Сборник заданий и упражнений для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студента ОП.02 Живопись

Митрохова Оксана Александровна

Самостоятельная работа студентов (далее – самостоятельная работа) проводится с целью: систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубления и расширения теоретических знаний; формирования умений использовать нормативную, правовую,справочную документацию и специальную литературу;развития познавательных способностей и активности студентов,творческой инициативы, самостоятельности, ответственности иорганизованности;формирования самостоятельности мышления, способностей ксаморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;развития исследовательских умений. Данное издание осуществлено с целью организации внеаудиторной самостоятельной работы выполняется студента по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.02.sz_-2020.docx46.61 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ  НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

БАРАБИНСКИЙ  ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

         «НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

О. А. Митрохова

ОП.02ЖИВОПИСЬ

Сборник заданий и упражнений

для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студента

Барабинск 2020

Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии ДПИ и НП

протокол № 1 от 01.09.2020 г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности

54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам).

Председатель ПЦК ДПИ и НП

________________________

Заведующей учебной частью _________________________

Разработчик:

МитроховаО. А., преподаватель БФ ГАПОУ НСО «НОККиИ»

Рецензенты (техническая и содержательная экспертиза):

Беляев В.И.., профессор кафедры ДПИ ИИ ФБГОУ ВО НГПУ, член СХ России.


Методические указания

Самостоятельная  работа  студентов  (далее –  самостоятельная работа) проводится с целью: систематизации  и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубления и расширения теоретических знаний; формирования   умений   использовать   нормативную, правовую,справочную документацию и специальную литературу;развития познавательных способностей  и  активности  студентов,творческой    инициативы,    самостоятельности,    ответственности   иорганизованности;формирования   самостоятельности   мышления,   способностей  ксаморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;развития исследовательских умений.

Данное издание осуществлено с целью организации внеаудиторной  самостоятельной  работы выполняется студента по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

При    предъявлении    видов    заданий   на   внеаудиторнуюсамостоятельную работу рекомендуется  использовать  дифференцированныйподход   к   студентам.  Перед  выполнением  студентами  внеаудиторнойсамостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнениюзадания,   который   включает  цель  задания,  его  содержание,  срокивыполнения,  ориентировочный  объем  работы,  основные  требования   крезультатам   работы,   критерии   оценки.   В   процессе  инструктажапреподаватель предупреждает студентов о  возможных  типичных  ошибках,встречающихся    при   выполнении   задания.   Инструктаж   проводитсяпреподавателем  за  счет  объема  времени,  отведенного  на   изучениедисциплины.

Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельнойработы  и при необходимости преподаватель может проводить консультацииза счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

Самостоятельная  работа  может  осуществляться индивидуально или группами студентов  в  зависимости  от  цели,  объема,  конкретной тематики  самостоятельной  работы,  уровня  сложности,  уровня  умений студентов.

Контроль  результатов  внеаудиторной  самостоятельной работы студентов может осуществляться  в  пределах  времени,  отведенного  на обязательные   учебные   занятия   по   дисциплине   и   внеаудиторную самостоятельную работу студентов  по  дисциплине,  может  проходить  в письменной,  устной или смешанной форме,  с представлением продукта (изделия) творческой деятельности студента.

В   качестве   форм   и   методов   контроля   внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть  использованы  семинарские занятия,  коллоквиумы,  зачеты,  тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Критериями  оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются: уровень освоения студентом учебного материала; умение   студента   использовать   теоретические   знания   при выполнении практических задач;  сформированность общеучебных умений; обоснованность и четкость изложения ответа; оформление материала в соответствии с требованиями.

К каждой изученной на аудиторном занятии теме студенту предлагается выполнение трех видов заданий: а) для овладения знаниями, б) для закрепления и систематизации знаний, в) для формирования умений.

Для подготовки заданий студенту необходимо:

  1. Внимательно прочитать вопросы (задания), ознакомься со списком предлагаемой литературы, материалами конспекта лекции по данной теме.
  2. Изучить рекомендованную преподавателем литературу и определить основные источники информации по каждому заданию.
  3. Сделать необходимые выписки или составить конспект прочитанного, отметить автора, название работы, год издания, страницу.
  4. При выявлении новых незнакомых терминов найти в словарях их значение.
  5. В случае возникновения затруднений необходимо обратиться за консультацией к преподавателю.


Задания и упражнения

Тема 1. Основы изобразительной грамоты, методы и способы графического, живописного и пластического изображения геометрических тел, природных объектов, пейзажа, человека.

        1-семестр

Задание 1. Работа со словарями и справочниками

Раскройте сущность следующих понятий: живопись, виды живописи, фреска, мозайка, жанры живописи, техники акварели, краткосрочный этюд, долгосрочный этюд, основные, составные цвета, гризайль, монохром, локальный цвет,локальные тоновые отношения, последовательность выполнения натюрморта, градации тона,общее тоновое состояние, рефлекс, цветовые и тоновые отношения, пейзаж, линейная перспектива, воздушная перспектива.

Задание 2. Аналитическая работа

Выберитекартины знаменитых художников и расставьте их по жанрам. Выполните презентацию на тему «Виды и жанры живописи». Проанализируйте творчество знаменитых художников по жанрам.

Задание 3. Выполнение упражнения

Выполните упражнения акварелью: заливка, растяжка оного цвета, растяжка двух цветов, растяжка трех цветов, впайка цвета в цвет, градация цветов, лессировка, живопись по сыром, живопись по сухому.Выполните 2-3 этюда осенних листьев, используя акварельную технику.Материалы: формат А-2,акварель.

Задание 4. Выполнениепрактического задания

        Выполните 3- 4 этюда овощей и фруктов, используя акварельную технику. Передать особенности светотени, характерные для предметов, добиться целостности.Материалы: формат А-3,акварель.

Задание 5. Выполнениепрактического задания

        Выполните этюд предмета, используя акварельные упражнения.Передать в этюде локальные цветовые отношения.Материалы: формат А-3,акварель.

Задание 6. Выполнениепрактического задания

Выполните этюд натюрморта из 2-х предметов, один из которых имеет цилиндрическую форму.Используя разные приемы работы акварелью, передать цветом объем предметов.Материалы: формат А-3,акварель.

Задание 7. Выполнениепрактического задания

Выполните натюрморт из простых по форме и окраске предметов на нейтральном фоне. Гризайль.Используя разные приемы работы акварелью, передать цветом объем предметов.Материалы: формат А-3, акварель.

Задание 8. Выполнениепрактического задания

        Выполните этюд натюрморта из 2-х предметов, один из которых имеет граненую форму.Передать особенности светотени, характерные для граненых предметов, добиться целостности.Материалы: формат А-3, акварель.

2 - семестр

Задание 9. Выполнениепрактического задания

Выполните несложный натюрморт из предметов с чистой и ясной окраской. Лессировка.Передать теплохолодность и нюансные цветовые отношения в этюде.Материалы: формат А-3, акварель.

Задание 10. Выполнениепрактического задания

Выполните натюрморт из 2 предметов на контрастном фоне.Установить гармоничную связь между контрастными цветовыми пятнами. Обратить внимание на пограничный цветовой контраст живописных масс.Материалы: формат А-3, акварель.

Задание 11. Выполнениепрактического задания

Выполните натюрморт с крынкой и овощами в теплой цветовой среде.Материалы: формат А-3, акварель.

Задание 12. Выполнениепрактического задания

Выполните натюрморт с крынкой и овощами в холодной цветовой гамме.Изучить и передать в этюде изменения тоновых отношений в зависимости от силы освещения.Материалы: формат А-3, акварель.

Задание 13. Выполнениепрактического задания

Выполните этюд весеннего пейзажа.Определить основные цветотоновые отношения и передать их в этюде пропорционально натурным.Материалы: формат А-3, акварель.

3 - семестр

Задание 14. Выполнениепрактического задания

        Выполните натюрморт овощи и фрукты в технике гуаши.Передать особенности светотени, характерные для предметов, добиться целостности.Материалы: формат А-3, гуашь.

Задание 15. Выполнениепрактического задания

        Выполните натюрморт из двух предметов, различных по  массе.Проанализировать и передать в этюде светотеневые градации. Передать рефлексную взаимосвязь предметов. Добиться целостности этюда.Материалы: формат А-3, гуашь.

Задание 16. Выполнениепрактического задания

Выполните этюд осеннего пейзажа.Определить основные цветотоновые отношения и передать их в этюде пропорционально натурным.Материалы: формат А-3, гуашь.

Задание 17. Выполнениепрактического задания

Выполните натюрморт из двух предметов, различных по форме и тону.В технике гризайль.Сгармонировать цветовые отношения в постановке и передать их в этюде, выявить рефлексную взаимосвязь.Материалы: формат А-3, гуашь.

Задание 18. Выполнениепрактического задания

        Выполните натюрморт из предметовразличных по тону, но сближенных по цвету. (Крынка, корыто, овощи или фрукты).Передать нюансное сочетание цветов, особенное внимание обратить на передачу теплохолодности.Материалы: формат А-3, гуашь.

Задание 19. Выполнениепрактического задания

        Выполните этюд с предметами быта из стекла.Передать особенности светотени, характерные для стеклянных поверхностей, добиться целостности этюда.Материалы: формат А-3, гуашь.

4- семестр

Задание 20. Выполнениепрактического задания

Выполните натюрморт из трех предметов в теплой цветовой гамме.Определить самое светлое локальное пятно, самое темное и два промежуточных тона. Передать эти тональные отношения в этюде обобщенными тоновыми пятнами. Материалы: формат А-3, гуашь.

Задание 21. Выполнениепрактического задания

Выполните натюрморт из 3 - 4 предметов призматической и цилиндрической формы.Передать в этюде локальные цветовые отношения.Материалы: формат А-3, гуашь.

Задание 22. Выполнениепрактического задания

Выполните тематический натюрморт. Соблюсти пропорции предметов в композиции. Передать цветовое единство и гармонию, создать эмоционально-выразительный образ.Материалы: формат А-3, гуашь.

Задание 23. Выполнениепрактического задания

Выполните этюд с фруктами против света.Проследить контрастные светотеневые отношения предметов в системе контражура, постараться передать их в этюде.Материалы: формат А-3, гуашь.

Задание 24. Выполнениепрактического задания

Выполните натюрморт с весеннимицветами.Изучить и передать в этюде изменения тоновых отношений в зависимости от силы освещения.

Материалы: формат А-3, гуашь.

Задание 25. Выполнениепрактического задания

Выполните этюд весеннего пейзажа.Определите основные цветотоновыеотношения и передать их в этюде пропорционально натурным.Материалы: формат А-3, гуашь.

5 - семестр

Задание 26. Выполнениепрактического задания

Выполните натюрморт с гипсовым орнаментом.Определить самое светлое локальное пятно, самое темное и два промежуточных тона. Передать эти тональные отношения в этюде обобщенными тоновыми пятнами. Материалы: формат А-3, гуашь.

Задание 27. Выполнение практического задания

Выполните этюд сложного натюрморта «Деревенский». Проанализировать и передать в этюде светотеневые градации пропорционального натурным. Передать рефлексную взаимосвязь предметов. Добиться целостности этюда.        

Материалы: формат А-3, гуашь.

Задание 28. Выполнениепрактического задания

Выполните этюд осеннего пейзажа.Определить основные цветотоновые отношения и передать их в этюде пропорционально натурным.Материалы: формат А-3, акварель или гуашь.

Задание 29.Работа со словарями и справочниками

Раскройте сущность следующих понятий: портрет, анатомия головы человека, пропорции головы, ракурс,   конструктивное построение, ракурс,   тональные отношения, цветотоновые отношения.

Задание 30. Выполнение практического задания

        Выполните этюдгипсовой  головы на светлом фоне. Гризайль. Освоить светотеневую моделировку формы приемом работы от темного к светлому.

Материалы: формат А-3, гуашь.

Задание 31. Выполнение практического задания

        Выполните этюдгипсовой  головы на темном фоне. Гризайль.Освоить светотеневую моделировку формы приемом работы от темного к светлому.

Материалы: формат А-3, гуашь.

        6- семестр

Задание 32. Выполнение практического задания

        Выполните этюдголовы модели на цветном фоне. Передать индивидуальную цветовую характеристику портретируемого. Без детальной проработки формы передать большие цветотоновые отношения головы к фону, головы к шее, частей лица между собой.

Материалы: формат А-3, гуашь.

Задание 33. Выполнение практического задания

        Выполните этюдголовына нейтральном фоне. Передать большие цветотоновые отношения головы к фону.

Материалы: формат А-3, гуашь.

Задание 34. Выполнение практического задания

        Выполните сложный натюрморт с гипсовой головой.  Освоить светотеневую моделировку формы приемом работы от темного к светлому.

Материалы: формат А-3, гуашь.

Задание 35. Выполнение практического задания

        Выполните портрет головы натурщика.Передать индивидуальную цветовую характеристику портретируемого. Без детальной проработки формы передать большие цветотоновые отношения головы к фону, головы к шее, частей лица между собой.Материалы: формат А-3, гуашь.

Задание 36. Выполнение практического задания

Выполните портрет натурщика с руками.Лепка формы, передача сильных цветовых рефлексов, приведение изображения к целостному тональному единству.Материалы: формат А-2, гуашь.

Задание 37. Выполнение практического задания

Выполните этюд весеннего пейзажа.Определить основные цветотоновые отношения и передать их в этюде пропорционально натурным.

Материалы: формат А-3, гуашь или акварель.

        7 – семестр

Задание 38.Работа со словарями и справочниками

        Раскройте сущность следующих понятий: анатомическое строение фигуры человека, конструкция, пропорции фигуры человека.

Задание 39. Выполнение практического задания

        Выполните этюд фигуры человека. Гризайль.Передать большие тональные отношения фигуры и фона, отобразить особенности пропорций и пластики модели.Передать портретное сходство, основные черты характера.

Материалы: формат А-2, гуашь или акварель.

Задание 40. Выполнение практического задания

Выполните этюд фигуры человека. Мужчина.Передать большие тональные отношения фигуры и фона, отобразить особенности пропорций и пластики модели.Передать портретное сходство, основные черты характера.Материалы: формат А-2, гуашь или акварель.

Задание 41. Выполнение практического задания

        Выполните этюд фигуры человека. Женщина.Передать большие тональные отношения фигуры и фона, отобразить особенности пропорций и пластики модели.Передать портретное сходство, основные черты характера.

Материалы: формат А-2, гуашь или акварель.

Задание 42.Выполнение практического задания

        Выполните натюрморт из 2-3 предметов быта с гипсовой фигурой контрастных по тону и цвету. Соблюсти пропорции предметов в композиции. Обратить внимание на передачу разных планов в изображении. Передать цветовое единство и гармонию, создать эмоционально-выразительный образ.

Материалы: формат А-2, гуашь или акварель.

Задание 43. Выполнение практического задания

Выполните фигуры человека  в интерьере.Передать большие тональные отношения фигуры и фона, отобразить особенности пропорций и пластики модели.Передать портретное сходство, основные черты характера.

Материалы: формат А-2, гуашь или акварель.

8 – семестр

Задание 44. Выполнение практического задания

        Выполните этюд одетой фигуры на нейтральном фоне.Передать большие тональные отношения фигуры и фона, отобразить особенности пропорций и пластики модели.

Материалы: формат А-2, гуашь или акварель.

Задание 45. Выполнение практического задания

        Выполните этюд одетой фигуры на светлом  фоне.Передать глубину пространства. Написать постановку с учетом цветового строя и характера освещения.        

Материалы: формат А-2, гуашь или акварель.

Задание 46. Выполнение практического задания

Выполните этюд фигуры человека на цветном фоне. Передать портретное сходство, основные черты характера.

Материалы: формат А-2, гуашь или акварель.

Задание 47. Выполнение практического задания

Выполните фигуры человека на пленэре.Выполнить цветотоновую моделировку фигуры в пространстве.

Материалы: формат А-3, гуашь или акварель.

Рекомендуемая литература по теме 1.:

Основная литература:

1. Макарова М.Н. Натюрморт и перспектива: Учебное пособие для художественных вузов.- М.: Академический проект, 2016. – 139 с.

2. Прокофьев, Н.И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов: уч. пос. для вузов/Н.И. Прокофьев.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2013.- 158 с., ил., табл.- (уч. пос. для вузов). ГРИФ.

3. Паранюшкин, Р.В. Композиция. Теория и практика изобразительного искусства: уч. пос. /Р.В. Паранюшкин.- 3-е изд., перераб. - СПб.: Лань, ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2017. — 102 с.: ил. – (Учебники для вузов.Специальная литература).

4. Коробейников, В.Н. Академическая живопись: учебное пособие /В.Н. Коробейников, А.В. Ткаченко; Министерство культуры Российской Федерации, Кемеровский государственный институт культуры, Институт визуальных искусств, Кафедра декоративно-прикладного искусства. - Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2016. - 151 с.: ил. - Доступ из ЭБС Университетская библиотека онлайн.

Дополнительная литература:

1. Анатомия для художников /пер. с англ.А. Степановой, И. Борисовой, Е. Ильиной и др.- М.: АСТ, 2017.- 128 с.: ил.- (Полный курс рисования)

2. Елисеев, М.А. Материалы, оборудование, техника живописи и графики /М.А. Елисеев.- М.: АСТ: Астрель, 2017.- 170 с.: ил.- (Студия художника).

3. Ковалёв, Ф.В. Золотое сечение в живописи: уч. пос. /Ф.В. Ковалёв.- ИД «РИП - холдинг», 2013.- 185 с.

4. Полный курс рисования и живописи. Все техники /пер. с англ. Л. Степановой.- М.: АСТ, 2016.- 80 с.: ил.- (Искусство рисования).

5. Полный курс рисования и живописи /пер. с англ. А. Степановой, Л. Степановой, И. Борисовой.- М.: АСТ, 2017.- 256 с.: ил.+ (+58 вкл.) - (Полный курс рисования).

6. Чаговец Т.П. Словарь терминов по изобразительному искусству. Живопись. Графика. Скульптура: Учебное пособие. – 2-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2017. – 176 с.

7. Школа живописи и рисунка. Все материалы и техники /пер. с англ. Л. Степановой.- М.: АСТ, 2016.- 80 с.: ил.- (Искусство рисования).

Интернет-ресурсы:

1. Андреев, А.А. Живопись и живописцы главнейших европейских школ [Электронный ресурс] - Электрон.дан. - Санкт-Петербург: Лань, 2013. - 614 с. - Доступ из ЭБС «Лань».

2. Булгаков, Ф.И. Наши художники. Том 1 [Электронный ресурс] - Электрон.дан.  Санкт-Петербург: Лань, 2013. - 238 с. - Доступ из ЭБС «Лань».

3. Булгаков, Ф.И. Наши художники. Том 2 [Электронный ресурс] - Электрон.дан. - Санкт-Петербург: Лань, 2013. —-301 с. - Доступ из ЭБС «Лань».

4. Булгаков, Ф.И. Художественная энциклопедия. Часть 1 [Электронный ресурс] - Электрон.дан. - Санкт-Петербург: Лань, 2013. - 440 с. - Доступ из ЭБС «Лань».

5. Булгаков, Ф.И. Художественная энциклопедия. Часть 2 [Электронный ресурс] - Электрон.дан. - Санкт-Петербург: Лань, 2013. - 352 с. - Доступ из ЭБС «Лань».

6. Васнецов, А.М. Художество (Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи) [Электронный ресурс] - Электрон.дан. - Санкт-Петербург: Лань, 2014. - 136 с. -Доступ из ЭБС «Лань».

7. Гнедич, П.П. История искусств в 3 т. Т. 1- 3 [Электронный ресурс] - Электрон. дан. -Санкт-Петербург: Лань, 2013. — 870 с. - Доступ из ЭБС «Лань».

8. Голлербах, Э.Ф. Графика Б.М. Кустодиева [Электронный ресурс] - Электрон.дан. - Санкт-Петербург: Лань, 2013. — 77 с. - Доступ из ЭБС «Лань».

9. Кожевников, В.А. О задачах русской живописи [Электронный ресурс] - Электрон.дан. - Санкт-Петербург: Лань, 2013. - 6 с. - Доступ из ЭБС «Лань».