Проект в области декоративно-прикладного искусства "Народные промыслы"

Кирланова Лиана Георгиевна
                                                                                                                           Проект в области декоративно-прикладного искусства "Народные промыслы"
        Цель проекта- приобщение детей к русской народной культуре чере декоративно-прикладное искусство. Эта тема является сегодня актуальной, т.к современные дети мало знают историю народных промыслов, их традиции и обычаи. Данный проект вводит детей в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности. Проект "Народные промыслы", знакомит с художественной  росписью народов нашей страны, знакомит с праздниками и традициями. Дети познакомятся с Мезенской росписью, узнают чем отличается Мезенская роспись от Пижемской росписи. Узнают как  расписывали  свои подносы Жостовские мастера, как украшали посуду хохломские художники. Поект знакомит с русскими народными праздниками, обрядами.
       Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, чтобы почувствовать себя частью, ощутить гордость за свою страну, сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_oblasti_dpi.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект в области декоративно-прикладного искусства  «Народные промыслы»

Автор: Кирланова Лиана Георгиевна
Описание. Предлагаю вашему вниманию творческий проект «Народные промыслы и праздники». Данный проект будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов.
Целевая аудитория: учащиеся школы,
возраст 7 – 14 лет, родители (законные представители обучающихся).
Тип проекта: творческий;
Продолжительность: семь месяцев
Реализация проекта: во время учебного года;

Введение в проблему

Российский народ всегда славился своими умельцами. Мастерство у российских людей всегда было в почете, а те, кто обладал им, пользовались большим авторитетом. Если человек делает вещи своими руками, тратит часы в кропотливом труде, вкладывает душу, мастерство, то такие вещи особенно приятны и поднимают настроение. По желанию любой материал можно превратить в веселую игрушку, нарядное украшение, подарочный сувенир, всевозможные поделки к праздникам.
В последнее время стало очень популярно дарить различные подарки ручной работы. И это неслучайно, ведь подобные вещи значительно отличаются от стандартных, в каждой из них обязательно живет своя душа, хранится тепло, любовь и ласка создающих их человеческих рук. Подобные подарки изготавливаются при помощи различных техник прикладного мастерства из совершенно разных и порой достаточно доступных бросовых материалов.
Современные дети мало знают историю происхождения народных праздников, их традиции и обычаи. Родители не привлекают детей к изготовлению подарков, а дают уже все готовое. А как же детям узнать, сколько ждать Новый год, Рождество, Пасху, какие подарки дарить, как вести себя на празднике, чем один праздник отличается от другого? Данный проект вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, раскрытие личности, внутренней культуры, приобщение к миру искусства. Проект «Народные промыслы и праздники» познакомит с историей народных промыслов, художественной росписью нашей страны. Наш проект поможет детям и родителям стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, Рождеству, Пасхе, Масленице.

Актуальность проекта.

Приобщение детей и подростков к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя его частью, ощутить гордость за свою страну, сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности. Очень важно научить детей видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, пробовать изготовить их своими руками.
Старинная мудрость говорит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Народная культура, как память, выделяет народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку. Освоение знаний народной культуры возможно только через активную творческую деятельность обучающихся и сознательное участие в ней.
Известно, что детское творчество – явление уникальное. «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - утверждал В.А. Сухомлинский. Вот почему так важны в младшем школьном возрасте занятия художественным творчеством. Они служат улучшению качества художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. В процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.
Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей ребенка, знающего и уважающего традиции своего народа, через декоративно-прикладное творчество.
Задачи: 
• сформировать у обучающихся интерес к декоративно-прикладному творчеству;
• способствовать формированию у обучающихся знаний исторических и православных традиции, народных праздников и обрядов;
• познакомить с разными видами декоративно-прикладного творчества;
• сформировать у детей и подростков навыки ручного труда;
• научить самостоятельно изготавливать и оформлять поделки, сувениры и праздничные украшения.
Развитие предметных компетенций: 
- обобщение знаний по изучению народной и православной культуры во всем ее многообразии;
- уважительное отношение к религии, истории культуры народа, выраженной в национальных традициях.
Развитие ключевых компетенций:
- расширение сферы познавательных интересов;
- гармоничное интеллектуально-творческое развитие.

Стратегия и механизм достижения поставленной цели.

На заседаниях методического объединения секции художественной направленности педагоги обсудят темы по видам поделок и сувениров, материалу и сложности их изготовления. Изученную информацию следует донести до целевой аудитории проекта через различные формы работы: беседы, презентации, мастер-классы, конкурсы, практические занятия.
Проект реализуется  на кружке и на мастер-классах.  О проведении творческих практических занятий, мастер-классов по изготовлению поделок и сувениров оповещаются все участники проекта. средствами устной информации, объявлений. Все мероприятия проекта «Народные промыслы и праздники» вносятся в ежемесячный план работы Учреждения. К участию в мероприятиях проекта привлекаются родители (законные представители) обучающихся.

Описание проекта.

Целевая аудитория: учащиеся 7-14 лет, родители (законные представители обучающихся).
Срок реализации проекта: 7 месяцев (ноябрь - май).
Реализация проекта проходит в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе планируется проведение мероприятий в различной форме.

Подготовительный этап: ноябрь.

На подготовительном этапе осуществляется методическая, информационная и материально-техническая подготовка реализации проекта: обсуждение с педагогами на заседании методического объединения; сбор информации в сети интернет, библиотеке учреждения; подготовка презентаций; составление сметы на приобретение необходимых материалов, подбор инструментов.

Основной этап: ноябрь - апрель.

Основной этап предполагает дифференцированную работу с учетом уровня развития творческих способностей детей, а также индивидуальных особенностей, их интересов и предпочтений. Будут организованы беседы, просмотр презентаций и видеороликов по истории народных праздников, традиций и обычаев. На заседаниях методического объединения секции художественной направленности будут проводиться обучающие мастер-классы по изготовлению поделок и сувениров. Педагоги в своих творческих объединениях проведут занятия для обучающихся по изготовлению поделок и сувениров. о реализации проекта.
В течение года будут проходить выставки и экспозиции в школе,  обучающиеся примут участие в акции «Мастерская добрых дел».

Завершением проекта будет итоговая выставка работ. Итоги реализации проекта публикуются в группе ВК и на официальном сайте учреждения.

Содержание проекта.

Вся деятельность в рамках проекта строится по двум направлениям, с использованием разных форм деятельности:
- интеллектуально-познавательная: беседы, презентации, тематические часы;
- творческая деятельность:  занятия на кружке, мастер-классы, экспозиции, выставки ИЗО и ДПИ и др.
Приобщение обучающихся к изучению декоративно-прикладного творчества будет осуществляться через знакомство обучающихся с историей православных и народных праздников, с современными традициями и обычаями:
«Мастерская Деда Мороза». Новый год, как известно, является любимым праздником и детей, и взрослых. В рамках проекта дети под руководством педагогов узнают об истории и традициях празднования Нового года в России и других странах. На занятиях и мастер-классах дети, родители, педагоги научатся изготавливать новогодние поделки, сувениры и декоративные украшения. Обучающиеся смогут принять участие в выставке « Сувенир года» и районной экологической акции «Эко-елка».
«Рождественская мастерская». Обучающиеся познакомятся с православными праздниками «Рождество» и «Крещение». В мастер-классах примут участие обучающиеся на кружке.
«Масленичная мастерская». Обучающиеся узнают о празднике «Масленица», о проводах русской зимы, а также научатся делать масленичные сувениры. Для педагогов будут организованы «Творческие мастерские» для участия в поселковой ярмарке.
«Мастерская добрых дел». Для обучающихся будут проведены познавательные беседы, презентации о доброте, чуткости, помощи людям. Педагог разрабатывает эскизы открыток и поделок. В объединениях дети под руководством педагогов примут участие в акции «От чистого сердца».
«Пасхальная мастерская». Обучающиеся познакомятся с православным праздником «Пасха», узнают историю празднования Светлого Христова Воскресенья, познакомятся с пасхальными традициями , обычаями, играми.
изготовят поделки, примут участие в выставке-экспозиции «Пасхальная радость». В рамках проекта организуются мастер-классы «Пасхальный сувенир».

«Весенняя мастерская». Для обучающихся будут проведены познавательные беседы «Красота родного края», обучающие занятия и мастер-классы по изготовлению птиц, животных из бумаги.: 
Реализация проекта предполагает:
- сформировать устойчивого интереса у обучающихся к процессу изготовления поделок и сувениров;
- обучение основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении поделок;
- самостоятельное изготовление поделок и сувениров;
- возрождение и сохранение исторических, культурных и духовно-нравственных ценностей;
- приобщение обучающихся к изучению истоков народной культуры;
- возрождение народных традиций и семейных ценностей;

Предполагаемые риски и препятствия при реализации проекта:

• низкий уровень заинтересованности родителей в работе с детьми и педагогами по данной теме;
• отсутствие заинтересованности проектом;
• недостаточно материала и инструментов для изготовления поделок и сувениров;
• приостановка деятельности ввиду болезни участников проекта, карантин.


Материально-технические ресурсы: бумага, картон,краски, , компьютерное оборудование, оргтехника, видео и фотоаппаратура, расходные материалы.