Программа по лепке из пластилина для детей 7-8 лет

Королёва Александра Викторовна

Лепка играет большую роль в развитие и творческом самовыражении ребенка. Занятия лепкой развивают мелкую моторику, память, речь, внимание, наблюдательность и координацию движений детей. Занятия способствуют творческой реализации и релаксации детей после учебы в основной школе. В ходе учебного процесса дети познают различные свойства материала, особенности работы с ним, а также цвет и форму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lepka_2018g.docx46.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности «Пластилиновая ворона» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.Степанова.

Вид программы: модифицированная.

Направление - общекультурное, художественно-эстетическое.

Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребѐнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

 Пластилин (итал. plastilina, от др.-греч. πλαστός — лепной) — материал для лепки.

Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, животных жиров и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, небольших моделей, произведений малых форм.

Пластилин как таковой представляет из себя кладовую для фантазии и игры воображения.

Соединив его с ловкими руками, можно оживить всѐ, что захочешь. И в большей мере удовлетворяет любознательность в новизне и в творческом искании. Можно дать вторую жизнь поделке из этого материала. Недаром одним из жанров анимационного фильма является пластилиновая анимация, которая создается при помощи фигур, вылепленных из пластилина.

Пластилин используется детьми в качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальцев, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. К тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.

Программа рассчитана на 1 год занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Количество часов за 1 год составляет– 33часа.

Цель программы:

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения

элементарными приемами лепки из пластилина.

Задачи программы:

Обучающие:

Знакомить детей с основными видами лепки;

Формировать умения следовать устным инструкциям;

Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;

Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать конструктивное мышление и сообразительность;

Формировать эстетический и художественный вкус.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям

пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитательные:

Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные

способности детей.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности,

умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее

место.

Объем и срок реализации программы: 1 год (33 часа)

Базовый уровень.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

Дети 7лет .

Наполняемость групп:

В группе не менее 10 человек.

Режим занятий: 1 год обучения: 1 раз по 1 часу (33 ч.)

Адресат программы:

В объединение принимаются как мальчики, так и девочки 7 лет, демонстрирующие интерес к данному виду деятельности.

Условия формирования групп:

В группы принимаются учащиеся преимущественно одного возраста. Отсутствие у ребенка природных способностей к избранному им виду деятельности не является основанием для отказа в приеме в объединение.

Форма проведения занятий:

Занятия теоретические и практические.

Приѐмы и методы организации занятий кружка.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд,  учение, общение, творчество.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

*Учитель для ученика, а не ученик для учителя.

*Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

*Нет предела совершенствованию.

*Учет психофизических особенностей детей.

*Создание атмосферы успеха.

Формы организации учебной деятельности:

*индивидуальная

*групповая

*выставка

*экскурсия

*творческий конкурс.

Основной вид занятий – практический.

Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных,так и групповых работ.

Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребѐнку, с учѐтом его возможностей.

Планируемые результаты

Освоение детьми программы «Веселый пластилин» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с

мультикультурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических, творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств:

трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки

и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного

искусства, художественного конструирования в собственной художественно -творческой;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность

реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно –прикладного искусства;

Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно –творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.


Учебный план

Разделы и темы занятий

Количество часов

теория

Прак

тика

всего

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

0,5

0,5

    1

2

Осеннее дерево

0,5

1,5

2

3

Блюдо с фруктами

0,5

1,5

2

4

Аквариум

1

2

3

5

Снеговик

0,5

0,5

1

6

Елочка

0,5

1,5

2

7

Волшебная птица

1

2

3

8

Теремок

1

2

3

9

Лиса и колобок

1

2

     3

10

Под грибом

1

2

3

11

Цветы для мамы

1

2

3

12

В цирке

1

2

3

13

Стрекоза и муравей

1

2

3

14

Итоговое занятие

1

1

Итого

33

Содержание программы

1. Вводное занятие

Теория:

Лепка как способ познания мира и отображение его. Различные способы и виды лепки.

Инструктаж по охране труда на рабочем месте.

Практика:

Навыки безопасной работы.

    2. Осеннее дерево

Теория:

Различные деревья, их особенности .

Практика:

        Лепка осеннего дерева с листьями.

   3.Блюдо с фруктами

      Теория:

      Понятие «декоративное». Разные виды посуды, ее назначение.

      Различные фрукты. Их форма, характерные особенности.

Практика:

     Лепка блюда с декоративными элементами. Лепка фруктов.

   4.Аквариум.

Теория:

Различные виды морских обитателей. Особенности подводного мира.

 Практика:

     Лепка рыб, осьминога, водорослей. Создание композиции.

 5.Снеговик.                                                                                                                        Теория: Смешивание пластилина различных цветов. Лепка из единого куска.

Практика: Лепка снеговика из единого куска пластилина. Обогащение его мелкими деталями.      

6.Елочка

Теория: Простая геометрическая фигура- конус, как основа для изготовления   ёлочки. Характерные детали для придания образа.

Практика: Лепка елочки на основе конуса. Изготовление украшений. Создание композиции.                                                                                                                                                                                                      

7.Волшебная птица.

Теория:

Знакомство с народным эпосом.

Практика:

Создание барельефа сказочной птицы средствами пластилина.

8.Теремок.

Теория: Русские народные сказки. Особенности русского зодчества.

Практика: Лепка теремка на основе геометрических форм. Придание образа.

9.Лиса и колобок.

Теория: Русские народные сказки. Повадки и характер лисицы. Народный костюм.

Практика: Лепка лисы и колобка, создание единой композиции.

10. Под грибом.

Теория: Различные виды грибов. Их формы, отличия.

Практика: Лепка гриба из единого куска пластилина.

11.Цветы для мамы.

Теория: Цветы, виды цветов, их формы. Особенности роста.

Практика: Лепка цветов.

12. В цирке.

Теория: Особенности циркового представления. Клоуны.

Практика: Создание характерного образа средствами пластилина.

13. Стрекоза и муравей.

Теория: Басни Крылова.

Практика: Лепка насекомых на основе мелких деталей. Создание композиции.

Календарно - тематический план

№п\п

Тема занятия

Основные элементы содержания

Количество часов

Форма проведения

Планируемые результаты

Планируемые сроки\дата проведения

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Беседа по технике безопасности

1

Лекция.

беседа

Научить детей правильно обращаться с различными материалами и инструментами.

07.09

2

Осеннее дерево

Различные деревья, их особенности .

1

Лекция.

беседа

Практическая работа.

 Научить смешивать пластилин. Лепить «колбаски».

14.09

3

Осеннее дерево

Лепка осеннего дерева с листьями.

1

Лекция.

Беседа,

Практическая работа.

Научить лепить отдельные шарики, нажатием превращая их в «листок».

21.09

 4

Блюдо с фруктами

Разные виды посуды, ее назначение.

1

Лекция.

Беседа,

Практическая работа

Научить лепить блюдо из единого куска.

28.09

5

Блюдо с фруктами

Понятие «орнамент».

Виды орнамента.

1

Лекция.

Беседа

Научить лепить различные фрукты.

05.10

6

Аквариум.

Различные виды морских обитателей.

1

Беседа,

Практическая работа

Научить смешивать пластилин.

12.10

7

Аквариум.

Различные виды морских обитателей.

1

Беседа,

Практическая работа

Научить создавать объем, с помощью скручивания.

19.10

8

Аквариум.

Особенности подводного мира.

1

Беседа,

Практическая работа

Научить создавать композицию.

26.10

9

Снеговик.

Смешивание пластилина различных цветов. Лепка из единого куска.

1

Беседа,

Практическая работа

Научить смешиванию.        

10

Елочка.

 Простая геометрическая фигура- конус, как основа для изготовления   ёлочки.

1

Лекция.

Беседа

Познакомить с геом.фиг.-конус.

11

Елочка.

Характерные детали для придания образа.

1

Беседа,

Практическая работа

Научить лепить мелкие детали.

12

Волшебная птица.

Знакомство с народным эпосом.

1

Беседа,

Практическая работа

Научить создавать композицию при помощи различных форм и деталей.

13

Волшебная птица.

Знакомство с народным эпосом.

1

Беседа,

Практическая работа

Научить создавать композицию при помощи различных форм и деталей.

14

Волшебная птица.

Создание барельефа сказочной птицы средствами пластилина.

1

Беседа,

Практическая работа

Научить создавать композицию при помощи различных форм и деталей.

15

Теремок.

Русские народные сказки. Особенности русского зодчества.

1

Беседа,

Практическая работа

Познакомить с русским зодчеством. Научить выполнять различные элементы декора из пластилина.

16

Теремок.

Русские народные сказки. Особенности русского зодчества.

1

Беседа,

Практическая работа

Познакомить с русским зодчеством. Научить выполнять различные элементы декора из пластилина.

17

Теремок.

Лепка теремка на основе геометрических форм. Придание образа.

1

Беседа,

Практическая работа

Познакомить с русским зодчеством. Научить выполнять различные элементы декора из пластилина.

18

Лиса и колобок.

Русские народные сказки.

1

Беседа,

Практическая работа

Научить с помощью крупных и мелких форм создавать выразительный образ.

19

Лиса и колобок.

Повадки и характер лисицы.

1

Беседа,

Практическая работа

Научить с помощью крупных и мелких форм создавать выразительный образ.

20

Лиса и колобок.

Народный костюм.

1

Беседа,

Практическая работа

Научить с помощью крупных и мелких форм создавать выразительный образ.

21

Под грибом.

Различные виды грибов. Их формы, отличия.

1

Беседа,

Практическая работа

Научить выделять характерные особенности в создании образа.

22

Под грибом.

Различные виды грибов. Их формы,  отличия.

1

Беседа,

Практическая работа

Научить выделять характерные особенности в создании образа.

23

Под грибом.

Различные виды грибов. Их формы, отличия.

1

Беседа,

Практическая работа

Научить выделять характерные особенности  в создании образа.

24

Цветы для мамы.

Цветы, виды цветов, их формы.

1

Беседа,

Практическая работа

Научить создавать нужную форму при помощи различных приемов работы с пластилином.

25

Цветы для мамы.

Цветы, виды цветов, их формы.

1

Беседа,

Практическая работа

Научить создавать нужную форму при помощи различных приемов работы с пластилином.

26

Цветы для мамы.

Цветы, виды цветов, их формы. Особенности роста.

1

Беседа,

Практическая работа

Научить создавать нужную форму при помощи различных приемов работы с пластилином.

27

В цирке.

Особенности циркового представления.

1

Беседа,

Практическая работа

Научить создавать выразительный образ с помощью разных приемов работы с пластилином.

28

В цирке

Особенности циркового представления.

1

Беседа,

Практическая работа

Научить создавать выразительный образ с помощью разных приемов работы с пластилином

29

В цирке

Особенности циркового представления. Клоуны.

1

Беседа,

Практическая работа

Научить создавать выразительный образ с помощью разных приемов работы с пластилином

30

Стрекоза и муравей.

Басни Крылова.

1

Беседа,

Практическая работа

Научить создавать единый образ , собирая его из мелких деталей.

31

Стрекоза и муравей.

Лепка насекомых на основе мелких деталей.

1

Беседа,

Практическая работа

Научить создавать единый образ , собирая его из мелких деталей.

32

Стрекоза и муравей.

Лепка насекомых на основе мелких деталей. Создание композиции.

1

Беседа,

Практическая работа

Научить создавать единый образ , собирая его из мелких деталей.

33

Итоговое занятие.

1

Всего

33

Список литературы

1. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990

2. Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000

3. Былкова С.В. Делаем подарки. Ростов –на - Дону. Феникс 2006г.

4. Первое сентября" "Начальная школа" с пометкой "Лепка" Глазова МГ.

5. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке- Москва, «Просвещение»1983г.

6. Коньшева Н.М. Лепка в начальных классах. -Москва, «Просвещение»1985г.__


 

Комментарии

Белова Алсу Муназятовна

Благодарю за то что делитесь опытом своим.