Методическая разработка "Новогоднее украшение интерьера - сферический сосуд"

Андреева Ирина Ларисовна

Методическая разработка предназначена для учащихся второго и третьего года обучения  к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Керамос» базового уровня ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района.   Возраст детей для освоения программы - 12-14 лет. Лепка сферической поверхности включена в программу и является обязательным условием проработки данной фигуры, которая является основой для реализации многих творческих идей учащихся. Например – игрушка «Новогодний шар», «Яйцо», «Фрукты», «Ягоды», герои мультфильмов – «Смешарики», «Колобок» и т.д  Лепка сферы не требует обязательной деталировки, что существенно выявляет конструктивную основу формы, наряду с широкой возможностью применения различных видов декора.

 В основу методической разработки положено  знакомство и обучение скульптурной лепки из глины,  также применение конструктивной лепки – сборка основных частей в единую форму, применение шликера(склеивающая масса из глины) для соединения деталей, приемы заглаживания стыков с применением стеков  и вырезание  части формы с помощью стека. В процессе изготовления сферы учащиеся научатся приемам покрытия изделия глазурью, росписи круглой поверхности.

Цель занятия: Создание законченного изделия с применением технологий лепки скульптурной и конструктивной лепки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

г. Санкт-Петербург, Петродворцовый район, Санкт – Петербургский пр., 4 а.

Методическая  разработка

«Новогоднее украшение интерьера – сферический сосуд»

Автор-разработчик

Андреева Ирина Ларисовна

Педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2020

Пояснительная записка.

Методическая разработка предназначена для учащихся второго и третьего года обучения  к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Керамос» базового уровня.   Возраст детей 12-14 лет. Лепка сферической поверхности включена в программу и является обязательным условием проработки данной фигуры, которая является основой для реализации многих творческих идей учащихся. Например – игрушка «Новогодний шар», «Яйцо», «Фрукты», «Ягоды», герои мультфильмов – «Смешарики», «Колобок» и т.д  Лепка сферы не требует обязательной деталировки, что существенно выявляет конструктивную основу формы, наряду с широкой возможностью применения различных видов декора.

Для декора в данном случае мы будем использовать роспись глазурями.

В основу методической разработки положено  знакомство и обучение скульптурной лепки из глины,  также применение конструктивной лепки – сборка основных частей в единую форму, применение шликера(склеивающая масса из глины) для соединения деталей, приемы заглаживания стыков с применением стеков  и вырезание  части формы с помощью стека. В процессе изготовления сферы учащиеся научатся приемам покрытия изделия глазурью, росписи круглой поверхности.

Цель занятия: Создание законченного изделия с применением технологий лепки скульптурной и конструктивной лепки.

Задачи:

  1. Образовательная. Научить учащихся создавать самостоятельно керамическую поделку с использованием сферической поверхности. Ознакомление с полыми керамическими формами, формирование представлений об объеме.
  2. Развивающая. Развить навыки скульптурной и конструктивной лепки, умения склеивать детали, разравнивать, развивать навык  пользования инструментами – стеками. 
  3. Творческая. Научить декорировать изделия глазурями, расписывать  сферические поверхности.
  4. Воспитательная. Способствовать воспитанию  творческой личности, художественного вкуса, уважению к вещам, созданных  руками. Знакомить детей  с культурой декоративно прикладного искусства, скульптурой, историей керамики.

Материал:     глина

Оборудование: Эскизы, стеки, нож, скалочка деревянная, салфетка тканная, дощечка.

 Форма занятия:   групповая

теоретическая часть – ознакомление учащихся с техникой скульптурной и конструктивной лепки при создании сферы.

Ознакомление учащихся с техникой глазурования сферы, подборе цветовой гаммы для росписи и технике росписи сферической поверхности.

• практическая – творческое задание самостоятельно изготовить сферу (полый шар), вырезать в нем отверстие, разгладить швы и поверхность сферы. Подготовить сферу к сушке, обжигу.

Декорировать сферу глазурями.

Методы:

• словесный – беседа, объяснение;

• наглядный – демонстрация готового изделия, показ эскизов;

• репродуктивный – работа с формой;

• творческий – выбор и создание декора на форме шара.

План занятия:

  1. Ознакомление учащихся с изделиями, имеющих сферическую форму.
  2. Повторение знаний, что такое сфера.
  3. Проверка знаний и умений работы с инструментами и материалом. Техника безопасности.
  4. Знакомство с новыми знаниями и навыками в исполнении сферы из глины, изучение технологии изготовления сферы.
  5. Непосредственное изготовление сферического сосуда из глины.
  6. Применение на практике готового  изделия в интерьере.

Планируемые результаты: Индивидуально выполненный сферический сосуд - предмет интерьера, готовый для обжига.

Формы выявления результативности:  Выставка работ с обсуждением, индивидуальная беседа на всех стадиях выполнения работы.

Ход работы:

  1. Беседа – знакомство учащихся с историей керамики, с изготовлением керамических изделий в древности, изготовлением  посуды, сосудов и предметов быта.
  2. Описание процесса изготовления сферической формы – шара.

                                               Технологическая карта.  

1.

Берем кусок глины, заранее подготовленной для лепки.  Вылепливаем из него – шар, примерный размер в диаметре 8 см.

 

2.

Далее разрезаем этот шар на две половинки при помощи струны или стека.

3.

Далее, из каждой половинки шара начинаем вылепливать полусферу, надавливая на середину и сдвигаясь к краю изделия, формируем стенки полусферы, толщиной примерно 3 мм.

4.

Таким способом  изготавливаем две полусферы, края которых смазываем шликером..

5.

Далее соединяем   в единую конструкцию две половинки сферы – шар. При этом края половинок  промазываем шликером ( клеющая   масса из глины), предварительно сделав насечки стеком для лучшего сцепления поверхностей.

6.

Заглаживаем стык соединения  полусфер стеками. 

7.

Разглаживаем стеками, получившуюся сферическую форму.

8.

Чтобы изделие приобрело вид     изделия для украшения интерьера, мы вырезаем сбоку или по центру сферы, круг размером примерно 4 см. с последующим выравниванием края среза при помощи стеков или губки. В дальнейшем, в этот разрез можно будет поставить декоративные цветы или веточки вербы

9.

Следующий этап – изготовление подставки под дно сосуда. Для того, чтобы сосуд не катался по поверхности, необходимо сделать подставочку – жгутиковый бортик на дно поверхности. Для этого берем небольшой кусочек глины и скатываем его в жгут. Отрезаем необходимый размер, примерно 6-8 см, сворачиваем в колечко и приклеиваем на дно сосуда, используя шликер и стеки для нанесения насечек. Сглаживаем  все неровности в местах  присоединения жгута и дна поверхности сферы.  

10.

Изделие готово к сушке и дальнейшему утильному обжигу.

11.

Декорирование изделия глазурью. Методом окунания, покрываем внутреннюю поверхность сферы бесцветной глазурью. Далее наносим кистью рисунок или узор цветной глазурью. Покрытое декорированное изделие подготовлено к обжигу. Изделие обжигается при температуре 990 градусов.

12.

Готовое декорированное глазурью изделие

Используемая литература:

  1. Салахов А.М., Салахова Р.А. Керамика вокруг нас. – М.: Стройматериалы, 2008
  2. Мусина Р.Р. Российская традиционная керамика. – М., Интербукбизнес, 2006.
  3. Декорирование керамики. История, основные техники, изделия. Практическое руководство. – М,: Ниола 21 век, 2011
  4. Долорс  Рос. Керамика: Техника. Приемы. Изделия. – М.:АСТ – Пресс, 2012.