Конспект "Шерстяная акварель"

Павлова Татьяна Петровна

Конспект занятия "Шерстяная акварель" по программе "Художественный войлок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект33.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Дом детского творчества «Левобережный»

 Невского района Санкт-Петербурга

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Художественный войлок»

1 год обучения

Тема занятия:

«Рисование шерстью. Зимний пейзаж»

Педагог дополнительного образования:

Павлова Татьяна Петровна

Санкт-Петербург

2016

Тема занятия «Рисование шерстью. Зимний пейзаж».

Цель: Создать условия для развития творчества через знакомство с приёмами техники рисования шерстью.

Задачи:

Предметные:

    - познакомить с приемами, необходимыми для рисования шерстью. Вытягивание, щипание, выстригание, смешивание, скручивание.

    - закрепить умения и знания в основах цветоведения (холодная гамма)

    - закрепить знания и умения в законах воздушной перспективы в пейзаже

- закрепить представление о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

Метапредметные:

- содействовать развитию воображения, способности к созданию обобщённого художественного образа;

- содействовать совершенствованию умения применять теоретические знания, полученные на занятии, в самостоятельной работе;

- содействовать развитию умения создавать замысел и планировать последовательность выполнения работы;

Личностные:

- содействовать формированию эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира через работу с шерстью.

     - содействовать развитию внимания.

- содействовать развитию мелкой моторики, аккуратности;

- содействовать воспитанию чувства единения, дружбы в коллективе.

Планируемые результаты:

Предметные:

    - овладеют приёмами, необходимыми для рисования шерстью. Вытягивание, щипание, выстригание, смешивание, скручивание.

     - будут уметь создавать изображение последовательно от создания основы до включения в изображение мелких деталей;

    - смогут соблюдать законы воздушной перспективы и применять холодную цветовую гамму.

Метапредметные:

     - научатся планировать деятельность на основе осмысления последовательности  наложения, создаваемых фрагментов изображения;

     -отработают умение находить главное в работе и отражать его в названии.

Личностные:

     - сформируется стремление создавать оригинальные творческие работы, чтобы радовать окружающих людей;

     - прочувствуют красоту и гармоничность природы;

     - переживут ощущение успеха, которое поможет поверить в себя, в свои художественно-творческие возможности.

Форма проведения: традиционная

Приёмы занятия: 

  • Словесный- устное изложение, беседа;  
  •  Наглядный- показ презентации, показ (исполнение) педагогом, показ  иллюстраций;
  • Практический- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный, индивидуально-фронтальный, индивидуальный.

 Используемые педагогические технологии:  Алгоритмирование.       

Оборудование учебного занятия

    для педагога 

  1. Интерактивная доска.
  2. Презентация
  1. Мольберт, рама (А2), пинцет, ножницы, войлок для демонстрации последовательного выполнения работы с техникой рисования шерстью
  2. Видео физкультминутка

  для обучащихся

  1. Рама (А5)
  2. Войлок (шерсть)
  3. Ножницы, пинцет

План занятия

  1. Оргмомент, проверка готовности к уроку (1 мин)
  2. Проверка пройденного материала. (6 мин)
  3. Знакомство с новой темой. (10 мин)

-цветовое решение

- приёмы

  1. Инструктаж. (2 мин)
  2. Физкультминутка. (1 мин)
  3. Выполнение работы. Практическая часть. (20 мин)
  4. Рефлексия. (5 мин)

Ход занятия

1. Оргмомент. Приветствие. 

      Педагог: Здравствуйте, ребята! Как настроение? Надеюсь хорошее, для того, чтобы творить.

2. Проверка пройденного материала. 

      Педагог: В нашем объединении «Художественный войлок» мы много чего уже изучили. И нас впереди ждёт ещё не меньше интересного. Но прежде чем перейдём к новой теме давайте вспомним об основных моментах. Давайте  поиграем в викторину.

  • Назовите самое популярное изделие из шерсти? (валенки)
  • Чью шерсть мы используем при валянии? (овца, коза)
  • Назовите основные два способа валяния? (сухое и мокрое валяние)
  • Какие мы используем  инструменты и материалы при сухом валянии? (игла, губка)
  • Какие мы используем инструменты и материалы при мокром валянии? (вода, мыло, плёнка, распылитель)
  • Как называется жанр в изобразительном искусстве, изображающий природу? (пейзаж).

3. Знакомство с новой темой.

            Педагог: Из шерсти можно не только валять но и рисовать, не прибегая ни к помощи иголок для валяния, ни к мыльной воде. Картины из шерсти получаются очень воздушные, акварельные, каждая прядка - это как мазок кистью. Работа над картиной начинается с идеи произведения. Ее можно почерпнуть отовсюду. И в первую очередь, конечно, природа - бесконечный источник творческих идей.

Сегодня мы будем изображать природу зимой- зимний пейзаж. Для зимнего пейзажа используют какие цвета.?

Педагог:  Цвет снега?  

Дети: белый, светло-голубой.

Педагог: Цвет ночи?

Дети: синий, фиолетовый.

Педагог: Цвет льда?

Дети: голубой, серый.

Педагог: А как они называются все вместе?

Дети: холодные цвета.

Синий, фиолетовый, голубой, серый, белый. Но можно и применять лимонный жёлтый, холодный розовый.

 Педагог:  А сейчас я покажу вам основные приёмы работы с шерстью. Вы можете повторять за мной.

Демонстрация приёмов

  • «Вытягивание шерсти» - вытягиваем из гребенной ленты, которую держим в одной руке, пальцами другой руки волокна шерсти, образующие тонкие пряди.

Педагог: Шерсть должна быть лёгкой, воздушной.  Где можно применить этот приём?

Дети: Такой способ мы используем часто при сухом и мокром валянии.

Педагог:  В данном случае его можно использовать при выкладывании фона (небо, снег, сугробы)

  • «Смешивание цветов» - плавная растяжка цвета. Она удаётся при взаимном перекрывании слоёв шерсти разного цвета. Чем "прозрачнее" мы будем отрывать прядки, тем легче добиться перетекания цвета.

Педагог: Где мы уже применяли этот приём?

Дети: При изготовлении бус.

Педагог: Где можно применить этот приём?

Дети: Во всех объектах.

  • «Щипание» - берем в одну руку гребенную ленту нужного нам цвета, при этом берется именно сгиб ленты; пальцами другой руки мы частыми быстрыми движениями щипаем поверхностные волоски ленты. В руках образуется пушистый комочек, который мы и выкладываем на рабочую поверхность.

Педагог: Где можно применить этот приём?

Дети: При выкладывании луны, солнца, плавных переходах на небе, облаках, снеговика, домика.

Этот метод используется для плавности перехода одного цвета в другой.

  •  «Скручивание»- прядку шерсти сначала вытягиваем и пальчиками скручиваем.  

Педагог: Где мы уже применяли этот приём?

Дети: При изготовлении тычинок для цветка. Делали ремешок для сумочки.

Педагог:  Только тогда мы скручивали ладошками, а здесь ещё включаем пальчики для более тонких жгутиков.

Педагог: Где можно применить этот приём?

Дети: Стволы и ветки деревьев.

  • «Настригание»- прядь шерсти вытянутую или скрученную нужной формы и размера нарезаем ножницами,  получившиеся кусочки можно брать и выкладывать на картину пинцетом.

Педагог: Где мы уже применяли этот приём?

Дети: Ещё не применяли.

Педагог: А в наших  картинах,  для каких объектов можно использовать?

Дети: Елка, падающий снег и снег на деревьях

4.. Инструктаж по технике безопасности.  Материалы и инструменты для работы Педагог: Приступая к работе, прежде всего необходимо изучить свойства и характеристику материалов и инструментов для работы шерстью. Перед вами лежат материалы и инструменты: шерсть, ножницы, пинцет, рама.

Подумайте, где таится опасность при работе с этим инструментом или  материалом.

Дети: Поочерёдно каждая группа отвечает.

1. Для работы нам понадобится шерсть

Не вытягивайте сильно шерсть, чтобы не толкнуть случайно соседа. Не класть в рот.

2. Рамка со стеклом. Не поднимать стекло высоко над столом, может упасть и разбиться.

3. Ножницы. Ножницы нельзя оставлять в открытом виде, передавать лезвиями вперед, класть на край стола, они могут упасть и поранить,   Не подходите к товарищу во время работы с ножницами.

4. Пинцет Не размахиваться и не направлять на соседа.

5 Физкультминутка.

6. Выполнение работы. Практическая часть.

А теперь закройте глаза и представьте зимний пейзаж какой бы вы хотели нарисовать.  Это может быть  ночью, днем, домик, елка, снеговик и т.д.

Откройте глаза.

Задание: нарисовать шерстью «Зимний пейзаж», используя те приёмы, о которых мы сегодня говорили.

Работа над созданием картины.

1 этап.   Выкладываем фон, начиная с заднего плана картины. На подготовленную поверхность выкладываем шерсть,  равномерно заполняя всю площадь в любом направлении. При этом вытягиваем волокна из шерстяной ленты в виде широких тонких прядей.

2 этап. Выкладываем элементы: Домик, снеговик, луна или солнце, стволы деревьев.

Прорисовываем и оформляем мелкие детали.

3 этап. Прижимаем картину стеклом, вставляем в раму. С обратной стороны скрепляем.

4 этап.  Обрезаем ножницами выступающую за его пределы шерсть и тем самым завершаем работу над картиной.

Каждый этап проверяется на готовность. Только после этого переходим к следующему.

  1. Рефлексия.

Педагог: Как вы думайте, ваша работа закончена?

Дети: да и нет.

Педагог: Те, кто считает, что работа не завершена, на следующем занятии закончит.

 После завершения мы оформим  выставку в кабинете. А для выставки оформление картины завершено?

Дети: нет

Педагог: вам домашнее задание. Придумать название к картине и подготовить этикетку.

А теперь давайте покажем, что у нас получилось. Поднимите картины.

Сегодня мы рисовали каждый свою работу, на следующем занятии мы продолжим рисовать шерстью, только сделаем коллективную, общую. А фон для этой картины мы подготовим уже сегодня, из ваших эмоций.

В корзине лежит шерсть три цвета. Каждый цвет что-то означает, а именно:

      Зелёный -  очень понравилось рисовать шерстью, всё понятно.

     Голубой - понравилось, но сначала были трудности

     Жёлтый - сложно использовать приёмы и не понятно.

Выберете подходящий для вас цвет и выложите на на основу.