Написание основного элемента "купавки" в городецкой росписи

Тема занятия: Купавки в городецкой росписи.

Возраст учащихся: 7-9 лет

Год обучения: 1 год обучения

Цель занятия: расписать деревянную тарелочку купавками с симметричными листьями в городецкой росписи акриловыми красками.

Задачи занятия:

Обучающие:

  • Познакомить с историей возникновения городецкой росписи;
  • Обучить написанию основных элементов городецкой росписи;
  • Обогатить словарный запас детей терминологией: промысел, теневка, оживка, подмалевок, мазок.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру;
  • Развивать фантазию и композиционное мышление;
  • Развивать моторику рук.

Воспитывающие:

  • Формировать чувство прекрасного, эстетического идеала;
  • Способствовать развитию национального самосознания, гордости.

Ожидаемый результат: учащиеся распишут небольшое панно городецкой росписью, познакомятся с новой терминологией, узнают и научатся писать основные элементы городецкой росписи.

Дидактический и раздаточный материал:

образцы написания основных элементов в городецкой росписи;

образцы расписанных изделий в городецкой росписи;

иллюстрации поэтапного написания мелких и основных элементов в городецкой росписи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: Купавки в городецкой росписи.

Возраст учащихся: 7-9 лет

Год обучения: 1 год обучения

Цель занятия: расписать деревянную тарелочку купавками с симметричными листьями в городецкой росписи акриловыми красками.

Задачи занятия:

Обучающие:

  • Познакомить с историей возникновения городецкой росписи;
  • Обучить написанию основных элементов городецкой росписи;
  • Обогатить словарный запас детей терминологией: промысел, теневка, оживка, подмалевок, мазок.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру;
  • Развивать фантазию и композиционное мышление;
  • Развивать моторику рук.

Воспитывающие:

  • Формировать чувство прекрасного, эстетического идеала;
  • Способствовать развитию национального самосознания, гордости.

Ожидаемый результат: учащиеся распишут небольшое панно городецкой росписью, познакомятся с новой терминологией, узнают и научатся писать основные элементы городецкой росписи.

Дидактический и раздаточный материал: 

образцы написания основных элементов в городецкой росписи;

образцы расписанных изделий в городецкой росписи;

иллюстрации поэтапного написания мелких и основных элементов в городецкой росписи.

  1. Ход проведения занятия

Организационный этап

Дети входят в кабинет, рассаживаются на места. Педагог представляется:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Александровна, я работаю педагогом дополнительного образования во Дворце творчества Кировского района, преподаю рисование и роспись по дереву. Вы догадались, чем мы сегодня будем заниматься?

Ответы детей

- Правильно, будем рисовать. Мы познакомимся с удивительным миром городецкой росписи, приобщимся к народному искусству. Сегодня мы распишем деревянную тарелочку основными элементами городецкой росписи. Перед вами лежат кисти, давайте договоримся, что мы их будем использовать только по назначению и по моему сигналу.

Педагог показывает расписанную в городецкой росписи деревянную тарелочку ученикам.

- Кто-нибудь видел изделия с городецкой росписью?

Ответы детей

Педагог показывает расписанные изделия в городецкой росписи.

C:\Users\311-2\Desktop\Уч.год 20172018\Многоцветье\Для учебного пособия занятие ддют\фото городец.jpg

- А что же изображалось на этих изделиях?

Ответы детей 

Педагог показывает символы, написанные на бумаге, и рассказывает о них.

- Это русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века.

Городец-город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Наиболее распространенными мотивами в городецкой росписи являются цветы – купавки с симметричными листьями.

C:\Users\311-2\Desktop\Уч.год 20172018\Многоцветье\Для учебного пособия занятие ддют\купавка2.gif

А основными элементами городецкой росписи — это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.

C:\Users\311-2\Desktop\5c2d0bfe453d8688ac9edfd31fc9811b.jpg

- Что можно сказать о цвете, который используют мастера для своих изделий?

Ответы детей 

- Правильно. Мы выявили основные черты росписи, это – красочность, использование красного, желтого, зеленого, черного цветов. Конечно, без понимания основ мастерства мы не сможем качественно выполнить нашу работу и достичь цели занятия, поэтому отправляемся сейчас в мастерскую художника по городецкой росписи. Мы заглянем через плечо мастера и переймем секреты выполнения росписи.

Основной этап

Внимание на меня, наблюдаем за каждым движением, подмечаем особенности положения руки и кисти при работе с красками. Для того чтобы смешать краски необходимо иметь палитру или керамическую тарелочку. Чтобы краски не пересыхали, надо по мере необходимости подливать в них немного воды. Очень важно научиться правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы. Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна дли выполнения неразрывных пластичных мазков, как на гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе работы можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им изделия.

А теперь попробуем написать основные элементы на бумаге в городецкой росписи. Основные элементы будем писать красной краской. Возьмите кисть, окуните в баночку с водой и наберите на кисть красную краску, посмотрите, чтобы на кисти не было много воды или краски, если такое произошло, снимите излишки о край баночки.

Начнем с самых часто используемых элементов – штрихи, скобки, дуги. Кончиком кисти напишем длинные и короткие горизонтальные, вертикальные, волнообразные и дугообразные линии. Попробуйте.

Пока ученики пробуют писать штрихи, скобки, дуги, педагог объясняет, в каких этапах выполняется городецкая роспись.

Городецкая роспись выполняется в три этапа. 

Первый — подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью — беличья № 3. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться.

Второй этап — теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
Третий этап — оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.

Осваивать Городецкую роспись начинают с написания цветов, которые изображают в основном в круге. Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме.
Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.

Теперь будем писать распространенный мотив – купавку.

Купавка — самый распространенный цветок в городецком орнаменте.
Подмалевка у нее по размеру большая. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки.
Завершающий этап росписи — оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью.

C:\Users\311-2\Desktop\Уч.год 20172018\Многоцветье\Для учебного пособия занятие ддют\купавка.jpg
Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев.
Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены.
Листья изображаются в два приема: с подмалевкой и оживкой. Если подмалевка выполнена городецкой зеленой краской, то оживку выполняют черной краской, если городецкой темно-зеленой краской, то к оживкам черного цвета добавляют белила.

C:\Users\311-2\Desktop\Уч.год 20172018\Многоцветье\Для учебного пособия занятие ддют\листья.jpg

- Молодцы, ребята! Вы были внимательны и отлично справились! А теперь мы закрепим наши элементы в материале, то есть на деревянной тарелочке, на которой будет изображен «ромб» – один из вариантов «гирлянды», в центре расположим три купавки, между которыми напишем листья.

Положите перед собой деревянную тарелочку. На ней вы уже видите подмалевки купавок. Что необходимо добавить?

Ответы детей

- Правильно, необходимо добавить теневку, оживку, листья. Начнем с теневки. Мы пробовали писать элемент «дуги», «скобки» они нам и понадобится. Возьмите кисть, окуните в баночку с водой, наберите черную краску, лишнее снимите, поставьте кончик кисти около начала основания серединки купавки с правой стороны и плавно протяните дугу, прижимая кисть к заготовке. А теперь такой же элемент необходимо сделать справой стороны, при завершении мазка, две дуги правая и левая соединяются, образуя подкову.

Дети выполняют. Педагог подходит и помогает по необходимости.

C:\Users\311-2\Desktop\Уч.год 20172018\Многоцветье\Для учебного пособия занятие ддют\купавка - копия.jpg

- Точно такие же элементы пишем по краю подмалевки купавки. Начинаем писать с середины, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. И так наносим теневку на все три купавки.

- Теперь моем кисть и набираем зеленую краску. Будем писать листья. Нам необходимо: два элемента, чтобы изобразить листья – «дуга», «кривая линия». Проводим кончиком кисти плавную дугу и соединяем ее с кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Заполняем зеленым цветом внутренность листика.

C:\Users\311-2\Desktop\Уч.год 20172018\Многоцветье\Для учебного пособия занятие ддют\листья - копия.jpg

Осталось написать листья между купавками. Мы напишем группу из трех листьев. В центре листик большой, справа и слева поменьше. Таких групп получится три.

C:\Users\311-2\Desktop\Уч.год 20172018\Многоцветье\Для учебного пособия занятие ддют\листья - копия (2).jpg

Ну вот, с теневками на купавках мы закончили, с подмалевками листьев тоже. Проступим к оживкам, последнему этапу. Каким цветом мы будем писать оживку?

Ответы детей 

- Правильно, белым. Возьмите кисть, окуните в баночку с водой, наберите белую краску, лишнее снимите, кончиком кисти обведите сердцевинку купавки дугообразной линией. Также обведите кончиком кисти с белой краской скобку, которая располагается ниже сердцевинки.

C:\Users\311-2\Desktop\Уч.год 20172018\Многоцветье\Для учебного пособия занятие ддют\купавка - копия (2).jpg

Дети выполняют. Педагог подходит и помогает по необходимости.

- Замечательно. Теперь проведем дугообразные линии от сердцевинки купавки вниз.

C:\Users\311-2\Desktop\Уч.год 20172018\Многоцветье\Для учебного пособия занятие ддют\купавка - копия (3).jpg

- На листиках нанесем теневки черной краской в виде дугообразных линий. Затем оживку, белилами, рядом с теневкой, тоже дугообразными линиями.

C:\Users\311-2\Desktop\Уч.год 20172018\Многоцветье\Для учебного пособия занятие ддют\листья - копия (3).jpg 

Заключительный этап

- Молодцы, ребята, у вас отлично получилось!

Педагог просит учеников положить работы на стол для общего просмотра, чтобы все смогли увидеть каждую работу.

- На сегодняшнем занятии мы познакомились с одним из старинных русских народных промыслов.

- Как он называется?

- Какая особенность этой росписи?

- Какие основные элементы использовали мастера?

- Надеюсь, вам понравилось?

- Спасибо, ребята, за работу. Вы выполнили творческое задание и приобщились к вековым традициям русского народа. Вы были активны и заинтересованы. Приглашаю во Дворец творчества Кировского района на мои занятия. Вы сможете научиться мастерству росписи по дереву и не только.

  1. Методическое и техническое оснащение занятия

Материалы и инструменты: кисть круглая № 3, 5 деревянная заготовка диаметром 10 сантиметров, акриловая краска красного, черного, зеленого и белого цвета, баночка с водой, бумажная салфетка.

Демонстрационный материал:

  • Образец готового изделия
  • Изделия, выполненные в городецкой росписи
  • Изделия, выполненные детьми на занятиях

Раздаточный материал:

  • Бумага формата А3
  • Кисти № 3, 5 (синтетика или белка)
  • Акриловая краска черного, красного, зеленого и белого цвета
  • Деревянная заготовка диаметром 10 сантиметров
  • Бумажные салфетки
  • Баночка с водой
  • Тряпочка

Оборудование:

  • Стол, посадочные места.

  1. Литература

  1. Величко Н. К. «Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
  2. Супрун Л. Я. «Городецкая роспись». – Культура и традиции, 2006.
  3. Маврина Т. А. «Городецкая живопись». – Аврора, 1970.