Искусство модульного оригами

Елина Надежда Сергеевна

Тема: «Искусство модульного оригами»

 

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами на занятии познакомимся с удивительной техникой изготовления объемных поделок из бумаги - модульное оригами и научимся изготавливать его элементы - треугольные модули. Давайте посмотрим, какие изделия можно выполнить в технике модульное оригами.(педагог приглашает детей подойти к мини - выставке поделок в кабинете).

Педагог: Ребята, посмотрите поделки. Все эти поделки выполнены из бумаги в технике модульное оригами. (Образцы)

Педагог: Давайте вспомним, как одним словом называется складывание изделий из бумаги?

Педагог: Правильно, оригами. Искусство оригами уходит корнями в Древний Китай, где была изобретена бумага. Появилось оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала — китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий. В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами — не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все мастера оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным. Из обычного листа бумаги, путем складывания его определенным образом, получаются разные изделия: птички, самолеты, кораблики, зверушки.

В технике оригами можно выполнить и самые простые изделия и очень сложные, требующие точности действий, и множества складывания листа бумаги. Посмотрите на иллюстрации. (Приложение А)

Педагог: Моделирование из бумаги стало сегодня настолько популярным, что появилась новая форма работы с бумагой - модульное оригами – сборка разнообразных красивых фигур из мелких деталей. Модульное оригами известно также как оригами в стиле 3Д, так как многие модели, выполненные в этой технике, имеют объем. Такие бумажные изделия смогут украсить любой дом или стать прекрасным подарком.

Посмотрите, ребята, все представленные вам изделия выполнены путем сборки маленьких одинаковых треугольных элементов - модулей. Чтобы научиться делать какую- либо поделку в технике модульное оригами, нам нужно научиться изготавливать треугольные модули.

 

Особенности техники модульное оригами:

-использование довольно простого треугольного модуля,

-типичный способ соединения модулей (модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.),

-очень большое количество модулей, что позволяет с большей легкостью создавать разные крупные модели со сложной структурой,

-выполнение работы по определенной схеме,

-возможность творческого подхода и создание оригинальных изделий с развитием мастерства исполнителя работы.

 

Педагог: Сегодня мы научимся изготавливать треугольные модули .

Ребята, как вы думаете, на поделку много нужно модулей или мало?

Педагог: Представьте, на некоторые работы нужны 500-1000 модулей, и если мы будем брать такие прямоугольники бумаги , как лист А-4, то много у нас бумаги уйдет на одну работу? Педагог может для лучей наглядности показать целую пачку офисной бумаги А-4(500л)

Педагог: и работа у нас получится очень большая! Куда мы ее поставим. Поэтому, чтобы меньше был расход бумаги и небольшие размеры изделий, люди придумали складывать бумагу и разрезать ее на одинаковые по размеру прямоугольники, и уже их использовать для изготовления треугольных модулей.

Поэтому и нам сначала нужно лист бумаги А-4 сложить и разрезать так, чтобы получилось 16 одинаковых прямоугольников. Из них мы сделаем 16 модулей. Но этого количества хватит нам для изготовления поделки?

Педагог: Что нам тогда делать нужно?

Педагог: Правильно, ребята. Для большинства работ нужно более 100 модулей. Поэтому возьмем это количество за цель. Т.е ., чтобы изготовить , например кружечку, нам нужно 100 и более модулей. Если из одного листа выходит 16 модулей, то нам нужно 6-7 листов бумаги А-4, из которых у нас получится 96-112 модулей. На их изготовление у нас несколько занятий. Вы готовы к такой работе?

Педагог: Я тоже думаю, что вы справитесь, ведь вы самые умелые и трудолюбивые!

И так, приступим к складыванию и разрезанию на части листа бумаги А-4.

Лист бумаги А-4 положить перед собой на стол вертикально.

1. Сложить лист пополам по ширине. Раскрыть.

2. Сложить лист пополам по длине. Раскрыть. Получился на листе крестик из линий сгибов.

3. Согнуть к центру верхнюю часть листа и нижнюю часть листа, прогладить пальцами линии сгибов. Раскрыть.

4. Согнуть к центру левую и правую части листа , прогладить линии сгибов. Раскрыть.

Посмотрите, мы поделили лист на 16 одинаковых частей.


 

Возьмите ножницы и разрежьте лист по линиям на части. Старайтесь складывать бумагу и разрезать ровно, чтобы все прямоугольники были одинаковые. Дети разрезают лист на части.

Когда дети разрежут 1 лист бумаги А-4 на части, можно провести физминутку.

Физминутка:

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – согнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре - руки шире,

пять, шесть - тихо сесть.

Семь, восемь - лень отбросим.

 

Педагог: Молодцы, ребята, немного размялись, а теперь самое время перейти к изготовлению из маленьких прямоугольников бумаги треугольных модулей. Каждый ребёнок получает от педагога один треугольный модуль, для образца.

 

Педагог: Вот из таких маленьких деталей - треугольных модулей путем определенного складывания можно получить самые разнообразные поделки. Но конечно, нудно набраться терпения и не лениться.

 

Как сложить треугольный модуль оригами.

 

Педагог показывает поэтапное изготовление треугольного модуля из листа размером А-4, проговаривая каждое действие, можно использовать для лучшего понимания и запоминания детьми образные описания.

Дети повторяют за педагогом действия - складывают прямоугольники 1/16 часть от листа А-4. Обязательно складывать ровно и аккуратно, хорошо проглаживая сгибы, следить за правильностью изготовления.

 

http://dekormyhome.ru/wp-content/uploads/2018/07/416e6b21208d90314c9a6fac072618ad.jpg

 

1. Возьмите бумажный прямоугольник. Положите его перед собой на стол по горизонтали. Сгибаем прямоугольник пополам по длине сверху вниз, сгиб получается сверху.

 

2.Сгибаем пополам по ширине и разгибаем, чтобы наметить линию середины. Получилась маленькая книжечка. Обратите внимание- сгиб по длине должен оставаться вверху.

 

3-4. Сгибаем края к середине. Стараемся получить маленький самолетик. Носик его будет остреньким вверху посередине сгиба, а края- крылья сгибаем к середине ровно, не перекрывая ее, иначе модуль будет сделан не правильно.

 

5. Переворачиваем (вернее разворачиваем наш самолетик обратной стороной к себе). Что напоминает вам вид фигуры – например, гора и ножки.

 

6-7. Поднимаем края – ножки вверх ровно по линии – нижней части горы. Получился кораблик. Поплыл наш кораблик и развернулся обратной стороной к нам.

 

8.Посмотрите, из – за горы видны уголки- ушки, давайте, их спрячем.

 

9-12.Загибаем уголки, перегибая их через большой треугольник.
Разгибаем. Снова складываем маленькие треугольники по намеченным линиям внутрь между складками.

 

13.Сгибаем пополам треугольник пополам так, чтобы все закрыть , что складывали.

 

14.Проверьте- получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка по сгибу.

 

Педагог: Ребята, вы сейчас сложили первый раз треугольный модуль. Поэтому же принципу складываются все остальные бумажные прямоугольники. Я сейчас пройду, посмотрю, все ли правильно сложили модуль, если правильно, то можете продолжать дальше складывать другие модули, те, кто ошибся, еще раз повторим этапы складывания модуля, еще раз покажу последовательность выполнения работы, пока не начнет получаться у всех.

Педагог подходит к каждому ребенку, смотрит готовый модуль, и если есть ошибки, то объясняет ребенку, где и почему он ошибся. Если сгибы плохо проглажены, на это также обращается внимание детей. Педагог еще раз показывает на большом листе этапы складывания треугольного модуля - это помогает лучше запомнить этапы работы и проверить правильность выполнения. После этого дети продолжают изготовление модулей из оставшихся бумажных прямоугольников. Педагог индивидуально подходит к тем детям, у кого не получается изготовление модуля. )

Педагог: Ребята, для изготовления поделок в технике модульное оригами требуется много модулей, поэтому, на этом занятии мы постараемся изготовить модули из нескольких листов бумаги А-4, на других занятиях изготовим нужное количество модулей для поделки, познакомимся со способами сборки модулей и изготовлением изделий по схемам.

Физминутка ( если дети устали от однообразной и трудоемкой деятельности)

Руки подняли и покачали-

это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

крылья сложили назад.

Дети изготавливают треугольные модули. Если прямоугольники с одного листа заканчиваются, дети берут следующий лист А-4 , и повторяют работу. Интереснее работать, когда бумага разного цвета.

 

Педагог: Вот, ребята , и подходит наше занятие к концу. Давайте вспомним, что мы узнали сегодня на занятии, с какой техникой изготовления поделок из бумаги познакомились.

Педагог: Чему научились на занятии?

Педагог: Сколько модулей вы сделали на занятии?

Педагог: Почему у всех вышло разное количество модулей?

Педагог: Как вы думаете, требует ли работа в этой технике от человека - аккуратности, терпения, усидчивости, целеустремленности?

Педагог: А для чего мы с вами столько модулей делаем, для чего стараемся?

Педагог: Правильно. Я думаю, на следующем занятии мы доделаем нужное количество деталей для поделки и начнем учиться способом сборки и работе по схеме. А самые старательные дети в ближайшее время порадуют своих родных красивой поделкой и сами порадуются результату своего труда. (Педагог может предложить детям (по их желанию), у кого медленно продвигается работа, изготовить часть модулей в домашних условиях, если будет время, и принести на занятие, чтобы не отставать от других детей)

На сегодня занятие окончилось.

Задание на дом: пофантазируйте и попробуйте самостоятельно сложить поделку из модулей на свободную тему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_modulnogo_origami.docx192.29 КБ

Предварительный просмотр:

23.03.2020

Тема: «Искусство модульного оригами»

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами на занятии познакомимся с удивительной техникой изготовления объемных поделок из бумаги - модульное оригами и научимся изготавливать его элементы - треугольные модули. Давайте посмотрим, какие изделия можно выполнить в технике модульное оригами.(педагог приглашает детей подойти к мини - выставке поделок в кабинете).

Педагог: Ребята, посмотрите поделки. Все эти поделки выполнены из бумаги в технике модульное оригами. (Образцы)

Педагог: Давайте вспомним, как одним словом называется складывание изделий из бумаги?

Педагог: Правильно, оригами. Искусство оригами уходит корнями в Древний Китай, где была изобретена бумага. Появилось оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала — китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий. В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами — не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все мастера оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным. Из обычного листа бумаги, путем складывания его определенным образом, получаются разные изделия: птички, самолеты, кораблики, зверушки.

В технике оригами можно выполнить и самые простые изделия и очень сложные, требующие точности действий, и множества складывания листа бумаги. Посмотрите на иллюстрации. (Приложение А)

Педагог: Моделирование из бумаги стало сегодня настолько популярным, что появилась новая форма работы с бумагой - модульное оригами – сборка разнообразных красивых фигур из мелких деталей. Модульное оригами известно также как оригами в стиле 3Д, так как многие модели, выполненные в этой технике, имеют объем. Такие бумажные изделия смогут украсить любой дом или стать прекрасным подарком.

Посмотрите, ребята, все представленные вам изделия выполнены путем сборки маленьких одинаковых треугольных элементов - модулей. Чтобы научиться делать какую- либо поделку в технике модульное оригами, нам нужно научиться изготавливать треугольные модули.

Особенности техники модульное оригами:

-использование довольно простого треугольного модуля,

-типичный способ соединения модулей (модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.),

-очень большое количество модулей, что позволяет с большей легкостью создавать разные крупные модели со сложной структурой,

-выполнение работы по определенной схеме,

-возможность творческого подхода и создание оригинальных изделий с развитием мастерства исполнителя работы.

Педагог: Сегодня мы научимся изготавливать треугольные модули .

Ребята, как вы думаете, на поделку много нужно модулей или мало?

Педагог: Представьте, на некоторые работы нужны 500-1000 модулей, и если мы будем брать такие прямоугольники бумаги , как лист А-4, то много у нас бумаги уйдет на одну работу? Педагог может для лучей наглядности показать целую пачку офисной бумаги А-4(500л)

Педагог: и работа у нас получится очень большая! Куда мы ее поставим. Поэтому, чтобы меньше был расход бумаги и небольшие размеры изделий, люди придумали складывать бумагу и разрезать ее на одинаковые по размеру прямоугольники, и уже их использовать для изготовления треугольных модулей.

Поэтому и нам сначала нужно лист бумаги А-4 сложить и разрезать так, чтобы получилось 16 одинаковых прямоугольников. Из них мы сделаем 16 модулей. Но этого количества хватит нам для изготовления поделки?

Педагог: Что нам тогда делать нужно?

Педагог: Правильно, ребята. Для большинства работ нужно более 100 модулей. Поэтому возьмем это количество за цель. Т.е ., чтобы изготовить , например кружечку, нам нужно 100 и более модулей. Если из одного листа выходит 16 модулей, то нам нужно 6-7 листов бумаги А-4, из которых у нас получится 96-112 модулей. На их изготовление у нас несколько занятий. Вы готовы к такой работе?

Педагог: Я тоже думаю, что вы справитесь, ведь вы самые умелые и трудолюбивые!

И так, приступим к складыванию и разрезанию на части листа бумаги А-4.

Лист бумаги А-4 положить перед собой на стол вертикально.

1. Сложить лист пополам по ширине. Раскрыть.

2. Сложить лист пополам по длине. Раскрыть. Получился на листе крестик из линий сгибов.

3. Согнуть к центру верхнюю часть листа и нижнюю часть листа, прогладить пальцами линии сгибов. Раскрыть.

4. Согнуть к центру левую и правую части листа , прогладить линии сгибов. Раскрыть.

Посмотрите, мы поделили лист на 16 одинаковых частей.


Возьмите ножницы и разрежьте лист по линиям на части. Старайтесь складывать бумагу и разрезать ровно, чтобы все прямоугольники были одинаковые. Дети разрезают лист на части.

Когда дети разрежут 1 лист бумаги А-4 на части, можно провести физминутку.

Физминутка:

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – согнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре - руки шире,

пять, шесть - тихо сесть.

Семь, восемь - лень отбросим.

Педагог: Молодцы, ребята, немного размялись, а теперь самое время перейти к изготовлению из маленьких прямоугольников бумаги треугольных модулей. Каждый ребёнок получает от педагога один треугольный модуль, для образца.

Педагог: Вот из таких маленьких деталей - треугольных модулей путем определенного складывания можно получить самые разнообразные поделки. Но конечно, нудно набраться терпения и не лениться.

Как сложить треугольный модуль оригами.

Педагог показывает поэтапное изготовление треугольного модуля из листа размером А-4, проговаривая каждое действие, можно использовать для лучшего понимания и запоминания детьми образные описания.

Дети повторяют за педагогом действия - складывают прямоугольники 1/16 часть от листа А-4. Обязательно складывать ровно и аккуратно, хорошо проглаживая сгибы, следить за правильностью изготовления.

http://dekormyhome.ru/wp-content/uploads/2018/07/416e6b21208d90314c9a6fac072618ad.jpg

1. Возьмите бумажный прямоугольник. Положите его перед собой на стол по горизонтали. Сгибаем прямоугольник пополам по длине сверху вниз, сгиб получается сверху.

2.Сгибаем пополам по ширине и разгибаем, чтобы наметить линию середины. Получилась маленькая книжечка. Обратите внимание- сгиб по длине должен оставаться вверху.

3-4. Сгибаем края к середине. Стараемся получить маленький самолетик. Носик его будет остреньким вверху посередине сгиба, а края- крылья сгибаем к середине ровно, не перекрывая ее, иначе модуль будет сделан не правильно.

5. Переворачиваем (вернее разворачиваем наш самолетик обратной стороной к себе). Что напоминает вам вид фигуры – например, гора и ножки.

6-7. Поднимаем края – ножки вверх ровно по линии – нижней части горы. Получился кораблик. Поплыл наш кораблик и развернулся обратной стороной к нам.

8.Посмотрите, из – за горы видны уголки- ушки, давайте, их спрячем.

9-12.Загибаем уголки, перегибая их через большой треугольник.
Разгибаем. Снова складываем маленькие треугольники по намеченным линиям внутрь между складками.

13.Сгибаем пополам треугольник пополам так, чтобы все закрыть , что складывали.

14.Проверьте- получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка по сгибу.

Педагог: Ребята, вы сейчас сложили первый раз треугольный модуль. Поэтому же принципу складываются все остальные бумажные прямоугольники. Я сейчас пройду, посмотрю, все ли правильно сложили модуль, если правильно, то можете продолжать дальше складывать другие модули, те, кто ошибся, еще раз повторим этапы складывания модуля, еще раз покажу последовательность выполнения работы, пока не начнет получаться у всех.

Педагог подходит к каждому ребенку, смотрит готовый модуль, и если есть ошибки, то объясняет ребенку, где и почему он ошибся. Если сгибы плохо проглажены, на это также обращается внимание детей. Педагог еще раз показывает на большом листе этапы складывания треугольного модуля - это помогает лучше запомнить этапы работы и проверить правильность выполнения. После этого дети продолжают изготовление модулей из оставшихся бумажных прямоугольников. Педагог индивидуально подходит к тем детям, у кого не получается изготовление модуля. )

Педагог: Ребята, для изготовления поделок в технике модульное оригами требуется много модулей, поэтому, на этом занятии мы постараемся изготовить модули из нескольких листов бумаги А-4, на других занятиях изготовим нужное количество модулей для поделки, познакомимся со способами сборки модулей и изготовлением изделий по схемам.

Физминутка ( если дети устали от однообразной и трудоемкой деятельности)

Руки подняли и покачали-

это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

крылья сложили назад.

Дети изготавливают треугольные модули. Если прямоугольники с одного листа заканчиваются, дети берут следующий лист А-4 , и повторяют работу. Интереснее работать, когда бумага разного цвета.

Педагог: Вот, ребята , и подходит наше занятие к концу. Давайте вспомним, что мы узнали сегодня на занятии, с какой техникой изготовления поделок из бумаги познакомились.

Педагог: Чему научились на занятии?

Педагог: Сколько модулей вы сделали на занятии?

Педагог: Почему у всех вышло разное количество модулей?

Педагог: Как вы думаете, требует ли работа в этой технике от человека - аккуратности, терпения, усидчивости, целеустремленности?

Педагог: А для чего мы с вами столько модулей делаем, для чего стараемся?

Педагог: Правильно. Я думаю, на следующем занятии мы доделаем нужное количество деталей для поделки и начнем учиться способом сборки и работе по схеме. А самые старательные дети в ближайшее время порадуют своих родных красивой поделкой и сами порадуются результату своего труда. (Педагог может предложить детям (по их желанию), у кого медленно продвигается работа, изготовить часть модулей в домашних условиях, если будет время, и принести на занятие, чтобы не отставать от других детей)

На сегодня занятие окончилось.

Задание на дом: пофантазируйте и попробуйте самостоятельно сложить поделку из модулей на свободную тему.


Приложение А

https://i.pinimg.com/originals/31/4c/0e/314c0e0addfa08fc69bb374af9cce274.jpg

https://cdn.mycrafts.com/i/1/5/45/3d-origami-mini-diamond-patern-fGRz-o.jpg