Конспект занятия «Рождественский ангел»

Кулага Татьяна Николаевна

Данное занятие может быть интересен педагогам дополнительного образования, работающим по направлению «декоративно – прикладное творчество», педагогическими работниками образовательных учреждений при организации кружковой работы и работы творческих объединений. 
Актуальность темы:

Занятия скульптурной техникой, способны воздействовать на всестороннее развитие ребенка, позволяют ребенку проявлять свою индивидуальность, создавать образы, развивать интерес к познавательной деятельности, развивать умения самовыражаться, развивать творческие способности, формировать потребности в достижении цели.

 Работая с капроном, нитками и клеем дети учатся аккуратности, терпению, самостоятельности, умение доводить начатое дело до конца. Техника скульптурный текстиль, не часто встречается в образовательных учреждениях, таким образом  данная методическая разработка по «скульптурному текстилю» составлена для педагогов дополнительного образования с целью обмена опытом. Представленная методическая разработка создана на основе практического опыта педагога доп.образования Кулага Т.Н. и предназначена для работы с обучающимися детского творческого объединения «Лавка чудес» декоративно-прикладной направленности в возрасте 11-16 лет.

Цель: Познакомить обучающихся с одним из видов декоративно прикладного творчества - скульптурный текстиль, по технологии изготовления «Рождественского ангела».

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с рождественскими традициями, фрагментом из истории праздника  Рождества.
  2. Освоить навыки работы с тканью и капроном.
  3. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение;
  4. Воспитание аккуратности, трудолюбия;
  5. Активизировать интерес к национальным культурным традициям.

Дидактический материал:

  1. иллюстрации из «Библии для детей», изображения ангелов.
  2. технологические карты «Рождественский ангел».

Литературный ряд: стихотворение А. Чарская «Рождественский ангел».

 Раздаточные материалы: белая ткань, капрон, синтепон, нитки, ножницы, клей.

Задание: изготовление «Рождественских ангелов» из ткани и капрона по технологической карте.

Универсальные учебные действия.

Личностные УУД:

• проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

• выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

• оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

• проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии, доверие к товарищу в работе.

Регулятивные УУД:

• определять с помощью педагога тему и цель урока;

• планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых действий;

• вносить изменения в деятельность с учетом возникших трудностей и ошибок;

• оценивать и сравнивать с образцом результаты деятельности (чужой, своей).

Познавательные УУД:

• умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

• наблюдать и делать самостоятельно выводы;

• формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

•импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Коммуникативные УУД:

• Умение задавать вопросы, на них отвечать, вести диалог с товарищами и педагогом;

• умение слушать и понимать других;

• умение работать в группе, в паре.

План занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие.

Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

2. Сообщение нового материала.

  • Тема и цель занятия.
  • Фрагмент из истории праздника Рождества.

3. Практическая работа.

  • Анализ изделия « Рождественский ангел».
  • Динамическая пауза.
  • Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и иглой.
  •  Изготовление сувенира совместно с педагогом.
  • Последовательность изготовления.

4. Подведение итогов. Рефлексия

Результативность реализации мастер класса.

Этап

занятия

Деятельность педагога

дополнительного образования

Деятельность

обучающихся

Универсальные

учебные действия

Организационный этап

  • знакомство с обучающимися;
  • мотивация  к учебной деятельности через  эмоционально-психологический настрой обучающихся.
  • Создание проблемной ситуации, которую дети решают вместе с педагогом ( тема мастер-класса скрывается в произведении А.Чарской)
  • Чтение произведений Ф.М.Достоевский;
  • знакомятся с педагогом;
  • выполнение несложных заданий, предложенных педагогом.
  •  
  • учиться определять цель и тему занятия;
  • слушать и понимать речь других;
  •  вступать в беседу.

 

Подготовительный (вводная часть)

  • создание рабочей атмосферы на занятии;
  • сообщение нового материала  в форме эвристической беседы;
  • демонстрация картинок с изображением ангелов;
  • систематизация знаний детей о фрагментах истории праздника Рождества.
  • организация динамической паузы для снятия статического напряжения.
  • участвуют в беседе;
  • выполнение несложных заданий, предложенных педагогом.

 

  • развитие познавательных мотивов;
  • уважать историю, культуру и традиции своего народа.
  • Умение слушать и понимать педагога, вступать в диалог.

Основной этап (практическая деятельность детей)

  • Актуализация знаний о технике безопасности при работе с ножницами и иглой.
  • Показ приемов шитья и декорирования изделия.
  •  
  • повторение за педагогом приемов шитья.
  • выполнение по технологической карте.
  • самостоятельный выбор и выполнение приемов декорирования.
  • Уметь самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  • Уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций.
  • Иметь мотивацию на получение новых знаний, имея возможность выбирать.
  • Формировать умение взаимопомощи друг другу.

Заключительная часть

  • предложение рассмотреть сшитые изделия.
  • обобщение знаний детей о использовании капрона.
  • выявление степени удовлетворенности детей занятием.
  • пролонгированная рефлексия.
  • участвуют в беседе.
  • высказывания детей о своем отношении к проведенному мастер-классу.
  • Умение детей оценивать работу и самостоятельно выбирать оценку своему изделию.
  • Закрепление положительной мотивации на получение новых знаний.
  • способность осуществлять рефлексию собственной деятельности и эмоционального состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект занятия на тему:

 

 

 

 

 

 

 

 «Рождественский ангел».

1. Организационный момент.

Приветствие.

- Здравствуйте дети, для совместной нашей деятельности, нам необходимо познакомиться, что мы с вами сейчас и сделаем. Каждый участник  нашего занятия, придумывает характеристику-прилагательное своего имени по первой букве.

Все произносят свои имена с характеристикой-прилагательным, причем второй называет имя первого с прилагательным и свое имя с характеристикой, третий – имя и характеристику первого и второго, а затем свое и т.д. Очень хорошо, что мы все познакомились, теперь я вам предлагаю для первых шагов нашего знакомства, взять в руки карандаш и листик и написать на нем свое пожелание из одного слова (удачи), отложите листики в сторону, в дальнейшем они нам пригодятся.

Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

Формируемые УУД:

• Учиться определять цель и тему занятия с помощью педагога;

• Слушать и понимать речь других, вступать в беседу.

- Сегодня мы будем говорить о самом замечательном празднике   Рождестве Христовом и о вещах его сопровождающих. У   русских поэтов есть стихотворения, посвященные этому прекрасному празднику. Я вам одно из них зачитаю. Слушайте внимательно и обратите внимание, в этом произведении скрывается загадка и тема нашего мастер –класса. (педагог читает стих.)

Ночь... Тишина... У киота
Тихо лампада сияет...
Светлый и радостный кто-то
Детский покой охраняет.
Очи, как звёзды мерцая,
Дивною блещут красою,
Кудри, до плеч ниспадая,
Тёмною вьются волною.
Он из надзвёздного мира
В мир поднебесный явился,
Рея в пространстве эфира,
К детской постельке спустился.
Вея крылом белоснежным
В милые сонные глазки,
Голосом тихим и нежным
Шепчет он дивные сказки...

(А. Чарская)

- Как вы думаете ребята о ком  эти стихи, какая тема нашего мастер-класса? Чем мы будем сегодня заниматься?

- Правильно, сегодня мы будем мастерить рождественских ангелов своими руками.

2.Сообщение нового материала.

Цель: познакомить детей с фрагментом истории возникновения праздника Рождества.

Формируемые УУД:

• Оценивать важность познания нового;

• Уважать историю, культуру и традиции своего народа;

• Умение слушать и понимать педагога, вступать в диалог.

А знаете ли вы историю этого праздника?

Сегодня на занятии  мы познакомимся с историей Рождества.  Но прежде, чем мы приступим к работе, я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации из детской библии с изображением рождественских событий.

В стародавние времена, более 2000 лет назад, одной страной правил жестокий царь Ирод. В одну из ночей царю приснился сон, что вскоре перед новым годом, родится мальчик, который займет место царя, что будет он добр и справедлив к народу. Разгневался царь, жестокость его не знала предела, он приказал своим слугам находить беременных женщин и убивать их вместе с не родившимися детьми. Деве Марии, которая в это время ждала ребенка, пришлось вместе с мужем Иосифом бежать из города, так как в городе Вифлееме не было места, где бы они могли спрятаться от преследователей, в гостиницах им везде отказывали. Единственное место, где можно было переночевать, был загон для скота, хлев, в котором остались ночевать Мария и ее муж. И родила Сына своего первенца и положила его в ясли, место, где находились маленькие новорожденные ягнята.

В это время вокруг городка Вифлеема находились пастбища. В ночь, когда родился Иисус, некоторые из пастухов не спали, сторожа свое стадо. Вдруг им явился ангел Господень, и возвестил о рождении Спасителя человечества.

В эту ночь зажглась на небе самая яркая звезда – Вифлеемская. Появление новой звезды увидели восточные мудрецы, и оправились в Вифлеем поклониться новому Иудейскому царю. В пути мудрецы следовали за яркой звездой. Придя в Вифлеем, мудрецы вошли в дом,  над которым остановилась звезда. Увидев Младенца с Марией, они поклонились ему и, первыми принесли дары новорожденному Иисусу – золото, ладан, смирну. Мудрецы тем самым первыми зародили традицию дарить подарки на Рождество. Так что дарить подарки друг другу на Рождество не только можно, но и нужно.

Без ангелов не обходится  ни одно Рождество. Раньше в предпраздничные дни продавались ангелочки из фарфора, воска, сахара, ваты, кружева, бумаги.

Изображения ангелов довольно часто использовали для Рождественских открыток.

- Вот мы и познакомились с праздником Рождество. И сегодня мы будем выполнять рождественского ангела из такого материала, как  капрона в технике скульптурный текстиль.

- Скульптурный текстиль это техника шитья из такого материала, как  капрон и синтепон.

3. Практическая работа.

 Анализ поделки « Рождественский ангел» по технологической карте.

Цель: формировать умение анализировать изделие, выделять из каких частей она состоит; определять способы сборки изделия.

Формируемые УУД:

• уметь составлять план и определять последовательность действий для решения учебной проблемы;

• уметь слушать педагога и товарищей, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

- Давайте рассмотрим образец и схемы изготовления сувенира.

  • Какие части тела можно выделить?
  • Из какого материала будут изготовлены эти части тела?
  • И чтобы вам хотелось добавить в ваше изделие?

- Молодцы, ребята! А теперь давайте мы немножко отдохнем и продолжим нашу работу.

Динамическая пауза. Двигательно-речевые упражнения

Горит огнями елочка, под нею тени синие,          Поднимаем руки вверх

 

Колючие иголочки, как будто в белом инее.      Опускаем через стороны, вниз

 

Огни на елке яркие повсюду зажигаются.         Наклоны вправо, влево

 

Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются     Ходьба на месте, улыбка

 

- Теперь можем и трудиться? Мы ничего не забыли?

Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.

Изготовление изделия совместно с педагогом.

Цель: формировать умение самостоятельно собирать и изготавливать изделие.

Формируемые УУД:

• уметь самостоятельно организовывать свое рабочее место;

• уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций;

• иметь мотивацию на получение новых знаний, имея возможность выбирать;

• Формировать умение взаимопомощи друг другу.

- Вот теперь мы готовы мастерить. На ваших столах есть все необходимое для изготовления  рождественских ангелов, которыми можно будет украсить елку, интерьер или подарить друзьям или близким. (Педагог демонстрирует образцы изделий).Для изготовления сувенира понадобиться белая ткань, капрон и синтепон. Не забудьте ребята о наших листиках в начале занятия, их нужно вложить в ваши мешочки из ткани.

Последовательность изготовления изделия «Рождественский ангел» (Приложение 1)

  1. Подбор материала (из капрона и синтепона).
  2.  Создание заготовок  для каждой части тела (квадраты из капрона)
  3.  Прошить все стороны каждого квадрата швом «вперед игла».
  4.  Сформировать из прошитых частей капрона мешочек и набить синтепоном.
  5.  Разделить на 4 части из белого каната отрезки.
  6. Выбрать заготовку из белой ткани и прошить ее швом «вперед игла» сложив при этом в форме мешочка.
  7. Квадрат белой ткани сложить веером и сшить серединку.
  8. Пришить веер из белой ткани к мешочку.
  9. Пришить большой шарик из капрона к мешочку из белой ткани.
  10. Пришить готовые части (руки и ноги) к мешочку из белой ткани.
  11. Выбрать фурнитуру (глазки, бусины). Приклеить волосы.

 Дети приступают к самостоятельной работе, пользуясь технологической картой. Педагог оказывает индивидуальную помощь, проводит текущий инструктаж.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: уметь анализировать свою практическую деятельность.

Формируемые УУД:

• умение детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки;

• закрепление положительной мотивации на получение новых знаний;

• формирование умения работать в коллективе.

На праздник Рождества принято дарить подарки. Эта традиция уходит корнями в далекое прошлое. Рождество возвестило людям о начале новой, чудесной жизни.  В эти дни мы дарим друзьям и близким сладости, сувениры в виде ангелочков, рождественских звезд, добрых гномов, декоративные подсвечники и свечи, товары с рождественской тематикой.

Все родные и близкие собираются за одним большим столом, обмениваются поздравлениями и, конечно, дарят подарки. Но самый хороший подарок,  это то, что вы сделали своими руками. Так как мы в начале нашего мастер – класса положили в наших ангелов пожелание и сделали их своими руками, мы смело можем их дарить нашим близким людям.

 -Вот и закончился наше занятие. Какие трудности вы испытывали при их изготовлении «Рождественского ангела»? Что было для вас интересного и полезного?