Написание основного элемента "купавки" в городецкой росписи
Тема занятия: Купавки в городецкой росписи.
Возраст учащихся: 7-9 лет
Год обучения: 1 год обучения
Цель занятия: расписать деревянную тарелочку купавками с симметричными листьями в городецкой росписи акриловыми красками.
Задачи занятия:
Обучающие:
- Познакомить с историей возникновения городецкой росписи;
- Обучить написанию основных элементов городецкой росписи;
- Обогатить словарный запас детей терминологией: промысел, теневка, оживка, подмалевок, мазок.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру;
- Развивать фантазию и композиционное мышление;
- Развивать моторику рук.
Воспитывающие:
- Формировать чувство прекрасного, эстетического идеала;
- Способствовать развитию национального самосознания, гордости.
Ожидаемый результат: учащиеся распишут небольшое панно городецкой росписью, познакомятся с новой терминологией, узнают и научатся писать основные элементы городецкой росписи.
Дидактический и раздаточный материал:
образцы написания основных элементов в городецкой росписи;
образцы расписанных изделий в городецкой росписи;
иллюстрации поэтапного написания мелких и основных элементов в городецкой росписи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Написание основного элемента "купавки" в городецкой росписи | 279.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Купавки в городецкой росписи.
Возраст учащихся: 7-9 лет
Год обучения: 1 год обучения
Цель занятия: расписать деревянную тарелочку купавками с симметричными листьями в городецкой росписи акриловыми красками.
Задачи занятия:
Обучающие:
- Познакомить с историей возникновения городецкой росписи;
- Обучить написанию основных элементов городецкой росписи;
- Обогатить словарный запас детей терминологией: промысел, теневка, оживка, подмалевок, мазок.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру;
- Развивать фантазию и композиционное мышление;
- Развивать моторику рук.
Воспитывающие:
- Формировать чувство прекрасного, эстетического идеала;
- Способствовать развитию национального самосознания, гордости.
Ожидаемый результат: учащиеся распишут небольшое панно городецкой росписью, познакомятся с новой терминологией, узнают и научатся писать основные элементы городецкой росписи.
Дидактический и раздаточный материал:
образцы написания основных элементов в городецкой росписи;
образцы расписанных изделий в городецкой росписи;
иллюстрации поэтапного написания мелких и основных элементов в городецкой росписи.
- Ход проведения занятия
Организационный этап
Дети входят в кабинет, рассаживаются на места. Педагог представляется:
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Александровна, я работаю педагогом дополнительного образования во Дворце творчества Кировского района, преподаю рисование и роспись по дереву. Вы догадались, чем мы сегодня будем заниматься?
Ответы детей
- Правильно, будем рисовать. Мы познакомимся с удивительным миром городецкой росписи, приобщимся к народному искусству. Сегодня мы распишем деревянную тарелочку основными элементами городецкой росписи. Перед вами лежат кисти, давайте договоримся, что мы их будем использовать только по назначению и по моему сигналу.
Педагог показывает расписанную в городецкой росписи деревянную тарелочку ученикам.
- Кто-нибудь видел изделия с городецкой росписью?
Ответы детей
Педагог показывает расписанные изделия в городецкой росписи.
- А что же изображалось на этих изделиях?
Ответы детей
Педагог показывает символы, написанные на бумаге, и рассказывает о них.
- Это русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века.
Городец-город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Наиболее распространенными мотивами в городецкой росписи являются цветы – купавки с симметричными листьями.
А основными элементами городецкой росписи — это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.
- Что можно сказать о цвете, который используют мастера для своих изделий?
Ответы детей
- Правильно. Мы выявили основные черты росписи, это – красочность, использование красного, желтого, зеленого, черного цветов. Конечно, без понимания основ мастерства мы не сможем качественно выполнить нашу работу и достичь цели занятия, поэтому отправляемся сейчас в мастерскую художника по городецкой росписи. Мы заглянем через плечо мастера и переймем секреты выполнения росписи.
Основной этап
Внимание на меня, наблюдаем за каждым движением, подмечаем особенности положения руки и кисти при работе с красками. Для того чтобы смешать краски необходимо иметь палитру или керамическую тарелочку. Чтобы краски не пересыхали, надо по мере необходимости подливать в них немного воды. Очень важно научиться правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы. Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна дли выполнения неразрывных пластичных мазков, как на гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе работы можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им изделия.
А теперь попробуем написать основные элементы на бумаге в городецкой росписи. Основные элементы будем писать красной краской. Возьмите кисть, окуните в баночку с водой и наберите на кисть красную краску, посмотрите, чтобы на кисти не было много воды или краски, если такое произошло, снимите излишки о край баночки.
Начнем с самых часто используемых элементов – штрихи, скобки, дуги. Кончиком кисти напишем длинные и короткие горизонтальные, вертикальные, волнообразные и дугообразные линии. Попробуйте.
Пока ученики пробуют писать штрихи, скобки, дуги, педагог объясняет, в каких этапах выполняется городецкая роспись.
Городецкая роспись выполняется в три этапа.
Первый — подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью — беличья № 3. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться.
Второй этап — теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
Третий этап — оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.
Осваивать Городецкую роспись начинают с написания цветов, которые изображают в основном в круге. Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме.
Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.
Теперь будем писать распространенный мотив – купавку.
Купавка — самый распространенный цветок в городецком орнаменте.
Подмалевка у нее по размеру большая. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки.
Завершающий этап росписи — оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью.
Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев.
Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены.
Листья изображаются в два приема: с подмалевкой и оживкой. Если подмалевка выполнена городецкой зеленой краской, то оживку выполняют черной краской, если городецкой темно-зеленой краской, то к оживкам черного цвета добавляют белила.
- Молодцы, ребята! Вы были внимательны и отлично справились! А теперь мы закрепим наши элементы в материале, то есть на деревянной тарелочке, на которой будет изображен «ромб» – один из вариантов «гирлянды», в центре расположим три купавки, между которыми напишем листья.
Положите перед собой деревянную тарелочку. На ней вы уже видите подмалевки купавок. Что необходимо добавить?
Ответы детей
- Правильно, необходимо добавить теневку, оживку, листья. Начнем с теневки. Мы пробовали писать элемент «дуги», «скобки» они нам и понадобится. Возьмите кисть, окуните в баночку с водой, наберите черную краску, лишнее снимите, поставьте кончик кисти около начала основания серединки купавки с правой стороны и плавно протяните дугу, прижимая кисть к заготовке. А теперь такой же элемент необходимо сделать справой стороны, при завершении мазка, две дуги правая и левая соединяются, образуя подкову.
Дети выполняют. Педагог подходит и помогает по необходимости.
- Точно такие же элементы пишем по краю подмалевки купавки. Начинаем писать с середины, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. И так наносим теневку на все три купавки.
- Теперь моем кисть и набираем зеленую краску. Будем писать листья. Нам необходимо: два элемента, чтобы изобразить листья – «дуга», «кривая линия». Проводим кончиком кисти плавную дугу и соединяем ее с кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Заполняем зеленым цветом внутренность листика.
Осталось написать листья между купавками. Мы напишем группу из трех листьев. В центре листик большой, справа и слева поменьше. Таких групп получится три.
Ну вот, с теневками на купавках мы закончили, с подмалевками листьев тоже. Проступим к оживкам, последнему этапу. Каким цветом мы будем писать оживку?
Ответы детей
- Правильно, белым. Возьмите кисть, окуните в баночку с водой, наберите белую краску, лишнее снимите, кончиком кисти обведите сердцевинку купавки дугообразной линией. Также обведите кончиком кисти с белой краской скобку, которая располагается ниже сердцевинки.
Дети выполняют. Педагог подходит и помогает по необходимости.
- Замечательно. Теперь проведем дугообразные линии от сердцевинки купавки вниз.
- На листиках нанесем теневки черной краской в виде дугообразных линий. Затем оживку, белилами, рядом с теневкой, тоже дугообразными линиями.
Заключительный этап
- Молодцы, ребята, у вас отлично получилось!
Педагог просит учеников положить работы на стол для общего просмотра, чтобы все смогли увидеть каждую работу.
- На сегодняшнем занятии мы познакомились с одним из старинных русских народных промыслов.
- Как он называется?
- Какая особенность этой росписи?
- Какие основные элементы использовали мастера?
- Надеюсь, вам понравилось?
- Спасибо, ребята, за работу. Вы выполнили творческое задание и приобщились к вековым традициям русского народа. Вы были активны и заинтересованы. Приглашаю во Дворец творчества Кировского района на мои занятия. Вы сможете научиться мастерству росписи по дереву и не только.
- Методическое и техническое оснащение занятия
Материалы и инструменты: кисть круглая № 3, 5 деревянная заготовка диаметром 10 сантиметров, акриловая краска красного, черного, зеленого и белого цвета, баночка с водой, бумажная салфетка.
Демонстрационный материал:
- Образец готового изделия
- Изделия, выполненные в городецкой росписи
- Изделия, выполненные детьми на занятиях
Раздаточный материал:
- Бумага формата А3
- Кисти № 3, 5 (синтетика или белка)
- Акриловая краска черного, красного, зеленого и белого цвета
- Деревянная заготовка диаметром 10 сантиметров
- Бумажные салфетки
- Баночка с водой
- Тряпочка
Оборудование:
- Стол, посадочные места.
- Литература
- Величко Н. К. «Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
- Супрун Л. Я. «Городецкая роспись». – Культура и традиции, 2006.
- Маврина Т. А. «Городецкая живопись». – Аврора, 1970.