: Повышение мотивации обучающихся через развитие творческих способностей.

Ситдикова Галина Андреевна

:  В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    ТЕМА:       Повышение мотивации обучающихся через развитие творческих способностей.

                                                         Ребёнок должен жить в мире творчества…».

                                                                                                 В.А.Сухомлинский

Введение:  В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. Интерес к природе творчества и творческих способностей приобрел в настоящее время особое значение в связи с развитием науки и техники и необходимостью подготовки специалистов, способных решать возникающие перед ними все более сложные задачи. Как же сделать так, чтобы сохранить желание ребенка развиваться не только в раннем детстве, но и сохранить это желание развиваться в отрочестве. И здесь в главной роли выступают педагоги, на плечи которых ложится не только умение научить и понять, но дать так называемый толчок к цели познавать мир через творчество.

Привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества как бумагопластика, развивается ряд психических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственные отношения окружающего мира, у них развивается аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Решаются и другие важные педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества и многое другое. Поэтому я выбрала именно творческое развитие детей в процессе бумагопластики приоритетным направлением своей работы. Своей целью я поставила развитие умений детей творчески применять навыки и знания, полученные на занятиях по бумагопластике, формирование общественных мотивов, воспитание инициативы, творческого подхода к делу, развитие мелкой моторики пальцев рук.


Задача - разработать систему занятий по бумагопластике для детей 5-10 лет; - выявить изменения творческих способностей детей в процессе занятий бумагопластикой.

Если дети 5-10 лет будут регулярно заниматься разными видами бумагопластики, то это будет благодаря личностно-ориентированному подходу к каждому ребенку способствовать развитию творческих способностей дошкольников и школьников младшего звена, они овладеют знаниями, умениями и осознают ценности присущие человеку в отношении труда, как важной составляющей жизни, проведения досуга, а также научаться изготавливать оригинальные подарки своим близким.
Развитие учащихся возможно лишь в системе развивающего обучения, поэтому современное обучение выдвигает пере педагогами центральную задачу -  формирование умений учиться в процессе активной познавательной деятельности и самостоятельности, что заставляет педагога искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельности.

Многие родители и педагоги пытаются, как можно раньше разглядеть в ребенке его задатки и наклонности, чтобы своевременно помочь ему их развить. Поэтому художественно-творческая деятельность детей должна быть организована так, чтобы каждый ребенок смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного образа в материале, ими способов работы с бумагой.

Обосновывая актуальность своего опыта, мы исходим из того, что в современных условиях возрастает потребность общества в людях, способны творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы.

Проблема развития творческой активности учащихся приобретает доминирующее значение в современной школе. Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики  творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребенку дается возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, дома, животных, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

В моих программах «Бумажное моделирование и Вдохновение» предусмотрены часы конструирование. Не у каждого дошкольника и младшего школьника развито пространственное и образное представление предмета. В связи с этим возникают ситуации, которые ведут к созданию ситуации не успеха и ребенок теряет интерес к предмету. Следовательно, необходимо пересмотреть всю систему работы и найти выход из этой ситуации.

В ходе деятельности пришлось столкнуться с определенными трудностями.

Анализ литературы и массовая педагогическая практика педагогов выявляет очевидное противоречие между использованием традиционной методики преподавания с опорой на идею максимальной помощи учащимся в обучении и необходимостью развития творческих способностей воспитанников в художественно-творческой деятельности.

Исходя из вышеизложенного, возникает следующая проблема: развитие творческих способностей учащихся в системе урочной и внеурочной деятельности на основе обучения бумагопластике.  

Чтобы повысить интерес к предмету, создать атмосферу творчества и расширить диапазон детского общения, я пришла к выводу, что необходимо изучать методы организации занятий,  как коллективного так и индивидуального творчества.

Прежде, чем говорить о теории развития творческих способностей детей в практической деятельности, необходимо определить понятие «способности». Так как каждый ребенок талантлив от рождения, каждый фантазер и выдумщик, только в последствии он теряет эти способности, потому, что их вовремя до конца не развили.

Заключение: Бумага – один из самых технологичных, декоративных, вполне конструктивных и притом доступных и безопасных материалов, какие только можно представить.
Бумагопластика,  как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиям, обеспечивающим эффективность развития творческой активности детей: делает возможным овладение детьми опытом самостоятельной, новой для них деятельности; создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду; обеспечивает совместную деятельность педагога и ребенка; способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности; оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности детей. Таким образом, работа с бумагопластикой является эффективным средством развития творческих способностей детей.