Методическая разработка урока на тему: " Каслинское чугунное литье. Истоки промысла"

Никитина Тамара Петровна

Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kasli.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

 «Детская школа искусств» п. Береговой»

Методическая разработка урока

Учебный предмет: «Работа в материале»

Тема урока: «Каслинское чугунное литье. Истоки промысла»

Разработала: Никитина Т.П.,

преподаватель МУДО ДШИ п.Береговой  

2019г

Тема программы: Композиция в каслинском художественном литье.

Тема урока: Каслинское чугунное литье. Истоки промысла

Для решения задач, поставленных на уроке, обучающийся должен обладать общими компетенциями:

1. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

2. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

3. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

4. Работать в коллективе и команде.

Цели урока:

Обучающая:

1. знания:

- история ремесел в России;

- виды народных художественных промыслов и их национально-культурные традиции и стилистические особенности;

- основы технологии изготовления изделий народных художественных промыслов;         

2. умения:

- определять вид и давать характеристику изделиям народных художественных промыслов;

Развивающая:

- самостоятельность мышления, внимание

- познавательный интерес к предмету

- навыки применения приобретенных знаний и умений на практике

- умение оценивать уровень своих знаний

Воспитательные:

- повышение всеобщего интереса к изучению истории и культуры родного края

- стремление к расширению кругозора

- трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе

Тип урока: урок повторения материала и обобщения знаний и навыков.

Форма организации учебного процесса: практическое занятие, игра.

Форма обучения (по количеству обучающихся) – коллективная.

Продолжительность учебного занятия – 45 мин + 45 мин (2 урока, между уроками перемена 5 мин).

Методы обучения по степени активности учебно-познавательной деятельности и приемы их реализации:

  1. Метод – информационно – сообщающий, прием: словесный рассказ, беседа; наглядный – цифровой образовательный ресурс, демонстрация презентаций.
  2. Метод – репродуктивный, методический прием – выполнение проекта, защита проекта.

Средства обучения:

  1. Материальные объекты –  АРМ.

Знаковые системы – цифровой образовательный ресурс «Каслинское чугунное литье. Истоки промысла» (приложение 1), видеоролик «Волшебство в чугуне»  (Приложения 2), карточки с вопросами (приложение 3), набор иллюстраций и фотографий (приложение 4), справочный материал (приложение 5)

  1. Логические регуляторы – теоретический уровень: принципы обучения – целенаправленности, научности, систематичности и последовательности, наглядности обучения, технологичности.

Межпредметные связи:

1. История народной культуры и изобразительного искусства.

2. Композиция прикладная.

Образовательные технологии, применяемые на уроке:

  1. Интегрированное обучение.
  2. Элементы кейс-технологии.
  3. Информационные технологии (компьютерная презентация MS Power Point).
  4. Проектная деятельность.

Литература (основная и дополнительная):

Основная:

1. Каслинское художественное литье. Екатеринбургский Музей Изобразительных Искусств. Издательство: Индиго. 2006

2. Губкин О.П. Каталог «Художественное литье XIX-XX веков». 2012

Дополнительная:

1. http://kac3.ru/

2. http://kasli-museum.chel.muzkult.ru/

Ход урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1 Организационный момент (2- 3 мин.)

  1. Приветствие (начало обобщения – первый ключ к сотрудничеству).
  2. Определение отсутствующих. Запись темы урока в журнале.
  3. Проверка готовности обучающихся к уроку.
  4. Организация внимания (обеспечить положительную обстановку для работы на уроке и психологически подготовить обучающихся к общению и предстоящему занятию).

Обучающиеся приветствуют преподавателя. Дежурный докладывает о наличии присутствующих на уроке, о готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний (40 мин)

2.1 Сообщение темы и цели урока.

Тема урока:

«Каслинское чугунное литье. Истоки промысла»

Цель урока:

1. Закрепление пройденного урока по теме:  «Каслинское чугунное литье. Истоки промысла»

Задачи:

1. Повышение  интереса к изучению народных художественных промыслов, в общем, и культуры родного края – в частности.                                                                                                                          2. Повышение образовательного уровня и расширение кругозора обучающихся, их творческого потенциала.                      

2.2 Преподаватель демонстрирует  видеоролик «Волшебство в чугуне» (Приложение 2).

2.3 Далее обучающимся предлагают разделится на две команды, т.к  урок будет проходить в виде игры – конкурса «Каслинские знатоки» (демонстрация слайдов 1,2,3 – Приложение1).

2.4 Актуализация опорных знаний проводится в виде первого этапа игры, который называется «Знатоки» преподаватель предлагает ответить на вопросы  по истории и технологии производства Каслинского чугунолитейного завода и   творчества известных каслинских скульпторов (демонстрация слайда 4 – Приложение1).

Вопросы, на которые отвечает команда, определяются случайно. Обучающиеся вытягивают их по очереди, если команда, отвечающая на вопрос затрудняется  в ответе, то  у второй команды появляется шанс ответить на вопрос соперников и заработать большее количество баллов.                                                                                                      

Примерные вопросы:

1. Какой год считается годом основания каслинского завода?

2. Какова была первоначальная продукция завода?

3. Кто первым внедрил технологию художественного литья  в Каслях?

4. Что в качестве образцов использовали каслинские мастера в самом начале?

5. Что принесло Каслям всемирную славу?

6.Какие технологические  способы  получения изделия в материале вы знаете?

7.Какой способ формовки является подходящим для получение плоских ажурных изделий?

8. Каких каслинских скульпторов вы знаете?

9. Какая скульптура является символом города Касли?

10. Кто автор скульптуры «Россия»?

11. Что выставляли на всемирной выставке в Париже в 1900г?

12. Какой технологический процесс следует после формовки?

13. О каком каслинском скульпторе из народа писал Бажов П.П. в своих сказах?

14. Работа, принесшая славу Торокину В.Ф.?

15. По проекту какого архитектора создали Каслинский чугунный павильон?

16. Каков технологический процесс получения изделия каслинского завода?

17. Какую краску используют для покраски изделий из чугуна в Каслях?

18. Кто автор памятника «Неизвестному солдату»,  установленного в Каслях?

2.5. Преподаватель комментирует ответы команд и, исходя из полноты и правильности ответов, объявляет количество баллов, набранных каждой командой.

2.1 Обучающиеся слушают, записывают тему урока в рабочую тетрадь.

2.2 Обучающиеся смотрят видеоролик и воспроизводят в памяти тему: «Каслинское чугунное литье. Истоки промысла»

2.3. Обучающиеся делятся на команды. Каждая команда придумывает себе название.

2.4 Обучающиеся отвечают на вопросы.  

Примерные ответы

1. 1747 г.

2. Различная чугунная посуда, казаны, котлы, рукомойники, лотки, утюги и разных видов чаши.

3.Зотов Г.Ф.

4. Немецкие отливки

5. Выставка в Париже, 1900г.

6. формовка по-сырому, кусковая формовка, литье по выплавляемым моделям

7. формовка по-сырому

8. Гилев А.С., Скачков О, Чиркин А.В., Аникин П.С, Манаенков С.П.  и другие

9. Конь с попоной.

10. Лаверецкий Н.А.

11. Павильон из чугуна

12. Заливка металла

13. Торокин В.Ф.

14. Чугунная бабушка

15. Баумгартен Е.Е.

16. Формовка, заливка, очистка, отжиг, чеканка, сборка (если нужно), покраска

17. Голландская сажа, готовится вручную мастерами покраски.

18. Гилев А.С.

2.5. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, считается победительницей в этом этапе игры.

3.  Практическая работа. Игра «Каслинские знатоки» (30 -35 мин.)                                               Этап «Экскурсовод»

3.1 Преподаватель озвучивает цели и задачи следующего этапа, который называется «Экскурсовод», включает в себя выполнение практического задания на проведение экскурсии по мини-выставке изделий каслинских мастеров, экспонатами которой являются наиболее известные и популярные работы из коллекции каслинского художественного литья  (демонстрация слайда 5 – Приложение1).

Выставку необходимо оформить в виде презентации.

Цели этапа:

- организовать  деятельность участников совместно с преподавателем по закреплению знаний обучающихся по изучаемой теме;

      - содействовать умению работать в команде, умению общаться, выполнять соответствующие роли; 

- содействовать работе по созданию презентации;

- обеспечить проверку и оценку знаний по теме.

Задачи этапа:

- развитие познавательного интереса обучающихся к теме.

- формирование проектной и коммуникативной компетентностей

3.2 Сценарий создания презентации для конкурса:

Каждой команде необходимо создать презентацию, состоящую из 8-10 слайдов

Преподаватель рассказывает алгоритм создания презентации:

 Каждая группа получит экспонаты - иллюстрации, изучит их, отберёт самые важные и ценные, разместит в своем «зале музея» (презентации) и проведёт для нас «экскурсию» (демонстрация слайдов 6 – Приложение1).

1.  Выбор темы и название выставки (демонстрация слайда 7 – Приложение1).

2. Подбор «экспонатов» для выставки (презентации) (экспонаты выставки, в виде фотографий и иллюстраций (приложение 4), готовятся преподавателем  заранее и предоставляются участникам игры, а они уже выбирают себе то, что им нужно для оформления презентации)

3.3 Размещение «экспонатов» в «залах музея» (слайды) (каждая команда создает свою презентацию).

Преподаватель  наблюдает за работой учащихся, при необходимости консультирует, помогает

3.4. После того, как презентации готовы командам необходимо подготовить речь экскурсовода (демонстрация слайда 8 – Приложение1).

3.5 Проведение «экскурсии»               (демонстрация слайда 9 – Приложение1).

3.1  Обучающиеся внимательно слушают.

3.2 Обучающиеся записывают алгоритм создания проекта в рабочую тетрадь.

3.3. Обучающиеся создают свои презентации

3.4. Обучающиеся готовят речь «экскурсовода» и выбирают одного человека из команды для проведения экскурсии.

3.5. «Экскурсоводы» проводят свои экскурсии, остальные внимательно слушают.

4 Подведение итогов (5 мин.)

4.1. Преподаватель озвучивает критерии оценки конкурса                                                    (демонстрация слайда 10 – Приложение1).

  • соответствие цели и теме
  • выбор рационального количества слайдов и текста из предложенного раздаточного материала
  • выбор цветовой гаммы
  • оригинальность
  • знание ассортимента каслинского литья,
  • логичность и последовательность экскурсионного рассказа,
  • яркость и грамотность речи,
  • эмоциональное воздействие на слушателей

4.2. Подводятся итоги игры, подсчитывается количество балов, определяется команда-победитель, а также называются имена наиболее отличившихся на уроке участников.

4.3. Выдача домашнего задания:                 (демонстрация слайда 11 – Приложение1).

Подготовить сообщение о каслинских скульпторах 2-ой половины ХХ века.

4.1 Обучающиеся слушают преподавателя  

                                                                            4.2. Обучающиеся принимают участие в обсуждении результатов

4.3 Обучающиеся записывают домашнее задание в рабочих тетрадях.

5. Рефлексия (2-3 мин.)

5.1 Преподаватель спрашивает обучающихся:

Что вам понравилось на уроке?

Чем запомнился сегодняшний урок?

5.1.Обучающиеся по желанию отвечают.