Программа дополнительного образования учащихся "Культура казачества"

Изучение казачьей культуры – это патриотическое воспитание подрастающего поколения. Оно тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Решать эти задачи помогает программа «Культура казачества». В ходе данной деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kultura_kazachestva._kulagina_e.v.docx44.01 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

дополнительного образования учащихся

«Культура казачества»

Направленность: туристско-краеведческая.

Срок реализации программы – 1 год.

Рассчитана на учащихся 6 классов.

Автор – составитель – Кулагина Е.В., педагог-организатор.

г


Пояснительная записка

Не забывайте рода своего, прошлого своего,
изучайте своих дедов и прадедов
работайте над закреплением их памяти.
П.А. Флоренский

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, всесторонняя его подготовка к принятию ответственности за судьбы страны и ее безопасности. Многое для этого делают государственные структуры, школа, Вооруженные Силы РФ, казачество, различные общественные организации. Их усилия направлены на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, активно участвующего в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства. Это особенно важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании кадет и подростков нашего общества, роста децелерации (отсутствие цели в жизни) среди молодежи, что требует принятия адекватных ситуации решений, поиска новых организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания кадет, молодежи, поколений, которым предстоит принять ответственность за судьбу России. Вот почему так остро стоит вопрос о патриотическом воспитании нашей молодежи.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации определяет: «Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите». Исторические и геополитические условия, в которых рождалась и крепла Россия, вынуждали ее постоянно вести борьбу за свою государственную и национальную независимость. Это не могло не сказаться на формировании особого отношения русских людей к Отечеству и военной службе. В народном эпосе, песнях, былинах, сказках воспевались героизм, мужество и отвага тех, кто не щадил ни сил, ни самой жизни, защищая родную землю. Это воспитывало у русских людей качества, которые всегда отмечали как союзники, так и противники: решительность в наступлении, стойкость в обороне, храбрость, взаимовыручка и презрение к смерти в критические моменты боя.

Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что оно формирует не просто гражданина, а гражданина-патриота, горячо любящего свою Родину, свой край, готового достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой. Сегодня одним из основных направлений патриотического воспитания кадет является воспитание на базе культуры и традиций казачества, использование накопленного веками богатейшего опыта народного образования и воспитания.

 За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство «новой России».

С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением. В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, школьник, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система военно-патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функцию формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.

Одним из важных направлений развития казачьей культуры является изучение и популяризация культурных казачьих традиций. Главную роль в реализации данного направления играет система основного и дополнительного образования, где в рамках ряда учебных предметов, спецкурсов, факультативов и кружков изучаются вопросы развития казачьей культуры.

Актуальность

Изучение казачьей культуры – это патриотическое воспитание подрастающего поколения. Оно тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Решать эти задачи помогает программа «Культура казачества». В ходе данной деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.

Педагогическая целесообразность

Мероприятия способствуют созданию условий для развития творческой инициативы казачьей молодежи, выявлению и поддержке одаренных детей в казачьей среде, воспитанию у детей и подростков любви к родному краю, его культуре, традициям и обычаям, раскрытию и реализации творческих способностей молодежи, созданию условий для популяризации казачьей культуры в обществе.

Вся работа в классах казачьей направленности основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей. Вот эти ценности:

  • Человек - воспитание гуманности.
  • Семья - первый коллектив ребенка.
  • Труд - воспитание творчества и потребности в созидании.
  • Знания - поиск истины.
  • Культура - воспитание духовности.
  • Отечество - воспитание бережного отношения к истории своего народа.
  • Земля-создание целостного образа мира.
  • Мир - создание атмосферы гражданского мира и согласия.

Реализация данной программы предполагается через внеклассную кружковую работу.

Цель программы – формирование у школьников целостного представления об истории казачества, культуре, быте и традициях.

Задачи программы:

  • Формирование у шестиклассников познавательного интереса к истории и традициям казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края.
  • Изучение бытовых и духовных традиций и правил поведения казаков.
  • Совершенствование физического и психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества.
  • Воспитание гражданственности, патриотизма, развитие мировоззренческих убеждений учащихся.
  • Изучение православной религиозной традиции.
  • Овладение знаниями, умениями и навыками традиционного казачьего пения, традиций и обрядов.

Возраст обучающихся

Возраст обучающихся

Программа  рассчитана на учащихся 6-х  классов общеобразовательных школ. В нее входит несколько направлений:

  • История казачества.
  • Быт, культура, традиции казаков.
  • Православие как источник духовности казачества.
  • Вокальное искусство, фольклор.

Сроки реализации

Данная программа рассчитана на 1 год обучения с недельной нагрузкой 4  часа в неделю и годовой нагрузкой - 144 часа. Длительность одного занятия составляет 2 часа, 2 раза в неделю.  Форма реализации – очная.

Группы имеют разновозрастной состав. Наполняемость групп:   первый год обучения - 12 человек, второй год обучения – не менее 10 чел., третий год  обучения – 8 чел.

Формы работы:

  • Уроки  - лекции.
  • Практикумы (работа с документами)
  • Встречи, беседы с представителями казачества.
  • Просмотр фотографий, фильмов о казаках.
  • Использование мультимедийных технологий, Интернет – ресурсов.
  • Экскурсии.
  • Участие в культурно – массовых мероприятиях.

Принципы работы:

  • Личностный подход в воспитании:
  • признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
  • добровольность включения детей в ту или иную деятельность.
  • Природосообразность воспитания:
  • обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
  • Культуроспособность воспитания:        
  • Изучение и освоение культуры народа.
  • Гуманизация межличностных отношений.

Практическая часть направлена на проведение экскурсий в храмы, музеи, встречи с казаками, изучение казачьих песен, танцев, участие в мероприятиях.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • Историю казачества, традиции, культуру, быт.
  • Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность казачества.

Учащиеся должны уметь:

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям к современной жизни, исходя из их исторической обусловленности.
  • Осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного сообщества, гражданина России.

Формы подведения итогов

Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме итоговой аттестации. Образовательные результаты изучения данного курса помогут оценить следующие формы контроля:

-текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам);

-тематический контроль (защита рефератов, участие в семинарах, фестивалях, решение проблемных задач, подготовка презентаций).

Направленность программы – туристско-скаеведческая.

Календарно – тематическое планирование курса

«Юные казачата»

№ п/п

Тема занятий

Содержание программы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

История казачества

Возникновение казачества.

Древнейшие письменные источники о начальной истории казачества. Казаки потомки скифов и приазовских славян. Появление на Руси «черных клобуков» (казаков), выходцев из половцев. Земля Кассакия. Казаки в былинном эпосе. Земли Ставрополья в составе Тьмутараканского няжества. Завоевания земель Северного Кавказа монголо – татарами. Ставрополье в составе Золотой Орды. Казаки и их татарские корни.

2

2

4

Место и роль казачества в истории Российского государства.

Письменные источники о начальной истории казачества. Казаки потомки скифов и приазовских славян.

4

4

Становление казачества.

Появление казаков на окраинах Руси. Борьба казаков с татарскими ханами и их участие в свержении ига XVI в. Усиление роли и значимости казаков в Московском царстве. Быт и занятия казаков. Становление казачьей независимости на Дону и Днепре. Образование донских, астраханских, кубанских, уральских Появление терского казачьего войска.

2

2

4

Казачьи заповеди, права.

Традиции и обычаи казачества. Казачество и православие. Традиции казаков Северного Кавказа. Мораль и заповеди казачества. Покрой и художественные черты казачьей одежды, её самобытность. Жилище. Быт. Обряды: посвящения в казаки. проводы на службу, возвращение со службы. Физическое совершенствование и развитие подростка через игру. Казачья свадьба.

4

2

6

Преданья старины глубокой.

История и специфика казачьего фольклора. Танцевальная культура казаков, войсковые гимны и песни. История и эволюция былин в среде казачества. Самобытность казачьих пословиц и поговорок, частушек. Сказки, предания. Сказы. Заговоры, поверья, приметы.

4

4

Степной форпост России.

Казаки и Екатерина Великая. Строительство Азово-Моздокской оборонительной линии, заселение её казаками. Участие казаков в войнах XVIII –XIX вв. Кавказская война. Образование городов и казачьих станиц на КМВ. Ермолов – губернатор Кавказа. Казачье линейное войско: служба, форма, традиции, быт.

4

4

Древнейшие следы человека на Северном Кавказе.

Каменный век, Медно – бронзовый век с IV тыс. до н.э. Курганные могильники в Карачаево - Черкессии дольменской культуры. Северо – Кавкзская и Катакомбная культуры II тыс. до н.э. Места стоянки древних людей на территории Ставропольского края

2

2

Соседи славян.

Киммерейцы. Скифы. Проникновение греков на Ставрополье. Греческие погребения в г. Ставрополе. Сарматы и сарматские погребения  между Доном и Волгой Савраматы. Аланы и асы на Северном Кавказе. Земли края в составе Хазарского каганата. (Хазарская версия о происхождении казаков). Аланское государство в VIII-XI вв. - крупнейшее христианское государство Восточной Европы. Половцы. Другая версия о происхождении казаков от половцев – черные клобуки. Кипчаки

4

4

Казаки Ставрополья и Белгородчины на службе Отечества.

Образование казачьих поселений XV-XVI вв. от Волги до Днестра. Начало освоения земель Кавказа русским государством. Поселения казаков на гребнях гор и в низовьях Терека. Военизированный быт гребенских казаков. Признание казаками верховной власти московского царя. Появление казачьей крепости Терки. Казаки и Петр I. Начало ущемления казачьей вольности. Казачьи волнения. Пугачев среди терских казаков.

2

2

4

Земли Белгородчины в древности.

Поселения катакомбной и ямной культуры. Археологические раскопки.

4

4

Казаки в Мордовии.

Из истории образования г. Саранска. Самоуправление. Землепользование. Налоги и повинности. Военная служба. Односельчане казаки в русской армии. Культура и образование в городе в годы Революции и Гражданской войны.

4

4

Казачий календарь и памятные даты.

Емельян Пугачев., И.В.Мушкетов. Попко И.Д. Миклухо-Маклай, Н.Н.Булавин, К.А.Денисов, Ф.П.Платов, М.И.Потёмкин Г.А.

4

4

Быт, культура и традиции казаков

Казачьи традиции и культура.

Традиции казаков Северного Кавказа. Мораль. Культура и обряды. Права и обязанности казаков. Обряд «провода в армию». Обряд «свадьба». Казачья семья. Роль женщины – казачки. Казачье воспитание детей и молодежи. Казачьи ценности в фольклоре. Символы и знаки. Герб и гимн казачьего войска. Чины и звания. Дни памяти казаков.

2

2

Казачье землевладение и землепользование.

Варварский образ жизни. Зарождение скотоводства. Общее ведение хозяйства. Станичное землевладение.

4

4

Труд и культура.

Труд как понятие: разнообразные и необходимые виды трудовой деятельности. Труд и культура. Земледелие и скотоводство, рыболовство источники существования и экономическая база войска. Скотоводство и птицеводство в жизни казаков. Обряды, представления и фольклор связанные с ними. Другие виды деятельности: виноградорство, ткачество, гончарство, кузнечное ремесло.

4

4

Казачья община.

Территориальная община. Территориальное устройство общины: центр, периферия, границы, общественные сооружения и постройки. Связь станичной общины с войсковой. Социально - профессиональные группы в структуре общины.

4

2

6

Воспитание в казачьей семье.

Типы казачьих семей (малая, большая) в станичной общине. Функции семьи. Глава семьи. Дети, взрослые (мужчины, женщины), старики в семье: отношения и функции, права и обязанности. Нормы и правила

общения и поведения в семье, общине: дети- взрослые, дети- родители, старшие- младшие, повседневное и праздничное поведение. Фольклор в семейной и общинной жизни

4

2

6

Отличительные черты жилых и военных построек донских

казаков.

Жилище. Отдельные части жилища: мебель и утварь. Святой угол, печь, окна и двери, стол, веник, рогач.

2

2

Казачья кухня.

Казачья кухня и ее зависимость от занятий, образа жизни, традиций и контактов с другими народами. Повседневная, походная, праздничная и обрядовая пища, пост и постные блюда, свадебная, поминальная пища,

святочная.

2

4

6

Вера и верование.

Православная вера казаков и ее роль в жизни человека и общества. Вера в

языке, культуре, фольклоре: обозначение святого, праведного и грешного;

пословицы и поговорки, легенды, колядки, щедровки, духовные стихи.

4

4

Язык казаков.

Язык казаков. Литературный и бытовой язык и его живая диалектная основа. Лексика и говор, их связь с различными сферами жизнедеятельности казаков.

2

2

Казачье войско.

Общество: понятие; роль общества в жизни индивида. Донское казачье войско как военно - территориальная община: структура войска, деление на полки, рода войск, отделы. Управление войском: войсковой атаман и правление. Войсковой атаман.

2

2

Воинская служба.

Казаки - воины и хлеборобы. Воинская служба как основное занятие. Подготовка к службе. Роль фольклора в подготовке казака к службе. Подготовительный разряд. Служба. Царский конвой. Служба в запасе.

2

2

Досуг и отдых казака.

Разнообразные формы досуга и отдых в повседневное и праздничное время. Семейные, общинные, индивидуальные формы отдыха. Досуговый фольклор в войске, общине, семье.

2

2

Праздники казаков.

Праздники и обряды как форма интеграции, социализации и отдыха. Календарные, семейные, воинские, станичные праздники, их фольклорная и игровая составляющие дети.

2

2

Зимние святки.

Рождество, Новый год, Крещение - главные праздники зимних Святок. Содержание праздничного периода: исполнение обрядов, гуляния, увеселения, пение песен и игра на музыкальных инструментах. Обходы домов с вечерей накануне Рождества. Посевание в домах утром Нового года. Одежда и предметы, используемые в обряде.

2

4

6

Прощеный день и Великий пост Праздник Масленицы.

Основные компоненты праздника: обрядовая еда, гулянья на Масленицу, катание на лошадях и с гор. Великий пост. Содержание периода: духовная подготовка к Пасхе. Ограничения и их смысл. Поведение детей в пост. Встреча весны.

2

4

6

Пасха.

Праздник Пасхи. Содержание праздника: Воскресение Иисуса Христа. Основные компоненты праздника: обрядовая еда, одежда. Участие детей в празднике Пасхи.

2

4

6

Вознесение и троица.

Вознесение. Содержание праздника. Троица. Содержание праздника. Основные компоненты праздника: украшение домов зеленью, выход в лес, кумление, гадание на венках. Троицкие хороводы.

2

2

4

Фольклор.

Фольклор как духовная основа культуры. Основные жизненные и календарные циклы (рождение, проводы на службу, свадьба, Рождество, Новый год, Троица), основные занятия и связь с ними различных видов и жанров фольклора.

2

2

4

Первые шаги (колыбельные песни, потешки, игрушки).

Первый этап в жизни ребенка в казачьей семье. Отношение к рождению мальчика или девочки в семье и общине. Колыбельные песни- первые фольклорные тексты в жизни человека. Потешки: образный строй. Игрушка в традиционной культуре, ее энергетика. Виды кукол, их использование в играх. Обрядовые куклы

2

2

4

Детские игры и песни (считалки, дразнилки, заклички).

Игра в традиционной культуре казаков, ее значение в жизни ребенка. Виды игр: ролевые, с предметами. Игровой фольклор: считалки, дразнилки, игровые припевки.

2

2

4

Игровые припевки.

Песня и припевка как часть игры. Игровые хороводные песни с разыгрыванием сюжета. Сюжеты, мотивы, образы, игрового, хороводного фольклора.

2

2

4

Пословицы, поговорки, загадки.

Малые жанры фольклора, их предназначение в традиционной культуре. Темы, образы, сюжеты пословиц поговорок. Загадки и их роль в развитии мышления ребенка, его знаний о мире.

2

2

4

Сказки.

Сущность жанра сказки. Ее роль в первом этапе жизни ребенка. Тематические группы сказок. Ребенок как герой народной сказки. Сказки казаков, их особенности.

2

2

4

Легенды и былички.

Легенды казаков. Быличка как жанр. Былички казаков.

2

2

4

Танцевальные костюмы казаков.

Традиционный детский, мужской и женский костюмы и их связь с фольклором.

2

2

Итого часов:

100

44

144

Методическое обеспечение программы.

№ п/п

Раздел или тема программы

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Форма подведения итогов

Дидактический материал

Возникновение казачества.

Лекция и

практическое занятие.

Словесный, наглядный, практический.

Опрос.

Мультимедийные материалы, специальная литература, видеозаписи.

Место и роль казачества в истории Российского государства.

Комбинированное занятие.

Словесный, наглядный.

Опрос

Мультимедийные материалы, специальная литература, видеозапись.

Становление казачества.

Лекция и

практическое занятие.

Объяснительно-иллюстративный, практический.

Опрос.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Казачьи заповеди, права.

Лекция, практическое занятие, дискуссия.

Объяснительно-иллюстративный, практический.

Опрос.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Преданья старины глубокой.

Лекция и традиционное занятие.

Словесный, наглядный.

Опрос, выставка рисунков.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Степной форпост России.

Лекция и традиционное занятие.

Словесный, наглядный.

Опрос.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Древнейшие следы человека на Северном Кавказе.

Традиционное занятие.

Словесный, наглядный. Объяснительно-иллюстративный.

Опрос.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Соседи славян.

Комбинированные занятия.

Объяснительно-иллюстративный.

Опрос.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Казаки Ставрополья и Белгородчины на службе Отечества.

Лекция и защита рефератов.

Объяснительно-иллюстративный, практический. Индивидуальная работа.

Опрос.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Земли Белгородчины в древности.

Комбинированные занятия.

Словесный, наглядный. Объяснительно-иллюстративный.

Опрос.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Казаки в Мордовии.

Комбинированные занятия. Встреча с представителями казачества.

Словесный, наглядный. Объяснительно-иллюстративный.

Опрос, игра-диалог.

Мультимедийные материалы, специальная литература, видеозапись, фотографии.

Казачий календарь и памятные даты.

Комбинированные занятия.

Словесный, наглядный. Объяснительно-иллюстративный.

Опрос, конкурс рисунков.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Казачьи традиции и культура.

Лекция.

Словесный, наглядный.

Опрос.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Казачье землевладение и землепользование.

Комбинированные занятия.

Словесный, наглядный. Объяснительно-иллюстративный.

Опрос.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Труд и культура.

Комбинированные занятия.

Словесный, наглядный. Объяснительно-иллюстративный.

Опрос.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Казачья община.

Лекция и защита рефератов

Объяснительно-иллюстративный, практический. Индивидуальная работа.

Опрос.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Воспитание в казачьей семье.

Лекция и ролевая игра.

Объяснительно-иллюстративный, практический. Коллективная работа.

Опрос, игра.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Отличительные черты жилых и военных построек донских

казаков.

Комбинированное занятие.

Объяснительно-иллюстративный, практический.

Опрос.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Казачья кухня.

Лекция и практическое занятие. Рефлексия.

Словесный, наглядный, практический. Репродуктивный.

Опрос.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Вера и верование.

Лекция и экскурсия.

Словесный, наглядный.

Опрос, коллективная рефлексия.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Язык казаков.

Лекция.

Словесный, наглядный.

Опрос.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Казачье войско.

Лекция.

Словесный, наглядный.

Опрос

Мультимедийные материалы, специальная литература

Воинская служба.

Лекция.

Словесный, наглядный.

Опрос.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Досуг и отдых казака.

Лекция.

Словесный, наглядный.

Опрос.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Праздники казаков.

Лекция.

Словесный, наглядный.

Опрос.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Зимние святки.

Лекция и защита эссе.

Словесный, наглядный. Индивидуальная работа.

Опрос, эссе.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Прощеный день и Великий пост Праздник Масленицы.

Лекция и репетиции к празднику.

Словесный, наглядный. Коллективно-групповая работа.

Праздничные мероприятие.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Пасха.

Лекция и репетиции к концерту.

Словесный, наглядный. Коллективно-групповая работа.

Концерт.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Вознесение и троица.

Лекция и репетиции к празднику.

Словесный, наглядный. Коллективно-групповая работа.

Праздничное мероприятие.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Фольклор.

Лекция и репетиция к концерту.

Словесный, наглядный. Коллективно-групповая работа.

Концерт.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Первые шаги (колыбельные песни, потешки, игрушки).

Лекция и практическое занятие.

Словесный, наглядный. Репродуктивный.

Презентация творческих работ.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Детские игры и песни (считалки, дразнилки, заклички).

Лекция и практическое занятие.

Словесный, наглядный. Репродуктивный.

Презентация творческих работ.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Игровые припевки.

Лекция и практическое занятие.

Словесный, наглядный. Репродуктивный.

Презентация творческих работ.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Пословицы, поговорки, загадки.

Лекция и практическое занятие.

Словесный, наглядный. Репродуктивный. Групповая работа.

Презентация творческих работ.

Мультимедийные материалы, специальная литература,

Сказки.

Лекция и практическое занятие.

Словесный, наглядный. Репродуктивный. Групповая работа

Презентация творческих работ.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Легенды и былички.

Лекция и практическое занятие.

Словесный, наглядный. Репродуктивный. Групповая работа

Презентация творческих работ.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Танцевальные костюмы казаков.

Комбинированное занятие.

Словесный, наглядный.

Опрос.

Мультимедийные материалы, специальная литература

Материально-техническое обеспечение программы:

Кабинет, оснащенный проектором и компьютером; специальная литература; костюмы для участия в праздничных мероприятиях и концертах.

Список литературы:

1. Алферов В.И., Чекменев С.А. Степная вольница. – Ставрополь, 1978.

2. Бентковский И.В. Статистико-географический путеводитель по

Ставропольской губернии. – Ставрополь, 1883.

3. История казачества России. Ростов-на-Дону.2001

4. Гниловский В.Т. Занимательное краеведение. – Ставрополь, 1974.

5. Губенко О.В. Станичники. – Минеральные Воды, 2000.

6 . Нелепин Р.А. История казачества. – СПб, 1995.

7. Потто В.А. Два века терского казачества.- Ст.1996

8. Ставрополье в Великой Отечественной войне 1941-1945г. Сборник

документов ставропольского края. 1962

9. Чекменев С.А. Переселенцы: Очерки заселения и освоения Предкавказья

русским и украинским казачеством и крестьянством в конце XVIII- первой

половине XIX в. – Пятигорск, 1999

10. Федосов П.С. Казачество.Традиции, обряды и календарные

праздники.