчивого развития общества. Необходимо научить детей чувствовать красоту природы и боль при виде её гибели. Знания, которые не прошли через эмоции, чувства, не перейдут в навыки, не станут нормой поведения, частью мировоззрения, сознанием. Поэтому я стараюсь использовать, учитывая возрастные особенности школьников, разнообразные формы, методы, приемы, средства в своей работе, которые, воздействуя на эмоциональную и чувственную сферы личности, способствуют формированию экологического сознания. Это такие разновидности уроков, как:

               урок-дискуссия, который активно воздействует на взгляды и отношение школьников к обсуждаемым проблемам, на котором учащиеся показывают свою эрудицию, где проводится глобальное обобщение экологической информации, например, урок-дискуссия «Спасет человеческий разум планету или погубит её?», перед которым учащиеся осмысливали эти вопросы в домашнем сочинении на эту же тему; 

               урок-лекция, который использую преимущественно в старших классах, например по теме «Абиотические факторы среды», «Биосфера - глобальная экологическая экосистема, её границы, структура и функции», где стараюсь подобрать яркий материал, заставляющий школьников удивиться и задуматься;

               урок-семинар, который включает в себя результаты поисковой деятельности учащихся, дискуссии, защиту своих взглядов, так в 8 классе при изучении темы «Дыхание» я провожу урок-семинар  «Дыхание и современный город». При подготовке к семинару, даю исследовательские задания малым группам: одни - изучают грузопоток машин на автомагистрали микрорайона школы, другая группа рассматривает влияние современных бытовых средств на дыхательную систему человека, третья – изучает растения, летучие выделения которых обладают абиотической активностью, четвертая группа проводит социологический опрос на тему «Курение - большое ли это зло?». А все вместе, на семинаре после обсуждения составляют рекомендации по профилактике заболеваний дыхательной системы и принимают решение посадить в посёлке деревья для улучшения его атмосферы, выпустить газету «Курить - это не современно!»;

  урок-конференция, на котором школьники показывают результат своей работы с дополнительной литературой, с Интернет по актуальным вопросам;

               урок-экскурсия, например, в природное сообщество всегда оставляет неизгладимый след в душе ребенка, проходит через эмоции, чувства;

               исследовательский урок, на котором учащиеся, после экскурсий, а так же занимающиеся в научном обществе, обобщают результаты своих исследований. Это ведет к пропаганде не только знаний, а  и исследовательской работы;

               интегрированный урок, очень подходит для экологически направленных уроков, так как каждая дисциплина дополняет материал, рассматриваемой проблемы. Примером такого урока может служить урок в 11 классе на тему «Научно - техническая революция и ответственность человека за охрану окружающей среды», в котором школьники объединяют знания биологии, физики, химии, географии;

               проблемный урок, на котором выдвигается возникшая проблема, например, в 8 классе в теме «Пищеварительная система» на уроке «Гигиена пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их профилактика», заслушивается жалоба школьника на проблемы со здоровьем: перечисляются симптомы, ученик рассказывает о своем рационе и режиме питания. Ставится проблема: «В чем причины нарушения здоровья школьника?». Дети, работая по группам, выдвигают различные гипотезы, одна из которых - использование пищи, содержащей большое количество консервантов, стабилизаторов и других добавок. Каждая группа разрабатывает свою гипотезу, составляет рекомендации «Здорового питания».

Психологические особенности.

Исследование проводилось как в учебное, так и во вне учебное время: беседы, анкетирование, тестирование, срезовые и контрольные работы по предметам естественного цикла и интегративным предметам, которые проводились и оценивались по трём уровням знаний: репродуктивный, аналитико – синтетический и продуктивный.

В эксперименте приняли участие – 280 школьников подросткового возраста из общеобразовательной школы № 39 г. Астрахани, в том числе: подростки 10 – 11 лет – 74 человека; 12 – 13 лет – 88 человека; 14 – 15 лет – 118 человек.

Методиками для исследования экологического сознания явились: диагностическая методика «Натурафил» С. Д.Дерябо и В. А.Ясвина, методика «Альтернатива» для определения ведущей мотивации при взаимодействии с природными объектами и явлениями, тестирование по отдельным учебным интегративным, и естественнонаучным предметам, анкетирование (анкета прилагается в приложении, редакция автора). Для обработки результатов нами применялись математические методы: χ² – критерий, критерий Стьюдента, критерий Фишера.

Следующим этапом исследования было определение уровня экологического сознания подростков разных возрастных групп через изучение субъективного отношения к природе. Главный упор был сделан на диагностическую методику «Натурафил» С. Д.Дерябо и В. А.Ясвина, который предназначен для диагностики уровня интенсивности субъективного отношения к природе.

Опросник включает 4 основные шкалы, соответствующие четырём выделяемым компонентам интенсивности: перцептивно – аффективную, когнитивную, практическую и поступочную (в нашей редакции – поведенческую): а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции, которая состоит из 10 дихотомических пунктов, диагностирующих отношение к трём условным классам природных объектов: животные, растения и природные комплексы в целом.

  1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

На этом основании мы утверждаем: данная модель обучения выступает психологическим условием развития экологического сознания школьников подросткового возраста.

В результате проведённого экспериментального обучения на основе интегративно – гуманитарной модели мы делаем следующие выводы:

1. Экологическое сознание является личностным интегральным психическим образованием, включающим в себя эмоционально – чувственную, познавательную и волевую сферы. В структуре экологического сознания выделяются: экологические знания, экологический аффект, экологическое мышление, экологическая память, внимание, воля. Функционально экологическое сознание представляет: а) сбор информации об окружающем мире; б) переработку данной информации и выработку программы поведения; в) контроль исполнения данной программы поведения. Проявляется экологическое сознание в деятельности, поведении человека и его субъективном отношении к объектам природы.

2. Психологические особенности развития экологического сознания подростков в условиях интегративно – гуманитарной модели обучения неоднородны и имеют показатели разноуровневости и разную степень обобщённости и конкретизации, что связано с психическими трансформациями личности в онтогенетическом плане.

3. Апробирована интегративно – гуманитарная модель обучения и доказано, что данная модель выступает психолого – педагогическим условием развития экологического сознания подростков.

4. Создана и описана психолого – педагогическая технология развития экологического сознания подростков

Результаты моей работы по формированию экологического сознания школьников.

 

1. Тестирование, срезовые контрольные работы по экологическим темам показывают 100% успеваемость и 82-84% качество знаний.

 

2. Подготовлено около 10 экологических проектов по темам мониторинга окружающей среды, экологии человека, влиянию экологических факторов на биологические объекты и др. за последние четыре года.

  1. АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

     ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА