Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Сундучок"

Волковецкая Виктория Вячеславовна

 

Из года в год усиливается интерес к различным видам рукоделия. Умение делать вещи своими руками приносило особое удовлетворение. В наше время каждый ребенок стремиться быть не похожим на остальных, это проявляется в стремлении лучше одеваться, учиться, выглядеть. Поэтому задачей педагога является уделить внимание индивидуальным особенностям и желаниям каждого ребенка. Занятия рукоделием помогут детям реализовать свои идеи.

Декоративно – прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах новизну и элементы сказочности.

В процессе создания поделок, у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно – прикладного искусства в жизни. У детей проявляется интерес, а это зарождающее чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.

Воспитательный идеал сформулирован в концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности. Дети со школьного возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками работ. Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда. А сколько радости доставят родным выполненные ребенком прихватка, салфетка, цветок! Все вещи хранят тепло детских рук, которые их создавали. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность.

Настоящая общеобразовательная программа рассчитана на полный курс обучения и адаптирована к условиям учреждения дополнительного образования детей с учетом возрастных и индивидуальных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл x1b2acch6hab-yssj_w_tgxp.docx54.61 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию и делам молодежи Администрации г.Алейска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества" города Алейска Алтайского края

Принята на Педагогическом

совете

Протокол №1

от « 13 » января2020г.

Утверждена приказом директора

____________/Т.В.Абайдулина

Приказ № 138

от «13»  января 2020г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной  направленности

«Сундучок»

Возраст учащихся: 10 - 14 лет.

 

Автор - составитель :

Волковецкая Виктория Вячеславовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы         

1.1. Пояснительная записка         

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты         

1.3. Содержание программы         

2. Комплекс организационно - педагогических условий         

2.1. Календарный учебный график         

2.2. Условия реализации программы         

2.3. Формы аттестации         

2.4. Оценочные материалы         

2.5. Методические материалы         

2.6. Список литературы         


1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

Из года в год усиливается интерес к различным видам рукоделия. Умение делать вещи своими руками приносило особое удовлетворение. В наше время каждый ребенок стремиться быть не похожим на остальных, это проявляется в стремлении лучше одеваться, учиться, выглядеть. Поэтому задачей педагога является уделить внимание индивидуальным особенностям и желаниям каждого ребенка. Занятия рукоделием помогут детям реализовать свои идеи.

Декоративно – прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах новизну и элементы сказочности.

В процессе создания поделок, у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно – прикладного искусства в жизни. У детей проявляется интерес, а это зарождающее чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.

Воспитательный идеал сформулирован в концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности. Дети со школьного возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками работ. Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда. А сколько радости доставят родным выполненные ребенком прихватка, салфетка, цветок! Все вещи хранят тепло детских рук, которые их создавали. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность.

Настоящая общеобразовательная программа рассчитана на полный курс обучения и адаптирована к условиям учреждения дополнительного образования детей с учетом возрастных и индивидуальных

Нормативные правовые основы разработки ДООП:

Настоящая программа составлена в рамках действующей нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность образовательного учреждения:

  • Конституция РФ. Основной закон Российского государства(12.12.1993г.);
  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ.;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» 24 июля 1998 года № 124-ФЗ. Конвенция о правах ребёнка  (Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1989г.);
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением     Правительства Российской Федерации от 04.09.14 No1726-р);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013
  • № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

от 4 июля 2014 г. No 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014 г., рег.No 33660);

  • Концепция развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года (утверждена распоряжением Администрации Алтайского края  22.09.2015 г. No 267р);

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения обучающиеся получают более углубленные знания о закономерностях строения композиции, декоративной стилизации форм, правилах декоративной обработки материалов, а так же использование нетрадиционных материалов. Учащиеся работают в нетрадиционных техниках оформления изделий.

Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых на занятиях ДПТ, ребенок укрепляет свою социальную принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставит радость другим.

Актуальность:

  Данная программа является актуальной, поскольку в наше время разные виды творчества и декора находятся на пике моды. И это не удивительно. У человека всегда была потребность в создании чего- либо, то есть творческое самовыражение. У современных людей отпала необходимость самим шить одежду. Но, так или иначе, часто хочется придать обычным вещам индивидуальность. В этом как раз может помочь декор или декоративно-прикладное искусство. Каждый человек может найти себя в творчестве и начать создавать вокруг себя красоту. Каким видом рукоделия вы бы не занимались, любой вид творчества придает сил и энергии, помогает бороться со стрессом и сделать жизнь ярче.

Отличительная особенность:  

При составлении программы учитывались современные тенденции в рукоделии, как в нашей стране, так и за рубежом. Значительное место на занятиях рекомендуется отводить заданиям творческого характера, умению, основываясь на полученных навыках, находить свое собственное решение окончательного результата.

Во время занятия проводиться объяснение последовательности выполнения задания. Это является целью развить индивидуальные возможности детей. Большинство предлагаемых работ выполняется за одно занятие, в конце работы важно подвести итог, отметить лучших, можно провести сюжетно-ролевую игру. Готовые поделки украсят выставку. Очень важно учитывать в работе, что дети любого возраста склонны оценивать факт выполнения поделки независимо от ее качества, поэтому любую работу необходимо одобрить, вдохновить ребенка, что следующая его поделка будет выполнена еще лучше. Как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за проявленную настойчивость на пути к достижению цели возникает трудолюбие.

Обучение включает в себя  метапредметность.  

Вид ДООП:

Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и  уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.

Направленность ДООП: Художественная по основному содержанию и направлению деятельности.

Адресат ДООП: Для занятий объединяются дети 10-14 лет, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Прием детей в группы осуществляется без отбора.

Половозрастные и социальные особенности обучающихся .

 Возраст 10-14 лет направлен своим вниманием на конкретику, детали, большой интерес к новому и желание попробовать себя в нѐм. Дети уже получили определѐнные навыки, у них появляется желание выполнить изделие более сложной формы, более сложную композицию, возможность отразить в них своѐ видение мира, отдельного события. Дети данного возраста отличаются остротой восприятия действительности и окружающего мира в целом. Характерная особенность этого возраста — ярко выраженная эмоциональность восприятия. Они лучше запоминают все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик, и пытаются это воспроизвести своими руками. Они еще не могут всесторонне обдумывать свои решения, принимают их торопливо, наспех, импульсивно. Поэтому педагог берет на себя роль наставника. В целом, так как в этом возрасте дети очень эмоциональны, то успешно происходит художественно-эстетическое развитие.

    Форма проведения занятий – групповая;

Форма обучения: Очная.

Особенности организации образовательной деятельности:

 Программа составлена с учетом возвратных особенностей детей, и индивидуального подхода к каждому учащемуся. На занятиях ребенок освоит все о структуре моды модных направлений, но еще и новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших детей.

Программа дает ребенку попробовать свои силы в разработке изделия от эскиза - задумки до его воплощения в жизнь, выбрать приоритетные направления и максимально реализовать себя в нем.

Срок и объем освоения ДООП: программа рассчитана на 3 года обучения

Режим занятий: Занятия с детьми проводятся в определенные дни недели, согласованные с расписанием кружковой работы.

Занятия проводятся в светлом просторном помещении, где имеются места для хранения детских работ, необходимое оборудование, литература. В зависимости от конкретных условий и творческих интересов детей, педагог самостоятельно варьирует количеством часов на освоение той или иной темы.

Структура занятия соответствует валеологии.

Продолжительность занятия:  80 минут, через 35 минут перемена, перемена 10 мин.

Таблица 1.1.1

Режим занятий

   

Предмет Сундучок

Почасовка

Второй модуль

2раз в неделю по 2 часа

72 часа    

Третий модуль

2раз в неделю по 2 часа

60 часов  


1.2.1. Цель, задачи, ожидаемые результаты

1 год обучения, второй модуль

Цель:  Создание  условий  для  обеспечения развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение им знаниями и умениями изготовления изделий из фоамирана, формирования устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области декоративно-прикладного искусства

Задачи:

Личностные

•        формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни

Метопредметные

•        развитие мотивации к художественному творчеству, потребности в саморазвитии, ответственности, активности, аккуратности.

Образовательные (предметные):

•        умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи,   создавать сувениры из фоамирана , стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности

Ожидаемые результаты:

Таблица 1.2.1

Ожидаемые результаты

Знать

  • виды и свойства материала фоамиран

Уметь

  • контролировать  некоторые этапы работы над изделием;
  • производит тонировку и покраску материалов
  • работать с клеевым пистолетом
  • пользоваться различными видами инструментов;
  • аккуратно и бережно использовать материал;
  • содержать в порядке рабочее место;
  • представлять свои работы.

Владеть

  • различными приемами обработки ;

1.3.1 Содержание программы

«Сундучок»

  (1 год обучения,  второй модуль)

Учебный план

е

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Водное занятие

2

2

 

2

 Что такое фоамиран.

2

2

 

Тестирование

2.1

Одуванчики из фоаирана (Изготовление ободка)

12

2

 10

Представление работ

2.2

Розы из фоамирана. (Изготовление панно)

 27

2

 25

Представление работ

2.3

  Изготовление куклы из фоамирана

 17

2

 15

Представление работ

2.4

 Изготовление броши – гвоздики к 9 мая

 10

2

 8

Представление работ

3

Итоговое занятие

2

2

 

Выставка работ

Итого

72

14

58

Содержание учебного плана

1. Водное занятие

Теория:

 Вводный инструктаж, инструктаж по правилам безопасности и правилами поведения на занятиях и в Центре. Беседа о содержании работы объединения на учебный период.

2. Что такое фоамиран.

Теория:

 Информационная справка –что такое фоамиран. Виды фоамирана. Техника безопасности при работе с фоамираном. Инструменты и приспособления при работе с фоамираном. Организация рабочего места при работе с фоамираном.  

 2.1 Одуванчики из фоаирана (Изготовление ободка)

Теория: Материалы и инструменты. Рабочее место. Т.Б. Теоретические сведения по изготовлению одуванчиков.

Практика: Изготовление одуванчиков и сборка в оформлении ободка.

2.2. Розы из фоамирана. (Изготовление панно)

Теория: Материалы и инструменты. Рабочее место. Т.Б. Теоретические сведения по изготовлению роз.

Практика: Изготовление роз и сборка в оформлении композиции пано.

2.3  Изготовление куклы из фоамирана

Теория: Материалы и инструменты. Рабочее место. Т.Б. Теоретические сведения по изготовлению куклы.

Практика: Изготовление куклы.

2.4 Изготовление броши – гвоздики к 9 мая

Теория: Материалы и инструменты. Рабочее место. Т.Б. Теоретические сведения по изготовлению гвоздики

Практика: Изготовление гвоздики и сборка броши

7. Итоговое заняти

Теория:

Подведение итогов работы за учебный период (награждение учащихся с участием родителей). Планы на будущий год. Вручение приглашений на второй учебный год обучения.


1.2.1. Цель, задачи, ожидаемые результаты

(2 год обучения, третий модуль)

Содержание учебного плана

Цель:  Создание  условий  для  обеспечения развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение им знаниями и умениями изготовления изделий из фетра, формирования устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области декоративно-прикладного искусства

Задачи:

Личностные

•        формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни

Метопредметные

•        развитие мотивации к художественному творчеству, потребности в саморазвитии, ответственности, активности. аккуратнность

Образовательные (предметные):

•        умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи, создавать  сувениры  из фетра, стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности

Ожидаемые результаты:

Таблица 1.2.1

Ожидаемые результаты

Знать

  • виды и свойства материала фетра

Уметь

  • контролировать  некоторые этапы работы над изделием;
  • работать с клеевым пистолетом
  • пользоваться различными видами инструментов;
  • аккуратно и бережно использовать материал;
  • содержать в порядке рабочее место;
  • представлять свои работы.
  • выполнять ручные стежки

Владеть

  • различными приемами обработки ;


1.3.1 Содержание программы

«Сундучок»

  (2 год обучения,  второй модуль)

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Водное занятие

2

2

 

2

 Что такое фетр.

2

2

 

Тестирование

2.1

Цветочки из фетра (Изготовление заколок и резинок)

10

2

 8

Представление работ

2.2

Изготовление интерьерной подушки из фетра

 22

2

 20

Представление работ

2.3

  Изготовление интерьерной игрушки из фетра

 12

2

 10

Представление работ

2.4

  Изготовление цветочной броши

 10

2

 8

Представление работ

3

Итоговое занятие

2

2

 

Выставка работ

Итого

60

14

46

Содержание учебного плана

1. Водное занятие

Теория:

 Вводный инструктаж, инструктаж по правилам безопасности и правилами поведения на занятиях и в Центре. Беседа о содержании работы объединения на учебный период.

2. Что такое фетр.

Теория:

 Информационная справка – что такое фетр. Виды фетра. Техника безопасности при работе с фетром. Инструменты и приспособления при работе с фетром. Организация рабочего места при работе с фетром.  

 2.1 Цветочки из фетра (Изготовление заколок и резинок)

Теория: Материалы и инструменты. Рабочее место. Т.Б. Теоретические сведения по изготовлению цветов.

Практика: Изготовление цветов и сборка в оформлении заколок и резинок.

2.2. Изготовление интерьерной подушки из фетра

Теория: Материалы и инструменты. Рабочее место. Т.Б. Теоретические сведения по изготовлению подушки.

Практика: Изготовление эскиза подушки. Раскрой деталей и пошив подушки

2.3  Изготовление интерьерной игрушки из фетра

Теория: Материалы и инструменты. Рабочее место. Т.Б. Теоретические сведения по изготовлению интерьерной игрушки.

Практика: Создание эскиза игрушки, создание лекал, раскрой деталей изделия. Изготовление игрушки.

2.4  Изготовление цветочной броши

Теория: Материалы и инструменты. Рабочее место. Т.Б. Теоретические сведения по изготовлению брошки

Практика: Изготовление брошки.

7. Итоговое заняти

Теория: Подведение итогов работы за учебный период (награждение учащихся с участием родителей). Планы на будущий год. Вручение приглашений на второй учебный год обучения.


2. Комплекс организационно - педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Таблица 2.1.1

Календарный учебный график (2 модуль, первый год обучения)

Позиции

Заполнить с учетом срока реализации ДООП

Количество учебных недель

18

Количество учебных дней

36

Продолжительность каникул

-

Даты начала и окончания учебного года

13 января -15 мая

Сроки промежуточной аттестации

 23.01.20

12.02.20

02.04.20

01.05.20

10.05.20

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

14.05.20

Таблица 2.1.2

Календарный учебный график (3 модуль, второй год обучения)

Позиции

Заполнить с учетом срока реализации ДООП

Количество учебных недель

15

Количество учебных дней

30

Продолжительность каникул

-

Даты начала и окончания учебного года

15 сентября  -31 января

Сроки промежуточной аттестации

 23.09.20

12.10.20

02.11.20

01.12.20

10.12.20

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

Май

2.2. Условия реализации программы

Таблица 2.2.1

Условия реализации программы

Аспекты

Характеристика (заполнить)

Материально-техническое обеспечение

  • Особенности организации учебного процесса: занятия проводятся на базе Центра детского творчества в стационарном, типовом, хорошо освещенном и проветриваемом учебном кабинете, который отвечает всем требованиям санитарно-гигиенических норм, правилам техники безопасности, установленных для помещений, где работают учащиеся, оснащенном типовыми столами и стульями с учетом физиологических особенностей обучающихся.

Информационное обеспечение

  •  журналы, интернет-ресурсы, профильная литература

Кадровое обеспечение

  • Среднее-профессиональное, образование педагога соответствует профилю программы

2.3. Формы аттестации

Формами аттестации являются:

  • Творческая работа
  • Конкурс
  • Выставка

2.4. Оценочные материалы

Таблица 2.4.1

Оценочные материалы

Показатели качества реализации ДООП

Методики

Уровень развития творческого потенциала учащихся

  • - индивидуальная работа педагога  с учащимися;  
  • - совместная   продуктивная   и творческая   деятельность

Уровень развития социального опыта учащихся

  • Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева)

Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся

  • ««- физ.минутки;
  • - беседы;
  • - просмотр тематических фильмов;

Уровень теоретической подготовки учащихся

  • Выставка работ

Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

Анкета для родителей «Качество оказания услуг МБУ ДО ЦДТ г. Алейска»

Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации)

  •  зачетные работы
  • творческий проект.
  • Теоретические зачеты

5 Механизм контроля за реализацией программы

Система контроля и оценки достижений учащегося дает возможность педагогу   проследить динамику развития обучающегося и создать условия для его дальнейшего        развития. Контроль, за результатами обучения, как и сам процесс обучения, должен быть     непрерывным, разнообразным, дифференцированным и индивидуальным.

Входной – проверка начального уровня знаний, умений и навыков обучающегося; форма проведения: собеседование, наблюдение, творческие задания.

Текущий (рубежный) – индивидуальный контроль во время занятия с целью       усвоения знаний учащимися; форма проведения – викторины, кроссворды, игры,            практическая работа; для изучения мотивации к занятиям, творческих способностей (тесты, анкеты совместно с педагогом – психологом);

Тематический – осуществляется по окончании работы над индивидуальным          заданием, проверка практических навыков после прохождения тем; форма проведения: анализ и оценка работ, тестирование, творческое задание, комбинированный опрос, игры по вопросам теории, защита творческих работ, участие в выставках различных уровней.

 В конце каждой темы выполняется зачет, а по итогу года творческий проект. Для закрепления и тематического контроля используются различные тестирования в ходе изучения материала. Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, является выставка работ, которая оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка.  В конце каждого модуля устраивается выставка «Мои работы».

Контроль, за знаниями, умениями и навыками должен помочь закрепить знания     учащегося, расширить его кругозор, повысить собственную самооценку и веру в собственные силы.  

Способы определения результативности

 Способами фиксации результатов обучения и формами подведения итогов реализации данной программы являются:

•        проведение диагностики и фиксирование результатов учащихся на основе входящего, текущего и тематического контроля;

•        самооценка и коллективная оценка качества выполненной работы с учетом желаний учащегося;

•        опрос, рефлексия;

•        самостоятельные практические работы, викторины, игры, конкурсы по вопросам теории и практики;

•        выставки: мини-выставки, творческие, тематические.

По окончании цикла занятий каждый учащийся представляет свою работу как результат выполнения творческой задачи, поставленной в ходе изучения той или иной темы программы.  

2.5. Методические материалы

Методы обучения: Традиционно в ходе обучения используются определенные методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.

Формы организации образовательной деятельности:

  • Индивидуальная
  • Индивидуально-групповая
  • Групповая
  • Открытое занятие

Педагогические технологии:

  • Технология индивидуального обучения
  • Технология группового обучения
  • Технология дифференцированного обучения

Тип учебного занятия:

Изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактические материалы:

  • Раздаточные материалы
  • Технологические карты
  • образцы изделий

2.6. Список литературы

 

Нормативно-правовые документы:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014   № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;                                        

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Список литературы для педагога:

  1. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. –М.: Педагогическое общество России., 2002г.-164 с.
  2. Колесник С.В. Азбука мастерства. 1-4кл. – Саратов: Лицей, 2005г. – 205с.
  3. Корчинова О.В. Декоративно – прикладное искусство в детских дошкольных учреждениях. – Ростов-на-Дону : издательство «Феникс», 2002г. –  174с..
  4. С.Бернхем. 100 оригинальных поделок . М.: Мир книги,2006.- 205.с
  5. Т.Ткаченко, Н.Стародуб. Сказочный мир поделок . М.:Феникс, 2005- 180 с.
  6. Е.Е. Цамуталина. «100 поделок из ненужных вещей.»- Ярославль: Академия развития, Академия, Ко. Академия Холдинг, 2000.- 150с.
  7. Примерная программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2013.-111с.
  8. Антоначчо Мара Шьем игрушки для детей / Пер. с итал. М.С. Меньшиковой. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 96 с.
  9. Войдинова Н.  «Мягкая игрушка». М., ЭКСМО, 2004.
  10.  Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов.- 2006-140с.
  11. Гандертон Л. Энциклопедия рукоделий. - Москва. АСТ-ПРЕСС, 2004.-125с.
  12. Семенова А. Цветы из фоамирана. -  Издательство: Феникс, 2016 г.-208с.

  13. Сакки Л. Стильные украшения для дома своими руками. – Белгород. Книжный клуб, 2007. -135с.

 

Список литературы для детей

  1. Колесник С.В. Азбука мастерства 1-4 кл. Саратов: Лицей.,2005г (4 альбома для  индивидуальной работы).
  2. Лыкова И.А. Цветы для Дюймовочки. М. 2006.-205с.

 

г. Алейск 2019