Урок ФГОС по дополнительному образованию Изготовление керамического панно «Ягоды и цветы тундры» с налепными элементами.

Вора Екатерина Васильевна

Вора Екатерина Васильевна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Предмет: дополнительное образование ДО «Глиняная игрушка и керамика» Класс: II год обучения Тип занятия): создание продукта изобразительной деятельности, метод П и О, МШ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О.: Вора Екатерина Васильевна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Предмет: дополнительное образование ДО «Глиняная игрушка и керамика»

Класс: II год обучения

Тип занятия): создание продукта  изобразительной деятельности, метод П и О, МШ

Технологическая карта изучения темы

Тема

Изготовление керамического панно «Ягоды и цветы тундры» с налепными элементами

Целевые ориентиры

Организовать деятельность воспитанников по ознакомлению с техникой пластового ремесла, приемами изготовления керамического панно с налепными элементами (создание продукта изобразительной деятельности) с применением метода ТРИЗ.

Планируемый результат

(Базовый уровень и повышенный уровень)

Основные понятия

Предметные:

Знание: о технике ластового рельефа,  налепных элементов.

Умения: поиск нового ведется по МП и О, переход от реальных проб и ошибок и целенаправленным мысленным экспериментам путем создания аналоговых и цифровых моделей желаемого и возможных решений.  Развитие творческого воображения, использования методологии творчества.

Личностные: формирование мотивации изучения темы, реализация творческого потенциала, развитие логического мышления, систематизация знаний.

Метапредметные:

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умения делать выводы, прогнозировать, работать по алгоритму (плану).

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, организация учебного сотрудничества.

Методы техники исполнения художественного произведения с передачей композиции ритма, колорита, изображение элементов продукта.

Моделирование, пластичность, ручная лепка, творчческие задачи.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство (рисование, живопись), биология, природоведение, керамика.

Ресурсы:

  • Основные

  • дополнительные

ДО «Керамическая скульптура и керамика». Автор Лобанова В.А.

ДО «Глиняная игрушка и керамика», программа. Автор Вора Е.В.

Иллюстративный материал «Ягоды и цветы тундры», панно, выполненное воспитанниками прошлых лет, эскизы, выполненные на предыдущих занятиях. Презентация занятия «Изготовление керамического панно с налепными элементами «Ягоды и цветы тундры»

Информационно-образовательное пространство (виды деятельности в рамках занятия)

Мотивация изучения темы: Просмотр презентации. Слайд 1 – тема, аннотация, слайд 2 – план занятия. Слайд 3 - формы посуды, бытовые предметы. Слайд 4 – глиняные игрушки, скульптурные композиции, предназначенные для украшения  интерьера. Слайд 5 – мир флоры уникален и бесконечно разнообразен.

Подготовка  к усвоению нового материала, анализ учебной ситуации.

Моделирование этапов изучения нового материала.

Определение: что такое эскизный рисунок, мир флоры, пластовый рельеф, панно, налепные элементы.

Самостоятельная работа: творческое задание «Изготовление  керамического панно с налепными элементами «Цветы и ягоды тундры»

Контроль и самоконтроль: выполнение заданий.

Образовательные технологии

Методика развития творческого мышления и творческих способностей ТРИЗ. Развитие способностей к самоуправлению в творческой деятельности через рефлексию.

Систематизация перебора вариантов: поиск ведется МП и О.

Использование методологии творчества, развитие творческого воображения.

Основное содержание

На занятии рассматриваются приемы изготовления  керамического панно с налепными элементами (создание продукта изобразительной деятельности, используются методы техники исполнения художественного произведения с передачей композиции, ритма, колорита, изображение элементов продукта)

Ключевые слова: моделирование, пластичность, ручная лепка, творческие задачи.

Технология проведения

Деятельность

Задания

воспитанникам для достижения запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Педагогического работника

Обучающихся

Базовый уровень

Повышенный уровень

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание учебного настроя на деятельность.

Организационный момент: Создание мотивацию для включения воспитанников в учебный процесс, слайд 3

Проверка готовности к занятию

Обучающиеся готовят художественные материалы к занятию

Обучающиеся включаются в образовательный процесс

Обучающиеся  проявят эмоциональное отношение в учебно-познавательной деятельности

Личностные: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

Познавательные: внимательно слушают педагога и ребят по занятию.

Коммуникативные: планирование совместного сотрудничества со сверстниками и педагогом.

Регулятивные: способность прогнозировать деятельность на занятии.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.

Цель: развитие творческого воображения воспитанников.

Обеспечить теорию решения изобретательных задач.

Ставит проблемный вопрос. Изготовить керамическое панно-создание продукта изобретательной деятельности. Слайд 4,5,6. Предлагает выполнить задание

Высказывание о керамической посуде, скульптуре, малых форм. О мире флоры Ямала, о пластовом рельефе.

Воспитанники выполняют несколько поисковых работ по эскизам панно.

Воспитанники выполняют эскизный рисунок

Выполнение эскиза в цвете

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия.

Коммуникативные: учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

  1. Постановка учебной задачи

Цель: формирование темы и постановка задач. Составление плана работы.

Подготовка к основному этапу занятия - обеспечение мотивации, цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Педагог задаёт вопросы, подводит воспитанников к постановке алгоритма новой темы.

Отвечают на вопросы педагога, обсуждают задаваемые вопросы; пытаются сформулировать тему и цель урока, составить план работы.

Воспитанники  формулируют тему и задачи занятия, составляют план работы.

Воспитанники попытаются ответить на вопросы педагога и сформулировать тему занятия.

Воспитанники ответят на вопросы педагога, формулируют тему занятия.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение. Формулировка проблемы. Структурирование знаний.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

  1. Построение проекта выхода из затруднения (составление алгоритма или образца)

Цели: выявление воспитанниками новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

Педагог объясняет новую тему занятия в сопровождении презентации, используя метод проблемного изложения, создавая учебные ситуации, вовлекает учащихся к диалогу.

(Слайд № 1)

Воспитанники воспринимают учебный материал, анализируют информацию, делают выводы, находят ответы на проблемные вопросы, работают с информацией, выделяя главное.

Воспитанники выполняют эскизный рисунок (слайд 8).продумывают  композицию расположения элементов.

Воспитанники узнают о эскизе, его предназначении.

Воспитанники узнают о значении эскизного рисунка, истории его появления и применения, сделают выводы, найдут способ действия с информацией.

Личностные: формирование мотивации и самомотивации изучения темы, реализация творческого потенциала. Развитие ответственности за качество своей деятельности.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, самооценка.

Познавательные: сопоставление ситуации, работа с информацией.

Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.

  1. Самостоятельная работа

Цель: лепка керамического панно с налепными элементами

Перед выполнением практической работы проведение физкультминутки. Педагог ставит перед воспитанниками проблемный вопрос: с каким материалом будут работать и с чего начать работу над панно? Какие формы можно применять?

Воспитанники работают по алгоритму. Выполняют творческие задания: керамическое панно с налепными элементами.

Воспитанникам предстоит выполнить практическое задание «Керамическое панно с налепными элементами «Цветы и ягоды тундры».

Воспитанники выполняют задание

Воспитанники выполняют задание

Познавательные: сопоставление, анализ, построение цели рассуждений, работа.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование.

Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Подведение итогов и результатов занятия:: открытость воспитанников в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества - рефлексия

Воспитанники отвечают на вопросы рефлексии и показывают свое настроение.

Отвечают на вопросы:

  • Самое интересное на занятии было …
  • Чему я научился…
  • Что я узнал новое…

Выбирают смайлик «настроение».

На следующем занятии дети, мы будем расписывать наше панно «цветы и ягоды тундры»

Воспитанники сумеют дать ответы на вопросы рефлексии.

Воспитанники сумеют дать ответы на вопросы рефлексии с пояснениями.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия.

Личностные: Самооценка на основе  критерия успешности, понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «школа-интернат среднего общего образования» села Самбург Пуровского района Изготовление керамического панно растительного мира «Ягоды и цветы тундры» с налепными элементами Вора Екатерина Васильевна Педагог дополнительного образования.

Слайд 2

Изготовление керамического панно растительного мира «Ягоды и цветы тундры» с налепными элементами Цель: обучить технологии изготовления изделия с налепными элементами. Вызвать интерес к гончарному ремеслу, как к одному из древнейших и всегда процветающих видов творчества. Удивительный материал глина – служит человеку на протяжении многих тысячелетий. С древних времен до современности она является основой многих вещей, окружающих человека. Сферы ее применения неисчерпаемы: промышленное производство и строительство, изготовление различных приборов и оборудования, строительство и отделка домов, украшение интерьера, создание бытовой утвари. Однако, керамика выполняет не только утилитарную роль в нашей жизни. Особое значение она имеет в развитии творческого потенциала человечества. Изготовление различных художественных изделий из глины является одним из древнейших видов искусства. Уже много веков назад оно получило признание не только среди знатоков, но также среди самых разных слоев населения всех времен и народов.

Слайд 3

Аннотация На занятии рассматриваются приемы изготовления керамического панно с налепными элементами (создание продукта изобразительной деятельности) с применением метода ТРИЗ. Используются методы техники исполнения художественного произведения с передачей композиции, ритма, колорита, изображение элементов продукта. Ключевые слова: метод «проб и ошибок», «мозговой штурм», метод контрольных вопросов, моделирование, пластичность, ручная лепка, творческие задачи.

Слайд 4

План занятия 1. Беседа «Растительный рельеф», знакомство с техникой пластового рельефа. 2. Постановка художественной задачи. 3. Выполнение эскиза. 4. Работа в материале. 5. Техника безопасности. 6. Подведение итогов. Материалы и приспособления, оборудование: стаканчики для воды, тряпочки, стеки, станочки, глина; Иллюстративный материал: ягоды и цветы тундры, панно, выполненные детьми, шаблоны панно, эскиз выполнения на предыдущем занятии.

Слайд 5

Блок мотивации Много тысячелетий назад человек обнаружил удивительные свойства одной из самых распространенных земных пород – глины. Неплодородные бесформенные куски земли, которые намокнув, превращаются в жижу, высохнув же в пыль, развеваемую ветром. Однако со временем, люди обратили внимание на то, что глина может придавать разные формы: посуды, бытовых изделий, которые изготавливались в России, было великое множество.

Слайд 6

Огромной популярностью в России пользовались глиняные игрушки. Скульптурные композиции, предназначенные для украшения интерьера

Слайд 7

Блок разогрева Мир флоры уникален и бесконечно разнообразен. Заметьте, что в каждом регионе нашей страны свой неповторимый климат и уникальный растительный мир: мы с вами живем на Ямале, посмотрим что есть у нас.

Слайд 8

Для изготовления тарелки с налепными элементами, нам понадобятся следующие инструменты и приспособления: это, прежде всего, наши руки, больше доверяйте своим рукам – они у мастерового человека умные и чуткие. Основной инструмент в нашем деле – пальцы, с их помощью модно создать и простые и сложные элементы лепки: стеки, гончарные ножи, деревянный станочек, скалка, шаблоны, струна с ручками, кисти, жидкая глиняная масса, емкость для воды, губка, полотенце.

Слайд 9

Сегодня вы будете составлять налепные узоры – цветы и ягоды тундры, которые растут у нас на Ямале. Сначала выполняем цветной эскиз, а потом уже переносим замысел в лепку. Эскиз помогает продумать композицию, уточнить форму элементов, наметить цветосочетание. А еще удобнее наметить композицию прямо на подготовленной пластине – прорисовать стекой опорные элементы или хотя бы наметить точки будущего узора.

Слайд 10

Возьмите небольшой кусочек глины, скатайте из него шар. Затем с помощью скалки или просто руками сделайте из шара лепешку. Для удобства вырезаем круг из бумаги и пользуемся им как меркой, накладываем на раскатанный слой и обводим стекой.

Слайд 11

Приступим к изготовлению налепных деталей. Этот прием известен давно. Налепные узоры используются как декоративные элементы, их используют для украшения поверхности разных предметов, плоских и объемных, в данном случае на плоской тарелке. Элементы, из которых будете составлять узор, это цветы шиповника, листья, стебельки. Крепятся налепные элементы на предварительно взрыхленной и смазанной жидкой глиной (шликером) поверхности.

Слайд 12

Начинайте работу с крупных элементов : с цветов, затем стебельки и листья.

Слайд 18

Проклеив детали, готовую тарелку покройте с помощью кисти жидкой глиной. Жидкая глина закрывает мельчайшие щели между деталями, объединяет композицию в ежиное целое и делает поверхность более плотной и гладкой.

Слайд 20

Просушка изделия требует несколько дней при комнатной температуре, обжигать до полного высыхания не следует

Слайд 21

Сюжетов для работы – хоть отбавляй . А самое главное, когда вы сделаете панно и повесите на стене, лето будет у вас дома в течение долгой зимы. Будет тепло и от того, что работа выполнена своими руками. Необычайный кладезь возможностей самовыражения таится в работе с пластовым рельефом. Любая тема, необычный ракурс, сложная пластика может быть выполнена легко и непринужденно.